Как наказать за жестокое обращение с детьми?

В современном праве одними из наиболее тяжких преступлений являются насильственные. Однако, многие специалисты говорят о том, что законодательство не совсем адаптировано к реалиям нашей жизни. Одно из ключевых нареканий – отсутствие специального закона о домашнем насилии. Между тем по статистике около 38% убийств женщин происходит именно во время ссор с их сожителями. В целом от домашнего насилия страдает около четверти населения страны. Среди них не только женщины, но и дети. Что делать с неадекватными родителями, допускающими жестокое обращение с детьми, разберёмся в этой статье.

Может ли родитель применять силу?

Оценки того, как нужно воспитывать детей, существенно разнятся. Профессиональные педагоги и психологи сегодня в один голос говорят о недопустимости применения силы в воспитании детей. Негативные последствия такого воспитания хорошо известны и напрямую связаны с агрессией детей и подростков, а также их противоправной деятельностью. Проще говоря – не хотите, чтобы дети стали неуправляемыми и агрессивными, не подавайте им такой пример собственным поведением.

Но это мнение педагогов, а родители следуют ему далеко не всегда. По-прежнему распространён стереотип о том, что ремень – лучший воспитатель. Он основан и на собственном опыте родителей, которых так воспитывали, и на убеждении, что другими способами детей воспитать не удастся.

Как наказать за жестокое обращение с детьми?

На практике всё это выливается в постоянные крики на детей, нередко с использованием нецензурной брани, а также в подзатыльники и шлепки. Некоторые горе родители заходят ещё дальше, применяя к своим чадам и более ощутимые насильственные методы воздействия.

Закон, в отличие от морали, не допускает различных оценок подобных действий. За оскорбление, включая нецензурную брань, виновного можно привлечь к ответственности только при обращении в суд потерпевшего. В случае с оскорблением детей их родителями таких обращение не поступает, учитывая зависимое положение самих детей от родителей. Но с соответствующим заявлением в правоохранительные органы могут обратиться педагоги или сотрудники органов опеки. На практике, только из-за словесных оскорблений (что также можно расценивать, как психологическое насилие) в правоохранительные органы данная служба не обращается. А вот при систематическом физическом насилии она обязана принять меры, включая обращение в полицию.

Куда жаловаться на жестокое обращение с детьми?

Помимо педагогов и сотрудников ООП, право заявить о жестоком обращении с детьми есть у любого гражданина, который стал свидетелем такого поведения родителей ребёнка. Это могут быть родственники, соседи и случайные очевидцы насильственных действий родителя.

Сообщить о совершённом преступлении – обязанность каждого человека. Избиение ребёнка является таким же противозаконным актом насилия, как и избиение взрослого. Виновного можно привлечь к ответственности по статье 116 УК РФ. Однако, для возбуждения уголовного дела необходимо предоставить доказательства фактов насилия. При подаче заявления в полицию его буду проверять в течение трёх дней (иногда срок проверки может быть продлён при необходимости проведения дополнительных мероприятий и экспертиз). Если факты насилия не подтвердятся, в возбуждении уголовного дела откажут.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Как наказать за жестокое обращение с детьми?

Также нужно учесть, что в УК РФ существует статья за ложный донос. Поэтому не стоит подавать заявления, которые не подкреплены документальными доказательствами, ведь родители, в адрес которых поступили обвинения, могут выступить со встречным заявлением о ложном доносе.

Доказательствами жестокого обращения с детьми могут быть аудио и видеозаписи, а также свидетельские показания. Типичные ситуации, когда крики и плач детей слышен из соседней квартиры. Прежде, чем идти в полицию, нужно записать этот плач на диктофон. Но стоит убедиться, что ребёнка действительно бьют, ведь плач может быть вызван и совершенно другими причинами. На аудиозаписи должны быть слышны крики родителей, которые оскорбляют ребёнка и угрожают ему телесными наказаниями.

Многие из таких родителей не стесняются бить детей и в общественных местах. Там их действия можно снять на видео, что будет весомым доказательством в полиции.

Помимо полиции обращаться по факту жестокого обращения с детьми можно в органы опеки и попечительства. Данная организация обязана отреагировать на любое заявление и проверить факт нарушения прав ребёнка. Сотрудники ООП не имеют возможности привлечь родителей к уголовной ответственности, но они вправе поставить семью на учёт, как находящуюся в социально опасном положении. В таком случае сотрудники ООП будут обязаны регулярно проверять данную семью, их образ жизни, бытовые условия и факты обращения с детьми. В случае, когда ребёнку будет грозить реальная опасность, ООП вправе привлечь полицию и передать ребёнка в приют, а в отношении родителей инициировать процедуру лишения родительских прав.

Читать статью  Особенности взаимоотношений в китайской семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Как наказать за жестокое обращение с детьми?

Таким образом, хотя наказать родителей за жестокое обращение с детьми по УК РФ можно только с помощью полиции, пресечь их противоправное поведение поможет и обращение в ООП.

Что грозит за насилие над ребёнком?

В зависимости от вида насилия действия виновных родителей могут быть квалифицированы по различным статьям УК РФ. Однако, когда речь идёт о воспитании детей ремнём, обычно применяется только статья 116 УК РФ «Побои». Её состав преступления заключается в насильственных действиях, причиняющих боль, но не повлёкших последствий в виде вреда здоровью.

В качестве наказания к виновным применят:

  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправительные работы на год;
  • арест на полгода;
  • ограничение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы на тот же срок;
  • лишение свободы до 2 лет.

Если при расследовании жестокого обращения с детьми будет доказано причинение вреда здоровью, то действия виновных будут квалифицироваться по статье 115 (лёгкий вред здоровью), 112 (причинение вреда здоровью средней тяжести) и 111 (причинение тяжкого вреда здоровью).

Привлечь за данные преступления могут не только родителей, но и любых других граждан, которые жестоко обращаются с детьми.

Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?

Агрессия родителей: что делать? Воспитание без наказаний

Когда речь заходит о таких понятиях, как психологическое подавление или психологическое подчинение личности ребенка, то перед нашим мысленным взором появляются образы неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, не работают, а дети являются для них балластом. По статистике, дети из неблагополучных семей действительно чаще других подвергаются грубому обращению, однако данное явление встречается и в самых обычных семьях.

Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?

Что такое психологически жестокое обращение?

А вы наказываете своих детей? Возможно, этот вопрос покажется странным — абсолютное большинство современных родителей ответит на него утвердительно, ведь воспитание без наказания невозможно. Но как отличить грубое отношение родителя, которое наносит серьезную душевную травму, от справедливого наказания или воспитательного процесса?

Когда речь заходит о ребенке, который не может оказать сопротивление, то чаще всего выделяют такое понятие, как психологическое пренебрежение. «Это последовательная неспособность родителя обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность», — объясняет психолог, член экспертного совета фонда «В ответе за будущее» Мария Холодцова. Есть и другой тип поведения, который превращается в психологически жестокое обращение для ребенка. «Это хроническая модель поведения, при которой родитель постоянно унижает, оскорбляет, издевается и высмеивает ребенка», — поясняет психолог.

Грубое обращение чаще всего протекает на фоне негативных эмоций родителя, когда тот переживает злость, ярость или безразличие. При этом родитель не просто кричит на сына или дочь, что, безусловно, само по себе разрушительно, но в словах присутствует унижение и намеренное оскорбление достоинства ребенка. Или родитель систематически игнорирует жалобы ребенка, не утешает его, понимая, как ребенок в этом нуждается, и таким образом причиняет ребенку страдания.

Давайте рассмотрим типичные примеры жестокого обращения с ребенком в обычных семьях.

Ситуация 1. Ребенок приходит из школы с очередной двойкой. Родитель принимает эту ситуацию очень близко к сердцу. Не разобравшись в причине плохой отметки, родитель кричит на ребенка, обзывая, оскорбляя и унижая его. Оправдания ребенка в расчет не принимаются. При этом родитель использует угрозы о физическом наказании.

Что чувствует в этот момент ребенок? Сильный страх и ужас. Между родителем и ребенком начинает расти пропасть непонимания, мотивация к обучению резко снижается.

Ситуация 2. Ребенок приходит из школы в слезах и с разбитым носом. В школе произошла драка. Родитель считает, что ребенок сам затеял ссору, он не интересуется подробностями происшествия, обзывает ребенка и обвиняет его в том, что тот сам виноват.

У ребенка появляется глубокое чувство вины, он и сам начинает верить в то, что только он является источником всех неприятностей.

Ситуация 3. Ребенок игнорирует очередную просьбу родителя об уборке комнаты. Родитель говорит, что более не желает общаться с ним. Бойкот длится неделю, несмотря на слезы и мольбы ребенка это прекратить. Ребенок подавлен, испытывает чувство вины, доверие к взрослому теряется.

Грубое обращение — из собственного детства родителей

«Родители всегда переносят опыт своего детства на общение с ребенком. Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Работает следующая схема: раздражающая ситуация — агрессивная реакция — чувство вины — усиление негативного отношения к себе и к ребенку — и вот „безобидный“ повод становится раздражителем, — говорит Мария Холодцова. — Нужно стараться разорвать этот порочный круг».

Научные исследования подтверждают, что психологические травмы, полученные в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие человека. Такие дети чаще испытывают трудности в школьном обучении и общении, они также могут быть подвержены депрессии.

По статистике психологически травмированные дети чаще других ведут себя агрессивно. Более того, частое столкновение в детстве с агрессией со стороны взрослого может привести к тому, что человек будет постоянно становиться чьей-то жертвой — обстоятельств или людей. Детские травмы влияют на выбор способов реагирования в опасных ситуациях — снижается уровень доверия к себе и окружающему миру в целом.

Тем не менее, ряд исследователей доказывает, что каждый ребенок обладает своим уникальным характером. Если для одного человека пережитые в детстве травмы послужат стимулом быть более выносливым, гибким и психологически устойчивым, то для другого обида на родителей станет смыслом всей его жизни.

Читать статью  Семья и брак. Семья как социальный институт, калькулятор онлайн, конвертер

Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?

Как изменить свой стиль общения с ребенком?

Так или иначе, большинство экспертов сходятся на том, что оставаться безучастным в ситуации, когда ребенок переживает психологическую травму, ни в кое случае нельзя. Родителям нужно стремиться искать пути понимания и построения добрых отношений. Первым шагом может стать осознание необходимости изменений. Дальше план действий может состоять из следующих шагов:

  1. Работа над собственным психологическим здоровьем. Режим дня, правильное питание, здоровый образ жизни, хобби, релаксация.
  2. Осознание того, что больше всего в ребенке вас раздражает, в какие моменты это происходит, что является «пусковым механизмом».
  3. Попытка остановить себя в момент начала агрессивной реакции. Это, безусловно, намного легче сказать, чем сделать. Каждый раз, когда вам удается выразить свое недовольство мягче, отмечайте это и хвалите себя.
  4. Поиск занятий, во время которых вам и ребенку будет хорошо и интересно вместе. Это может быть совместная прогулка, просмотр интересной передачи, поход на каток, занятие творчеством. Замечательно, если сначала такие занятия будут организованы опытным педагогом, который сможет выявить таланты ребенка и укрепить самооценку всех членов семьи. Постепенно этих радостных и позитивных моментов должно становиться больше, чем негативных.

К сожалению, не все люди усилием воли могут изменить собственное поведение. Работа с психологом, направленная на осознание семейной истории, особенностей своего поведения, выработку новых форм взаимоотношений с ребенком может и обязательно станет новой точкой отсчета в жизни вашей семьи и в жизни семьи ваших детей.

Три года назад в России заработал телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Работающие на нем профессиональные психологи стараются помочь всем нуждающимся в поиске решений в каждой конкретной ситуации. На телефон доверия можно звонить из любой точки России абсолютно бесплатно по номеру: 8 800 2000 122.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка. Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации. Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.

Жестокое обращение с детьми

Общие сведения

Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.

Жестокое обращение с детьми

Причины жестокого обращения с детьми

Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

  • Неполные, конфликтные семьи. Ссоры супругов, побои, уходы из дома, воспитание одним родителем, присутствие отчима, мачехи увеличивает вероятность жестокого обращения.
  • Асоциальные семьи. Малообеспеченность, тяжелые материально-бытовые условия, отсутствие постоянной работы, алкоголизм, наркомания родителей, занятие преступной деятельностью, проституцией являются факторами повышенного риска.
  • Культурно-образовательный уровень родителей. Отсутствие знаний об особенностях развития и воспитания детей, низкий нравственный, интеллектуальный уровень становятся основой для неуважительного отношения, унижения ребенка.
  • Непринятие ребенка. Нежеланная беременность, восприятие ребенка как слишком активного, непослушного, недостаточно умного проявляется агрессивным, уничижительным обращением. Часто «мишенью» становятся дети, имеющие психические, физические заболевания.
  • Перенос модели поведения. Быть жестокими склонны родители, подвергавшиеся насилию в детстве. Воспитание, включающее угрозы, запугивания, унижения, побои, расценивается как нормальное.
  • Соматические, психические заболевания. Причиной жесткости могут быть расстройства аффективной сферы родителя – психопатологические изменения личности, острые реакции на стрессовую ситуацию (развод, потеря работы), неврозы, психозы, длительные изматывающие соматические заболевания, способствующие изоляции, инвалидизации.

Патогенез

В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов. Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни. Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы. Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

Классификация

Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

  1. Физическое насилие. Предполагает преднамеренное нанесение физических страданий ребенку. Последствия – ушибы, травмы, инвалидность, гибель.
  2. Сексуальное насилие. Ребенок вовлекается в действия сексуального характера, цель которых – физическое удовлетворение, материальная выгода. Согласие на контакт не исключает случай из категории насильственных, так как дети не обладают способностью оценивать последствия.
  3. Пренебрежение нуждами. Отсутствие заботы о ребенке проявляется нарушениями эмоциональной сферы, отклонениями физического, психического развитии, соматическими болезнями.
  4. Психическое насилие. Включает периодические, длительные либо постоянные психологические воздействия, которые тормозят, искажают личностное развитие, формируют невротические, психопатические расстройства. К данному виду насилия относятся:
  • Унижение, критика. Родители открыто не принимают ребенка, говорят о неприязни, нелюбви, осуждают действия, принижают, оскорбляют, насмехаются, формируя низкую самооценку.
  • Угрозы. Ребенок постоянно подвержен обещаниям физической расправы, психологического отвержения, лишения материальных благ.
  • Изоляция. Существует жесткий контроль над общением, передвижением ребенка, практикуются «домашние аресты». При психологической изоляции родители умышленно демонстрируют холодность, равнодушие, не реагируют на речь, поступки ребенка.
  • Использование привилегий. Родители не оставляют ребенку свободы выбора. «Взрослость», способность зарабатывать деньги интерпретируется как привилегия управлять жизнью: выбирать одежду, еду, способы обучения, проведения досуга.
  • Однократное грубое воздействие. Совершается мощное психологическое влияние, формирующее психотравму.
Читать статью  Новые отношения после развода – когда и как лучше представить нового партнера своему ребенку: Инфониак

Симптомы жестокого обращения с детьми

Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

Осложнения

Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

Диагностика

Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

  • Опрос родителей.Врач-психиатр, психолог задают вопросы о семейных отношениях, особенностях поведения, настроения ребенка. Жестокое обращение предполагается, если состояние ребенка не соответствует ответам матери, отца; родители враждебно настроены, отказываются сотрудничать со специалистами; игнорируют, искаженно интерпретируют заключения врачей (травматолога, педиатра); легко становятся возбужденными, не контролируют свое поведение; испытывали жесткость от своих родителей; опровергают свидетельства очевидцев (соседей, прохожих); имеют алкогольную, наркотическую зависимость.
  • Беседа с ребенком. После установления продуктивного контакта врач расспрашивает ребенка об увлечениях, отношениях с мамой, папой, уточняет частоту насильственных действий, отказов в помощи, оценивает эмоциональные, поведенческие изменения при обсуждении травмирующих ситуаций, выясняет, есть ли у ребенка близкие люди – друзья, родственники. Результаты беседы интерпретируются вместе с заключением педиатра, психолога, травматолога, характеристиками педагогов, протоколами работников полиции.
  • Психодиагностика.Детский психолог использует опросники, проективные методы для выявления эмоциональных отклонений, коморбидных психических нарушений, симптомов, ассоциированных с острой и хронической психотравмой. По результатам определяется уровень тревожности, депрессии, агрессивности, импульсивности, риск асоциального поведения. Используются рисуночные тесты, интерпретационные методики, опросники: «Перечень детского поведения», «Детская шкала для диагностики посттравматического стресса», «Контрольный список травматических симптомов».

Лечение при жестоком обращении с детьми

Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

  1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
  2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
  3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
  4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
  5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
  6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.

Прогноз и профилактика

Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения. Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения. Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка. Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

Источник https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/kak-nakazat-za-zhestokoe-obrashhenie-s-detmi/

Источник https://www.7ya.ru/article/Krik-oskorbleniya-ugrozy-kak-izmenit-obwenie-s-rebenkom/

Источник https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/child-abuse

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *