Физическая культура в семье: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

СЕМЬЯ / FAMILY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOVEMENT ACTIVITY / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ПРОТИВОРЕЧИЯ / CONTRADICTIONS / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усаков Валерий Иосифович

В статье рассмотрены некоторые проблемы физической культуры в семье , вскрыты их противоречия и предложены пути формирования семейной политики в укреплении здоровья детей через разнообразные формы занятий физическими упражнениями. Показана роль семьи , ее социальное значение в усвоении ценностей здоровья через повышение двигательной активности . Приведены результаты педагогического эксперимента .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усаков Валерий Иосифович

Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Оценка эффективности программ семейного физического воспитания по показателям физического развития и физической подготовленности младших школьников

Формирование толерантного отношения к детям с ослабленным здоровьем в процессе физического воспитания

FHYSICAL EDUCATION IN A FAMILY: PROBLEMS AND THE WAYS OF THEIR SOLVING

The paper deals with some problems of the physical culture in a family , their contradictions are disposed and the ways of the forming the family politics in the children health strengthening with different forms of the physical exercises are offered. The role of the family , its social meaning in the mastering of the health values with the increasing of the movement activity is shown.

Текст научной работы на тему «Физическая культура в семье: проблемы и пути их решения»

УДК 74 В. И. Усаков

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СЕМЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрены некоторые проблемы физической культуры в семье, вскрыты их противоречия и предложены пути формирования семейной политики в укреплении здоровья детей через разнообразные формы занятий физическими упражнениями. Показана роль семьи, ее социальное значение в усвоении ценностей здоровья через повышение двигательной активности. Приведены результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: семья, физическая культура, двигательная активность, проблемы, противоречия, эксперимент, результаты.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена низким уровнем здоровья подрастающего поколения и недостаточным влиянием семьи на формирование его базовых основ, к которым относится физическая культура.

В основе обозначенной проблемы лежит ряд противоречий, представляющих, в обобщенном виде, абсолютную необходимость увеличения двигательной активности человека в современных условиях урбанизации, понимание ее общесоциальной и личностной сущности, с одной стороны, и многочисленными причинами объективного и субъективного характера, не позволяющих это сделать в условиях семейного образа и стиля жизни, — с другой. На раскрытие и анализ существенных противоречий, сдерживающих процесс полноценного физического воспитания, указал В. К. Бальсевич. По его мнению, «раскрытие и анализ реально существующих противоречий в процессе развития физической культуры необходимы для выяснения резервов повышения эффективности физического воспитания и физической подготовки людей. Наиболее существенными, вероятно, являются противоречия между прокламируемыми целями физического воспитания и физической подготовки и реальными возможностями их осуществления для каждого отдельного человека. » [1, с. 16].

На важное противоречие в аспекте здоровья детей обратил внимание В. Д. Сонькин. Оно связано, с одной стороны, с желанием родителей, чтобы у их ребенка было крепкое здоровье, с другой — недостаточным

Усаков Валерий Иосифович — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики детства, (Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева); e-mail: best-usakov@mail.ru

© Усаков В. И., 2015

уровнем профессиональных знаний, как это здоровье укреплять. «Согласно законам диалектики — пишет он — достичь абсолютного знания невозможно. Но и того, что мы сегодня знаем о законах роста, развития и функционирования детского организма, не так уж мало, и важно, чтобы каждый, кто работает с детьми, имел об этом представление, основанное не на домыслах и фантазиях, которых немало в газетах и брошюрах, а на строгой научной основе» [5, с. 5].

Научно обоснованную педагогическую систему развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи предложила И. М. Воротилкина. В свете рассматриваемой проблемы это еще одно методическое направление работы по повышению эффективности физического воспитания детей в условиях семьи. «Разработанная система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи и ее концептуальные положения позволяют определить и теоретически обосновать механизмы развития самостоятельности в функциональной системе двигательного поведения человека в условиях средовых факторов (микро, мезо, макро), психолого-педагогические условия и тем самым оказать педагогу помощь в физическом воспитании детей и молодежи по приобщению их к физической культуре» [2, с. 8].

В контексте представленной статьи физическая культура выступает как всеобщий феномен сферы деятельности человека, где происходит создание, накопление, трансформация (освоение) ценностей здоровья, творческого, интеллектуального и физического развития, духовного становления личности [6]. Ее роль и значение в жизни общества и конкретного человека определяется, с одной стороны, высокими общественными ориентирами, с другой, — отношением конкретно каждого человека к своему здоровью, уровню своей физической подготовленности, личностному статусу.

Как показывают практика и социологические исследования, в структуре семейных общекультурных ценностей доля физической культуры пока еще невелика [3, с. 59 — 72; 4, с. 110—116]. Это связано, в первую очередь, с двумя важнейшими показателями благополучия современной семьи: уровнем финансового достатка и количеством совокупного свободного времени всех ее членов. Эти базовые основы, лимитирующие перспективы развития любой личности, в свете семейного образа и стиля жизни занимают важное место. Однако при всех трудностях экономического характера не менее важной основой благополучия каждого члена семьи остаются крепкое здоровье и уровень его профессиональных компетенций. В этом аспекте физическая культура рассматривается как безальтернативная сфера деятельности, способная вне зависимости от уровня платежеспособности семьи создать прочные предпосылки и заложить фундамент крепкого здоровья.

Известно, что в основе формирования ценностей физической культуры личности лежат общекультурные и профессиональные знания. Их освоение происходит в условиях как накопления жизненного опыта, так и в специально организованном образовательном процессе. Знание целей и задач, средств

и методов, форм присвоения нового знания приводит человека к овладению жизненно важными ценностями, к коим и относится здоровье.

Укрепить здоровье можно лишь в случае системного и последовательного освоения движений. Решить эту задачу призвана система физического воспитания, первичным структурным звеном которой является семья.

В процессе педагогического эксперимента, проведенного более чем в 500 семьях, изучалась динамика двигательной активности детей, базирующаяся на использовании основных форм физической культуры.

Читать статью  Отношения между матерью и сыном: тесная психологическая связь | Фактор Роста

Суть эксперимента заключалась в том, чтобы проверить и подтвердить гипотезу о том, что специально полученные родителями знания по укреплению здоровья детей в семье позитивно изменят качественные характеристики структуры двигательной деятельности детей, повысят их двигательную активность, а, следовательно, и укрепят их здоровье.

Для решения поставленной задачи была разработана программа родительского лектория, в которой на основе общетеоретических положений физической культуры родители могли освоить элементарные методики и технологии работы с детьми в условиях семейного воспитания.

В программе лектория внимание родителей акцентировалось на семейных формах организации, совместной деятельности, интеграции физкультурной практики с другими видами семейного отдыха — экскурсиями, посещением развлекательных учреждений, выставок, спектаклей.

Лекторий проводился в условиях дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации комплексной целевой программы «Создание и функционирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении» [6].

До начала проведения лектория родителям было предложено ответить на вопрос: «В каких формах семейного отдыха систематически участвуют Ваши дети и Вы сами?»

Было предложено 12 основных форм семейного физического воспитания, в которых в той или иной мере идет формирование основ семейной физической культуры.

Результаты опроса показали, что в среднестатистической семье ведущей формой семейной физической культуры являются подвижные игры.

Их доля в общей структуре других форм составила на начало эксперимента 76,0 %. В 60,7 % семей дети катаются на велосипедах и самокатах.

В спортивные секции ходят 31 % детей, 20,1 % посещают плавательный бассейн, 12,2 % катаются на лыжах, 8,7 % — на коньках, 11,2 % делают по утрам гигиеническую гимнастику. При этом 35,2 % родителей подают им личный пример, 29,7 % вооружают детей знаниями о физической культуре, читая им сказки, рассказы, проводя с ними беседы.

В то же время лишь 8,3 % родителей посещают совместно с детьми спортивные зрелища и 5,9 % участвуют в семейных стартах.

Представленная картина — результат сложившейся в обществе практики пропаганда! физической культуры в целом, ее различных направлений:

— оздоровительного, спортивного, адаптивного, профессионально-прикладного, образовательного, воспитательного;

— уровня развития физической культуры и спорта в семейном звене системы физического воспитания. При этом объективные данные, характеризующие уровень здоровья детей в целом не удовлетворяют ни родителей, ни общество.

Проведенный эксперимент по вооружению родителей системой базовых знаний семейного физического воспитания позволил получить значительный прирост всех изучаемых показателей. При этом следует отметить, что структура качественных характеристик двигательной деятельности детей в семье не претерпела существенных изменений.

Так, по-прежнему в большей части семей дети занимаются подвижными играми. Таких семей стало на 5,9 % больше. На 7,6 % больше детей стало посещать бассейн, на 14,4 % больше делать утреннюю гимнастику, на 7,9 % больше ходить на лыжах.

Более чем на 20 % больше детей стало кататься на велосипеде и самокате.

Значительно увеличилось количество семей, участвующих в семейных стартах, — их стало на 13,5 % больше.

На 15 % больше родителей стало подавать детям личный пример в занятиях физической культурой.

В два раза увеличилось количество родителей, читающих и рассказывающих детям о физической культуре и спорте. При этом занимающихся детей лечебной и корригирующей гимнастикой стало на 1,5 % меньше.

В результате проведенного эксперимента нашла свое логическое подтверждение гипотеза о том, что системное использование родителями знаний о роли и месте физической культуры в структуре семейных форм физического воспитания создает позитивные предпосылки формирования основ семейной физической культуры.

1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

2. Воротилкина И. М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи: автореф. дис. . докт. пед. наук. Омск. 2007. 43 с.

3. Гендин А. М., Майер Р. А. Студенты о здоровом образе жизни: идеальные представления и реальная ситуация / / Проблемы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи и детей дошкольного возраста: материалы респ. научн.-практ. конф. Красноярск. 2005. С. 59 — 72.

4. Самсонова Е. А., Ефимова Е. Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни / / Социологические исследования. 2007. № 11. С. 110 — 116.

5. Сонькин В. Д. Законы растущего организма. М.: Просвещение, 2007. 160 с.

6. Сережникова Р. К. Ценностно-синергетический подход к организации педа-

гогического процесса в высшей школе / / Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77-80.

7. Усаков В. И. Комплексная целевая программа «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении». Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. 32 с.

Usakov Valeriy I.

FHYSICAL EDUCATION IN A FAMILY: PROBLEMS AND THE WAYS OF THEIR SOLVING

(Krasnoyarsk state pedagogical university named after V. P. Astafyev, Krasnoyarsk)

The paper deals with some problems of the physical culture in a family, their contradictions are disposed and the ways of the forming the family politics in the children health strengthening with different forms of the physical exercises are offered. The role of the family, its social meaning in the mastering of the health values with the increasing of the movement activity is shown.

Keywords: family, physical education, movement activity, problems, contradictions, experiment, results.

1. Bal’sevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka (Ontokineziologiya person), Moscow, Teoriya i praktika fizicheskoi kul’tury, 2000. 275 p.

2. Vorotilkina I. M. Pedagogicheskaya sistema razvitiya samostoyatel’nosti v dvigatel’noi deyatel’nosti detei i uchashcheisya molodezhi (Pedagogical system of self-sufficiency in the motor activity of children and youth), thesis abstract. Omsk, 2007. 43 p.

3. Gendin A. M., Maier R. A. Students about healthy lifestyles: the perfect presentation and the actual situation [Studenty o zdorovom obraze zhizni: ideal’nye predstavleniya i real’naya situatsiya], Problemy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni uchashcheisya molodezhi i detei doshkol’nogo vozrasta: materialy resp. nauchn.-prakt. konf (Problems of a healthy lifestyle for students and preschool children: Materials of the Republican Scientific and Practical Conference), Krasnoyarsk, 2005, pp. 59 — 72.

4. Samsonova E. A., Efimova E. Yu. Youth Tula: value orientations and the realities of everyday life [Molodezh’ Tuly: tsennostnye orientatsii i realii povsednevnoi zhizni], Sotsiologicheskie issledovaniya, 2007, no. 11, pp. 110—116.

5. Son’kin V. D. Zakony rastushchego organizma (Laws of the growing organism), Moscow, Prosveshchenie, 2007. 160 p.

6. Serezhnikova R. K. Value-a synergistic approach to organization of educational process in higher school [Tsennostno-sinergeticheskiy podkhod k organizatsii pedagogiches-kogo protsessa v vysshey shkole], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 77—81.

7. Usakov V. I. Kompleksnaya tseleoaya programma «Sozdanie i funktsionirooanie zdoroo’e-sokhranyayushchei sredy v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii» (Complex target program «Establishment and operation zdorovesohranyayuschey environment in preschool educational institution»), Krasnoyarsk, KGPU im. V. P. Astaf’eva, 2005. 32 p.

Влияние физической культуры на формирование семейных ценностей

Аннотация: В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Читать статью  Власть в семье: модели, сценарии и просто счастье - Азбука воспитания

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Семья формирует духовную сферу человека, развивает его добродетели, приобщает к миру культуры.

Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в детском саду и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Не маловажным фактом в формировании семейных ценностей является пропаганда здорового образа жизни среди детей, молодежи и их родителей. Не зря говорится: «Здоровая семья это залог будущего нашей страны».

Мероприятия по формированию семейных ценностей проводятся в каждом образовательном учреждении. Ежегодно, согласно программам, инструктора по физической культуре и воспитатели проводят мероприятия «День Матери», «Спортивная Семья», «День защитника Отечества». В процессе таких мероприятий семья становится сплоченной, родители помогают детям и наоборот. Уважение друг к другу, забота формируют базовую часть семейного кодекса семьи. Семья играет важную роль не только в воспитании детей, но и в жизни страны. Родители благодаря семейным ценностям могут сделать своего ребенка успешным, стремительным человеком, уважающим общество. Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации.

Так, после почти 30-летнего перерыва, был подписан закон о возрождении в стране физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Программа ГТО направлена на развитие массового спорта и его доступность для людей разного возраста и состояния здоровья. Основным результатом этой программы стало у детей: повышение интереса к физическим упражнениям и спорту, к здоровому образу жизни. Показательные выступления школьных команд на районном уровне, желание посещать спортивные секции и кружки, активно участвовать в спортивных мероприятиях, более осознанно заниматься физкультурой совместно с родителями, как следствие повышение иммунитета, снижение заболеваемости и положительная динамика физического развития.

У родителей: повышение интереса к физическим упражнениям и спорту, к здоровому образу жизни, создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений педагогов с родителями, активное участие в образовательном процессе.

Сегодня здоровый образ жизни в моде и уже с детства родители, занимающиеся спортом, становятся примером для своих детей. Большую популярность набирает семейный фитнес. Спортивные клубы приглашают всех желающих провести время с пользой для здоровья. Главный плюс таких занятий в том, что и папа, и мама, и ребенок могут заняться спортом одновременно, отвлекшись от повседневных проблем. Семейный фитнес помогает лучше понять и почувствовать друг друга, в то же время эффективно снять напряжение, стресс, зарядиться энергией и позитивом. Совместные занятия фитнесом позволяют родителям и детям быть в одинаковой роли – роли учеников. Если в семье не хватает общения на равных или, наоборот, детям нужна дисциплина, родители своим примером могут показать, как нужно слушаться тренера или учителя.

Занятия фитнесом с детьми – особое направление, которое с раннего детства приучает подрастающее поколение к здоровому и активному образу жизни, формирует семейные ценности, дает дополнительную мотивацию, помогает раскрыться полнее, одновременно ребенок получает важный опыт социализации.

В нашем городе вот уже второй раз проводят спортивный семейный праздник «Все на спорт», в котором могут принять участие все желающие. Спортивный праздник направлен на привлечение внимания к бегу, как одному из самых доступных и эффективных видов физической активности.

Дети наравне со своими папами и мамами демонстрируют настоящую легкоатлетическую подготовку, принимают участие в семейных эстафетах и просто отдыхают со своими родителями. Особенно хорошо, если в таких мероприятиях участвуют приемные семьи. «У каждого приемного ребенка внутри сидят сомнения: любят ли меня так же, как кровных детей? А когда родные и приемные дети вместе готовятся к чему-то, репетируют, выступают командами, эта разница вообще не заметна. В ежедневной суете найти точки соприкосновения для всех членов семьи бывает непросто. Праздники – это традиции, а они, как известно, дают ощущение стабильности и постоянства. Совместные мероприятия убеждают детей в крепости и устойчивости семьи, поднимает родительский авторитет. Командный дух дисциплинирует и объединяет взрослых и детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1984, 250 с.

2. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М. : Просвещение, 1986.-96 с.

3. Вильчковский Э. С. Развивайте двигательные функции у детей — Киев: Здоровье, 1986.-205 с.

4. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. — Киев: Здоровье, 1986.-177 с.

5. Давыдов, В. Ю. Новые фитнесс-системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь) [Текст] : учебное пособие/ В. Ю. Давыдов, А. И. Шамардин, Г. О. Краснова; Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, ВГАФК. – 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.- 284с.

5. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. — М. : Физкультура и спорт,1970.-200 с.

6. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М. : Просвещение, 1985.-271 с.

7. Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада М., «Просвещение», 1968, 57 с

8. Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста- М. : Просвещение, 1978.-160 с.

Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры «Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры». Одним из средств,.

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возрастата. Здравствуйте, меня зовут.

Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ. Е. С. Пляскина Воспитатель КГКУ «Лесосибирского детского дома» ФГОС ДО дает нам возможность.

Формирование осознанного понимания значения семьи; принятие семейных ценностей «Семейное хозяйство» Цель: рассмотреть из чего складывается семейное хозяйство и домашний труд, познакомить с особенностями распределения.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях ФГОС ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Отчет из опыта работы: «Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников. Работа с родителями» Здравствуйте, уважаемые коллеги. я представляю вашему вниманию доклад на тему: «Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников.

Положительное влияние физической культуры на организм ребёнка! Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается.

Работа детского сада по формированию семейных ценностей. Положение о детско-родительском клубе «Семейный очаг» Работа детского сада по формированию семейных ценностей. Семья — это школа, где человек учится, как жить в обществе, поэтому воспитание.

Читать статью  Редкие кадры: принц Арчи вместе с Меган Маркл и принцем Гарри на праздновании Дня независимости | ELLE

Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это.

Проблема в семье из за спорта

Тема для обсуждения

В молодежном спорте много положительных моментов. Занятие спортом обеспечивает здоровые привычки и дисциплинированность, воспитывает настойчивость и целеустремленность.

Спортивные залы могут стать хорошим вариантом для совместных встреч родителей и детей, где можно расслабиться и повеселиться.

Предложение, от которого трудно отказаться

Несколько лет назад мне позвонил тренер известной футбольной команды и сообщил, что моего сына-подростка приглашают присоединиться к ним – на год раньше, чем большинство мальчиков его возраста.

После первого приступа гордости я задумалась, как эта честь может повлиять на нашу семью. У нас было трое детей, и до того момента спорт был занятием низкой интенсивности, которое легко вписывалось в наше понимание сбалансированной семейной жизни.

В отличие от этого, обязательства новой команды казались огромными: тренировки три дня в неделю, игры в субботу и воскресенье, и самостоятельные тренировки каждый будний день. Убежденные, что наша семья справится, мы сказали «да» футболу и тем самым вступили в эпическую борьбу между спортом и семейной жизнью.

На протяжении многих лет мы видели, как одно семейное мероприятие за другим склоняют голову перед молодежным спортом. Ужин в кругу семьи, чтение перед сном, посещение бабушкиного дома, домашние дела, игры на заднем дворе, выездные прогулки на природе, туристические походы, школьные каникулы – все это попадает в спортивный график сына.

Противодействие системе

Семейная жизнь в угоду спорту?

Иногда легче увлечься спортом, чем развивать более разнообразные виды деятельности и интересы семьи. Многие так делают. Детский спорт настолько укоренился в нашей культуре, что ребенок, который не участвует в нем, считается «идущим не в ногу».

Во-первых, кое-что проясним. Вы проповедовали своим детям все ценности спортивной жизни: настойчивость, решимость, верность команде, жертвы ради более высокой цели. Затем вы объявляете, что вся семья на весенние каникулы собирается посетить родственников, живущих в другом городе, и пропускает предсезонные футбольные турниры. Дети слышат неоднозначное послание: «Мы следуем правилам, за исключением тех случаев, когда нам подходит иное». И не забывайте гнев тренеров, когда ваша семья «вырывается из стаи».

Стоит ли делать это?

У меня было несколько лет, чтобы подумать о семейной жизни, которую мы упустили из-за нашей приверженности к молодежному спорту. Мы почти никогда не пропускали игры или тренировки; мы участвовали в сборе средств, встречах команды, поездках на выходные. Всё из лучших побуждений. Со временем детско-юношеский спорт стал центром, вокруг которого вращалось все остальное, и слишком большая часть неспортивной стороны жизни просто исчезла.

Один друг недавно сказал мне, что он, его жена и трое детей проводят свой первый отпуск вместе. Позже он признался, что поездка прошла не так, как планировалось: его жена взяла с собой двоих детей в отпуск, а он взял свою дочь, чтобы она смогла сыграть на волейбольном турнире. Как соотнести спортивный опыт дочери с семейной поездкой, которой не было?

А вот еще один случай, о котором рассказала девушка, работающая в соседнем отделе нашего офиса. Назовем ее Люда. Она вышла замуж за молодого талантливого спортсмена. Первое время все было хорошо, и она терпеливо ждала его в периоды тренировочных сборов и соревнований. Но в какой-то момент Люда ощутила изменения в их отношениях, а вскоре после этого «доброжелатели» сообщили ей о его романе со спортсменкой из женской команды мастеров.

В откровенном разговоре с мужем тот не стал ничего отрицать, и сказал, что им нужно разойтись, так как он любит другую. Люда осознавала, что это неправда, но как найти нужные слова, чтобы он это понял? Коллеги по работе, узнав о случившемся, подсказали ей зайти на AnnaBlog и найти нужные доводы. В конце концов девушке удалось вернуть мужа в семью, но прецедент-то есть!

Установка приоритетов и поиск баланса

Покопавшись в психологической и педагогической литературе, прямо или косвенно затрагивающей нашу проблему, я пришла к следующим выводам. Если вы чувствуете, что занятия спортом ваших детей или одного из супругов подавляют вашу семейную жизнь, пора присмотреться.

Семейные предпочтения

Запишите ожидания каждого в разделе «События, которые мы не хотим упускать». Лучше всего вы можете сделать это при участии каждого члена семьи на семейном собрании. Будьте как можно более конкретными. Записывайте и большие, и маленькие предстоящие события, например, «в гости к родственникам», «на рыбалку», «поездка к другу», «откровенный разговор у камина, тема для обсуждения», «общественная работа» и т.д. Это будут те впечатления, что составят основу и оставят теплые воспоминания о вашей семейной жизни.

Учет времени

Отслеживайте время, которое ваша семья посвящает спорту в среднем за месяц. Отметьте в календаре цветными маркерами «блоки» каждого дня, посвященные тренировкам и соревнованиям. Выделите пропущенные семейные ужины и отклоненные приглашения из-за спортивных причин.

Изложение всего этого на бумаге может стать для вас шоком из-за растущего числа обязательств, которые берут на себя семьи, сами не осознавая этого.

Баланс «спорт – семья»

Оцените относительное внимание, которое вы уделяете неспортивной семейной жизни и занятиям спортом. Глядя на свой запас времени, задайтесь вопросами:

  • Сколько на самом деле свободного времени у нашей семьи?
  • Делаем ли мы наш список «Не пропустить» приоритетным?
  • Остается ли у нас энергия для важных неспортивных занятий?
  • В какую сторону – «спорт» или «не спорт» – склоняется соотношение в долгосрочной перспективе?

Поиск правильного баланса

Осведомленность – это первый шаг к восстановлению здорового баланса в семейной жизни. Как только вы определили проблему, вы начнете видеть решения. Вот несколько советов:

  • Учитывайте индивидуальные потребности каждого юного спортсмена. Их интерес к спорту пропорционален времени, которое они ему уделяют? При необходимости откажитесь от множества обязательств в отношении некоторых юных спортсменов вашей семьи.
  • Установите ограничения на то, сколько времени с семьей вы будете посвящать детско-юношескому спорту.
  • Планируйте заранее. Будьте более внимательны в планировании семейных мероприятий. Смотрите вперед и определите, какие вечера и выходные дни не запланированы.
  • Установите приоритеты. Решите, какие виды деятельности в семье кажутся наиболее важными в общей схеме.
  • Будьте откровенны с тренерами. Решите проблему баланса между семьей и спортом в разговоре с тренерами. Вынесите вопрос на обсуждение по поводу предсезонных встреч.

Самое главное, помните, что вы воспитываете великого человека, а не просто великого спортсмена.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-v-semie-problemy-i-puti-ih-resheniya

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-fizicheskoi-kultury-na-formirovanie-semeinyh-cenostei.html

Источник https://www.fizkulturaisport.ru/sport/897-sport-ili-semya-tema-dlya-obsuzhdeniya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *