Социализация личности в современном мире.

Елена Есина
Социализация личности в современном мире.

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества. В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т. е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Выбрав данную тему, я стремлюсь раскрыть для себя, понимание личности в обществе. В современном мире для того что бы найти конкретный ответ на вопрос, зачастую приходится ответить на множество других вопросов. Так же и в моей теме: для начала нужно задать себе вопрос, что же есть социализация и личность.

Социализация

Общеизвестно, что процесс социализации играет определяющую роль в

формировании личности. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:

a) Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

b) Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

c) Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

d) Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

После трудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. В общем, социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

Обдумав, я обратила внимание, что социализация это так же процесс получения основных навыков для жизни в социальной среде. Социальная среда для меня это моя семья и окружающие меня люди — друзья, коллеги и другие.

Личность

Личность — это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Существует множество определений личности например :

Читать статью  Саморазвитие — Психология человека

1)Ковалёв А. Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. 2)Асмолов А. Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Личность неотделима от общества. Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность — созидатель общественного богатства.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера, в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Социализированные личности это — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований и психически аномальные личности.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Поразмышляв на данную тему, что такое личность я пришла к выводу, что она присуще каждому человеку. Каждый в обществе выступает как личность у каждого своя роль, а так же у всех свои действия в определенных обстоятельствах. Я думаю понятие «личность» можно рассмотреть как: совокупность привычек и предпочтений. А так же могу сказать, что личностью не рождаются — личностью становятся.

Современный мир

В современном мире социализация происходит в рамках определенных институтов, которые осуществляют функцию трансляции социального опыта и установок, накопленных предыдущими поколениями. Кроме того, функцией является поддержание взаимодействия между личностями с целью содействия в передаче индивидуального опыта и ценностных ориентаций. Все это должно способствовать как личностному развитию индивида, так и его становлению в качестве члена того или иного общества. Многие не уделяют внимание на духовные предпосылки труда, его ценным основаниям и значению как фактора социализации. Но рассматривают трудовой деятельность как категорию экономики, она представляется нам весьма поверхностной и односторонней.

Любое социальное воздействие, возникающее в процессе трудовой деятельности, должно способствовать нравственному обновлению вовлеченных в него индивидов, усвоению ими определенных этических установок общества, что в определенной степени и представляет конечную цель социализации. Таким образом, происходит развитие личности, вовлечение ее в систему социальных ценностей и норм. Подобная адаптация означает усвоение важнейших аспектов общественной жизни, а следовательно, постепенную социализацию.

Современном мире социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Так же в современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно-смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновационному поведению.

Современный мир полон разных компьютерных технологий и зачастую, в связи с этим, личность (человек) прячется от общества, от живого общения в сетях интернета. Я считаю, что без влияния общества на человека не может происходить социализация личности. А так же социализация личности в современном мире в значительной степени представляет собой противоречивый, часто неконтролируемый процесс. Подобные противоречивость и стихийность в формировании базовых социальных ценностей и моделей поведения могут привести к разрушительным последствиям как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Итогом данной темы является то, что на всех этапах развития общества в нем происходят процессы, определяющие как саму сущность имеющейся в тот или иной момент времени социальной реальности, так и особенности развития составляющих данное общество личностей.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. В итоге социализация личности в современном мире на прямую зависит от достижений общества.

Читать статью  7. Культура как мир человека, как способ самопознания и саморазвития личности. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Феномен “образованщины” в нашем обществе.

На данном этапе общество подвергнуто интенсивному развитию цифровых технологий, которые влияют на адаптацию и социализацию личности в обществе. Я приводила примеры, доводы социализации личности в современном обществе и по моему мнению, духовность в нём откинута на задний план, сделав приоритетом экономическую направленность развития.

Я считаю что бы решить проблемы социализации каждый человек должен понять, что гаджеты не смогут заменить «живое» общение. Нужно больше проводить времени в кругу родных и друзей, общаться, делиться, не быть замкнутыми. Так же полезно читать книги и знать, что происходит в регионе, в стране и в мире. Ведь это саморазвитие.

Аналитический отчет «Педагогическая деятельность в межаттестационный период» Объект анализа. Педагогическая деятельность в межаттестационный период. Предмет анализа. Система психолого-педагогических условий формирования.

Выступление на педсовете «Особенности формирования основ безопасной жизнедеятельности» Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях,.

Социализация как процесс самореализации

Социализация личности является процессом самореализации, так как позволяет каждому человеку не только приобрести опыт и полезные навыки, но и реализовать себя и найти свое место в обществе. Понимание основания социализации и самореализации, как преобразовательного действия, помогут лучше разобраться в данном процессе.

Содержание статьи

Социализация как процесс самореализации

  • Социализация как процесс самореализации
  • Какую роль в воспитании играе социализация
  • Социализация как процесс адаптации

Основы социализации

Социализация личности – это процесс складывания главных параметров личности человека на основе воспитания, обучения и усвоения социальных ролей. Именно через социализацию происходит самореализация индивидуума, то есть наследование и преобразование им социального опыта и превращение его в личные установки, способности и навыки.

Основанием процесса социализации является активно-преобразовательная деятельность человека, которая помогает включиться ему в общественную жизнь, освоить способы практической деятельности, сформировать социальные связи. По своему существу социализация является самореализацией личности в процессе ее деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что успешность социализации зависит от активного участия индивидуума в творческо-преобразовательном процессе. Так как социализация личности охватывает весь период жизни человека, получается, что самореализация также продолжается всегда. Даже если личность не желает изменяться или участвовать в чем-либо, она все равно в какой-то мере реализует себя. Однако каждая личность делает это в разной степени, что обусловлено воспитанием, культурой и личностными характеристиками.

Самореализация как преобразовательное действие

Самореализацию, являющуюся частью социализации, можно назвать потребностью человека, которая помогает ему преобразовывать свою личность. Человек должен найти свое место в обществе и жизни, выразить себя в мире наиболее ярким способом и чувствовать удовлетворение от реальности. Такое желание побуждает индивидуума развивать свои способности и использовать их на благо других, показывая тем самым свои сильные стороны.

Таким образом, социализация помогает индивидууму реализовать себя, пользуясь принятыми в обществе нормами и тенденциями. Становясь частью общества, человек начинает понимать его нравственные нормы и предпочтения, что позволяет ему использовать данную информацию в своих целях. Это помогает выбрать наиболее подходящую тактику поведения, которая будет отмечена другими личностями. Однако самореализация может иметь более скрытый характер. Социализация личности может выявить ее склонность к более спокойному существованию, при этом поиск своего места для человека заключается не в успешности в глазах других, а в комфортном ощущении самого себя. Все это дает основание полагать, что социализация личности является процессом самореализации, что помогает человеку ощущать себя в обществе наиболее комфортно.

Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности

Логачева, Н. В. Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности / Н. В. Логачева, Е. Ф. Плындина, О. А. Козырева, С. П. Чернышенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2429/ (дата обращения: 06.07.2022).

Система образования, просвещения, спорта и культуры неустанно совершенствует свои педагогические средства в постановке и решении проблем социализации, саморазвития и самореализации обучающихся, но, к сожалению, в таком поиске зачастую отсутствует связь данных явлений, и моделируемые средства, методы, формы, технологии, принципы, закономерности, тенденции и условия эффективности могут быть реализованы в очень натянутых правилах отображения и описания явлений или процессов, механизмов или средств, качеств или ценностей, эталонов или продуктов, поэтому мы попытаемся полисистемно рассмотреть спектр дефиниций данных категорий современной педагогики, фасилитирующих понимание связей социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах. Начнем свой поиск с категории «социализация», – данное явление полидифинитно, многогранно, антропологически и ситуативно обусловлено, создает предпосылки для понимания общественных отношений и моделей социального, социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия. Если в предельном гносеологическом смысле раскрывать феноменологию категории «социализация», то можно отметить, что это наиважнейшая функция пространства, сохраняющая и реконструирующая нормы и эталоны культуры и этики, в визуальном проявлении которой происходит оценка обществом человека, индивида, субъекта, личности, т.е. принятие или отторжение его и его ресурсов уникальной жизнедеятельности, рассматриваемых как совокупности ценностей и продуктов микро-, мезо-, макро- и мегасреды. Принятие или непринятие обществом каждого конкретного человека всегда связано с историко-культурным наследием нашей и зарубежной педагогики и литературы, искусства и культуры, спорта и науки, кроме того, опыт деятельности отображает проблему и результат включения человека, индивида, субъекта, личности на различных этапах его становления и развития в деятельность и общение, согласованно и гибко трансформирующих модели поведения и преобразования объективной реальности. Можно привести пример, описанный в рассказе «Беглец», когда мальчик за несколько монет сначала прячет от полиции беглеца, затем за большее их количество продает его полиции и возвращает монеты, которые он брал за его спасение от преследователей. Описание данного факта с позиции современной аксиологии не так ярко и проникновенно, как это сделано в прозе мастера слова, но вот о расплате, которую получил мальчик можно подумать с различных граней современной системы воспитания и перевоспитания, т.к. отец отвел своего сына в лес и застрелил. Спорна проблема воспитания и перевоспитания подростков. Ранее был один единственный ответ – око за око, жизнь за жизнь, ведь второго шанса не бывает. Современная педагогика оспаривает данное направление в русле гуманистических идей воспитания и перевоспитания личности, но следует отметить, что на биологическом уровне человек закрепляет стереотипы поведения и, как любое живое существо, придерживается той грани, которая была успешна или от нее была получена порция удовольствия как самого важного наркотика жизни. Отсюда и объяснение всех привычек, нарушений в развитии и деструкций внутреннего и внешнего генеза. Позитивное, нейтральное и негативное проявление любого качества и свойства, чувства и мысли предопределяет путь развития личности. По словам Макаренко А.С. – хороший педагог обходится без метода наказания, а принцип относительности наказания объективно предопределяет выбор развития, социализации и самореализации личности, т.е. для одного человека то же самое слово, дело, результат – это наказание, а для другого – значимое событие. Например, отличнику ставят «3» или «4», – он вряд ли обрадуется данным оценкам и отметкам. Но если двоечнику поставить аргументированно и заслуженно «3», а уж тем более «4», то не будет границ радости. То же самое явление наблюдается в различных областях социального и профессионального взаимодействия. Саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями и пр. социализации личности. Самореализация – полидефинитная категория, выступающая в различных направлениях и качествах: — процесс полноценного, продуктивного саморазвития в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, системно трансформирующий различные внутренние (личностно обусловленные) и внешние (обусловлены норами и эталонами социальной среды) особенности проявления чувств, эмоций, мыслей, а также самочувствия и креативного, полноценного, ситуативно и энергетически обусловленного самовыражения в различных направлениях науки, искусства, спорта и пр.; — механизм социализации личности в контексте самосохранения и саморазвития; — результат самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, ситуативно предопределяющий получения продукта жизнедеятельности человека, индивида, субъекта, личности и пр.

Читать статью  Тема выступления: " Персональный сайт, как образовательный инструмент саморазвития педагога" | Материал по теме: | Образовательная социальная сеть

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/socializacija-lichnosti-v-sovremenom-mire.html

Источник https://www.kakprosto.ru/kak-895301-socializaciya-kak-process-samorealizacii

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2429/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *