ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ И СВОЕГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Саморазвитие человека как предмет научных исследований. Проблема саморазвития всегда привлекала ученых самых различных наук и направлений, занимающихся человеком. Это не случайно, поскольку саморазвитие есть объективный факт, характеризующий становление человека как личности, как автора своей жизни, как преобразователя общества, природы и самого себя.

В настоящее время наблюдается подъем интереса к проблемам саморазвития, как в практике, так и в научных исследованиях. О социальном интересе к явлению саморазвития говорит возрастающая частота упоминаний терминов «саморазвитие» и self-development в Интернете. Например, если на термин «саморазвитие» (по данным поисковой системы Google) в 2007 г. было 1,14 млн ссылок, то в 2017 г. — уже 6,39 млн. Еще более впечатляющим является использование термина self-development: в 2007 г. — 1,33 млн ссылок, в 2017 г. — 25,8 млн.

Аналогичные результаты обнаруживаются и в науке: наблюдается неуклонное возрастание числа публикаций, посвященных проблемам саморазвития.

Наиболее крупными областями знания, в которых достигнуты значительные успехи в изучении саморазвития, можно назвать философию, педагогику и психологию.

Философский ракурс анализа саморазвития личности связан с познанием его фундаментальных сущностных характеристик. Он направлен на вскрытие наиболее общих закономерностей механизма саморазвития, ставит целью понимание предельных смыслов саморазвития как способа бытия человека. В материалистической диалектике саморазвитие включено в группу предельных философских категорий («акт», «движение», «жизнь», «изменение», «колебание», «развитие», «самодвижение», «эволюция»), обозначающих различные аспекты движения как способа существования, как всеобщего атрибута материи. Подчеркивается, что саморазвитие есть динамическое явление, процессуальная, а не результативная категория.

Педагогический подход рассматривает саморазвитие личности в пространстве образования. Педагогические исследования направлены на поиск возможностей содействия саморазвитию, разработку технологий влияния на побуждение личности к саморазвитию, вооружение ее средствами саморазвития, комплексную поддержку саморазвития педагогическими методами. В педагогике саморазвитие входит в группу понятий, обозначающих активность личности в обучении и воспитании. В данную группу, наряду с саморазвитием, включены понятия «самообразование», «самовоспитание», «самообучение», «самосовершенствование». При этом самообразование и самовоспитание рассматриваются как средства саморазвития личности.

В психологии саморазвитие понимается и исследуется как составляющая психологической реальности. Психологические исследования направлены на выявление сущности феномена саморазвития, на постижение его места и функций в целостном процессе жизнедеятельности личности, ставят целью изучение тех психологических образований, которые обусловливают генезис саморазвития как стратегии жизни личности. Понятие «саморазвитие» является частью системы психологических категорий: «развитие», «становление», «социализация», «индивидуализация», «личностный рост», «онтогенез» и др., описывающих психику и личность в динамике. Категория «развитие» при этом является родовой по отношению к категории «саморазвитие», определяя его сущностные черты: направленность на качественные преобразования, закономерность, необратимость. Чем различаются категории «развитие» и «саморазвитие»? В качестве критерия различения этих понятий выступает свойство управляемости развитием со стороны личности, присущее саморазвитию в отличие от развития. Заметим, что понятие саморазвития может в психологии применяться и как синоним стихийного, неуправляемого процесса.

Саморазвитие принадлежит также к группе общенаучных категорий, составляющих категориальный каркас таких междисциплинарных областей знания, как синергетика и кибернетика. В этих областях категория «саморазвитие», наряду с понятиями «самоуправление» и «самоорганизация», является базовой. Принадлежность к данной категориальной системе позволяет трактовать саморазвитие, в частности, как управление развитием.

Становление предмета психологии саморазвития человека. Обратимся к анализу становления предмета психологии саморазвития в отечественной психологии. Здесь можно выделить три этапа.

Этап I. 1920—1960-е гг. Складываются представления о личности как об активном начале, о субъекте развития. Саморазвитие используется как категория, акцентирующая активность личности в процессе развития, но специально не рассматривается (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие).

Этап II. 1970—1980-е гг. Вопросы саморазвития начинают осознаваться как проблемы самовоспитания (А. А. Бодалев, Ю. М. Орлов), самосознания (И. И. Чеснокова), самодетерминации (А. Г. Асеев), жизненных стратегий (К. А. Абульханова-Славская). В работах этих авторов закладываются теоретические основы изучения саморазвития как самобытного феномена, складывается категориальный аппарат, обозначается проблемное иоле исследований. Авторами поднимаются проблемы дифференциации развития и саморазвития, выделения критериев саморазвития, освещаются отдельные аспекты психических механизмов обеспечения саморазвития.

Этап III. 1990—2000-е гг. Саморазвитие выходит на новый уровень теоретического осмысления и становится предметом систематического эмпирического изучения. Проблематике саморазвития посвящаются специальные научные публикации (К. Я. Вазина, 1994; Г. К. Чернявская, 1994; Б. А. Мастеров, 1997; Г. А. Цукерман, 1997; А. А. Реан, 2000; Л. Н. Куликова, 2001; Г. В. Черняева, 2005, 2007; И. А. Шаршов, 2005; А. А. Деркач, 2006; Ю. В. Мокерова, 2006; Е. Н. Ларина, 2007 и другие). В этот период проводятся научные конференции, защищаются диссертации, в том числе на соискание степени доктора психологических наук. Начинают читаться специальные курсы в высших учебных заведениях, создаются учебные и учебно-методические комплексы и пособия (Г. А. Цукерман, 1995; Н. Р. Битянова, 1998; Л. Н. Куликова, 2005; В. Г. Маралов, 2002; И. А. Шар- шов, 2004; А. Ю. Фаррахова, 2007 и другие).

Этап IV. С 2010 г. по настоящее время. Психология саморазвития окончательно оформляется как самостоятельное направление в современной психологии. Исследования по проблематике саморазвития приобретают концептуально законченный вид, сопровождаются солидными эмпирическими исследованиями (Н. А. Низовских, 2008; С. А. Мишорова, 2009; М. А. Щукина, 2009, 2015; А. В. Сивцова, 2010; Н. Н. Поддьяков, 2013; М. А. Фризен, 2013; Яремчук, Новгородова, 2015 и другие).

Аналогичная динамика разработки проблематики саморазвития обнаруживается при анализе зарубежных публикаций.

Идея доминирующего фактора личности в определении развития представлена в концепциях А. Адлера, К. Хорни, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла, Р. Мэя, А. Бандуры, Э. Деси, Р. Райана и других. Однако в зарубежной психологии в течение длительного времени саморазвитие не являлось предметом специальных исследований, а служило для обозначения активности личности в процессах самосознания (Дж. М. Болдуин, У. Джеймс, Ж. Пиаже), самоидентичности (Г. Гантрип, X. Кохут, Э. Эриксон), самопонимания (Дж. Келли, Г. Олпорт) и пр.

Читать статью  Пять способов найти время на саморазвитие, не отвлекаясь от работы | РБК Тренды

Специальные эмпирические и теоретические исследования саморазвития как самобытного явления начались за рубежом около 1980-х гг. в связи с подъемом интереса к изучению целеполагания и саморегуляции (по: Bauer, 2009).

С тех пор интерес к проблематике саморазвития стремительно растет: если за период 1970—1989 гг. было опубликовано 18 статей с подобной тематикой, то начиная с 1990 г. — 132 статьи (по базе данных SCOPUS). Чтобы подчеркнуть отличие саморазвития как направляемого самой личностью процесса самоизменения от саморазвития как спонтанного самодвижения, в англоязычной психологической литературе стал использоваться термин Intentional self-development (ISD) — преднамеренное саморазвитие (J. Bauer, R. F. Baumeister, J. Brandtstadter, C. Carver, W. Greve, K. Rothermund, M. Scheier, K. D. Vohs, D. Wentura и другие).

Предмет, цели и задачи психологии саморазвития человека на современном этапе развития психологии. В данном учебнике мы будем вести речь о психологии саморазвития человека как области психологического знания. Психология саморазвития человека — новое направление в современной психологии, занимающееся изучением процессов самоизменения, самопреобразования, активного строительства человеком самого себя на всех уровнях своей организации (физическом, социальном, личностном, духовном).

Предметом психологии саморазвития являются закономерности становления и функционирования человека (личности) как субъекта собственного развития. Саморазвитие рассматривается как особая форма развития, при которой на первый план выдвигаются самодетерминированность и самоуправляемость качественных индивидных и личностных преобразований, достигающих полноты своего осуществления.

Если цель психологии развития — постичь закономерности психического развития человека, то цель психологии саморазвития — понять, описать и объяснить, каким образом человек может произвольно (намеренно) изменять себя, т.е. управлять своим развитием.

Можно выделить три основные исследовательские ситуации, где термин «саморазвитие» является необходимо востребованным. Во всех трех ситуациях понятие «саморазвитие» необходимо для описания особого типа развития, базирующегося на управляемости собственными преобразованиями со стороны личности.

Первая ситуация. При рассмотрении процесса развития личности исследователь понимает его как эффект результирующего воздействия трех основных факторов: генетического, социального и фактора, получившего в психологии название «Я-влияние». При этом признается, что удельный вес каждого из факторов может меняться от ситуации к ситуации. В тех случаях, когда доминирующее воздействие на развитие оказывает фактор Я-влияния, исследователь утверждает, что наблюдает эффект не столько развития, сколько саморазвития.

Вторая ситуация. При анализе феноменов проектирования личностью своего жизненного пути, когда человек выбирает некий образ (подражательный или сконструированный), отвечающий его собственному представлению о том, как он хотел бы выстроить свою жизнь, каким он хотел бы стать в будущем. Если при этом имеет место планирование состояния своего желаемого «Я», своего будущего «Я» и последовательная его реализация в жизни, то исследователи употребляют термин «саморазвитие» для описания осознанного продвижения в избранном направлении.

Третья ситуация. При описании случаев, когда в ходе достижения тех или иных жизненных целей человек сталкивается с несоответствием своих возможностей вызовам жизни. Если человек начинает осознанно изменять себя для повышения своей функциональности, то исследователи снова говорят о саморазвитии личности.

В нынешнем столетии, отмеченном глобализацией, высокими темпами технологизации и, как следствие, высокой неопределенностью, саморазвитие дает личности «точку опоры». Почему эго так? Саморазвитие выделяет для человека тот фрагмент эволюции, который в максимальной степени (но не абсолютно) может быть подчинен управлению со стороны самого человека, является зоной его максимальной ответственности. В данном контексте смысл психологии саморазвития видится в переходе от изучения развития психики человека, осуществляющегося под влиянием только внешних по отношению к нему факторов — наследственности и среды, к рассмотрению человека как детерминирующего фактора собственного развития, как организатора своего развития, как субъекта, управляющего этим развитием.

Основными в психологии саморазвития человека являются три группы задач.

Первая группа задач связана с исследованием саморазвития как динамического процесса самоосуществления человека. Изучаются цели и мотивы саморазвития, его формы и механизмы, способы и средства. Особое место занимает задача изучения личности как инстанции саморазвития.

Вторая группа задач связана с исследованием факторов, детерминирующих процесс саморазвития человека, в том числе факторов, определяющих его особенности на разных этапах онтогенеза.

Третья группа задач ориентирована на выявление оптимальных условий осуществления саморазвития, разработку конкретных технологий саморазвития, которые может использовать человек, а также на конструирование технологий психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности, оказания помощи и поддержки в процессах ее самопостроения.

Личность как субъект развития

Указание на содержание проявляемой субъектом активности конкретизирует его статус. Так, при описании самопознания релевантным является термин «субъект познания», при описании самореализации — «субъект реализации», при описании саморазвития — «субъект развития» и т. п. Данные понятия, помимо общего содержания категории субъекта, обладают специфическим содержанием, возникающим при описании реальности особого рода. Такая трактовка отвечает пониманию субъекта как контекстной (относительной) категории, не обладающей абсолютным значением. Сторонники данного подхода к пониманию субъектности (Б. Г. Ананьев, В. А. Петровский, О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, В. В. Петухов, Л. В. Алексеева, Г. А. Цу- керман и др.) придерживаются мнения, что неотъемлемое свойство субъекта — его полиморфность, множественность. Она задается двумя основными особенностями существования личности: осуществлением разнообразных видов активности и погруженностью активности в определенную среду (пространство, контекст).

В зависимости от характера активности и контекста ее протекания авторами выделяются различные виды (модусы) субъектности. Такой подход значительно увеличивает объяснительную силу субъект-объ- ектной парадигмы. Становится возможным рассмотрение человека и анализ его поведения не в двоичной системе координат (является/не является субъектом), а в гораздо более сложной системе, отражающей многообразие мира. Человек не просто признается или не признается субъектом, а признается субъектом или объектом в определенном контексте (пространстве) своего бытия и в контексте определенной осуществляемой им активности. Как пишет А. К. Осницкий, говоря о категории «субъект», «мало связать это понятие с активностью, нужно определить, о какой активности идет речь» [1996, с. 9]. Г. А. Цу- керман, подчеркивая важность этого обстоятельства, указывает, что ответить на вопрос, является ли ребенок субъектом учебной деятельности, если он на уроке активен, нельзя, «пока неизвестно, на что направлена эта активность. А она может быть направлена, к примеру, на то, чтобы завоевать признание одноклассников или похвалу учителя. Такой ученик, безусловно, является субъектом, но субъектом не учебной, а совсем другой деятельности — деятельности общения» [1999, с. 3-4]. Потому важно понимать, что употребление психологических понятий группы «само-» указывает на наличие субъектности личности в отношении определенной активности. Так, человек может одновременно являться субъектом своего тела, но объектом какого-либо социального влияния; являться субъектом своей профессиональной деятельности, но не быть им в сфере межличностных отношений и т. п.

Читать статью  Саморазвитие | это. Что такое Саморазвитие?

В ходе рассмотрения саморазвития личности анализируется один из модусов субъектности — субъектность в отношении своего развития. Личность является субъектом развития, если ее активность направлена на собственное изменение, рост, становление, иными словами — на развитие. Личность в качестве субъекта развития понимается как функциональный орган управления развитием человека. «Формирование и самостроительство в себе человека, сама возможность такого самостроительства подразумевают наличие некоего психологического орудия, органа, постоянно координирующего и направляющего этот невиданный, не имеющий аналогов в живой природе процесс. Этим органом и является личность человека» [Братусь, 2000, с. 55].

В процессе саморазвития личность максимально реализуется как субъект развития, осуществляя при этом следующие функции:

  • 1) осознание перспектив (альтернатив, вариантов) развития;
  • 2) выбор группы альтернатив развития;
  • 3) выбор из возможных альтернатив целей развития в виде модели потребного будущего;
  • 4) выбор и организацию системы деятельностей, обеспечивающих достижение целей развития;
  • 5) создание среды (ситуации, пространства) развития;
  • 6) оценку, контроль и коррекцию хода развития.

Осуществляя акт саморазвития, личность занимает позицию субъекта, благодаря чему не столько претерпевает переход, сколько осуществляет перевод «Я» из «Я-прошлого» в «Я-будущее». Если представить, что внутриличностное пространство делят между собой два «Я» — «Я-развивающее» и «Я-развиваемое», — то личность как преобразователь представлена субличностью «Я-развивающее», воплощающей в себе черты субъекта развития.

Таким образом, в ходе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность, направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути.

Попов Леонид Михайлович. Личность, как субъект саморазвития

Самоуправле­ние (по Пейсахову) это — процесс регуляции личностью общения, поведения, деятельности и переживаний на основе «самостоятель­но сформулированной цели». Пейсахов указывает на следующие уровневые структуры личности: общение и отношение, поведение (поступки личности), деятельность как система действий и субъективные пе­реживания, психические состояния, в основе которых ле­жит система чувств.

На уровне отношений задача состоит в формировании знаний и умений, необходимых человеку для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправ­ления отношениями с товарищами по учебе и труду. Все эти знания и умения необходимы каждому чело­веку, но особенно нужны тем, кто готовится к профессио­нальной деятельности, связанной с работой с людьми. Подготовка к совместной деятельности не может ограничиваться лишь знаниями об оптималь­ных отношениях, а должна обеспечить переход знаний в «технику» управления своими отношениями с други­ми людьми.

Второй — уровень поведения. Здесь формируются ми­ровоззрение и убеждения, личность. Оптимальное пове­дение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умения понимать сильные и сла­бые стороны, учитывать их как в отношениях с другими людьми, так и в управлении своей деятельностью. Здесь нужна система упражнений, развивающая умение пла­нировать и контролировать свое поведение, использовать полученную информацию для самооценки поступков и самовоспитания.

Третий — уровень деятельности. Исследованию под­лежат структура профессиональной деятельности и ве­дущая к ней структура учебной деятельности, степень их согласованности. Обнаружение существенных расхож­дений между ними позволяет спланировать и осущест­вить мероприятия по приведению учебной деятельности в соответствие с задачами профессиональной подготовки.

Четвертый — уровень психических состояний. Успеш­ная деятельность в любой области связана с оптималь­ным состоянием, с определенной активностью личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат и потерь времени, энергии и информа­ции.

Попов Леонид Михайлович. Личность, как субъект саморазвития

Человек как твор­ческая личность — это самодеятельное образование, складывающееся в постоянном взаимодействии с ми­ром и самим собой.

С позиций дифференциальной, абстрактно-аналитической психологии человек как творческая личность рас­сматривается как системно-структурное образование, состоящее из разнообразных комплексов, структур, эле­ментов, имеющих уровневое строение, подверженное детерминации извне и со стороны внутриличностных факторов. Можно выделить два комп­лекса: пространственно-временной и детерминантный. Пространственно-временной — это его системно-струк­турная организация и технологии (способы) взаимодей­ствия с миром и с самим собой.

Пространственно-временной комплекс имеет две составляющие: продуктно-пространственную, статиче­скую и процессуально-временную, динамическую. Пер­вая из них — это отображение структурно-уровневого подхода к человеку, где последний рассматривается со стороны организма, психики и социума, преображенную в биопсихосоциальную организацию. У каждого человека наз­ванные уровни складываются как необходимость быть одновременно телесной организацией, психической системой по ориентации во времени и пространстве, а также социумом, который участвует в межлюдских от­ношениях.

Процессуально-временная составляющая есть реаль­ное отображение инициативных действий человека, когда контакты с объектами внешнего плана заканчи­ваются их «вычерпыванием» или преобразованием, а интериоризация внешнеплановых эффектов приводит к пе­рестройке внутренних моделей самого субъекта.

Процессуально-временная, динамическая, составляю­щая существует в виде непрерывных актов взаимодей­ствия с объектами внешнего и внутреннего планов, т. е. имеет два плана действия — внешний и внутренний. Внешний план — это процессы взаимодействия субъекта с объектами внешнего порядка в виде репродукции с собственной интерпретацией, «воссозданием», созидания но­вых продуктов с различной степенью значимости (для себя, немногих других, для культуры). Внутренний план дает представление о процессах в самом субъекте. В собственно творческом акте это связа­но с прохождением по фазам логического анализа, за­канчивающегося крахом логических программ, интуитив­ного озарения, вербализации, формализации. Детерминантный комплекс как бы обрамляет прост­ранственно-временной комплекс психики. Наличие такого слоя придает процессам взаимодей­ствия в каждом случае индивидуальное своеобразие, положительную или отрицательную эмоциональную ок­раску, изменяющуюся направленность действий как вовне, так и внутри самого человека. При этом изме­няется степень волевой напряженности действий в нап­равлении значимых для личности объектов, а благода­ря действию установки укрепляется или разрушается предварительная оценочная характеристика объекта.

Читать статью  Самоуважение — что это такое в психологии, как развить

Детерминантный комплекс представлен внешней и внутренней составляющими. Внешняя детерминация применительно к задачам психологического исследова­ния определяется характером причинно-следственных связей, общением, опосредствующими звеньями. Внутренняя, собственно психологическая, детерми­нанта состоит из двух полисфер: мотивационно-личностной и полисферы Я-характеристик. Мотивационно-личностная полисфера включает следующие сферы:

Мотивационно-потребностную, которая определяет на­правленность действий субъекта вовне, а во внутримотн-вированном варианте создает условия для постоянного самоизменения; мировоззренчески-установочную, со взглядом человека на мир, отношением к нему и систе­мой ценностных ориентации, установок; морально-нравственную, отражающую комплекс этических норм; эмоционально-чувственную, волевую, создающую опре­деленное отношение к объекту, включая эстетическое и фактор мобилизации всех внутренних ресурсов чело­века на достижение цели.

Полисфера Я-характеристик накладывает многочис­ленные личностные оттенки на любой процесс и продукт в виде оттенков двух типов: Я-самосознающее, Я-вкла-довое.

Я-самосознающее выступает в единстве трех сторон (самопознание, самоотношение, саморегуляция-самоуп­равление). Оно имеет три основные модальности (ре­альное, зеркальное, идеальное) на каждом из структур­ных уровней организации человека.

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси и Р. Райаном. С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок становится здоровой и полноценной личностью. одна из причин психических нарушений – подмена собственного выбора другим.
Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение. ее можно рассматривать как стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли -способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.
В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.
На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.
С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии.

Термины «саморегуляция личности» и «личностная саморегуляция» – понятия, появившиеся в отечественной психологии сравнительно недавно. ранее саморегуляцию идентифицировали с функцией воли, то в рамках подхода к воле отечественные исследователи (Л.С. Выготский, В.К. Калин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов) обозначили важные вопросы, связанные с саморегуляцией – ее биологическую основу и выход на личностный уровень. При рассмотрении сознательного регулирования процессов внутренней и внешней деятельности, саморегуляция определялась как функция воли (Л.С Выготский, В.К. Калин, В.И. Селиванов), как сам волевой процесс (К. Левин), как связующее звено внутренней и внешней активности (С.Л. Рубинштейн).

Общая способность к саморегуляции, по мнению Конопкина О.А., проявляется в успешном овладении новыми (более сложными) видами и формами деятельности, выражаясь внешне в успешном решении нестандартных задач и преодолении нетипичных ситуаций на всех ступенях овладения различными видами деятельности, в упорстве и настойчивости в достижении поставленной цели. Внутренне саморегуляция характеризуется осознанностью, пониманием оснований осуществляемой деятельности в целом, ее цели, условий, способов действий, оценки результатов и др. При этом осознанно учитываются как объективные внешние условия деятельности, так и собственные субъективные возможности.

В.И. Моросановой проблема саморегуляции определяется и рассматривается при изучении самосознания, а точнее, его регуляторной роли. Выделяются три основные функции самосознания. Первая из них связана со способностью личности к самоидентификации, самооценке себя и своего отношения к миру. Благодаря поддержанию внутренней целостности и самотождественности, человек может быть субъектом своего поведения и отношения к окружающему миру. Вторая функция связана со способностью человека быть субъектом осознанного и направленного изменения себя. Она проявляется в усовершенствовании себя за счет самопознания и изменения способов собственной жизнедеятельности. Третья функция – собственно направленная регуляция своего поведения и жизнедеятельности посредством самосознания, обеспечивающего их осмысленность

Посредством личностной саморегуляции реализуется функция совершенствования себя за счет самопознания и самоизменения (Л.П. Гримак, А.К. Осницкий Т.И. Шульга и др.). Здесь основной регулятивной формой самосознания выступает рефлексия, направленная на свое Я, которая служит способом изменения самоидентичности. Рефлексия возникает в ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и собственном Я, свои установки и системы ценностей

Таким образом, проблема саморегуляции рассматривается в рамках проблемы самосознания как его структурный компонент, обеспечивающий связь самосознания с поведением и деятельностью.

Источник https://studme.org/154297/psihologiya/subekt_samorazvitiya_svoego_zhiznennogo_puti

Источник https://studref.com/405346/psihologiya/lichnost_subekt_razvitiya

Источник https://poisk-ru.ru/s21751t9.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *