Развитие личности, как педагогическая проблема
статья

Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_temu_22.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области

«Развитие личности, как педагогическая проблема»

учитель первой квалификационной категории

Развитие личности, как педагогическая проблема.

Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой̆ единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек , определение — ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей.

Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный̆ конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний̆ продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Понятие индивид предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей̆, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной̆, интеллектуальной̆ и волевой̆ сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают. Развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида). В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной̆ возрастной̆ ступени к другой̆. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной̆ и духовной̆ сфере человека, обусловленный̆ влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной̆ стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями; развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении; развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной̆, биогенной̆, абиогенной̆), воспитания, собственной̆ практической̆ деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе ЦВ сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).

На формирование человеческой̆ личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающей̆, производящий̆) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов) К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств.

Человек — не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный̆ участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя. Некоторые авторы определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей̆ к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий̆»). Наукой̆ доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию. По наследству от родителей̆ к детям передаются —анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямо хождения, мышления, трудовой̆ деятельности; —физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; —особенности нервной̆ системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определённый̆ тип высшей̆ нервной̆ деятельности; —аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; —предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный̆ диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей̆. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной̆ деятельности. Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной̆ нервной̆ системы, рецепторов)

индивидуальные(типологическиесвойстванервнойсистемы,откоторыхзависит скорость образования временных связей̆, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность;

Читать статью  Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности | Презентация по химии по теме: | Образовательная социальная сеть

индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей̆ коры головного мозга, органов и др.).

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий̆ уровень развития способностей̆ — талант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей̆ (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной̆ основой̆ способностей̆, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной̆ деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей̆, а скорее о неадекватной̆ имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей̆. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей̆ было в роду Ч. Дарвина. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены.

От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки — как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело- века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный̆, ответственный̆. В последнее время позицию о генной̆ обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой̆ происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.

Так же важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение —одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой̆), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой̆, учебной̆, познавательной̆, трудовой̆, общественной̆, политической̆, художественной̆, творческой̆, спортивной̆ и др.

Развитие личности происходит благодаря и самовоспитанию. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной̆ цели как субъективного, желательного мотива своей̆ деятельности. Субъективная постановка определенной̆ цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой̆ цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами — как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Целью данной статьи является анализ педагогического процесса, результат которого есть развитие личности.

Одной их основных педагогических проблем является проблема личности: её становление, развитие, реализация. Формирование личности происходит в социуме, и только в нём. Только в системе общественных отношений человек может отстаивать свою точку зрения, самореализовываться, дискуссировать, участвовать в процессе обмена информации, взаимодействовать – всё это и приводит к формированию личности.

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. К примеру, после окончания школы некоторые поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это, так сказать, фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя во всех правил существуют и исключения, но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Дальнейшая профессия играет немаловажную роль в жизни человека, ведь работа – это практически основная часть деятельности личности.

Процесс образования вносит неоспоримый вклад и в развитие личности. Образование — это процесс овладения системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Цель образования – развитие личности – совпадает с индивидуальной целью самого человека, который в реальном мире актуализирует собственную личность [1] . Как правило, образование происходит при взаимодействии воспитателя (педагога) и воспитуемого. Большая часть ответственности за обучение воспитуемого лежит не на нём самом, а на его воспитателе.

Основными задачами, в процессе обучения, стоящими перед педагогом, помимо передачи накопленных знаний, опыта, являются следующие:

Привлечение воспитуемого к процессу саморазвития. Ведь обучение будет качественным только в том случае, когда воспитатель передаёт знания тех или иных наук и оказывает значительное педагогическое воспитательное воздействие на личность.

Взаимодействие воспитателя и воспитуемого, так же, немаловажная часть организации педагогического процесса. Только при взаимодействии педагога с воспитанником в результате обучения происходит диалог, в процессе которого не только воспитанник, но и сам воспитатель развивается как личность. При взаимодействии на педагоге лежит огромная роль: он стимулирует и управляет активностью ученика.

Читать статью  План персонального развития | Блог 4brain

Выводом данной статья является следующее:

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. На воспитателе (педагоге) лежит огромная ответственность за становление, развитие личности воспитуемого. Именно поэтому очень важно, чтобы педагог сам являлся личностью, то есть человеком, умевшим определять свои интересы и отстаивать свою точку зрения.

Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования. Идеи, категории, методология.: Учеб. Пособие для аспир. и студ. пед.вузов. – Новосибирск: РИЦ «Прайс-курьер», 2005 . – 65 с.

Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема

Кощиенко, И. В. Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема / И. В. Кощиенко, В. С. Немировская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16735/ (дата обращения: 06.07.2022).

В статье анализируются современные проблемы системы высшего образования, дается трактовка понятия «саморазвитие», определяются формы саморазвития и раскрываются существующие барьеры саморазвития, которые препятствуют появлению улучшений в любой человеческой сфере.

Ключевые слова: проблемы образования, саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Главной задачей современной системы образования является воспитание человека, который обладал бы творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созданию чего-то качественно нового, был бы ориентирован на высшие формы саморазвития. Особенно актуально это в студенческом возрасте, когда происходит формирование профессиональных качеств личности. Само понятие «студент», обозначает молодого человека, стремящегося к своему совершенствованию. Необходимость поиска путей, позволяющих максимально раскрыть сущностные личностные качества студента, учитывая его индивидуальные особенности становится актуальной задачей системы высшего образования. От степени развитости умения студента раскрыть свои способности, ощутить свою значимость в личностном, интеллектуальном, культурном саморазвитии, во многом зависит успех его профессиональной деятельности. Возможность для этого появляется именно в период вузовского обучения, при этом не только для подготовки студента к непосредственно профессиональной деятельности, но и развития его творческих способностей, креативности, продуктивности. Профессионал своего дела, не только умеющий грамотно организовывать свою деятельность по освоенному направлению подготовки, но и стремящийся привносить что-то новое, творчески реагировать на возникающие проблемы и недостатки, творчески решать изобретательные задачи — это результат продуктивной творческой работы в студенческой жизни.

Между тем, традиционная образовательная система переживает кризис, поскольку «заточена» преимущественно на передачу знаний, причем не всегда актуальных и не дает практических навыков. Сегодня для выпускника важнее не освоить ряд предметов, а научиться искать и обрабатывать информацию, творчески мыслить, общаться и работать в команде, а также предлагать свои идеи.

Изучением проблемы творческой непрерывной работы над самим собой занималось немало ученых. А. В. Большаков, Е. П. Варламова, Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, С. Ю. Степанов, М. А. Щукина и др. описывали специфику личностного саморазвития, в том числе и творческой самореализации. А. Ф. Ахмерова, М. Ю. Балдина, М. С. Бережная,

В. А. Дегтерев, О. В. Шорникова и др. рассматривали возможности творческого самосовершенствования в студенческом возрасте. С. Е. Анфисова, А. Ф. Ахмерова, С. Л. Белых, М. С. Бережная и др. предлагали различные формы организации педагогического взаимодействия для творческого саморазвития студента. Тем не менее, данная проблема в педагогической науке является недостаточно разработанной, т. к. имеется мало информации об особенностях творческого саморазвития студентов вуза в контексте психолого-педагогического подхода.

Развитие — это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека, это постоянный процесс, любое торможение которого может привести к необратимым последствиям, среди которых потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Процесс саморазвития является сложным, неоднозначным и многоплановым. В психолого-педагогической науке отсутствует общепринятое определение понятия саморазвития личности, оно представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом: как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская); как жизненная ориентация [Коржова, 2012]; как жизненная возможность [Варламова, Степанов, 2002]; как форма проживания жизни [Старовойтенко, 2004]; как форма развития [Щукина, 2009]; как потребность (А. Маслоу); как специфическая деятельность [Асеев, Куликова, Низовских, 2017].

В числе первых сделали попытки определения сущности саморазвития исследователи Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков, назвав данным термином главную способность личности являться субъектом своей жизни, «превращая собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Исаев, Слободчиков, 2013: 147].

Российский психолог Д. А. Леонтьев понимает саморазвитие как деятельность, которая имеет направление на самого себя. В результате нее человек обогащает свои сущностные силы [Леонтьев, 2020: Электронный ресурс]. Исследователь Л. Н. Куликов определяет саморазвитие как процесс, который основан на сознательности и планомерности осуществления, определяемый внутренне, т. к. мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее [Куликов, 2005].

По мнению доктора психологических наук Н. А. Низовских, саморазвитие представляет собой специфическую деятельность человека, направленную на создание чего-то совершенно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении. Этот процесс осуществляется «в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [Низовских, 2010:22].

По утверждению исследователя Ю. В. Трофимовой, саморазвитие является осознанным самоизменением [Трофимова, 2010:226]. Свою авторскую позицию выражает Н. А. Пешкова, обобщая исследования ученых, таких как В. И. Андреев, Л. Н. Куликова,

Е. В. Селезнева, И. А. Шаршов и др., делая вывод, что саморазвитие «определяется через самопонимание, самосовершенствование, нравственное усилие по утверждению моральных норм и ценностей, активное преобразование человеком себя» [Пешкова, 2018: 84–85]. Автор обращает внимание на созданные в современной психологии предпосылки для анализа саморазвития как активности человека по самосознанию и самореализации на основе имеющегося личностного потенциала, что проявляется в выборе стратегий и ценностных оснований для изменения себя.

Читать статью  Статья на тему " Изучение второго иностранного языка, как средство самосовершенствования и развития личности". | Статья: | Образовательная социальная сеть

Так, современные исследователи, рассматривающие саморазвитие как процесс, дают идентичные определения этому феномену. Саморазвитие трактуется большинством ученых как самостоятельное формирование, изменение индивидом своей личности, приобретение новых качеств и характеристик. В процессе саморазвития значимым является субъектность индивида, его активность, стремление к изменениям и новым достижениям.

К важным формам саморазвития, которые описывают этот процесс в своей совокупности достаточно полно, относят следующие:

1) самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Потребность самоутверждения у человека формируется в результате возникновения трех мотивов: быть, как все; быть лучше, чем другие; быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание. Результаты самоутверждения формируют у индивида ощущение своей нужности, полезности, показывают смысл собственной жизнедеятельности. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества;

2) самосовершенствование — это работа над собой, осознанное стремление улучшить свои качества, навыки и умения, которые необходимы для личностного роста и достижения поставленных целей, направленная на разные сферы жизни: нравственную, духовную, материальную, физическую, социальную, профессиональную. Самосовершенствование человека — это некое самовоспитание, стремление к определенному идеалу, который индивидуален для каждой личности. К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми;

3) самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека.

Самоактуализация — это процесс по раскрытию потенциала человека, развитию его способностей и талантов, становлению его «Я». Потребность в самоактуализации расположена на высшем уровне в пирамиде американского психолога А. Маслоу, она основана на внутренних мотивах человека, заложена в каждом человеке, но в силу условий развития не все люди доходят до этого уровня. Общество влияет на самоактуализацию человека, но не определяет его личностное становление [Олпорт, 2006].

Существуют барьеры саморазвития, которые препятствуют появлению улучшений в любой человеческой сфере. Они делятся на несколько групп:

1) «уход» от саморазвития как вариант пассивной жизненной стратегии (К. Л. Абульханова-Славская, Ю. В. Трофимова) — неспособность разрешить противоречия жизни и перейти в новую область жизни:

– «бегство от свободы» — ситуация выбора, предлагающая избавление от свободы посредством приобретения новой зависимости или рост до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого;

– «выученная беспомощность» — противоположность самостоятельности, проявляющаяся в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, робости, фрустрированности, пассивности;

– «псевдотворчество» и «подавленное творчество» — сохранение способности создавать новое за счет ухудшения адаптивных способностей или попытки подавить творческую активность;

– «уход от ответственности» — неспособность принимать решения и брать на себя ответственность за них;

– «уход от проблемы» — демонстрация отказа от поиска решения проблемы или ее игнорирование;

2) «уход» от саморазвития неразвитостью способностей к самопознанию — формируется в результате недостаточно полных представлений о себе, недостаточной самоценности, что приводит к постановке неадекватных целей и получению неудовлетворительных результатов;

3) наличие системы сложившихся стереотипов и установок (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) — стремление следовать за большинством, отсутствие выбора в формировании своей личности приводят к серии стереотипных реакций, к ориентации на оценку и мнение окружающих людей:

– негативное влияние прошлого опыта, привычек — возможно, на сознательном уровне человек знает, какие необходимо предпринять действия, но все равно остается бездейственным, т. к. его сдерживает неудача в предпринятых ранее попытках;

– нерешительность — это результат страха перед неудачей, боязнь самого худшего результата, сдерживающая от принятия решений;

– «зона комфорта» — это знакомые чувства, ситуации, действия, которые не требуют от человека дополнительных усилий и создают ощущение мнимого благополучия. Человек считает, что сможет справиться со всем, что возникнет на его пути. Выйти за пределы зоны комфорта — значит бросить вызов своим убеждениям и ожиданиям, но сделать шаг в сторону саморазвития;

4) несформированность механизмов саморазвития — возникает в результате недостаточного принятия себя, своих недостатков, что приводит к трате сил на борьбу с отрицательными качествами вместо того, чтобы достигать чего-то нового;

5) несформировапность механизма самопрогнозирования личности — идеализация образа «Я», нежелание видеть свои недостатки и предпринимать действия по и исправлению;

6) прокрастинация — это нечем неоправданное откладывание дел, в большинстве случаев особо важных. Это выраженная лень, отсутствие навыков самовоспитания, незнание и неумение находить способы самоформирования личности и ее полноценной самореализации [15].

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы под саморазвитием возможно понимать реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками, достижениями.

Формами саморазвития являются самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация, которые способствую выражению и реализации себя в разной степени. Барьерами саморазвития являются «уход» от саморазвития, неразвитость способностей к самопознанию, наличие системы сложившихся стереотипов и установок, прокрастинация и т. д. — они затрудняют процесс саморазвития или делают его невозможным.

Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2020/02/16/razvitie-lichnosti-kak

Источник https://scienceforum.ru/2014/article/2014001785

Источник https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16735/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *