Содержание

Технология организации саморазвития педагога – воспитателя: методы, средства, практические рекомендации.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизировать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех всё больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совер­шенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Оба процесса сложны по своей структуре и осуще­ствлению, однако овладение технологией профессиональ­ного саморазвития поможет будущему педагогу продук­тивно организовать самостоятельную подготовку к про­фессиональной деятельности и мастерству.

Что является компонентами саморазвития, составны­ми аастями профессионального самовоспитания? Како­вы пути, средства и методы овладения процессом само­воспитания?

Изучение жизни и деятельности великих людей убеж­дает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения и науке относил на огромную работоспособ­ность. Поэтому работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с не­довольства собой, которое возникает в процессе сравне­ния своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психи­ческих состояний, переживаний (см. Приложение 4). Это­му способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге — деятельность в целом. Рефлексия— это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недо­статки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе.

Следующим шагом самовоспитания является форму­лирование целей, то есть целеполагание как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовос­питания. Ведь от выбора цели зависит эффективность та­кой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Так, цель «жить не по лжи» (Л.И Солженицын), стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перспективы должны воплощаться в жизньчерез достижение рабочих целей — конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно, организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчи­вость, коммуникативные умения, организаторские спо­собности и пр.

Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализо­вать названные цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития— самопоз­нания.

Самопознание и самооценка — изучение и оценка сво­их личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т. д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и исполь­зования специальных методов диагностики.

Следует отметить, что все три вышеназванных про­цесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение.

Самопознание позволяет создать целостную картину личности. Знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облег­чает педагогу работу над собой» так как позволяет стро­ить программу саморазвития с учетом работоспособнос­ти, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных про­цессов. Знание своих личностных особенностей (экстра – версия — инграверсия, нейротизм), некоторых черт харак­тера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабиль­ность, социальная дистанция),уровня развития органи­заторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовос­питания. Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему учителю составить свой психологи­ческий портрет — «Карту личности».

«Карта личности педагога» может рассматриваться и как руководство по организации самопознания (что изу­чать?), и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым по­черпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.

Однако одного желания изменить себя бывает недо­статочно, и потому после выдвижения целей личностно­го саморазвития очень важно наметить программу дей­ствий самовоспитания в рамках учебно-научной деятель­ности студента педвуза и выбрать методы ее осуществле­ния. Уровень интеллектуальногоразвития студентов пед­вуза является, как правило, достаточным для составле­ния такой программы.

Программа саморазвития будущего педагога — это про­грамма действий по достижению конкретных целей само­воспитания с учетом требований профессии к человеку.

Процесс самопрограммирования личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном самоусовершенствовании (см. подробно: Педагогика: Учеб­ное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мишенко, Е.П.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1987. С. 68-69).

При реализации программы используют специфичес­киеметоды: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, аутогенная тренировка. На начальном этапе наиболее действенным методом является метод самоубеждения. Суть его в создании притягательных целей, рисовании в своём воображении перспектив саморазвития, будущих успехов. Одновременно с этим методом можно использовать самовнушение (внушение самому себе), направленное на саморегуляцию, то есть управление психическими процессами. Самовнушение достигается путём словесных инструкций, мысленно воспроизведения определённых ситуаций, связанных с достижением поставленных целей.

Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека. По существу, это тоже самоубеждение, но используемое как приказ для достижения притягательных целей и задач.

Все методы самовоспитания тесно связанны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Так, студент, стремящийся во время педагогической практики развить свои коммуникативные умения, убеждает себя в том, что у него всё хорошо получиться, что он будет испытывать радость от общения, при этом останется требовательным, внимательным и пр. Он внушает себе определённую положительную установку на предстоящее общение, когда в реальной ситуации ему вдруг приходиться остаться с классом дополнительное время, когда накопилась усталость от длительного общения и уже не хватает душевных сил. В этих условиях он вынужден приказать себе оставаться терпеливым, коммуникабельным, способным продолжать профессиональное общение. Такие ситуации позволяют раскрыть возможности человека, а ресурсы личности неисчерпаемы. Их максимальному использованию способствует особый метод саморазвития и самовоспитания – метод аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходят мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания умение контролировать непроиз­вольную умственную активность с целью повышения эф­фективности значимой для человека деятельности. Назван­ные средства управления своим психическим состоянием (средства саморегуляции), а также отключения, самоотвлечения используются в оптимальном сочетании с уче­том индивидуальных особенностей человека (при необ­ходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля).

Самоконтроль — это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состоя­ний, результатов продвижения в саморазвитии. Результа­том самоконтроля является коррекция программы по са­мовоспитанию.

Самоконтроль предполагает наличие идеала, эталона, Им может быть любимый учитель, но чаще всего это со­бирательный образ, в котором отражаются представле­ния о профессионально-педагогической деятельности. От осведомленности в данной области будет зависеть каче­ство эталона. Потому так важно постоянно пополнять свои знания о сущности, структуре, путях осуществления пе­дагогической деятельности, о требованиях профессии к личности (профессиограмма, или квалификационная ха­рактеристика). Все это мы стремились учесть при состав­лении программы саморазвития — «Карты личности педагога”.

Результатом работы по самовоспитанию и самораз­витию являются позитивные изменения в личности и ус­пешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельно­сти, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности (баллы в зачетной книжке, по­хвала педагогов, опенка сокурсников), тем сильнее по­требность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значимым для формирования потребности в саморазвитии является осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуальной сфере человека. Для культурного и интеллектуально го развития служат определённые средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый пони­мает по-своему: одни стремятся узнать как можно боль­ше обо всем; другие предпочитают, как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессио­нальной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересом к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазви­тия является использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи. Остановимся на не­которых практических рекомендациях.

1 .Интеллектуальное развитие тесно связано с общим и культурным развитием, которое следует сочетать с эс­тетическим, физическим и нравственным самосовершен­ствованием.

2. Чтобы развить свою память, следует:

— заниматься систематически, постоянно нагружая память новой информацией, связывая знания с практи­кой;

— ставить четкие цели запоминания, знать, почему и

для чего нужен тот или иной материал, где его можно

— прежде чем запомнить, нужно понять;

— все, что надо запомнить, надо отобрать, осмыс­лить, систематизировать, связать с ранее пройденным;

— запоминать ведущие идеи и способы их доказа­тельств, тогда память воспроизведет в вашем сознании и детали (нельзя запомнить все!);

— создавать хорошее настроение при заучивании, учиться видеть в обычном новое и необычное, интерес­ное и необходимое.

3. Чтобы научиться мыслить, необходимо:

— стремиться видеть главное и доказывать, что важнее и почему;

— овладеть основными умственными операциями (сравнение, доказательство, анализ, синтез, обобщение, опровержение);

Читать статью  Самопринятие и самопрогнозирование личности, Самопринятие личности. ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ

— критически относиться ко всему, что читаешь, изу­чаешь, иметь своюнестандартную точку зрения;

— совершенствовать склонность к остроумию, наход­чивость, инициативу в практической деятельности.

4.Искусство овладения речью требует постоянных тре­нировок, беспрестанной работы над собой.

Развитьэти умения помогут следующие рекоменда­ции.

1. Никогда не будьте бесстрастными. В любой разго­вор, выступление вкладывайте максимум заинтересован­ности, увлеченности, желания все объяснить, доказать, убедить.

2. Сила слова учителя в его знаниях и убеждениях. Нельзя говорить о том, чего не знаешь и в чем не убеж­дён сам. Необходимо научиться говорить естественно, просто, без сложных оборотов и казенных фраз.

3. Уделяйте вниманее технике речи. Голос должен ес­тественно и по смыслу нарастать по громкости и силе выразительности, снижаться, становиться легким и за­душевным. Голос не должен быть слишком громким или слишком тихим.

4. Ежедневные выразительные чтения помогут развить речевые способности.

К средствам управления своим психическим состоя­нием следует отнести создание в процессе убеждения, самовнушения и самоприказа определенных установок. Так, положительная, оптимистическая установка на пред­стоящее общение, на работу имеет огромное значение и нередко партнеры по общению заражаются увереннос­тью педагога в успехе. Ситуация успеха, переживаемая пе­дагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания. Таким образом, глав­ным средством саморазвития является профессиональная деятельность — теоретическая или практическая, реаль­ная или моделируемая. А все остальные средства: самообразование, специальные упражнения, тренинги, аутогенная тренировка как средство обучения управлять своими психическими состояниями, создание установки на предстоящую деятельность – стоят на службе такой подготовки, способствуя самосовершенствованию в процессе педагогической деятельности.

Следует также отметить, что изменения в одной личностной сфере влекут за собой изменения в другой. Так, работа по культурному и интеллектуальному саморазвитию обязательно повлечёт за собой изменения в культуре поведения, проявится в стремлении следить за своим психическим состоянием. Культурный и грамотный человек не будет допускать несдержанности в эмоциях, будет стремиться организовывать свою деятельность так, чтобы не переутомляться, будет стремиться к рациональному распределению времени, что приведёт к изменениям в волевой сфере его деятельности.

Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития. Психологическая наука предоставляет возможность изучить уровень развития ааких способностей, а педагогическая деятельность выступает основным средством их развития.

Все личностные изменения (интеллектуальное развитие, умение управлять своими психическими состояниями, волевая целеустремлённость, культурное развитие, развитие педагогических способностей) сами становятся мощным стимулом в профессиональном и личностном саморазвитии, так как формируют потребность в самосовершенствовании.

Такова технология профессионального саморазвития. Следует помнить, что каждый входящий неё компонент является необходимым для успешного овладения процессом самовоспитания и что исключение хотя бы одного из них

повлечёт за собой ошибки, которые нелегко будет исправить. (см. рис. 14).

Так, процесс самовоспитания не даст положительных сдвигов, и педагог не сможет создать объективную картину развития своих личностные качеств, если не 6удут предварительно осуществляться самопознание, само­оценка. Программа самовоспитаний в таком случае не бу­дет адекватной личности, а самовоспитание — результативным. Отсутствие процесса целеполагания в техноло­гии саморазвития также сделает процесс самовоспита­ния неэффективным, так как программа профессиональ­ного саморазвития будет не мотивирована, а отсутствие осознанных целей самовоспитания сделает ее нереальной.

Не менее важны и процессы самоконтроля и коррек­ции, которые позволяют осознать свое продвижение, срав­нить достигнутые результаты с ожидаемыми, вовремя заметить ошибки, скорректировать дальнейшую программу действий, выбрать методы и средства самовоспитания.

При организации профессионального самовоспита­ния необходимо придерживаться следующей последова­тельности действий.

1. Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.

2. Планирование, выбор действий, создание програм­мы самовоспитания.

3. Выбор методов и средств самовоспитания.

4.Реализация в учебно-научной деятельности пелен и задач программы профессионального самовоспитания.

5.Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.

6.Коррекция программы самовоспитания с учетом результатов самоконтроля и самооценки.

Результаты профессионального самовоспитания в свою очередь становятся стимулом профессионального са­мовоспитания.

Пути профессионального саморазвития будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

В статье на основе теоретического анализа и личного опыта автора рассматриваются пути и условия профессионального саморазвития студентов будущих педагогов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семина И.С.

Текст научной работы на тему «Пути профессионального саморазвития будущих педагогов»

Компетентностный подход в образовании

определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности.

По своей природе компетентностный подход в обучении и образовании является очень целевым. Обучается не просто специалист широкого профиля, а человек, который будет хорошо уметь выполнять совершенно конкретный круг работ.

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 19-27.

2. Ваганова Н.О. Формирование профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений в практико-ориентированной среде / Н.О. Ваганова; Под ред. Ю.Д. Мишина // Гуманитарные исследования СГУПСа: сб. научных трудов. — Вып. 5. — Новосибирск: СГУПС, 2010. — 147 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.

4. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3-12.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с анг. — М.: Когито-Центр, 2002.

6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.

ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Институт образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

В статье на основе теоретического анализа и личного опыта автора рассматриваются пути и условия профессионального саморазвития студентов — будущих педагогов.

Ключевые слова студенчество, саморазвитие, стадии профессионально-личностного саморазвития.

Проблема профессиональной социализации занимает одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности. Широко рассмат-

* Доцент кафедры Педагогики и психологии профессионального образования, кандидат психологических наук, доцент.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

риваются вопросы о свойствах личности в профессиональной деятельности в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Л.Г. Дикой и др. Согласно С.Л. Рубинштейну, человеческий труд является одним из важнейших средств развития личности. В процессе становления профессионализма деятельности, личность обязательно развивается, причем, как минимум в четырех направлениях: личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессиональнодолжностном и нравственном [2].

Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное саморазвитие специалиста. Одним из подходов, позволяющих выделить значимые характеристики субъекта в профессиональной деятельности, является созданная Л.М. Поповым модель системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта саморазвития [3].

Основная идея проблемы профессионального саморазвития — это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

Особенности структуры и закономерности профессионального и личностного становления диктуют необходимость учета специфики формирования профессионального и личностного самоопределения уже в процессе обучения в вузе. Идея свободного творческого развития личности студента как субъекта образовательной деятельности, формирования их профессиональной пригодности, получает все большее распространение в системе образования.

Известно, что для эффективной профессиональной деятельности важное значение имеет осознанный выбор профессии, сформированное самосознание, осознание своей профессиональной пригодности, а также умение на основе рефлексии развивать необходимые личностные и профессиональные качества. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, ответственностью, организованностью и творческим потенциалом. В этой связи актуализируются запросы, связанные с проведением научно-практических исследований личностных аспектов возможностей, способов развития и достижения вершин профессионализма, в процессе овладения личностью пространства профессионально-творческого образования, становления, саморазвития и самореализации.

Компетентностный подход в образовании

В современных исследованиях по педагогике высшей школы определены общие закономерности процесса формирования профессионально-личностного саморазвития учителя. В связи с этим, Н.К. Сергеев признает профессионально-личностное саморазвитие важнейшим элементом профессиональной деятельности, вне которого последняя неэффективна. Новые подходы к решению проблем профессиональной подготовки учителей, обоснованные в трудах Ю.П. Азарова, А.А. Вербицкого, В.М. Димова, Е.Н. Шия-нова и др., создали теоретическую и практическую базу для решения проблемы подготовки будущего учителя.

Исследования О.С. Газмана, Б.З. Вульфова позволили сделать вывод о том, что саморазвитие педагога — обязательная составляющая современного образования, показатель субъектности учителя на всех этапах его непрерывного педагогического образования. Сопоставив характеристики, полученные на основе анализа имеющихся исследований по саморазвитию, мы пришли к выводу, что саморазвитие — это внутренний процесс самоизменения системы, под воздействием собственных противоречий, высший уровень самодвижения.

Процесс становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя — это «разворачивающаяся во времени последовательность различных его состояний, обусловленных внутренней структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре как ее интенции» [1].

Выделенная последовательность стадий профессионально-личностного саморазвития показывает интенцию процесса становления профессиональноличностного саморазвития будущего педагога в период обучения в вузе [3].

Дезадаптивная стадия характеризуется отсутствием у студентов стремления к сознательному самосовершенствованию, самоизменению, самореализации. Такие студенты пассивны, не задумываются о целях в жизни, не воспринимают информацию, которая способствует их саморазвитию. Взаимодействие с другими студентами, преподавателями, деловые игры на семинарских занятиях, мотивация долга, потребность к узнаванию нового о специфике педагогической профессии — условия, способствующие переходу студентов на стадию адаптации.

Стадия адаптации. На этой стадии происходит формирование самоосознания, самооценки, самоорганизации и самоуправления. Цели носят глобальный или размытый характер, представления о себе как о специалисте, о способах профессиональной деятельности весьма смутны. Самооценка на этой стадии может быть неадекватной. Студенты испытывают трудности в самоорганизации или считают, что гораздо проще работать под руководством преподавателей. Будущий учитель характеризуется формированием навыков самоосознания, развитием рефлексивных и эмпатийных способностей, актуализацией интереса к предметам педагогического цикла, развитием у студентов способности к профессиональной интерпретации жизнен-

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ных обстоятельств, педагогических явлений и событий, формированием позитивного принятия себя и других, альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.

Стадия дифференциации характеризуется проявлением индивидуальной неповторимости, которая в свою очередь определяется как степень развития у конкретного студента таких качеств, как рефлексивность, креативность, критичность, усилением потребности в личностной и профессиональной самореализации. Студенты пытаются в логике рассуждений делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт, стремятся пополнить знания о себе как будущем профессионале. Формируются навыки саморегуляции учебнопрактической деятельности. Появляются первые прогнозы собственных результатов. Рецензирование ответов однокурсников, микропреподавание, взаимодействие с преподавателем, нацеленность на результат — способствуют переходу будущих учителей на стадию индивидуализации.

Читать статью  Факторы саморазвития личности – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Стадия индивидуализации. Данная стадия в профессионально-личностном саморазвитии будущего учителя характеризуется сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, устойчивыми навыками самоорганизации и самоуправления. Но последние два компонента проявляются лишь ситуативно, в зависимости от обстоятельств, которые студенты считают наиболее благоприятными. Функция активного взаимодействия является доминирующей на этой стадии. Стадия индивидуализации отражает актуализацию способности студентов к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретических и прикладных задач, формируется проектная культура будущего учителя, стимулируется поиск личностного почерка профессиональной деятельности, авторство в создании собственных моделей будущей педагогической деятельности. Многообразие решаемых педагогических задач, взаимодействие с консультантами по учебно-исследовательским проектам, потребность в самосовершенствовании — обеспечивают переход студентов на стадию устойчивого саморазвития.

Стадия устойчивого саморазвития отражает сформированное самоосознание, адекватную самооценку, высокий уровень самоорганизации и самоуправления будущего учителя. Устойчивое саморазвитие будущего учителя характеризуется тем, что осуществляется необходимая коррекция, самоанализ учебно-профессиональных и жизненных достижений, актуализируется потребность в дальнейшем саморазвитии, активно формируется субъект-ность будущего учителя.

Опираясь на вышеуказанные исследования, мы полагаем, что профессионально-личностного саморазвитие педагога — это процесс качественного, целенаправленного сознательного изменения его личностной сферы, профессиональных свойств, профессиональной деятельности, обеспечивающий саморазвитие ученика и являющийся неотъемлемым условием становления субъектности обоих участников педагогического взаимодействия.

Компетентностный подход в образовании

Субъектность студента высшей школы — одно из проявлений способности к преобразованию и совершенствованию себя в учебной деятельности и последующей профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Объективной предпосылкой проявления, развития и формирования профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК) специалиста являются закономерные изменения в профессиональном развитии студента и постепенная смена учебно-академической деятельности на учебно-профессиональную. Овладение профессиональной деятельностью реализуется и проявляется посредством таких ПЗЛК, как профессиональная направленность, рефлексия, профессиональная этика. В современных условиях важное значение приобретает проведение индивидуальной учебно-воспитательной работы, способствующей интенции саморазвития будущего специалиста, Особого внимания во всех формах индивидуальной работы заслуживают мотивы поведения и организации деятельности студентов. Не меньшее значения имеет индивидуальное воздействие на деятельность индивида, так как именно в процессе деятельности он овладевает знаниями, навыками, умениями, у него совершенствуются и приобретаются нужные качества и черты личности. Одним из важнейших в структуре личности будущего педагога является творчество.

С целью развития профессионально значимых качеств и формирования акмеологической культуры студентов, преподавателями кафедры педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета с 2008 года реализуется творческий проект «Посвящение Учителю». В рамках проекта проводятся мероприятия, посвященные профессиональной деятельности преподавателей университета, учителей школ города и округа. Основной формой проведения мероприятий является педагогический альманах, страницы которого отражают различную тематику. Результатом плодотворного сотрудничества преподавателей и студентов стало создание электронного продукта «Педагогический альманах», при помощи которого можно познакомиться с содержанием всех мероприятий, просмотреть фото- и видеоотчеты.

В целом работа над «Педагогическим альманахом» и его использование в различных целях способствует решению практических задач, направленных на формирование у студентов:

— общекультурных компетенций (способность к восприятию, анализу, обобщению информации в области педагогической деятельности);

— инструментальных компетенций (умение целесообразно использовать инновационные психолого-педагогические технологии в проектировании воспитательных систем и реализовывать их на практике);

— социально-личностных компетенций (осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению инновационной педагогической деятельности, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства и др.);

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

— организационно-управленческих компетенций (умение оценивать целесообразность применения инновационных технологий в воспитательной среде образовательного учреждения; способность находить организационно-управленческое решение в нестандартных педагогических ситуациях и нести за них ответственность).

1. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. — М., 2006.

2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М., 2007.

3. Чудина Е.Ф. Стадии становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя / Под ред. Н.К. Сергеева // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. тр. — Вып. 3. — Волгоград, 2001.

РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары

Рассмотрены влияния мастера производственного обучения на коллектив и его формирование.

Ключевые слова: коллектив, воспитание, учебная группа, актив, индивидуальные особенности.

Воспитание в коллективе — основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей — характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности, творческое отношение к делу.

Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру в решении воспитательных задач, в то же время является для обучающихся большой школой формирования навыков коллективного труда.

Учебные группы в техникуме комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят в техникум из разных школ, районов, и даже областей. Чтобы ученический коллектив созданной учебной группы в короткий срок стал работоспособным, мною проводится большая ор-

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.
статья на тему

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

Скачать:

Вложение Размер
moya_dokument_microsoft_office_word_5.docx 65.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЦПО Самарской области

По курсу «Развитие профессиональных компетенций работников образования» (ИОЧ ИБ)

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Выполнила: Белова Татьяна Михайловна

преподаватель ГБОУ СПО

Самарский торгово-экономический колледж

« Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому. кто желает обрести истинное знание. тот должен исследовать причины или законы вещей. которым подчиняются все существа.

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

Основная миссия современного средне-специального образования заключается в формировании инициативного, творческого кадрового потенциала общества, способного противостоять негативным проявлениям происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стили жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – подростковый переходный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»

Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике обучающегося идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.

Интенсивно развивающаяся в последнее время наука акмеология (от греч. acme – расцвет, вершина) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование специалиста как основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Условия и закономерности достижения вершин профессионализма деятельности и личности педагога исследует педагогическая акмеология . В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.

Профессионализм преподавателя рассматривается с акмеологических позиций как совокупность устойчивых свойств его личности, обеспечивающих высокую продуктивность педагогической деятельности с гуманистической направленностью.

Программа преподавателя «Саморазвитие профессиональных компетенций» ставит целью педагогическое руководство этими процессами, активизацию факторов развития, профилактику девиантного поведения и негативных проявлений студентов, побуждение их к самосовершенствованию.

Профессиональная деятельность преподавателей СПО многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. Саморазвитие профессиональных компетенций преподавателей – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Предъявляемые требования предполагают быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности преподавателя, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам преподавателя могут быть сформулированы следующим образом:

  • — общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
  • — глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, — возрастной физиологии, гигиены;
  • — фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
  • — владение методикой обучения и воспитания;
  • — любовь к делу, умение передать свою увлеченность студентам;
  • — творческое отношение к работе;
  • — знание студентов, умение понимать их внутренний мир, иметь педагогический оптимизм;
  • — владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
  • — постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Нужной личностной и профессиональной чертой преподавателя следует считать любовь к обучающимся, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса саморазвития, является отношение самого преподавателя к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании.

Потребность находит свой предмет в образе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я — идеальное профессиональное»). Чем больше преподавателя отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.

Динамика и направленность профессионально-личностного самосовершенствования педагога опосредованы субъективно-рефлексивным развитием преподавателя.

Рис. 1. Процесс профессионального самосовершенствования

Как видно из Рис. 1, источники профессионального самосовершенствования преподавателя находятся в социальном окружении.

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности преподавателя. Причем, успешное самосовершенствование преподавателя предполагает, что планка требований должна быть немного выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.

Профессиональное саморазвитие преподавателя осуществляется в двух взаимосвязанных формах — самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

Читать статью  Психология саморазвития и самосовершенствования личности

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности преподавателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность преподавателя СПО – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов:

— качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком;

— качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой;

— перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. «Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, — пишет Н.Г. Чернышевский, — позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей».

Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему активов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самосовершенствовании.

Цель программы саморазвития:

— Развитие своих профессиональных компетенций посредством процесса самообразования.

Целью профессионального саморазвития является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного преподавателя. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

  1. Актуализировать проблемы развития профессиональной деятельности.
  2. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
  3. Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.
  4. Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим.
  5. Формировать знания о психологии человека для сознательного управления подростками своим развитием;
  6. Формировать и развивать процессы самопознания, стремления к углублению знаний о своем внутреннем мире;
  7. Формировать процессы самовоспитания и саморазвития студентов;
  8. Освоить практические приемы и методы духовного развития личности;
  9. Освоить приемы рефлексии;
  10. Развить представления в области профессионального самоопределения, формировать внутреннюю готовность студента к профессиональному выбору.

Считаю, что в процессе реализации программы я развиваю свою педагогическую компетентность, способность оперативно находить нужную информацию и анализировать её. Я должна приобрести умение убеждать, увлекать и вести за собой, так как это неотъемлемая часть процесса саморазвития.

ПК подлежащие развитию

Опыт практической деятельности

Систематизировать процесс саморазвития

Использую знания, полученные в ходе изучения научно-методической литературы

Отбираю научно – методическую литературу

Анализирую и в дальнейшем использую научно-методическую литературу

С 1.03 по 15.03.2014г.

Определить цели и задачи саморазвития

Использую те знания, которые получила в учебном заведении

Правильная формулировка учебной деятельности

Обосновано выбираю цели и задачи саморазвития

Проектировать образовательный процесс

Знаю программу образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Умение планировать и реализовывать образовательный процесс

Отражаю свою педагогическую деятельность в личной программе

Разрабатывать конспекты непосредственно-образовательной деятельности

Методов и приемов работы со студентами

Правильно распределить задачи и формы работы с обучающимися

Систематизировать деятельность обучающихся в группах

Применение в практике

Установление отношений со студентами в образовательном процессе

Развитие познавательных процессов

Я считаю, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

— умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

— умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

— умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и с эмпатией относиться к нему.

ПК подлежащие развитию

Опыт практической деятельности

Находить методы и приемы урегулирования отношений

проведение педсоветов, круглых столов, тестов

Создание атмосферы семейных отношений в группе

Общение с обучающимися, понимание каждого студента

нетрадиционные родительские собрания, демократический стиль с управлении

использование эмоций, чувств в общении

вербальные средства общения

Владение языковой, лингвистической, предметной и прагматической компетенциями

владение этическими и эстетическими нормами общения

Работа над дикцией, темпом речи, грамматически правильной формулировкой

Душу можно сравнить с прозрачным шаром, освещенным изнутри собственным светом своим. Этот огонь и есть для нее не только источник всякого света и истины, но освещает ей все внешнее.
(Марк Аврелий)

Основные направления саморазвития преподавателя:
— непрерывное пополнение педагогических знаний;
— совершенствование педагогического мастерства;
— расширение общего кругозора;
— нравственное и физическое совершенствование;
— умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования — самопознание, непосредственное и опосредованное. Основные приемы непосредственного самопознания — самонаблюдение,
самоанализ, самооценка.
Приемы опосредованного самопознания:
— сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со стороны;
— сопоставление себя с другими;
— анализ резервов собственной деятельности.
Методы и приемы самовоздействия:
— самоубеждение;
— самоободрение;
— самоприказ;
— самоконтроль;
— самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить свое поведение в конкретной ситуации;
— самовнушение.
Совершенствование преподавательского мастерства .
Преподавательское мастерство предполагает:
— способности к педагогической деятельности;
— широкие профессиональные знания;
— культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
— познавательных;
— конструктивных;
— организаторских;
— коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
— умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
— способность анализировать собственную деятельность;
— наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
— способность контролировать свое физическое и техническое состояние.
Основное состояние самообразовательной работы — постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Необходимое условие успешного самообразования
— умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники такой информации — справочно-библиографические издания
Совершенствование конструктивных умений.
Конструктивная деятельность преподавателя включает умения:
— формировать цели и задачи образовательного процесса процесса;
— планировать системы работ и последовательность действий студентов;
— отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (лекций, воспитательных мероприятий);
— составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
— знание своего предмета и методов его преподавания;
— знание педагогической теории и психологии;
— широкий научный и культурный кругозор;
— педагогическое воображение, способность предвидеть последствия и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
— ставить цели перед собой и детьми;
— планировать деятельность;
— делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
— создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
— контролировать и оценивать исполнение.
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений со студентами и их родителями, с коллегами.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
— учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам, мимике;
— совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
— изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения

Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к учителям, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Высокое предназначение преподавателя предъявляет к нему столь же высокие требования. А чтобы соответствовать этим требованиям, преподаватель должен постоянно заниматься своим профессиональным саморазвитием и помнить, что если источник профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности находится в его социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри самого себя – в виде мотивов и источников активности.

Преподаватель Белова Т.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Поставив перед собой, как руководителя дипломным проектом, задачу каким образом в одном дипломном проекте можно продемонстрировать уровень овладения всех видов профессиональной деятельности и соответс.

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п.

Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО

В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных .

Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта «ConEct»

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов.

Педагогический проект «Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера». Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови.

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно — практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций

Методика преподавания дисциплин профессионального цикла художественного профиля.

Источник https://studopedia.ru/18_49416_tehnologiya-organizatsii-samorazvitiya-pedagoga—vospitatelya-metodi-sredstva-prakticheskie-rekomendatsii.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/puti-professionalnogo-samorazvitiya-buduschih-pedagogov

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2014/10/07/proekt-programmy-samorazvitiya-professionalnykh

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *