Саморазвитие

Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА САМООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Компетенция, профессионализм, мастерство, успешность в профессии – эти и многие другие понятия, касающиеся деятельности педагога широко исследуются в современной науке. Выделяется много параметров, определяющих компетентность специалиста, работающего в школе. Это – и умение учителя решать профессиональные проблемы, связанные с преподаванием предмета, и взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса, но одним из основных параметров, является организация своего дальнейшего профессионального развития.

В последнее время в различных источниках информации часто можно увидеть и услышать о том, что учитель должен повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, но вряд ли найдется еще хоть одна профессия , где специалист столько бы читал, изучал, апробировал, анализировал, наблюдал и писал, т.к. современный учитель из исполнителя превращается в исследователя, экспериментатора, он овладевает навыками исследовательской деятельности, составляет проекты, программы опытно-экспериментальной работы, пишет учебные программы и т.п. И так как часто, результативность деятельности школы определяется личностью педагога, уровнем его профессионализма, то этот уровень должен постоянно расти, но в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров, конференций невелика без процесса самообразования учителя.

К сожалению, самообразование не всегда является саморазвитием учителя, порой выбирая тему самообразования, учитель относится к данному вопросу формально, меняя темы каждый год, считая, что достаточно изучить литературу и (или) опыт других педагогов. А ведь это должно быть внутренней потребностью, осознанным стремлением к росту профессионализма. Бывает и такое, что учитель, тяготея к спокойной жизни, и думая, что уже само положение возвышает его над теми, кого они учит, забывает простую истину: «Учитель до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учиться».

Поэтому самообразование необходимо рассматривать, как потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, какой является профессия учителя.

Каждый человек уникален, но для того чтобы развивать свой интеллект, он должен работать над собой всю жизнь, и саморазвитие должно быть направлено не только на накопление знаний, но и на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности, должно стать профессионально-личностным саморазвитием каждого учителя, т.к. это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога [2]:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. Трансляция собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности, во всех взаимосвязях его компонентов: самосознания – самооценки – самоорганизации – самоуправление. Каждый из этих компонентов развивается неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них является условием развития любого другого

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании, и осуществляются путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяются как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений. Также, анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую, что позволяет учителю планировать саморазвитие, самопроявление, а при необходимости, вносить изменения в план по самообразованию, через самокорректировку. Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время актуальность приобретает идея выбора содержания и форм методической работы на основе образовательных запросов.

Таким образом, можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

· самоанализ и осознание необходимости;

· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

· самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. В связи с этим учителю важно иметь индивидуальный план по совершенствованию педагогического мастерства учителя, где отражены:

Индивидуальная тема самообразования.

Цели профессионального развития.

Изучение психолого-педагогической литературы

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Участие в системе школьной методической работы

Работа в составе органов управления школой

Обучение на курсах, формах педагогической работы в системе повышения квалификации. Руководство повышением квалификации учителей

Кроме того, именно здесь на первом этапе учитель может записывать выявленные трудности в процессе педагогической деятельности, в дальнейшем анализировать возможные пути решения возникающих вопросов, проблем и эффективность выбора данного пути, анализ проведенного мероприятия, причины необходимости самокорректировки и т.п. Ведь профессионально-личностное саморазвитие, как важнейший элемент деятельности учителя, является динамичным процессом усвоения и модернизации профессионального опыта, ведет к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, что предполагает непрерывное развитие и самосовершенствование.

К настоящему времени накоплен богатый опыт оценки уровня профессиональной деятельности учителя, но к сожалению, существующая система оценки и аттестации далека от совершенства, и в этой связи нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Кроме того специалисты отмечают, что саморазвитие раскрывается в следующих функциях[3,4]:

Функция целеобразования. Данная функция выступает основополагающей в структуре профессионаьно-личностного саморазвития, т.к. саморазвитие личности не возможно без постановки целей, внутренних смысловых и мотивационных опор. Эта функция определяет специфику социального поведения и профессионально-педагогической деятельности учителя.

Функция активного взаимодействия. Саморазвитие, как внутреннее качественное изменение, в основе которого лежит противоречие между «Я» реальным и идеальным, обуславливает потребность в активной управляемой предметно-профессиональной деятельности. Невозможно развить ребенка тогда, когда нет условий для саморазвития педагогов, а основу этих условий составляет активность личности учителя. Именно взаимодействие со значимым другим запускает механизмы саморазвития.

Нормативная функция. Саморазвитие поддерживает равновесие в системе деятельности преподавателя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде, предопределяет соблюдение правовых отношений. Но любое регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм, которые устанавливаются между участниками педагогического процесса. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих между участниками педагогического процесса. Таким образом, данная функция направлена на регуляцию личностного поведения учителя.

Рефлексивная функция побуждает учителя к анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к самоизучению, работе над собой и применению этой способности к сложным условиям и обстоятельствам профессионального бытия, поиску и личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта, определяет так называемое «пространство саморазвития» учителя [1]. Рефлексивная функция является качественным показателем профессионально-личностного саморазвития.

Наряду с определенной автономией, вышеперечисленные функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность., т.к. процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.

Таким образом, осуществляя выбор темы самообразования, учитель должен быть не только исполнителем, организатором и исследователем, но и осознавать какие профессионально-личностные качества он хотел бы развить у себя, так как только изменения в личности самого педагога, ведет к успешному развитию воспитанника, и именно это позволяет обеспечивать развитие профессиональной компетентности учителя.

Читать статью  Саморазвитие и самосовершенствование: 11 советов с чего начать?

Литература

1. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная педагогика в системе образования //Вопросы психологии. – 1997. – №5. – С.28-43.

2. Даутова О.Б. , Христофоров С.В. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования // Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.304-309

3. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов . Волгоград, 1997. 166.

4. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя. Иркутск, 1998. 345с.

Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

В статье представлены формы и методы работы с разными категориями участников образовательного процесса ( учителями , магистрантами, обучающимися ), способствующие организации и развитию исследовательской деятельности обучающихся : элективный курс для магистрантов, обучающие семинары для учителей-организаторов НОУ, научное общество учащихся . Показано, что основой для эффективной организации занятий выступает профессионально-личностное саморазвитие учителя . Выделено значение функций саморазвития учителя в эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

Организация педагогического сопровождения саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия

Исследовательская деятельность как средство развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся»

Чудина Елена Ефимовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета echudina@mail .ru Elena E. Chudina

сandidat of Pedagogical Sciences, аssociate рrofessor, Volgograd State Social-Pedagogical University echudina@mail .ru

Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся

Professional self-development of the teacher as basis of the organization of research activity of the being trained

Аннотация. В статье представлены формы и методы работы с разными категориями участников образовательного процесса (учителями, магистрантами, обучающимися), способствующие организации и развитию исследовательской деятельности обучающихся: элективный курс для магистрантов, обучающие семинары для учителей-организаторов НОУ, научное общество учащихся. Показано, что основой для эффективной организации занятий выступает профессионально-личностное саморазвитие учителя. Выделено значение функций саморазвития учителя в эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся.

Ключевые слова: профессионально-личностное саморазвитие, готовность к саморазвитию, обучающийся, учитель, исследовательская деятельность, научное общество учащихся.

Abstract. Forms and work methods with different categories of participants of educational process (teachers, the undergraduates who are training), the promoting organizations and to development of research activity of the being trained are presented: elective course for the undergraduates, training seminars for teachers organizers of NOU, scientific organization of pupils. It is shown that as a basis for the effective organization of occupations professional and personal self-development of the teacher acts. Value offunctions of self-development of the teacher in the effective organization of research activity of the being trained is marked out.

Keywords: professional and personal self-development, readiness for the self-development, being trained, the teacher, research activity, scientific organization of pupils.

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования предполагает формирование

готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности [3]. Однако формирование готовности обучающихся к саморазвитию невозможно вне саморазвития учителя. Этот вывод убедительно доказали в своих исследованиях Н.К.Сергеев, Н. М. Борытко, В. А. Сластенин, В. И. Андреев, В. В. Сериков. Проведенное собственное исследование показало, что профессионально-личностное саморазвитие является фактором профессионального роста педагога, обязательным условием индивидуально-личностного развития ученика, и системообразующим компонентом содержания профессионально-педагогической подготовки учителя. Педагог не может обеспечить саморазвитие ученика, не демонстрируя ему собственное саморазвитие в поведении, деятельности, поступках. Главный же механизм саморазвития, как целенаправленного воздействия человека на самого себя, В. И. Андреев определяет в разрешении противоречий и постоянно усложняющихся творческих задач. [1, с. 65]. Противоречие в философии — взаимодействие противопоставленных взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития. Исходное, движущее противоречие саморазвития, по мнению Б. С. Братуся, неразрешимо до конца, подчеркивает бесконечный характер процесса саморазвития как жизненного процесса.

Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие современного учителя обеспечивает его готовность к принятию нововведений, к профессиональному реагированию на происходящие изменения как пространству для творчества и самосовершенствования и способствует формированию готовности к саморазвитию обучающихся.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (общего) образования согласно положениям ФГОС должна быть направлена на формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования [3]. С учетом вышеизложенного, учебно — исследовательская деятельность обучающихся предполагает серьезную и целенаправленную работу педагога — руководителя. Поэтому существенное значение в процессе подготовки учителей по организации исследовательской деятельности обучающихся приобретает разработанный и апробированный нами элективный курс для магистрантов кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета: «Руководство научно-исследовательской работой школьников». Основная цель курса ориентирована на образование магистра, который способен развивать основы исследовательской деятельности обучающихся, проявляющих к ней интерес, а также на подготовку руководителя школьного научного общества учащихся.

Взаимодействие с магистрантами в рамках изучения данного курса показало, что основой эффективной организации и проведения занятий со слушателями является ориентир на профессионально-личностное саморазвитие учителя, как процесс целенаправленного, качественного самоизменения личностной

сферы педагога, обеспечивающего саморазвитие личности ученика, через реализацию целеобразующей, рефлексивной, нормативной, активного взаимодействия функций в развитии педагога.

Ориентируясь на развитие функций профессионального саморазвития учителя, в организации учебной деятельности магистрантов мы предлагали задания, способствующие выработке навыков критического оценивания различных видов работ школьников, определению специфики деятельности научного общества учащихся, творческой деятельности магистрантов со школьниками, способными к исследовательской деятельности. Уточнение специфики учебно-исследовательской деятельности школьников начальной, основной, старшей ступеней обучения, представление возможных видов работ школьников для каждой ступени обучения, указание типа и состава формируемых исследовательских умений запускает механизмы развития рефлексивной и нормативной функций профессионального саморазвития учителя. Анализ тезисов участников конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского г. Волгограда и подготовка рецензии на указанные тезисы способствуют развитию функции целеобразования, которая задает направления исследовательской деятельности современного учителя, формирует его собственную методологическую культуру, а также развивает исследовательские умения учеников, что обеспечивает реализацию требований федерального стандарта среднего образования как творческого процесса. В рецензии магистранты отразили корректность определения актуальности, объекта, предмета, цели, задач участников конкурса. Ориентир на развитие рефлексивной и активного взаимодействия функций выявил целесообразность определения задания к зачету по данной дисциплине. Будущим организаторам учебно-исследовательской деятельности предстояло разработать программу деятельности научного общества учащихся с последующим обсуждением на занятии. Подготовка такого зачетного задания позволила проанализировать опыт деятельности школ Волгограда и области по организации исследовательской деятельности учащихся, собственный опыт магистрантов по работе со школьниками и выстроить логику деятельности научного общества учащихся, способствующего развитию исследовательских умений.

Также для педагогов — руководителей исследовательских работ старшеклассников МОУ СОШ 37, 21, Гимназии №11 нами были проведены обучающие семинары по организации исследовательской деятельности обучающихся. Рефлексивная функция профессионально-личностного саморазвития позволяет учителю выявлять причинно-следственные связи, актуализирует развитие его способности к самосовершенствованию, самореализации и применению этой способности к современным ситуациям педагогической деятельности и обстоятельствам профессиональной жизни. Поэтому мы вместе с педагогами анализировали логику конкурсных работ школьников, их содержание, типичные ошибки при формулировке методологических характеристик учебно-исследовательских работ, составлении презентаций конкурсных работ. Также мы рассматривали требования к формулировке тем учебно-исследовательских работ обучающихся и анализировали различные темы выполненных конкурс-

ных работ. Функция активного взаимодействия связана с тем, что профессионально-личностное саморазвитие, как внутреннее качественное изменение, в основе которого лежит противоречие между «Я» реальным и идеальным, определяет потребность в деятельности и активности учителя. Именно взаимодействие со значимым другим запускает механизмы саморазвития [4, с. 157]. По мере развертывания саморазвития увеличивается потребность индивида во взаимодействии с другими. Чем интенсивнее осуществляется личностное самостроительство, тем более значимыми для человека становятся контакты с окружением, тем сильнее у него ощущение влияния этих контактов »[2, с. 44]. В связи с этим, взаимодействие учителя с коллегами, с преподавателями вуза во время семинара способствует актуализации имеющегося у него внутреннего потенциала, пополнению его в структурном, содержательном, ценностно-смысловом плане. Такая совместная деятельность учителей способствует обмену знаниями, опытом и открывает направления совершенствования деятельности учителей в рамках научного общества учащихся.

Читать статью  12 основных ошибок и неудач на пути саморазвития |

Также обращение к требованиям программы по развитию универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с положениями федерального стандарта, показывает необходимость формирования навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности [3]. Наиболее эффективными формами, как показала опытно-экспериментальная работа, реализующими данные требования, являются совместные формы работы учителей с учащимися в проектной деятельности, участие в открытых олимпиадах, различных конкурсах, которые используются в рамках научного общества учащихся в лицее №8 «Олимпия» г. Волгограда.

При проектировании учебно- исследовательской деятельности учащихся в НОУ лицея №8 «Олимпия» нами за основу взята модель и методология исследования, разработанная в современной науке. Эта модель включает в себя стандартные этапы, присутствующие в научном исследовании независимо от предметной области: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический, прогностический. Для организации исследования обучающимися совместно с учителями во введении определяются методологические характеристики: актуальность, исследовательская проблема, тема исследования, цель исследования, задачи исследования, теоретическое и практическое значение. Такая деятельность позволяет развивать методологическую культуру участников образовательного процесса и способствует их саморазвитию. Обучающиеся — члены НОУ — для решения исследовательских задач используют следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, сравнение, обобщение, наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование. Продвижение учащихся по исследовательским этапам способствует развитию их компетенций в области учебно-исследовательской деятельности. Эффективная учебно-исследовательская деятельность обучающихся в научном обществе основывается на педагогическом взаимодействии друг с другом, с учителем и научным консультантом.

Проблематика работ старшеклассников связана непосредственно с педагогической практикой и представляет интерес для педагогов, студентов, самих

учащихся и их родителей. Так, предметом изучения лицеистов явились: деловое общение подростков, экологическая культура подростков, коммуникативные умения подростков, социализация подростков в центре дистанционного образования лицея.

В процессе работы над исследованием у учащихся появляется возможность расширить взаимодействие с участниками учебно-воспитательного процесса. Все члены научного общества учащихся по педагогике лицея №8 «Олимпия» г. Волгограда с удовольствием проводили диагностическое обследование с учениками младших классов, со своими одноклассниками, и учащимися классов разного профиля и оценивали свои возможности с учетом выбранной педагогической проблемы. Также в процессе решения задач работы по темам «Педагогическая диагностика в современном учебно-воспитательном процессе», «Специфика мотивов учения подростков лицея» авторы интервьюировали педагогов лицея. В работе по теме «Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках химии», авторы совместно с учителем выделили наиболее интересную форму — работа в парах на уроках химии при изучении отдельных тем, которая представляет интерес для учащихся, студентов, будущих учителей в процессе развития коммуникативных умений. Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие учителя в организации исследовательской деятельности позволяет лицеистам овладевать новыми способами деятельности, что находит выражение в их непрерывном саморазвитии, культуре мышления и поведения и повышает интерес лицеистов к занятиям в НОУ.

Функция активного взаимодействия профессионального саморазвития учителя наиболее ярко проявляется в процессе совместной подготовки учащихся лицея к районному и городскому конкурсу «Я и Земля» и стимулирует навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования [3], а также позволяет систематизировать материал работы и выделить ключевые аспекты для подготовки презентации.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что при отборе содержания организационных форм обучения с разными категориями участников образовательного процесса: учителями, магистрантами, обучающимися, ориентир на модель профессионально-личностного саморазвития учителя позволяет успешно реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта по формированию готовности обучающихся к саморазвитию, по формированию компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.

1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентноспособности. Казань: Центр информационных технологий, 2009. — 468 с.

2. Борытко Н. М. Воспитательная деятельность в контексте культуры //Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: сб. тр. по итогам междунар. науч. конф. Волгоград. 8-9 окт.2013г. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013.- 275с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N413). Режим досту-па:http://минобрнауки.рф/документы/2365

4. Чудина Е. Е. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в вузе /Е. Е. Чудина// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013.- Т.13. №9(112). С. 155-158.

1 . Andreyev of V. I. Konkurentologiya. Training course for creative self-development of competitiveness. Kazan: Center of information technologies, 2009. -468 pages.

2 . Borytko N. M. Educational activity in a culture context//Pedagogical activity and pedagogical education in innovative society: сб. тр. following the results of междунар. науч. конф. Volgograd. 8-9 окт.2013г. Volgograd: VGSPUpublishing house «Change», 2013. — 275с.

3 . Federal state educational standard of the secondary (full) general education [Electronic resource] (утв. the order of the Ministry of Education and science of the Russian Federation of May 17, 2012 of N413). Mode dostu-pa:http://minobrnauki.rf/dokumenty/2365

4 .Tchudina E. E. Professional and personal self-development offuture teacher in higher education institution / E. E. Tchudina//News of the Volgograd state technical university. 2013 . — T.13. No. 9(112). Page 155-158.

Педагогическая поддержка учащихся на основе развития и самоопределения личности

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие — это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные — потребности в улучшении и совершенствовании себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанному самообразованию, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Потребность в самоутверждении: это стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться. В этом как раз и нужна педагогическая поддержка учащихся со стороны учителя.

Самореализация — это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

  • верить в каждого ребенка и его возможности;
  • оценивать не личность, а действия, поступки;
  • видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;
  • проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  • не торопиться с выводами;
  • помогать каждому в поиске своего “Я”, в сохранении уникальности.

Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на “отлично” и “хорошо”, детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.

Читать статью  Развиваться или деградировать? | Блог 4brain

Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.

  • оценка;
  • запись благодарности в дневник;
  • словесное поощрение;
  • групповая работа;
  • назначение консультантом;
  • выставка лучших работ.
  • сбор и изучение стимульного материала;
  • выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотива;
  • выработка своего отношения к понятию “Стимулирование учебной деятельности”.

Сбор стимульного материала осуществляется через посещение уроков, опрос и анкетирование учащихся, анкетирование учителей, работающих в этих классах.

  • в 5-х классах — похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;
  • в 6-х классах — познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
  • в 7-х классах — познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Учителя часто включают “мнимые стимулы”, не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку “5”, отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие. Мы считаем необходимым проведение диагностики стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением. К анализу понятия «педагогическая поддержка» и к характеристике его содержания подходят по-разному.

Так, психологи рассматривают психологическую поддержку как процесс. Они поясняют, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает при неудачах.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечается, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — “помощь” ребенку.

Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком — договорная, а результат — выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность. Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет, достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Возможно, что многих негативных последствий удастся избежать, благодаря тому, что ребенок имеет возможность при проектировании собственных действий по выходу из проблемы увидеть, спрогнозировать их, и это может повлиять на поиски каких-то других решений. Опыт показывает, что, как правило, педагогическая поддержка все же достигает результатов.

Итак, задача педагогической поддержки, установление необходимого баланса, как того реального «мостика» – с одной стороны взрослого, педагога-профессионала, с другой стороны ребенка, на которого направлена деятельность взрослого.

В чём суть понятия “педагогическая поддержка”? Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самостоятельности последнего и ставящая целью поддержать его в действиях. Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и детей. Основное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, ощутить себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно только то, что уже имеется в наличии развитие самостоятельности человека.

Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтоб он мог удачно осваивать социально важные ценности, нормы, культуру поведения, чтоб сам мог выбрать свой жизненный путь и воплотить его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, естественно, чтоб удачно обучаться, получать знания, сформировывать умения и навыки учебной деятельности.

Педагог — не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений меж взрослым и ребенком. До этого всего, он помогает школьнику развивать рефлексию, как метод выявления самооценки анализа собственного творчества.

Для организации образовательного пространства на базе концепции педагогической поддержки требуется смена, либо актуализация ценностных ориентации педагогов, построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и сотрудниками на доверительности и открытости. Взаимодействие педагога и детей — ценность, которую нужно добывать, развивать и хранить. Переход от привычной ориентации на “воздействие” к “взаимодействию” происходит в динамике смены личных и профессиональных состояний, переосмысления накопленного опыта. Это колоссальный труд души и мысли, который вызывает большущее уважение и которому нужно оказывать квалифицированную поддержку.

Проблема самоопределения личности не нова в педагогической теории и практике. В трудах философов, психологов и педагогов находит отражение и проблема самоопределения учащихся старшего школьного возраста.

Невозможно однозначно утверждать, что в старшем школьном возрасте формируется либо готовность к самоопределению, либо само самоопределение. Для самоопределения должны сложиться определенные обстоятельства, создающие готовность к восприятию действительности.

Под самоопределением старшеклассника мы понимаем процесс конструирования им близкой, реально осуществимой и далекой перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей, реальных действий. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.

Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу, и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося. Среди них актуализируются достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в настоящий момент испытывают трансформацию и становятся самостоятельным явлением педагогической действительности

Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Под педагогической поддержкой понимается оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Одним из условий самоопределения старшеклассников считается создание ситуаций успеха. Ситуации успеха позволяют пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех — это механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, ритм, стиль и качество его деятельности, характер взаимоотношений с окружающими. Проблема создания ситуации успеха не нова для психолого-педагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном процессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживаемый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовершенствованию, развитию и самоопределению личности ребенка.

Источник https://www.sites.google.com/site/ucibiologu/metodiceskaa-kopilka/professionalno-licnostnoe-samorazvitie-kak-osnova-samoobrazovania-sovremennogo-ucitela

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-uchitelya-kak-osnova-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya

Источник https://urok.1sept.ru/articles/646702

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *