Социализация и самореализация личности учащихся

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.

Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

  • в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;
  • в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
  • в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.

  1. Широкие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи);
  2. Спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении (меняющиеся отношения, изменения оценок взглядов суждений обнаружение их отличий от направленности официального воспитания).

Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Первый план содержания социализации не только непосредственно связан с воспитанием, а по сути является широкой формой воспитания по сравнению с воспитанием в семье или классном коллективе.

Второй план содержания социализации в массовом педагогическом сознании часто воспринимается как недостаток, слабость воспитания.

Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.

  • воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
  • вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
  • предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
  • предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
  1. Помочь ребенку формировать и использовать свой социальный опыт;
  2. Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления;
  3. Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства;
  4. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния.
  5. Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа.

Наши исследования показали, что дети в младшем школьном возрасте уже задумываются над проблемой смысла жизни, жизненных ценностей в различных ее аспектах: ради чего живет человек на свете, что в жизни самое главное, к чему в жизни надо обязательно стремиться, а чего остерегаться и не допускать. Изучая представления первоклассников о главных жизненных ценностях, мы обнаружили, что в качестве ведущих ценностей дети осознают: саму жизнь, семью, здоровье, деньги, иметь друзей, Бога. При проведении позиционно- оценочного аспекта социального опыта ребенка с помощью проективных вопросников, например: “Когда я буду взрослым…”, “Я очень люблю…”, “Больше всего на свете я боюсь…”, первоклассники отвечали, что счастье – когда счастливая семья, все дружны, мечта – когда веселье, подарки , это мое будущее, праздник большой, это хорошо, что вместе с мамой, папой, с родными, солнце ярко светит, в доме все счастливы, кто никогда никого не обижает, “Счастье –это…любовь, доброта, любовь, дружба, родители когда есть, когда все хорошо, здоровье и долгая жизнь” – ответы учеников 2-го класса. 4-й класс – “счастье – это когда много денег, это жизнь, радость, когда все здоровы, два урока математики, веселье”.

Во 2-3-х классах провели опрос с проективным заданием “Я всегда недоволен собой, когда…”. Анализ ответов показал, что дети не испытывают недовольства собой. Дети мечтают о достижениях, которые были замечены родителями, учителями, товарищами. Среди ответов были: “Мне не везет. Когда я делаю что-то хорошее, никто этого не видит, а как ошибусь, все сразу начинают ругать. Я всегда доволен собой, если мне не портят настроение. Я считаю себя хорошей, я всегда всем доволен, потому что я не люблю нытиков”.

Таким образом, решая эти задачи, мы воздействуем на личность ребенка, на тот социальный опыт, который складывается на его жизненном пути. Ведь социализация в своей сущностной характеристике – это овладение социальным опытом.

На рубеже 7-8 лет у ребенка возникает осознание своего “социального “Я”, которое характеризуется потребностью освоить новую социальную позицию школьника и овладеть новой, общественно- значимой деятельностью, учением; зарождается рефлексия, складывается осознание себя, как субъекта отношений со взрослыми.

К 9-11 годам при переходе ребенка из начальной школы в среднюю происходит качественное преобразование системы “Я”: возникает ориентация на социальные цели, начинается осознание себя как субъекта общения со сверстниками.

Особое внимание мы обратили на автопортреты детей, нарисованные в специальной рамке и имитирующие фотографию. Этот прием позволил обеспечить установку на изображение “себя в настоящем”. Но это вовсе не значит, что все дети это сделали: были и автопортреты “себя в будущем” (в спортивных доспехах, в халате и шапочке врача, в шлеме летчика). У девочек преобладали более яркие цвета, они стремились раскрасить детали одежды, уделяли внимание прорисовке лица. Автопортреты мальчиков чаще всего фиксировали не лицо, а фигуру в действии, они стремились, как бы иллюстрировать свои любимые занятия, свой характер и будущие устремления.

Для изучения ситуации социального опыта нами были проведены игры “Если бы я был”, “Волшебный сундучок”. Каждый играющий записывает на карточке свое имя. А на обороте самое главное качество. Все карточки помещаются в волшебный сундучок. В этой игре очень важен высокий градус гуманизации отношений детей, переживание себя как достойного человека. Игра “Кто есть я?” – повышение самооценки учащихся. Проведены методики Интервью “Волшебный мир”, метод Фантастического выбора.

В одном из наших экспериментов третьеклассникам был задан вопрос: “Если ты найдешь случайно кем-то потерянный кошелек с крупной суммой денег, то, как ты поступишь? Подавляющее большинство отдали бы взрослому, чуть меньше купили подарки для взрослых, еще меньше попытались бы найти хозяина утерянных денег – никому не сказал и спрятал бы. Очевидно, что достаточного устойчивого опыта действия в таких ситуациях у десятилетних детей нет, но у них уже есть свое понимание ценности денежных знаков, опыт переживания наблюдаемых поступков взрослых (родителей, героев телесериалов).

Читать статью  Что такое самоактуализация: 8 главных принципов

Важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того, чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление о себе. Основы самоотношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации. Развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другую школу могут переживаться ребенком как ситуация социальной неуспешности, и самоотношение развивается со знаком “минус”. Напротив, успешный опыт занятий в спортивных секциях, достижения в художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция принятого в среде одноклассников выстраивает самоотношение со знаком “плюс”.

Методы воспитания в механизме социализации: воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это: пример великого человека, пример родителей, пример сверстников, метод педагогического требования,, метод упражнения, социальное внушение, метод соревнования, метод поощрения, метод наказания.

Социально- психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т.п.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде сверстников считается престижным иметь интерес и реализовать его в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии (он может неоднократно меняться). Определение стиля будущей жизни, уже подростки нередко представляют себе, где и как юноши где и как они будут работать, а юноши имеют представление о своем будущем жилище, свободном время провождении и т.д.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.

Школа должна видит свою цель не только в проявлении социализации личности: в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.

Социализация личности: особенности процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коледа Инна Владимировна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессом формирования личности социализацией . Автор обращает внимание на содержание этого процесса, социальную среду как определяющее условие социализации , выделяет основные этапы социализации и задачи, решение которых является объективной необходимостью для развития личности . В процессе социализации личность выступает не только как объект общественного воздействия, но и как субъект социального поведения . Выбирая партнеров общения, информационные каналы, стиль поведения , профессию, человек формирует себя как индивидуальность. От ценностных ориентации, мировоззрения, социального опыта личности во многом зависит, каким будет его образ жизни. Процесс социализации личности основной, ведущий и определяющий в ее появлении, формировании и развитии.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коледа Инна Владимировна

SOCIALIZATION OF PERSONALITY: THE FEATURES OF THE PROCESS

The article deals with the problems associated with the process of personality formation socialization. The author draws attention to the content of this process, the social environment as the determining condition of socialization, identifies the main stages of socialization and tasks whose solution is an objective necessity for the development of the individual. In the process of socialization, a person acts not only as an object of social influence, but also as a subject of social behavior. Choosing partners of communication, information channels, style of behavior, profession, a person forms himself as an individual. From the value orientations, outlook, social experience of personality in many ways depends on what will be his way of life. The process of socialization of the individual the main, leading and determining in its appearance, formation and development.

Текст научной работы на тему «Социализация личности: особенности процесса»

Высшее техническое образование, 2018, том 2, № 1, с. 24-28

Белорусский государственный технологический университет

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессом формирования личности — социализацией. Автор обращает внимание на содержание этого процесса, социальную среду как определяющее условие социализации, выделяет основные этапы социализации и задачи, решение которых является объективной необходимостью для развития личности. В процессе социализации личность выступает не только как объект общественного воздействия, но и как субъект социального поведения. Выбирая партнеров общения, информационные каналы, стиль поведения, профессию, человек формирует себя как индивидуальность. От ценностных ориентаций, мировоззрения, социального опыта личности во многом зависит, каким будет его образ жизни. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в ее появлении, формировании и развитии.

Ключевые слова: личность, социализация, социальная среда, воспитание, индивидуализация, интеграция, адаптация, автономизация, поведение, ценности.

Belarusian State Technological University

SOCIALIZATION OF PERSONALITY: THE FEATURES OF THE PROCESS

The article deals with the problems associated with the process of personality formation — socialization. The author draws attention to the content of this process, the social environment as the determining condition of socialization, identifies the main stages of socialization and tasks whose solution is an objective necessity for the development of the individual. In the process of socialization, a person acts not only as an object of social influence, but also as a subject of social behavior. Choosing partners of communication, information channels, style of behavior, profession, a person forms himself as an individual. From the value orientations, outlook, social experience of personality in many ways depends on what will be his way of life. The process of socialization of the individual — the main, leading and determining in its appearance, formation and development.

Key words: personality, socialization, social environment, education, individualization, integration, adaptation, autonomy, behavior, values.

Введение. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам, что происходит в результате социализации человека. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Читать статью  30 советов, как ускорить свой личностный рост |

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Это процесс усвоения и воспроизводства человеком социального опыта, социальных норм и культурных ценностей, в ходе которого человек преобразует все это в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Таким образом, процесс социализации предполагает саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, к которому он принадлежит.

Основная часть. Определенный образ жизни и, как следствие, определенный образ мышления и поведения личности порождает социальная среда, т. е. все то, что окружает человека в его социальной жизни, конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий («городская среда», «деревенскай среда», «производственная среда», «артистическая среда» и т. п.). Нормы поведения, нормы морали,

убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. А так как правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, то, соответственно, и поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

В процессе накопления личностного социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентиры, система ценностей) и функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов, которая, в свою очередь, может стать причиной формирования асоциальных качеств личности.

Содержание понятия «социализация» по-разному раскрывается исследователями. Одни определяют социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивида, соответствующих их социальным ролям» [1]. Другие считают, что социализация близка к понятию «воспитание», которое «подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, в то время как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» [2]. Социализацию определяют также как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, «принятие социальных функций и ролей, норм и правил поведения в обществе» [3].

Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, учреждении высшего (среднего специального, профессионально-технического) образования, на производстве, через средства массовой информации, самообразование.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные факторы, к числу которых относят следующие:

— макросоциосреда — государственное устройство, уровень развития общества, особенности идеологического воздействия на людей средств массовой информации, пропаганды, этническая, религиозная обстановка в обществе, место и роль страны в системе международных отношений;

— микросоциосреда — это семья, друзья, школа, студенческая группа, трудовой коллектив и др., т. е. среда непосредственного контактного взаимодействия человека;

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы;

— деятельность — включаясь в разнообразные ее виды (игра, учебная, производственно-трудовая, научная), социальные отношения, человек усваивает социальный опыт, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер.

Выделяют следующие стадии социализации:

1) первичная социализация (стадия адаптации) — идет некритическое усвоение социального опыта, ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает (прежде всего родителям);

2) стадия индивидуализации — критическое отношение к общественным нормам поведения, появляется желание выделить себя среди других;

3) стадия интеграции — появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Здесь следует отметить, что интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же по каким-то причинам не принимаются, то возможны такие варианты, как, например, сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, или изменение себя («стать как все»), адаптация, внешнее соглашательство;

4) трудовая стадия — охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия — время, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям (пожилой возраст).

Если же обратить внимание на то, что в процессе социализации развитие личности, ее становление происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе, тогда этапы социализации можно соотнести со следующими возрастными периодами:

— младенчество — от рождения до года;

— младший дошкольный возраст — 1-3 года;

— дошкольный возраст — 3-6 лет;

— младший школьный возраст — 6-10 лет;

— подростковый возраст — 11-14 лет;

— ранний юношеский возраст — 15-17 лет;

— юношеский возраст — 18-23 года;

— молодость — 23-33 года;

— зрелость — 34-50 лет;

— пожилой возраст — 50-65 лет;

— старший возраст — 65-80 лет;

— долгожительство — более 80 лет.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия сводится к нормам, ценностям и знаниям [4, 5].

Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи — это достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющих определенные нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности и т. д.).

Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичные для каждого возрастного периода в конкретном социуме.

Социально-психологические задачи — это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Решение задач всех трех групп является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-либо группа задач или задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной. Необходимость решения объективных возрастных задач побуждает человека ставить перед собой определенные цели. При этом человек не пассивен в решении объективных задач, он является в той или иной степени творцом своей жизни. Благодаря этому человек и рассматривается как субъект собственного развития, как субъект социализации.

Однако человек выступает не только как объект и субъект социализации. Он может стать и ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт.

Решение этих двух задач, которые, по сути, являются противоречивыми и в то же время едиными, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Они регулируются кажущимимся противоречивыми мотивами — «быть со всеми» и «оставаться самим собой».

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию установок на себя, устойчивости в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. В зависимости от того, что превалирует в процессе социализации в большей или меньшей степени — адаптация или автономизация, и происходит формирование личности. Кроме того, следует отметить, что социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

По мере познания окружающей его действительности, себя самого, своего существования и смысла жизни человек начинает осознавать личностную значимость тех или иных сторон, событий этой действительности. Человек все более начинает связывать удовлетворение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с потребностями человека, становятся для него значимыми, приобретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и таким образом приобретают то или иное личностное значение.

Читать статью  Что такое икигай, каковы его основные принципы и заветы

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Конечно же, существуют различия между социализацией детей и взрослых, в частности:

— социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;

— взрослые могут оценивать нормы, дети же способны только усваивать их;

— социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Здесь следует отметить, что принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. И свойства личности, которые были сформированы ранее, не являются неизменными. Человек в процессе жизнедеятельности усваивает новые ценности, роли, навыки вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. А это уже процесс ре-социализации, который охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Заключение. Таким образом, процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства и соотношения разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве и во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности.

Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в ее появлении, формировании и развитии.

1. Смелзер Н. Социология / под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994. 688 с.

2. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

3. Ревская Н. Е. Психология и педагогика. СПб.: Альфа, 2001. 304 с.

4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 576 с.

5. Николаева Е. И. Психология семьи. СПб.: Питер, 2017. 386 с.

1. Smelser N. Sotsiologiya [Sociology]. Ed. V. A. Yadova. Moscow, Feniks Publ., 1994. 688 p.

2. Mudrik A. V. Obshcheniye vprotsesse vospitaniya [Communication in the process of education]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2001. 320 p.

3. Revskaya N. E. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. St. Petersburg, Alpha Publ., 2001. 304 p.

4. Stolyarenko L. D., Samygin S. I. Psikhologiya ipedagogika v voprosakh i otvetakh [Psychology and pedagogy in questions and answers]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2000. 576 p.

5. Nikolaeva E. I. Psikhologiya sem’i [Family Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2017. 386 p.

Информация об авторе

Коледа Инна Владимировна — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь).

Information about the author

Koleda Ina Vladimirovna — PhD (History), Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus).

Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности

Логачева, Н. В. Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности / Н. В. Логачева, Е. Ф. Плындина, О. А. Козырева, С. П. Чернышенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2429/ (дата обращения: 06.07.2022).

Система образования, просвещения, спорта и культуры неустанно совершенствует свои педагогические средства в постановке и решении проблем социализации, саморазвития и самореализации обучающихся, но, к сожалению, в таком поиске зачастую отсутствует связь данных явлений, и моделируемые средства, методы, формы, технологии, принципы, закономерности, тенденции и условия эффективности могут быть реализованы в очень натянутых правилах отображения и описания явлений или процессов, механизмов или средств, качеств или ценностей, эталонов или продуктов, поэтому мы попытаемся полисистемно рассмотреть спектр дефиниций данных категорий современной педагогики, фасилитирующих понимание связей социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах. Начнем свой поиск с категории «социализация», – данное явление полидифинитно, многогранно, антропологически и ситуативно обусловлено, создает предпосылки для понимания общественных отношений и моделей социального, социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия. Если в предельном гносеологическом смысле раскрывать феноменологию категории «социализация», то можно отметить, что это наиважнейшая функция пространства, сохраняющая и реконструирующая нормы и эталоны культуры и этики, в визуальном проявлении которой происходит оценка обществом человека, индивида, субъекта, личности, т.е. принятие или отторжение его и его ресурсов уникальной жизнедеятельности, рассматриваемых как совокупности ценностей и продуктов микро-, мезо-, макро- и мегасреды. Принятие или непринятие обществом каждого конкретного человека всегда связано с историко-культурным наследием нашей и зарубежной педагогики и литературы, искусства и культуры, спорта и науки, кроме того, опыт деятельности отображает проблему и результат включения человека, индивида, субъекта, личности на различных этапах его становления и развития в деятельность и общение, согласованно и гибко трансформирующих модели поведения и преобразования объективной реальности. Можно привести пример, описанный в рассказе «Беглец», когда мальчик за несколько монет сначала прячет от полиции беглеца, затем за большее их количество продает его полиции и возвращает монеты, которые он брал за его спасение от преследователей. Описание данного факта с позиции современной аксиологии не так ярко и проникновенно, как это сделано в прозе мастера слова, но вот о расплате, которую получил мальчик можно подумать с различных граней современной системы воспитания и перевоспитания, т.к. отец отвел своего сына в лес и застрелил. Спорна проблема воспитания и перевоспитания подростков. Ранее был один единственный ответ – око за око, жизнь за жизнь, ведь второго шанса не бывает. Современная педагогика оспаривает данное направление в русле гуманистических идей воспитания и перевоспитания личности, но следует отметить, что на биологическом уровне человек закрепляет стереотипы поведения и, как любое живое существо, придерживается той грани, которая была успешна или от нее была получена порция удовольствия как самого важного наркотика жизни. Отсюда и объяснение всех привычек, нарушений в развитии и деструкций внутреннего и внешнего генеза. Позитивное, нейтральное и негативное проявление любого качества и свойства, чувства и мысли предопределяет путь развития личности. По словам Макаренко А.С. – хороший педагог обходится без метода наказания, а принцип относительности наказания объективно предопределяет выбор развития, социализации и самореализации личности, т.е. для одного человека то же самое слово, дело, результат – это наказание, а для другого – значимое событие. Например, отличнику ставят «3» или «4», – он вряд ли обрадуется данным оценкам и отметкам. Но если двоечнику поставить аргументированно и заслуженно «3», а уж тем более «4», то не будет границ радости. То же самое явление наблюдается в различных областях социального и профессионального взаимодействия. Саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями и пр. социализации личности. Самореализация – полидефинитная категория, выступающая в различных направлениях и качествах: — процесс полноценного, продуктивного саморазвития в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, системно трансформирующий различные внутренние (личностно обусловленные) и внешние (обусловлены норами и эталонами социальной среды) особенности проявления чувств, эмоций, мыслей, а также самочувствия и креативного, полноценного, ситуативно и энергетически обусловленного самовыражения в различных направлениях науки, искусства, спорта и пр.; — механизм социализации личности в контексте самосохранения и саморазвития; — результат самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, ситуативно предопределяющий получения продукта жизнедеятельности человека, индивида, субъекта, личности и пр.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/519582

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-lichnosti-osobennosti-protsessa

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2429/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *