Содержание

Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / САМОРАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГУМАНИЗАЦИЯ / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / PERSONALITY / CREATIVE ENVIRONMENT / SELFDEVELOPMENT / PEDAGOGICAL PROCESS / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железовская Галина Ивановна, Абрамова Наталья Викторовна, Гудкова Елена Николаевна

В статье рассматривается проблема творческого саморазвития личности . Выявляются специальные условия креативной среды , стимулирующие творческое саморазвитие . В статье анализируются философские и психолого-педагогические исследования понятий «среда», « креативная среда ». Характеризуются особенности и пути создания креативной среды образовательного учреждения в историческом аспекте,а также на современном этапе системы образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Железовская Галина Ивановна, Абрамова Наталья Викторовна, Гудкова Елена Николаевна

Индивидуальный стиль коммуникативной деятельности как компонента личностного саморазвития в контексте педагогического образования

Creative environment as a factor of creative self-development

The article considers the problem of creative self-development . Identify special terms of a creative environment , stimulating creative self-development . The article considers philosophical and psychological-pedagogical research of the concepts of «environment», « creative environment ». Characterized by the features and the ways create a creative environment of educational institutions in the historical aspect, and at the present stage of the education system.

Текст научной работы на тему «Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности»

Г. И. Железовская Н. В. Абрамова Е. Н. Гудкова

Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности

В статье рассматривается проблема творческого саморазвития Выявляются специальные условия креативной среды, стимулирующие творческое саморазвитие. В статье анализируются философские и психолого-педагогические исследования понятий «среда», «креативная среда». Характеризуются особенности и пути создания креативной среды образовательного учреждения в историческом аспекте, а также на современном этапе системы образования.

Ключевые слова: творческое саморазвитие, личность, креативная среда,

саморазвитие, педагогический процесс, гуманизация.

G. I. Zhelezovskaia N. V. Abramova E. N. Gudkova

Creative environment as a factor of creative selfdevelopment

The article considers the problem of creative self-development. Identify special terms of a creative environment, stimulating creative self-development. The article considers philosophical and psychological-pedagogical research of the concepts of «environment», «creative environment». Characterized by the features and the ways create a creative environment of educational institutions in the historical aspect, and at the present stage of the education system.

Keywords: creative self-development, personality , creative

development, pedagogical process, humanization.

современном мире необходимо понимание процесса становления личности обучающегося, рассмотрение его как решающего фактора в опережающем развитии поколения, призванного жить и активно действовать в новых социокультурных условиях.

Процесс становления личности требует выявления специальных условий, то есть креативной среды как особым образом организованного социокультурного и образовательного пространства, стимулирующего творческое саморазвитие каждого включенного в нее индивида.

Понятие «креативная среда» имеет сложное и часто противоречивое толкование. В эпоху Просвещения под термином «среда» понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Было выявлено,

что среда является одним из решающих факторов формирования и развития личности.

Поэтому особый интерес представляют идеи французского педагога и философа С. Френе, который выдвинул концепцию творческого развития личности, где решающее значение придавалось собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, в общении. Ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, а педагог только помогает ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще [11].

В философско-педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо, считавшего, что “все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека», теория развивающей среды занимает особое место. Он стал рассматривать среду как условие оптимального саморазвития

личности. В личности, по мнению Ж.-Ж. Руссо изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые подавляются авторитарным воспитанием и извращаются обществом. [9]

Для исследования проблемы креативной среды принципиально важен педагогический опыт А.С. Макаренко, который в теории и на практике пришел к мысли о том, что решение уникальных педагогических проблем традиционными средствами невозможно. Перед обществом со всей остротой встала масштабная социально-педагогическая задача: необходимо было одновременно создавать адекватные формы социальной жизни детско-взрослого сообщества и разрабатывать принципиально новую практику образования (воспитание и обучение беспризорников). Решая эту задачу, А.С. Макаренко создал прецедент социально-педагогического проектирования развивающей среды.

Процесс «перековки», считал А.С. Макаренко, выправление характера не может осуществляться эволюционно, на основе постепенных изменений. Это происходит не в результате развития как обыкновенного роста, который необходимо учитывать, но и в результате развития как искусст-венного, взрывного процесса, специально организуемого в педагогических целях. С точки зрения осмысления проблемы развивающей среды актуальны и такие его идеи, как широкая социальная открытость образовательной системы, ее кооперация и коммуникативные отношения с многообразными ведомствами, производствами, культурными центрами. А.С. Макаренко заложил основы практического решения данной проблемы, апробировав на практике схему деятельности по созданию креативной среды:1) педагогический замысел (для организации деятельности в неопре-деленной ситуации); 2) механизмы его реализации (дет-ско-взрослая общность, система разновозрастной кооперации, демонстрация образцов педагогического действия в «живой» коммуникации); 3) осмысление опыта деятельности (педагогические труды) [6,7].

Успехи отечественной науки, плодотворно разрабатывающей теорию креативной среды как условия и средства развития и саморазвития творческой личности, были несомненны. Так, педагог-гуманист В.А. Сухомлинский, опираясь на идеи Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и С.Т. Шацкого, разработал уникальную педагогическую систему становления творчески и нравственно развитой личности в условиях специального социума, получившего всемирную известность как Павлышская средняя школа. Ее задача заключалась в том, чтобы «открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем «Я», черпать силы из источника

человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» [10].

Источником становления личности в креативной среде Павлышкой средней школы служила целостная система принципов, приемов и средств, реализация которых потребовала новых концептуальных подходов ко всему процессу организации жизнедеятельности детей и взрослых:

• доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее «коллективную духовную жизнь школы»;

• установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности;

• развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку «всякий ребенок по-своему уникален»;

• умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил»;

• предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создание «атмосферы разнообразного творческого труда»;

• максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач становления личности («Школа под открытым небом», «Праздник матери», «Праздник первого хлеба» и др.) [10].

В отечественной практике образцы креативной среды как специально организованного образовательного и социокультупного пространства стали повсеместно создаваться с конца 80-х годов. Их появление вызвано тем, что новые потребности общества ведут к изменению качества связей между образовательными учреждениями и органами управления, к расширению связей с населением, предприятиями, внешкольными учреждениями, вузами, средне-специальными учебными заведениями и т.п.

Чтобы образовательное пространство выступало как креативная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства:

— гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестра-иванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

— непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

— вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

— интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

— открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управле-

нии, демократизацию форм обучения и воспитания;

— саморазвитие и саморегуляцию, основанные на процессах развития и саморазвития личности;

— установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В таком понимании креативная среда — это, прежде всего, социокультурное пространство, т.е. определенная сфера, структура, в рамках которой происходит интеграция социальных институтов различных типов и назначения, взаимодействие которых оптимальным образом способствует процессам развития и саморазвития творческой личности.

Таким образом, креативная среда как социокультурное пространство предполагает наличие определенного социума, основанного на интеграции условий и средств развития и саморазвития творческой личности и предполагающего деятельностное общение включенных в него субъектов.

Читать статью  Как начать саморазвиваться девушке: 7 проверенных шагов - Clauda

Подобный подход позволяет рассмотреть понятие «креативная среда» в контексте его основных характеристик:

1) интеграция идей, основанная на том, что включенные в него субъекты ищут совместные пути творческого решения проблемы;

2) совместность усилий, означающая установку на включенность всех членов сообщества в создание креативного продукта на уровне интеллектуальной, эмоциональной и исследовательской деятельности, в результате чего рождается согласованность, стимулирующая чувство персональной ответственности каждого субъекта деятельности;

3) уважение к личности, основанное на признании способностей, точек зрения, индивидуальных ценностей каждого индивида, что усиливает его самооценку и склонность к риску, интернальному локусу контроля.

В плане оптимальности наиболее продуктивен первый путь (индивидуальное обучение), если его целью является постепенный переход к третьему варианту (самообучению). Однако в реально происходящем учебно-воспитательном процессе это приходит в противоречие с определенными материально-ресурсными ограничениями. Индивидуальный характер усвоения знаний обучающимися требует от преподавателя соответствующей организации индивидуальной работы, но практически он не может охватить своим вниманием каждого обучающегося и проконтролировать его действия. Это противоречие между индивидуальным характером усвоения знаний и коллективными условиями системы обучения разрешается введением в процесс обучения коллективной, фронтальной и групповой

работы в сочетании с индивидуальной работой, т.е. организации воздействий на обучающегося через его товарищей. Преподаватель передает часть своих функций образовательной среде, решая тем самым вопрос нехватки сил и времени. «Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, писал Л.С. Выготский,

— который всецело определяется средой, и роль учителя при этом процессу и выработки общего, общечеловеческого, причастен и сам ребенок, «человек среди человеков». В общении, таким образом, раскрывается то, что уже изначально свойственно человеческой природе ребенка.

Итак, целью, идеалом творческого развития человека является реализация сущностных, специфических внутренних потребностей и способностей — разносторонности, универсальности, целостности, неконечности, гармоничности саморазвития. В связи с этим целью, содержанием и направлением гуманизации и является создание таких условий жизни, труда, и взаимоотношений, обучения и воспитания, при которых человек сможет максимально реализовать и развить свои специфически человеческие свойства, свои сущностные потребности, возможности, способности. Вернуть человеку человека как свободную, универсальную, творческую и гармоническую личность во всем ее духовном и нравственном богатстве — вот в чем состоит гуманизация.

Главными субъектами креативной среды в аспекте ее социокультурного понимания выступают традиционные участники педагогического процесса — воспитатель и воспитанник. Становление творческой личности в креативной среде осуществляется в результате их постоянного творческого взаимодействия, основанного на многообразном деятельностном общении, в ходе которого происходит их взаимное обогащение.

Воспитатель — носитель педагогической цели и организатор воспитывающей деятельности — предстает как бы в двух плоскостях: во первых, как представитель определенной культурной (педагогической) среды, носитель определенной социально-педагогической роли; во-вторых, как конкретная творческая личность, оказывающая непосредственное воздействие на процесс становления обучающегося. Главная характеристика воспитанника в креативной среде — носитель социального опыта, который одновременно с расширением сферы своей творческой деятельности, общения и самосознания начинает все больше ощущать себя в контексте определенной культуры.

Немаловажным средством развития самоценной активности личности, является позиция преподавателя, организовывающего межличностное общение обучающихся. Чтобы общение обучающихся было полезным, социально ценным, преподавателю необходимо решить, по крайней мере, три проблемы: создать в коллективе воз-

можности для интенсивного, содержательного общения, учить ребят общаться; устанавливать доверительный контакт с воспитанниками. Преподавателю удается сделать коллектив сферой общения обучающихся лишь в том случае, если у него есть контакт с ними.

Исследования показали, что стиль общения преподавателя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают, как протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между обучающимися и преподавателем. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие обучающихся, психологический климат коллектива. Именно в коллективах, с которыми работают педагоги демократического стиля, у учащихся значительно чаще отмечается состояние спокойного удовлетворения и радости [5].

А.С.Макаренко говорил, обращаясь к педагогам: «Нужно уметь сказать так, чтобы они (учащиеся) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться» [7]. Этому действительно надо учиться. И этот аспект обучения, пожалуй, самый трудный, ибо он требует от педагога трезвой самооценки.

В атмосфере доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения обучающийся стремится наиболее полно раскрыть свои возможности. Видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных задач. Ему очень важно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют. Педагог может создать такую среду, такие условия, чтобы обеспечить обучающимся возможность высказывать свое мнение, строить предположения, выбирать. Важно постоянно внушать группе и каждому обучающемуся в отдельности, что все они способны преодолеть трудности учения. Особенно в этом нуждаются учащиеся с неустойчивой или сниженной самооценкой, для которых ситуации неуспеха являются особенно трудными, вызывают повышенную тревожность, мешающую полностью проявить свои возможности. Ссылка педагога на силы и возможности учащегося, выраженная убежденно, очень поддерживает обучающихся, снимает напряжение, помогает стабилизировать весь свой потенциал. Большое положительное влияние на обучающихся оказывает дружеское, оптимистическое отношение педагога к учебным успехам и неуспехам учащихся.

Очень важно для создания взаимного доверия и активизации обучающихся выражать поддержку в отношении отдельных учащихся, их успехов. Это научит и самих обучающихся радоваться достижениям своих товарищей, позволит формировать правильные отношения между ними.

Одним из путей формирования межличностных отношений между педагогом и учащимся

является создание атмосферы сотрудничества, когда интересы и усилия учащихся и педагога в решении познавательных задач объединяются, между ними устанавливаются деловые межличностные взаимодействия.

Таким образом, креативная среда как основное условие становления саморазвития учащихся предполагает:

— ориентацию на зону перспективного личностного развития и саморазвития современного обучающегося;

— создание условий и средств в организации обучения и развития, реализующих требования личностно-ориентированного педагогического процесса;

— организацию полноценного межличностного общения обучающихся в процессе совместной учебной деятельности;

Однако создание креативной среды не может быть обеспечено только за счет внутренних ресурсов того или иного учреждения образования: относительная замкнутость образовательного учреждения, консервативность сложившихся форм деятельности и неполнота деятельностных позиций становится препятствием для создания среды, способности к саморазвитию. Из этого следует непреложное условие: чтобы образовательное учреждение могло стать центром креативной среды. Оно должно быть инновационным образовательным учреждением нового типа, способным [3]:

— осуществлять инновационные процессы, динамику и творчество в содержании, педагогических технологиях, в реализации альтернативных педагогических идей;

— делать установку на вариативность, быть лишенной единообразия;

— вводить дифференцированное обучение ;

— иметь гибкие образовательные программы.

Появление подобных инновационных образовательных учреждений обусловлены рядом причин социально-экономического и культурного характера:

— возросшими запросами определенных социальных групп населения на создание образовательных структур, позволяющих выражать и обслуживать их интересы;

— отсутствием «механизмов быстрого реагирования» на этот запрос с стороны государственных образовательных учреждений;

— массовым характером движения педагогов к «новому знанию», не получивших возможности для реализации своих творческих интересов в рамках государственной системы образования и желающих создавать собственные модели учебных заведений.

Инновационными эти учреждения называются в силу того, что в процессе их функционирования создается что-либо новое в различных сферах жизнедеятельности:

— структуре системы обучения, развития и воспитания учащихся или в отдельных ее компонентах;

— содержании обучения, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

— технологии и средствах обучения, в учебном оборудовании, наглядны пособиях;

— организации обучения с помощью компьютера и мультимедийных технологий учебного процесса;

— обучении в специализированных учебных заведениях;

— образовательном стандарте и стандартизации программных требований к учебно-воспитательному процессу;

— оценке результативности обучения с помощью тестов и других инструментов, замеряющих косвенные результаты;

— отношениях в системе «преподаватель-учащиеся».

Таким образом, деятельность инновационных образовательных учреждений затрагивает фундаментальные аспекты реорганизации современного образования и направлены на:

— признание самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал;

— осознание права личности на свободное творческое развитие;

— представление о творческой природе личности, понимания необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования;

— развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности: единства внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты.

Образовательное учреждение, выступающее в качестве центрального звена креативной среды, само должно функционировать в режиме развития. Известно, что в рамках образовательного учреждения возможны следующие типы отношений:

— изменение ситуации средствами решения накопившихся проблем (режим развития);

— сохранение сложившейся ситуации (режим функционирования);

— использование ресурсов, полученных в результате деятельности других (режим имитации деятельности). [2]

При этом образовательное учреждение, являющееся центром креативной среды и работающее в режиме развития, ставит своей целью процесс становления личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных возможностей, его самоактуализацию. Это обеспечивается за счет решения многих конкретных задач:

— создать необходимые предпосылки для удовлетворения потребностей обучающегося в активности, расширении информации, для формирования чувства психологической защищенности;

— предоставить каждому обучающемуся возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

Читать статью  Как повысить планку своего саморазвития | Блог 4brain

— поддержать специфическое нравственноэмоциональное поле, стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого обучающегося;

— активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого обучающегося, проявления и развития его индивидуальности;

— ориентировать обучение не на сегодняшний, а на завтрашний день развития обучающегося.

Основными принципами учебно-воспитательного процесса развивающего образовательного учреждения выступают следующие:

— признание самобытности личности каждого учащегося;

— учет уникальности личности каждого учащегося;

— приоритет личного развития, при котором обучение выступает как средство, а не как самоцель;

— ориентация на зону ближайшего развития каждого обучающегося, обеспечивающая максимальную эффективность его самодвижения, саморазвития, самовоспитания;

— ориентация на внутреннюю мотивацию учения, а не внешнюю, подкрепляемую отметкой, наказанием и т.п.;

— эмоционально-ценностная ориентация учебно-воспитательного процесса на единство чувства и мыслей, что достигается поддерживанием особой системы отношений [4].

Анализ научной литературы и исследования массового и инновационного опыта позволяют сделать вывод о том, что ведущими тенденциями функционирования образовательного учреждения как центрального звена развивающей среды на современном этапе являются [1]:

— расширение общественного спроса на учебные заведения, работающие в режиме развивающей среды, в связи с возрастанием их роли как многофункциональных образовательных учреждений, осуществляющих более гибкую образовательную подготовку и реализацию дополнительных образовательных программ;

— регионализация (тесная взаимосвязь образовательного учреждения как центрального звена развивающей среды с региональными инфраструктурами и оперативное удовлетворение их потребностей);

— конкурентноспособность учебных заведений, функционирующих в режиме развивающей

среды и создающих наиболее благоприятный режим жизнедеятельности, отвечающий требованиям личностно-ориентированного образовательного процесса;

— многоуровневость, широкая дифференциация содержания образования данных образовательных учреждений при сохранении базовых компонентов общеобразовательных программ [8].

Мы рассмотрели генезис понятия «развивающая среда» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической теории и практике; показали общие подходы к определению данного понятия, которые способствуют саморазвитию личности в условиях развивающей среды инновационного учебного заведения.

Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н. Инновации в образовании: учебное пособие. — Саратов.: Наука образования, 2013. — C.20-40.

Железовская Г.И., Гудкова Е.Н. Творческое саморазвитие личности в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования // Учебно-профессиональная деятельность в условиях компетентностной модели обучения. — Саратов.: Наука, 2009. — С.5-14.

Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование, 1993. — №6. — С.41-49.

Тезисы областной научно-практической конференции. Научн. ред. Л.К. Фомичева. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы, проблема, опыт, решения. Псков. — 1992. — 233 с.

Комиссаренко Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками // Новые исследования в психологии, 1997. — С.45-48.

Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Изд-во «Правда», 1987. — С.202-205.

Макаренко А.С. Сочинения. — Т.5. — М., 1958 — С.42-136.

Новые ценности образования. — Выпуск №5. — М.: Инноватор, 2001. — 65 с.

Руссо Ж.Ж. Сочинения / Ж.-Ж. Руссо. — 2-е изд. — М., 1975. — Т.2. — С.75-230.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М.: Просвещение, 1979. — 300 с.

Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1999. — С.152-170 (304 с.)

Zhelezovskaia G.I., Abramova N.V., Gudkova E.N. Innovatsii v obrazovanii: uchebnoeposobie [Innovations in education: a training manual]. Saratov, Nauka obrazovaniia, 2013. pp.20-40.

Zhelezovskaia G.I., Gudkova E.N. Creative self-development within the context of a personality-oriented education paradigm / Educational-professional activity in the conditions of competency-based training model. Saratov, Nauka, 2009. pp.5-14. Innovations in school: the nature and results. Narodnoe obrazovanie — National education, 1993, no.6, pp.41-49 (in Russian). Innovatsionnaia deiatel’nost’ uchitelia v uchebno-vospitatel’nom protsesse shkoly, problema, opyt, resheniia [Innovative activity of teachers in the educational process in schools, problem, expertise, solutions]. Tezisy oblastnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Nauchn. red. L.K. Fomicheva [Abstracts of the regional scientific-practical conference. Scient. ed. by L.K. Fomichev.]. Pskov, 1992. 233 p.

Komissarenko T.I. Influence of children’s communication with adults on the formation of the types of relationships with peers. Novye issledovaniia vpsikhologii — New studies in psychology, 1997, no.45-48 (in Russian).

Makarenko A.S. Sobranie sochinenii v 4-kh tomakh [Collection of works, in 4 vols]. Moscow, Pravda, 1987. pp.202-205. Makarenko A.S. Sochineniia [Compositions]. Moscow, V.5, 1958. pp.42-136.

Novye tsennosti obrazovaniia [New educational values]. Moscow, Innovator, 2001, no.5. 65 p.

Russo Zh.Zh. Sochineniia [Compositions]. Moscow, 1975. V.2, pp.75-230.

Sukhomlinskii V.A. Pavlyshskaia sredniaia shkola [Pavlyshskaia secondary school]. Moscow, Prosveshchenie, 1979. 300 p.

Frene S. Izbrannyepedagogicheskiesochineniia [Selected pedagogical work]. Moscow, Progress, 1999, pp.152-170 (304 p.)

Информация об авторах

Железовская Галина Ивановна

Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики.

Саратовский государственный университет.

Абрамова Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков. Саратовская государственная юридическая академия.

Гудкова Елена Николаевна

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и права. Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова.

Information about the authors

Zhelezovskaia Galina Ivanovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogics.

Saratov State University.

Abramova Natal’ia Viktorovna

PhD in Pedagogy Associate Professor of the Department of German and French languages.

Saratov State Academy of Law.

Gudkova Elena Nikolaevna

Associate Professor, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Law. Saratov State Agrarian University named after N.I.Vavilov.

Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы)

В статье представлены основные аспекты творческого саморазвития личности в рамках обучения в высшего учебного заведения. Отмечается, что творческое саморазвитие личности студента, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности.

Ключевые слова

Текст научной работы

Значение саморазвития личности молодого специалиста в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план. Формирование у обучаемых творческих умений, коммуникативных способностей, помогающих определяться и действовать в неожиданных, противоречивых условиях воспитание стремления к саморазвитию — задачи, стоящие перед современным педагогическим образованием.

Правильное понимание категорий «саморазвитие», «творческое саморазвитие», «творческая деятельность» невозможно без уяснения понятия «творчество», его сущности. Понятие творчеству как деятельности дают многие известные ученые, такие как Б. М. Теплов, А. К. Спиркин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев.

В учебном процессе ВУЗа должно быть определено место для стимулирующих условий творческого саморазвития личности студента, поэтому, проблемы его профессионального образования могут быть решены за счет «процессов самости».

Говоря о механизме творческого саморазвития личности студента, следует заметить, что если даже каждый студент и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде. Эти трудности являются одновременно сдерживающими и в то же время необходимыми условиями творческого саморазвития.

Творческое саморазвитие личности студента, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое при достаточной творческой активности укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, но уже на более высоком уровне творческого саморазвития.

В ВУЗе должны быть созданы такие условия, в которых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей. Это значит, что процесс вузовской подготовки мы рассматриваем как значимый этап, стимулирующий к саморазвитию и саморегуляции.

Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при условии, если сама личность стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности (Х. Хекхаузен). Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

Итак, проведя анализ структурных компонентов творческого саморазвития личности студента можно обозначить механизм:

  1. Осознание студентом необходимости самопознания, самообразования, самосовершенствования, саморазвития на основе самодиагностики своих индивидуальных возможностей:
  2. Оценка результатов своей учебной деятельности, анализ причин успеха-неуспеха, осознание возможных личностно-профессиональных трудностей в дальнейшей деятельности.
  3. Осознание и самостоятельный выбор средств, способов, условий, необходимых для разрешения противоречий между требованиями к профессии и внутренней готовностью студента к их осуществлению
  4. Осознание и самостоятельный выбор средств, необходимых для преодоления барьеров творческого развития личности студента.
  5. Целеполагание студентом своего творческого саморазвития и себя как регулятора этого процесса.

Таким образом, обозначив механизм творческого саморазвития личности студентов, мы тем самым определили последовательность действия студента, при формировании структурных компонентов творческого саморазвития определив особую роль коммуникативному компоненту, признавая за студентом приоритет саморазвития в самопознании, самосовершенствовании, самоактуализации.

Читайте также

  1. Лисицина А.С.
  1. Мальцева Е.С.
  1. Панина К.В.
  2. Куликова А.А.
  1. Барышева О.Н.
  2. Гостюшева Е.М.
  3. Якименко Л.А.
  1. Гостюшева Е.М.
  2. Якименко Л.А.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. — Книга 1. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – 568 с.
  2. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Кн. Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 3-19.
  3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. – 188 с.
  4. Дыбина О.В. Творчество – как сущностная характеристика человеческого бытия. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96 с.
  5. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – 335 с.
  6. Попов Л.М. Концепция человека – как субъекта самовоспитания и саморазвития / В кн. Практические советы самопостижения и самопознания. — Казань: КГУ, 1993. – С. 3-5.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
Читать статью  50 полезных ресурсов для самообучения / Хабр

Цитировать

Гостюшева, Е.М. Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы) / Е.М. Гостюшева, Л.А. Якименко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 272-274. — URL: https://novainfo.ru/article/5765 (дата обращения: 06.07.2022).

Поделиться

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

Боранукова, Н. О. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования / Н. О. Боранукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 258-259. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12242/ (дата обращения: 06.07.2022).

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Ключевые слова: творческое саморазвитие личности, среднее профессиональное образование, творческость, творческая активность, развитие личности.

Преобразования глобального характера, происходящие сегодня в нашей стране и в мире, обусловлены, прежде всего, гуманизацией общественной жизни, что, несомненно, требует переориентировать педагогическую теорию и практику на человека, его саморазвитие в процессе активной, творческой, созидательной жизнедеятельности. Ускоряющийся темп жизни вынуждает современного человека реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто он бывает не готов к ним. Чтобы адекватно реагировать на те, или иные изменения, личность должна активизировать весь свой творческий потенциал, развивать в себе творческость.

Такой подход становится возможным, когда образование, которое строится на принципиально иных приоритетах в обучении и воспитании подрастающего поколения, формирует гармоничную, социально активную творческую личность, способную самостоятельно принимать решения, быть ответственным за их реализацию и предполагает постановку, а так же решение целого комплекса новых задач:

— разработку новой парадигмы образования, имеющую в основе личностное развитие;

— осознание самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, её неповторимой индивидуальности и творческой сущности;

— признание разностороннего развития личности, понимание творческой природы деятельности, осознание необходимости для её реализации духовных затрат и самосовершенствования личности [1, с. 134].

Решение указанных задач ннепосредственно связано с реализацией такой педагогически важной задачи как творческое саморазвитие личности во всех звеньях образовательной системы, в том числе в системе среднего профессионального образования. Роль данной системы образовании значительно возросла в настоящее время, в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации и является одним из основных каналов подготовки молодого поколения в качестве квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников.

Термин «творческое саморазвитие» рассматривается с различных позиций, представленных в исследованиях многих ученых.

Так, например, Н. Д. Толстолуцких определила сущность творческого саморазвития как самодвижущийся и саморазвивающийся процесс изменения личности, возникающий в результате внешних и внутренних воздействий в разнообразных видах деятельности [4].

В. И. Андреев считает, что творческое саморазвитие личности как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации направлен на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самооценка, творческая самореализация и самосовершенствование личности. В связи с этим неизмеримо возрос интерес педагогики к исследованию процесса творчества как ключевому понятию в структуре саморазвивающейся личности, появилась потребность осмыслить проблему творческого саморазвития с позиций педагогики [2]. Обеспечение перехода от субъект-объектной к субъект-субъектной позиции на основе стимулирования процессов творческого саморазвития личности обучающегося становится актуальной проблемой современного образовательного процесса.

По мнению А. И. Шаршова творческое саморазвитие личности представляет собой «интегральный творческий процесс сознательного целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне и активно творчески воспринятых внешних факторов» [5].

У А. И. Шаршова ценной является также мысль о том, что при саморазвитии человек приобретает много новых качеств и способностей, которыми раньше не обладал. Во-первых, данная идея демонстрирует, что понятие «саморазвитие» является более широким, чем краеугольный камень западной гуманистической психологии — самоактуализация, поскольку утверждается развитие не только изначально заложенных качеств и возможностей, но и приобретение новых, ранее не имеющихся; во-вторых, устанавливает непосредственную связь саморазвития с творчеством, так как в данном процессе происходит создание чего-то нового, качественное изменение личности, преобразование в «другое существо» [5].

Как считает П. П. Блонский, основой учебного процесса является деятельность самого обучающегося, «постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для этого саморазвития учителя». При этом саморазвитие личности объясняется активно-деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром, обогащающим эмоционально-потребностную сферу личности социально-культурологическим содержанием [3, 121].

Процесс творческого саморазвития, основанный на решении личностью постоянно усложняющихся творческих задач, имеет ряд существенных черт, главными из которых, по мнению исследователей данной проблемы (В. И. Андреев, В. С. Библер, В. А. Караковский, С. Ю. Курганов, А. Н. Тубельский и др.), являются:

— изменения в личностной сфере детерминируются не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя;

— изменения происходят не только в мотивационной, познавательной и интеллектуальной сферах личности, но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, саморегуляции, самореализации.

В рамках выделенных подходов творческое саморазвитие следует рассматривать, как многоаспектное явление, отражающее: 1) процесс, в ходе которого личность познаёт, творчески преобразует, развивает и совершенствует себя; 2) особый вид деятельности, имеющий ярко выраженный творческий характер; 3) интегративное образование, включающее в себя развитие личности как целостности; 4) определённую линию поведения учащихся профессионального лицея в процессе их деятельности и общения, направленную на становление жизненной позиции и ценностных ориентаций.

Творческое саморазвитие охватывает все сферы личности: мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую; этот процесс поднимает на новый уровень функционирования самопознание, самоопределение, самоуправление, самореализацию и самосовершенствование личности.

В структуре творческого саморазвития нами выделяются следующие компоненты: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творческий и аналитический.

Ценностный компонент — охватывает систему ценностных установок, убеждений, взглядов, принципов, определяющих отношение к себе как к развивающейся личности, что обуславливает процесс саморазвития и творческого подхода к нему.

Мотивационный компонент — включает в себя формирование потребностей, мотивов, принимаемых личностью и определяющих отношение личности к творческому процессу саморазвития, а также развитие потребностей личности в творческой самореализации. Когнитивный компонент — включает совокупность знаний, умений, навыков усвоения знаний о себе, углубление представлений об образе «Я», об отношениях между людьми, о творчестве и его связи с деятельностью, о процессах самосовершенствования и саморазвития.

Деятельностно-творческий — охватывает способность к продуктивному самоизменению, созданию качественно нового, оригинального в образовательной деятельности и проявление активности в восприятии нового.

Аналитический компонент включает в себя правильное восприятие себя и других в деятельности, оценивание себя и других, спокойное восприятие ошибок в фактах и логике рассуждений. Каждый компонент творческого саморазвития предполагает развитие определённых умений личности. Несформированность умений — одного из компонентов — приводит к замедлению, к рассогласованности в творческом саморазвитии.

Современные условия развития учащейся молодежи требуют мобилизации внутренних ресурсов личности, активности и самостоятельности человека. Это может быть обеспечено социально-культурными условиями жизни человека, содержанием и качеством того образовательного пространства и той образовательной среды, в которой происходит становление личности обучающегося и обогащение его человеческой индивидуальности. В сфере среднего профессионального образования значимыми становятся приобретение обучающимися не только определенных профессиональных знаний, умений, навыков, что, несомненно, важно, но и развитие постоянного стремления к творческому саморазвитию, мотивации в самосовершенствовании, что делает будущего специалиста более гибким, динамичным в русле постоянных социальных, экономических, политических, культурных преобразований, востребованным на рынке труда.

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.

2. Андреев, В. А. Педагогика творческого саморазвития / В. А. Андреев. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. — Кн.1. — 617 с.

3. Блонский, П. П. Трудовая школа // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т., Т.1 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.

4. Толстолуцких, Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. П. Толстолуцких. — Саратов, 1997. — 22 с.

5. Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие личности / И. А. Шаршов. — Тамбов, 2003. — 198 с.

Основные термины (генерируются автоматически): творческое саморазвитие, творческое саморазвитие личности, профессиональное образование, самосовершенствование личности, процесс, развитие личности, сфера личности, творческая самореализация.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-sreda-kak-faktor-tvorcheskogo-samorazvitiya-lichnosti

Источник https://novainfo.ru/article/5765

Источник https://moluch.ru/archive/71/12242/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *