Технология саморазвития М. Монтессори

Технология Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Коррекционные воздействия являются эффективными по отношению к вторичным недостаткам развития и предполагают создание оптимальных условий для эмоционально – личностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, их оптимизацию с использованием потенциальных возможностей. В настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны технологии коррекционной работы, интегрирующие достижения отечественных и зарубежных исследователей. Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть, как общие, так и специфические закономерности развития дошкольников с ОВЗ, является использование Монтессори – материалов. Методика Марии Монтессори – это универсальная разработка, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач развития ребенка: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы, регуляторного обеспечения психической активности с учетом специфики их совершенствования в онтогенезе. «Соревнуясь» лишь с самим собой, ребенок получает убежденность в личных силах и полностью осваивает предложенный материал. Основной принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому. То есть взрослый (дефектолог, педагог, психолог, родитель, исходя из интересов и возможностей ребенка, создает ему оптимальную среду для развития творческого потенциала.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха по праву считается одной из самых трудных. Ситуация осложняется их неумением организовывать свою деятельность, нарушениями регулирующей и планирующей функции речи: находясь в коллективе, дети не слышат инструкций взрослых, их игровая деятельность часто хаотична, поведение откровенно деструктивно.

Потенциальные возможности 4-6 летних детей с нарушением слуха гораздо больше, нежели принято считать. Чтобы этот потенциал раскрылся, нужен особый инструментарий, новый методический подход. Таким инструментарием стала технология Монтессори, заключающийся в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем. Ребенок учиться говорить на языке своего народа, различать близких и незнакомых людей, манипулировать с предметами, познавать свойства вещей без специального обучения. Способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться- все эти задачи решаются на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка Большинство материалов относится к сенсомоторной сфере, но некоторые ориентированы на подготовку руки к письму и расширение словарного запаса. Дети могут пользоваться материалами в свободное время, а также сразу после занятий с дефектологом.

Цель: Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики рук.

1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.

2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи.

5. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.

6. Развивать математическое мышление, навыки счета.

7. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

8. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.

9. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

• Игровой метод (дидактические игры).

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

1. Свободная работа детей. Как уже говорилось, каждый ребёнок в

праве выбрать место, Монтессори-материалы и способы действия для

саморазвития.

2. Индивидуальные занятия. Во время свободной деятельности

детей Монтессори-педагог проводит занятия с отдельными

воспитанниками: передаёт им способы действия с конкретным

3. Коллективные занятия в кругу. Фронтальная работа с детьми,

которая предваряет и завершает свободную работу в Монтессори-группе.

4. Творческие занятия в подгруппах:

Технология саморазвития М. Монтессори проводится воспитателями один раз в неделю по 25 минут как коррекционное занятие, технология прослеживается на занятиях по лепке, аппликации, ознакомлению с окружающим, в режимных моментах; учитель-дефектолог включает технологию как часть подгруппового занятия по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений с сентября по май 2020– 2021 уч. года.

1. Всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

2. Формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;

3. Максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;

4. Развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

5. Возможность поэтапного освоения навыка;

6. Развитие у детей сенсорных представлений (представлений о математических свойствах и качествах предметов, геометрических форм и величин, зависимостях и закономерностях);

7. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение

8. Развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;

9. Развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других; 10. Развитие речи, обогащение словаря ребенка. Психологические качества: В Монтессори-группе дети получают возможность не только интеллектуального, но и психологического развития. Уникальное в педагогике уважение к индивидуальности ребенка метода Монтессори создает благоприятную почву для развития таких качеств как:

— Уверенность в себе

— Позитивная самооценка

Самостоятельность

— Высокая познавательная мотивация

— Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей

— Способность концентрироваться на работе

— Внутренняя мотивация к обучению

— Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности — личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Способность концентрироваться на работе, — Самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

Перспективный план работы

Сентябрь 1. Построение на линию

Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность,

Наглядный показ воспитателя

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс,

2. Ходьба по линии

Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие

Показательные движения. Объяснение

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс,

3. Пальчиковые упражнения

Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева

1. Построение на линию

Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность

Наглядный показ воспитателя

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс)

2. Пальчиковые упражнения

Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева

3. Рамки с застежками

Учить детей завязывать и развязывать банты, развивать мелкую моторику рук.

Наглядный показ воспитателя

Рамки с лентами

4. Розовая башня

Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала

10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.

1. Ходьба по линии

Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие

Наглядный показ воспитателя

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс)

2. Пальчиковая игра «Семья»

Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева

3. Упражнение в тишине «Подойди ко мне»

Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость, терпение

Аутотренинг (музыка для расслабления)

4. Шумящие коробочки

Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие

Показ с помощью демонстрационного материала

Два ящика по 6 коробочек. Коробочки 2 –х цветов – синий и красный, заполненные различным материалом и шумовым эффектом (громкий – тихий»

1. Ходьба по линии с игрушкой

Учить детей ходить по линии держа в руках игрушку, развивать равновесие

Наглядный показ воспитателя

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Игрушка

2. Упражнение в тишине

Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость, терпение

Аутотренинг (музыка для расслабления)

3. Рамки с застежками -пуговицы

Учить застегивать и расстегивать пуговицы

Наглядный показ воспитателя

Рамки с застежками — пуговицы

4. Баночки с запахами

Учить детей различать различные запахи, развивать обоняние.

Показ с помощью демонстрационного материала

Баночки наполненные остро пахнущими веществами

1. Клавишная доска

Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание

Показ с помощью демонстрационного материала

Доска обтянутая различным материалом

2. Переливание воды

Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность

Наглядный показ воспитателя

3. Вкусовые баночки

Учить детей различать различные вкусы, развивать вкусовые качества

Показ с помощью наглядного пособия

Баночки с различными вкусами

4. Подкрашивание воды

Учить детей окрашивать воду в различные цвета, развивать восприятие

Наглядный показ воспитателя

Баночки с водой гуашь, кисточки

1. Ходьба по линии с колокольчиками

Учить детей ходить по линии держа в руках колокольчик, развивать равновесие

Показ с помощью наглядного пособия

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Колокольчик

2. Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения

Наглядный показ воспитателя

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева

3. Розовая башня

Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала

10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.

4. Конструирование из треугольников

Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор пластиковых треугольников

1. Ходьба по линии с бутылочками

Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в руке бутылочку

Показ с помощью наглядного пособия

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Бутылочка с водой.

2. Переливание воды

Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность

Наглядный показ воспитателя

3. Клавишная доска

Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание

Показ с помощью демонстрационного материала

Доска обтянутая различным материалом

4. Пальчиковая игра «Мылом мою.»

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения

Наглядный показ воспитателя

Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева

1. Ходьба по линии со стаканчиками

Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в стакан с водой

Показ с помощью наглядного пособия

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Стакан с водой

2. Игры с застежками — замочки

Учить детей застегивать и расстегивать замочки, развивать мелкую моторику рук

Показ с помощью наглядного пособия

Рамки застежки — замочки

3. Шумящие коробочки

Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие

Показ с помощью демонстрационного материала

4. Перебирание крупы

Развивать мелкую моторику рук

Показ с помощью наглядного пособия

Крупа двух видов, тарелочки

1. Ходьба по линии под музыку

Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие,

Читать статью  Саморазвитие личности приемы саморазвития личности

Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Музыка

2. Ящик с кусочками ткани

Развивать чувство осязания, моторику рук

Показ с помощью наглядного пособия

Коробка наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета

3. Конструирование из треугольников

Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор пластиковых треугольников

4. Перебирание крупы

Развивать мелкую моторику рук

Крупа двух видов, тарелочки

1. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори- педагогика : книга для педагогов и родителей. – М. : Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.

2. Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева

3. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.

5. Интернет ресурсы.

6. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

7. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

Аналог шумовых коробочек Монтессори

Аналог шумовых коробочек Монтессори Здравствуйте всем! Хочу с вами поделиться своим вариантом шумовых коробочек. Немного предистории. На прошлый Новый год младшей дочке Дед.

Игры по методике Монтессори своими руками

Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Фотоотчет об открытии комнаты Монтессори

Фотоотчет об открытии комнаты Монтессори Уважаемые друзья, коллеги! Сегодня хочу опять вас пригласить в Центр развития ребенка «Планета Детства». В этом учебном году наш Центр расширился,.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.

Монтессори игры своими руками

Монтессори игры своими руками Согласно методике воспитания Марии Монтессори материалы, сделанные своими руками — это все,что нужно для развития ребенка. «Образование.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Программа саморазвития. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста Принципы моей работы: — Любить ребенка таким, какой он есть! — Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Рамки Монтессори своими руками

Рамки Монтессори своими руками Монтессори своими руками есть смысл делать! Такое пособие, возможно, получится не настолько идеально, как в магазине, но будет сделано своими.

Развивающая доска Монтессори, или Бизиборд

Развивающая доска Монтессори, или Бизиборд Воспитание маленького ребенка – задача не из простых. Взрослым иногда нужна свободная минутка но – нельзя оставить малыша одного, ведь непонятно,.

Технология саморазвития М. Монтессори
статья на тему

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы — поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

По уровню применения: общепедагогическая

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

Скачать:

Вложение Размер
tekhnologiya_samorazvitiya_m._montessori.docx 30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технология саморазвития

Единственный, кто понимает ребенка, — это другой ребенок.

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы — поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

По уровню применения: общепедагогическая

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

• Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием — ребенок сам себя развивает.

• Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» — девиз педагогики Монтессори.

• Вся жизнь ребенка — от рождения до гражданской зрелости — есть развитие его независимости и самостоятельности.

• Учет сензитивности и спонтанности развития.

• Единство индивидуального и социального развития.

• В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

• Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность — наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя: манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок — строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности — зрение, слух, дикцию, ловкость. Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его — из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу.

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Дисциплина в свободе

Дисциплина в свободе — вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от обычного понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Это отлично от понимания дисциплинированного ребенка, когда он становится молчаливым, тихим, по сути, пассивным и неподвижным.

Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других, речь идет об умении контролировать себя. Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им сам, а не налагаемые извне педагогом.

Всех кто бывает в настоящих группах Монтессори удивляет, что дети в них не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в первые же месяцы. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, ребенок открывает путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал, и через специальные уроки вежливости осваивает нормы человеческого поведения.

При этом ребенку не навязывается типичный взрослый стереотип по которому хорошо быть тихим, по сути, пассивным ребенком и плохо быть активным, деятельным, а значит мешающим и раздражающим. В Монтессори группах активность поощряется и является необходимой, но она упорядочивается и направляется на осознанное освоение окружающей действительности. В группе всегда есть несколько простых правил, которые помогают поддержать коллективный порядок. В нем для нормальной работы заинтересованы все дети.

У Монтессори свобода не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение.

Самое большое удивление у посетителей групп, работающих по системе Монтессори, вызывает порядок в них.

— Да, у нас бы горох, положи мы его в доступное место, был бы не только по всей комнате, но и в ушах у детей. Что вы с ними делаете? Как поддерживаете дисциплину?

Посетители слегка успокаиваются, когда им на глаза попадается список правил, действующих в группе.

В группе всегда есть несколько правил, которые помогают поддерживать коллективный порядок. Правила – это законы жизни группы. Однако они качественно отличаются от обычных. Задача воспитателя – акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда новичок пробегает по чужому коврику, где работает другой ребенок, воспитатель подзывает ребенка и спрашивает: «Если бы ты работал на коврике и кто-то пробежал по нему, а еще хуже – разрушил твою работу, тебе было бы приятно?».

Правило выводится вместе с ребенком. Ребенок начинает понимать – правила это то, что помогает дружно жить. Постепенно правила входят в повседневность так, что старшие дети начинают обучать им вновь пришедших: «У нас так не принято, давай покажу как надо».

Каждый новый закон жизни группы это маленький шедевр педагогического и литературного таланта учителя. Ведь он должен предъявляться ребенку в понятной и позитивной форме. Любимые взрослые слова “нельзя” и “не должен” не засоряют их короткие тексты.

Читать статью  С чего начать саморазвитие личности – 5 важных шагов на пути к самосовершенствованию

В лучших группах иногда удается видеть, как учитель отлучается на двадцать-тридцать минут. В группе же ничего не изменяется, все происходит также размеренно и тихо как при учителе, дети сосредоточенно работают, внутренний порядок, внутренняя дисциплина управляют ими.

И все же почему ребенок не дает выхода своим эмоциям и не переворачивает все в группе вверх дном?

Для этого нужно посмотреть, что же дает ребенку свобода, какие плоды она приносит.

Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить то уникальное разнообразие, которое так любит природа. Она как художник, который так творчески плодовит, что никогда не повторяет себя. Разум ее особенное творение, строящее свою уникальную систему знаний. Каждый имеет индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта. Однако очень часто эти индивидуальные характеристики оказываются затуманенными, если не сказать перечеркнутыми, тем, что в нашем обществе называется образованием — вместо того, чтобы сделаться более отчетливыми. Первое, что дает ребенку свобода это снять эти абсурдные ограничения.

Второй подарок, который приносит ребенку свобода это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта удивительная концентрация, настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум, — также основывается на факте свободы выбора в сочетании с невмешательством учителя. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. Но, увы, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства. Это концентрация, фундаментальная для развития, идет изнутри, и чтобы поверить в нее, ее надо видеть.

Кроме того, свобода, как ее трактует Монтессори, необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в готовность следовать разумным законам, что составляет одну из важных характеристик цивилизованного человека. Это ведет к следующему выводу: свобода тренирует волю ребенка.

Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным — это начать с подавления его воли. “Но что бы вы подумали о тренере, который, начиная занятия с юным спортсменом, ломает ему ногу затем, чтобы сделать из него лучшего бегуна!”- спрашивала их Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю, а укреплять ее.

Сильная воля и самоконтроль позволяют говорить о такой производной свободы, как высокое чувство ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Понятно, что, будучи сформированным, это качество не пропадает вне группы и проявляется в таких достоинствах человека, которые мы называем надежность и порядочность.

Следующие достижения свободы — трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Разумеется, они могут быть частично или полностью подавлены, но только не в Монтессори-группе, где детям не навязывают ни объект, ни время, ни ритм деятельности. Хорошо известен факт, что сознательное усилие по концентрации внимания вызывает усталость быстрее, чем когда в таком усилии нет необходимости. Работа, выбранная ребенком и выполняемая им без вмешательства, имеет свои собственные законы. Дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

С другой стороны, работа, совершаемая под принуждением, из чувства долга, приводит к апатии гораздо быстрее, чем та, где движущим мотивом является интерес. Никто не будет отрицать что, как правило, наиболее преуспевающие люди — это те, для кого их работа имеет величайшую привлекательность.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому, первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

Традиционная советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы ни декларировалось, реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка.

Предполагалось, что поведение ребенка тождественно его сущности. Для того чтобы ребенок был здоров (а признаками здоровья считалась его упитанность и розовощекость) его надо вовремя кормить и выгуливать. Чтобы он правильно физически развивался, с малышом надо делать гимнастику и так далее. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. Монтессори же предлагает дать ребенку реализовать его индивидуальную внутреннюю программу. Дать ему возможность развить собственную психику и интеллект. Уже общеизвестно, что дети, которых родители в раннем возрасте держали в манеже, развиваются хуже, чем дети, активно исследовавшие мир вокруг себя. Что же происходит? Почему ребенок, получающий больше ощущений, а значит и больший опыт, вырывается вперед?

Монтессори предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый — когда зарождается его физическое тело и второй — когда зарождается его психика. В этом процессе малыш приобретает человеческие способности, разум и языковые навыки и ему нельзя мешать. У него нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивает свои возможности, решая встающие перед ним проблемы. Видимое противоречие заключается в том, что для развития надо действовать, но малыш в первые годы ничего не может делать осознанно и целенаправленно, как это делал бы взрослый. Это не означает, что правы педагоги считающие, что ребенка надо формировать путем внешнего воздействия чуждого природе ребенка. Монтессори открыла тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя, и назвала его “впитывающим умом”.

Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Так среди множества шумов, его окружающих, ребенок безошибочно выделяет и усваивает человеческую речь, более того, язык народа к которому принадлежат его родители. Именно эти звуки ребенок воспринимает и воспроизводит, говоря свои первые слова и дальше развивая свой язык. То же самое происходит и с другими впечатлениями, которые обрушиваются на ребенка. Он всем существом впитывает их и, с одной стороны, впечатления формируют малыша, а с другой, создают то обширное поле выбора, которое и определяет человеческую индивидуальность.

Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Такой обыденный бытовой пример, который хорошо иллюстрирует этот принцип: за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может:

· попросить подать ему ложку. Тем самым, учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации;

· обратиться за помощью к другому. Тем самым, учась находить партнера для решения своей проблемы;

· попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: “Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета”.

Возможны, наверное, и другие варианты, но важно, чтобы была поощрена самостоятельность ребенка, ему было показано, что он вправе сам решать свои проблемы. Ему был предоставлен честный выбор и ребенок использовал эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то ему недостающее, научить себя чему-то новому.

Ребенок развивается быстрее и лучше, если может действовать самостоятельно с самого раннего возраста.

Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка, в которой мы сегодня живем. Родителям некогда ждать пока родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. Что они и делают вместо него – одевают и ведут в детский сад. А у ребенка совсем другой ритм жизни. Наши дела не кажутся ему важными и срочными. Малыш живет тем, что происходит с ним здесь и сейчас.

Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все, что может стать предметом деятельности ребенка, надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически не о чем другом речи не идет. И такой порядок оправдан, потому что в рамках традиционных методик приучить ребенка к порядку можно только жесткими ограничениями. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру или читая книжку, научит ребенка делать аппликации или склеивать бумажные игрушки. Для старших детей может быть организован настоящий урок математики или русского языка за партами, как в школе. Редко кто-нибудь спрашивает малыша: хочет ли он делать то, что ему навязывают. Он пришел в детский сад, чтобы играть или учиться под руководством воспитателя. Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону? Вопрос риторический, но можно ли по-другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научится правильно действовать в тех или иных ситуациях.

Тем не менее, в группах, работающих по методике Марии Монтессори, удается многое решить по-другому. Там дети стирают и гладят, сами накрывают на стол к завтраку и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, правда, маленькие, настоящие испачканные во время завтрака салфетки и даже используемое мыло вполне настоящее. В этой группе действует незыблемый принцип: “Помоги мне сделать это самому”.

Важно то, что, выжимая тряпку или намазывая на щетку крем для чистки обуви, ребенок осваивает новые для себя движения, и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям и действиям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.

Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым.

Конечно, с таким ребенком проще, он не только уважает себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен делать поражающие взрослых открытия и сотрудничать с ними.

Подготовленная среда у Марии Монтессори

Европа, Америка, Индия, Китай, Япония — тысячи Монтессори школ открыты по всему миру. Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный. М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком.

Технология саморазвития

Единственный, кто понимает ребенка, — это другой ребенок.

М. Монтессори

М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы — поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

· По уровню применения: общепедагогическая

· По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

· По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

Читать статью  Развиваться или деградировать? | Блог 4brain

· По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

· По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

· По преобладающему методу: игровая + творческая.

· По направлению модернизации: природосообразная.

· По категории обучаемых: все категории.

• Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием — ребенок сам себя развивает.

• Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» — девиз педагогики Монтессори.

• Вся жизнь ребенка — от рождения до гражданской зрелости — есть развитие его независимости и самостоятельности.

• Учет сензитивности и спонтанности развития.

• Единство индивидуального и социального развития.

• В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

• Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Особенности содержания

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность — наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Дисциплина в свободе

Дисциплина в свободе — вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Это отлично от понимания дисциплинированного ребенка, когда он становится молчаливым, тихим, по сути, пассивным и неподвижным.

Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других, речь идет об умении контролировать себя. Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им сам, а не налагаемые извне педагогом.

Дети в настоящих группах Монтессори не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны, никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, ребенок открывает путь к внутренней дисциплине.

При этом ребенку не навязывается типичный взрослый стереотип по которому хорошо быть тихим, по сути, пассивным ребенком и плохо быть активным, деятельным, а значит мешающим и раздражающим. В Монтессори группах активность поощряется и является необходимой, но она упорядочивается и направляется на осознанное освоение окружающей действительности. В группе всегда есть несколько простых правил, которые помогают поддержать коллективный порядок. В нем для нормальной работы заинтересованы все дети.

В группе всегда есть несколько правил, которые помогают поддерживать коллективный порядок. Правила – это законы жизни группы. Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда новичок пробегает по чужому коврику, где работает другой ребенок, воспитатель подзывает ребенка и спрашивает: «Если бы ты работал на коврике и кто-то пробежал по нему, а еще хуже – разрушил твою работу, тебе было бы приятно?». Правило выводится вместе с ребенком. Ребенок начинает понимать – правила это то, что помогает дружно жить. Постепенно правила входят в повседневность так, что старшие дети начинают обучать им вновь пришедших: «У нас так не принято, давай покажу как надо».

Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки.

Кроме того, свобода, как ее трактует Монтессори, необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в готовность следовать разумным законам, что составляет одну из важных характеристик цивилизованного человека. Это ведет к следующему выводу: свобода тренирует волю ребенка.

Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным — это начать с подавления его воли. “Но что бы вы подумали о тренере, который, начиная занятия с юным спортсменом, ломает ему ногу затем, чтобы сделать из него лучшего бегуна!”- спрашивала их Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю, а укреплять ее.

Следующие достижения свободы — трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Разумеется, они могут быть частично или полностью подавлены, но только не в Монтессори-группе, где детям не навязывают ни объект, ни время, ни ритм деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому, первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Такой обыденный бытовой пример, который хорошо иллюстрирует этот принцип: за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может:

· попросить подать ему ложку. Тем самым, учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации;

· обратиться за помощью к другому. Тем самым, учась находить партнера для решения своей проблемы;

· попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: “Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета”.

В группах, работающих по методике Марии Монтессори, дети стирают и гладят, сами накрывают на стол к завтраку и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, правда, маленькие, настоящие испачканные во время завтрака салфетки и даже используемое мыло вполне настоящее. В этой группе действует незыблемый принцип: “Помоги мне сделать это самому”.

Важно то, что, выжимая тряпку или намазывая на щетку крем для чистки обуви, ребенок осваивает новые для себя движения, и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям и действиям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.

Подготовленная среда у Марии Монтессори

Метод М.Монтессори состоит из трех основных частей: ребенка, окружающей (подготовленной) среды, учителя.

В школе М. Монтессори придается большое значение организации специально подготовленного учебного пространства.

Ребенок, попадая в наш мир, видит его совершенно неприспособленным для своей жизни: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. В группах Монтессори ребенок с первых минут попадает в так называемую «подготовленную среду», в которой все пособия абсолютно доступны и находятся на высоте детского роста.

“Предметы, окружающие детей, должны соответствовать росту и силе детей: легкая мебель, чтобы дети могли ее легко переставлять, низенькие шкафчики, доступные им по росту, легко открывающиеся замки, выдвижные ящики, легкие двери, которые ребенок может легко отпереть и запереть, низкие вешалки для одежды, щетки по руке ребенка, мыло, помещающееся в его ладони, чашки для умывания такой величины, чтобы дети сами могли их выливать, щетки для полов с короткими гладкими ручками”.

Подготовленной эта среда является потому, что имеет четкую логику построения и до мелочей продуманное содержание, соответствующее естественным психологическим потребностям ребенка. Материалы, находящиеся в среде – это специально отобранные материалы, которые выдержали испытание временем: все они возникли в результате многолетних наблюдений над детьми, те же из них, к которым дети не проявляли интереса, были удалены за ненадобностью.

Подготовленная среда включает в себя также атмосферу помещения. Пространство, окружающее ребенка – уютное и комфортное, ребенку должно быть в нем хорошо. Необходимая составляющая – чистота и порядок, необходимость их постоянного поддержания.

Подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе.

Первая зона, в которой обычно ребенок начинает свою работу по приходу в группу, — зона упражнений практической жизни. Здесь он учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, посуду, стирать, гладить и многое другое. В группе же Монтессори учитель, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается и даст ребенку попробовать. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов — все то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и математических абстракций.

Следующая зона — зона сенсорного развития. Здесь ребенок может получить все ощущения, связанные с чувствами. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, тренируется в различении веса предметов, развивает мускульную память. Нахождение ребенка в этой зоне подготавливает его к вступлению в математическую зону.

Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет, получил конкретные знания о связи количества и символа.

В языковой зоне ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Целостную картину мира ребенок получает в космической зоне. Здесь расположены материалы для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-samorazvitija-m-montesori.html

Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/09/tekhnologiya-samorazvitiya-m-montessori

Источник https://studopedia.ru/26_66380_podgotovlennaya-sreda-u-marii-montessori.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *