Содержание

САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также « способность к саморазвитию », « высшую способность к саморазвитию » и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию , охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности , которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию . Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию , связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию , которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НА ВЫБОРКЕ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

SELF-DEVELOPMENT, ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT AND HIGHER ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT

The article analyzes the concept of “self-development” and the personality abilities associated with it from a psychological point of view. The purpose of the research is to consider the concept of “self-development”, as well as “the ability for self-development”, “the highest ability for self-development” and identify the difference between these abilities. In the course of the analysis the concept of self-development is described, its various characteristics and parameters are revealed. The article presents definitions of the ability for self-development, covering its different aspects, such as systemic, integrative, subjective, activity-oriented, life-oriented, transformative, motivational-value, evaluative-orientational, self-regulatory, reflexive-regulatory, cognitive. It is shown that there is no single concept of self-development. Some concepts emphasize the role of cognitive factors, while others give priority to self-regulatory skills; subject position; transformation of the inner world; specific activity for self-change, aimed at solving life problems. It is concluded that the variety of factors contributing to self-development, the identification of many its aspects and components, various forms of manifestation seems to be logical, since it reflects the complexity and multidimensionality of this psychological phenomenon. A special place in the article is occupied by the description of subjectiveness, which is interpreted by the author as one of the key factors determining self-development. The important role of the position of the subject and subjectiveness in self-development and its importance for the manifestation of the highest ability for self-development, when a person acts as a subject of activity, as a subject of development, and as a subject of life, is emphasized. The specificity of the highest ability for self-development is noted, associated with its belonging to the mental component of spiritual abilities. The difference between the ordinary ability for self-development and the higher ability for self-development is shown, which is due to the fact that the highest ability for self-development is focused on absolute values and high spiritual and moral ideals.

Текст научной работы на тему «САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ»

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-190-198

САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ

Институт психологии Российской академии наук, Москва

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию.

Сегодня саморазвитие и способность к саморазвитию востребованы как никогда. Особенно важное значение приобретает высшая способность к саморазвитию. В условиях все больше усложняющегося мира, порождающего новые многочисленные катаклизмы, необходимо культивировать как высокий интеллект, так и духовно-нравственные качества. Отвечая на вызовы современности, важно стремиться к реализации общечеловеческих принципов морали, развивать в себе не только когнитивные, но и духовные способности, одним из субкомпонентов которых является высшая способность к саморазвитию. В предложенной нами психологической модели духовных способностей выделяются три компонента: 1) моральный; 2) ментальный; 3) трансцендентный [1, 2]. Способность к саморазвитию относится к ментальному компоненту. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшая способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями.

Существуют многочисленные определения способности к саморазвитию. М. Д. Виног-радский, О. М. Шканова отмечают, что способность к саморазвитию — это способность человека к приобретению, обновлению и развитию знаний, умений, адаптации к изменениям в окружающей среде [3]. Это определение фактически совпадает с определением интеллекта, охватывая только умственные способности (когнитивный фактор), при этом ценностно-нравственная составляющая способности к саморазвитию (личностный фактор) остается невключенной.

Л. Б. Гиль и К. А. Чеховских рассматривают способности к саморазвитию «как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем» [4, с. 15]. Авторы считают, что эффекты развития этих способностей связаны с формированием устойчивой мотивации к саморазвитию, готовностью к саморазвитию, которая предполагает овладение субъектом способностью самоуправления, связанной со способностью ориентироваться в ситуации, умением увидеть проблему, анализировать противоречия; а также такие саморегулятивные умения, как прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекцию.

В исследованиях, затрагивающих возрастные аспекты саморазвития, приводятся определения, характеризующие саморазвитие школьников, студентов. Е. Н. Ларина, исследуя способность к саморазвитию в подростковом возрасте, определяет ее «как сложное интег-ративное личностное образование, комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию и характеризующих субъектную позицию подростка в этом процессе в единстве мотивационно-ценност-ного, оценочно-ориентационного и рефлексивно-результативного компонентов» [5, с. 15]. С. А. Алешина [6], изучая саморазвитие личности у студентов, рассматривает его как становление интегративного качества — субъектности, включающего мотивационный, деятель-ностный и рефлексивно-регулирующий компоненты. В. Г. Маралов понимает саморазвитие как одну из сложных форм функционирования внутреннего мира, которое охватывает переработку опыта, конструирование собственных позиций и убеждений, выдвижение жизненных целей, поиск путей самоопределения, а также преобразование самого внутреннего мира [7].

Процесс саморазвития определяется как целостная интегративная система, которая базируется на деятельностном преобразовании личностью себя. Эта система является информационно открытой. Потребности в самоизменении и личностном росте ведут к саморазвитию, которое происходит на основе саморегуляции личностью своего поведения и деятельности, ориентированной на достижение личностно и профессионально значимых целей [8].

Н. А. Низовских рассматривает саморазвитие как «специфическую деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемую в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [9, с. 9]. Саморазвитие в современных теоретических концепциях понимается как особого рода деятельность, режим жизни, способ деятельности, стратегия жизни или жизненная ориентация [10]. Анализируя современные отечественные психологические исследования в области саморазвития, В. Б. Маралов выделяет ряд его общих закономерностей: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвития, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность [11].

Рассмотренные определения саморазвития и способности к нему показывают, что авторы выделяют такие его аспекты, как когнитивный, деятельностный, жизненно-ориентированный, интегративный, системный, преобразовательный, мотивационно-ценностный, оценочно-ориентационный, саморегулятивный, рефлексивно-регулирующий. Единого представления о саморазвитии не существует. В некоторых концепциях акцент делается на роли когнитивных факторов, в других приоритетными являются саморегулятивные умения; субъектная позиция; преобразование внутреннего мира; специфическая деятельность по самоизменению, направленная на решение жизненных задач.

Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества компонентов, различных форм проявления является закономерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Саморазвитие может быть представлено в трех формах: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация [7]. Самоутверждение позволяет проявить себя как личность. Самосовершенствование отражает движение и приближение к идеалу. Самоактуализация свидетельствует о потребности найти в себе определенный потенциал и реализовать его. Все вышеуказанные формы тесно связаны. Для того чтобы совершенствовать себя и самоактуализироваться, необходимо сначала пройти через самоутверждение — утвердиться в своих глазах и глазах других людей [7].

Саморазвитие включат самопознание и самоуправление. Как отмечал В. Г. Маралов, самопознание связано с процессом познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире [7]. В концепции самоуправления Н. М. Пейсахова оно определяется как целенаправленное самоизменение или управление человеком своими формами активности: поведением, деятельностью, общением и переживаниями. Самоуправление тесно связано с саморегуляцией, но вместе с тем и отличается от нее [12].

Е. В. Кулеш, рассматривая самоуправление в качестве операционального механизма управления деятельностью, отражает важную роль субъектности, которая определяется автором как способность личности к самостоятельному управлению деятельностью, ведущему к самоизменению. Это самоизменение происходит благодаря проявлению разных форм активности при разрешении внутренних противоречий самосознания личности [13].

Саморазвитие связано также с самореализацией. А. А. Деркач и Э. В. Сайко показывают, что саморазвитие порождает потребность и возможность самореализации, в то же время раскрытие своих возможностей самореализации вызывает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. Таким образом развивается субъектность субъекта [14].

Для саморазвития большое значение имеет ответственность, как подчеркивает Л. М. Попов [15]. Он пишет, что ответственность как составляющая этического слоя личности «является одним из необходимых элементов в структуре психологической организации человека как субъекта саморазвития» [16, с. 3].

Итак, важная роль субъектности и понятия «субъект» в связи с саморазвитием отмечается многими исследователями. Согласно В. И. Слободчикову и Е. И. Исаеву, «саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [17, с. 147]. Авторы считают, что человек, становясь субъектом собственного саморазвития, получает широкую возможность для личностного и профессионального самоопределения, что создает условия для накопления и актуализиации внутреннего потенциала.

Понятия субъектности и субъекта рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. В. Знакова, Е. С. Сергиенко и других ученых. Основы для изучения субъектности и субъекта были заложены С. Л. Рубинштейном, который показал важную роль позиции субъекта, связанную с его определяющей характеристикой — активностью, ведущей к преобразованию себя и мира [18]. Эти идеи имеют непосредственное отношение к саморазвитию.

К. А. Абульханова и А. В. Брушлинский выделяют следующие свойства субъекта: активность, ценность, самостоятельность, ответственность, творчество и др. [19-21]. Можно сказать, что без этих свойств субъекта саморазвитие невозможно. В. В. Знаков рассматривает субъекта в рамках психологии человеческого бытия, фокусируя внимание на смысловых и ценностных контекстах жизни субъекта [22]. Е. А. Сергиенко, разрабатывая проблему субъекта и субъектности, предлагает системно-субъектный подход [23], который позволяет охватить разные точки зрения на субъекта, создавая возможность для объединения его проявлений в более широкие области субъектности, которые могут быть представлены как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни [24, с. 129].

Читать статью  Что такое икигай, каковы его основные принципы и заветы

Для анализа рассматриваемой нами высшей способности к саморазвитию как субкомпонента ментального компонента духовных способностей имеют значение все три вышеназванных аспекта субъектности: актуализируя высшую способность к саморазвитию, человек проявляет себя как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни. При этом важно учитывать, что в разные периоды и этапы жизни эти проявления субъектности сопряжены с различными задачами и возможностями их выполнения.

Выступая субъектом деятельности, человек использует саморазвитие для максимальной самореализации в деятельности, достигая в ней высочайших результатов. В качестве субъекта развития он непрестанно трудится над всесторонним самоулучшением — самосовершенствованием. Будучи субъектом жизни, человек становится автором своего жизненного пути, стремясь к воплощению высших ценностей и самоактуализации.

Таким образом, субъектность является важнейшим фактором, способствующим саморазвитию. Именно благодаря возможности становиться субъектом своих действий и поступков, человек может осуществлять саморазвитие, особенно его высшие проявления, связанные с высшей способностью к саморазвитию.

Высшая способность к саморазвитию, представляя собой субкомпонент духовных способностей, их ментального компонента, относится к высшим способностям и этим отличается от обычной способности к саморазвитию. То есть высшая способность к саморазвитию связана с высшими рубежами развития личности — стремлением к самопреобразованию, самосовершенствованию и самоактуализации, в основе чего лежит ориентация на высшие ценности и смыслы бытия.

Высшая способность к саморазвитию базируется на способности становиться лучше, что означает быть лучшим в данный момент не по сравнению с другими, а по сравнению с самим собой «вчерашним», «прежним». Она предполагает желание становиться лучше во всех смыслах; охватывает: а) личностную сферу — ориентация на высокие идеалы и ценности, сосредоточенность на развитии духовно-нравственных качеств, улучшение общения и навыков взаимодействия с людьми на основе бескорыстной любви к людям; гармоничное развитие разных сторон личности; б) интеллектуальную сферу — стремление делать нечто лучше, чем человек делал это прежде (лучше учиться, лучше познавать себя, мир, других людей, расширять кругозор, диапазон умений, лучше осуществлять профессиональные обязанности и прочее, чтобы это приносило благо и самому человеку, и обществу, в основе этого лежит идея служения людям.

Способность становиться лучше связана с движением от «Я» эгоцентрического к «Я» духовному, что может рассматриваться как преодоление «Я» эгоцентрического, выход за его пределы, отражая переплетение с трансцендентыми способностями. Движение от «Я» эгоцентрического к «Я» духовному связано с проявлением усилий для избавления от эгоизма, любых неблаговидных намерений, желаний и поступков, дурных привычек, вредоносных стереотипов поведения, лени, трусости, агрессии и культивирование чистых мыслей, дружелюбия, доброты, милосердия.

Высшая способность к саморазвитию требует мужества, проявления воли, ответственности, трудолюбия, целеустремленности, а также самоконтроля, понимания себя и других, правильной оценки жизненных ситуаций и событий. Она тесно связана с высшими интеллектуальными, рефлексивными, саморегулятивными и творческими компонентами духовных способностей. Главным критерием включения способности к саморазвитию в категорию духовных является их неразрывная связь с высшими моральными способностями, входящими в состав морального компонента духовных способностей. Моральный компонент состоит из следующих субкомпонентов: духовно-нравственные качества, бескорыстная любовь к людям, стремление к смыслу, совесть, духовная альтруистическая направленность. Основу всех элементов морального компонента духовных способностей составляют ценностно-нравственные и смысловые устремления, ориентированные на высшие ценности и принципы абсолютной морали.

Можно сказать, что высшая способность к саморазвитию, проявляясь как духовная способность, относится к сверхнормативному уровню поведения (например, научиться рисовать для того, чтобы созданные картины наполняли жизнь окружающих добрыми, светлыми чувствами и мыслями, помогали видеть красоту мира, возвышали человека) и этим отличается от обычной способности к саморазвитию, которая имеет отношение к нормативному уровню поведения (например, повышать степень профессиональной компетенции в соответствии с требованиями своей организации, совершенствовать качества личности, ориентируясь на нормы корпоративной (относительной) морали). Способность к саморазвитию, как ни парадоксально, может носить и деструктивный характер (например, когда человек стремится достигнуть совершенства в мошенничестве, воровском деле, оттачивая и улучшая соответствующие навыки и умения (аморальное поведение)).

Итак, высшая способность к саморазвитию, входящая в состав ментального компонента духовных способностей, отражающего глубину умственных возможностей человека, тесно связана с моральным компонентом модели духовных способностей, основу которых составляют высшие ценностно-нравственные идеалы. Высшая способность к саморазвитию имеет много характеристик и параметров, сходных с обычной способностью к саморазвитию, которые подробно описаны выше, но в то же время имеет и кардинальное отличие — высокий духовно-нравственный ориентир.

Таким образом, рассмотрение понятий саморазвития и способности к саморазвитию позволяет сделать вывод об их глубокой смысловой насыщенности, создаваемой благодаря многозначности определений. Существующие в отечественной психологии трактовки саморазвития и способности к саморазвитию отражают его различные аспекты и компоненты: когнитивный, деятельностный, системный, субъектный, жизненно-ориентированный, интегративный, преобразовательный, мотивационно-ценностный, оценочно-ориентацион-ный, саморегулятивный, рефлексивно-регулирующий. Отмечается важная роль ответственности в субъектности саморазвития.

В психологических исследованиях (теоретических и эмпирических) были описаны различные механизмы саморазвития: самопознание, самоуправление, самоулучшение; разные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация). Многообразие факторов, определяющих саморазвитие (мотивационных, саморегулятивных, когнитивных, ценностно-смысловых); выделение множества аспектов и компонентов саморазвития, его различных форм проявления отражают сложность и многомерность данного психологического феномена.

Анализ понятий «саморазвитие» и «способность к саморазвитию» позволил установить, что позиция субъекта и проявление субъектности играют важнейшую роль в процессе само-

развития, особенно это касается высшей способности к саморазвитию. Описание высшей способности к саморазвитию привело к выявлению ее специфики, которая заключается в принадлежности к категории духовных способностей в качестве составляющей их ментального компонента. В результате были определены различия между способностью к саморазвитию и высшей способностью к саморазвитию. Основное отличие заключается в том, что высшая способность к саморазвитию связана с ориентацией личности на высшие ценности и идеалы.

1. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.

2. Ожиганова Г. В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020. 288 с.

3. Виноградский М. Д., Шканова О. М. Организация труда менеджера. Киев, 2002. URL: https://banauka. ru/1075.html (дата обращения: 10.06.2021).

4. Гиль Л. Б., Чеховских К. А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1 (74). С. 14-16.

5. Ларина Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

6. Алешина С. А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 22 с.

7. Маралов В. Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2015. № 4. С. 147-152.

8. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3 (84). С. 374-381.

9. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М., 2007. 255 с.

10. Щукина М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1. С. 154-164.

11. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/27212?p_page=5 (дата обращения: 12.07.2021).

12. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 235 с.

13. Кулеш Е. В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной ее жизненного пути: на примере подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 27 с.

14. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222-235.

15. Попов Л. М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и Зло в психологии человека. Казань; Нижнекамск: Изд-во Казанского ун-та, 2000. 176 с.

16. Попов Л. М., Закирова М. А. Теория и технология саморазвития ответственности студентов // Образование и саморазвитие. 2007. № 6. С. 3-8.

17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

19. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.

20. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция Сергея Леонидовича Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

21. Брушлинский А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 208-268.

22. Знаков В. В. Психология человеческого бытия: проблемы и преспективы // Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

23. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120-132.

24. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа понимания себя и другого в онтогенезе человека М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.

Ожиганова Галина Валентиновна, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 15.08.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-190-198

SELF-DEVELOPMENT, ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT AND HIGHER ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT

Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

The article analyzes the concept of «self-development» and the personality abilities associated with it from a psychological point of view. The purpose of the research is to consider the concept of «self-development», as well as «the ability for self-development», «the highest ability for self-development» and identify the difference between these abilities. In the course of the analysis the concept of self-development is described, its various characteristics and parameters are revealed. The article presents definitions of the ability for self-development, covering its different aspects, such as systemic, integrative, subjective, activity-oriented, life-oriented, transformative, motivational-value, evaluative-orientational, self-regulatory, reflexive-regulatory, cognitive. It is shown that there is no single concept of self-development. Some concepts emphasize the role of cognitive factors, while others give priority to self-regulatory skills; subject position; transformation of the inner world; specific activity for self-change, aimed at solving life problems. It is concluded that the variety of factors contributing to self-development, the identification of many its aspects and components, various forms of manifestation seems to be logical, since it reflects the complexity and multidimensionality of this psychological phenomenon. A special place in the article is occupied by the description of subjectiveness, which is interpreted by the author as one of the key factors determining self-development. The important role of the position of the subject and subjectiveness in self-development and its importance for the manifestation of the highest ability for self-development, when a person acts as a subject of activity, as a subject of development, and as a subject of life, is emphasized. The specificity of the highest ability for self-development is noted, associated with its belonging to the mental component of spiritual abilities. The difference between the ordinary ability for self-development and the higher ability for self-development is shown, which is due to the fact that the highest ability for self-development is focused on absolute values and high spiritual and moral ideals.

Keywords: characteristics of self-development, subject, subjectiveness, the ability for self-development, the highest ability for self-development.

1. Ozhiganova G. V. Duhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel’nosti [Spiritual сapacities as a resource of life activity]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2016. 282 p. (in Russian).

2. Ozhiganova G. V. Dukhovnaya lichnost’ [Spiritual personality]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2020. 288 p. (in Russian).

3. Vinogradskiy M. D., Shkanova O. M. Organizatsiya truda menedzhera [Labor organization of the manager]. Kiev, 2002 (in Russian). URL: https://banauka.ru/1075.html (accessed 10 June 2021).

4. Gil’ L. B., Chekhovskikh K. A. Sposobnost’ k samorazvitiyu v kontekste gumanitarizatsii obrazovaniya [The ability for self-development in the context of the humanization of education]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta — Izvestiya of Altai State University, 2012, no. 2-1 (74), pp. 14-16 (in Russian).

5. Larina Ye. N. Psikhologicheskiye usloviya formirovaniya sposobnosti k samorazvitiyu u starshikhpodrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Psychological conditions for the formation of the ability to self-development in older adolescents. Dis. cand. of ped. sci.]. Samara, 2007. 24 p. (in Russian).

Читать статью  Как начать саморазвиваться девушке: 7 проверенных шагов - Clauda

6. Aleshina S. A. Samorazvitiye lichnosti studenta v obrazovatel’nomprostranstvepedagogicheskogo kolledzha. Dis. kand. ped. nauk [Self-development of a student’s personality in the educational space of a pedagogical college. Dis. cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2003. 22 p. (in Russian).

7. Maralov V. G. Obshchiye zakonomernosti i vozrastnyye osobennosti samorazvitiya lichnosti [General patterns and age characteristics of personality self-development]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta -Cherepovets State University Bulletin, 2015, no. 4, pp. 147-152 (in Russian).

8. Garanina Zh. G., Mal’tseva O. Ye. Samoregulyatsiya kak faktor lichnostno-professional’nogo samorazvitiya bu-dushchikh spetsialistov [Self-regulation as a factor of personal and professional self-development of future specialists]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of Education, 2016, vol. 20, no. 3 (84), pp. 374-381 (in Russian).

9. Nizovskikh N. A. Chelovek kak avtor samogo sebya: psikhosemanticheskoye issledovaniye zhiznennykh printsipov v strukture samorazvivayushcheysya lichnosti [Man as the author of himself: psychosemantic study of life principles in the structure of a self-developing personality]. Moscow, 2007. 255 p. (in Russian).

10. Shchyukina M. A. Samorazvitiye lichnosti: istoriya i sovremennoye sostoyaniye problemy v otechestvennoy psi-khologii [Personal self-development: history and current state of the problem in domestic psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, 2009, no. 1, pp. 154-164 (in Russian).

11. Maralov V G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [Fundamentals of self-knowledge and self-development]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 256 p. (in Russian). URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/ 27212?p_page=5 (accessed 12 July 2021).

12. Peysakhov N. M. Zakonomernosti dinamiki psikhicheskikh yavleniy [Patterns of the dynamics of mental phenomena]. Kazan, Kazan University Publ., 1984. 235 p. (in Russian).

13. Kulesh Ye. V. Psikhologicheskiye osobennosti vzaimosvyazi samoupravleniya lichnosti s sub»yektivnoy kartinoy yeyo zhiznennogo puti: na primere podrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Psychological features of the relationship between self-government of the individual and the subjective picture of life path: on the example of adolescents. Dis. cand. of ped. sci.]. Khabarovsk, 2009. 27 p. (in Russian).

14. Derkach A. A., Sayko E. V. Samorealizatsiya kak strukturoobrazuyushchiy konstrukt i protsess v ontogeneze [Self-realization as a structure-forming construct and process in ontogenesis]. Mirpsikhologii, 2009, no. 2, pp. 222-235 (in Russian).

15. Popov L. M., Kashin A. P., Starshinova T. A. Dobro i Zlo vpsikhologii cheloveka [Good and Evil in human psychology]. Kazan; Nizhnekamsk, Kazan University Publ., 2000. 176 p. (in Russian).

16. Popov L. M., Zakirova M. A. Teoriya i tekhnologiya samorazvitiya otvetstvennosti studentov [The theory and technology of self-development of students’ responsibility]. Obrazovaniye i samorazvitiye — Education and Self-Development, 2007, no. 6, pp. 3-8 (in Russian).

17. Slobodchikov V. I., Isayev Ye. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: raz-vitiye sub»yektivnoy real’nosti v ontogeneze [Foundations of psychological anthropology. Psychology of human development: the development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, 2000. 416 p. (in Russian).

18. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002 (in Russian).

19. Abul’khanova K. A. O sub»yekte psikhicheskoy deyatel’nosti [About the subject of mental activity]. Moscow, Nauka Publ., 1973 (in Russian).

20. Abul’khanova K. A., Brushlinskiy A. V. Filosofsko-psikhologicheskaya kontseptsiya Sergeya Leonidovicha Ru-binshteyna [Philosophical psychological concept of Sergei Leonidovich Rubinstein]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 248 p. (in Russian).

21. Brushlinskiy A. V Iskhodnyye osnovaniya psikhologii sub»yekta i yego deyatel’ nosti [The initial foundations of the psychology of the subject and his activity]. Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya [Psychological science in Russia of the XX century]. Ed. A. V. Brushlinskiy, Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 1997. Pp. 208-268 (in Russian).

22. Znakov V. V. Psikhologiya chelovecheskogo bytiya: problemy i prespektivy [Psychology of human existence: problems and prospects]. Psikhologiya sub»yekta ipsikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of the subject and psychology of human existence]. Eds. V. V. Znakova, Z. I. Ryabikinoy, Ye. A. Sergiyenko. Krasnodar, Kuban University Publ., 2010. 371 p. (in Russian).

23. Sergiyenko Ye. A. Sistemno-sub»yektnyy podkhod: obosnovaniye i perspektiva [System-Subject Approach: Justification and Perspective]. Psikhologicheskiy zhurnal — Psychological Journal, 2011, vol. 32, no. 1, pp. 120-132 (in Russian).

24. Sergiyenko Ye. A., Lebedeva Ye. I., Prusakova O. A. Model’psikhicheskogo kak osnova ponimaniya sebya i drugogo v ontogeneze cheloveka [Model of the mental as a basis for understanding oneself and the other in human ontogenesis]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2009 (in Russian).

Ozhiganova G. V., Leading Researcher, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences (ul. Yaroslavskaya, 13, Moscow, Russian Federation, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

Саморазвитие как высшая форма развития

Саморазвитие в современной психологии обычно рассматривается в одном ряду с такими феноменами, как субъект, субъективность, субъектностъ, личностный рост (В.И. Слободчиков, В. А. Петровский, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.). П0-видимому, психология уже не может развиваться без принятия того, что человек является не только объектом влияния различных биологических и социальных факторов, но и субъектом (т.е. носителем активности). В понятии «субъект» акцентируется в первую очередь активное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с действительностью.

Рассмотрим это подробнее с помощью схемы, предложенной Ю. В. Слюсаревым [10]. Он вводит понятие «пси-пространства» как некоторого конечного множества факторов, влияющих на человека, и строит в этом пространстве координатную плоскость, осями которой являются факторы внешние, внутренние, природные, социальные, а в центре координатной плоскости находится сам человек.

Автор определяет три формы развития: созревание, формирование и саморазвитие.

Данные формы развития можно определить следующим образом. Созревание свойственно как животным, так и человеку. Оно обеспечивается генетической программой индивида, а доминирует в пренатальный период и в первые годы жизни. Формирование также свойственно животным и человеку. Оно определяет ту часть развития, которая осуществляется под воздействием внешних факторов. Влияние его преобладает с первых лет жизни до возникновения субъектности. В отличие от других форм саморазвитие, присущее только человеку, начинает проявляться с возникновения у него субъектности, возможности развития с опорой на внутреннюю активность личности.

Переход одной формы развития в другую обусловливается сменой детерминации развития. Поэтому в случае саморазвития можно говорить о самодетерминации, т.е. о преобладании внутренней детерминации над внешней, которое раскрывается в двух аспектах.

1. Внешние и межсистемные противоречия, лишь порождая внутренние противоречия, могут выступать причинным фактором развития (С.Л. Рубинштейн первым из психологов осознал это на общефилософском уровне). Даже когда человек находится под влиянием сильных психосоциальных факторов, его внутренние механизмы и ощущения препятствуют непосредственному механическому воздействию на психику (например, гипноз).

2. Внутренний источник активности и развития хотя и формируется под влиянием социальных и биологических факторов, но сам преобразует внешние детерминанты.

Это подтверждается множеством примеров:

формирование малой среды (ближайшая среда общения и деятельности) — изменение факторов;

ограничение себя в пище и отдыхе (пост, аскетизм, творческое вдохновение) — изменение факторов;

смена места проживания — изменение факторов.

Следовательно, в активности происходит как бы двойное освобождение субъекта — от состояний ближайшей ему среды и от его же собственных простейших потребностей. Рассмотрим подробнее обусловленность саморазвития условиями жизнедеятельности. Как отмечает Л.И.Анцыферова, любые социальные воздействия могут выступать как факторы:

1) актуализирующие, поддерживающие, стимулирующие, направляющие;

2) тормозящие, блокирующие, деформирующие психологические усилия личности [11].

Основное психологическое условие, определяющее степень эффективности различных социальных воздействий на человека, — уровень психической активности: различные социальные воздействия оказываются эффективными в той мере, в какой они входят в структуру личностно-значимой задачи и в зависимости от того, какое место они занимают в ней. Это же можно применить к образованию и обучению: человек на любой стадии психического развития не только управляется извне с помощью педагогических воздействий, но и активно их преобразует с учетом уже имеющегося у него субъективного опыта.

Психологическая роль социальных взаимодействий в саморазвитии состоит в том, что:

это первоначальная детерминация личности (основа саморазвития);

социально-экономические условия семьи, уровень и особенности социокультурного развития среды, жизнедеятельности определяют возможности развития личности ребенка, влияют на область и время возникновения саморазвития.

Кроме того, как мы это увидим далее, взаимодействие с социальной средой служит источником пополнения опыта, важного для дальнейшего развития.

Многие исследователи рассматривают детерминацию, не включая ее в модель саморазвития. Впервые попытку соединить эти два аспекта предпринял Л.М. Попов [12], хотя он и рассматривал детерминацию как обрамление своего комплекса. Роль детерминации в том, что она придает внутренним процессам в каждом случае:

положительную или отрицательную окраску;

изменяющуюся направленность действия как вовне, так и внутри самого человека.

В ней можно выделить три компонента:

г) характер причинно-следственных связей. С одной стороны, любое следствие может иметь прямую причину, но зачастую следствие возникает как результат многих событий, сменяющих друг друга. Оно возникает тогда, когда эта информация достигает критической массы;

3) опосредующие звенья (например, знаки и знаковые системы).

Главное отличие выделенных компонентов в том, что они являются механизмами интериоризации — перехода внешнего во внутреннее. Кроме того, необходимо выделить в отдельную структуру внутреннюю (или «собственно психологическую») детерминацию. Это характерная особенность данной модели, так как все остальные исследователи не разделяют саморазвитие и внутреннюю детерминацию.

Итак, можно сделать вывод, что саморазвитие является формой развития, которая возникает, сменяя формирование, и определяется той основой, которую задает предыдущее развитие.

Отличительными чертами саморазвития можно считать следующие характеристики: существует внутренний источник активности; человек может изменять внешнюю детерминацию и создавать себе среду развития.

Таким образом, саморазвитие — это форма развития, двигателем которого выступает сам субъект.

Определив содержание феномена саморазвития, обратимся к обсуждению того, что является его итогом, какому уровню организации человека он соответствует. Как уже отмечалось, в период созревания человек развивается как биологический индивид.

Следующая форма развития (формирование) трактуется по-разному. Современные исследователи оказываются перед дилеммой: с одной стороны, всеми признается важная роль среды в развитии человека, а с другой — до сих пор не решен вопрос, какому уровню организации человека соответствуют изменения, порождаемые внешними факторами. Для преодоления этого противоречия необходимо рассмотреть процесс социализации. Если выделить из этого процесса саморазвитие (которое хоть и отмечается исследователями как часть социализации, но редко описывается как отдельный фактор), то можно ввести понятие «социальный индивид» (по В.В.Столину) как итог процесса формирования, т. е. у человека формируется «некоторая совокупность психологических черт, установок, знаний, способностей, позволяющих ему соответствовать существующим общественным отношениям» [13].

Какому же уровню организации человека соответствует саморазвитие? Можно сказать, что оно относится к интериоризированному социальному уровню, имеющему свой внутренний источник активности.

Этот источник активности может быть представлен в двух аспектах.

1. Противоречие, порождаемое во внутреннем внешними воздействиями (они же являются движущими силами саморазвития); противоречие между Я-реальным и Я-идеальным или Я-зеркаль-ным (Я в глазах других); противоречие между способностями и возможностями, которые предоставляет среда; противоречие между «могу» и «хочу» или «между рефлексией и инициативой» [12].

Еще одним, может быть, самым главным противоречием является то, что человек — это двойственное, духовно-материальное, конечно-бесконечное, вневременно-временное существо, вечно стремящееся выйти за свои пределы (отсюда потребность в развитии).

2. Субъект, по определению В. А. Петровского, сам является causa sui — «причина себя». «Субъектность позволяет представить человека как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития — даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразования» [14]. Следует остановиться на дифференциации понятий «субъектность» и «субъективность». Субъектность — это содержательно-действенная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, а субъективность — это своеобразие результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов. Многое ему дано в уникальной, ему одному доступной форме.

Рассмотренные аспекты источника активности взаимосвязаны, так как решая важные для себя противоречия, человек становится субъектом своего развития и, наоборот, только будучи субъектом, он может осознать эти противоречия.

Вернемся к вопросу о том, что является субъектом саморазвития. По мнению В. В. Столина, высшему уровню соответствует личность [13]. Это же подтверждает Л.И. Анцыферова, по мнению которой личность созидает себя, личность — субъект собственного развития. Отсюда следует, что саморазвитие и личностное развитие — это один и тот же процесс. Но тогда следует развести понятия «личностное развитие» и «психическое развитие». Как отмечают В.А. Петровский и М.Г. Ярошевский, в литературе приводится ряд концепций возрастного развития без дифференциации предметов анализа — психического и личностного типов развития. В 1993 г. В. А. Петровский предложил развести проблемы развития индивида и развития личности: процесс развития психики является важнейшим компонентом (стороной, аспектом) развития человека, включенного в систему социальных отношений, однако развитие личности этим не исчерпывается [14].

Говоря о личностном развитии, в отличие от многих других подходов к этой теме мы акцентируем внимание на активности личности и выявляем не то, что влияет на ее развитие (общность, коллектив и др.), а механизмы ее саморазвития.

Читать статью  Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.

Итак, можно сделать вывод о том, что три типа развития одновременно присутствуют на каждом этапе развития, но доминирует только один из них, создавая определенный уровень организации человека: созревание — биологический индивид; формирование — социальный индивид; саморазвитие — личность.

При этом, как справедливо утверждает Г. А. Цукерман, хотя процесс саморазвития и начинается вместе с жизнью, человек — нередко всю жизнь — не становится его субъектом [15].

Для того чтобы этого не произошло, необходима целенаправленная поддержка развитию субъектности человека. Как она должна осуществляться? Безусловно, с опорой на ту или иную модель саморазвития. В описании моделей большинство авторов представляют этапы саморазвития и механизм. В отношении механизма саморазвития все единодушно признают личностную рефлексию, в содержании же и последовательности этапов имеются существенные расхождения. Так, Н. Г. Григорьева представляет следующую модель: рефлексия и самооценка, формирование потребностей в самовоспитании, программирование саморазвития, самокоррекция и самовоздействие, самоконтроль, рефлексия и самооценка [16]. Н. Р. Битянова в процессе саморазвития выделяет четыре процесса, которые сменяют друг друга: самопознание, самопобуждение, программирование личностного и профессионального роста, самореализация [17].

В литературе описаны и другие модели саморазвития, но, как нам кажется, для переноса модели на реальную жизнь они слишком трудны.

Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!

Психология саморазвития приобретает все большую популярность за счет эффективных техник становления характера, формирования уверенной в себе личности, открытой для новых знаний и впечатлений, способной легко найти общий язык с другими людьми. Возможен ли процесс постоянного развития и ощущение комфорта на протяжении всего пути?

Основные психические процессы

человеческое познание

Развитие – это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие, согласно психологии, — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека.

С раннего возраста родители направляют детей с помощью обучения и воспитания. Под действием внешних и внутренних факторов формируется личность , появляются интеллектуальные, нравственные, физические качества.

Развитие проходит по-разному. Одни переходят из класса в класс, затем поступают в университет, потому что «так нужно», идут на работу по специальности. Другие пробуют себя в разных сферах, меняют направление деятельности, ищут новизну.

Откуда берется активность? Из взаимодействия человека и внешнего мира. Посредником выступает человеческое познание и его основные психические процессы:

  • ощущение – то, с чего начинается жизнь, воздействие теплого, холодного, твердого и мягкого;
  • восприятие – сопоставление характеристик объектов для составления целостной картины;
  • мышление – это процесс установления связи между объектами или их характеристиками, а также анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, получение новых знаний о мире; – это преобразование знаний об объектах внешнего мира, способах взаимодействия с ними;
  • память – это процесс накопления знаний об окружающей реальности, собственных переживаний, мыслей и умозаключений касательно объектов и процессов;
  • внимание – это избирательное направление сознания на решение проблемы.

Большинство людей наделены одинаковыми органами чувств, но остальные психические процессы – это отражение или переработка информации, полученной на этапе ощущения.

Восприятие избирательно. Зависит от силы раздражителя, интереса, опыта и направленности. Мышление направлено на решение задачи, а задача выходит из проблемы или проблемной ситуации, той, которая заставляет искать нестандартное решение. Воображение – это процесс создания образов, отражающих действительность и ее процессы – опыт. Способность напрямую зависит от опыта. Память – отбор и фиксация значимой информации, что опосредованно эмоцией, интересом, целью. Внимание связано с чувствами, интересами, опытом.

Для чего человеку даны все перечисленные способности? Для выживания. Возможность личности приспособиться к новым обстоятельствам зависит от ее развития. Потребность в адаптации выступает одним из механизмов личностного развития и роста в психологии. Ее срыв – это тот самый кризис саморазвития.

Психология саморазвития

Человек, открытый к саморазвитию, – это ученый, который при столкновении с проблемой собирает факты, формирует гипотезы и действует, чтобы воплотить их в реальность.

Психология саморазвития личности имеет два направления:

  1. Внешнее. Нацелено на выбранную деятельность и ее улучшение. Это постановка целей, разработка плана, мотивация и контроль.
  2. Внутреннее. Развитие внутреннего мира, анализ и самоанализ событий, оценка и совершенствование.

Прогресс в саморазвитии наблюдается тогда, когда человек:

  • ориентируется на общечеловеческие ценности, стремится копить знания, чтобы быть полезным обществу (бесполезно копить знания исключительно для себя);
  • умеет планировать и действовать согласно плану;
  • способен мобилизовать себя, преодолевать трудности;
  • оценивает собственные сильные и слабые стороны, осознает готовность к новой деятельности.

Саморазвитие в психологии — это целенаправленные действия, сосредоточенные на изменении реальности, картины мира и себя с помощью выбора целей, средств их достижения, жизненным принципов.

Что мешает развиваться? Страх ответственности, лень, эгоцентризм, позиция жертвы. Эти качества нужно заменить теми, которые будут способствовать самосовершенствованию:

  1. Осознанность. Это умение переживать текущие эмоции, не углубляясь в переживания прошлого или будущего.
  2. Познание. Это то, что делает человека человеком. Определяется в умении не только ощущать, но и воспринимать, обдумывать, запоминать.
  3. Действие. Выбор деятельности, в которой хотелось бы совершенствовать навыки и умения, ставить цели и задачи.
  4. Жизненные идеалы (идеи). Это высшие цели, поставленные перед собой, как человеком, и перед обществом.
  5. Ответственность. Умение принимать тот факт, что происходящее вокруг – результат собственных поступков или их отсутствия.

Не стоит забывать и о здоровье. Болезни, слабость и усталость мешают саморазвитию, поэтому нужно вести правильный образ жизни, поддерживать работоспособность тела.

Мотивация

В психологии саморазвития мотивация – это топливо для действий, решений. Многие люди тратят время на поиск мотива, причины, довода, «пинка». Однако мотивация есть у каждого, но с ошибочным вектором. Достаточно сменить минус на плюс.

психология саморазвития мотивации

Мотивы могут быть внутренними (успех в работе, потребность в учебе), или внешними (престижное авто, высокий заработок).Но не это является побудительной силой или преградой к действию.Есть люди, ориентированные на успех и на неудачу. «Я так и знал! У меня ничего не получается. Это моя судьба». Чтобы переориентироваться на успех, надо воспринимать неудачу, как вызов:

  • пересмотреть цели, раздробить их на более мелкие;
  • учесть риски, создать варианты плана;
  • найти партнеров;
  • постоянно учиться, расширять арсенал средств для достижения целей.

Конструктивная реакция на неудачи – это источник мотивации.

Результат

Теория Карла Роджерса в психологии определяет саморазвитие, как реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками и волнениями. Считается, что саморазвитие доступно только в духовном плане как высшее звено потребности. Это далеко не так. Саморазвитие происходит на любом этапе, в любой деятельности.

Как добиться результата? Поставить цель. Она должна находиться в плоскости, которая находит отклик во внутреннем мире, и позволяет развиваться внешне, воплощается в действие, в практику, формирует социальную роль человека.

План саморазвития

Адаптация происходит только тогда, когда в этом есть необходимость. Потому саморазвитие, как сознательная активность, возникает в ответ на конкретную практическую проблему. При этом она должна относиться к области, изучение которой человеку интересно.

План в психологии саморазвития для творчества, бизнеса строится так:

  1. Выбрать области для развития – темы, о которых интересно читать, размышлять.
  2. Обозначить мотивы (повышение самооценки, самоуважение; самообучение, рост профессионализма).
  3. Поставить цели. Их может быть несколько (но в пределах возможностей).
  4. Описать свои сильные стороны. Это знания, возможности, качества, которые помогут в достижении цели.
  5. Определить риски и недостатки, то, что может помешать.
  6. Выбрать навыки и знания, которые нужно получить.
  7. Создать план на неделю. Он включает цели, ресурсы для их достижения, возможные риски и время на обучение.

Даже если план самосовершенствования примерный, по ходу действия его можно скорректировать.

Идейность и восприятие

Когда каждый шаг в деятельности посвящен важным для личности идеям, то и восприятие подсознательно будет ориентировано на получение информации в данной области.

Идейность – это подчинение деятельности принципам, которые отвечают нравственным, социальным или эстетическим идеалам, точке зрения. Защита собственного мнения – то, что движет человеком, дает силы. Идейному человека любая деятельность дается проще.

Основные этапы самосовершенствования личности

Саморазвитие у всех проходит по-разному. Но есть и общие этапы.

Потребность в переменах

В какой-то момент человек понимает, что нужно меняться. Он больше не видит логики в действиях окружающих, теряет вкус к жизни и навыки, чувствует неудовлетворенность собой и своим окружением. Важные дела постоянно откладываются на потом, а при их выполнении не получается сосредоточиться и собраться с мыслями.
Если есть хотя бы один из описанных «симптомов», нужно что-то менять.

Представление об идеальном «Я»

Итак, решено: переменам быть. Вместе с этим осознанием приходит понимание, что нужно изменить. Этот этап требует постановки целей. Не обязательно сразу больших.
Для примера можно привести улучшение финансового положения. Это абстрактная цель. Ее следует конкретизировать. Для чего нужны день? Может быть, для приобретения машины? Или для отдыха за границей?

Поиск сильных и слабых сторон

Их нужно искать после того, как определены цели. Не стоит расстраиваться, если есть недостатки. В какой-то мере они также могут поспособствовать саморазвитию. К примеру, критическое мышление поможет оценить ситуацию со всех сторон. А медлительность и вдумчивость защитят от досадных ошибок, возникших из-за спешки.

Составление плана действий

Следующий этап – составление четкого плана. Его нужно разбить на несколько частей. Так будет легче идти к главной цели. Не отступать от нее помогут тренинги, мастер-классы и истории людей, которые смогли добиться успеха.

Активные действия

Начинать нужно как можно быстрее. Не стоит оглядываться на тех, кто не верит в успех задуманного и отговаривает от движения вперед. Лучше ориентироваться на активных и успешных людей.
На этом этапе нужно не только получать знания, нор и применять их на практике.

Советы специалистов: путь к саморазвитию

желание больше работать

Людям, которые занимаются саморазвитием, подчинили жизнь конкретной идее, которую усиленно проводят через практику, некогда скучать, тратить время на сравнение, зависть. Они не глушат собственное сознание. Они заняты и увлечены.

Возможно, высокий уровень стресса немного тормозит их развитие. Но это не проблема. Ситуация изменится, стоит лишь привести жизнь в порядок. Техники саморазвития личности в психологии касаются изменений в физическом, эмоциональном и умственном состоянии.

Достаточно времени на сон

Сокращать количество сна ниже положенных 6-7 часов не стоит, ведь это путь к стрессу из-за повышения уровня кортизола. Нужно оптимизировать режим: ложиться не позднее 23:00. Выработка гормона роста поможет концентрации внимания, памяти.

Любимое утро

Утром отдохнувшая нервная система готова воспринимать информацию. Считается, что это лучшее время для запоминания. Используйте его до того, как накопится стресс. Утром приходят важные решения.

Полюбите полезные ритуалы: вода с лимоном, полезный завтрак. На работу ходите пешком, одновременно прослушивая аудиокниги. Поддерживать здоровье важно для мозга.

Расставляем приоритеты

«Мне некогда» — это желание угодить кому-то, но не себе. Отдайте приоритет тому, что даст задел на будущее – реализации идеи. Продвигайтесь к цели, а не жертвуйте в угоду однодневным выгодам и заботам. Они никуда не денутся.

Позитивные мысли

Покориться событиям, считать уроки? Нет, лучше извлекать из происходящего пользу. Нет смирению, да возможностям. Заменить вопрос «За что?», вопросом «Для чего?». Анализировать, задавать вопросы, ставить цели.
Это пример мышления и поведения человека, стремящегося стать лучше.

Улыбка

Вынужденная улыбка красива только внешне. Заставлять себя улыбаться постоянно не получится. Поэтому нужно слушать себя, замечать не только плохое, но и хорошее. Таких ощущений предостаточно. Это теплый душ после прогулки в холодную пору, чашка любимого чая, неожиданная идея. Замечайте приятности, наблюдайте за природой, за людьми на улице. Улыбнитесь прекрасному.

Проектирование

Нет предела совершенству. Проект по саморазвитию включает шаги необходимые для самореализации. Дополняйте или меняйте их по мере достижения поставленных целей.

Вывод

Невозможно развиваться, ориентируясь только на действие, не получая отклика во внутреннем мире. Это быстро приводит к психологическому выгоранию. На самоконтроле далеко не вытянуть.

Дело, занятие, работа должны дополнять картину внутреннего мира, улучшать самооценку, помогать совершенствоваться. Понимая это, многие видят ошибку в выборе профессии. Но не отчаивайтесь. Развиваться никогда не поздно.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-sposobnost-k-samorazvitiyu-i-vysshaya-sposobnost-k-samorazvitiyu

Источник https://www.lt.medicine-guidebook.com/vozrastnaya-psihologiya_783_samorazvitie-kak-vyisshay~1.html

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/psihologiya-samorazvitiya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *