Секция: человек как субъект развития и саморазвития

1. Попов Л.М. Теоретическая концепция и методы развития, саморазвития психологической организации человека как субъекта.

2. Прохоров А.О. Рефлексивный слой психических состояний.

3. Андреев В.И. Парадигмальный подход к совершенствованию качества высшего педагогического образования.

4. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности.

Секция: человек как субъект развития и саморазвития

Руководитель Л.М. Попов
31 января 2006 г. Ауд. 506 (физический корпус) 10 часов

1. Александрова Г.Г. Нравственно-психологическая компонента в психологической структуре социальной зрелости субъекта деловой активности.

2. Петрушин С.В. Психология большой тренинговой группы.

3. Пучкова И.М. Формирование субъекта профессиональной деятельности.

4. Хусаинова Н.Ю. Понятие «субъект» в классической психологии и психоаналитической теориях.

5. Абитов И.Р. Особенности механизмов совладания у больных, страдающих невротическими расстройствами.

6. Ибрагимова Е.Н. Готовность субъекта к профессиональному самосовершенствованию.

7. Сучкова Т.В. Порядочность как характеристика вероятностного поведения студентов технического вуза.

8. Хайдарова М.Р. Духовно-нравственные качества студентов ТГГПУ.

Некоторые ученые, в том числе педагоги, сегодня пришли к выводу, что достигает наибольшего прогресса в обучении, становлении только саморазвивающиеся индивиды. Самосовершенствоваться человеку помогает технология саморазвития личности.

Развитие, определяемое содержанием, уровнем психического развития личности в конкретный период, именуется психогенным развитием, саморазвитием. Самовоспитание является неотъемлемой и важной частью процесса саморазвития.

Самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие — процесс управляемого личностью, осознанного развития, в котором целенаправленно, в интересах самой личности, формируются, развиваются ее качества, способности.

Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

  • личностного развития (личностного роста);
  • интеллектуального развития;
  • профессионального (квалификационного) развития;
  • поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок.

Внутренняя часть процесса — психическая деятельность человека как субъекта самовоспитания, саморазвития. Она происходит на внутриличностном уровне, представляя собой:

· восприятие, определенную переработку информации,

· присвоение личностью внешних воздействий, адаптацию, трансформацию их в свои качества;

· понимание (интерпретацию) таких воздействий, их оценку.

Высшие духовные потребности: в познании, в самовыражении, в самоутверждении, в самоопределении, в безопасности, в самоактуализации относятся к стремлениям саморазвития, направленным на созидание, самосовершенствование, улучшение личностью самой себя.

Физиолог, биолог Ухтомский А.А. выдвинул, обосновал фундаментальный принцип доминанты (мотивации, ориентации, установки, господствующей потребности личности), являющийся основой направленной активности живых систем, включая человека.

Применение данного принципа к психическим процессам доказывает многие закономерности формирования, развития человеческой личности.

Вся жизнедеятельность человека являет собой цепь сменяющих друг друга разнообразных доминант. Они могут быть менее или более сильными, осознаваемыми, неосознаваемыми, ситуативными, долговременными. Поэтому доминанты являются важнейшими механизмами самовоспитания.

По мнению А.А.Ухтомского, для человека наиважнейшей является доминанта творчества, постоянного нравственного совершенствования, искания истины.

Научно выработанная существующая ныне технология саморазвития личностиУхтомского-Селевков своем становлении пережила три последовательных этапа:

· 1992-1995 гг. – создание инновационной модели на основе школы А.А. Ухтомского;

· 1995-2002 гг. – разработка, апробирование учебно-методического курса «Самосовершенствование личности» посредством создания межрегиональной сети экспериментальных площадок;

· 2003-2004 гг. – распространение наработок в практике российских школ в пределах проекта Международной Академии наук педагогического образования «Центра развития, саморазвития личности».

Чтобы процессы самосовершенствования перешли в доминантную фазу в нашем психическом развитии, необходимо наличие условий:

· осознание личностью целей, задач, возможностей своего развития, саморазвития;

· адекватные стиль, методы внешних воздействий: условий обучения, самовоспитания, уклада жизнедеятельности;

· участие личности в творческой, самостоятельной деятельности, определенный опыт успеха, тренинг достижений;

· создание доминантной мотивации-установки на самовоспитание, формирование культа самосовершенствования.

Таким образом, сегодня существует научно обоснованная технология развития личности, позволяющая достигать больших успехов в саморазвитии, самосовершенствовании, в персональном прогрессировании.

Read more: http://berichnow.ru/finansovaya-gramotnost-2/tehnologiya-samorazvitiya-lichnosti-pomogaet-sovershenstvovatsya#ixzz3Bxvp9YTC

Мы часто слышим, что человеком управляет судьба. Дескать, мы уже родились с определенными чертами характера, и ничего тут не поделаешь, или «что родители воспитали, то и получилось».

А эти фразы давно уже не актуальны. Кто живет по этим принципам – делает шаг назад или, как минимум стоит на месте. Мы живем в прогрессивном мире, в мире технологий и информации, в мире, где успешным человеком может стать каждый! Стоит только очень захотеть, а сильное желание приведет и к правильному действию.

Ни для кого не секрет, что между успешным и ленивым человеком нет ничего общего. Да, друзья, работать, и еще раз работать и в первую очередь над собой.

Саморазвитие – неотъемлемая составляющая жизни человека, который стремится к благополучию и стабильности. Слово всем понятное и известное, а вот – как правильно этим заниматься, знает далеко не каждый.

Основные механизмы развития личности тоже мало о чем говорят. Давайте-ка об этом и поговорим..

Развитие личности проходит в несколько этапов. Все начинается с познания себя, а за этим уже следует и действие. Само по себе действие без понимания «куда» и «зачем» обычно ни к чему не приводит, а иногда даже и повредить может, поэтому не спешите.

А вот если сделать все правильно, то процесс достижения цели будет даваться намного легче и, поверьте, будет вызывать немало приятных эмоций.

Начать стоит с понимания себя, самосознания. Подумайте хорошенько, что сейчас происходит в Вашей жизни, какие у Вас проблемы, чего Вы хотите на самом деле. Важно увидеть правду, понять и обязательно принять ее.

Попробуйте принять себя со всеми Вашими преимуществами и недостатками. Иногда это бывает очень сложно, и правда может быть не совсем приятной, но лучше признаться себе во всем сегодня, начертить план развития, и уже начать следовать ему.

Для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, стать более уверенным, счастливым и сильным, просто необходимы перемены. Меняйтесь. Начинайте с устранения наших двух главных врагов – страхи и сомнения.

Необходимо фокусироваться на своих целях, думать о них, стремиться к ним. Критерием развития личности является целеустремленность, то есть – изначальная направленность человека на действия, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Это очень важно, ведь удовлетворение желаний порождает вслед за собой и рост возможностей.

Формируйте новые эффективные стратегии. Учитесь на своих ошибках, изучайте свой успешный опыт и опыт других людей. Ваше задание – увидеть и понять, что нужно делать конкретно Вам, чтобы получать то, к чему мы стремимся.

Главная цель нашего бытия – развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано нам природой. В этом нам и помогают общепринятые механизмы развития личности. Ко всему есть свой подход, главное пожелать, и жизнь всегда откроет двери.

Read more: http://berichnow.ru/motivaciya/mehanizmyi-razvitiya-lichnosti-i-osnovyi-samorazvitiya#ixzz3BxxuhKYm

Самообучение – путь к успеху

Наиболее ощутимые результаты личностного роста даёт именно самообучение. Широко известен тот факт, что информация, добытая самостоятельно и самостоятельно усвоенная, намного крепче помнится. Самообучение – это самостоятельная деятельность человека, направленная на получение знаний и опыта.

Ещё пару десятилетий назад основными источниками для самообучения являлись печатные издания (книги, газеты, журналы), теле- и радиовещание. Но наше время отличается широтой поля деятельности в поисках нужной информации.

Самообучение стало более простым и доступным широкому контингенту людей. Интернет открыл массу возможностей не только для обычных людей, но и для людей с особенными потребностями.

Поисковая система открывает огромные возможности для самообучения – стоит лишь написать «что такое…» в строке поиска.

Наряду с печатной информацией существуют так называемые аудиокниги, которые очень удобно слушать в дороге, не теряя своего драгоценного времени. Незрячие люди имеют возможность посредством аудиокниг расширять свои познания в тех или иных сферах жизни. Для слабослышащих или глухих людей существуют видеоматериалы с комментариями в виде субтитров.

Но не стоит забывать или отодвигать на второй план старых добрых помощников – книги, учебники, прессу. Сейчас печатается огромное количество разносторонних самоучителей, трактатов, познавательных журналов и газет. В мировой литературе, как в художественной, так и в публицистической, также можно найти массу интересной и важной информации.

Читать статью  Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Бумажная книга во все времена будет пользоваться успехом как один из самых надежных носителей информации, так как электронные аналоги иногда выходят из строя и подвержены гораздо большему количеству внешних угроз.

Однако, электронные носители, конечно же, вмещают гораздо больший объем информации, чем бумага, и просматривать такие книги можно с помощью специальных устройств – электронных книг.

У людей есть возможность в короткие сроки развивать и обогащать свои знания. Те личности, которые добились успеха в жизни, готовы поделиться своими методами с начинающими посредством организации различных тренингов, курсов, встреч и открытого, доброжелательного общения.

Во всех социальных сетях есть масса групп по интересам, в которых только при наличии Вашего желания Вы сможете многому научиться и расширить кругозор, общаясь в неформальной обстановке.

Также в сети огромное количество обучающих курсов в видео- и аудиоформате. Приобретать такие обучающие пособия стоит очень аккуратно, обратив внимание на отзывы уже купивших людей, наличие авторской поддержки и гарантии.

Выбрав метод самообучения, необходимо рассчитать время, которое понадобится его изучения. Если самообучение в самом разгаре, а Вы открыли для себя более эффективные методы, можно внести коррективы в ход работы. Помня о том, что вся ответственность за исход обучения лежит только на Вас, не стоит увлекаться использованием множества методик самообучения одновременно, так как если Вы будете распыляться, то информация не будет эффективно усваиваться.

Самообучение, как желание самостоятельно узнать, научиться, достигнуть успеха, является важным фактором на пути к цели. Важно, чтобы метод, выбранный Вами, не раздражал Вас в процессе восприятия, чтобы изучение материала было для Вас максимально комфортным и приятным. Нужно помнить, что Вы не просто получаете знания, а движетесь к очень важной для Вас цели.

Read more: http://berichnow.ru/uspeh-2/samoobuchenie-put-k-uspehu#ixzz3BxzFSCZM

Технология саморазвития личности состоит из 3х взаимосвязанных подсистем.

В технологии саморазвития личности ребенку приоткрывается завеса тайности процессов, творящихся в его психике.

Цель педагогического процесса основывается на приоритетность совершенствование личности через самообразование, самовоспитание, саморегуляцию, самоактуализациюи самоутверждение.

Технология саморазвития личности направлена на создание и поддержание у обучающихся, интереса к самосовершенствованию, на самоулучшение личности без принуждения и воздействия внешних факторов. Создание мотивации к самосовершенствованию у учащихся, будет способствовать разрешению проблем в образовании.

В технологии саморазвития личности предусмотрен системный подход в обучении детей.

Основной этап самосовершенствования учащихся проходит с 1 по 9 класс общешкольной программы и включает следующий курс дисциплин и лекций:

1. Научная история и культурная история в личностях;

2. Проблемы нравственности в дисциплинах, относящихся к категории гуманитарных;

3. Основы маркетинга и менеджмента;

4. Основы художественного творчества;

6. Физиология высшей нервной деятельности;

7. Профессиональное самоопределение;

8. Этика и психология семейных отношений;

9. Основы безопасности жизнедеятельности;

10. Материалы по правоведению, философии, социологии.

Самосовершенствование личности подготавливает ребенка психологически к управлению саморазвитием, помогает усвоить приемы своего роста морального и физического, и приводит к поиску путей самосовершенствования.

Технология саморазвития личности выделяет следующие потребности ребенка:

1. потребность в самоутверждении, проявляющуюся через свободу выбора и занятия по интересам;

2. потребность в самовыражении наблюдается в общении, проявлении себя и своих способностей;

3. потребность в защищенности характеризуется самоопределением в этой жизни, профориентацией и деятельностью в коллективе;

4. потребность в самоактуализации – самоподготовка к социальной адаптации, достижение целей (личных и социальных).

Технология саморазвития личности заключается в направлении внутреннего резерва ребенка на самосовершенствование в образовательной, эстетической и нравственной сферах.

Личность как субъект развития и деятельности

Личность как субъект развития и деятельности

Такое понятие как «личность» лежит в основе всех концепций, которые в полной мере отображают интерес к человеку как к личности и индивидуальности.

Известно, что ребенок не рождается личностью, он становится ею в обществе, приобретая все необходимые навыки и знания для того, чтобы впоследствии стать индивидуальностью.

Все люди похожи между собой, но психологи изучают не схожесть людей, а их различия, поскольку не бывает двух совершенно одинаковых личностей.

Личность – это общественное явление, а субъектом можно назвать того человека, который изменяется внутренне путем событий, происходящих в обществе.

Личность как субъект развития и деятельности можно рассматривать тогда, когда человек может творить свою историю, изменяя ее и действуя в своей жизни таким образом, чтобы впоследствии найти свой идеальный жизненный путь.

Самое важное из всех качеств человека – это быть субъектом. Личность как субъект развития должна стремиться воплощать свои навыки в практической деятельности, что поможет достичь тех результатов, к которым она стремится.

Личность как субъект развития и деятельности подразумевает под собой активную деятельность разного рода, например, творческую, интеллектуальную, а также способность и стремление к созиданию, общению, способность и стремление к анализу своих поступков и поступков других людей, стремление меняться и быть лучше, познание всего нового.

Всего существует четыре критерия становления субъекта.

Первый – от 1 до 2 лет, когда ребенок способен простейшими словами выделить важнейшие для него вещи и объекты.

Второй – от 6 до 9 лет, когда ребенок может обобщать все необходимые понятия и действия.

Третий критерий личности как субъекта развития – это способность нести нравственную ответственность за свои поступки и способность осознавать всю ответственность перед собой и обществом, поскольку субъектом можно назвать только того человека, который является свободным и сильным внутренне. Человека, который сможет найти силы и способы решать поступающие проблемы с точки зрения нравственности и морали.

Четвертый критерий – умение смотреть на себя со стороны, адекватно оценивать и принимать критику в пользу себе, поскольку стремится к самопознанию, самосовершенствованию и к самоанализу, что делает личность истинным субъектом.

Психология саморазвития личности

Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда – созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.

Исторически первым направлением отечественной психологии, где утвердилась категория саморазвития, можно назвать субъектно-деятельностный подход. Можно сказать, что из субъектно-деятельностного подхода вышли все отечественные концепции саморазвития. Развивая или оспаривая его тезисы, они, так или иначе, отталкивались от субъектно-деятельностного понимания саморазвития.

Методологически данный подход к саморазвитию восходит к философской диалектико-материалистической концепции самодвижения. Основателем подхода и проводником философских идей в психологическую науку явился С. Л. Рубинштейн. Его интерес к сущности саморазвития проявился задолго до того, как диалектический материализм стал официальной методологией отечественной психологии. Уже в ранней работе 1922 г. ученый использует категории, которые впоследствии составят категориальный каркас отечественной психологии: «деятельность», «субъект», «система». Средством развития С. Л. Рубинштейн называет деятельность . Развитие возможно только в деятельности: «Деятельность, определяющая объект, над которым она производится, определяет тем самым и субъект, который ее производит; работая над ним, он определяет не только его, но и себя… В творчестве созидается и сам творец» [Рубинштейн, 1989, с. 94]. Развитие не рассматривается С. Л. Рубинштейном как самоцель. Только ставя всё новые цели субъект деятельности сможет развиться: «Есть только один путь – если есть путь – для создания большой личности: большая работа над большими творениями. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и чем завершеннее этот последний, тем более завершенной является она сама. Одним и тем же актом творческой самодеятельности создавая и его и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое» [там же, с. 95]. Данные положения явились основой для разработки теоретических представлений о развитии и саморазвитии в рамках субъектного и акмеологического подходов.

В зрелых своих формах позиция С. Л. Рубинштейна развернулась в систему детерминизма «внешнее через внутреннее», объясняющую связь самостоятельной системы со средой. В 1955 г. С. Л. Рубинштейн сформулировал идею индетерминизма: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий, представляющих собой основание развития явлений» [Рубинштейн, 1955, с. 8]. В изданном в 1957 г. труде «Бытие и сознание» он последовательно раскрывает различные уровни и типы взаимосвязей между внешним и внутренним: «Чем “выше” мы поднимаемся от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним» [Рубинштейн, 1997а, с. 11]. В посмертно опубликованной рукописи С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» идея индетерминизма прямо связывается с понятием саморазвития: «Строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства» [Рубинштейн, 19976, с. 29].

Читать статью  САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА – ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ - Студенческий научный форум

При этом С. Л. Рубинштейн не преувеличивал ни роль внешних, ни роль внутренних детерминант, раскрывая их сложное диалектическое взаимодействие: «Человек действует в данных объективных условиях… и здесь имеет место подлинная диалектика: человек может изменить данные условия, но сначала они ему даны, он должен от них отправляться. И даже тогда, когда он их изменяет, он должен строить наличии потребности в деятельности, интересе к деятельности» [Абульханова, Березина, 2001, с. 221]. из данного материала. Иными словами, материал, из которого человек строит, творит, одновременно и создан им и дан ему» [там же, с. 85]. Данная методологическая позиция позволяет, не абсолютизируя возможности саморазвития, исследовать проблему места и роли саморазвития в контексте жизненного пути личности, проблему соотношения и взаимоотношения развития и саморазвития.

В современной отечественной психологии субъектный подход является одним из ведущих в методологическом плане и предстает в различных вариантах: как субъектно-деятельностный (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асеев), субъектно-объектный (Л. В. Алексеева, Е.Ю. Коржова), системно-субъектный (Е. А. Сергиенко), субъектно-бытийный (3. И. Рябикина, В. В. Знаков), субъектно-синергетический (В.П.Бранский). В каждом из направлений по-своему решаются проблемы границ понятия «субъект», его атрибутивных характеристик и соотношения с иными категориями психологии («человек», «личность», «индивидуальность»), однако в отношении к проблеме саморазвития в рамках субъектного подхода можно отметить значительную степень согласия, что позволяет при исследовании саморазвития рассматривать субъектный подход как целостное образование.

Можно выделить несколько проблемных контекстов, в рамках которых представителями субъектного подхода используется категория саморазвития.

Первый контекст – проблема сущности субъекта, одним из атрибутов которого называется способность к саморазвитию [Психология субъекта…, 2010] (подробнее эта идея рассмотрена в главе 5). Субъекта характеризует «“само…”, будь то: самосознание, развитое до уровня рефлексии, самостоятельность, самодеятельность, самообучаемость, за которой стоит более общее качество – открытость самосовершенствованию и саморазвитию» [Кудрявцев, Уразалиева, 2001, с. 17]. В рамках субъектного подхода считается, что способность к саморазвитию имманентно присуща субъекту любого уровня, в том числе и личности как социальному субъекту. «Личность (персона) – это стержневая структура субъекта, задающая общее направление самоорганизации и саморазвития» [Сергиенко, 2007, с. 23]. Благодаря своей субъект-объектной сущности человек может являться одновременно и творцом и творением, производя самообусловленные изменения в себе как личности и субъекте деятельности. «Изменение человеком себя – особая форма преобразовательной деятельности. Человек, используя эту деятельность, выступает одновременно и субъектом и объектом преобразований» [Волкова, 1998, с. 17].

Второй контекст – проблема сущности развития. В рамках субъектного подхода к развитию через понятие саморазвития выражаются две основные идеи: 1) по механизму развитие есть, в сущности, саморазвитие, так как оно (в пределе) самодетерминировано;

2) по направлению истинное развитие есть самосовершенствование, развитие собственных потенций.

Сторонники субъектного подхода полагают, что наиболее полное раскрытие понятие развития получает через указание на его самодетерминированный, субъектный характер, а субъектная сущность развития, в свою очередь, адекватнее всего выражается через категорию саморазвития. «Развитие, – настаивает Л. И. Анцыферова, – в каком бы направлении оно ни шло, – это не то, что с личностью “случается”; личность – это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в которых могут вполне проявиться и развиться уникальные потенции конкретного индивида» [1981, с. 5]. В противном случае, как указывает В. А.Петровский [1996, с.233], происходит девальвация идеи развития личности. Понятие «развитие» подменяется понятием «формирование», при этом игнорируется момент спонтанности в развитии, рост личности интерпретируется как управляемый извне, а идея формирования личности сужается до интериоризации социальных и предметных норм. Чтобы избежать элиминации интернационального компонента в развитии, «речь должна идти о развитии не только по сущности природы (созревания), не столько по сущности социума (формирования), а прежде всего по сущности человека – о саморазвитии: как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков, Исаев, 1998, с. 13].

Примером проработки проблемы развития как саморазвития является концепция самодетерминации развития А.Г. Асеева [1978]. Исследователь признает, что «развитие личности далеко не всегда детерминируется мотивом саморазвития, т. е. не всегда протекает по типу самосовершенствования личности. Пожалуй, основным механизмом ее формирования и развития остается направляемый воспитанием (а отчасти и стихийный) процесс, детерминируемый не “изнутри” личности, а “извне”, нередко без ясного осознания человеком направления этого развития» [Асеев, 1978, с. 30]. Из сказанного по принципу «от противного» следует, что под саморазвитием автор подразумевает такую деятельность, которая направлена на самосовершенствование, детерминирована «изнутри» личности и осуществляется личностью осознанно. А. Г. Асеев обозначает необходимые и достаточные условия осуществления саморазвития. Первое из них – это мотивация, а точнее, целый комплекс психологических явлений, исполняющих мотивирующую функцию: потребности, мотивы, мотивационные установки, цели и пр. Содержательно мотивационные явления проявляются как образ желаемого будущего, точнее – как противоречие между нежелательным настоящим и желаемым будущим. Главные функции мотивации – побуждение к деятельности саморазвития и ее энергообеспечение. Вторым необходимым условием является наличие необходимых функциональных возможностей (резервов, потенций) для развития.

В предельном своем варианте введенный С. Л. Рубинштейном принцип «внешнее через внутреннее» предполагает, что психическое развитие человека подчиняется действию факторов генетической и социальной природы в той мере, в какой он сам принимает решение о воздействии каждого из них. «В условиях внутренней детерминации действия, в ситуациях свободного выбора становление субъектности происходит путем саморазвития. Воздействия окружающих людей способны создать условия для этого или воспрепятствовать ему, заменив саморазвитие управлением, воспитанием, формированием и т. д.» [Волкова, 2003, с. 165]. Именно возможность выбора в психологии принято считать третьим фактором развития. На этом основании С. И.Макшанов [1997] в числе основополагающих парадигм изучения развития предлагает выделять качественно своеобразную субъектную парадигму. Парадигма созревания рассматривает изменение как процесс роста с наличием предопределенных фаз, этапов и стадий развития. Парадигма формирования понимает изменение как результат обучающих и воспитывающих обстоятельств среды. Субъектная парадигма определяет изменение как «процесс и результат воплощения собственных выборов человека, определенный как результатами созревания, так и итогами обучения, воспитания, формирования» [Макшанов, 1997, с.31].

Реализуемый в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской типологический подход позволяет понять саморазвитие как один из типов жизненных стратегий, выбираемых личностью. Жизненный путь личности, указывает К. А. Абульханова-Славская, может быть выстроен согласно двум основным типам жизненных линий [1988], или стратегий [1991]: «В самом широком смысле слова жизненная линия – способ жизненного движения, изменения и развития… Она может иметь прогрессивно-поступательный или возрастно-застойный характер» [Абульханова-Славская, 1988, с.54]. В первом случае личность при выборе видов деятельности, режимов и способов ее осуществления учитывает только свои наличные возможности. Вторая линия характеризуется тем, что личность не мирится с ограничениями и функциональными возможностями, но активно преобразует себя, выбирая своей стратегией самосовершенствование. Самосовершенствование исследователем строго не отграничивается от саморазвития, в итоге оба термина используются в качестве атрибутивной характеристики развития.

Развитие, пишет автор, – это «не только уровень и качество психических процессов, даже не совершенство отдельных личностных свойств, способностей, но конструктивный творческий характер способа жизни личности» [Абульханова-Славская, 1991, с.285]. Выбор и реализация стратегии развития всецело зависят от самой личности. Какое бы направление жизненного пути не выбрал человек, важно то, что этот выбор есть его осознанное решение. Понятие стратегии «означает в конечном итоге способность к самостоятельному построению своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением» [там же, с. 290]. Стратегия зависит от жизненной позиции, жизненных целей и ценностей личности. К. А. Абульханова-Славская обращает внимание на то, что у большинства людей наблюдается несовпадение реальных и идеальных качеств, являющееся показателем противоречия между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Однако даже осознавая идеал, многие люди не стремятся себя изменить. А ведь в этом, по мнению исследователя, и заключается важнейшая потребность личности – потребность в саморазвитии. Пытаясь определить причину такого поведения, К. А. Абульханова-Славская привлекает категории субъекта жизни и зрелой личности: «Под зрелостью имеется в виду способность человека к пропорциональному жизненным задачам расходованию, продуктивному применению своих личностных возможностей и особенностей своего типа личности… Только зрелый человек способен своей волей определять и направлять ход событий и расстановку сил в своей жизни» [там же, с. 285]. Зрелая личность в состоянии сделать жизнь предметом преобразований, потому только она может быть в полной мере названа субъектом жизни.

Читать статью  Профессиональное саморазвитие педагога — обязательное условие реализации ФГОС. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.

Важнейшей проблемой, решаемой в рамках субъектного подхода, является проблема возраста, когда происходит объект-субъектный переход – переход от развития к саморазвитию личности. Г. А. Цукерман выражает названную проблему в вопросе: «Когда растущий, взрослеющий человек становится, и в принципе имеет шанс стать, субъектом собственного развития?» [Цукерман, Мастеров, 1995, с. 17].

В проблеме динамических закономерностей развития субъектности можно выделить два аспекта: 1) врожденность или приобретенность способности быть субъектом (имеется в виду некая генерализованная субъектность, «субъектность вообще»); 2) возраст становления человека как субъекта своего развития (т. е. способности к саморазвитию).

Что касается проблемы врожденности, то существующие точки зрения сводятся к двум основным позициям – врожденной и приобретенной субъектности. Согласно позиции приобретенной субъектности, субъектом не рождаются, а становятся. Как пишет А. В. Брушлинский, «будучи изначально активным, человеческий индивид однако не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности» [1991, с. 10]. Данная точка зрения предполагает, что человек достигает (в норме) уровня субъекта только на определенном этапе своего развития. До этого его нельзя признать субъектом. Как пишет А. К. Осницкий, «субъектное всегда связано со способами разрешения проблем, способами реализации потенций человека, проявлениями его авторской активной позиции. Означает ли, что уже ребенок является автором своей активности? Скорее всего, нет: авторство появляется на определенной ступени, стало быть, есть до-субъектные формы активности, до-субъектное психическое. Правильнее сказать – досубъектные психические проявления человека» [1996, с. 11]. Подразумевается, что человек, развиваясь, постепенно накапливает качество субъектности, приобретая определенные атрибуты субъекта, и с определенного момента может быть признан субъектом.

Согласно позиции врожденной субъектности, человек (в норме) в любом возрасте может быть субъектом (В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, Л. В. Алексеева, А. А. Гудзовская и др.). С возрастом меняется лишь содержательное наполнение атрибутов субъекта, качество субъектности, пополняется репертуар модусов субъектности, доступных человеку. Трудно отрицать, что ребенок не рождается субъектом, тем не менее многие авторы отмечают, что уже в раннем детстве ребенок способен проявлять субъектную активность определенного уровня. «Самостоятельность, ответственность, инициативность – все эти качества, являющиеся непременным условием саморазвития, в той или иной степени присущи даже маленьким детям» [Цукерман, Мастеров, 1995, с. 18]. Иными словами, ребенок может быть субъектом, но на своем уровне, в пределах своих возможностей. Более того, опираясь на положение о множественной природе субъекта, сторонники данного подхода утверждают, что каждый период развития ребенка является сензитивным для развития определенного вида субъектности. Например, сензитивным для развития субъектности личности является подростковый возраст, когда совершаются наиболее значительные в границах жизненного пути сдвиги в развитии субъектности личности и решающие изменения, задающие индивидуально характерную для каждой личности структуру субъектности [Щукина, 2004]. Однако важно учитывать, что каждый из видов субъектности развивается не только в пределах соответствующего сензитивного возраста, но с рождения ребенка и на протяжении всей жизни, в течение же сензитивного периода происходят лишь наиболее существенные, переломные изменения, обусловленные повышенной восприимчивостью, чувствительностью к преобразующим воздействиям. С точки зрения данной позиции как таковой момент объект-субъектного перехода отсутствует, процесс перехода пролонгирован.

Что касается субъектности развития, то, в отличие от генерализованной субъектности как способности к управлению своими действиями, психическими процессами и отношениями, направленная на самоизменение субъектность, по общепринятому мнению, является довольно поздним онтогенетическим образованием. Считается, что человек начинает проявляться как субъект своего развития в подростковом возрасте, поскольку именно в отрочестве происходит открытие собственного «Я» как осознание собственного авторства своих поступков и своей жизни. Как отмечают В. И. Слободчикова и Г. А. Цукерман, на ранних этапах онтогенеза «самость – это такой “поведенческий текст”, который я создаю не умышленно, не ведая, что творю, и уж тем более не ведая, что творю. Читают и толкуют этот “текст” другие, от них на протяжении всего детства я узнаю и о самом существовании моей самости, и о ее содержании, и о способах ее создания и интерпретации» [Слободчиков, Цукерман, 1996, с. 41]. В подростковом возрасте происходит переворот в самосознании: «Своя собственная самость перестает быть лишь предметом чтения (а чаще – слушания), она становится предметом творчества» [Цукерман, Мастеров, 1995, с. 20]. Однако на этапе отрочества (в терминах авторов – персонализации) подросток только обнаруживает, осознает свою самость, но еще не управляет ею, наоборот, самость управляет им. Авторы указывают на «принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы – освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой» [Слободчиков, Цукерман, 1996, с. 43]. Проблески саморазвития в подростковом возрасте способны перерасти в постоянное саморазвитие «длиною в жизнь» только в период взрослости, когда делается «сознательный выбор зрелым мастером личной анонимности (но не безответственности) в достраивании своей судьбы» [Там же. С. 42]. Впрочем, согласно концепции авторов, названный выбор может быть и не сделан человеком. Всю жизнь развиваясь, человек может так и не стать субъектом, инициатором и направляющим своего развития. Подлинным субъектом долгое время, а иногда на протяжении всей жизни человека является та общность, к которой он принадлежит. Но выбор остается за человеком.

Подводя итоги, можно сказать, что в рамках субъектного подхода категория саморазвития выполняет несколько функций. Она обозначает, во-первых, одно из атрибутивных свойств субъекта, а во-вторых – процесс развития человека как процесс активного самостроительства свой личности и жизни, процесс непрерывного жизнетворчества. Общепринятой среди представителей субъектного подхода является позиция, согласно которой в ходе жизненного пути развитие постепенно переходит в саморазвитие за счет формирования самосознания и самоуправления, т. е. личность из объекта становится субъектом развития. Однако данный процесс является скорее нормативным и может не состояться, поскольку решающую роль здесь играют собственные усилия личности. Таким образом, саморазвитие раскрывается, с одной стороны, как сам процесс становления субъекта развития, а с другой – как цель данного процесса. Именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как субъект творения своего «Я» и своего жизненного пути.

К. А. Абульханова и Л. И. Анцыферова внесли важное теоретическое уточнение в классическую формулу С. Л. Рубинштейна о развитии личности в деятельности: «Она развивается не в любой деятельности и не при любой степени активности ее осуществления. Активность, как мы установили, проявляется при

Субъект-объектная сущность человека признается далеко не всеми представителями субъектного подхода. Некоторыми учеными субъектная позиция абсолютизируется. Понимание субъект-объектной природы человека нашло отражение в целостном подходе к индивидуальности Б. Г. Ананьева, в концепции субъектности педагога Е. Н. Волковой [1998], в типологии свойств человека Е. Ю. Коржовой [2006], в моделях атрибутов субъектности и субъектного самоуправления Л. В. Алексеевой [2004].

Источник https://studopedia.ru/10_170978_vtorichnie-potrebnosti-sotsialnie.html

Источник https://www.poznaysebia.com/2015/06/16/lichnost-kak-subekt-razvitiya-i-deyatelnosti/

Источник https://www.livelib.ru/book/176930/readpart-a-a-uhtomskij-stati-i-vystupleniya-raznyh-let-zametki-na-polyah-a-a-uhtomskij/~17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *