Содержание

ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

В организации непрерывного образования на смену технократическим представлениям о развитии личности приходит личностно-ориентированная методология. Центральной категорией становится личность , которая раскрывается в системе категорий, характеризующих социокультурные свойства человека, ведущим из которых является способность занимать определенную позицию. По-новому видится организация непрерывного образования , основанного на ценностях смыслотворчества, рефлексии, диалога, когда личность является самоценностью, а не средством в достижении целей. Эффективность образовательного процесса, результативность профессиональной деятельности, продуктивность взаимодействия субъектов в непрерывном образовании определяется развитием личностных функций субъектов взаимодействия в пролонгированной образовательной ситуации . Развитие личностных функций в данной модели становится условием эволюции образовательной ситуации обеспечивая непрерывность образования как результат накопления личностного опыта.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СОТРУДНИКА МВД РОССИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЗРОСЛЫХ В СРЕДЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

PERSONAL SELF-DEVELOPMENT AS A CONDITION AND RESULT OF CONTINUING EDUCATION

The organization of continuing education, the technocratic ideas about personal development are replaced by a personality-oriented methodology. The central category is the personality, which is revealed in the system of categories that characterize the socio-cultural properties of a person, the leading of which is the ability to take a certain position. The organization of continuous education based on the values of meaning-making, reflection, and dialogue is seen in a new way, when the individual is a value in itself, and not a means to achieve goals. The effectiveness of the educational process, the effectiveness of professional activity, the productivity of the interaction of subjects in continuing education is determined by the development of the personal functions of the subjects of interaction in a prolonged educational situation. The development of personal functions in this model becomes a condition for the evolution of the educational situation, ensuring the continuity of education as a result of the accumulation of personal experience.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

кандидат педагогических наук, доцент Купавцев Тимофей Сергеевич

Академия управления МВД России (г. Москва)

ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В организации непрерывного образования на смену технократическим представлениям о развитии личности приходит личностно-ориентированная методология. Центральной категорией становится личность, которая раскрывается в системе категорий, характеризующих социокультурные свойства человека, ведущим из которых является способность занимать определенную позицию. По-новому видится организация непрерывного образования, основанного на ценностях смыслотворчества, рефлексии, диалога, когда личность является самоценностью, а не средством в достижении целей. Эффективность образовательного процесса, результативность профессиональной деятельности, продуктивность взаимодействия субъектов в непрерывном образовании определяется развитием личностных функций субъектов взаимодействия в пролонгированной образовательной ситуации. Развитие личностных функций в данной модели становится условием эволюции образовательной ситуации обеспечивая непрерывность образования как результат накопления личностного опыта.

Ключевые слова: личность, личностные функции, личностное саморазвитие, образовательная ситуация, непрерывное образование.

Annotation. The organization of continuing education, the technocratic ideas about personal development are replaced by a personality-oriented methodology. The central category is the personality, which is revealed in the system of categories that characterize the socio-cultural properties of a person, the leading of which is the ability to take a certain position. The organization of continuous education based on the values of meaning-making, reflection, and dialogue is seen in a new way, when the individual is a value in itself, and not a means to achieve goals. The effectiveness of the educational process, the effectiveness of professional activity, the productivity of the interaction of subjects in continuing education is determined by the development of the personal functions of the subjects of interaction in a prolonged educational situation. The development of personal functions in this model becomes a condition for the evolution of the educational situation, ensuring the continuity of education as a result of the accumulation of personal experience.

Keywords: personality, personal functions, personal self-development, educational situation, continuing education.

Введение. Для психолого-педагогических наук феномен саморазвития личности не является новым. Вопросы развития и саморазвития человека всегда находились в поле научного поиска ученых и практиков психологов и педагогов и остаются предметом исследований различных научных направлений и школ, однако феномен непрерывности образования во взаимосвязи саморазвитием личности стал предметом исследований, когда саморазвитие стало исследоваться как реализация свободоспособности при развитии личностных функций, а непрерывное образование стало рассматриваться не как преемственное прохождение этапов образования, а как эволюционирование образовательной ситуации. При этом под образовательной ситуацией понимается не только проектируемая ситуация образовательного процесса в системе непрерывного образования, но и любая другая ситуация возникающая (в т.ч. спонтанно) в среде жизнедеятельности, наполненная образовательным контекстом. Необходимо отметить что ситуации жизнедеятельности все без исключения обладают объективным свойством воздействовать на субъекта, включенного во взаимодействие, однако образовательный потенциал раскрывается для всех субъектов по-разному. В одном случае ситуация порождает негативное отношение к средовому контексту и к субъектам взаимодействия, что влечет деструктивные проявления (ситуация дезадаптации), в другом случае личность входит в контекст ситуации и обретает в ней новый личностный опыт, что проявляется в новых связях и отношениях, обретении новых личностных смыслов, получении импульса к преобразованию среды и самоизменениям. Авторство в проектировании образовательной ситуации (т.е. наполнение ситуации образовательным контекстом) принадлежит субъекту педагогической деятельности, под которым понимается субъект предметом деятельности которого является организация педагогически целесообразной среды сущность которой составляет создание условий для развития личности (образовательный процесс) либо управление в социальной сфере (наиболее продуктивное использование человеческого потенциала в организации производственных процессов, основанных на развитии и раскрытии личностного потенциала в различных сферах профессиональной деятельности).

В основе понимания феномена саморазвития лежит устремленность самой личности в своем развитии, но содержание данного понятия, как отмечает М.А. Щукина раскрывается в зависимости от используемых методологических подходов [13]. Одним из важных аспектов при исследовании феномена саморазвития является содержание данного процесса при рассмотрении с позиции утилитарной функции саморазвития или с позиции антропологического подхода. Утилитарная функция саморазвития характеризуется конкурентоспособностью, воспитанием типа личности для которой первостепенно превосходство над другим в интеллектуальном и образовательном аспектах, в физическом отношении, материальной и финансовой состоятельности. Саморазвитие рассматривается как форма вложений, социальной и индивидуальной инвестиции, т.к. позволяет конкретному человеку достигать наивысших результатов в социальной и профессиональной сферах за счет высокого уровня образования, установления (принятия) иерархичности связей и отношений в общении, овладения современными востребованными методами и технологиями, способностями быстрой адаптации к стремительно изменяющимся условиям среды. Способность саморазвиваться является социальным и профессиональным заказом, т.к. для каждого человека индикатором успешности является его профессиональная и социальная востребованность, которая стимулирует овладение технологиями самоизменений, обеспечивая конкурентоспособность человека в среде жизнедеятельности.

Иной взгляд на саморазвитие личности задает антропологический подход, который направляет стратегию жизненного пути человека и отношение к нему как главной экзистенциальной ценности. Саморазвитие выступает как ресурс движения к экзистенциальной сущности человека, которая обуславливается личностными свойствами как ориентация на общечеловеческие ценности и как движение к личностной самореализации, выражающееся в формуле: проектирование Я-идеального — борьба личности с Я-настоящим — борьба личности за Я-будущее. Саморазвитие как антропологическая ценность определяется наполненностью личностным смыслом среды жизнедеятельности и не может быть выражена в материализованном виде (социальные и профессиональные роли, финансовое благополучие и др.), но определяет способы достижения этого результата с опорой на принятие общечеловеческих ценностей в качестве личностно значимых (отношение к Другому как самоценности, а не как к средству, независимость, свобода, ответственность, долг). Поэтому очевидно, что способности саморазвиваться научить невозможно, как невозможно и измерить данное качество личности, однако личность можно погрузить в специфическую среду свободного общения, свободы выбора, независимости, когда

образовательный контекст ситуации взаимодействия субъектов в среде становится не необходимостью, а личностным выбором каждого. В связи с этим В.И. Слободчиков отмечает, что «. миссия современного образования — становление у человека фундаментальных потребностей и способностей, главными из которых становятся потребности и способности к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию. Современное образование — это образование, способное к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников» [10, с. 7]. основная задача образования, по мнению Ю.В. Сенько, состоит не в том, чтобы ограничиваться передачей культурно-исторического опыта, а в структурировании многоканального контекста жизнедеятельности, в активации субъектности и в непрерывном совершенствовании способности человека к поиску и нахождению «. смысла в самом образовании и — с помощью образования — в мире» [8, с. 5]. При этом природа развития личности связывается с ее активностью, противопоставляя идеи утилитарного понимания личности и идей организмического (E. Deci, R. Ryan, 2008) [14] и холистического подходов (J. Smuts, 1926) [15]. Технократический подход отражает одно из главных оснований развития способности человека адаптироваться к любым условиям функционирования как реакция приспособления с целью обеспечения состояния субъективного комфорта. Идея организмического подхода акцентирует внимание не на реактивности человека на стимулы, предъявляемые в среде, а на способность личности активно взаимодействовать со средой, инициируя преобразующее влияние на нее, сопоставляя свои возможности с требованиями среды для наиболее полного использования потенциала среды с целью удовлетворения личностных потребностей. Третья позиция характеризует способность к самодвижению и порождению нового качества, несводимого к сумме частей как единство личности, образа решаемых задач и прогнозируемых результатов, а также процесса взаимодействия личности со средой в процессе достижения желаемого результата. Рассматриваемые методологические подходы при исследовании процесса личностного саморазвития в контексте непрерывного образования отражают механизмы поиска и нахождения личностных смыслов в пролонгированной образовательной ситуации.

Изложение основного материала статьи. Исследование феномена личностного саморазвития предполагает опору в исследовании на личностно-ориентированный подход и определение ключевого понятия данного процесса — личности. С педагогических позиций, отмечает К.А. Абульханова, личность наиболее продуктивно раскрывается в системе категорий, характеризующих социокультурные свойства человека ведущим из которых является способность занимать определенную позицию, быть субъектом всех проявлений своей жизни, самоосуществляться «. в самодеятельности и самопричинении <. >, в качестве субъекта, личности и отношении к другому человеку как субъекту, человечности, этичности» [1, с. 32].

Понимание становления личности связывается с процессом ее социализации, одним из ключевых институтов которого является система образования. В процессе социализации становление личности заключается в присвоении триады личностных позиций: позиции происхождения из общества (человека как природного и общественного существа), позиции присвоения социальных ценностей и норм, позиции личностной самореализации, которые в своем диалектическом единстве выражаются в образе жизни личности, представляя непрерывный процесс накопления личностного опыта и личностной самореализации.

Читать статью  САМОРАЗВИТИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФОРМЫ - Физическая культура и здоровый образ жизни студента

Личность, отмечает В.В. Сериков, проявляется в самообосновании и жизнетворчестве, как направленность «. на определенный смысл жизни, осознание своего назначения в мире . » [9, с. 15] с ориентацией не на свободу от внешних требований социальной среды, традиций, норм и ценностей, а на автономность самоопределения и самодетерминацию жизненного пути с сознательным принятием социальных норм и ценностей и адекватной реализацией их в отношении себя и во взаимодействии со средой жизнедеятельности. Личность в процессе своего развития становится все менее зависимой от внешних факторов, ситуаций и жизненных обстоятельств, делает осознанный выбор среды жизнедеятельности, субъектов взаимодействия, способов преобразования среды и преобразования себя с учетом содержания осваиваемого средового контекста, присваиваемых ценностей и идеалов, что составляет сущность процесса развития личности. Личность — это определенное свойство, позволяющее осуществлять контроль над своим жизненным пространством через выработку собственной позиции, установление принципов и правил поведения и следование им в этом самостоятельно организованном пространстве. Личность сама непрерывно осуществляет поиск ответов на постоянно возникающие вопросы и противоречия жизнедеятельности между внешней заданностью (требованиями среды жизнедеятельности) и собственным жизнетворчеством (личностные потребности) продуцируя смыслы взаимодействия со средой. Содержание личностного развития составляет становление личностных функций, накопление и приращение личностного опыта в образовательной среде, которая становится средой личностного саморазвития. Среда, наполненная образовательным контекстом дает возможности субъекту для самораскрытия и служит одновременно источником нового для личности.

Одной из важнейших личностных функций, по мнению Л.И. Анциферовой, является смыслотворчество [2]. В этой связи личностная ориентация непрерывного образования придает ему качественно новый смысл для личности, выражающийся в познании и преобразовании мира (среды жизнедеятельности), преобразовании себя самого в различных средах (организованных и стихийно возникающих). Приоритетными становятся смыслы образования, обеспечивающие движение и достижение личностью экзистенциальных личностных смыслов, утверждая назначение образования как места непрерывного самообоснования и самоопределения. В подтверждение данной мысли целесообразно привести суждение В. Франкла, который отмечает, что образование — это всегда предпосылка для поиска смысла, в то время как непрерывное образование сопрягается с осмыслением личностной позиции саморазвития как способности «. выходить за пределы самого себя» [12, с. 51]. Образование следуя этой логике трансформируется из способа усвоения знаний и формирования умений, навыков и компетенций в непрерывный процесс освоения опыта, порождения смыслов путем включения в новые виды деятельности, выходя и постигая новые контексты среды за пределами имеющегося опыта, выходя в зону ближайшего развития становясь местом поиска и нахождения личностных смыслов. Данный тезис подтверждает А.Г. Бермус, который указывает, что «. потребность в смысле всегда выходит за пределы обыденного и обостряется в тех ситуациях, когда сама обыденность и следование ей становятся затруднительными или невозможными. <. >смысл появляется там, где возникает необъяснимый разрыв между реальностью и ее представлением, <.>однажды возникший смысл невозможно сохранить, его повторение неминуемо означает какое-либо внутреннее изменение . » [4, с. 13]. В этих условиях, отмечает Ю.И. Куницкая, система непрерывного образования получает вектор непрерывного образовывания личности (как личностное саморазвитие) при условии, когда предметом деятельности субъекта проектирования образовательного процесса становится среда, представляющая возможность для личности Другого выходить за пределы самого себя [6]. Качество образовательного процесса, как процесса образовывания нового в структуре личности, указывает В.П. Зинченко, являясь эффектом педагогической деятельности, должно определяться возможностью порождения смыслов для субъекта саморазвития [5], что позволяет утверждать, что основным результатом непрерывного образования является получение опыта поиска и нахождения смысла самой личностью в образовательной среде. Причем это не спонтанная встреча, а результат настойчивого смыслопоиска и смыслотворчества личности, что подтверждается в трудах В. Франкла [12] и Г. Марселя [7]. Однако помимо воли и требовательности к смыслу, потребности в нем, как отмечает М.М. Бахтин «. нужна инициатива поступка по отношению к смыслу, и эта инициатива не может быть случайной .» [3, с. 41]. Инициатива

поступка здесь выступает как свобода выбора, который предопределен личностной установкой, сформированной по принципу доминанты А.А. Ухтомского [11], являющегося основой осознанного внимания и предметного мышления, которые выражаются не как следы от прежней жизнедеятельности, а как эффект от ранее пережитого опыта во взаимодействии со средой. В современном психолого-педагогическом знании понятие «доминанты» связывается с концентрацией интеллектуальных, душевных и физических сил на определенных этапах развития человека, являясь детерминантой, определяющей избирательность в личностном выборе. Доминанта как первопричина поиска и нахождения смысла является генерализатором развития личностных функций, накопления личностного опыта, и, в зависимости от направленности, определяет характер переживаний и отношения субъекта к среде жизнедеятельности (средовым стимулам образования и субъектам взаимодействия). Таким образом принцип доминанты определяет условия вхождения субъекта саморазвития в средовой контекст непрерывного образования (как процесс освоения нового), определяет его направленность (в пространстве цивилизации или в пространстве культуры) и становится условием непрерывного образования (как непрерывного приращения личностного опыта).

Выводы. Проведенное исследование показало диалектическую связь непрерывного образования и личностного саморазвития. С одной стороны, личностное саморазвитие является условием и результатом непрерывного образования, с другой стороны личностное саморазвитие возможно только в непрерывном образовании. В основе связи личностного саморазвития и непрерывного образования лежит механизм продуцирования личностных смыслов, порождаемых как результат взаимодействия личности со средой в эволюционирующей образовательной ситуации. Смыслы не создаются, не производятся, но обнаруживаются, созидаются, сотворяются и реализуются. Смыслотворчество как личностная функция проявляется в поиске и нахождении смысла, но в первую очередь в поиске и сотворении смыслов на основе ценностей социума и получаемого личностного опыта в ситуациях, наполненных образовательным контекстом. Важно отметить, что одной из характеристик процесса личностного саморазвития в непрерывном образовании является приоритетность продуцирования личностных смыслов по отношению к субъекту взаимодействия, который наряду с образовательной ситуацией выступает как источник личностного саморазвития.

Обобщая изложенное необходимо отметить, что личностное саморазвитие как результат продуктивного взаимодействия со средой непрерывного образования обеспечивается личностной функцией смыслотворчества, которая включает в себя опыт открытого восприятия многоканальной информации критически в сопоставлении с имеющимся личностным потенциалом и устремленностью к новому и, как следствие, получение широкой возможности включения в разнообразные средовые контексты; опыт понимания и интерпретации явлений среды жизнедеятельности и, как следствие, преодоления шаблонности, различных стереотипов в суждениях и поступках, исключая неразрешимость возникающих проблем и успешное преодоление явлений дезадаптации; опыт целеполагания и проектирования индивидуальной траектории развития, позволяющего осуществлять целенаправленный процесс включения к контекст среды жизнедеятельности, проявлять субъектность в преобразовании среды; опыт самовыражения, связанный с преодолением стереотипности и шаблонности; опыт глубокого и содержательного взаимодействия с Другими, возникающий не как информационный обмен, а как обмен смыслами, как эффект взаимопроникновения и понимания в актах коммуникации.

1. Абульханова, К.А. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. — 2009. -Т. 30. — № 5. — С. 26-45.

2. Анциферова, Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психологический журнал. — 2004. -№ 3. — С. 17-24.

3. Бахтин, М.М. Собрание сочинений в 7 т. — Т. 1. — М.: Русское слово, 2003. — 955 с.

4. Бермус, А.Г. Гуманитарные смыслы образования: из ХХ — в XXI век. — Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015. — 318 с.

5. Зинченко, В.П. Порождение и метаморфозы смысла: от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. — 2007. — № 3. — С. 17-30.

6. Куницкая, Ю.И. Педагогическая позиция учителя как гарант нового содержания образования // Педагогика. — 2008. -№ 3. — С. 60-66.

7. Марсель, Г. Присутствие и бессмертие: избранные работы. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — 327 с.

8. Сенько, Ю.В. Экзистенциальные смыслы современного образования // Человек и образование. — 2017. — № 3 (52). -С. 4-8.

9. Сериков, В.В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2011. — № 8 (62). — С. 14-20.

10. Слободчиков, В.И. Психология становления и развития человека в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. — 2016. — № 1. — С. 100.

11. Ухтомский, А.А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 366 с.

13. Щукина, М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39. — № 2. — С. 48-57.

14. Deci, E., Ryan, R. Self-Determination Theory: A Macrotheory of Human Motivation, Development, and Health // Canadian Psychology. — 2008. — Vol. 49. — № 3. — P. 182-185.

15. Smuts, J. Holism and Evolution. — London: Macmillan, 1926. — 362 p.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Бизнес-информатика» Гузуева Элина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

информационных технологий, экономики и дизайна Узарханова Аминат Сахратулаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты использования кейс-метода в условиях реализации программ высшего образования. Потребность апробирования активных методов обучения в процесс образования обусловлена тем, что количество полученных знаний имеет всё меньшее значение. Гораздо более значимую роль играет умение применить накопленный багаж знаний на практике. Ценность современного специалиста состоит в его способности создавать на базе усвоенной информации что-то принципиально новое, приносящее практическую пользу. Дидактические приёмы, интегрированные в кейс-метод способствуют более эффективному усвоению учебного материала и, как следствие, формированию и развитию свойств личности. Интеграция в кейс-метод и взаимодействие внутри него других обучающих техник, таких как моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, описание, проблемный метод, метод классификации, различные игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия, ещё раз подчёркивают универсальность данной педагогической технологии.

Ключевые слова: кейс-метод, высшее образование, технология, студент, будущий специалист, деловые игры.

Annotation. The article reveals the theoretical aspects of the use of the case method in the context of the implementation of higher education programs. The need to test active teaching methods in the educational process is due to the fact that the amount of knowledge gained is less and less important. A much more significant role is played by the ability to apply the accumulated knowledge in practice. The value of a modern specialist lies in his ability to create something fundamentally new, bringing practical benefits, on the basis of the acquired information. Didactic techniques integrated into the case method contribute to a more effective assimilation of educational material and, as a result, the formation and development of personality traits. The integration into the case method and the interaction within it of other teaching techniques, such as modeling, system analysis, thought experiment, description, problem method, classification method, various game methods, brainstorming, discussion, once again emphasize the universality of this pedagogical technology.

Keywords: case-method, higher education, technology, student, future specialist, business games.

Введение. В настоящее время в образовательной среде активно используется широкая палитра методов обучения. Есть некоторые из них, которые заявили о себе не так давно. Среди этих методов можно упомянуть дидактические и деловые игры, метод проектов, баскет-метод, кейс-метод, «перевёрнутый класс», «круглый стол», «мозговой штурм», дебаты и другие.

Учитывая потребность рынка труда в обеспечении его конкурентоспособными специалистами, в России на протяжении последних десятилетий происходит модернизация образования. В связи с этим в российском образовании произошла смена консервативной знаниевой парадигмы на современную компетентностную. Формирование ряда компетенций закреплены во ФГОС среднего профессионального и высшего образования всех ступеней как требования к результатам освоения образовательной программы.

Читать статью  Глава 8. Научись сублимировать и черпать энергию и (Виктор Мельник 2) /

Изложение основного материала статьи. Анализ интернет-ресурсов по поиску работы в России показал, что одними из самых распространённых требований работодателей, предъявляемых соискателю вакансии, выступают: владение компьютерными технологиями, творческий подход к работе и способность трудиться в условиях многозадачности. К личностным качествам, необходимым современному специалисту той или иной отрасли работодатели относят энергичность, коммуникабельность, обучаемость, ориентацию на клиента. К профессиональным навыкам — навык публичных выступлений, а так же навык объяснения сложных вещей доступным языком. Иными словами, современный рынок труда нуждается в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах, способных работать в разнообразных направлениях и выдерживать высокую нагрузку. Также одним из нечастых, но представляющих интерес требований, предъявляемых к соискателям вакансии «учитель» (преподаватель), является «умение использовать коммуникативные методики преподавания».

Специалисты обращают внимание на то, что инновационный подход к образованию напрямую способствует воспитанию гибкого и мобильного работника. Главной задачей современного студента становится овладение современными технологиями в области выбранной профессии, выработка умения своевременно подстраиваться под непрерывно меняющиеся условия профессиональной деятельности.

В настоящее время существует множество дефиниций термина «технология», к разнообразным сферам человеческой деятельности, среди которых производство, коммуникации, управление и многое другие. К этому множеству сфер также относится и образовательный процесс. Приведём некоторые из определений вышеупомянутого термина.

Так А.И. Фоменков под термином «технология» понимает «систематизированное знание о наиболее полезных и необходимых действиях и процессах, приводящих к достижению целей организации, а также порядок применения этих знаний» [6, с. 44-46].

«Технология» — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс» [5, с. 19].

Т.Ф. Ефремова трактует этот термин как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». [2, с. 456].

Саморазвитие и самосовершенствование это одно и то же?

Саморазвитие и самосовершенствование это два взаимосвязанных процесса, направленных на развитие человека, личностных характеристик, способствующих достижению внутреннего и внешнего баланса, гармонизации отношений, карьеры, здоровья и других сфер жизни. Часто можно услышать вопрос: «Саморазвитие и самосовершенствование это одно и тоже?»

высказывание про саморазвитие

Саморазвитие и самосовершенствование личности

саморазвитие и самосовершенствование

Если рассматривать понятия саморазвитие и совершенствование с точки зрения психологии, то это процессы целенаправленной деятельности по достижению определенного результата. То есть это осознанная работа над собой, для качественного и количественного изменения всех сфер жизни, с целью достижения внутреннего и внешнего баланса.

Саморазвитие — это совокупность процессов личностного и духовного развития, которые происходят посредством активного участия самого человека.

В результате взросления осуществляет переход от одного этапа саморазвития к другому, в процессе обучения в школе, потом в ВУЗе, на каждом новом месте работы.

Самосовершенствование – это целенаправленное формирование определенных качеств личности, свойств, навыков, в индивидуальных интересах и целях.

Таким образом, разница саморазвития и самосовершенствования заключается в целях этих процессов, первый из них направлен на формирование личности, а второй — на изменение конкретных выбранных качеств.

Путь к саморазвитию и самосовершенствованию

выбор пути

Путь к саморазвитию и самосовершенствованию начинается с осознания потребности качественных изменений в жизни. Это непростой труд, состоящий из множества этапов и достижения целей на каждом из них.

Пути и способы саморазвития и самосовершенствования личности каждый выбирает свои, более приемлемые при данных условиях и возможностях, в зависимости от выбранного направления работы над собой. У каждого человека свои приоритеты и желания, поэтому пути саморазвития и самосовершенствования личности необходимо формировать в соответствии со своей главной целью.

Другими слова, основополагающим, при выборе будет мотив:

  • желание выделиться из толпы;
  • стремление к успешной жизни;
  • определение смысла жизни;
  • потребность в пользе обществу;
  • совершенствование физических навыков, для мальчиков-подростков;
  • работа над своим внешним видом и формирование вкуса у девочек;
  • и др.

Из множества путей саморазвития и самосовершенствования выделяют 3 основных:

  1. Приспособление к окружающим обстоятельствам и условиям.

Данный вариант заключается в подстройке своего поведения, целей под определенные стандарты и стереотипы, принятые обществом. Установки, идущие вразрез социо-культурного мнения, лишены возможности полноценной реализации.

  1. Подражание общественным идеалам, которое основано на копировании уже сложившихся моделей поведения. При этом речь идет не обязательно о какой-то знаменитой личности, примером для подражания может быть отец, старший брат и т.д.
  2. Самовоспитание, основанное на самостоятельном принятии решений и формировании собственной модели ценностей, мировоззрения.

Последний вариант наиболее сложный, так как самостоятельное раскрытие и воспитание личностных качеств, относятся к работе собственного «Я».

Основные этапы самосовершенствования и саморазвития

пирамида маслоу

Саморазвитие и самосовершенствование это сугубо индивидуальные процессы, которые у каждого человека формируются исходя из собственных желаний и установок. Следовательно и этапы работы над собой могут отличаться для каждого конкретного человека. Если не отступать от общепринятой схемы, то можно выделить следующие ступени саморазвития:

  1. Осознание потребности в изменениях.
  2. Формирование образа «идеального Я».
  3. Определение своих положительных и отрицательных качеств.
  4. Составление плана по достижению цели.
  5. Активные действия, разбитые на небольшие этапы.

Осознание потребности в изменениях

Как я уже отметила, путь к саморазвитию начинается с осознания потребности в изменениях. Именно этот процесс дает толчок к поэтапной работе над собой. Чаще всего понимание того, что необходимы перемены как внутри себя, так и во внешнем пространстве, зависит от уровня сознания личности. Чем он выше, тем проще принять тот факт, что настало время для движения вперед.

Причины необходимости в саморазвитии и самосовершенствовании:

  • ощущение, что жизнь остановилось;
  • постоянное чувство депрессии, апатия; ;
  • неудовлетворенность собой, жизнью в целом.

Одним словом, если в жизни все идет не так, пора что-то менять.

Формирование образа «идеального Я»

Осознав, что необходимо коренным образом менять ситуацию, важно понять чего именно вы хотите достичь. То есть на данном этапе происходит постановка целей. Нельзя сказать: «Хочу быть богатым». Нужно выделить конкретные задачи:

  • купить дом;
  • купить машину за 2 млн. руб.;
  • съездить в Турцию;
  • и т.д.

Конкретизация и визуализация помогают поверить в то, что достижение результата возможно.

Определение своих положительных и отрицательных качеств

Сформировав свою цель, нужно понять, насколько вы в данный момент ей соответствуйте. То есть потребуется выделить положительные качества, которые будут способствовать достижению цели, и которые можно развивать. А так же честно себе признаться в негативных сторонах личности, которые будут ограничивать, и тормозить процесс. Следовательно, от них придется избавляться.

Составление плана по достижению цели

Путь к цели не должен быть размытым и неопределенным, долгосрочным. Поэтому важно составить конкретный план действий, в соответствии с которым будет происходить дальнейшая работа над собой. Кроме этого желательно задать временные рамки для каждого этапа.

Активные действия, разбитые на небольшие этапы

Цель есть, план составлен – не откладывайте начало работы в долгий ящик (с понедельника начну или с первого числа следующего месяца…). Прокрастинация, самая опасная преграда на пути к желаемому результату.

Не обращайте внимание на тех, кто не поддерживает ваших начинаний, вы делаете это только для себя, а не для любимого человека, детей или родителей.

Саморазвитие и самосовершенствование с чего начать

саморазвитие с чего начать

Прежде чем начинать активные действия по совершенствованию и саморазвитию, потребуется выполнить несколько несложных манипуляций для упрощения процедуры дальнейшего роста:

  1. Избавьтесь от мусора в голове. Ложные установки, стереотипы, мнение навязанное близкими, все это мешает работе над собой.
  2. Повышайте мотивацию, бессмысленное действие остановит вас на полпути, не дав дойти к цели.
  3. Победите свою лень. Саморазвитие это трудной и долгий процесс, отсутствие трудолюбия, стремления, старания, мешает самосовершенствованию.
  4. Дисциплинированность – по пути к изменениям нужно идти строго в соответствии с поставленными целями, намеченными действиями и определенными временными рамками.
  5. Измените свое окружение. Если рядом есть люди, которые «отравляют» вашу жизнь, зачем они нужны? Да, если это близкие родственники, исключить не получиться, но желательно свести к минимуму общение с ними, а следовательно и влияние на формирование личностных качеств.
  6. Примите тот факт, что на пути к цели могут быть неудачи. Не всегда все проходит так, как запланировано, но стойкость духа и борьба со страхом, что не получится, необходимы для достижения своего идеала.
  7. Отслеживайте прогресс своих достижений. Осознание того, что действия приводят к результату, очень важно, для того, чтобы не сойти с марафонской дистанции.

Если вы не знаете с чего начать саморазвитие и самосовершенствование личности, сформируйте основные навыки и способности, которые потребуются на пути к достижению цели.

Системы саморазвития и самосовершенствования

При рассмотрении вопроса о саморазвитии и самосовершенствовании, каждому человеку приходиться делать выбор пути, по которому придется двигаться к цели. И здесь можно использовать какие-то самостоятельные наработки, а можно применять существующие достаточно эффективные системы:

  • система Фалунь Дафа;
  • система Цигун;
  • система Франклина.

Система Фалунь Дафа

фалун дафа

Система самосовершенствования родом из Китая. Она состоит из 5 комплексов упражнений, которые сопровождаются наставлениями духовного саморазвития. Главный принцип учения, на котором строится система самосовершенствования: «Истина, доброта и терпение».

Упражнения несложные, при выполнении нет каких либо ограничений, препятствующих возможности их выполнять. Их можно делать в домашних условиях или на свежем воздухе, самостоятельно или в группе. Применение методики способствует ряду положительных изменений человека:

  • достижению спокойствия;
  • замедлению старения;
  • излечению от некоторых заболеваний;
  • улучшению концентрации и внимания;
  • ощущению силы и др.

Главное правильно выполнять технику, спокойно и плавно, легко, в гармонии с внутренним «Я».

Система Цигун

цигун

Еще одна древняя Восточная практика, основанная на медитации. Считается, что в таком состоянии человек способен понять суть происходящих в душе и теле процессов, осознать путь к саморазвитию. Медитации позволяют почувствовать как происходящие положительные изменения влияют на жизнь, здоровье.

Система Франклина

пирамида франклина

Суть системы сводится к тому, что человек должен прожить свою жизнь без ошибок и промахов. Минимизация потерь, по мнению Франклина, позволяет добиться больших результатов. Чтобы вывести себя на такой уровень саморазвития, необходимо избавиться от вредных привычек, определить список добродетелей и выполнять их в установленные сроки.

Способы саморазвития и самосовершенствования

Если вы самостоятельно занимаетесь саморазвитием и самосовершенствованием, то вам понадобиться определенный набор «инструментов», на пути к своей цели.

Книги для саморазвития и самосовершенствования

Чтение всегда приносит пользу, сам процесс способствует развитию, усвоению новых знаний. Книги для саморазвития и самосовершенствования личности необходимы для выбора правильного направления работы над собой, формирования целей.

Сейчас нет необходимости идти в библиотеку и просиживать там часами в поисках нужного источника знаний. Существует много других способов для получения информации:

  • можно книги читать онлайн бесплатно;
  • есть сайты, где доступно скачивание книг бесплатно;
  • так же в свободном доступе бесплатное скачивание аудиокниг.

Необязательно искать литературу сложную для восприятия и понимания, например о восточных духовных учениях. Можно подобрать ряд художественных книг для саморазвития и самосовершенствования личности. Кроме этого, если тяжело осилить что-то глобальное, можно изучать статьи по саморазвитию и самосовершенствованию.

В топ 5 входят следующие произведения:

Сайты по саморазвитию и по самосовершенствованию

Кроме чтения литературы можно использовать различные он-лайн ресурсы. Тренинги, семинары, групповые занятия, вебинары, помогающие в саморазвитии и самосовершенствовании. При желании можно подобрать бесплатные ресурсы, вступить в тематические группы в соцсетях, проходить онлайн тесты, использовать аудиозаписи медитаций и т.д.

Фильмы о саморазвитии и самосовершенствовании

Просмотр познавательных фильмов для саморазвития и самосовершенствования, помогает принять и осознать изменения в более простой форме. На примере киногероев проще понять информацию. Развивающие фильмы оказывают психологическое воздействие, помогают увидеть мир в новом свете, открыть потенциал, скрытые таланты.

Советы для саморазвития и самосовершенствования

Напоследок хочется дать насколько советов для саморазвития и самосовершенствования, чтобы вы не сошли с дистанции и добились желаемого результата:

советы для саморазвития и самосовершенствования

  1. Сократите время сна до 6 часов. По мнению ученых, этого вполне достаточно для полноценного отдыха и высокой работоспособности организма. Зато сразу больше времени появляется на себя и активные действия на пути к цели.
  2. Каждое утро выделяйте время себе, своим планам, визуализации целей и т.д.
  3. Правильно расставляйте приоритеты, и в них собственное саморазвитие не должно быть на последнем месте.
  4. Формируйте позитивное мышление. Преодолевать препятствия и терпеть неудачи с негативным мировоззрением куда сложнее, чем с положительным настроем.
  5. Улыбайтесь, потому что улыбка это залог хорошего настроения, которое вы создаете не только себе, но и окружающим.
  6. Записывайте свои мысли, идеи и всегда планируйте свое время!
  7. Больше общайтесь с людьми, меняйте свое окружение, если оно токсичное, ищите поддержку в своих начинаниях.
Читать статью  22 книги, которые расширят ваш кругозор и изменят вашу жизнь

Процесс саморазвития и самосовершенствования достаточно сложный. Частично изменение личности происходит автоматически, под воздействием внешних обстоятельств, например во время обучения в школе, ВУЗе, на новом месте работы, в остальном, это долгосрочная кропотливая работа, вызванная желанием в формировании определенных качеств, навыков и т.п.В работе над собой можно использовать уже существующие приемы, методы, способы или системы. Но нет предела совершенству, изобретайте, творите, становитесь лучше каждый день!

Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема

Кощиенко, И. В. Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема / И. В. Кощиенко, В. С. Немировская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16735/ (дата обращения: 06.07.2022).

В статье анализируются современные проблемы системы высшего образования, дается трактовка понятия «саморазвитие», определяются формы саморазвития и раскрываются существующие барьеры саморазвития, которые препятствуют появлению улучшений в любой человеческой сфере.

Ключевые слова: проблемы образования, саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Главной задачей современной системы образования является воспитание человека, который обладал бы творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созданию чего-то качественно нового, был бы ориентирован на высшие формы саморазвития. Особенно актуально это в студенческом возрасте, когда происходит формирование профессиональных качеств личности. Само понятие «студент», обозначает молодого человека, стремящегося к своему совершенствованию. Необходимость поиска путей, позволяющих максимально раскрыть сущностные личностные качества студента, учитывая его индивидуальные особенности становится актуальной задачей системы высшего образования. От степени развитости умения студента раскрыть свои способности, ощутить свою значимость в личностном, интеллектуальном, культурном саморазвитии, во многом зависит успех его профессиональной деятельности. Возможность для этого появляется именно в период вузовского обучения, при этом не только для подготовки студента к непосредственно профессиональной деятельности, но и развития его творческих способностей, креативности, продуктивности. Профессионал своего дела, не только умеющий грамотно организовывать свою деятельность по освоенному направлению подготовки, но и стремящийся привносить что-то новое, творчески реагировать на возникающие проблемы и недостатки, творчески решать изобретательные задачи — это результат продуктивной творческой работы в студенческой жизни.

Между тем, традиционная образовательная система переживает кризис, поскольку «заточена» преимущественно на передачу знаний, причем не всегда актуальных и не дает практических навыков. Сегодня для выпускника важнее не освоить ряд предметов, а научиться искать и обрабатывать информацию, творчески мыслить, общаться и работать в команде, а также предлагать свои идеи.

Изучением проблемы творческой непрерывной работы над самим собой занималось немало ученых. А. В. Большаков, Е. П. Варламова, Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, С. Ю. Степанов, М. А. Щукина и др. описывали специфику личностного саморазвития, в том числе и творческой самореализации. А. Ф. Ахмерова, М. Ю. Балдина, М. С. Бережная,

В. А. Дегтерев, О. В. Шорникова и др. рассматривали возможности творческого самосовершенствования в студенческом возрасте. С. Е. Анфисова, А. Ф. Ахмерова, С. Л. Белых, М. С. Бережная и др. предлагали различные формы организации педагогического взаимодействия для творческого саморазвития студента. Тем не менее, данная проблема в педагогической науке является недостаточно разработанной, т. к. имеется мало информации об особенностях творческого саморазвития студентов вуза в контексте психолого-педагогического подхода.

Развитие — это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека, это постоянный процесс, любое торможение которого может привести к необратимым последствиям, среди которых потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Процесс саморазвития является сложным, неоднозначным и многоплановым. В психолого-педагогической науке отсутствует общепринятое определение понятия саморазвития личности, оно представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом: как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская); как жизненная ориентация [Коржова, 2012]; как жизненная возможность [Варламова, Степанов, 2002]; как форма проживания жизни [Старовойтенко, 2004]; как форма развития [Щукина, 2009]; как потребность (А. Маслоу); как специфическая деятельность [Асеев, Куликова, Низовских, 2017].

В числе первых сделали попытки определения сущности саморазвития исследователи Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков, назвав данным термином главную способность личности являться субъектом своей жизни, «превращая собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Исаев, Слободчиков, 2013: 147].

Российский психолог Д. А. Леонтьев понимает саморазвитие как деятельность, которая имеет направление на самого себя. В результате нее человек обогащает свои сущностные силы [Леонтьев, 2020: Электронный ресурс]. Исследователь Л. Н. Куликов определяет саморазвитие как процесс, который основан на сознательности и планомерности осуществления, определяемый внутренне, т. к. мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее [Куликов, 2005].

По мнению доктора психологических наук Н. А. Низовских, саморазвитие представляет собой специфическую деятельность человека, направленную на создание чего-то совершенно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении. Этот процесс осуществляется «в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [Низовских, 2010:22].

По утверждению исследователя Ю. В. Трофимовой, саморазвитие является осознанным самоизменением [Трофимова, 2010:226]. Свою авторскую позицию выражает Н. А. Пешкова, обобщая исследования ученых, таких как В. И. Андреев, Л. Н. Куликова,

Е. В. Селезнева, И. А. Шаршов и др., делая вывод, что саморазвитие «определяется через самопонимание, самосовершенствование, нравственное усилие по утверждению моральных норм и ценностей, активное преобразование человеком себя» [Пешкова, 2018: 84–85]. Автор обращает внимание на созданные в современной психологии предпосылки для анализа саморазвития как активности человека по самосознанию и самореализации на основе имеющегося личностного потенциала, что проявляется в выборе стратегий и ценностных оснований для изменения себя.

Так, современные исследователи, рассматривающие саморазвитие как процесс, дают идентичные определения этому феномену. Саморазвитие трактуется большинством ученых как самостоятельное формирование, изменение индивидом своей личности, приобретение новых качеств и характеристик. В процессе саморазвития значимым является субъектность индивида, его активность, стремление к изменениям и новым достижениям.

К важным формам саморазвития, которые описывают этот процесс в своей совокупности достаточно полно, относят следующие:

1) самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Потребность самоутверждения у человека формируется в результате возникновения трех мотивов: быть, как все; быть лучше, чем другие; быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание. Результаты самоутверждения формируют у индивида ощущение своей нужности, полезности, показывают смысл собственной жизнедеятельности. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества;

2) самосовершенствование — это работа над собой, осознанное стремление улучшить свои качества, навыки и умения, которые необходимы для личностного роста и достижения поставленных целей, направленная на разные сферы жизни: нравственную, духовную, материальную, физическую, социальную, профессиональную. Самосовершенствование человека — это некое самовоспитание, стремление к определенному идеалу, который индивидуален для каждой личности. К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми;

3) самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека.

Самоактуализация — это процесс по раскрытию потенциала человека, развитию его способностей и талантов, становлению его «Я». Потребность в самоактуализации расположена на высшем уровне в пирамиде американского психолога А. Маслоу, она основана на внутренних мотивах человека, заложена в каждом человеке, но в силу условий развития не все люди доходят до этого уровня. Общество влияет на самоактуализацию человека, но не определяет его личностное становление [Олпорт, 2006].

Существуют барьеры саморазвития, которые препятствуют появлению улучшений в любой человеческой сфере. Они делятся на несколько групп:

1) «уход» от саморазвития как вариант пассивной жизненной стратегии (К. Л. Абульханова-Славская, Ю. В. Трофимова) — неспособность разрешить противоречия жизни и перейти в новую область жизни:

– «бегство от свободы» — ситуация выбора, предлагающая избавление от свободы посредством приобретения новой зависимости или рост до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого;

– «выученная беспомощность» — противоположность самостоятельности, проявляющаяся в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, робости, фрустрированности, пассивности;

– «псевдотворчество» и «подавленное творчество» — сохранение способности создавать новое за счет ухудшения адаптивных способностей или попытки подавить творческую активность;

– «уход от ответственности» — неспособность принимать решения и брать на себя ответственность за них;

– «уход от проблемы» — демонстрация отказа от поиска решения проблемы или ее игнорирование;

2) «уход» от саморазвития неразвитостью способностей к самопознанию — формируется в результате недостаточно полных представлений о себе, недостаточной самоценности, что приводит к постановке неадекватных целей и получению неудовлетворительных результатов;

3) наличие системы сложившихся стереотипов и установок (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) — стремление следовать за большинством, отсутствие выбора в формировании своей личности приводят к серии стереотипных реакций, к ориентации на оценку и мнение окружающих людей:

– негативное влияние прошлого опыта, привычек — возможно, на сознательном уровне человек знает, какие необходимо предпринять действия, но все равно остается бездейственным, т. к. его сдерживает неудача в предпринятых ранее попытках;

– нерешительность — это результат страха перед неудачей, боязнь самого худшего результата, сдерживающая от принятия решений;

– «зона комфорта» — это знакомые чувства, ситуации, действия, которые не требуют от человека дополнительных усилий и создают ощущение мнимого благополучия. Человек считает, что сможет справиться со всем, что возникнет на его пути. Выйти за пределы зоны комфорта — значит бросить вызов своим убеждениям и ожиданиям, но сделать шаг в сторону саморазвития;

4) несформированность механизмов саморазвития — возникает в результате недостаточного принятия себя, своих недостатков, что приводит к трате сил на борьбу с отрицательными качествами вместо того, чтобы достигать чего-то нового;

5) несформировапность механизма самопрогнозирования личности — идеализация образа «Я», нежелание видеть свои недостатки и предпринимать действия по и исправлению;

6) прокрастинация — это нечем неоправданное откладывание дел, в большинстве случаев особо важных. Это выраженная лень, отсутствие навыков самовоспитания, незнание и неумение находить способы самоформирования личности и ее полноценной самореализации [15].

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы под саморазвитием возможно понимать реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками, достижениями.

Формами саморазвития являются самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация, которые способствую выражению и реализации себя в разной степени. Барьерами саморазвития являются «уход» от саморазвития, неразвитость способностей к самопознанию, наличие системы сложившихся стереотипов и установок, прокрастинация и т. д. — они затрудняют процесс саморазвития или делают его невозможным.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnoe-samorazvitie-kak-uslovie-i-rezultat-nepreryvnogo-obrazovaniya

Источник https://goldtransformation.ru/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie-eto-odno-i-to-zhe/

Источник https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16735/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *