Культура как способ самоопределения и саморазвития. Личности. смысл жизни. Смысл любви.

Смысл жизни – это система ценностей человека. 1.биологизаторы-человек как биология без смысла жизни 2.вторая группа считала смысл жизни это главное в жизни человека. Франкл «поиск смысла жизни» выявил три пути смысла: труд, ценности вера дружба, долг честь, любовь, страдание во имя чего то.

Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст-ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за-канчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по-лучил название инкультурация.

Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художествен-ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или заня-тием в часы досуга. Таким образом, мы видим, что культура служит способом самоопределения и всестороннего развития личности.

Читать статью  Саморазвитие личности приемы саморазвития личности

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 721 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Культура как важнейшее условие совершенствования личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Горлова Е. Б.

Приобщение к культуре как целeвой ориентир современного образования. Культура и образование: целевые установки

Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ.

Текст научной работы на тему «Культура как важнейшее условие совершенствования личности»

венных и личностных ценностей позволит изменить смысложизненное пространство подрастающего поколения. Необходимо всеобщее осознание невозможности нормального существования в наркотической, алкогольной среде и в ситуации соза-висимости, а тем более осознание недопустимости игнорирования влияния этой нездоровой среды на жизнь каждого человека.

В профилактических целях также целесообразно сформировать направленность подрастающего поколения на образ сильного духом и телом молодого человека. Только позитивный образ создает позитивную реакцию. Таким образом, на Ставрополье формируется реабилитационное пространство, в котором осуществляются совместные с городскими и краевыми администрациями скоординированные действия по профилактике аддиктивных расстройств личности, имеющие комплексный характер.

КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В настоящее время в России сложилась сложная социально-экономическая и культурная ситуация, которая обострила имеющиеся противоречия — межнациональные конфликты, духовный и нравственный кризис общества. Молодое поколение пессимистически воспринимает жизнь, находится в состоянии растерянности, теряет идеалы. В сознании многих молодых людей стираются понятия ответственности, гражданского долга. Многочисленные исследования свидетельствуют о кризисе образования, который выражается в снижении качества образования, падении интереса к учебе, ухудшении нравственной атмосферы среди молодежи. Эти острейшие проблемы позволяют выявить основные противоречия, стимулируют поиск оптимальных социальных, педагогических и культурно обоснованных решений, порождают новые социальные связи, нормы, ценности и идеи.

Г лавной причиной дефицита духовности является разрыв между личностью и культурой, при котором личность не испытывает потребности в общечеловеческой культуре, в овладении ее ценностями, а культура не влияет на нравственное и духовное развитие личности. В этой связи представляет интерес утверждение Л. Уайта о том, что поведение, сознание и взаимоотношения людей регулируются культурой.

Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. В своем исходном значении понятие культуры связано с деятельностью человека: культура — это то, что «обработано», «возделано» человеком. Современному пониманию культуры предшествовал многовековый и тернистый путь научных дискуссий. История культуры — это, прежде всего, история становления человека, выделения его из мира природы и формирование человека как существа человечного, социального. «Человек, его место в мире, смысл и назначение человеческой жизни — это одно из центральных линий развития культуры, в которой находит выражение ее подлинный смысл» [1].

Научные изыскания по поводу понятия «культуры» многообразны и многоаспектны, но очевидным представляется тот факт, что культура как социальный феномен, существует не автономно как самостоятельное явление, не «рядом» с обществом или «внутри» него, а выступает как характеристика всей совокупности свойств общества или отдельных его сторон. Культура — понятие, которое очень широко используется в современной педагогической, социологической и философской литературе, как и вообще общественными науками в целом. Между тем нет, вероятно, ни одного другого понятия, определения которого были бы столь различны и противоречивы, как определения культуры. Во всем многообразии современ-

Раздел II. Развитие личности в образовательных системах

Читать статью  Саморазвитие и самореализация учащихся | Статья по теме: | Образовательная социальная сеть

ных научных школ, по-разному трактующих понимание культуры, возможно, выделить два основных подхода.

Согласно одного из них культура рассматривается как личностный аспект человеческого бытия, как развитие сущностных сил человека, его духовного богатства — этот подход в теории культуры принято называть социологическим [2]. В рамках данного подхода получила большое распространение концепция социальноценностной сущности культуры [3]. Например, К.З. Чавчавадзе под культурой понимает «мир воплощенных ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду — мир орудий его материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений» [4].

Сторонники другой точки зрения рассматривают культуру как способ и результат человеческой деятельности (М. Каган, Э. Маркарян и др.) — такой подход к пониманию культуры называют деятельностным [5]. В науке существуют попытки синтезировать эти два подхода. Так, Л.К. Круглова дает следующую дефиницию культуры: «культура — это исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп, личности» [6].

Культура — это антропологический феномен. Без человека, воспринимающего культуру и ведущего диалог с ней, она существовать и развиваться не может. Это процесс выбора индивидом духовных ценностей, образа мышления. Обретение личностного образа называют культурной идентификацией. «Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и, творя ее», — считает Е.В. Бондаревская [7].

Поскольку педагогика изучает те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, то культура в педагогике должна рассматриваться как мера усвоения и использования личностью достижений общества и как среда, в которой происходит развитие личности, при этом культуру личности следует понимать как результат вышеуказанных процессов (усвоение, использование, развитие). Происходит воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а самый верный способ, которым это осуществляется — процесс социализации. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социали-зированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей.

На уровне понятия «культура» определяются и содержание воспитания. Интересным представляется мнение О.С. Газмана, который считает целью воспитания — дать каждому человеку базовое образование и культуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание, способности, потребности) и объективные возможности семьи, школы, общественности [8].

Поистине актуальной перед современным образованием становится задача восстановления образа человека культуры как личности целостной, самобытной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство культурных ценностей в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Сегодня перед педагогами России стоит острый вопрос: какие возможны и какие нужны методы воспитания и обучения, ориентированные на поднятие культурного уровня подрастающего поколения, на саморазвитие личности. Эти методы

пытались найти и реализовать лучшие педагоги XIX-ХХ вв. — А. Нейл, В. Сухо-млинский, Д. Дюи, М. Монтессори, Л. Толстой, Н. Макмейн. Постепенно социокультурное пространство гуманистической педагогики расширяется повсеместно, несмотря на то, что ей присуща нестандартность решений и инновационный характер методик, что часто с трудом принимается учительской средой, склонной к привычным педагогическим установкам на руководство ребенком и фронтальным формам работы вместо общения.

Учитывая острую необходимость гуманизации образования и особенности российской системы образования конца ХХ и начала XXI вв., можно сформулировать цель: общество нуждается в культурной и свободной личности, способной самостоятельно решать возникшие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости, и в то же время свободной от нравственной ущербности. Человек, его культура и внутренний мир становятся центром внимания в современном образовании, что делает культуру важнейшим условием совершенствования как отдельной личности, так и общества в целом. В.С. Библер, рассматривая понятия «культура» и «образование» во взаимосвязи, утверждает, что суть культуры состоит во «втягивании всех прошлых и будущих культур в единую цивилизованную лестницу и предсказывает в XXI в «смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры» [9].

Читать статью  Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы) — NovaInfo 45

Современная отечественная педагогика ставит в центр воспитания и социализации культуру личности как отражение на индивидуальном уровне культуры общества. Иначе говоря, культура личности является основным определяющим понятием процессов воспитания и социализации.

Таким образом, в настоящее время происходит переориентация образования в направлении культуры, что находит отражение в целях и содержании современного образования, придавая им гуманистический и гуманитарный смысл, а в итоге — поможет выйти из духовного кризиса.

1. Смоленцев Ю.М. Гуманизм как принцип культуры. — М., 1993.

2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М., 1987.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М., 1988.

4. Чавчавадзе К.З. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984.

5. Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. — М, 1972.

6. Круглова Л.К. Духовная культура как система: Дисс. . докт. филос. наук. — СПб., 1992.

7. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. — Ростов н/Д, 1995.

8. Базовая культура личности. Сб. научных трудов / Под ред. Газмана О.С. — М., 1989.

9. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1990.

ЛИЧНОСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработка профессиограммы как теоретической модели, отражающей требования к личностным параметрам субъекта деятельности, является обязательным

Культура как источник саморазвития

Каково место личности в культуре? В философии существует следующее положение: человек-это субъект и объект культуры. Действительно, культура является результатом деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его.

Культура-это и способ внутренней регуляции, требующий рефлексии, а не просто воспроизведения. Понимать мир — значит, расширить своё отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры.

О культуре можно говорить на многих уровнях. В качестве субъекта культуры можно рассматривать всё человеческое общество в целом, тогда речь идёт о планетарной культуре. Субъектом культуры могут быть цивилизации (тогда выделяют, например, западную и восточную цивилизации), отдельные общества (соответственно, немецкая или чешская культуры). В обществе можно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, гендерная, профессиональная и т.д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность.

Одним из сложнейших вопросов социальной философии является вопрос о соотношении культуры и общества. Реальность, выраженная в данных категориях, во многом совпадает, но имеются и различия. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они являются взаимопроникающими. По сути дела, речь идёт о двух ракурсах рассмотрения жизни людей.

Обращая внимание на способы объединения людей и их исторические формы, мы используем понятие «общество». Категория «культура» даёт возможность рассмотреть, как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению.

Источник https://studopedia.net/14_74317_kultura-kak-sposob-samoopredeleniya-i-samorazvitiya-lichnosti-smisl-zhizni-smisl-lyubvi.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak-vazhneyshee-uslovie-sovershenstvovaniya-lichnosti

Источник http://taketop.ru/articles/gymanit/osn-filos/samorealiz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *