Содержание

11.4. Мотивация самосовершенствования

Самосовершенствование является важнейшим путем формирования себя как личности, развития своих способностей, приобретения знаний и умений. Как отметил Л. Н. Толстой, стремление к самосовершенствованию уже потому свойственно человеку, что он никогда, если правдив, не может быть доволен собой. Побуждают к самосовершенствованию три обстоятельства: а) наличие у человека потребности в самоуважении и в одобрении другими, в социальном престиже; б) рассогласование в образах своего «Я идеальное» и «Я реальное»; в) возникающие на этой основе самооценки и самоотношения. Отсутствие одного из этих компонентов не приведет к формированию мотивации самосовершенствования. Так, даже если я буду оценивать себя не очень высоко, стремления к самосовершенствованию может и не быть, если у меня не развита потребность в самоуважении или мне безразлично мнение обо мне других людей.

Различают нравственное, интеллектуальное и физическое самосовершенствование. Нравственное самосовершенствование связано с самовоспитанием, интеллектуальное — с самообразованием, физическое — с саморазвитием. Выбор направленности самосовершенствования связан как со склонностями человека, так и с конкретными жизненными ситуациями.

Выявлены наиболее типичные мотиваторы (установки), затрагивающие три сферы отношений (к жизни, к людям и к себе) и показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:

— ради материального благополучия — «чтобы иметь материальные блага»;

— ради облегченного существования — «чтобы легче жить»;

— ради лучшей жизни — «чтобы было лучше жить»;

— ради избегания неприятностей.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:

— ради хороших взаимоотношений с людьми — «чтобы хорошо относиться к людям»;

— ради альтруизма, возможности помогать другим. Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:

— ради положительного отношения людей — «чтобы ко мне относились с уважением»;

— ради совершенствования — «чтобы совершенствовать себя»;

Установки, связанные с отношением к жизни, встречаются несколько чаще, чем установки, характеризующие отношение к себе.

Выявлены половые и возрастные особенности в обозначении значимости тех или иных мотивационных установок. Установки на материальное благополучие и на самореализацию имеют более важное значение для студентов по сравнению со школьниками. Девушки в большей степени проявляют заинтересованность в материальном благополучии, чем юноши. Зато у последних установка на альтруизм выше, чем у девушек. У девушек выше потребность в общении, но ниже, чем у юношей, показатель нравственной мотивации.

Устойчивость мотивации саморазвития зависит от устойчивости идеала (образов идеальных личностей, идеального «Я» и устойчивости самооценки. Особенно это относится к младшим школьникам и подросткам. Одни дети быстро «воспламеняются» от той или иной личности, желая во всем походить на нее, а затем столь же быстро разочаровываются в ней и переключаются на другого кумира. Это ведет к сумбурности, противоречивости и неуправляемости процесса самосовершенствования. Другие, наоборот, не склонны расставаться с раз найденным эталоном, даже существенно повзрослев. Вследствие этого они, физически перерастая эталон детства, продолжают «ходить в коротких штанишках», не ставят перед собой более высокие цели. В результате идеал вместо фактора самосовершенствования становится тормозом.

В результате самооценки субъект выявляет у себя недостатки, которые, как отмечают Л. И. Рувинский и А. Е. Соловьева (1982), могут иметь разную природу. С одной стороны, под недостатком он может понимать отставание от нормы развития положительного качества, с другой — уровень развития положительного качества по сравнению с имеющимся у него идеалом. В этом случае недостаток не заметен для окружающих, и поэтому решающая роль в побуждении к саморазвитию будет принадлежать собственной инициативе субъекта. Возможны случаи, когда под недостатком понимают наличие отрицательного качества. Здесь самовоспитание выражается в перевоспитании, что связано с ломкой старых отрицательных стереотипов, с возникающим у личности внутренним конфликтом (с «борьбой мотивов»).

Эффективность самосовершенствования зависит от устойчивости самооценки.

Неустойчивости самооценки способствуют стихийность, противоречивость достигаемых в какой-либо деятельности результатов: сегодня случайно достиг успеха, а завтра так же случайно потерпел неудачу. Это ведет не к планомерному и систематическому самосовершенствованию на основе долговременной установки, а к самоисправлению поступков, результатов, т. е. ситуативному поведению на основе кратковременных мотивов.

Поэтому сохранение устойчивости мотивационной установки можно осуществлять через регуляцию уровня самооценки школьника. Подходы старших (например, учителя) к учащимся могут быть разными в зависимости от того, какая им присуща самооценка.

В случае заниженной самооценки можно использовать следующие приемы:

— периодически «организовывать успехи» школьника;

— при разработке программы самосовершенствования строго опираться на принцип постепенности;

— избегать критики и порицания в случае неуспеха в достижении поставленной этапной цели;

— не втягивать школьника в соревнование с товарищами, особенно с более сильными; лучше посоветовать ему соревноваться с самим собой под девизом «сегодня лучше, чем вчера».

В случае завышенной самооценки целесообразно использование других приемов:

— при проверке достигнутого школьником уровня самосовершенствования периодически «организовывать неудачи» (например, устроить соревнование с более сильным школьником);

— сразу ставить перед ним более трудные цели, чтобы предотвратить «расхолаживающее» действие легкого успеха;

— жестко оценивать достижение положительного результата;

— не сравнивать его достижения с достижениями слабых учащихся.

На разных этапах возрастного развития при формировании мотивационной установки на самосовершенствование учащимися используются различные мотива-ционные приемы: обещание себе — у младших школьников и обязательства перед собой — у подростков и старших школьников. Если младшие школьники и подростки ограничиваются разрозненными актами самовоспитания (самоисправлениями), то старшеклассники вырабатывают личные правила самовоспитания, которые определяют основные линии поведения, систему поступков в разных условиях. Это способствует преодолению ситуативности поведения.

Подростки и старшие школьники часто ошибаются в содержании самовоспитания, т. е. неправильно определяют цель воспитания (что надо совершенствовать). Это связано с тем, что они неправильно понимают и оценивают некоторые качества личности: положительно оценивают упрямство, лихачество, отрицательно — скромность, чуткость. В результате у них возникает стремление развивать «положительные» качества, в действительности являющиеся отрицательными, и наоборот, стремление изживать «отрицательные» качества, являющиеся в действительности положительными.

Могут они ошибаться и в выборе способов самосовершенствования, используя наивные и оторванные от жизни средства. Например, настойчивость они могут развивать с помощью отказа от пищи, смелость — прыгая с крыши сарая и т. п.

Типичными ошибками школьников при постановке целей самосовершенствования являются:

а) выбор абстрактной цели: стать организованными, волевыми; но каково конкретное содержание цели, они не знают;

б) ставятся цели, несоразмерные с их возможностями;

в) принимается бессмысленная цель (например, отказ от приема пищи при развитии воли);

г) ставится сразу много целей, каждая из которых может быть достигнута, но не одновременно с другими;

д) нарушается правильное соотношение между близкими и отдаленными целями: они будут изучать высшую математику по программе вузов, не очень заботясь о хорошем усвоении школьной программы;

е) не ставится отдаленная цель: школьники видят только ближайшие цели, не зная, к какому конечному результату они должны привести; в этом случае они живут лишь сегодняшним днем (и, достигнув результата, успокаиваются), в то время как процесс самосовершенствования длительный, со все возрастающей трудностью преодоления себя.

Естественно, что при таких ошибках в выборе цели снижается целеустремленность школьника, его мотивационный потенциал самосовершенствования.

Чтобы не происходило ошибок при разработке школьником программ самосовершенствования, старшим (родителям, учителям) необходимо помочь ему правильно определить свои недостатки, выбрать адекватную цель, наметить разумные пути и средства самосовершенствования. Важно, чтобы эти программы не были перегружены многочисленными мелкими самообязательствами, так как, разбрасываясь, школьник будет не в состоянии полностью выполнить задуманное. А неосуществленность самообязательств приводит к потере интереса, к снижению целеустремленности. Программа должна быть рассчитана на определенный период с точным обозначением времени достижения поэтапных и конечной целей самосовершенствования. Однако при этом программа не должна превращаться в график, подобный расписанию прохождения поездов через полустанок: «Сегодня от 10.00 буду принципиальным и честным, от 12.00 буду смелым и отважным, после 14.00 — добрым и отзывчивым». Важно, чтобы процесс самовоспитания был не дискретным, а непрерывным, постоянным и чтобы новые обязательства принимались лишь после выполнения ранее взятых.

Читать статью  Способность личности к саморазвитию как цель образования | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть

Не менее важно оказывать постоянную поддержку школьнику на длинном пути самосовершенствования, чтобы сохранить на необходимом уровне силу мотива (мотивационной установки).

При реализации программы самосовершенствования школьники используют две группы мотивационных приемов: самостимулирование и самопринуждение.

Приемы самостимулирования включают в себя самоубеждение, самовнушение и самоободрение.

Необходимость самоубеждения возникает вследствие того, что на пути к цели учащийся встречается с трудностями, сомнениями в правильности выбранного пути и в успехе. В результате он может поверить в бесцельность задуманного. В этом случае для самоубеждения он должен использовать дополнительную аргументацию, которая убедила бы его, что утрата веры в успех необоснованна. Этому способствует прием, называемый сравнением доводов: последовательное сравнение доводов от наиболее существенных к наименее значимым; оценка весомости каждого довода позволяет прийти к нужному выводу, который превращается в побуждение к действиям по самосовершенствованию.

Самовнушение используется для укрепления веры человека в свои возможности и связано с концентрацией внимания на словесных формулах, с помощью которых он внушает себе желаемое: «должен — хочу — могу — есть» (например, я должен быть выдержанным — я хочу быть выдержанным — я могу быть выдержанным — я выдержанный).

Самоободрение используется для оптимизации своего психического состояния, создания мажорного настроения, придания уверенности себе. С этой целью полезно вспомнить других людей, которые в сходной ситуации преодолевали себя.

К приемам самопринуждения относятся самоосуждение, самозапрещение и самоприказ.

Самоосуждение — это искреннее недовольство своими действиями, поступками. Форма самоосуждения может быть различной. Это и самокритика, осуществляемая в виде внутреннего диалога, это и укор собственной совести, это и гневный монолог в свой адрес за проявленные малодушие, беспринципность и т. п.

Самозапрещение — это добровольный отказ от собственных намерений при сильном желании осуществить их. Ограничительная функция этого приема служит сосредоточению усилий на выполнении конкретных пунктов самообязательства. Применяя самозапрещение, человек как бы накладывает вето на соблазны, уводящие его в сторону от намеченного пути самосовершенствования. Самозапрещение позволяет разрешать внутренние противоречия, в «борьбе мотивов» этот прием помогает реализовать в первую очередь те побуждения, которые содействуют индивидуальному развитию.

Самоприказ — это решительная, категоричная форма запрета на что-либо самому себе.

Роль стимулятора самосовершенствования играет и периодическое использование самоотчета. Самоотчет — это отчет перед собой о прожитом отрезке времени, связанном с программой самосовершенствования. Назначение самоотчета — повысить свою ответственность за точное и полное выполнение взятого обязательства. Самоотчеты могут быть промежуточными и итоговыми. Задача промежуточных самоотчетов — своевременно устранять изъяны в программе и на этой основе изменять методику работы над собой. Задача итоговых самоотчетов — обобщение результатов проделанной работы, с тем чтобы составить новую программу самосовершенствования. Облегчает самоконтроль ведение дневника (хотя имеются и противники этого метода).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Скрытые издержки самосовершенствования Вместо послесловия

Скрытые издержки самосовершенствования Вместо послесловия Не так давно я наблюдал одну особу средних лет, которая, подобно многим дамам ее возраста, была сильно озабочена проблемой избыточного веса. И надо признать, основания к тому у нее были весьма серьезные: в юности

Цели самосовершенствования

Цели самосовершенствования Познание самого себя нужно не для удовлетворения любознательности или получения удовольствия от познания. В познании самого себя, как понял читатель, нет ничего приятного. Оттого что вы осознаете, каковы ваши защитные механизмы, например

По пути самосовершенствования

По пути самосовершенствования Трудно найти человека, который был бы полностью доволен собой и не стремился стать лучше. Если вы внимательно прочитали первую часть и добрались до второй, то это свидетельствует, что вопросы самовоспитания вас задевают и вы недовольны

По пути самосовершенствования

По пути самосовершенствования Трудно найти человека, который был бы полностью доволен собой и не стремился стать лучше. Если вы внимательно прочитали первую часть и добрались до второй, то это свидетельствует, что вопросы самовоспитания вас задевают и вы недовольны

Подведение итогов самосовершенствования

Подведение итогов самосовершенствования Любая деятельность регулируется и управляется благодаря обратной связи. Если «внутренние» результаты самовоспитания растут, то усиливается мотивация деятельности.Усиление стремления, желания самосовершенствования — одно из

Как вызвать у себя желание самосовершенствования

Как вызвать у себя желание самосовершенствования Конечно, если человек сам не захочет воспитывать у себя волю и характер, ему трудно помочь Поэтому, чем раньше у вас зародится благородное стремление работать над собой, тем большая вероятность успеха в этом деле.Как же

Мотивация «от» и «к»

Мотивация «от» и «к» Пришёл второй день работы группы. Пришли все, кто был и на первой встрече. Анатолий подошёл к О.Г. и сказал, что он очень просит к «своим ребятам» относиться снисходительно. Ему очень важно, чтобы они тоже здесь были. Она ему сказала, что не может ему это

Скрытые издержки самосовершенствования Вместо послесловия

Скрытые издержки самосовершенствования Вместо послесловия Не так давно я наблюдал одну особу средних лет, которая, подобно многим дамам ее возраста, была сильно озабочена проблемой избыточного веса. И надо признать, основания к тому у нее были весьма серьезные: в юности

У тебя есть мотивация для самосовершенствования?

У тебя есть мотивация для самосовершенствования? Эта глава посвящена вопросам, связанным с осознанием своих сильных и слабых сторон. В ней дана методика непрерывного самосовершенствования, позволяющего адаптировать свое мышление к новым задачам и условиям. Здесь также

МОТИВАЦИЯ

МОТИВАЦИЯ Творческая мотивация очень важна, потому что большинство творческих людей черпают свои идеи именно из этого источника.Она означает, что человек готов потратить пять часов в неделю на то, чтобы найти лучший способ действий, в то время как большинство людей

МОТИВАЦИЯ

МОТИВАЦИЯ Что приходит сначала? Останавливаемся ли мы от того, что у нас есть мотивация для творчества, или, наоборот, мотивация возникает как итог целенаправленной привычки совершать творческую паузу? Я думаю, что верно и то, и другое, но все же в начале должен быть

21. Мотивация

21. Мотивация Это очень важная серия глав! Предполагается, что мы прочтем их очень внимательно.Необходимость в правильно организованной мотивации имеет очень глубокие корни в нашем Уме. Как известно, в нашем мозгу имеются участки, способные реагировать на т. н.

Дефицитарная мотивация и мотивация роста

Дефицитарная мотивация и мотивация роста В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также называемые дефицитарными, или Д — мотивами) заключают в

Стратегии самосовершенствования: все ли дороги ведут в Рим?

Стратегии самосовершенствования: все ли дороги ведут в Рим? Критика — враг совершенства или его лучший друг? Обратная связь как альтернатива критике. Самоанализ: его сила и его подводные камни. Зоны развития. Как в них попасть? — Слушай, ну достала уже! Сколько можно! Все

2. Выберите область самосовершенствования

2. Выберите область самосовершенствования Есть забавная история о богатом техасце. Когда он умер, его адвокат собрал родственников, чтобы огласить завещание. Они приехали из разных мест, желая узнать, выпала ли им доля в наследстве.Адвокат торжественно открыл

3. Находите возможности для самосовершенствования сразу же после неудач

3. Находите возможности для самосовершенствования сразу же после неудач Стратегия самосовершенствования с концентрацией на чем-то одном очень важна для успеха. Но не менее важно извлекать уроки из неудач по мере того, как они случаются. Подробнее об этом – чуть

Способы повысить мотивацию

Способы повысить мотивацию

Одна из основных причин, по которым люди не достигают целей, состоит в том, что им не хватает мотивации либо начинать, либо продолжать идти, как только сопротивление становится жестким. Вы можете парировать, сказав, что главное — это дисциплина и сила воли, в то время как мотивация для слабаков. Но одно другому не противоречит — человек с огромной силой воли, который добивается своих целей, обычно еще и достаточно мотивирован.

Поэтому в нашей статье речь пойдет как раз о мотивации, как о топливе, на котором можно добраться к своей цели. При этом не стоит забывать, что мотивация — ресурс ограниченный и его следует постоянно пополнять. К счастью, существует множество различных стратегий, которые вы можете использовать, чтобы мотивировать себя на работу над достижением целей.

Читать статью  Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Убедитесь, что цель — ваша

Ничто не будет истощать вашу энергию так же сильно, как попытка идти за целью, которую кто-то другой поставил перед вами и которой вы не верите. Подумайте о различии между усилиями, которые вы должны предпринять, чтобы идти в гору, по сравнению с теми усилиями, которые вы должны предпринять, чтобы спускаться с горы.

  • Вы идете в гору, когда преследуете цель, которую кто-то поставил перед вами. Вы были рождены не для этого, поэтому вынуждены себя заставлять.
  • Вы спускаетесь с горы, когда цель — ваша. Вас тянет к ней при помощи силы тяжести, а вдохновение и мотивация возникают сами по себе.

Используйте аффирмации

Полезны такие аффирмации:

  • Шагая мелкими шагами, я в итоге добьюсь своей цели.
  • У меня есть способности добиться всего, чего я хочу.
  • Независимо от проблемы я найду решение.
  • Каждый раз, когда я падаю, то поднимаюсь.

Занимайтесь тем, что больше всего нравится

Как однажды сказал великий предприниматель Чарльз Шваб: «Человек может добиться успеха почти во всем, для чего у него есть неограниченный энтузиазм».

Наполеон Хилл, автор многолетнего бестселлера «Думай и богатей», объясняет, что энтузиазм легко появляется, когда человек вдохновляется желанием и страстью сделать что-то. Поэтому вам нужно устанавливать цели, от которых вы в восторге. Думайте об энтузиазме как о пламени, которое питает вашу мотивацию.

Окружайте себя людьми с энтузиазмом

Другие люди могут либо ослабить ваш энтузиазм и мотивацию, либо помогут сохранить их. Подружитесь с теми, кто будет поощрять вас и бросать вызов для достижения ваших целей.

Кроме того, энтузиазм является заразным. Когда вы общаетесь с людьми, которые с энтузиазмом относятся к своей жизни и к своим целям, их энтузиазм будет вдохновлять вас.

Если вы не можете найти людей с энтузиазмом, окружайте себя видео и книгами людей, которые полны энтузиазма, такими как Брайан Трейси, Тони Роббинс, Зиг Зиглар.

Научитесь входить в состояние высшего энтузиазма

Наполеон Хилл объясняет, что у каждого есть что-то, что повышает его энтузиазм — это может быть что-то следующее:

  • Посещение музеев
  • Прослушивание музыки
  • Проведение времени на природе
  • Ношение красивой одежды
  • Чтение книг авторов, которыми восхищаешься

Он добавляет, что все выдающиеся люди открыли пути и средства для перемещения себя в состояние высокого энтузиазма. Вам нужно выяснить, какая активность заставляет ваш энтузиазм взлетать до небес.

Задавайте себе вопросы

Граф Преветт — автор книги «How to Turn Your Ability Into Cash», объясняет, что одним из лучших способов генерировать энтузиазм в себе являются вопросы о ваших способностях, идеях и прогрессе. Аналогичным образом, если вы хотите генерировать энтузиазм в других: «Задайте достаточно вопросов, и вы найдете ответ. Задавая вопросы, вы запускаете бесконечную цепочку идей. Большинство изобретений и улучшений являются результатом вопросов. Кто-то хотел узнать ответ».

Вопросы разжигают идеи, вызывают реакцию, стимулируют интерес и создают желание. То есть, они порождают энтузиазм. Вот несколько вопросов, которые вы можете использовать:

  • Каким образом я могу получать больше удовольствия, занимаясь этим?
  • Что хорошего в этой ситуации?
  • Как я могу продолжить движение?
  • Какой следующий шаг я могу предпринять?
  • Чего я хочу здесь?
  • Как я могу увеличить скорость работы?

Создайте список «Да, но…»

Какова бы ни была цель, вы, вероятно, можете найти длинный список причин, почему вы не сможете ее достичь. Эти сомнения рождаются в глубине вашего разума, убивая мотивацию. Тем не менее, есть способ, который вы можете использовать, чтобы устранить эти сомнения.

Сядьте и запишите все причины, по которым вы думаете, что не сможете достичь своих целей. Затем, противопоставьте каждому из них «да, но». Вот пример:

  • Причина: я не могу достичь своей цели, я слишком стар, чтобы заново учиться.
  • Ответ: да, я старше, но мой жизненный опыт является преимуществом, которого не хватает молодым.

Фокусируйтесь

Еще один способ генерировать энтузиазм — это обратить ваше внимание на то, что вы делаете. Преветт объясняет, что для выполнения любой работы требуется концентрация мысли: «Это не измеряется в часах, однако те люди, которые умеют долго фокусироваться на чем-то, создают больше творческих идей и зарабатывают больше денег».

Попробуйте принцип «Как будто»

Норман Винсент Пил пишет о том, что нужно нарочно наполняться энтузиазмом. Процесс выглядит следующим образом:

  • Закрепите образ энтузиазма в своем сознании.
  • Приступайте к делу, действуя так, как будто уже обладаете высоким энтузиазмом.
  • Поверьте в это.

Сосредоточьтесь на нынешней реальности

Представим, что вы в настоящее время работаете на кого-то, а ваша цель — собственный бизнес. Как действовать, чтобы улучшить свою жизнь прямо сейчас? Посмотрите на следующие два сценария:

Сценарий первый: вы просыпаетесь, идете на работу, которую ненавидите, а затем приходите домой, читаете журналы или смотрите телевизор, пока не придет время спать.

Второй сценарий: вы просыпаетесь раньше обычного и используете этот дополнительный час для работы над своей целью — начать собственный бизнес. Затем вы идете на работу, возвращаетесь домой, немного отдыхаете и ложитесь спать пораньше, чтобы повторить этот процесс на следующий день.

Следуя второму сценарию, вы будете наполняться мотивацией и энтузиазмом каждый новый день, потому что начали его со своей мечты.

Сохраняйте мотивацию и энтузиазм при помощи признательности

Одна из эмоций, которая помогает генерировать энтузиазм, и, следовательно, помогает сохранить вашу мотивацию — это благодарность. Почувствуйте благодарность за все, что у вас есть, что помогает достигать своей цели. Вот три примера:

  • Почувствуйте благодарность за то, что у вас есть здоровье, необходимое для достижения цели.
  • Почувствуйте благодарность за доступ к интернету, который позволяет быстро найти необходимую информацию для достижения вашей цели.
  • Почувствуйте благодарность за то, что при помощи книг вы имеете доступ к рассказам людей, которые уже достигли того, чего вы пытаетесь достичь.

Сделайте свое путешествие приятнее

Если работа над целью вас в настоящее время не удовлетворяет, подумайте над тем, что нужно предпринять, чтобы сделать путешествие более приятным. Вот несколько способов:

  • Добавьте разнообразие
  • Балансируйте между физической и умственной работой
  • Вовлекайте своих друзей и близких
  • Избегайте неприятных вещей
  • Сделайте свою работу веселой

Мотивируйтесь при помощи прошлого

Составьте список всех ваших прошлых успехов. Всякий раз, когда вы чувствуете себя немотивированным, читайте этот список. Напоминать себе обо всем, что вы достигли — отличный способ «заправиться».

Ожидайте препятствий

Если вы пытаетесь сделать что-то стоящее, то препятствия однозначно будут. Примите то, что их преодоление является частью процесса достижения целей. Это относится ко всем видам препятствий: людям, событиям, обстоятельствам и так далее.

Просто начните

Чего бы вы ни хотели добиться, начните. Как объясняет Преветт, закон природы таков: «Сделай это и у тебя появится сила».

Как мотивировать себя: проверенные способы и советы психологов

Как мотивировать себя

Вы знаете, почему большинство целей и планов остаются нереализованными? Все потому, что их авторы не могут наскрести достаточно мотивации, чтобы их реализовать. Так и отправляются эти зародыши на задворки сознания, не успев увидеть свет. У вас есть шанс спасти ваши мечты и идеи от этой участи.

Мотивация – дама капризная и своенравная. Но если вы сумеете найти к ней подход, считайте, что вам открыты все двери. Вы научитесь получать истинное удовольствие от привычных дел и достигать поставленных целей. Я расскажу вам, как мотивировать себя на маленькие и большие подвиги: бросить курить, похудеть, сделать ремонт, например.

Как работает мотивация

Давайте вместе разбираться, что же такое мотивация и как она работает. Говоря простыми словами, мотивация – это внутреннее побуждение к действию. В отличие от животных, поведение которых в большей степени обусловлено инстинктами, человек обладает механизмом управления собственной деятельностью. Это обеспечивает ему гибкость и широкие возможности для эффективного взаимодействия со средой.

Мотивация является важной составляющей этого механизма. Она отвечает за то, сколько энергии мозг отпустит человеку на выполнение той или иной задачи. Она как самый дотошный кредитор оценивает будущую выгоду от энергетических вложений и выносит свой вердикт – одобрить или не одобрить. Выгодой в этом случае служит удовольствие от полученного результата, выраженное в гормональном эквиваленте: выброс эндорфинов и серотонина.

Чтобы получить одобрение и благосклонность этой суровой дамы, ваша цель должна соответствовать двум критериям. А именно, быть:

  • важной (иначе вознаграждения и выгоды будет недостаточно);
  • достижимой (иначе усилия будут бессмысленны).

Если цель ваша признана годной – радуйтесь. Вы помчитесь к ней семимильными шагами, не замечая усталости и смело преодолевая все препятствия. На финише вас ждет то самое вознаграждение – чувство глубокого удовлетворения и эмоциональный подъем.

Читать статью  20 понятных книг по научной психологии для саморазвития — Что почитать на vc. ru

Если же мотивация вашу цель забракует, дело плохо. Вы или отбросите ее, или поплететесь к ней, еле волоча ноги, превозмогая внутреннее сопротивление. Однако даже в этом случае не все потеряно. Заметив, с каким усердием вы движетесь вперед, мотивация может включиться в процессе. Но для этого нужно потрудиться и проявить недюжинную силу воли.

Если же у вас пока нет конкретной цели, вы можете сосредоточиться на выработке полезных привычек. У нас как раз есть статья про привычки успешных людей.

Бывает, что мотивация вообще спит мертвым сном, и человек живет как бы на автомате. У него нет сил ни на учебу, ни на работу, ни на уход за собой и уборку. Это характерно для определенных психических состояний, например, депрессии.

В этом случае бесполезно взывать к ней и пытаться целенаправленно оживить. Нужно сосредоточить свое внимание на укреплении силы воли и дисциплины, которые помогут вам преодолеть апатию и бессилие. А затем уже, как было сказано выше, и мотивация подключится и начнет оживать.

10 способов повысить мотивацию

С теорией разобрались, перейдем к практике. Выполняйте следующие рекомендации каждый день, и вскоре вашей мотивации позавидует сам Тони Роббинс.

Установите адекватную планку притязаний

Помните, я говорила вам про критерии “хорошей” цели? Достижимая – это как раз про уровень притязаний. Ваша цель должна быть вам реально по силам, иначе вам никак не удастся себя мотивировать на ее выполнение. Но это не значит, что нужно отказываться от глобальных замыслов и планов. Просто разбейте их на более мелкие шаги и сосредоточьтесь на выполнении ближайшего.

Давайте рассмотрим на примере похудения. Предположим, у вас есть 30 кг лишнего веса и вы мечтаете их сбросить. Если вы сосредоточитесь на этой цифре, вы очень быстро выгорите и сорветесь. Потому что небольшой результат вас не обрадует, а до большого еще пахать и пахать. Разбейте эту цель на этапы по 5 кг и постепенно преодолевайте их. Постепенно шаг за шагом вы придете к заветной цифре.

“Украдите” немного мотивации у вашего любимого занятия

Наверняка у вас есть хобби, занимаясь которыми вы не испытываете проблем с мотивацией. Наоборот, вы считаете часы и минуты до того момента, когда уже сможете окунуться в любимое дело с головой. А после окончания совсем не чувствуете усталости. Таким занятием может быть рукоделие, спорт, музыка, танцы, приготовление пищи, уборка – все, что угодно!

Дело за малым – научиться понемногу “воровать” энергию и вдохновение у любимого дела и переносить их на другие занятия. Для этого нужно установить между этими действиями связь. Объясню на примере.

Увлекаетесь вы, скажем, рисованием. Готовы рисовать дни и ночи напролет без перерыва. А вот мотивацию сделать в квартире ремонт никак не можете наскрести. Представьте в ярких красках, как ваши картины будут замечательно смотреться на фоне обновленного интерьера. И как приятно вам будет творить в аккуратной и уютной комнате, а не в окружении ободранных стен.

Украдите немного мотивации у вашего хобби

Делайте чуть больше, чем можете

Поделюсь с вами небольшим секретом, как можно поймать волну мотивации и проплыть на ней пару километров по направлению к цели. Все, наверное, замечали, что когда дело близится к своему завершению, мы чувствуем прилив сил. Предвкушение результата не менее приятно, чем сам результат.

Эти дополнительные силы можно использовать себе на пользу. Вместо того, чтобы закончить работу сразу, сделайте еще немного. Вам это будет совсем не в тягость, ведь в этот момент ваша мотивация как раз насытилась и готова к новым подвигам.

Используйте силу страха

Самый сильный мотиватор в природе – это страх. При помощи страха можно заставить кого угодно делать что угодно. Однако прибегать к этому методу я рекомендую лишь в крайних случаях. Например, при сильной фрустрации во всех сферах жизни, когда человек буквально прирос к дивану и ничего не хочет делать. Или при сильной склонности к прокрастинации, когда важные и ответственные задания откладываются на последний момент.

Включите воображение и представьте, что с вами будет через некоторое время, если вы не возьмете себя в руки. Например, как вас увольняют с работы за не сделанный вовремя проект в самый разгар финансового кризиса. Или как отчисляют из университета за несданный экзамен, а дяди из военкомата уже поджидают вас у выхода.

Сильные негативные эмоции заставят вас шевелиться в сторону актуальной задачи. Однако положительные эмоции и воодушевление вы при этом вряд ли испытаете.

Сохраняйте позитивный настрой

Уныние – одно из самых энергозатратных состояний. Постоянно пребывая в подавленном настроении, вы не сможете двигаться к цели и добиваться хороших результатов. Посмотрите на успешных людей – разве есть среди них хоть один нытик или пессимист?

Легко быть позитивным и воодушевленным, когда ты уже добился успеха, скажете вы. На самом деле все наоборот – легко добиться успеха, когда ты позитивно настроен и воодушевлен. Поэтому верьте в свои силы, думайте о хорошем, а дурные мысли прогоняйте подальше.

Работайте через не хочу

Не надейтесь, что мотивация появится легко и быстро, как по мановению волшебной палочки. Если вы давно уже живете в апатии и фрустрации, этот психический орган у вас практически атрофировался. Хорошая новость в том, что благодаря пластичности и гибкости нервной системы, его можно восстановить.

Но для этого вам придется начать что-то делать без какого-либо внутреннего побуждения и желания, преодолевая сопротивление своей инерции. Данного этапа никак не избежать, поэтому приготовьтесь стоически выдержать его. Начните выполнять работу понемногу, постепенно увеличивая нагрузку.

Когда вы получите первые результаты своей деятельности, ваша мотивация начнет потихоньку раскачиваться. Ведь она питается чувством удовлетворения от хорошо выполненной работы. Чем быстрее и ощутимее прогресс, тем сильнее будет желание заниматься этим делом дальше.

Просыпайтесь с первыми петухами

Учеными доказано, что наиболее продуктивное время для человека с 6.00 до 9.00. Если вы любитель понежиться в постели до полудня, неудивительно, что вы испытываете проблемы с мотивацией. Попробуйте просыпаться с рассветом. Через пару недель вы заметите, что в утренние часы вам легко поддаются дела, которые раньше вызывали проблемы. Ведь сама природа будет помогать вам.

Начинайте свой день как можно раньше

Занимайтесь спортом

Занятия спортом помогают поддерживать в тонусе не только тело, но и психические функции. К тому же это один из тех видов деятельности, где первые результаты можно получить довольно быстро. Еще неделю назад вы с трудом поднимали штангу весом 30 кг, а сегодня уже легко берете 35. Это укрепляет веру в себя и в свои силы и дает вдохновение для достижений в других сферах жизни.

Не забывайте про отдых

Мотивация – инструмент, который распределяет энергию на достижение целей. Бесполезно мотивировать себя, если ваша энергия на нуле. Это все равно, что пытаться завести автомобиль, в баке которого нет ни капли бензина.

Каждому человеку жизненно необходим отдых. Когда чувствуете, что силы на исходе и ничего не хочется делать, возьмите тайм-аут. Иначе вместо достигнутых целей вы получите эмоциональное выгорание и затяжную депрессию.

Посетите мотивирующий тренинг

Сегодня подобные мероприятия особенно популярны. Бизнес-тренеры и гуру менеджмента с удовольствием делятся своими психологическими секретами. Однако есть одно “но”. Эйфория и воодушевление после таких тренингов, как правило, длятся недолго. Поэтому постарайтесь сделать как можно больше за это время, чтобы успеть раскачать вашу собственную мотивацию и жить дальше вместе с ней.

Книги по развитию мотивации

В одной статье невозможно полностью раскрыть такое обширное и загадочное понятие, как мотивация. Если вы хотите глубже изучить это явление и научиться им управлять, советую почитать следующие книги.

Заключение

Надеюсь, я помогла вам стать на шаг ближе к достижению цели. Не ждите от своей мотивации сразу заоблачных результатов. Прокачивайте ее потихоньку. Не забывайте делиться своими результатами в комментариях. Напоследок я советую вам посмотреть фильм про невероятную силу мотивации, способную творить просто удивительные вещи.

Источник https://psy.wikireading.ru/64974

Источник https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E/

Источник https://vsvoemdome.ru/psihologiya/samorazvitie/kak-motivirovat-sebya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *