Содержание

Условия совершенствования и профессионального саморазвития

Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом. В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

  • личностного развития (личностного роста);
  • интеллектуального развития;
  • профессионального (квалификационного) развития;
  • поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

  • внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;
  • способность к саморазвитию;
  • понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

  • организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте — от корпоративной культуры предприятия;
  • доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;
  • методического обеспечения условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были:

  1. внутренняя мотивация профессиональной деятельности;
  2. способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Мотивированность на профессиональное развитие. Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.

Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности — процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.

Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют умения:

  • видеть свои недостатки и ограничения;
  • анализировать их причины в собственной деятельности;
  • критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.

Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.

Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему.

Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Допустим, менеджер стоит на пятой ступеньке лестницы своего профессионального развития. Вполне реальным для него является следующий шаг на шестую ступеньку или даже на седьмую (при неординарных способностях и сверхусилиях). Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств — путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте.

В содержательном плане существуют три направления профессионального развития.

Первое — формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе — развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье — устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей.

Условия совершенствования

Если задать вопрос директору какого-либо предприятия об условиях для саморазвития менеджеров, то скорее всего можно услышать в ответ: «А разве для этого нужны специальные условия? Ведь это саморазвитие. Кто хочет, тот и занимается. Для того чтобы совершенствоваться, менеджеру не нужны тренажеры, спортзал или какая-то аппаратура. Он может этим заниматься дома в кресле, на диване или на работе за столом». В действительности, конечно, все обстоит не так просто. Для саморазвития нужны и определенные условия, и определенные ресурсы. К двум наиболее важным группам условий относятся культурные и личностные, которые в известной мере взаимосвязаны.

Условие 1. Организационная культура в виде сложившихся традиций, норм и ценностных ориентации может стимулировать и поддерживать инициативу работников в самосовершенствовании, а может, напротив, ее полностью блокировать. Например, к первым относится инновационная культура, а ко вторым — бюрократическая.

Условие 2. Высшие руководители могут быть примером саморазвивающегося новатора, а также примером осторожного консерватора. Доминирующий стиль руководства компанией играет исключительно важную роль в этом вопросе. Если он стимулирует участие менеджеров в обсуждении проблем предприятия, поддерживает инициативу, демонстрирует заинтересованность в привлечении персонала к решению актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.

Для решения данной задачи любому менеджеру важно также иметь некоторые ресурсы.

Первый из них — время для занятия саморазвитием. Второй ресурс — доступ к информации.Третий ресурс — методическая обеспеченность производственных условий, т. е. набор мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, которые менеджер может использовать для своего профессионального развития. Речь идет не об обязательных для всех мероприятиях или курсах повышения квалификации, а о программах, которые предлагаются заинтересованным работникам компании. Менеджер, занимающийся самосовершенствованием, выбирает из предлагаемого набора только то, что считает для себя полезным и необходимым, что соответствует его потребностям и планам профессионального роста.

Создание условий и ресурсов для саморазвития, конечно, требует определенных, иногда значительных, финансовых затрат. Для руководителей, склонных экономить на персонале, следует заметить, что компания, в которой есть саморазвивающиеся менеджеры, имеет серьезный потенциал роста; компания, в которой количество таких менеджеров постоянно увеличивается, является перспективной; компания, в которой большинство менеджеров занимается самосовершенствованием, является уже обучающейся организацией. Поэтому создание организационных условий и ресурсов для саморазвития менеджеров представляет собой эффективную форму инвестирования компании в свое собственное развитие.

САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также « способность к саморазвитию », « высшую способность к саморазвитию » и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию , охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности , которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию . Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию , связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию , которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НА ВЫБОРКЕ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

SELF-DEVELOPMENT, ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT AND HIGHER ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT

The article analyzes the concept of “self-development” and the personality abilities associated with it from a psychological point of view. The purpose of the research is to consider the concept of “self-development”, as well as “the ability for self-development”, “the highest ability for self-development” and identify the difference between these abilities. In the course of the analysis the concept of self-development is described, its various characteristics and parameters are revealed. The article presents definitions of the ability for self-development, covering its different aspects, such as systemic, integrative, subjective, activity-oriented, life-oriented, transformative, motivational-value, evaluative-orientational, self-regulatory, reflexive-regulatory, cognitive. It is shown that there is no single concept of self-development. Some concepts emphasize the role of cognitive factors, while others give priority to self-regulatory skills; subject position; transformation of the inner world; specific activity for self-change, aimed at solving life problems. It is concluded that the variety of factors contributing to self-development, the identification of many its aspects and components, various forms of manifestation seems to be logical, since it reflects the complexity and multidimensionality of this psychological phenomenon. A special place in the article is occupied by the description of subjectiveness, which is interpreted by the author as one of the key factors determining self-development. The important role of the position of the subject and subjectiveness in self-development and its importance for the manifestation of the highest ability for self-development, when a person acts as a subject of activity, as a subject of development, and as a subject of life, is emphasized. The specificity of the highest ability for self-development is noted, associated with its belonging to the mental component of spiritual abilities. The difference between the ordinary ability for self-development and the higher ability for self-development is shown, which is due to the fact that the highest ability for self-development is focused on absolute values and high spiritual and moral ideals.

Текст научной работы на тему «САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ»

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-190-198

Читать статью  Саморазвитие | Блог 4brain

САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ

Институт психологии Российской академии наук, Москва

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию.

Сегодня саморазвитие и способность к саморазвитию востребованы как никогда. Особенно важное значение приобретает высшая способность к саморазвитию. В условиях все больше усложняющегося мира, порождающего новые многочисленные катаклизмы, необходимо культивировать как высокий интеллект, так и духовно-нравственные качества. Отвечая на вызовы современности, важно стремиться к реализации общечеловеческих принципов морали, развивать в себе не только когнитивные, но и духовные способности, одним из субкомпонентов которых является высшая способность к саморазвитию. В предложенной нами психологической модели духовных способностей выделяются три компонента: 1) моральный; 2) ментальный; 3) трансцендентный [1, 2]. Способность к саморазвитию относится к ментальному компоненту. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшая способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями.

Существуют многочисленные определения способности к саморазвитию. М. Д. Виног-радский, О. М. Шканова отмечают, что способность к саморазвитию — это способность человека к приобретению, обновлению и развитию знаний, умений, адаптации к изменениям в окружающей среде [3]. Это определение фактически совпадает с определением интеллекта, охватывая только умственные способности (когнитивный фактор), при этом ценностно-нравственная составляющая способности к саморазвитию (личностный фактор) остается невключенной.

Л. Б. Гиль и К. А. Чеховских рассматривают способности к саморазвитию «как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем» [4, с. 15]. Авторы считают, что эффекты развития этих способностей связаны с формированием устойчивой мотивации к саморазвитию, готовностью к саморазвитию, которая предполагает овладение субъектом способностью самоуправления, связанной со способностью ориентироваться в ситуации, умением увидеть проблему, анализировать противоречия; а также такие саморегулятивные умения, как прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекцию.

В исследованиях, затрагивающих возрастные аспекты саморазвития, приводятся определения, характеризующие саморазвитие школьников, студентов. Е. Н. Ларина, исследуя способность к саморазвитию в подростковом возрасте, определяет ее «как сложное интег-ративное личностное образование, комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию и характеризующих субъектную позицию подростка в этом процессе в единстве мотивационно-ценност-ного, оценочно-ориентационного и рефлексивно-результативного компонентов» [5, с. 15]. С. А. Алешина [6], изучая саморазвитие личности у студентов, рассматривает его как становление интегративного качества — субъектности, включающего мотивационный, деятель-ностный и рефлексивно-регулирующий компоненты. В. Г. Маралов понимает саморазвитие как одну из сложных форм функционирования внутреннего мира, которое охватывает переработку опыта, конструирование собственных позиций и убеждений, выдвижение жизненных целей, поиск путей самоопределения, а также преобразование самого внутреннего мира [7].

Процесс саморазвития определяется как целостная интегративная система, которая базируется на деятельностном преобразовании личностью себя. Эта система является информационно открытой. Потребности в самоизменении и личностном росте ведут к саморазвитию, которое происходит на основе саморегуляции личностью своего поведения и деятельности, ориентированной на достижение личностно и профессионально значимых целей [8].

Н. А. Низовских рассматривает саморазвитие как «специфическую деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемую в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [9, с. 9]. Саморазвитие в современных теоретических концепциях понимается как особого рода деятельность, режим жизни, способ деятельности, стратегия жизни или жизненная ориентация [10]. Анализируя современные отечественные психологические исследования в области саморазвития, В. Б. Маралов выделяет ряд его общих закономерностей: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвития, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность [11].

Рассмотренные определения саморазвития и способности к нему показывают, что авторы выделяют такие его аспекты, как когнитивный, деятельностный, жизненно-ориентированный, интегративный, системный, преобразовательный, мотивационно-ценностный, оценочно-ориентационный, саморегулятивный, рефлексивно-регулирующий. Единого представления о саморазвитии не существует. В некоторых концепциях акцент делается на роли когнитивных факторов, в других приоритетными являются саморегулятивные умения; субъектная позиция; преобразование внутреннего мира; специфическая деятельность по самоизменению, направленная на решение жизненных задач.

Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества компонентов, различных форм проявления является закономерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Саморазвитие может быть представлено в трех формах: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация [7]. Самоутверждение позволяет проявить себя как личность. Самосовершенствование отражает движение и приближение к идеалу. Самоактуализация свидетельствует о потребности найти в себе определенный потенциал и реализовать его. Все вышеуказанные формы тесно связаны. Для того чтобы совершенствовать себя и самоактуализироваться, необходимо сначала пройти через самоутверждение — утвердиться в своих глазах и глазах других людей [7].

Саморазвитие включат самопознание и самоуправление. Как отмечал В. Г. Маралов, самопознание связано с процессом познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире [7]. В концепции самоуправления Н. М. Пейсахова оно определяется как целенаправленное самоизменение или управление человеком своими формами активности: поведением, деятельностью, общением и переживаниями. Самоуправление тесно связано с саморегуляцией, но вместе с тем и отличается от нее [12].

Е. В. Кулеш, рассматривая самоуправление в качестве операционального механизма управления деятельностью, отражает важную роль субъектности, которая определяется автором как способность личности к самостоятельному управлению деятельностью, ведущему к самоизменению. Это самоизменение происходит благодаря проявлению разных форм активности при разрешении внутренних противоречий самосознания личности [13].

Саморазвитие связано также с самореализацией. А. А. Деркач и Э. В. Сайко показывают, что саморазвитие порождает потребность и возможность самореализации, в то же время раскрытие своих возможностей самореализации вызывает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. Таким образом развивается субъектность субъекта [14].

Для саморазвития большое значение имеет ответственность, как подчеркивает Л. М. Попов [15]. Он пишет, что ответственность как составляющая этического слоя личности «является одним из необходимых элементов в структуре психологической организации человека как субъекта саморазвития» [16, с. 3].

Итак, важная роль субъектности и понятия «субъект» в связи с саморазвитием отмечается многими исследователями. Согласно В. И. Слободчикову и Е. И. Исаеву, «саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [17, с. 147]. Авторы считают, что человек, становясь субъектом собственного саморазвития, получает широкую возможность для личностного и профессионального самоопределения, что создает условия для накопления и актуализиации внутреннего потенциала.

Понятия субъектности и субъекта рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. В. Знакова, Е. С. Сергиенко и других ученых. Основы для изучения субъектности и субъекта были заложены С. Л. Рубинштейном, который показал важную роль позиции субъекта, связанную с его определяющей характеристикой — активностью, ведущей к преобразованию себя и мира [18]. Эти идеи имеют непосредственное отношение к саморазвитию.

К. А. Абульханова и А. В. Брушлинский выделяют следующие свойства субъекта: активность, ценность, самостоятельность, ответственность, творчество и др. [19-21]. Можно сказать, что без этих свойств субъекта саморазвитие невозможно. В. В. Знаков рассматривает субъекта в рамках психологии человеческого бытия, фокусируя внимание на смысловых и ценностных контекстах жизни субъекта [22]. Е. А. Сергиенко, разрабатывая проблему субъекта и субъектности, предлагает системно-субъектный подход [23], который позволяет охватить разные точки зрения на субъекта, создавая возможность для объединения его проявлений в более широкие области субъектности, которые могут быть представлены как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни [24, с. 129].

Для анализа рассматриваемой нами высшей способности к саморазвитию как субкомпонента ментального компонента духовных способностей имеют значение все три вышеназванных аспекта субъектности: актуализируя высшую способность к саморазвитию, человек проявляет себя как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни. При этом важно учитывать, что в разные периоды и этапы жизни эти проявления субъектности сопряжены с различными задачами и возможностями их выполнения.

Выступая субъектом деятельности, человек использует саморазвитие для максимальной самореализации в деятельности, достигая в ней высочайших результатов. В качестве субъекта развития он непрестанно трудится над всесторонним самоулучшением — самосовершенствованием. Будучи субъектом жизни, человек становится автором своего жизненного пути, стремясь к воплощению высших ценностей и самоактуализации.

Таким образом, субъектность является важнейшим фактором, способствующим саморазвитию. Именно благодаря возможности становиться субъектом своих действий и поступков, человек может осуществлять саморазвитие, особенно его высшие проявления, связанные с высшей способностью к саморазвитию.

Высшая способность к саморазвитию, представляя собой субкомпонент духовных способностей, их ментального компонента, относится к высшим способностям и этим отличается от обычной способности к саморазвитию. То есть высшая способность к саморазвитию связана с высшими рубежами развития личности — стремлением к самопреобразованию, самосовершенствованию и самоактуализации, в основе чего лежит ориентация на высшие ценности и смыслы бытия.

Высшая способность к саморазвитию базируется на способности становиться лучше, что означает быть лучшим в данный момент не по сравнению с другими, а по сравнению с самим собой «вчерашним», «прежним». Она предполагает желание становиться лучше во всех смыслах; охватывает: а) личностную сферу — ориентация на высокие идеалы и ценности, сосредоточенность на развитии духовно-нравственных качеств, улучшение общения и навыков взаимодействия с людьми на основе бескорыстной любви к людям; гармоничное развитие разных сторон личности; б) интеллектуальную сферу — стремление делать нечто лучше, чем человек делал это прежде (лучше учиться, лучше познавать себя, мир, других людей, расширять кругозор, диапазон умений, лучше осуществлять профессиональные обязанности и прочее, чтобы это приносило благо и самому человеку, и обществу, в основе этого лежит идея служения людям.

Способность становиться лучше связана с движением от «Я» эгоцентрического к «Я» духовному, что может рассматриваться как преодоление «Я» эгоцентрического, выход за его пределы, отражая переплетение с трансцендентыми способностями. Движение от «Я» эгоцентрического к «Я» духовному связано с проявлением усилий для избавления от эгоизма, любых неблаговидных намерений, желаний и поступков, дурных привычек, вредоносных стереотипов поведения, лени, трусости, агрессии и культивирование чистых мыслей, дружелюбия, доброты, милосердия.

Высшая способность к саморазвитию требует мужества, проявления воли, ответственности, трудолюбия, целеустремленности, а также самоконтроля, понимания себя и других, правильной оценки жизненных ситуаций и событий. Она тесно связана с высшими интеллектуальными, рефлексивными, саморегулятивными и творческими компонентами духовных способностей. Главным критерием включения способности к саморазвитию в категорию духовных является их неразрывная связь с высшими моральными способностями, входящими в состав морального компонента духовных способностей. Моральный компонент состоит из следующих субкомпонентов: духовно-нравственные качества, бескорыстная любовь к людям, стремление к смыслу, совесть, духовная альтруистическая направленность. Основу всех элементов морального компонента духовных способностей составляют ценностно-нравственные и смысловые устремления, ориентированные на высшие ценности и принципы абсолютной морали.

Можно сказать, что высшая способность к саморазвитию, проявляясь как духовная способность, относится к сверхнормативному уровню поведения (например, научиться рисовать для того, чтобы созданные картины наполняли жизнь окружающих добрыми, светлыми чувствами и мыслями, помогали видеть красоту мира, возвышали человека) и этим отличается от обычной способности к саморазвитию, которая имеет отношение к нормативному уровню поведения (например, повышать степень профессиональной компетенции в соответствии с требованиями своей организации, совершенствовать качества личности, ориентируясь на нормы корпоративной (относительной) морали). Способность к саморазвитию, как ни парадоксально, может носить и деструктивный характер (например, когда человек стремится достигнуть совершенства в мошенничестве, воровском деле, оттачивая и улучшая соответствующие навыки и умения (аморальное поведение)).

Итак, высшая способность к саморазвитию, входящая в состав ментального компонента духовных способностей, отражающего глубину умственных возможностей человека, тесно связана с моральным компонентом модели духовных способностей, основу которых составляют высшие ценностно-нравственные идеалы. Высшая способность к саморазвитию имеет много характеристик и параметров, сходных с обычной способностью к саморазвитию, которые подробно описаны выше, но в то же время имеет и кардинальное отличие — высокий духовно-нравственный ориентир.

Таким образом, рассмотрение понятий саморазвития и способности к саморазвитию позволяет сделать вывод об их глубокой смысловой насыщенности, создаваемой благодаря многозначности определений. Существующие в отечественной психологии трактовки саморазвития и способности к саморазвитию отражают его различные аспекты и компоненты: когнитивный, деятельностный, системный, субъектный, жизненно-ориентированный, интегративный, преобразовательный, мотивационно-ценностный, оценочно-ориентацион-ный, саморегулятивный, рефлексивно-регулирующий. Отмечается важная роль ответственности в субъектности саморазвития.

В психологических исследованиях (теоретических и эмпирических) были описаны различные механизмы саморазвития: самопознание, самоуправление, самоулучшение; разные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация). Многообразие факторов, определяющих саморазвитие (мотивационных, саморегулятивных, когнитивных, ценностно-смысловых); выделение множества аспектов и компонентов саморазвития, его различных форм проявления отражают сложность и многомерность данного психологического феномена.

Читать статью  Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.

Анализ понятий «саморазвитие» и «способность к саморазвитию» позволил установить, что позиция субъекта и проявление субъектности играют важнейшую роль в процессе само-

развития, особенно это касается высшей способности к саморазвитию. Описание высшей способности к саморазвитию привело к выявлению ее специфики, которая заключается в принадлежности к категории духовных способностей в качестве составляющей их ментального компонента. В результате были определены различия между способностью к саморазвитию и высшей способностью к саморазвитию. Основное отличие заключается в том, что высшая способность к саморазвитию связана с ориентацией личности на высшие ценности и идеалы.

1. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.

2. Ожиганова Г. В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020. 288 с.

3. Виноградский М. Д., Шканова О. М. Организация труда менеджера. Киев, 2002. URL: https://banauka. ru/1075.html (дата обращения: 10.06.2021).

4. Гиль Л. Б., Чеховских К. А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1 (74). С. 14-16.

5. Ларина Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

6. Алешина С. А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 22 с.

7. Маралов В. Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2015. № 4. С. 147-152.

8. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3 (84). С. 374-381.

9. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М., 2007. 255 с.

10. Щукина М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1. С. 154-164.

11. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/27212?p_page=5 (дата обращения: 12.07.2021).

12. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 235 с.

13. Кулеш Е. В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной ее жизненного пути: на примере подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 27 с.

14. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222-235.

15. Попов Л. М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и Зло в психологии человека. Казань; Нижнекамск: Изд-во Казанского ун-та, 2000. 176 с.

16. Попов Л. М., Закирова М. А. Теория и технология саморазвития ответственности студентов // Образование и саморазвитие. 2007. № 6. С. 3-8.

17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

19. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.

20. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция Сергея Леонидовича Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

21. Брушлинский А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 208-268.

22. Знаков В. В. Психология человеческого бытия: проблемы и преспективы // Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

23. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120-132.

24. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа понимания себя и другого в онтогенезе человека М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.

Ожиганова Галина Валентиновна, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 15.08.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-190-198

SELF-DEVELOPMENT, ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT AND HIGHER ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT

Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

The article analyzes the concept of «self-development» and the personality abilities associated with it from a psychological point of view. The purpose of the research is to consider the concept of «self-development», as well as «the ability for self-development», «the highest ability for self-development» and identify the difference between these abilities. In the course of the analysis the concept of self-development is described, its various characteristics and parameters are revealed. The article presents definitions of the ability for self-development, covering its different aspects, such as systemic, integrative, subjective, activity-oriented, life-oriented, transformative, motivational-value, evaluative-orientational, self-regulatory, reflexive-regulatory, cognitive. It is shown that there is no single concept of self-development. Some concepts emphasize the role of cognitive factors, while others give priority to self-regulatory skills; subject position; transformation of the inner world; specific activity for self-change, aimed at solving life problems. It is concluded that the variety of factors contributing to self-development, the identification of many its aspects and components, various forms of manifestation seems to be logical, since it reflects the complexity and multidimensionality of this psychological phenomenon. A special place in the article is occupied by the description of subjectiveness, which is interpreted by the author as one of the key factors determining self-development. The important role of the position of the subject and subjectiveness in self-development and its importance for the manifestation of the highest ability for self-development, when a person acts as a subject of activity, as a subject of development, and as a subject of life, is emphasized. The specificity of the highest ability for self-development is noted, associated with its belonging to the mental component of spiritual abilities. The difference between the ordinary ability for self-development and the higher ability for self-development is shown, which is due to the fact that the highest ability for self-development is focused on absolute values and high spiritual and moral ideals.

Keywords: characteristics of self-development, subject, subjectiveness, the ability for self-development, the highest ability for self-development.

1. Ozhiganova G. V. Duhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel’nosti [Spiritual сapacities as a resource of life activity]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2016. 282 p. (in Russian).

2. Ozhiganova G. V. Dukhovnaya lichnost’ [Spiritual personality]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2020. 288 p. (in Russian).

3. Vinogradskiy M. D., Shkanova O. M. Organizatsiya truda menedzhera [Labor organization of the manager]. Kiev, 2002 (in Russian). URL: https://banauka.ru/1075.html (accessed 10 June 2021).

4. Gil’ L. B., Chekhovskikh K. A. Sposobnost’ k samorazvitiyu v kontekste gumanitarizatsii obrazovaniya [The ability for self-development in the context of the humanization of education]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta — Izvestiya of Altai State University, 2012, no. 2-1 (74), pp. 14-16 (in Russian).

5. Larina Ye. N. Psikhologicheskiye usloviya formirovaniya sposobnosti k samorazvitiyu u starshikhpodrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Psychological conditions for the formation of the ability to self-development in older adolescents. Dis. cand. of ped. sci.]. Samara, 2007. 24 p. (in Russian).

6. Aleshina S. A. Samorazvitiye lichnosti studenta v obrazovatel’nomprostranstvepedagogicheskogo kolledzha. Dis. kand. ped. nauk [Self-development of a student’s personality in the educational space of a pedagogical college. Dis. cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2003. 22 p. (in Russian).

7. Maralov V. G. Obshchiye zakonomernosti i vozrastnyye osobennosti samorazvitiya lichnosti [General patterns and age characteristics of personality self-development]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta -Cherepovets State University Bulletin, 2015, no. 4, pp. 147-152 (in Russian).

8. Garanina Zh. G., Mal’tseva O. Ye. Samoregulyatsiya kak faktor lichnostno-professional’nogo samorazvitiya bu-dushchikh spetsialistov [Self-regulation as a factor of personal and professional self-development of future specialists]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of Education, 2016, vol. 20, no. 3 (84), pp. 374-381 (in Russian).

9. Nizovskikh N. A. Chelovek kak avtor samogo sebya: psikhosemanticheskoye issledovaniye zhiznennykh printsipov v strukture samorazvivayushcheysya lichnosti [Man as the author of himself: psychosemantic study of life principles in the structure of a self-developing personality]. Moscow, 2007. 255 p. (in Russian).

10. Shchyukina M. A. Samorazvitiye lichnosti: istoriya i sovremennoye sostoyaniye problemy v otechestvennoy psi-khologii [Personal self-development: history and current state of the problem in domestic psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, 2009, no. 1, pp. 154-164 (in Russian).

11. Maralov V G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [Fundamentals of self-knowledge and self-development]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 256 p. (in Russian). URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/ 27212?p_page=5 (accessed 12 July 2021).

12. Peysakhov N. M. Zakonomernosti dinamiki psikhicheskikh yavleniy [Patterns of the dynamics of mental phenomena]. Kazan, Kazan University Publ., 1984. 235 p. (in Russian).

13. Kulesh Ye. V. Psikhologicheskiye osobennosti vzaimosvyazi samoupravleniya lichnosti s sub»yektivnoy kartinoy yeyo zhiznennogo puti: na primere podrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Psychological features of the relationship between self-government of the individual and the subjective picture of life path: on the example of adolescents. Dis. cand. of ped. sci.]. Khabarovsk, 2009. 27 p. (in Russian).

14. Derkach A. A., Sayko E. V. Samorealizatsiya kak strukturoobrazuyushchiy konstrukt i protsess v ontogeneze [Self-realization as a structure-forming construct and process in ontogenesis]. Mirpsikhologii, 2009, no. 2, pp. 222-235 (in Russian).

15. Popov L. M., Kashin A. P., Starshinova T. A. Dobro i Zlo vpsikhologii cheloveka [Good and Evil in human psychology]. Kazan; Nizhnekamsk, Kazan University Publ., 2000. 176 p. (in Russian).

16. Popov L. M., Zakirova M. A. Teoriya i tekhnologiya samorazvitiya otvetstvennosti studentov [The theory and technology of self-development of students’ responsibility]. Obrazovaniye i samorazvitiye — Education and Self-Development, 2007, no. 6, pp. 3-8 (in Russian).

17. Slobodchikov V. I., Isayev Ye. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: raz-vitiye sub»yektivnoy real’nosti v ontogeneze [Foundations of psychological anthropology. Psychology of human development: the development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, 2000. 416 p. (in Russian).

18. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002 (in Russian).

19. Abul’khanova K. A. O sub»yekte psikhicheskoy deyatel’nosti [About the subject of mental activity]. Moscow, Nauka Publ., 1973 (in Russian).

20. Abul’khanova K. A., Brushlinskiy A. V. Filosofsko-psikhologicheskaya kontseptsiya Sergeya Leonidovicha Ru-binshteyna [Philosophical psychological concept of Sergei Leonidovich Rubinstein]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 248 p. (in Russian).

21. Brushlinskiy A. V Iskhodnyye osnovaniya psikhologii sub»yekta i yego deyatel’ nosti [The initial foundations of the psychology of the subject and his activity]. Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya [Psychological science in Russia of the XX century]. Ed. A. V. Brushlinskiy, Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 1997. Pp. 208-268 (in Russian).

22. Znakov V. V. Psikhologiya chelovecheskogo bytiya: problemy i prespektivy [Psychology of human existence: problems and prospects]. Psikhologiya sub»yekta ipsikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of the subject and psychology of human existence]. Eds. V. V. Znakova, Z. I. Ryabikinoy, Ye. A. Sergiyenko. Krasnodar, Kuban University Publ., 2010. 371 p. (in Russian).

23. Sergiyenko Ye. A. Sistemno-sub»yektnyy podkhod: obosnovaniye i perspektiva [System-Subject Approach: Justification and Perspective]. Psikhologicheskiy zhurnal — Psychological Journal, 2011, vol. 32, no. 1, pp. 120-132 (in Russian).

24. Sergiyenko Ye. A., Lebedeva Ye. I., Prusakova O. A. Model’psikhicheskogo kak osnova ponimaniya sebya i drugogo v ontogeneze cheloveka [Model of the mental as a basis for understanding oneself and the other in human ontogenesis]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2009 (in Russian).

Ozhiganova G. V., Leading Researcher, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences (ul. Yaroslavskaya, 13, Moscow, Russian Federation, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

С чего начать саморазвитие: подробная инструкция для тех, кто хочет меняться к лучшему

С чего начать саморазвитие

Большинство людей, пребывая в своей личной зоне комфорта, даже не задумываются о важности саморазвития, работе над собой и, как следствие, обретении лучшей жизни.

Но если вы хотите добиться успеха, чувствуете стремление к самореализации, ощущаете потребность в самосовершенствовании, моя сегодняшняя статья поможет в этом.

Я расскажу с чего начать саморазвитие, как правильно действовать, чтобы не забросить смелые начинания на полпути.

Что такое саморазвитие и для чего оно нужно

Саморазвитие – это прежде всего целенаправленный и осознанный процесс, предпринимаемый человеком для собственного личностного роста. Это работа над собой по улучшению качества жизни, духовному и интеллектуальному ее наполнению.

Направлений для самосовершенствования превеликое множество, точнее – направление можно выбирать абсолютно любое:

  • здоровый образ жизни;
  • специальные знания, навыки, практики;
  • новые профессии, карьерный рост, улучшение финансового положения;
  • яркие впечатления, путешествия, кино, театры, книги;
  • отношения, участие, помощь тем, кто в этом нуждается.

Даже незначительный поступок, выводящий из зоны комфорта, является саморазвитием.

Без движения нет жизни. Рутина, усталость, страх перемен, да и просто банальная лень разворачивает течение времени вспять. На смену развитию приходит деградация. Она приводит к апатии, отсутствию смысла жизни, плохому настроению, проблемам со здоровьем. И главное, к нежеланию что-либо менять.

Почему нет стремления к самосовершенствованию

Что нам мешает меняться? В первую очередь, это страхи, боязнь перемен. Никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность, сталкиваться с критикой, терпеть неудачи. Поэтому выход за пределы комфортного существования требует серьезных усилий, действий. Чем дольше человек пребывает в своем коконе, тем тяжелее ему оттуда выйти.

Читать статью  Личностный рост: что такое, с чего начать, для чего необходим

Вторая причина – мотивация. Именно она побуждает человека к действию, заставляет двигаться к намеченной цели. Мотивационная сущность индивида сама реагирует на внешние и внутренние раздражители, определяет источник побуждения. И если активному человеку для постоянного развития достаточно собственных установок, то инертному и слабому обязательно нужен пример извне.

Почему нет стремления к саморазвитию

Третьей причиной можно назвать отсутствие силы воли. Неумение контролировать свои реакции на внешние соблазны, невозможность отстоять личные долговременные интересы в угоду сиюминутной слабости. Чему стоит научиться прежде всего, так это укреплению духа, что по сути и будет началом самосовершенствования.

Как правильно подойти к работе над собой

Избавившись от страхов, собрав силу воли в кулак и найдя побуждающий мотив, можно начать меняться к лучшему. Не каждый человек способен в одночасье «подорваться» и кардинально изменить свою жизнь. Это и не нужно. Рассмотрим 3 первых шага для плавного и гармоничного перехода на путь саморазвития личности.

Наведите порядок в голове

Прислушайтесь к себе. Проанализируйте свою жизнь. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что для меня важно?», «Что я действительно хочу?», «Чем бы хотел заняться?», «Что мне приносит радость?». Без глубокого самопознания невозможно саморазвиться.

Попробуйте сформулировать главный смысл своей жизни, для чего вы живете, какой след хотите оставить. Какова ваша система ценностей. Определитесь с личными целями в разных сферах деятельности и реальными способами их достижения.

Начните делать что-то новое

Размышления о смысле жизни могут затянуться. Поэтому, задумываясь над пониманием себя, начинайте развитие с непривычных для вашей повседневной жизни поступков. Посетите мероприятие, никогда ранее не привлекавшее ваше внимание, познакомьтесь с новыми людьми, совершите необычное путешествие, запишитесь, наконец, в секцию по волейболу. А почему нет? Это очень захватывающе.

Новые события, впечатления поднимают настроение, расширяют кругозор, помогают выявить в себе скрытые способности. Позитивные эмоции раскрепощают, притягивают удачу, позволяют легче справиться со страхами.

Выберите цель

Поставьте перед собой реальную цель и делайте к ней хотя бы по одному небольшому шагу в день. Важно не взваливать на себя непомерную ношу, не форсировать события. Разбейте главную цель на подцели и каждый раз приподнимайте планку. Двигайтесь помалу, но постоянно. Результат не заставит себя ждать. Достигнутые успехи повысят мотивацию продолжать работу над собой.

«Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает».

Русская пословица.

И не откладывайте на завтра. «Завтра» – значит «никогда».

С чего начать: пошаговая инструкция

Начать развиваться как личность поможет план действий. Мое подробное руководство состоит из практических рекомендаций. Возьмите на вооружение подходящие вам, остальные – примите к сведению.

Шаг 1. Определитесь, чем хотите заняться

Вы уже получили достаточный опыт, когда пробовали делать что-то новое. Опираясь на свои ощущения, решите, в каком направлении начнете двигаться. Будет ли это смена профессии, карьерный рост или моделирование собственной фигуры. Какую сферу жизни вам больше всего хочется развить?

Запишите поставленную задачу в специальный дневник. Составьте предметный, не абстрактный, план по ее решению. Укажите временные рамки. Отмечайте галочками успешные завершения. Празднуйте в том числе и маленькие победы. Дополняйте, усложняйте задания.

Шаг 2. Распланируйте свой день

Работать над собой, не имея для этого времени, невозможно. Расходуйте его эффективно. Заносите список дел в ежедневник, распределяйте их по важности. Продумайте свой распорядок дня, найдите в нем подходящее место для самореализации.

Не загружайте себя ненужными делами, они не дают продуктивности, но отнимают время. Кроме того, искусственная нехватка времени может стать оправданием для послаблений в достижении результатов.

Шаг 3. Найдите время для отдыха

«Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать», «Лучший отдых – активный». Помните эти утверждения? Отдых необходим каждому из нас. Созерцая пейзажи, вдыхая свежий воздух, человек расслабляется, заряжается позитивной энергией.

Чем можно заняться для саморазвития

После напряженного рабочего дня не грех полежать на диване, посмотреть любимый сериал. Не отказывайте себе в привычных удовольствиях, но не злоупотребляйте – развиться таким образом вряд ли получится. Не ложитесь поздно спать, старайтесь просыпаться в одно и то же время. Здоровый сон необходим для восстановления сил.

Шаг 4. Поборите лень

Лень – это сопротивление организма, отказ выполнять лишние и бессмысленные с его точки зрения действия. Она необходима человеку для выживания, способствует сохранению физической или психической энергии. Действительно, зачем самому готовить обед, если можно заказать пиццу на дом, менять свою жизнь, если и так все устраивает.

Чем меньше в человеке энергии, тем больше проявляет себя лень. И наоборот, избыток энергии делает бессмысленным накопление энергетических ресурсов. Побороть лень можно только активностью. Не беритесь сразу за выполнение объемных дел, не пугайте организм, разбейте их на маленькие части. Действуйте постоянно, превращая процесс в привычку, систему. Получайте удовольствие от происходящего.

Шаг 5. Начните приобретать новые знания

Чтение книг, посещение выставок, театров обогащает жизнь, открывает перспективы для саморазвития. Выбирайте жанр по душе, окунайтесь в волшебный мир творчества, черпайте знания, заряжайтесь энергией.

Окружите себя интересными людьми. Вам не обязательно общаться с ними тет-а-тет. Слушайте радио- или телепередачи с умными, образованными, целеустремленными участниками. Наполнение глубокой разноплановой информацией благоприятствует духовному и физическому росту.

Полезные материалы для саморазвития

В этом блоке я хочу вам порекомендовать две вещи. Во-первых – сервис Викиум, которым я пользуюсь лично. Во-вторых, наши подборки с курсами по саморазвитию.

Бесплатные тренажеры и вебинары от Викиум

Итак, знакомимся с Викиумом. Это очень классный сайт, потому что он почти полностью бесплатный. Там много всяких полезностей, которые я вам очень рекомендую.

Прежде всего – тренажеры. Их сейчас больше ста, и проект продолжает создавать все больше новых. Тренажер – это простая онлайн-программа для прокачки какого-то навыка. Большинство из них прокачивают память и внимание, но есть также тренажеры на работу с текстом, ассоциативное мышление, речь, быстрый счет и другие навыки.

Совет

Сделайте себе на Викиуме программу тренировок. Чтобы ее создать, надо сначала пробежаться глазами по всем тренажерам и отобрать для себя подходящие. Затем попробовать на них позаниматься и распределить их все по дням недели. Можно даже определить время для каждого отдельного тренажера.

План тренировок поможет вам не забывать о них и не лениться.

Вторая полезность – вебинары. Раньше вебинар был только один, сейчас добавилось еще два. Они тоже полностью бесплатные, но на них надо заранее записываться. Вот ссылки:

    . О том, как достигать своих целей и повышать продуктивность на работе или в учебе. После вебинара эксперты дарят каждому участнику подарок – подборку упражнений, которые помогут улучшить концентрацию на выполняемых задачах, сосредоточиться и «не терять фокус». . Преподаватели рассказывают об особенностях функционирования головного мозга человека, о том, как заставить свою голову работать, чтобы достичь «прорыва» в жизни, в межличностных отношениях, в карьере и пр. ? О том, как не теряться в современном мире, как быстро запоминать информацию любого рода, строить ассоциативные связи в памяти, как правильно искать информацию и работать с ней. Материалы применимы для людей всех сфер деятельности.

По своему опыту скажу следующее. На этих вебинарах Викиум обычно рекламирует какие-то свои платные продукты, но вебинары не акцентированы именно на рекламу. Они познавательные и интересные, там дается материал, который реально можно применять в своей жизни. К тому же, всё бесплатно. Рекомендую.

Курсы Викиум

Переходим к курсам. Они уже платные, но достаточно дешевые. Перечислю самые лучшие из них и кратко охарактеризую.

Детоксикация мозга – мне кажется, это самый популярный и востребованный курс. У вас бывали ситуации, когда происходит что-то неприятное и вы постоянно об этом думаете? Как будто пережевываете жвачку из негатива и никак не можете ее выплюнуть? Это отвратительное состояние и «Детоксикация мозга» как раз учит с ним бороться. Вы узнаете, как останавливать подобного рода диалоги внутри себя и быстро переключаться на позитив.

Целеполагание – не только о том, как ставить цели, но и как создавать пошаговый план их достижения, как не терять мотивацию на пути к своим целям. Помимо теории в курсе много упражнений и тренажеров, которые помогут вам закрепить навык целеполагания на практике и стать более целеустремленным человеком.

Эмоциональный интеллект – как научиться лучше понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, правильно на них реагировать, чтобы поддерживать межличностное общение. Программа призвана улучшить разные стороны вашей жизни, помочь вам создавать позитивную атмосферу вокруг себя и дома, и на работе, в общении как с людьми своего возраста, так и с родителями, детьми.

Эффективное общение – как правильно общаться с человеком в сложных ситуациях, как вести себя при возникновении конфликтов, не позволять этим конфликтам разрастаться. В курс также входит материал по чтению языка тела, анализу мимики и жестов.

Мышление – здесь больше практики, чем теории. Вы будете работать с разными упражнениями, чтобы учиться мыслить нестандартно. Эксперты научат вас анализировать информацию разных типов, быстро выделять главное, видеть взаимосвязи.

Профайлинг – это про то, как «читать человека». Как понимать, лжет он вам или говорит правду. Как понять просто по взгляду, какие чувства человек к вам испытывает, приятно ли ему находиться рядом с вами.

Мнемотехники – эксперты обучают самым популярным мнемотехникам, которые помогут вам быстро запоминать информацию. Вы будете лучше удерживать в памяти важные даты, имена, номера телефонов, номера и пин-коды банковских карт. Еще один плюс программы – она идеально подходит для тех, кто хочет изучать языки.

100 имен за 30 минут – примерно то же самое, что и мнемотехники. Эта программа более узкая и нацелена уже только на имена.

Скорочтение – как не просто быстро читать тексты, но как уметь схватывать информацию, все запоминать и анализировать. Когда освоите этот курс, сможете намного эффективнее работать с текстовыми материалами.

Полиглот – здесь собраны техники, которые помогают изучать любые иностранные языки. Это как бы «ключи» к языкам. Вы узнаете, как правильно запоминать слова, чтобы они не вылетали из вашей головы буквально на следующий день, как работать с грамматическими правилами, как быстро начинать говорить на иностранном языке и так далее.

Наши подборки с курсами для саморазвития

Теперь по поводу наших курсов. У нас выходила пару месяцев назад подборка с курсами по психологии. Она очень популярна у читателей, наверное потому, что мы собрали там много качественных бесплатных курсов и интенсивов. Даже таких, которые проводятся на крупнейших онлайн-платформах типа Скиллбокса и Нетологии.

Все курсы рассортированы по группам – пробегитесь по ним глазами и выберите то, что вам больше всего нравится.

Вот еще несколько подборок, зацените:

    – материалы для руководителей любого уровня. Много лайфхаков и инструкций для тех, кто хочет руководить людьми, решать конфликты, вести свою организацию к процветанию. – тут мы собрали самые разные программы по скорочтению, чтобы вы могли выбрать подходящую. – помимо психологических курсов есть и «прикладные». Например, как правильно отчитываться перед начальством, как доносить идеи начальства до подчиненных. – в основном, курсы о том, как выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и работать с возражениями. – имеются в виду отношения между мужчиной и женщиной, парнем и девушкой. Мы постарались собрать там материалы для людей абсолютно всех возрастов.

И последнее – посмотрите нашу подборку книг по саморазвитию. Подборку сделал профессиональный психолог, она собрала там книги, которые действительно стоит прочесть каждому человеку. Не пренебрегайте.

Как самосовершенствоваться женщине

Для прекрасной половины человечества нет ограничений в выборе направлений для самосовершенствования. Семья, карьера, красота, образование, благотворительность – развиваться можно в любом из этих направлений, было бы только желание.

Ведите здоровый образ жизни, следите за питанием – это продлевает молодость. Добавьте в свой график физическую активность, подтяните мышцы. Посетите косметолога, сходите на шоппинг. Не забывайте об интеллектуальном развитии. Умная и красивая женщина может добиться в жизни многого.

Как самореализоваться мужчине

Природа определила для мужчины роль защитника и добытчика. Займитесь серьезно спортом, тренируйте тело и дух. Поменяйте работу на новую с перспективой карьерного и финансового роста. Уделяйте больше времени воспитанию своих детей, возьмите на себя ответственность за их будущее, передавайте им свой опыт. Помогайте родителям, обеспечьте им достойную жизнь, будьте для них опорой, дайте им повод гордиться собой.

Развивайте эрудицию, мужчина должен много знать. Читайте книги. Не забывайте, что самый сексуальный орган у представителей мужского пола – мозг.

Заключение

В заключении хочу сказать о позитивности мышления. Именно голова приводит в движение тело. Следовательно, для самосовершенствования необходимы созидательные, ясные, положительные мысли.

Неизбежные трудности, даже поражения, воспринимайте философски. Жизнь на этом не заканчивается, а лишь дает еще одну возможность для начала саморазвития.

Друзья, как вы улучшаете свою жизнь, чем увлекаетесь? Как проводите свободное время? Есть ли у вас свои способы достижения поставленных целей?

Источник https://hr-portal.ru/article/usloviya-sovershenstvovaniya-i-professionalnogo-samorazvitiya

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-sposobnost-k-samorazvitiyu-i-vysshaya-sposobnost-k-samorazvitiyu

Источник https://vsvoemdome.ru/psihologiya/samorazvitie/s-chego-nachat-samorazvitie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *