Содержание

Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Автор рассматривает портфолио как средство самообразования , самопознания, мотивации достижений студентов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возвышаева И. П.

Самостоятельная работа как одно из педагогических условий формирования коммуникативной компетенции будущих переводчиков в сфере профессиональной коммуникации

The author considers a portfolio as means of self-education, self-knowledge, motivation of achievements of students.

Текст научной работы на тему «Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности»

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И

Автор рассматривает портфолио как средство самообразования, самопознания, мотивации достижений студентов.

The author considers a portfolio as means of self-education, self-knowledge, motivation of achievements of students.

Функциональная неграмотность выпускников колледжей, будущих специалистов является серьезным препятствием для их успешной профессиональной адаптации. По мнению многих экспертов, в частности экспертов ЮНЕСКО, функциональная неграмотность относится к числу факторов риска современной цивилизации. Она оборачивается большими потерями для общества. Под функциональной неграмотностью понимают неумение гражданина цивилизованного общества выполнять свои элементарные профессиональные, общественные, жизненные обязанности. Важным условием для успешного освоения профессиональных функций является, в том числе, стремление личности к саморазвитию и самоорганизации.

В этой связи в нашем колледже уделяется большое внимание созданию таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания личности, а также способствовали формированию мотивации достижения.

Портфолио мы рассматриваем как одно из таких средств. Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

Философия учебного портфолио предполагает:

— смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

— основной смысл портфолио: «Показать все, на что ты способен».

Концепция портфолио рассматривается нами как перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.

Наш опыт взаимодействия с потенциальными работодателями показывает, что важным требованием к нашим студентам с их стороны является наличие опыта работы и подтверждение глубокого интереса будущего специалиста к выбранной специальности. При этом сформированное к моменту окончания колледжа портфолио трудоустройства выпускника демонстрирует его готовность к выходу на рынок труда.

В нашем колледже в зависимости от целей, поставленных перед студентом практикуется создание портфолио нескольких типов:

— «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости учащегося и отражающая его успехи в колледже (награды за участие в конкурсах профессионального мастерства, похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, благодарственные письма родителям и т.п.);

— «рефлексивное портфолио», раскрывающее динамику личностного развития учащегося помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все творческие работы учащегося: презентации, образцы оформленных документов, эссе, рисунки, зачетные работы, и т.д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, периода обучения в колледже или одного учебного года);

— «проблемно-исследовательское», связанное с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой подборку материалов по определенным разделам, например: варианты названий доклада (статьи, реферата); список литературы для изучения; план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; аудио-, видео записи выступления учащегося по данной теме на уроке (конференции, семинаре и т.д.); листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; результаты исследования; выводы;

— «тематическое», создаваемое в процессе изучения какой-либо дисциплины или большой темы. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает название изучаемой темы, а также форму контроля по ней — защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.

К формируемому портфолио предъявляются следующие требования: системность и регуля-тивность самомониторинга, достоверность, объективность, нацеленность автора на самосовершенствование, структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений, аккуратность и эстетичность оформления, целостность, тематическая завершенность представленных материалов, наглядность результатов работы, технологичность.

Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента: сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; содержание портфолио с перечислением его основных разделов; самоанализ и взгляд в будущее. Внешне учебные портфолио могут быть оформлены в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения бумаг и т.п. Здесь полный простор для инициативы преподавателя и учащихся. Единственное требование — удобность в хранении.

После проверки портфолио преподавателем необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Учащиеся выступают перед своей группой, раскрывают содержание своих работ, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки данному портфолио.

После публичной защиты преподаватель должен побеседовать с учащимся по поводу качества портфолио и успешности его защиты. Главное, чтобы анализ работы производился без резких оценочных суждений со стороны преподавателя. Результатом этой беседы может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса учащегося или, напротив, смена темы, а соответственно и познавательного интереса. Преподаватель в данной ситуации предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а учащийся выбирает.

Из всего вышесказанного видно, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных спо-

собностей учащихся, проверки уровня усвоения учебного материала, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Портфолио — это «вещдок» профессионализма.

Ключевые слова: колледж, портфолио, самообразование, мотивация достижений.

Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики
консультация на тему

Сегодня во многих детских садах создаются портфолио дошкольников. Являясь своеобразной копилкой личных достижений ребенка в различных видах деятельности, портфолио дает возможность педагогам фиксировать неповторимые индивидуальные проявления детей в течение всего времени пребывания их в дошкольном учреждении.

Читать статью  44 способа позаботиться о себе, которые действительно делают жизнь лучше

Настоящее время предъявляет предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Наконец, какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Сегодня многие склоняются к необходимости «запуска» механизмов самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию у них достижения успеха.

Помочь ребенку раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определенный период.

Причем портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

В зарубежной традиции учебное портфолио определяется как «коллекция работ и результатов деятельности учащегося, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения различных областях».

Но как бы там, ни было, портфолио — это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что еще не можешь, не знаешь, не умеешь.

Для практического решения этой важной задачи, необходимо шире использовать портфолио дошкольника как собрание достижений, фиксацию успехов в индивидуальном развитии ребенка.

Портфолио — это так называемое «досье успеха», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Философия учебного портфолио заключается в том, что оно предполагает смещение акцента с того, чего ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Основной смысл портфолио- показать все, на что способен ребенок.

Важная цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать eго способность практически применять приобретенные знания и умения.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Одно из главных условий — это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер, Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагогов и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  2. Необходимо четко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
  • Для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т.д.).
  • Накопительной, когда информация собирается за определенный период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребенка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т.д.).
  • Тематическое портфолио, составляется исходя из темы. Например, «Мое домашнее животное», «Лето — веселая пора» и т.п.
  1. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. В портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотек, но считаться с мнением ребенка обязательно.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т.п.).

Идея использования портфолио в системе образования с каждым годом получает широкое распространение и в России.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за
последнее десятилетие, влекут за собой и изменения системы оценивания.
При этом «портфель личных достижений ученика» рассматривается как
средство предъявления достижений ребенка для их оценки. Однако в данном случае речь идет о портфолио школьника. Создание же портфолио дошкольника — это новая и пока еще не освоенная технология оценивания, в которой, прежде всего, преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания:

  • субъективизм;
  • ограниченность;
  • недооценивание возможностей детей.

При этом большое значение придается самооценке. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания — адекватного представления отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются и результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности:

  • социальной,
  • коммуникативной,
  • познавательной.

Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей «траектории развития».

Портфолио дошкольника является своеобразной формой диагностической деятельности учреждения. Составляется оно на детей старшего дошкольного возраста.

Портфельчик каждого воспитанника показывает динамику развития ребенка, «картину» того, как он «расцветает», кто ему в этом помогает.

Портфолио можно разделить на несколько видов:

  1. Электрднный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электроном варианте — это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждой группе детского сада есть компьютер.
  2. Портфолио-раскраска . Этот вид портфолио так же привлекателен для ребенка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками:

  • «Какой он (ребенок) хороший»;
  • «Какой он умелый»;
  • «Какой он успешный».

В каждом блоке есть разделы учебного портфолио:

  • раздел документов,
  • раздел работ,
  • раздел отзывов (отзывы специалистов).

Блок «Какой ребенок хороший» включает в себя следующие материалы:

  • сочинение родителей о ребенке;
  • размышления воспитателей о ребенке;
  • неформальная беседа «Расскажи о себе»;
  • интервью у друзей, других детей;
  • самооценка по тесту «Лесенка»;
  • книжка в картинках — «Я», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Моя мечта», «Детский сад», «Школа» и др.;
  • психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • корзина пожеланий: благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;
  • благодарственное письмо родителям — за воспитание ребенка;
  • иллюстративные документы — фото-, видеоматериалы.

В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги).

Блок «Какой ребенок умелый » включает в себя пакет материалов:

  • анкеты для родителей;
  • отзывы воспитателей о ребенке;
  • неформальная беседа с ребенком «Чем ты любишь заниматься?»;
  • рассказы детей о ребенке;
  • рассказы педагогов по кружковой работе;
  • оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных);
  • оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);
  • характеристика психолога (познавательные интересы);
  • грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх викторинах, конкурсах;
  • иллюстрации «умений» — фото-, видеоматериалы.
Читать статью  Условия для саморазвития и самореализации личности | Статья: | Образовательная социальная сеть

Блок «Какой ребенок успешный » включает в себя:

  • отзыв родителей о ребенке;
  • рекомендации воспитателей и специалистов на основе диагностических данных по разным разделам программы;
  • рассказ ребенка о своих успехах;
  • заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат —реальные достижения); они отражены в картах индивидуального развития;
  • творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;
  • свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
  • выводы заведующего, заместителя заведующего по методической и воспитательной работе;
  • документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах;
  • грамоты за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;
  • иллюстрации успешности – фото-, видеоматериалы.

Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка:

  • личностных качеств;
  • преставлений и умений;
  • творческих возможностей и способностей.

Результаты ребенка в той или иной деятельности (деятельностный подход) оцениваются при этом с целью его дальнейшего индивидуального развития, развитие творческих возможностей и способностей детей осуществляется в детском саду воспитателями и педагогами на занятиях и в повседневной жизни, а также в кружках и студиях Центра дополнительного образования дошкольников.

Общими усилиями решаются следующие задачи: выявление, поддерживание творческого потенциала ребенка, оценивание полученных результатов, реальных достижении. Оценить — значит найти определенные качества, показать не только умения и не столько знания, сколько отношение ребенка к себе, сверстникам, близким людям, деятельности. В конечном итоге успешное будущее ребёнка зависит от его личностных качеств: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в достижении желаемого результата в жизни, творчестве.

Алгоритм работы над портфолио.

  1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать потфолио.
  2. Определить вид портфолио.
  3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
  4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
  5. Презентация портфолио.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех участников: родителей, педагога, ребенка. Это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленького человечка. Работа над созданием портфолио -это продвижение вперед, это стимул к чему-то более важному и значимому.

В конце учебного года, когда детский портфельчик наполняется полностью старшие дошкольники чествуются и награждаются грамотами.

Портфолио выпускников детского сада вручается родителям и учителям для установления преемственных связей в начальной школе.

  1. Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, № 1, с. 18-22.
  2. Матросова О.В. Портфолио дошкольника.
  3. Орлова Л . Портфолио школьника.
  4. Голуб Г. Портфолио в системе педагогической диагностики /Г. Голуб //Школьные технологии. — 2005. — № 2-4.
  5. Загвоздкин В. Портфель индивидуальных учебных достижений: нечто
    большее, чем просто альтернативный способ оценки /В. Загвоздкин
    //Педдиагностика. — 2005. — № 1 – С.116.
  6. Калмыкова И. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности /И. Калмыкова //Образование в современной школе. — 2002. — № 5 — C.23.
  7. Лизинский М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания/ М. Лизинский //Зам. директора по воспитательной работе. — 2005. — № 3. -С.87.
  8. Лобода Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения/ Ю. Лобода //Педдиагностика. — 2005. — № 4. — С.71.
  9. Макарова, Е. Портфолио как он есть/Е. Макарова //Библиотека в школе «ПС» — 2006.- № 6. — С. 12.
  10. Новикова, Т. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта. /Т. Новикова — М.: АПК и ПРО, 2003.
  11. Пейн С. Учебные портфолио — новая форма контроля и оценки Достижений учащихся /С. Пейн //Директор школы. — 1998. — № 3. — С. 76.
  12. Пономарева Е. Педагогический совет не тему: «Портфолио образовательного учреждения» /Е. Пономарева //Методист. – 2006.-№7.-С.26.
  13. Прутченков А. Ролевая игра «Портфолио», или папка личных достижений ученика // Методист.- 2005.-№2.- С.11.
  14. Прутченков А. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы.//Методист. — N6. — с.ЗЗ.
  15. Руденко И. Портфолио дошкольника//Обруч. — 2005. — N6.
  16. Сулейманова 3. Портфолио ученика //Замдиректора по воспитательной работе. — 2005. -N3.-c.84
  17. Сулейманова 3. Портфолио учителя. //Зам. Директора по воспитательной работe.-2005-N3-C.8
  18. Федотова Е. Зарубежный опыт использования портфолио //Методист. – 2005. — №5.-С.27.
  19. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания.// Практика административной работы в школе. – 2005. — №5.- С.20.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»

«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса».

«Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики»

«Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики».

Статья «Портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО»

В последние годы мы часто говорим о эффективности использования различных педагогических технологий. Технология создания портфолио воспитанников — одна из наиболее распространенных. А ведь ещё десятил.

Консультация для педагогов: «Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики».

Портфолио дошкольника это инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выст.

Комплексная диагностика личностных проблем дошкольника

Предложенный опосник для родителей поможет выявить агрессивного, тревожного или гиперактивного ребенка.

« Методика комплексной диагностики коммуникативных умений и навыков дошкольников»

laquo; Методика комплексной диагностики коммуникативных умений и навыков дошкольников&raquo.

Технология портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.

Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”.

Откуда появилась такая традиция? Из жизненной необходимости.

Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.

Читать статью  Саморазвитие | Блог 4brain

Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей — как альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.

В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:

  • портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
  • отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
  • демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

(грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);

  • набор рабочих материалов
  • отражает динамику развития учителя;
  • показывает результаты самообразования;
  • демонстрирует стиль преподавания;
  • позволяет проводить рефлексию;
  • помогает спланировать деятельность

Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

  • повышение профессионального мастерства (качество);
  • реальное представление о результатах деятельности и резервах;
  • основание для аттестации;
  • основа для участия в конкурсных и грантовых программах;
  • предъявление результатов социуму через систематизацию наработок
  • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  • расширение методического диапазона ОУ;
  • основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения;
  • мониторинг эффективности работы учителя;
  • объективность системы оценивания успешности учителя;
  • интеграция количественной и качественной оценок

ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.

СТРУКТУРА (содержание) ПОРТФОЛИО

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Рекомендуемые разделы Портфолио:

Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;

использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе:

  • материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;
  • выбор образовательных технологий;
  • обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  • работа в методических объединениях;
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  • участие в методических и предметных неделях;
  • организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;
  • проведение научных исследований, разработка авторских программ;
  • подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;
  • публикации

Раздел 4. “Внеурочная деятельность по предмету”.

Раздел 5. “Учебно-материальная база”.

В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:

  • список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  • список наглядных пособий;
  • наличие технических средств;
  • наличие компьютера и компьютерных средств;
  • аудио — и видеопособия;
  • наличие дидактического материала;
  • измерители качества обученности учащихся.

Раздел 6. “Работа в качестве классного руководителя”.

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.

Работа с родителями:

  • анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
  • сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
  • информация о правонарушениях;
  • сведения о работе с родителями;
  • разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. “Отзывы”

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.

Вспомним мудрые слова А.П.Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания, а также современными инновационными технологиями, правильное оформление и представление своего наработанного педагогического опыта — всё это пора активно осваивать.

При организации работы творческой группы по ознакомлению с Портфолио учителя, участникам можно предложить заполнение анкет (входное и итоговое анкетирование), что позволит выявить позицию каждого по заявленной тематике.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-portfolio-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samoorganizatsii-lichnosti

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/09/23/portfolio-doshkolnika-kak-instrument-kompleksnoy

Источник https://urok.1sept.ru/articles/526399

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *