Содержание

Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Текст научной работы на тему «Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии»

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие «саморазвитие» не является новым для психологии. Его употребляют, когда важно подчеркнуть самодетерминированный характер развития, роль персонального фактора в развитии. Однако в течение долгого периода времени саморазвитие существовало в науке не в качестве предмета исследования, а как объяснительная категория, выражающая принцип активности личности в развитии. За саморазвитием не был закреплен статус психологического феномена, статус части психологической реальности. Возможно, этим объясняется, что в психологических словарях и учебниках по психологии нет статей, посвященных саморазвитию. За последние десятилетия отношение к саморазвитию изменилось. Исследователи стали рассматривать его не только как объяснительный принцип, но и как психологический феномен. Саморазвитие было признано как самобытное динамическое явление, качественно отличное от развития. На данном уровне анализа саморазвитие предстало как проблема, многосторонняя и малоизученная. В настоящее время под условным наименованием «психология саморазвития личности» объединены исследования, посвященные общему предмету — саморазвитию личности как психологическому феномену.

В истории становления проблемы саморазвития в отечественной психологии можно выделить три основных этапа. Концептуальные основы психологии саморазвития личности были заложены в работах в 20-60-х гг. прошлого столетия. Характерной чертой публикаций этого этапа является практически полное отсутствие самого понятия «саморазвитие». Однако складывается представление о личности как об активном начале, субъекте развития, которое, как правило, выражается термином «самодвижение».

В своей ранней работе 1922 г., анализируя свойство самостоятельности систем, С. Л. Рубинштейн, в сущности, проводит философское обоснование идеи саморазвития как самодвижения, при котором все элементы детерминированы внутри самой системы, а не заданы извне. Исследователь дает ключ к основной проблеме саморазвития: как возможно саморазвитие, инициированное внутри системы, а не вне ее. «Самостоятельна такая совокупность содержаний, все отношения между элементами которой сами суть элементы той же совокупности, так что она замыкается в законченное целое, каждый элемент которого совершенно определен в пределах того же целого. Тогда это целое не имеет предпосылок вне себя; все ее предпосылки включены в самое систему, и эта система имеет в себе обоснованное существование»1. Л. С. Выготский рассматривал развитие как самодвижение, которое, «находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно развивающейся личности, волей к самоутверждению и самоусовершенствованию»2. Б. Г. Ананьев, определяя жизненный путь человека как историю личности и субъекта деятельности, отмечал, что человек «не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной

© М. А. Щукина, 2009

среды развития посредством общественных связей — все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни»3. С точки зрения А. Н. Леонтьева, «всякое развитие представляет процесс самодвижения, т. е. имеет спонтанный характер, которому свойственны внутренние законы. »4. В соответствии с этим ребенок рассматривался автором не только как объект внешних воздействий, но, прежде всего, как субъект жизни, субъект развития.

На данном этапе исследований в отечественной науке идея о саморазвитии как качественном самодвижении стала основой теории развития личности. Однако саморазвитие воспринималось скорее как философская категория, которая привлекалась для теоретического анализа развития, но содержательно не раскрывалась.

На следующем этапе, к которому можно отнести работы 1970-1980-х гг., появляются первые исследования, в которых саморазвитие рассматривается в ранге проблемы, хотя и носит подчиненный характер. Вопросы саморазвития рассматриваются в рамках исследования самовоспитания (А. А. Бодалев), самосознания (И. И. Чеснокова), самодетер-минации (А. Г. Асеев), жизненных стратегий (К. А. Абульханова-Славская). Тем не менее, в этих исследованиях закладываются теоретические основы изучения саморазвития как самобытного феномена. Складывается категориальный аппарат, обозначается проблемное поле исследований саморазвития. Авторами поднимаются проблемы дифференциации развития и саморазвития, выделения критериев саморазвития, освещаются отдельные аспекты мотивации, психических механизмов обеспечения саморазвития.

А. Г. Асеев, развивая идеи С. Л. Рубинштейна, трактует саморазвитие как деятельность, но деятельность совершенно определенного рода, а именно — «детерминированную стремлением человека развить в себе ту или иную черту личности»5. А. Г. Асеев обозначил те условия, которые необходимы, чтобы саморазвитие разворачивалось как деятельность: противоречие между нежелательным настоящим и желаемым будущим, которое обеспечит деятельность энергией; наличие функционального резерва, который обычно не используется и может быть актуализирован и включен в регулярный процесс деятельности.

А. А. Бодалев при рассмотрении саморазвития поднимает целый ряд проблем, связанных с определением саморазвития, его критериев, характеристик саморазвивающейся личности и условий формирования такой личности. Как подчеркивает А. А. Бодалев, в процессе саморазвития «не кто другой, а сама личность ставит перед собой цели, выбирает пути их достижения и выходит к тем или иным результатам »6. Происходящее в ходе саморазвития качественное изменение человека есть достигаемое им в результате целенаправленного и более или менее длительного воздействия им на самого себя.

При решении проблемы становления личности Е. Ф. Рыбалко7 дифференцирует процессы развития и саморазвития, самовоспитания личности (понятия «саморазвитие» и «самовоспитание» здесь не разграничиваются). При этом саморазвитие называется более высоким уровнем развития личности, чем собственно развитие. В качестве основных критериев дифференциации развития и саморазвития выделяются произвольность и сознательность самоизменений личности.

В рамках рассмотрения саморегуляции как формы самосознания И. И. Чеснокова касается проблем саморазвития и самовоспитания личности. Тем самым автор включает саморазвитие в круг понятий, обозначающих саморегулирующую сферу самосознания, а точнее тот ее аспект, где выстраиваются отношения в системе «Я и Я». «Саморегулирование в системе Я и Я предполагает специфический вид взаимодействия личности с самой собою. Основная форма этого типа саморегулирования выражается в сознательной работе личности над собой,

когда становится цель что-либо изменить, развить, усовершенствовать, устранить и т. д. в себе и осуществить последовательную и планомерную деятельность ради этой цели»8.

К. А. Абульханова-Славская ассоциирует саморазвитие с самосовершенствованием. При рассмотрения проблемы жизненного пути автор выделяет две основные стратегии личности: стратегию учета своих наличных возможностей и стратегию развития, совершенствования своих психических возможностей. «Самосовершенствование (саморазвитие), — поясняет автор, — включает, на наш взгляд, процесс приобщения к культуре (своего общества, своей эпохи), постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми), наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, в творчестве)»9. Таким образом, К. А. Абульханова-Славская выявляет структуру саморазвития, включая в него три вышеназванных компонента.

Современный этап исследования саморазвития начался на рубеже 1990-х гг. Он характеризуется повышением статуса проблемы саморазвития до самостоятельной области исследований. Саморазвитие личности становится предметом систематических эмпирических исследований (А. А. Реан, 2000; А. А. Деркач, 2006; Ю. В. Мокерова, 2006; Е. Н. Ларина, 2007 и др.). Появляются первые обобщающие работы по проблеме саморазвития личности (Г. А. Цукерман, 1995; В. Г. Маралов, 2002; Л. Н. Куликова, 2001, 2005; А. А. Деркач, 2006). Эти факты позволяют констатировать, что в настоящее время обсуждаемая проблема выходит на новый уровень теоретического осмысления и эмпирического изучения. Произошедшее изменение в статусе проблемы саморазвития явилось следствием изменения общественных потребностей и методологических возможностей научного знания. Обществом перед наукой поставлена задача познать саморазвитие как форму бытия современного человека, альтернативную форме приспособления и потребления.

Развитие личности осуществляется в двух пространствах: в пространстве культуры и пространстве цивилизации. Пространство современной цивилизации представлено обществом потребления, в котором бытие осуществляется по законам конкуренции: «быть в потреблении не хуже других», «быть в потреблении лучше других». Исчерпывается ли существование в такой среде приспособлением? На первый взгляд, нет. Совершенствование, работа над собой, качественный рост приветствуются и поощряются, ибо развитие, личностное и профессиональное, рассматривается как форма вложений, которые могут обеспечить более высокие доходы для более обширного потребления. В пространстве цивилизации познание саморазвития является общественным заказом, ибо для личности жизненно важно владеть технологиями качественного самоизменения, роста, которые бы позволили обогнать конкурентов в гонке потребления. Данный социальный заказ стимулирует становление психологии саморазвития как области, позволяющей технологизировать управление развитием психики и личности. На этом уровне наука призвана обеспечить потребность общества в знаниях о способах, средствах, методиках, программах саморазвития. Ответом психологии на данный заказ является достаточно большой объем литературы научного и научно-популярного характера с рекомендациями по саморазвитию психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.), черт личности (настойчивости, общительности, толерантности и т. д.), выстраиванию успешного (конкурентоспособного) жизненного пути. На рынке услуг практическая психология саморазвития представлена разнообразными предложениями, как то: тренинги личностного роста, тренинги развития отдельных черт личности, тренинги различных психологических умений и пр. Таким образом, пространство цивилизации порождает технологический подход к саморазвитию как к средству, призванному обеспечить наилучшее приспособление и потребление.

Пространство культуры является конгломератом представлений о человеке и человечности и выражено в системе гуманистических ценностей. Сущность подхода к личности как представителю культуры прекрасно выразил К. А. Тимирязев: «Учение о борьбе за существование останавливается на пороге культурной истории. Вся разумная деятельность человека — одна борьба — с борьбой за существование»10. В пространстве культуры саморазвитие трактуется как личностный рост, как самосовершенствование и провозглашается как сущностная стратегия жизненного пути. Как замечает Л. Н. Куликова, «нововременное человекознание, обращаясь к гуманистическому отношению к человеку как к главной ценности и одновременно уникальному носителю и творцу ценностей, как к цели и ведущей движущей силе развития общества, в центр своего внимания ставит сегодня идею саморазвития»11. Саморазвитие видится как путь достижения человеческой сущности в ее всеобщей форме (как ориентация на всеобщие нравственные идеалы) и в ее единичной форме (как движение к своей индивидуальности). В пространстве культуры саморазвитие осуществляется как конкуренция с самим собой, как борьба с Я-настоящим за Я-будущее, в котором отражен идеал человечности. Выгода от такого рода саморазвития (в отличие от саморазвития как технологии) не может быть выражена финансовым измерением. Потому социальный заказ на его исследование исходит от тех социальных групп и институтов, для которых ценности потребления не являются ведущими, а точнее конечными. В каком-то смысле к саморазвитию можно отнести идею А. Маслоу о самоактуализации, необходимость в которой возникает, когда человек преодолел притяжение иных потребностей. Познание такого рода саморазвития признается важным, если «заказчик» разделяет ценности иного рода, экзистенциальные по содержанию. Выгода от саморазвития в пространстве культуры также иного рода, ибо состоит в переживании самоуважения, в ощущении осмысленности своего бытия, в собственной ценности. Существует ли в настоящее время социальный заказ на исследование такого рода саморазвития? На наш взгляд, да.

По словам Д. А. Леонтьева12, о самодетерминации (в том числе и в развитии) вспоминают в двух случаях. Во-первых, в моменты личностных и социальных кризисов и переломов, когда нет готовых рецептов, стереотипов, стратегий поведения и развития. Во-вторых, в противоположной ситуации, когда у человека все великолепно, но ему надо еще что-то, к чему он страстно стремится без явной необходимости. В социальном заказе на исследование саморазвития прослеживаются, на наш взгляд, обе названные тенденции. Современное общество переживает кризисы различного характера: экологические, демографические, геополитические, социально-экономические и пр. Среди них особое место занимает кризис экзистенциальный, который порожден «усталостью» от ценностей потребления. В. Э. Чуд-новский считает, что «краеугольным камнем всех несчастий человека можно считать то, что трудился он прежде всего в целях получения материальных благ и в несопоставимо меньшей степени для преобразования себя»13. По мере насыщения идеологией потребления та часть общества, которая ближе всех подобралась к заветной (декларируемой) цели существования «потребить больше и лучше других», начинает ощущать, что достижение данной цели не устраняет экзистенциального вакуума. Иными словами, жизнь удалась, а счастья как не было, так и нет. Осознавая экзистенциальную мнимость потребительской цели существования, эта часть общества озвучивает психологии заказ — обозначить такие жизненные стратегии, которые могли бы обеспечить экзистенциальную наполненность (удовлетворенность). Среди таких стратегий психологией указывается саморазвитие, которое по своей природе является скорее путем, а не целью существования. Подобно смыслоискательству, познанию, творчеству, труду, саморазвитие является ненасыщаемой потребностью человека,

движение к удовлетворению которой, а вовсе не достижение результата и дает переживание экзистенции. Таким образом, в пространстве культуры формируется заказ на исследование саморазвития как ценности.

Со своей стороны, психология как наука накопила достаточный теоретический потенциал, чтобы подойти к решению проблемы саморазвития. Как признают ведущие методологи отечественной науки в монографии «Теория и методология психологии: Постнекласси-ческая перспектива»14, психология вступила в постнеклассическую эру. Однако ученым еще предстоит осмыслить, как это вступление повлияло на исследовательские принципы психологии, на содержательное толкование ее предмета и на ее функции в современном мире. По словам А. В. Юревича, постнеклассическая наука характеризуется теоретической плюралистичностью и тенденциями к интеграции: между различными теориями психологии, между «академической» и практической психологией, между различными уровнями описания и объяснения психической реальности. Д. А. Леонтьев выделяет несколько векторов, которые описывают направление развития современной психологической мысли: от поиска знаний к социальному конструированию; от монологизма к диалогизму; от изолированного индивида к жизненному миру; от детерминизма к самодетерминации; от потенциализма к экзистенциализму; от количественного подхода к качественному; от констатирующей стратегии к действенной. В. В. Знаков отмечает возрастание интереса психологии к аксиологической проблематике, что, в частности, находит отражение в переориентации ключевых исследовательских перспектив психологии субъекта. Авторами названной коллективной монографии предлагаются и иные видения психологии как постнеклассической науки и перспективы ее трансформации на новом этапе становления.

Если продолжить предложения по решению задачи поиска основных черт психологии как постнеклассической науки, то, на наш взгляд, уместно среди них назвать переход к исследованию саморазвивающихся систем. В философии постнеклассическая наука понимается, прежде всего, как наука, направленная на исследование саморазвивающихся систем. Именно в таком значении в конце 1980-х гг. В. Е. Степиным был предложен термин «постнеклас-сика» в результате осмысления трансформации оснований современного научного знания. По мнению философа, в историческом развитии науки начиная с XVII столетия возникли три типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки, сменявшие друг друга в рамках развития техногенной цивилизации: 1) классическая наука (в двух ее состояниях, додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука); 2) неклассическая наука; 3) постнеклассическая наука. При этом каждый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). Постнеклассическая наука характеризуется исследованиями междисциплинарного характера, объектами которых «становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием»15. Центральными понятиями в постнеклассике называются «саморазвитие», «самоорганизация», «саморегуляция», «самоуправление».

Читать статью  Самообразование: с чего начать и как не бросить — Нож

В случае психологии выход на постнеклассический этап развития означает не только переход к исследованию иных объектов: от простых к сложным и затем к сверхсложным (само-развивающимся). Психология давно ориентирована на сверхсложные системные объекты, такие как психика, личность, сознание, поведение и пр. На постнеклассическом этапе объекты принципиально остаются прежними, но переосмысляется, усложняется их трактовка, в силу чего меняется скорее не объект, а предмет исследования. Если воспользоваться концепцией

ступеней становления научного познания, предложенной А. В. Нельга1б, то обращение к исследованию саморазвивающихся систем предстает как переход к новому этапу научного познания, характеризующемуся выходом на более глубокий уровень гносеологического проникновения в сущность изучаемого предмета. На первой ступени, поясняет автор, наука интересуется сущностью первого порядка, т. е. видимыми изменениями в изучаемом. Это познание вещи как изменяющейся. На второй ступени наука переходит к фиксированию качественных изменений изучаемого и ставит задачу выявить совокупность основных внешних факторов, детерминирующих эти изменения. Это есть познание вещи как развивающейся. На третьей ступени наука обращается к познанию самодвижения сущности, при котором объект-система «освобождается» от доминирования внешней детерминации. Наконец, на четвертой ступени познания становится возможным рассмотреть самодвижущуюся объект-систему как качественно обновляющуюся, внутренне противоречивую, т. е. как находящуюся в процессе саморазвития. На пятой ступени, по мнению автора, познание также направлено на изучение саморазвития с акцентированием механизмов саморегуляции и самоорганизации системы. Обратим внимание, что и на четвертой, и на пятой ступени в концепции

А. В. Нельга системы рассматриваются как саморазвивающиеся, но различного качества. На наш взгляд, их можно соотнести с толкованиями саморазвивающихся систем в русле материалистической диалектики и синергетики (как научного направления, построенного на постнеклассической методологии). Этот методологический ход позволяет объяснить недоумения, которые иногда возникают, когда обращение к саморазвивающимся системам обсуждается как принципиально новый шаг для психологии. Действительно, что в этом нового, если отечественная психология была выстроена на диалектико-материалистической методологии, где принципы самодвижения и саморазвития являлись ведущими в процессе познания? Различие обнаруживается при анализе трактовок саморазвития в материалистической диалектике и постнеклассической науке. В диалектике саморазвитие призвано объяснить развитие как результат внутренних противоречий системы. Постнеклассическая наука обращается к объяснению более сложных форм развития, при котором саморазвитие понимается как противоречие противоречий системы17.

Осмысление психологической реальности как саморазвивающейся обозначает новые исследовательские перспективы, ставит новые задачи, намечает новые проблемные поля. Так, проекция постнеклассической методологии на исследование личности освещает, как нам представляется, две основные проблемные области. Первая из них касается понимания личности как саморазвивающейся системы. В данном аспекте внимание акцентируется собственно на личности. Прилагательное «саморазвивающаяся» выполняет определительную функцию, указывая на сущностную характеристику личности, но не более. В данном проблемном поле саморазвитие не является предметом самостоятельного анализа, ибо фокус внимания сосредоточен на личности: ее сущности, структуре, генезисе, функциях. Вторая проблемная область ориентирована на саморазвитие личности. В данном случае центром исследовательского интереса становится саморазвитие per se. Перед психологами встает задача понять природу данной формы развития, вскрыть ее сущность, выявить структуру акта саморазвития и порождающие его процессы. В контексте психологии личности саморазвитие выступает как проблема формы существования личности, формы ее развития, жизненной стратегии личности и как единичного акта произвольного перевода Я-настоящего в Я-будущее.

В настоящее время различные аспекты саморазвития исследуются в психологии развития, психологии воспитания и самовоспитания, психологии «самости», психологии жизненного

пути, психологии субъекта, психологии творчества, психологии бытия и т. д. Каждое из этих направлений выдвигает свое толкование саморазвития и рассматривает его преломления в определенной предметной области. Однако если попытаться обобщить основные направления исследовательских усилий, то можно выделить основные группы теоретических проблем психологии саморазвития личности.

Первая группа включает вопросы сущности саморазвития как феномена и как понятия психологии.

Дискуссионными являются вопросы определения понятия «саморазвития» и его места в понятийном аппарате психологии. Требуют разрешения проблемы дифференциации и связи понятия «саморазвитие» с категориями, характеризующими динамический аспект психологической реальности (развитие, самодвижение, изменение, рост, активность и пр.), категориями группы «само-» (самоосуществление, самоактуализация, самореализация, самопознание, самосознание, самовоспитание и пр.). Поиск ответа на названные вопросы требует проведения всестороннего историко-теоретического анализа о содержании понятия «саморазвитие» в рамках различных течений психологии, в рамках смежных наук и, конечно, философии. В современной психологической литературе терминологические вопросы саморазвития становятся предметом обсуждения в публикациях И. Д. Егорычевой, А. А. Деркача, И. Б. Дермановой, Л. А. Коросты-левой, Л. Н. Куликовой, Л. В. Килимовой, Д. А. Леонтьева, В. Г. Маралова и др.

Но, главное, ключ к определению понятия «саморазвитие» — в разрешении проблем сущности саморазвития как феномена психологической реальности, ибо в понятии «саморазвитие» заключены теоретические представления о самом явлении «саморазвитие». Познание сущности саморазвития как психологического феномена начинается с разрешения вопроса о его онтологическом статусе, который является спорным18. Однако приступить к изучению сущности саморазвития представляется возможным только в том случае, если в основание исследования положить аксиоматическое допущение, что саморазвитие есть. В данном случае нам близка логика Б. Д. Эльконина, которую он применил, решая проблему объективации развития: «Все психологические теории развития. исходили из того, что развитие есть»19. Принимая на веру допущения предыдущих исследователей, Б. Д. Эльконин так формулирует свою исследовательскую цель: развитие есть, оно выступает неким особым бытием, и дело заключается в том, чтобы это бытие выделить и представить. По аналогии, если саморазвитие есть, то обозначается задача выявления таких качественно своеобразных черт, которые позволят признать за саморазвитием статус самобытной реальности, качественно отличной от развития. Иными словами, проблема сущности саморазвития как психологического феномена раскрывается в вопросе об атрибутах саморазвития. Каковы основные черты саморазвития, необходимо и достаточно передающие полноту этого феномена и обозначающие его границы, могущие осуществить его дифференциацию с иными явлениями, изучаемыми психологией, прежде всего, с развитием?

В современных теоретических концепциях саморазвитие предстает как особого рода деятельность (И. И. Чеснокова, Д. А. Леонтьев, Е. А. Егорычева, Л. Н. Куликова), режим жизни (Б. Д. Эльконин), способ деятельности (Л. Н. Куликова), стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская), жизненная ориентация (Е. Ю. Коржова). Качественное своеобразие саморазвития в сравнении с развитием видится исследователям в его произвольном, сознательном, управляемом личностью характере. В процессе саморазвития личность предстает как управляющее, организующее начало, как субъект своих качественных преобразований.

Вторая группа проблем психологии саморазвития касается вопросов функции саморазвития. К этой группе можно отнести проблемы направленности саморазвития, роли

саморазвития в жизненном пути личности, в развитии индивидуальности. Прежде всего, перед психологией стоит задача определить коннотацию саморазвития, учитывая, что теоретические взгляды исследователей саморазвития не являются однородными.

Одна группа исследователей связывает саморазвитие с позитивными самоизменениями. Саморазвитие наполняется содержанием, близким к таким понятиям, как личностный рост, самосовершенствование. Так, С. Л. Рубинштейн связывал саморазвитие с «восхождением к себе-лучшему»; К. А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач отождествляют саморазвитие с самоусовершенствованием; Л. Н. Куликова раскрывает саморазвитие личности как служащее цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания; А. А. Бодалев в качестве синонима понятия «новообразование саморазвития» использует «прогресс развития»; И. Д. Егорычева называет саморазвитие деятельностью, целью которой являются положительные самоизменения личности в направлении своего идеального «Я». Однако данный подход не в состоянии объяснить феномены, когда человек изменяет себя в направлении, которое ни он, ни общество не считают близким к идеалу. В исследованиях А. А. Реана показано, что объектом саморазвития могут выступать социально и психологически непродуктивные, неэффективные качества20.

Посему другая группа ученых настаивает, что саморазвитие есть процесс самоизменения, который может носить как позитивный, так и негативный для личности и социума характер (Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, А. А. Реан, Л. А. Худорошко и др.). Саморазвитие в данном случае предстает как процесс нейтральный по содержанию, как качественное самодвижение с незаданным вектором. Зерно данной позиции выражено словами В. Г. Маралова: «Единицей анализа саморазвития является самопостроение личности в каждый конкретный момент времени по воспроизводству, улучшению или ухудшению себя»21.

Соответственно позиции авторов о направлении саморазвития меняются и представления о его функции. В позитивном ключе саморазвитие предстает как инструмент самосозидания, самодостраивания, самопостроения личности. Направлением такого самоизменения может быть названо идеальное «Я» как воплощение стремлений личности, соответствующих социальным ожиданиям и социально одобряемым моделям идеала человечности. В нейтральном ключе саморазвитие является инструментом качественного самоизменения в направлении альтернативного «Я» (термин Е. Ф. Рыбалко и Л. А. Рудкевича)22. Тогда саморазвитие трактуется как движение к альтернативному будущему, желаемому будущему, а оно в свою очередь, может быть как позитивным, так и негативным.

Третья группа вопросов затрагивает различные аспекты проблемы генезиса саморазвития. При постановке проблем данной группы саморазвитие предстает в двух толкованиях: как акт качественного произвольного самоизменения; как череда таких актов, которые перерастают в целостный процесс «длиною в жизнь», в способ существования, в стратегию жизни. В результате двоякого толкования исследуемого предмета можно выделить два основных генетических аспекта проблемы саморазвития: актуалгенетический и онтогенетический.

Актуалгенетический аспект охватывает вопросы закономерностей, факторов и детерминант порождения единичного акта саморазвития per se, ставит перед исследователями задачу вскрыть механизм этого акта. Главный вопрос, который возникает при исследовании генезиса саморазвития, — как возможно саморазвитие? Саморазвитие — это развитие себя, которое я сам и осуществляю. Однако в психологической литературе не комментируется, как это возможно. Что конкретно, какие психологические структуры скрываются за понятиями «сам» и «себя»? Как возможно, чтобы личность управляла развитием самой себя? Какие психологические образования обеспечивают это управление?

Требует разрешения и вопрос о том, каковы движущие силы саморазвития. В концепции становления потребностей В. А. Иванникова23 (в русле деятельностного подхода), потребности человека порождаются отношениями, осуществляемыми в определенном контексте бытия человека. Значит, чтобы у человека появилось стремление (здесь терминологически нестрого мы отождествляем его с потребностью) к совершенствованию, у него должны быть определенные отношения с самим собою. Если предположить, что у человека есть определенное пространство (контекст) отношений с самим собою, то возникают следующие вопросы. Какого они должны быть содержания, чтобы возникла потребность в самосовершенствовании? Во что должен верить человек, чтобы для него было жизненно важно тратить усилия на то, чтобы становиться лучше себя сегодняшнего? Чего должен хотеть человек, чтобы не смиряться с тем, какой он есть сегодня?

С позиций социальной психологии борьба, конкуренция друг с другом заставляет людей развиваться. С позиций персонологии считается, что процессу саморазвития человека отвечает соответствующая потребность — потребность в совершенствовании (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и др.). С диалектических позиций человеку свойственны два противоположных стремления: к движению и к неподвижности (статичности) либо, в иных терминах, к изменению и к неизменности. Борьба этих противоположностей и порождает развитие. Но вопрос остается: есть ли у человека стремление к изменению и, тем более, к совершенствованию? Быть не хуже других, быть лучше других — сильные социально детерминированные мотивы развития. Обладает ли мотив «стать лучше себя» достаточной для самоизменения движущей силой? Существенным вкладом в разработку обозначенных проблем можно считать исследование Ю. В. Мокеровой24, в котором автор раскрывает вопросы содержания, механизма реализации и генезиса потребности в саморазвитии.

Нерешенной также представляется проблема функции рефлексии в саморазвитии. Общим местом является утверждение, что рефлексия, самосознание играют ключевую роль в обеспечении саморазвития. Как, например, указывает Д. А. Леонтьев, «человек может выйти в режим самодетерминированности, включив рефлексивное сознание»25. Однако, используя метафору гештальта, подобные «включения» являются только отдельными фигурами на фоне иных режимов функционирования психики человека. Значит, встает вопрос: где место рефлексии в процессе саморазвития? Что именно должен осознать человек в себе, чтобы актуализировать процесс саморазвития? Какой комплекс осознаваемого содержания «Я» является необходимым и достаточным для обеспечения саморазвития?

Онтогенетический аспект касается вопросов возникновения, становления, трансформации саморазвития как целостной стратегии жизненного пути. При выявлении общих закономерностей генезиса саморазвития исследователями поднимается вопрос об онтогенетических границах саморазвития: когда, на каком этапе онтогенеза можно говорить о способности человека осуществлять саморазвитие как целенаправленное, самостоятельно организованное самоизменение? В психологии развития принято считать, что периодом развития личности, с которого становится возможным сознательное самоизменение, является подростковый возраст (В. Г. Маралов, Е. Ф. Рыбалко, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.). Однако способность к саморазвитию подготавливается всей предыдущей историей становления личности. Посему обозначаются проблемы выявления тех трансформаций, которые проходит саморазвитие с ранних этапов онтогенеза. В современной психологической литературе, посвященной данному кругу вопросов, можно выделить публикации Л. Н. Куликовой,

В. Г. Маралова, В. И. Слободчикова, в которых наиболее полно и системно обсуждается проблема периодизации саморазвития. Значимым представляется исследование Е. Н. Лариной26,

где автором предложены теоретико-методологическая модель формирования способности к саморазвитию, а также ее психолого-педагогическое наполнение и технология внедрения в педагогический процесс.

В онтогенетическом ключе иной ракурс приобретает проблема соотношения развития и саморазвития. Если в проблеме сущности важен вопрос о самобытности саморазвития, о критериях, способных отделить развитие от саморазвития, выделить саморазвитие как самостоятельный феномен, с генетических позиций важно определить, как распределяются роли развития и саморазвития на протяжении жизненного пути личности. Неясным остается, как соотносятся два эти процесса. Являются ли они двумя способами движения личности, постоянно сосуществующими и взаимодополняющими? Либо это два этапа, качественно различных типа изменений, которые являются самодостаточными и сменяют друг друга на жизненном пути? В теории индивидуальности Б. Г. Ананьев проводил идею об онтогенетическом переходе личности от позиции объекта к позиции субъекта собственного развития, от управления развитием в процессе воспитания к самоуправлению своим развитием через создание среды собственного развития и работу внутреннего мира личности. Данная позиция прослеживается и в современных исследованиях саморазвития. Однако с точки зрения типологического подхода (К. А. Абульханова-Славская) на жизненном пути личности может быть отмечено преобладание двух типов жизненной стратегии личности — стратегии приспособления и стратегии самосовершенствования, которые можно дифференцировать по уровню проявления саморазвития. Человек может начать выстраивать себя в соответствии с выбранными целями еще в дошкольном возрасте, а может, напротив, так никогда в жизни и не стать субъектом своего развития. По выражению В. И. Слободчикова и Г. А. Цукерман27, подлинным субъектом долго, а иногда всю жизнь человека является та общность, к которой он принадлежит. Данный феномен обозначает проблему выявления факторов, которые оказывают поддерживающее или, напротив, депривирующее влияние на становления саморазвития как жизненной стратегии личности. Решение данной проблемы значимо не только с теоретических позиций. Знание генетических механизмов саморазвития позволит подойти к решению вопроса о способах организации среды, способствующей саморазвитию человека. Сущность саморазвития не позволяет рассматривать возможности его формирования или коррекции «извне». Однако задача микро- и макросреды в становлении саморазвития может заключаться в актуализации, стимулировании и поддержке саморазвития, что требует выработки адекватной системы методов на основе теоретических представлений о саморазвитии личности.

1 Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопр. филос. 1989. № 4. С. 92.

2 Выготский Л. С. Вопросы детский (возрастной) психологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 248.

3 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С. 134.

4Леонтьев А. Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка // Советская педагогика. 1957. № 6. С. 94.

Читать статью  32 важнейших направления саморазвития человека

5 Асеев А. Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1978. С. 26.

6 Бодалев А. А. О потребности и способности личности к саморазвитию // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Вопросы психологической службы, общения и руководства: сб. науч. трудов / отв. ред. О. Г. Кукосян. Краснодар, 1987. С. 6.

7 РыбалкоЕ. Ф. Становление личности // Социальная психология личности / под ред. А. А. Бодалева. СПб., 1974. С. 20.

8 Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. С. 139.

9Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. С. 261.

10 Тимирязев К. А. Избр. соч. В 4 т. М., 1949. Т. 3. С. 596.

11 Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Благовещенск, 2001. С. 67.

Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2007.

13 Чудновский В. Э. О некоторых «болевых» точках становления личности // Психол. журн. 2006. № 3. С. 5.

14 Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2007.

15 Степин В. С. Смена типов научной рациональности // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы / под ред. И. Н. Трофимовой, В. Г. Буданова. М., 1997. С. 113.

16 Нельга А. В. Развитие и саморазвитие труда: автореф. дис. . д-ра социол. наук. Киев, 1992.

17 Рыжков А. В. Философский анализ теории саморазвивающихся систем: автореф. дис. . д-ра филос. наук. Саратов, 2006.

18 Щукина М. А. Об онтологическом статусе саморазвития личности // Вопр. психол. 2007. № 4. С. 107-115.

19 ЭльконинБ. Д. Психология развития: учеб. пособие. М., 2001. С. 5.

20 См.: Деркач А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.; Воронеж, 2006.

21 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие. М., 2002. С. 80.

РыбалкоЕ. Ф., РудкевичЛ. А. Становление индивидуальности // Онтопсихология / под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2003. С. 254-262.

23 Иванников В. А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. 2003. № 2. С. 139-145.

24МокероваЮ. В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ: автореф. дис. . канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.

25 Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2007. С. 89.

26Ларина Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

27 Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психол. 1996. № 5. С. 38-50.

Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!

Психология саморазвития приобретает все большую популярность за счет эффективных техник становления характера, формирования уверенной в себе личности, открытой для новых знаний и впечатлений, способной легко найти общий язык с другими людьми. Возможен ли процесс постоянного развития и ощущение комфорта на протяжении всего пути?

Основные психические процессы

человеческое познание

Развитие – это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие, согласно психологии, — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека.

С раннего возраста родители направляют детей с помощью обучения и воспитания. Под действием внешних и внутренних факторов формируется личность , появляются интеллектуальные, нравственные, физические качества.

Развитие проходит по-разному. Одни переходят из класса в класс, затем поступают в университет, потому что «так нужно», идут на работу по специальности. Другие пробуют себя в разных сферах, меняют направление деятельности, ищут новизну.

Откуда берется активность? Из взаимодействия человека и внешнего мира. Посредником выступает человеческое познание и его основные психические процессы:

  • ощущение – то, с чего начинается жизнь, воздействие теплого, холодного, твердого и мягкого;
  • восприятие – сопоставление характеристик объектов для составления целостной картины;
  • мышление – это процесс установления связи между объектами или их характеристиками, а также анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, получение новых знаний о мире; – это преобразование знаний об объектах внешнего мира, способах взаимодействия с ними;
  • память – это процесс накопления знаний об окружающей реальности, собственных переживаний, мыслей и умозаключений касательно объектов и процессов;
  • внимание – это избирательное направление сознания на решение проблемы.

Большинство людей наделены одинаковыми органами чувств, но остальные психические процессы – это отражение или переработка информации, полученной на этапе ощущения.

Восприятие избирательно. Зависит от силы раздражителя, интереса, опыта и направленности. Мышление направлено на решение задачи, а задача выходит из проблемы или проблемной ситуации, той, которая заставляет искать нестандартное решение. Воображение – это процесс создания образов, отражающих действительность и ее процессы – опыт. Способность напрямую зависит от опыта. Память – отбор и фиксация значимой информации, что опосредованно эмоцией, интересом, целью. Внимание связано с чувствами, интересами, опытом.

Для чего человеку даны все перечисленные способности? Для выживания. Возможность личности приспособиться к новым обстоятельствам зависит от ее развития. Потребность в адаптации выступает одним из механизмов личностного развития и роста в психологии. Ее срыв – это тот самый кризис саморазвития.

Психология саморазвития

Человек, открытый к саморазвитию, – это ученый, который при столкновении с проблемой собирает факты, формирует гипотезы и действует, чтобы воплотить их в реальность.

Психология саморазвития личности имеет два направления:

  1. Внешнее. Нацелено на выбранную деятельность и ее улучшение. Это постановка целей, разработка плана, мотивация и контроль.
  2. Внутреннее. Развитие внутреннего мира, анализ и самоанализ событий, оценка и совершенствование.

Прогресс в саморазвитии наблюдается тогда, когда человек:

  • ориентируется на общечеловеческие ценности, стремится копить знания, чтобы быть полезным обществу (бесполезно копить знания исключительно для себя);
  • умеет планировать и действовать согласно плану;
  • способен мобилизовать себя, преодолевать трудности;
  • оценивает собственные сильные и слабые стороны, осознает готовность к новой деятельности.

Саморазвитие в психологии — это целенаправленные действия, сосредоточенные на изменении реальности, картины мира и себя с помощью выбора целей, средств их достижения, жизненным принципов.

Что мешает развиваться? Страх ответственности, лень, эгоцентризм, позиция жертвы. Эти качества нужно заменить теми, которые будут способствовать самосовершенствованию:

  1. Осознанность. Это умение переживать текущие эмоции, не углубляясь в переживания прошлого или будущего.
  2. Познание. Это то, что делает человека человеком. Определяется в умении не только ощущать, но и воспринимать, обдумывать, запоминать.
  3. Действие. Выбор деятельности, в которой хотелось бы совершенствовать навыки и умения, ставить цели и задачи.
  4. Жизненные идеалы (идеи). Это высшие цели, поставленные перед собой, как человеком, и перед обществом.
  5. Ответственность. Умение принимать тот факт, что происходящее вокруг – результат собственных поступков или их отсутствия.

Не стоит забывать и о здоровье. Болезни, слабость и усталость мешают саморазвитию, поэтому нужно вести правильный образ жизни, поддерживать работоспособность тела.

Мотивация

В психологии саморазвития мотивация – это топливо для действий, решений. Многие люди тратят время на поиск мотива, причины, довода, «пинка». Однако мотивация есть у каждого, но с ошибочным вектором. Достаточно сменить минус на плюс.

психология саморазвития мотивации

Мотивы могут быть внутренними (успех в работе, потребность в учебе), или внешними (престижное авто, высокий заработок).Но не это является побудительной силой или преградой к действию.Есть люди, ориентированные на успех и на неудачу. «Я так и знал! У меня ничего не получается. Это моя судьба». Чтобы переориентироваться на успех, надо воспринимать неудачу, как вызов:

  • пересмотреть цели, раздробить их на более мелкие;
  • учесть риски, создать варианты плана;
  • найти партнеров;
  • постоянно учиться, расширять арсенал средств для достижения целей.

Конструктивная реакция на неудачи – это источник мотивации.

Результат

Теория Карла Роджерса в психологии определяет саморазвитие, как реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками и волнениями. Считается, что саморазвитие доступно только в духовном плане как высшее звено потребности. Это далеко не так. Саморазвитие происходит на любом этапе, в любой деятельности.

Как добиться результата? Поставить цель. Она должна находиться в плоскости, которая находит отклик во внутреннем мире, и позволяет развиваться внешне, воплощается в действие, в практику, формирует социальную роль человека.

План саморазвития

Адаптация происходит только тогда, когда в этом есть необходимость. Потому саморазвитие, как сознательная активность, возникает в ответ на конкретную практическую проблему. При этом она должна относиться к области, изучение которой человеку интересно.

План в психологии саморазвития для творчества, бизнеса строится так:

  1. Выбрать области для развития – темы, о которых интересно читать, размышлять.
  2. Обозначить мотивы (повышение самооценки, самоуважение; самообучение, рост профессионализма).
  3. Поставить цели. Их может быть несколько (но в пределах возможностей).
  4. Описать свои сильные стороны. Это знания, возможности, качества, которые помогут в достижении цели.
  5. Определить риски и недостатки, то, что может помешать.
  6. Выбрать навыки и знания, которые нужно получить.
  7. Создать план на неделю. Он включает цели, ресурсы для их достижения, возможные риски и время на обучение.

Даже если план самосовершенствования примерный, по ходу действия его можно скорректировать.

Идейность и восприятие

Когда каждый шаг в деятельности посвящен важным для личности идеям, то и восприятие подсознательно будет ориентировано на получение информации в данной области.

Идейность – это подчинение деятельности принципам, которые отвечают нравственным, социальным или эстетическим идеалам, точке зрения. Защита собственного мнения – то, что движет человеком, дает силы. Идейному человека любая деятельность дается проще.

Основные этапы самосовершенствования личности

Саморазвитие у всех проходит по-разному. Но есть и общие этапы.

Потребность в переменах

В какой-то момент человек понимает, что нужно меняться. Он больше не видит логики в действиях окружающих, теряет вкус к жизни и навыки, чувствует неудовлетворенность собой и своим окружением. Важные дела постоянно откладываются на потом, а при их выполнении не получается сосредоточиться и собраться с мыслями.
Если есть хотя бы один из описанных «симптомов», нужно что-то менять.

Представление об идеальном «Я»

Итак, решено: переменам быть. Вместе с этим осознанием приходит понимание, что нужно изменить. Этот этап требует постановки целей. Не обязательно сразу больших.
Для примера можно привести улучшение финансового положения. Это абстрактная цель. Ее следует конкретизировать. Для чего нужны день? Может быть, для приобретения машины? Или для отдыха за границей?

Поиск сильных и слабых сторон

Их нужно искать после того, как определены цели. Не стоит расстраиваться, если есть недостатки. В какой-то мере они также могут поспособствовать саморазвитию. К примеру, критическое мышление поможет оценить ситуацию со всех сторон. А медлительность и вдумчивость защитят от досадных ошибок, возникших из-за спешки.

Составление плана действий

Следующий этап – составление четкого плана. Его нужно разбить на несколько частей. Так будет легче идти к главной цели. Не отступать от нее помогут тренинги, мастер-классы и истории людей, которые смогли добиться успеха.

Активные действия

Начинать нужно как можно быстрее. Не стоит оглядываться на тех, кто не верит в успех задуманного и отговаривает от движения вперед. Лучше ориентироваться на активных и успешных людей.
На этом этапе нужно не только получать знания, нор и применять их на практике.

Советы специалистов: путь к саморазвитию

желание больше работать

Людям, которые занимаются саморазвитием, подчинили жизнь конкретной идее, которую усиленно проводят через практику, некогда скучать, тратить время на сравнение, зависть. Они не глушат собственное сознание. Они заняты и увлечены.

Возможно, высокий уровень стресса немного тормозит их развитие. Но это не проблема. Ситуация изменится, стоит лишь привести жизнь в порядок. Техники саморазвития личности в психологии касаются изменений в физическом, эмоциональном и умственном состоянии.

Достаточно времени на сон

Сокращать количество сна ниже положенных 6-7 часов не стоит, ведь это путь к стрессу из-за повышения уровня кортизола. Нужно оптимизировать режим: ложиться не позднее 23:00. Выработка гормона роста поможет концентрации внимания, памяти.

Любимое утро

Утром отдохнувшая нервная система готова воспринимать информацию. Считается, что это лучшее время для запоминания. Используйте его до того, как накопится стресс. Утром приходят важные решения.

Полюбите полезные ритуалы: вода с лимоном, полезный завтрак. На работу ходите пешком, одновременно прослушивая аудиокниги. Поддерживать здоровье важно для мозга.

Расставляем приоритеты

«Мне некогда» — это желание угодить кому-то, но не себе. Отдайте приоритет тому, что даст задел на будущее – реализации идеи. Продвигайтесь к цели, а не жертвуйте в угоду однодневным выгодам и заботам. Они никуда не денутся.

Позитивные мысли

Покориться событиям, считать уроки? Нет, лучше извлекать из происходящего пользу. Нет смирению, да возможностям. Заменить вопрос «За что?», вопросом «Для чего?». Анализировать, задавать вопросы, ставить цели.
Это пример мышления и поведения человека, стремящегося стать лучше.

Улыбка

Вынужденная улыбка красива только внешне. Заставлять себя улыбаться постоянно не получится. Поэтому нужно слушать себя, замечать не только плохое, но и хорошее. Таких ощущений предостаточно. Это теплый душ после прогулки в холодную пору, чашка любимого чая, неожиданная идея. Замечайте приятности, наблюдайте за природой, за людьми на улице. Улыбнитесь прекрасному.

Проектирование

Нет предела совершенству. Проект по саморазвитию включает шаги необходимые для самореализации. Дополняйте или меняйте их по мере достижения поставленных целей.

Вывод

Невозможно развиваться, ориентируясь только на действие, не получая отклика во внутреннем мире. Это быстро приводит к психологическому выгоранию. На самоконтроле далеко не вытянуть.

Дело, занятие, работа должны дополнять картину внутреннего мира, улучшать самооценку, помогать совершенствоваться. Понимая это, многие видят ошибку в выборе профессии. Но не отчаивайтесь. Развиваться никогда не поздно.

Саморазвитие личности: в чем смысл?

Goal-Life: Курс карта жизни Goal-Life.com: Курс карта жизни

Ты согласишься со мной, что каждый человек, который хочет достичь успеха, должен развиваться. Только постоянное саморазвитие и личностный рост дают возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность.

У человека есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм в чистом виде противоречит сути законов Вселенной

Альфред Норт Уайтхед

Для начала, чтобы понять что же такое саморазвитие личности, мы должны четко определить несколько основных понятий.

Личность – это совокупность выработанных когда-то в прошлом привычек и предпочтений, которые обусловлены приобретенным опытом и социокультурным опытом, а так же это набор психофизических черт и особенностей человека. Все это определяет повседневное поведение человека, его связь с обществом и природой.

Развитие личности – это очень важный и в тоже время сложный процесс, включающий такие понятия, как самопознание и саморазвитие.

Самопознание – это изучение своих личностных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Самопознание начинается в младенчестве и продолжается потом всю сознательную жизнь. Если говорить простыми словами, то это познание самого себя для того, чтобы понять, кто я, зачем живу и чего хочу.

Саморазвитие – это процесс всестороннего развития личности, который выражается в самостоятельном изучении чего- либо и применения этих знаний на практике, осуществляется все это без всякого внешнего контроля. У саморазвития есть три формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то — спорт, искусство или наука.

Читать статью  Психология саморазвития и самосовершенствования личности

Самосовершенствование – наиболее адекватная форма саморазвития, которая предполагает, что человек сам стремиться быть лучше, стремиться к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых пока у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел.

Самоактуализация умение человека стать тем, кем он должен быть, т.е. выполнить свою миссию, свое предназначение в жизни.

Если теперь мы проанализируем все вышеупомянутые определения, то получается, что мы развиваем и совершенствуем совокупность выработанных привычек и предпочтений, которые сформировались под влиянием общества, наш опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и социальных масок. Как итог развития личности, мы и получаем личностный рост и изменение нашей реальности вокруг.

Саморазвитие личности – индивидуальный путь

Ты со мной согласишься, что большинство людей переходя рамку в 25-30 лет перестают довольствоваться теми навыками и способностями, что у них есть и начинают задумываться о саморазвитии личности. Если посмотреть на детство и юность, то тут развитие происходит под влиянием внешних факторов (социальные устои). Тебе нужно идти в детский сад, потом в школу, техникум, институт и везде тебя учат. Из тебя делают личность, которая могла бы работать на дядю, не покладая рук и ног 5 дней в неделю, 365 дней в году. А вот когда мы становимся взрослыми, то приходит осознание (опять же к немногим), что мы обрасли множеством ненужных привычек, комплексов и повседневных забот. Начинаешь думать, что жизнь следующие годы будет состоять из двух этапов: работа и пенсия. Все как-то серо, угрюмо что ли, а хочется, чтобы появилась радуга, больше было веселья, радости, любви.

И вот как раз к годам 23 я уже понимал, что у меня есть выбор: плыть дальше по течению, как плывут все или попытаться вырваться из круговорота и рутины серых дней. Как ни печально, но первый вариант предпочитают большинство, а я пошел по второму и открыл прекрасный путь саморазвития личности.

Существует огромное количество теорий и способов развития личности, что без подготовки сразу возникает множество вопросов: «Что почитать для саморазвития?», «Какой путь саморазвития более эффективный?», «Лучше духовное или физическое развитие?». И те люди, которые хотят начать практиковать, должны понимать одно, что саморазвитие личности – это индивидуальный путь. Да, можно брать знания, применять из, анализировать, но систему, которая будет давать тебе результаты ты должен строить сам. Все люди разные, с разными исходными позициями и поэтому путей бесконечное множество. Поэтому нет никакого верного пути саморазвития личности, который подходил абсолютно для всех, но каждый должен разобраться в себе, понять кто он и чего хочет, а потом начать свое путь саморазвития.

В чем смысл саморазвития личности?

Здесь я заготовил тебе очень хорошую притчу.

Журналист спросил мастера:
— Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?
— Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца.
— А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?
— Что же я могу делать? Рублю дрова и ношу воду из колодца.
Журналист, естественно, удивился:
— Тогда в чём же тогда разница?
Мастер улыбнулся:

Читай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

21 вектор для эффективного развития

— Разница большая. Теперь всё происходит естественно. Раньше это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказывали это делать. Мой учитель велел мне рубить дрова, и я рубил, хотя в глубине души не желал этого делать. Теперь я рублю дрова, зная сопряжённую с этим радость. Это уже не обязанность, а понимание. Холодает, скоро зима, нам будут нужны дрова. Учитель стареет, ему нужно больше тепла. Из этой же любви я ношу ему воду из колодца. Разница – огромна. Нет неохоты, нет сопротивления. Я откликаюсь на текущую необходимость, и нахожу в этом радость.
Мораль: Найти себя таким, каким хочется, невозможно — себя можно только создать. Смысл саморазвития и внутреннего поиска – не в том, чтобы кардинально изменить внешние показатели жизни (хотя они наверняка изменятся). Главная ценность – во внутреннем понимании. И даже если условия Вашей жизни со стороны остаются какое-то время неизменными, лично для Вас – это две разные жизни. И со временем разница между этими двумя жизнями станет в пропасть. Выбор за Вами.

Именно во внутреннем понимании кто я такой, зачем здесь живу и своего места на планете и заключается смысл развития личности. Когда благодаря самопознанию и саморазвитию личность достигнет внутреннего понимания, то самим собой придет внутренний покой, чувство гармонии, ощущение счастья и зачем там еще так многие гоняться.

А само саморазвитие личности дает нам преимущество перед неосознанным развитием, потому что тот путь, который нам заготовила Вселенная, Бог, Высший разум, мы в состоянии пройти более быстро, т.е. более осознанно.

Если ты хочешь встать на этот путь, то тогда узнай с чего начать саморазвитие?

Проблемы саморазвития личности

Путь саморазвития очень труден и не имеет конечной точки.

Проблема Невежества

Невежество поощряется, дабы народ не мог узнать, где причина его страданий.

Лион Фейхтвангер. Гойя, или тяжкий путь познания

Невежество – это неприятие какой-либо новой информации или ее полное отрицание без изначального изучения.

Аргумент: «Я и так все знаю!» Так говорят многие люди, которых можно назвать невежами, хотя они себя считают очень «умными» людьми. Давайте вспомним, что говорит Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Как так происходит? Одни говорят, что все знают, а другие, что ничего.

Так вот первая группа – это люди, которые думают, что они все знают из-за этого они попадают под эгрегор невежества. Они наполняют себя любой информацией, забивают себя ей до отказа и, как мешки с картошкой, начинают ходить и говорить, что вот посмотрите я такой умный, я много чего знаю. Вся трагикомедия жизни таких людей заключается в том, что они не оставляют места для чего-то нового, они программируют себя на полноту знаний. Такие люди останавливаются в своем развитии. Зачем? Они и так же умные уже. Но саморазвитие личности, как и развитие всей Вселенной не может остановиться. Это противоречит основам всего мироздания. И получается, что такие люди не превозносятся над другими, а наоборот – отстают ото всех.

Такая проблема саморазвития очень актуальна и не дает многим понять, что можно только приближаться к совершенству, но не достигнуть его. А чтобы это делать, необходимо постоянно опустошать свой сосуд знаний и наполнять его новыми, более новыми и нужными знаниями. О чем и говорит Сократ. Чтобы познать что-то, нужно быть ничем.

Проблема Лени

Лень и депрессия — это сигнальная система, которая говорит, что вы проживаете не свою жизнь.

Владимир Довгань

Ты поверишь мне, если я скажу, что самой лени как таковой не существует. Да, это всего лишь производная от твоих ограниченных желаний. Когда не к чему стремиться, то вся внутренняя энергия, которая дана тебе на выполнение жизненной миссии, начинает просто застаиваться. Потом все это начинает бродить и получается что-то похожее на квас, только мы это называем ленью.

Поэтому, если у тебя нет своих сокровенных желаний и поставленных целей, то ты станешь ленивым человеком. Ты можешь себя назвать ленивым? Да, так часто многие говорят: «Что-то на меня лень сегодня напала». А как же ей не напасть, ведь делать-то вообще нечего. Остается лежать на диване, смотреть зомбоящик и посасывать пивко, чтобы энергии вообще ни на что не хватило. От лени до деградации человека пальцем падай, а многие ведь этого не понимают. Начинают играть с этой ленью и вот уже незаметно, как становятся алкоголиками, наркоманами, убийцами или просто отбросами общества.

Но что делать, если на тебя напала лень. Первый вариант – ничего не делать. Жизнь сама тебе даст пинка, чтобы ты осознал всю прелесть данной ситуации. Второй вариант – покопаться у себя в подсознании, чтобы понять чего же ты хочешь. Если один не справляешь, то попробуй поменять свое окружение и найти людей с грандиозными целями. Я думаю, ты понял, как избавиться от лени? Просто. Ее нужно выбить настоящими желаниями и поставленными целями.

Проблема Привычек

Легче отказаться от великих целей, чем от мелких привычек.

Азекеандр Кумор

Наши привычки – это какие-то повторяющиеся действия. Привычки бывают хорошим, а бывают вредными, которые губят нас на физическом, эмоциональном и умственном плане.

Как правило, только вредные и пагубные привычки входят в нашу жизнь, когда мы живем совершенно неосознанно. Алкоголизм и курение – самые навязчивые. Стоит только попробывать, как вот у нас уже новая вредная привычка. А появляются они по тому же случаю, что и лень, когда нет желаний, стремлений, когда ты просто стоишь на одном месте и не хочешь куда-то двигаться. Тебя просто засасывает в водовород еще одна пагубная привычка.

И тут вдруг, человек понимает, что он хочет что-то в жизни поменять. Вначале ему, конечно, необходимо будет узнать про цели саморазвития, а потом, чтобы не буксовать и меняться быстрее, избавляться от старых ненужных привычек и встраивать те, которые будут помогать ему на пути саморазвития. Вначале будет очень тяжело. Но как только ты изменить трансформируешь одну свою привычку, вторую, то для тебя этот процесс будет выглядеть не сложнее чем включить телевизор с помощью пульта.

Итак, изменив привычки, ты изменить свою жизнь.

Проблема Сомнения

Начавший уверенно кончит сомнениями; тот же, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности.

Френсис Бэкон

Все новые знания мы поддаем сомнению и это правильно. Ведь мы встречаемся с чем-то неизвестным, новым. Но многие так и останавливаются на Уровне Сомнений. Даже может появиться пагубная привычка – сомневаться во всем.

Эта проблема саморазвития заставляет человека стоять на одном месте и еле дышать. «Я знаю формулу достижения успеха!» — радуется Желание, но Сомнение скептически произносит: «Где гарантия, что эта формула работает?» Ну, долго ты еще будешь сомневаться? Давай, уже все проверим.

Люди, которые давно занимаются саморазвитием знают, что сомнение крадет только время и не дает никаких плюсов. Запускать свои сомнения в свои желания, цели, действия – это все равно, что развиваться раковым клеткам в здоровом организме. Никогда не позволяй сомнениям брать верх над желаниями. Многие концентрируются на чем-то отрицательном и это получают. В основе сомнения и создание в своих мыслях результата обратно желаемому. Пойми, что сомнения – это всего лишь недостаток информации. Получи просто ее и сомнение развеется.

Поэтому познавай больше и проверяй все на практике и тогда не будет у тебя никаких сомнений.

Основные принципы саморазвития

Итак, начнем мы, наверное, с самого основного и незаменимого принципа саморазвития.

Учиться и еще раз учиться…

Если вообще вспомнить определение саморазвития, то там говориться об изучении различных знаний и применение их на практике. Так вот знаний много и чтобы это были реально знания, то необходимо все проверять на своей шкуре. Да, мы может читать различные книги по саморазвитию, проходить всевозможные интернет-курсы, ходить на различные тренинги личностного роста, брать индивидуальные уроки, но, чтобы знания были истинными мы должны пропустить их через себя, через свое мировоззрение и опыт. Знания без практики ничего не стоят. А практика – это постоянные ошибки, причем свои.

«И теперь не верьте всему, что я сказал, потому, что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом» — якобы последние слова Гаутамы (который Будда).

Какие выводы можно сделать из этих слов?

Любой гуру может заблуждаться. Лучший гуру для себя – это ты.

Приобретенные знания вторичны и практически бесполезны.

Первичен только собственный опыт.

Вот интересное наблюдение. В социальных сетях много мотивирующих цитат, картинок и так далее. Мы их читаем, но они почему-то нам не помогают. Потому что это просто знания, да и то не наши, которые мы совершенно не трансформируем в свой опыт.

Вот допустим высказывание Брюса Ли: «Дисциплина – это не самоограничение, это способ отбросить все лишнее». У меня проблемы с дисциплиной и я когда начал ее тренировать, то думал, что это действительно какое-то ограничение, а потом узнав об этом выражении и пропустив через свой жизненный опыт, понял, что Брюс реально прав. Теперь дисциплина для меня помощник, а не враг.

И нужно помнить, что Истина внутри нас. Чужим умом сыт не будешь. И если ты хочешь достичь основные цели саморазвития, то только твой опыт и свои же ошибки помогут тебе в этом.

Я – творец своей реальности

Саморазвитие – это процесс изменения личности. И в основе должно быть понимание, что все в этой жизни меняется, а также что меняем это все именно мы. Если бы все решали за нас и была бы уже предопределенная судьба, то смысл жизни и вообще всей Вселенной утратил бы свою значимость. В основе вообще всего механизма Вселенной в моем понимании есть сапопознание себя и саморазвитие. Это можно сказать даже Вселенские принципы.

Без понимания управления внутренним и внешним миром нет вообще смысла заниматься саморазвитием. А именно так и делают. Думают, что все предрешено и лежат себе спокойно на диване и смотрят очередной блокбастер, а другие —

Будь сегодня лучше, чем вчера

Только шаг за шагом, изо дня в день, работая над собой, мы сможем достигнуть цели. Поэтому необходимо каждый день становиться хоть чуточку, но лучше чем вчера. А в этом тебе помогут различные аналитические измерения подцелей твоей основной цели.

Вот допустим, я люблю отжиматься. У меня есть программа отжиманий за 15 недель и я по ней ориентируюсь больше я стал отжиматься или нет, какой у меня общий итог, какой за неделю, а может и за сегодняшний день. И становиться легче от того, что я стал лучше сегодня, чем был вчера. Пусть это будет одно отжимание, но оно уже приближает к моей цели.

Сними все ограничения

Как правило, в человеке уже к 20 годам встроено столько лживых установок, что это мешает саморазвитию. Недаром, во многих философских учениях практикуют очищение сознания и ума. Нельзя налить в уже заполненный сосуд. Поэтому когда мы изучаем что-то новое, то нужно забыть все что ты знал до этого. Возможно это вот то, что ускорит твое саморазвитие, а ты отодвигаешься от этого, не хочешь принимать это умом и сердцем и применять на практике. Необходимо каждый раз выходить из зоны комфорта чтобы понять улучшило это тебя или нет.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-lichnosti-istoriya-i-sovremennoe-sostoyanie-problemy-v-otechestvennoy-psihologii

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/psihologiya-samorazvitiya

Источник https://niksy.net/stati/samorazvitie/samorazvitie-lichnosti-v-chem-smyisl

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *