X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА – ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В настоящее время необходимость совершенствования педагогической компетентности учителя вытекает из основной задачи российской образовательной политики. Достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства становится архиважной задачей современного педагогического сообщества. Очевидно, что результат качества образования связан с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. [1]

Профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. Саморазвитие помогает осмыслению передового опыта, собственной самостоятельной деятельности и является средством самопознания и самосовершенствования.

Подготовка педагогов к профессиональному саморазвитию осуществляется при создании определенных внешних и внутренних условий. Ведущим внешним условием выступает осуществление процесса подготовки к профессиональному саморазвитию на основе четко разработанной программы, включающей в себя целевой (профессиональное саморазвитие, способствующее созданию индивидуального стиля профессиональной деятельности и являющееся средством самопознания и профессионального самосовершенствования), содержательный (формирование системы профессиональных знаний, лежащих в основе профессионального саморазвития педагогов, и практических умений, необходимых для его осуществления), организационно-деятельностный (формы, методы и средства профессиональной подготовки, направленные на повышение уровня готовности к профессиональному саморазвитию) и диагностический (диагностический комплекс, позволяющий замерять уровень готовности педагогов к профессиональному саморазвитию и отражать повышение данного уровня в результате применения авторской программы) компоненты. Внутренним условием выступает формирование готовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию [3].

Критериями готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию являются: профессиональная направленность личности, способность к осуществлению профессионального саморазвития, развитость рефлексивных умений.

Результатом профессионального становления педагога является его педагогическое мастерство. Считается, что педагогическое мастерство учителя в поствузовский период — это интегративное качество личности, предусматривающее овладение профессиональными знаниями и формирование личностной подготовленности к продуктивному решению педагогических задач.

Существует три педагогических условия, соблюдение которых в большей степени влияет на эффективность процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период:

— участие педагога в профильном обучении, требующее постоянного повышения уровня первичной квалификации, полученной в педагогическом вузе;

— создание и реализация технологического обеспечения профильного обучения учащихся;

— формирование положительной мотивации, направленной на самообразование и самовоспитание [1,2].

Эффективность формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период во многом зависит от умения работать над собой, т. е. от самовоспитания. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности.

Самовоспитание (англ. self-development) означает формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями.

Поскольку развитие личности — процесс непрерывный, не имеющий предела, то и самовоспитание — «дело всей жизни человека». Испытываемая учителем неудовлетворенность результатами своего труда порождает у него потребность в изменении своей профессиональной деятельности, а осознание причин, порождающих педагогические затруднения, приводит учителя к поиску их разрешения, способствуя формированию у педагога положительной мотивации к работе над совершенствованием своего педагогического мастерства. [3]

Структура формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период состоит из трех взаимосвязанных компонентов. Критериями данной готовности можно выделить следующие:

— когнитивный критерий (овладение теоретическими знаниями), что соответствует праксиологическому компоненту;

— деятельностный критерий (формирование умений и навыков), что соответствует праксиологическому компоненту;

— мотивационный критерий (направленность мотивации педагога на совершенствование своего педагогического мастерства), что соответствует аксиологическому компоненту.

Названные критерии рассматриваются как признаки сформированности педагогического мастерства учителя в поствузовский период.

Выделены уровни готовности педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в поствузовский период: [4]

— низкий (адаптивный) уровень;

— средний (репродуктивный) уровень;

— выше среднего (продуктивно-преобразующий) уровень;

— высокий (творческий) уровень.

Критериальные показатели позволяют наиболее полно оценить и наметить пути коррекции процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период, что предполагает внедрение в практику поствузовской подготовки педагога основной группы организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность данного процесса.

В этом направлении, с целью выявления мотивации к самосовершенствованию и уровня саморазвития современных педагогов нами проведено исследование на базе МОУ Китовская средней школы с. Китово, Шуйский район, ивановская область. В данное исследование принимали участие: школьные учителя — 10 человек (из них 3 мужчины и 7 женщин).

Для выявления уровня профессионализма и стремления педагогов к саморазвитию нами были подобраны следующие методики: Методика 1. Анкета «Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов» (вопросы разработаны авторами). Цель: выявить уровень профессиональной компетентности и оценить стремление к саморазвитию учителя. Анкета включает 9 вопросов. 1. Согласны ли вы работать в условиях внедрения инновационных технологий? 2. Способны ли вы сами разработать инновационные методы обучения, воспитания? 3. Положительно ли вы реагируете на перемены в сфере образования, на внедрение новых инновационных образовательных технологий? 4. Есть ли у вас стремление повысить квалификацию, чтобы работать в сфере инновационной среды? 5. Есть ли мотивы работать в творческой среде? 6. Есть ли у вас возможности повысить квалификацию? 7. Как часто проходите курсы повышения квалификации? 8. С охотой ли вы участвуете в творческих мероприятиях, конкурсах по педагогической деятельности (например, «Учитель года» и т.д.)? 9. Делитесь ли Вашим опытом с коллегами? 10. Часто ли Ваши школьники принимают участие в конкурсах, олимпиадах по Вашему предмету?

Методика 2. Тест «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности (автор — Л.Н. Бережнова)». Назначение теста: известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Очень важно педагогу иметь стремление к саморазвитию, т.к. это одно из самых главных качеств учителя, ведь без стремления к саморазвитию, невозможно, осуществление педагогической деятельности в целом. Тест — включает 18 вопросов, и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности педагога.

В ходе проведения диагностического исследования нами были получены следующие результаты.

При анализе результатов анкетирования (Анкета -1) мы можем выделить следующее: из 10 вопросов на три вопроса согласны ли они работать в условиях инновационных технологий, положительно ли они реагируют на перемены в сфере образования, на внедрение новых инновационных образовательных технологий, есть ли мотивы работать в творческой сфере испытуемые ответили одинаково положительно. 6 вопрос для большинства стал затруднительным. Связано было это с тем, что 6 педагогов было за то, что все хорошо в меру, из-за загруженности на саморазвитие нет возможности, а 4 полностью согласились с тем, что саморазвитие — ключ к педагогическим открытиям и успехам. На вопрос проходите ли вы курсы повышения квалификации по совершенствованию профессиональной деятельности 4 ответили, что 1 раз в год, все остальные 1 раз в 5 лет. Последние же в списке вопросов не вызвали особых затруднений и на вопросы с охотой ли вы участвуете в творческих мероприятиях и конкурсах по педагогической деятельности и принимают ли их ученики по их предметам участие в конкурсах и олимпиадах 6 человек ответили «да» и 4 «нет» и 9 человек «да» и 1 «нет».

Читать статью  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, Общая характеристика процесса психолого-педагогического сопровождения саморазвития - ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ

Средствами для саморазвития опрошенные учителя выделяют: интернет, участие в педагогических сообществах, участие в методических семинарах, мастер-классах, открытых уроках коллег, конференциях, участие в вебинарах, изучение методической литературы, участие в работе методических объединений, курсы «Фоксфорд», методические разработки и рекомендации различных авторов, инфоурок. Из всех этих средств были выделены наиболее востребованные такие как интернет сайты (Фоксфорд и инфоурок) , методические пособия.

Анализ результатов, полученных по методике 2 (Анкета -2) выявил учителей с разным диапазоном стремления к саморазвитию и профессиональной самооценки. Данные показали, что у двух педагогов возрастом от 45 лет и диапазоном от 40-43 со стажем от 18-22 лет уровень саморазвития «выше среднего», что и показывает на их примере желание учить и обучать детей, у других же диапазон значения от 35-39 наблюдается у 5 педагогов возрастом от 23-49 и стажем от 2-8 лет их уровень саморазвития на уровне «норма», что говорит и о нормальном саморазвитии, но все же, и о слабом желании саморазвиваться, так как согласно их опросу у них есть обязанности в обычной жизни. Это не даёт нам картину того, что преподаватели всё же предпочитают развиваться и развивать свои профессиональные способности полностью отдаваясь саморазвитию. Большинство придерживаются мнения, что важно все в меру и к ним как и большинству с диапазоном от 35-39 и относится диапазон данных от 30-34 ниже среднего к ним относится остальные 3 преподавателя возрастом от 49-57 лет и стажем от 28-35 лет.

Анализ данных по определению самооценки показал, что у 4 учителей диапазоном от 11-9 самооценка занижена это связано с тем, что они недавно были приняты на работу и ещё не смогли освоится. У остальных 6 педагогов — диапазон значения 14-11, что указывает на нормальную самооценку и то, что учителя в этом диапазоне являются компетентными специалистами так как работают уже давно.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: во-первых, у современных педагогов есть желание совершенствования в профессиональной деятельности, но не всегда есть у них возможности к саморазвитию, чаще из-за загруженности на работе; во-вторых, у молодых педагогов наблюдается заниженная самооценка, что ослабляет их стремление к саморазвитию; в-третьих, педагоги не всегда прибегают к эффективным формам самосовершенствования. В нашем исследовании стремление к педагогическому профессионализму не выявлено значение пола.

Таким образом, думается, что для гармоничного развития педагога, формирования их стремления, мотивации к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству необходимо создание специальных условий, среды для их профессионального роста.

На основе анализа результатов проведенного исследования предложены рекомендации педагогам по саморазвитию и профессионального роста.

Во-первых, каждому человеку, в том числе и педагогу необходимо проводить самоанализ своего поведения, своих личных качеств, задумываться о причинах побед и неудач. Во-вторых, выявлять слабые стороны своего характера и постоянно работать над ними. В-третьих, постоянно самосовершенствоваться и никогда не останавливаться на достигнутом в процессе саморазвития.

Список литературы

Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / Багаева И.Д. — Усть-Каменогорск, 2011. — 338 с.

Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.

Маркова О.И. Профессиональное саморазвитие педагога. – К.: Вища школа, 2004. – 96 с.

Соколова О.В., Юревич С.Н. Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ // Магнитогорский государственный университет. — Магнитогорск, 2014 — С. 3.

Профессиональное самосовершенствование педагога

Бабаева, М. Э. Профессиональное самосовершенствование педагога / М. Э. Бабаева, Л. В. Краснюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66707/ (дата обращения: 06.07.2022).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА

Бабаева Милвара Эраксовна, студент;

Краснюк Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности.

Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической профессии и составляющие профессионализма педагога.

Результаты: в рамках данного исследования была выявлена высокая значимость саморазвития в профессии для современного педагога и востребованность в современном обществе педагогов, которые постоянно повышают свою квалификацию, изучают и применяют на практике новые методы обучения и воспитания детей. Так же, была установлена тесная взаимосвязь профессионализма с саморазвитием, постоянное самосовершенствование выступает обязательным условием профессионализма. Не смотря на множество факторов, влияющих на профессионализм педагога (личное отношение к профессии, опыт и многие другие), решающим признаком профессионализма, мною было выделена. способность педагога к творческому подходу в решении педагогических проблем.

Ключевые слова: саморазвитие, профессионализм, личностное развитие, педагог, учитель, саморазвитие.

Основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что до тех пор, пока учиться. Многие ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многогранность феномена саморазвития и самообразования. Но необходимо выделить факт, что саморазвития в профессии напрямую связана с личностью педагога и необходимости постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию [3, с. 188].

Профессионально-личностное развитие педагога выступает главная цель педагогического образования. С одной стороны, педагог выступает как личность, а с другой стороны-педагог выступает носителем информации в практической его деятельности. Это говорит о том, что, для того чтобы развить и нравственные ценностные качества в ребенке, необходимо эти же качества развития и в самом педагоге. Но развитие личности педагога напрямую зависит от его способности к саморазвитию, а значит, и в успешном профессиональном становлении. Это говорит о тесной взаимосвязи профессионализма и саморазвития в профессии.

В педагогической литературе выделяют 4 стадии профессионального роста педагога:

Профессиональное самоопределение, в процессе которого происходит поиск и нахождение личностного смысла в осваимовой трудовой деятельности.

Профессиональная самореализация представляет самой собой реализацию существующего потенциала и имеющихся в способности в профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование, представляет собой совокупность психологических и личностных изменений, происходящих в педагоги в процессе овладения длительного выполнения деятельности, обеспечивающая качественно новый, высокий уровень решения профессиональных задач.

Саморазвитие, представляет собой и сознательный процесс личностного и профессионального самосовершенствование в профессии.

Идеальный выбор профессии для человека должен включать в себя два фактора, быть источником дохода, и быть средством личностной самореализации. Саморазвитие в профессии педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формирование себя как личности. Однако, в современном мире непрофессионализмом напрямую зависит ли размер дохода, а это требует развитие определенных качеств и навыков.

Профессиональное саморазвитие учителя предполагает использование специально разработанных методик, использование которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. В число стандартных методов входят:

  1. Курсы переподготовки;
  2. Курсы повышения квалификации;
  3. Предметные комиссии и методологические ассоциации;
  4. Школы передового опыта;
  5. Семинары для молодых учителей;
  6. Творческие сообщества;
  7. Педагогические чтения и многое другое.

Для того, чтобы стать настоящим профессионалом в своей области, одних только семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математика, естественные науки, русский язык или любой предмет), невозможно повысить эффективность своей работы без систематических самостоятельных занятий.

Читать статью  10 незаменимых советов, как добиться успеха в жизни: Инфониак

Важность саморазвития человека определяется его регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета его субъективных отношений с разными сторонами окружающей действительности. В его сферу также входит отношение к себе как к субъекту общественных отношений и как к личности в целом. Степень зрелости выражается в способности принимать собственные решения и сознательно принимать решения в трудных ситуациях. Известно, что человек, который самостоятельно выбирает профессию, на основе сложившейся системы отношений и ценностей, исходя из социальных требований, быстро и легко адаптируется к условиям труда, испытывает удовлетворение своей работой. В связи с этим проблема профессионального саморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогики.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а это означает, что его собственная личность является мощным «рабочим инструментом», и чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост выступает основным условием достижения профессионализма.

Профессионализм — степень, в которой индивид осваивает профессиональные навыки, а профессионал — индивид, основным занятием которого является его профессия; специалист в своей области с соответствующей подготовкой и квалификацией.

Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями и навыками, сколько неописуемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием реальности в целом и сложных жизненных ситуаций.

Таким образом, саморазвитие является результатом профессионального творчества, а не просто увеличения знаний, навыков.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые методы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие учителя является движущей силой на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

Как отмечает Надежда Ростиславовна Битянова (автор трудов о личностном росте и саморазвитии), настоящий глубокий и широкий профессионализм (а это тот фактор, который демонстрирует мастерство многих выдающихся людей) не может вырасти из исследований человека только одним видом деятельности, которому он посвятил себя, особенно если этот вид деятельности сложен по своей природе [4, с. 32].

Высокий профессионализм невозможен без развития особых способностей человека, которые как по своему содержанию, так и по форме будут тесно связаны с требованиями конкретной деятельности, а без знаний и навыков, соответствующих этим требованиям невозможно и их развитие. Развитие также обязательно является необходимым условием для достижения такого профессионализма, так как человек обладает общими способностями и превращением общечеловеческих ценностей в свои ценности, что означает нравственное воспитание его личности.

В дополнение к этому, другие условия играют важную роль в приобретении профессионализма:

  1. Личное отношение к профессии;
  2. Понимание их личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности;
  3. Личный жизненный опыт в целом, а не профессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития);
  4. Особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста);
  5. Проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности;
  6. Методические указания и нормы профессионального мышления (возникают у человека в результате рефлексивного развития профессиональной деятельности).

Решающим признаком профессионализма учителя является его готовность творчески решать педагогические проблемы. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Творчество не характерно для всех педагогов — это отличительное качество личности.

  1. Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / И. Д. Багаева — Усть-Каменогорск, 2011. — 338 с.
  2. Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? / Л. П. Квашко. — М.: Владивосток: Дальневосточный университет, 2016. — 260 c.
  3. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 509 c.
  4. Трунцева, Т. Н. Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития. 1–11 классы / Т. Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2016. — 160 c.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессия, саморазвитие, личное отношение, личностный рост, педагогическая профессия, профессиональное саморазвитие учителя, современный мир, современный педагог, тесная взаимосвязь профессионализма.

Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Читать статью  С чего начать саморазвитие личности - 10 лучших способов

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Источник https://scienceforum.ru/2018/article/2018006198

Источник https://moluch.ru/archive/294/66707/

Источник https://salid.ru/journal/uchitel-i-samorazvitie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *