Содержание

Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих. — презентация

Презентация на тему: » Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих.» — Транскрипт:

1 Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих технологий ГОУ ЯО ИРО

2 Лекция 1 Тема: Теоретические особенности формирования универсальных учебных действий (УУД) 1.Методология универсальных учебных действий (УУД). 2.Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД) и способы их формирования. 3.Основные виды универсальных учебных действий.

3 Ключевые цели общего образования: — формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; — сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; — обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; — достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; — формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

4 Приоритетное направление ФГОС Реализация развивающего потенциала образования, где актуальной и новой задачей становится обеспечение развития УУД как психологической составляющей фундаментального ядра

5 Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

6 Универсальные учебные действия — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта(в широком смысле); — совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (в узком смысле).

7 Теоретическая и методологическая основа ФГОС системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, ( ведущие положения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.) Базовым положением служит тезис «…развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса». опыт реализации компетентностного подхода Акцент на достижение учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

8 Вывод 1 формирование универсальных учебных действий основывается на положениях технологического подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе разных парадигм образования

9 Вывод 2 Процесс формирования универсальных учебных действий создает возможность реализации новой парадигмы образования — парадигмы САМОразвития личности

10 Новая цель образования, отвечающая парадигме само- формирование личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования

11 Саморазвитие — это то, что человек сознательно делает для создания своей индивидуальности, целостной личности, своего «Я» для полной самореализации.

12 Саморазвитие личности – это процесс осознаваемого и неосознаваемого развития, управляемого самой личностью, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности (Г.К. Селевко).

13 Задача педагога пробудить в школьнике желание развивать себя, самосовершенствоваться, т.е. вооружить его умениями используя теорию и практику технологии саморазвития личности в соответствии с ее основными и специальными целями, подбирая соответствующие методы и средства

14 Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

15 1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

16 2.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; — коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. — волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Читать статью  Саморазвитие как высшая форма развития: Саморазвитие в современной психологии обычно рассматривается в одном

17 3.Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

18 4.Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

19 5.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Профессиональное саморазвитие педагога — обязательное условие реализации ФГОС

Переход к новым образовательным стандартам 2-го поколения (2009) является, по сути, реформой образования, а успех реформ зависит от того, в какой степени изменяется работа педагога. Понятно, что если не изменится работа педагога массовой школы, то существенных приращений в качестве образования не произойдёт.

Как же должна измениться работа педагога? Раньше достаточно было понятно и доступно рассказать детям то, что ты знаешь сам. Теперь же педагог должен организовать процесс самоизменения каждого ученика, когда ребёнок сам открывает для себя новое знание, ставит перед собой учебные цели, сам контролирует себя. Находит и исправляет свои ошибки, переживает ситуацию успеха и т. д. — другим способом деятельностные способности не формируются. Можно сказать, что в новой школе педагог должен передать детям не просто систему знаний, а культуру саморазвития. Как же обеспечить переход каждого педагога к реализации новых целей образования?

Переход к реализации деятельностного метода не может произойти сразу, например, после посещения семинара или круглого стола, даже курсов повышения квалификации или консультаций. Это длительный процесс самоизменения, который педагог должен пройти самостоятельно и в индивидуальном темпе.

При освоении деятельностного метода обучения педагог проходит определённые этапы профессионального роста. Эти этапы зафиксированы в условных статусах : педагог — «стажёр» после прохождения курсов базового уровня, педагог — «практик» после освоения базового уровня реализации педагог – технолог. Путь, который проходит каждый учитель, индивидуален, он зависит от условий его жизни и работы, способностей, целей и задач, которые он ставит перед собой. Одна из проблем — в усвоении правил. Преодолеваю это системно – от текста правила к пониманию каждого элемента, затем вновь к правилу, но уже на уровне, когда ученик может дать толкование каждому элементу, каждому термину, осознанно увидеть взаимосвязь с другими правилами.

Соответственно, роль педагога – восполнять все «проблемные» зоны, быть в курсе всех информационных поводов обновить свои знания, получать консультационную поддержку на кафедре НИУСОФБелГУ. В том числе, ориентироваться на готовящийся к вступлению в действие профессиональный стандарт педагога.

В своей практике профессионального развития хочется отметить, что одним из самых действенных средств является хорошее знание своих учеников, работа с другими педагогами по обмену опытом, а так же курсы повышения квалификации

Мной была поставлена цель: обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы найти такие подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Были поставлены следующие задачи: — изучить необходимые документы: ФГОС, закон «Об образовании», САНПиН, Конвенция о правах детей; Разработать программы по учебным предметам; овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими формировать творческие способности учащихся на основе формирования у них универсальных учебных действий; построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской; проводить учебные и внеурочные занятия с формированием УУД; внедрение социального проектирования в учебно-воспитательный процесс; систематизировать и обобщить опыт работы по формированию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, через УУД. Прогнозируемый результат: Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведё т к: повышению интереса к работе; росту компетентности; росту уровня профессиональных навыков и умений; повышению уровня саморегуляции, самоорганизации; повышению ответственности и качества своего педагогического труда.

После поступления в обучающий вуз СОФНИУБелГУ поставленные задачи выполнять стало легче, хочется познавать все более новое и применять эти навыки в своей работе. Результаты тоже не заставляют себя ждать, свои успехи и успехи учеников можно увидеть в различных конкурсах, где руководитель и дети занимают призовые места, а так же интересуются учебной деятельностью.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС» Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ «Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС ДО». Цель: активизация мыслительной деятельности.

Совершенствование профессиональной компетенции педагога как условие реализации ФГОС Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической.

Основы профессионально-педагогической позиции педагога в условиях реализации ФГОС При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности педагогического процесса как бы разграничивают профессионально – педагогические.

Презентация «О взаимодействии методиста и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС до» Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования. Возникают проблемы организации.

Читать статью  7. Культура как мир человека, как способ самопознания и саморазвития личности. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Феномен “образованщины” в нашем обществе.

Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС: метод пошаговой адаптации Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС ДО: метод пошаговой адаптации На сегодняшний день проблема адаптации детей.

Семинар-практикум воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС» Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о.

Содержание деятельности педагога по ФЭМП дошкольников при реализации ФГОС до Сообщение на тему : Содержание деятельности педагога по ФЭМП дошкольников при реализации ФГОС ДО. Игра это самое серьезное дело. В игре.

Управление профессиональным ростом педагога как одно из условий обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности,.

Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС до «Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС ДО» Обозначенная тема важна не только для сферы дошкольного.

Взаимодействие с семьей как условие развития двигательной активности дошкольников в реализации ФГОС Взаимодействие с семьей как условие развития двигательной активности дошкольников в реализации ФГОС ДОО. На родителей ложится особая ответственность.

Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

В статье представлен теоретический анализ сущности профессионального саморазвития личности в процессе реализации системно-деятельностного подхода к модернизации образования.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

Взаимосвязь готовности личности к компетентному самоопределению и процесса информатизации ее деятельности

Влияние социальной компетентности педагога на формирование готовности учащихся и студентов к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ -ОСНОВА КОНСТРУКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ сущности профессионального саморазвития личности в процессе реализации системно-деятельностного подхода к модернизации образования.

Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, компетентность, системно-деятельностный подход.

Реализация процесса модернизации отечественной системы образования актуализирует решение проблемы выявления структуры и содержания деятельности педагога современной школы, функционирование которой взаимосвязано с динамичными процессами информатизации, интеграции и повышения значимости социализации в становлении образа мышления и действия человека.

Одним из важнейших критериев успешности профессионально-педагогической деятельности является готовность педагога к компетентному профессиональному самоопределению.

В современном психолого-педагогическом знании выделяются три основных компонента, содержание которых раскрывает структуру и сущность компетентного профессионального саморазвития личности в современных процессах ее информационно насыщенной социализации.

В совокупность данных компонентов необходимо включаются:

— готовность личности к компетентному профессиональному самоопределению;

— наличие пространства для профессионального и личностного саморазвития;

— ситуация компетентного саморазвития в процессе определения основных стратегий профессиональной деятельности педагога.

Рассмотрим основные характеристики каждого компонента с точки зрения их положительного влияния на исследуемый процесс.

Выделение названных компонентов является фактором, свидетельствующим, с точки зрения Б. Г. Ананьева [1], Л. И. Божович [2, 3], Е. А. Климова [4], А. В. Петровского [5], С. Л. Рубинштейна [6], В. В. Чебышевой [7] и др., о возможности выявления готовности социума к созданию условий для инновационного прочтения структуры и содержания процесса социально-профессионального сопровождения личности в ходе ее самоопределения в той или иной сфере деятельности.

Причем речь идет об андрагогической позиции в профессиональной педагогике, позволяющей различать не только индивидуально-личностные, но и возрастные и гендерные характеристики готовности личности к компетентному профессиональному саморазвитию.

Складываются объективные предпосылки для концептуального осмысления и моделирования процесса личностно ориентированного взаимодействия социальной среды, процессов информатизации и мотивации человека к поиску самодостаточного профессио-

нального действия, позволяющего удовлетворить личностные потребности и продуктивно отвечать на социально-экономические и субъективные риски и вызовы, с которыми личность сталкивается в процессе двухуровневого перехода общества к информационно насыщенному интегрированному основанию побуждения человека к саморазвитию.

В триаде выделенных компонентов основная роль принадлежит готовности личности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать совокупность задач социально значимого и профессионально необходимого саморазвития. Причем готовность к самостоятельной и осознанной самореализации в информационно насыщенном профессиональном поле основывается на опыте самоопределения, который складывается у человека в результате готовности к жизненному и личностному саморазвитию. Н. С. Пряжников особую роль в этом процессе отводит внутренней готовности личности, которая раскрывает смысловые характеристики совокупности действий человека, направленных на достижение результата в процессе самоопределения. В этом случае личность является не только источником, но и координатором и регулятором совершаемых действий, что значительно приближает ее к реализации намеченных профессиональных перспектив. Таким образом, находит подтверждение мысль В. Франкла о са-мотрансляции, что подтверждает мнение отечественных психологов и философов о возможности самоидентификации личности в процессе профессиональной деятельности.

Иными словами, внутреннюю готовность личности к компетентному профессиональному саморазвитию можно рассматривать как способность человека к обеспечению эффективной реализации процесса профессионального самоопределения, состоящего из трех основных действий. Восприятие достигнутого человечеством опыта самоопределения в конкретной сфере деятельности и виде труда основывается на готовности человека рассматривать себя в виде развивающегося носителя определенной совокупности требований, которые предъявляются к профессиональной деятельности в определенном времени и пространстве. Наконец, эффективность рассматриваемого процесса возможна в смысловой готовности человека к осознанию значимости и воспроизведению в своем опыте технологий информационно насыщенного и компетентного профессионального самоопределения.

Читать статью  Источники вдохновения человека: список, особенности и примеры.

Анализ содержания профессионального саморазвития личности как механизма «конструктивно-деятельностной основы образования» [8, с. 43] и осознанного построения личностью информационно насыщенных социальных отношений показывает, что процесс саморазвития личности раскрывает смысл и содержание социальных отношений, возникающих в процессе информатизации между потребителями информации в различных видах деятельности; является компонентом самоопределения личности, не только позволяет охарактеризовать систему информационно насыщенных социальных отношений личности с другими потребителями информации, но и раскрывает мотивацию и направленность ее рефлексии.

Взаимосвязь профессионального саморазвития личности и системы информационно насыщенных социальных отношений раскрывает динамику дифференциации понятий «труд» и «профессиональная деятельность» в культурно-историческом и социальнобытовом смысле. Основой механизма взаимосвязи информационно насыщенных социальных отношений и процесса профессионального саморазвития личности является качественное проявление достигнутого человеком уровня культуры на соответствующем возрастном этапе развития.

Эффективность взаимосвязи профессионального саморазвития с готовностью личности к информационно насыщенным социальным отношениям определяется содержанием нормативных основ и моральными устоями государственно-общественных тенденций информационного насыщения ее жизнедеятельности и является существенной характеристикой ценностно-смыслового отношения человека к использованию информа-

ционно насыщенных социальных отношений в процессе профессионального самоопределения.

Информационно насыщенные социальные отношения позволяют личности сформировать готовность к самодостаточному профессиональному саморазвитию и эффективно разрешить противоречия между социальными и профессиональными основами самоактуализации, в частности готовность человека к когнитивно-волевой самокоррек-ции эмоциональных отношений в динамично информационно насыщаемых видах труда.

Структурная основа рассматриваемой взаимосвязи представляет собой совокупность компонентов, имеющих следующую видовую характеристику: целевой, структурный, содержательный, регулятивный и прогностический компоненты.

Взаимосвязь профессионального саморазвития личности с ее информационно насыщенными социальными отношениями реализуется на различных уровнях в любом виде деятельности: межличностных, предметно-деятельностных отношениях и отношениях ответственной зависимости. В этом случае компетентность является интегрированной характеристикой качества рассматриваемой взаимосвязи.

Концептуальный анализ рассматриваемой взаимосвязи позволяет выделить следующие аспекты ее влияния на реализацию ФГОС 3-го поколения в конкретных условиях профессионального самоопределения педагога и студентов:

— социально-педагогический: заключается в выявлении сущности трансформации классических концепций и моделей саморазвития личности в социальном и профессиональном аспектах и их экстраполяции на взаимодействие личности с социумом и избранным видом труда в условиях информатизации, становления рыночных отношений, побуждающих человека к поиску и реализации инновационной концепции и модели компетентностного социально-профессионального самовыражения в информационном поле деятельности;

— научно-теоретический обусловлен необходимостью осмысления профессионального саморазвития личности в рамках динамичной и инновационной трансформации профессионального образования в аспекте концептуального моделирования структуры, содержания и результата в интенсивном переходе от знаниево-алгоритмированной системы самоопределения личности в каком-либо виде труда к компетентностно-деятельност-ному профессиональному самоопределению в информационно насыщенном профессиональном поле деятельности;

— научно-методический уровень предполагает достижение сопряженности социальной компетентности, качества профессионального образования и совокупности ква-лиметрических основ готовности работников к творческому уровню профессиональной деятельности, представляющих собой совокупность ожиданий общества и работодателей;

— субъектный уровень определяется поиском личностью модели саморазвития в социальном и профессиональном аспектах в связи с транформацией имеющихся в опыте предыдущих поколений моделей профессионального самопознания, самоактуализации и самореализации на основе информатизации, интеграции и востребованности готовности к компетентностной самореализации в совокупности видов труда, представляющих профессиональное поле деятельности, сензитивное мотивам, направленности и когнитивноценностному осмыслению человеком возможности реализации имеющегося социального опыта.

Результативность рассматриваемого процесса может оцениваться следующими критериями:

— практические: а) знания, умения и навыки; б) компетенции; в) социальные и профессиональные нормы квалиметрии качества самоопределения; г) рефлексивные способности;

— субъективно-личностные: а) мотивация; б) направленность; в) идентичность;

г) ценности; д) когнитивность; е) тревожность; ж) самоконтроль; з) активность; и) самостоятельность; к) ответственность.

1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев. — М., 1973. — 367 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М., 1968. -464 с.

3. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. — С. 7-44.

4. Климов, Е. А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта / Е. А. Климов // Научные труды ВНИИ профтехобразования. — Л., 1976. — Вып. 32. — С. 5-25.

5. Петровский, А. В. К проблеме самоопределения личности в группе / А. В. Петровский // Тезисы к XX Международному психологическому конгрессу. — М., 1972. — С. 149-154.

6. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. — М., 1973.— 424 с.

7. Чебышева, В. В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. — 1971. — № 1. — С. 14-19.

8. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. — М., 2003. — 84 с.

Лупанова Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: pippo@pnzgu.ru

Lupanova Natal’ya Aleksandrovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University

УДК 378.14 Лупанова, Н. А.

Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения — основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования / Н. А. Лупанова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2013. — № 4. — С. 18-21.

Источник http://www.myshared.ru/slide/92421

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/profesionalnoe-samorazvitie-pedagoga-objazatelnoe-uslovie-realizaci-fgos.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-lichnosti-v-usloviyah-realizatsii-fgos-tretiego-pokoleniya-osnova-konstruktivno-deyatelnostnoy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *