Начальное образование как путь к саморазвитию

Образование человека является основой его психического, умственного и физического развития. Получать образование человек начинает в семье, укрепляет его в школе и формирует в соответствии со своими задачами и интересами в высших или специальных учебных заведениях.

Если высшее или средне-специальное образование уже можно считать следствием некой позиции обучения — внешней (необходимость) или внутренней (потребность), то школьное образование можно соотнести с понятием Пути — цельного жизненного цикла, в течение которого формируются все системы физического и психического обеспечения человека. К пятнадцати годам ребенок является созревшим организмом, пусть еще с неустойчивыми, однако в достаточной мере сформированными психическими и физическими параметрами. В зависимости от того, в каких условиях проживает ребенок и какие нагрузки он испытывает в течение десяти или более школьных лет, а также от того, в каком настроении находится все это время, можно говорить о его полноценности или неполноценности как субъекта жизни. Результаты педагогических отчетов и медицинских исследований показывают, что сегодня до 80% детей оканчивают школу с теми или иными отклонениями психического или физического характера. Получается, что ребенок выходит из школы не здоровым и полноценным гражданином, а неким полуфабрикатом, который не умеет слышать, двигаться, концентрироваться, наполненный информацией, которую он не умеет обрабатывать, не говоря уже об умении перевести ее в знание.

Таким образом, в наше время школа стала некой «олимпийской» моделью выживания, где на одну цельную и проявленную личность приходятся сотни поломанных и искалеченных душ, которые теряются в общей массе учащихся, постепенно вливаясь во все увеличивающиеся ряды «потерянных людей». Ориентиром их жизни становится не личное качественное существование, а цели и задачи тех, под чью зависимость они попадают. Эта «средняя масса» не способна самоопределиться, а, следовательно, и самореализоваться. Самоутверждение в данной группе лиц происходит за счет вымышленной формы самопознания, когда эмоции, вызванные внешней средой, являются фактором личностного качества жизни.

Самосознание, не развитое в школе, не может быть пробуждено самостоятельно, а смысл и оценка собственной жизни определяется формулой «хочу — не хочу — жду — спешу». Нервно-психические дисфункции, возникающие у детей в современной школе, практически лишают подростков шанса освободиться от тех проблем, которые он приобрел в школе. Если в течение продолжительного времени (года и больше) у ребенка развиваются и фиксируются физиологические нарушения в развитии тела, возникают проблемы с психологической устойчивостью и оперативным мышлением (способностью не только мыслить, но и применять мышление в условиях обитания), то создаются предпосылки для развития серьезной патологии в его организме (а она зачастую все же развивается, если подобное вредоносное воздействие длится более продолжительное время).

Важно понимать, что патологические отклонения часто закладываются уже в самой структуре школьного образования, представляя собой некую законченную модель некорректного психофизиологического формирования ребенка.

Основные условия, способствующие развитию патологии у обучающихся в школе:

  • нарушение психологической устойчивости преподавателя;
  • низкие функциональные способности организма преподавателя;
  • неадекватно завышенная самооценка преподавателя;
  • отсутствие реального понимания предмета преподавателем, неумение продолжать развиваться в своей профессиональной области;
  • отсутствие единой методологической модели для всей школы;
  • экологически, энергетически, социально неверное расположение учебного заведения;
  • неправильно выстроенное взаимодействие персонала и учащихся;
  • неправильно организованная система питания;
  • отсутствие элементарной гигиенической культуры;
  • отсутствие эстетической наполненности учебного заведения;
  • недостаточное внимание к особенностям развития детей, связанных с их половой принадлежностью, отсутствие культуры раздельного воспитания девочек и мальчиков, как представителей своего пола;
  • отсутствие понимания и раскрытия индивидуального потенциала каждого ученика;
  • отсутствие связи «школа родитель»;
  • отсутствие связи «школа социум».

Даже трети из вышеперечисленных условий достаточно, чтобы привести ученика в состояние дисгармоничного развития. Ведущую роль в этом процессе, конечно, играет преподаватель.

На сегодняшнем этапе даже активное создание лицеев и частных школ не в состоянии решить существующую проблему, так как данные типы школ представляют собой, скорее, некую бизнес-модель, чем образовательную организацию.

Единственная возможность выхода из этой ситуации видится в создании заочной, параллельной модели обучения, которая не зависела бы от конкретной школы или конкретного учителя. Данная модель должна создать дополнительную зону ответственности для учителя и дать возможность ученику не зависеть от негативных моделей существующей школы или хотя бы свести это влияние к минимуму.

Попытки сознательно довести до преподавателей статистические данные, описывающие негативные влияния современной школьной системы на здоровье учащихся, не приносят никакого результата и не решают самих проблем, а иногда и, наоборот, добавляют их, создавая лишь видимость решений. Уже целый десяток лет (а то и два), когда стало возможно поднимать эти вопросы, они не решаются, а лишь все больше скрываются в кабинетах власти. Пока не будет создан практический материал и дан ему реальный старт, мы будем продолжать уничтожать нацию теми существующими способами обучения, практиковать которые, очевидно, уже бессмысленно.

Конечно, невозможно единым качественным движением решить все проблемы. Нельзя мгновенно правильно простроить новую структуру школы, подготовить компетентных учителей, обеспечить их достойными условиями жизни и создать качественное дифференцированное обучение в каждой школе.

Современного школьника окружает среда, которую по праву можно назвать агрессивной. Она оказывает на него не только открытое влияние (например, ругань в магазине), но и зачастую носит непроявленный характер (например, проблемы экологии). Все эти явные и скрытые формы влияния формируют в ребенке безответственное отношение ко всему, что его окружает. А если добавить неблагоприятные условия его проживания в семье, пьянство, наркотики и прочее, то ситуация вообще может показаться безнадежной.

Сегодня, конечно, трудно найти полноценное решение проблемы, пока, по крайней мере, не будет выстроена новая модель подготовки учителей. Однако можно найти способы решить эти проблемы превентивно — избавлением от множества ненужных действий и элементов существующей системы.

Какие основные различия между существующей моделью развития ребенка и той, которая может стать альтернативной, можно выделить?

Четкое увязывание понятий физического, психического и интеллектуального развития и образования. Здесь заложено искусство отношения к любому процессу, в котором участвует человек, с позиции совместного развития всех функций. Если, например, ребенок занимается некой интеллектуальной работой, важно развивать умение сохранять дыхание и выдерживать правильное положение тела, для того чтобы энергия могла качественно питать мозг. Если ребенок участвует в двигательном действии, то здесь важно правильно осознавать движение. В начальных классах, когда осознание еще не подготовлено, можно опираться на использование ритма и музыки.

Сохранение внутренних ресурсов, а не их сжигание, которое является основой развития, в соответствии с природой развития всех органов и частей тела. Каждый человек в своем развитии проходит через определенные периоды, в течение которых формируется та или иная часть тела или аспект сознания. Понимание этих периодов и умелое использование этих знаний в преподавании и образовании позволит сделать процесс развития более качественным. Помимо этого, каждый отдельно взятый ребенок имеет свой личный ритм развития, который должен учитываться в процессе его обучения. Если естественный и личный ритмы ребенка нарушаются, это приводит к сжиганию его природной энергии.

Развитие концентрации как основы мышления. Концентрация есть инструмент управления сознанием. Овладение этим инструментом позволяет реально понимать природу явлений и уходить от зависимости от бессмысленной информации.

Снятие внутренних блоков, мешающих развитию ребенка. Каждый ребенок имеет дополнительные внутренние ресурсы, которые по той или иной причине либо заблокированы, либо не проявлены. Задача обучения должна сводиться к максимальному развитию способностей ребенка через их проявление и к возможному снятию блоков с его внутреннего ресурса.

Увеличение естественной продуктивности занятий. При выходе на определенный ритм развития ребенка достигается возможность увеличения продуктивности занятий. Другими словами, здесь заложено искусство сохранения природного ритма при увязывании его с конкретной поставленной задачей.

Укрепление физиологических функций организма ребенка. После достижения общей сбалансированности функционирования всех частей тела организма необходимо более глубоко простраивать все системы организма ребенка. Например, мышечно-сухожильную систему, которая должна развиваться не по принципу хаотичного мышечного усилия для вырабатывания грубой мышечной силы, а для формирования «умной» силы — той силы, которая питает как тело, так и сознание.

Развитие внутреннего усилия. Это, пожалуй, самое важное, к чему мы должны прийти в нашей работе, — создать в процессе обучения условия, при которых ребенок будет обладать всеми необходимыми инструментами для саморазвития, а также, и это самое главное, пробудить и сформировать у него постоянную потребность в саморазвитии.

Развитие мотивации к саморазвитию. Этот процесс предполагает, что ребенок осознает то, к чему он должен стремиться и готов к освоению механизма самосовершенствования вне зависимости от местонахождения и рода деятельности. Практически, речь идет о саморегулирующейся, гармоничной личности, о том, что мы должны получать при окончании школы. Здесь уже исключается любая негативная результативность.

Непосредственное влияние на развитие личности должна оказывать внутренняя потребность ребенка к совершенствованию, когда для него нет главного и второстепенного, а есть грамотно выстроенный во времени процесс. Пока ребенок не достигнет единства в понимании того, что ничто не может делаться «абы как», плохо, пока ребенком не будет достигнуто естественно-внимательное отношение ко всему с должной концентрацией, он будет оставаться уязвимым по отношению к различным процессам внутреннего и внешнего разложения. Ребенок должен не просто понять и изучить значение эмоций, интеллекта и физического тела, но и увязать все это в стройную концепцию, которая реально, а не мифически смогла бы удовлетворить его проживание относительно процесса времени и затрат, а не исходя из ненужных мечтаний, отвлекающих его от пути.

Роль духовного развития в образовании

В вышеизложенном рассуждении я специально уходил от понятия духовного развития, заменяя его в ряде случаев психическим развитием или интеллектом. Дело в том, что самое опасное — бездумно бросить ребенка в духовное построение, где он может скопировать некую модель поведения или понимания этого процесса автоматически. Во многих случаях это может свестись к некой форме фанатичного увлечения по типу «боления» за ту или иную команду, а не реального осознания значения принципов внутреннего развития. Слепая ритуализация этого вопроса на сегодняшний день уже привела к быстрому формированию «духовных» оппонентов как подмены нормального человеческого развития, когда духовную составляющую на самом деле правильнее было бы интерпретировать как нетерпимость, как одну из форм эмоций, развивающуюся быстрее, чем, скажем, даже эмоция, связанная с любовью. Такова физиологически-энергетическая основа нашего организма.

Духовность сегодня развивается в первую очередь на уровне неких наглядных представлений. Ее можно описать очень простой формулой «настроение —стресс», то есть это состояние, определяющее прежде всего эмоциональную, а не интеллектуальную активность. Моя позиция состоит в следующем: пока ребенок не окрепнет физически, психически и умственно, опасно помещать его в осознание своего духовного начала. Это совершенно не значит, что он должен быть вырван из той культурной среды, в которой находится, или изолирован от веры, которой следует его семья. Другими словами, пока ребенок не овладеет этическими и эстетическими ценностями и нормами поведения, давать ему в руки то, что должно определить его дальнейшее поведение, значит, разрушить пропорциональность всех форм его развития.

Духовные потребности ребенка должны «вызреть» у него изнутри, а не быть частью необдуманной информационной политики, которая будет только сбивать с серьезного осознания, переводя все в игру, иногда крайне опасную не только для него самого, но и для общества в целом.

Пока ребенок не разовьет умение адекватно оценивать себя и свои действия, его суждения будут носить условный характер, зачастую создаваясь в угоду тому обществу, которое его окружает. И чем агрессивнее это общество, тем быстрее ребенок его примет. Сегодня, когда старшеклассник не может находиться в адекватной поведенческой реакции и даже не понимает, что это такое, мы имеем психически неуравновешенного человека, который может попасть под влияние (а, вернее, уже в нем находится) любой ситуации. Следовательно, ожидать логических действий не приходится, так как он постоянно пребывает в процессе изменения своих суждений и выводов. Если даже воздействовать на ребенка через положительные формы обучения (как это делается с детьми начальных классов), то это будет лишь временной кампанией, аналогичной, скажем, посещению концерта, где было вызвано массовое индульгированное состояние радости.

Сюда бы я включил и мотивационную сферу, которая запутывает человека, внушая ему лжеверу в то, что никогда не сбудется, так как, не умея «жить сейчас», ребенок не научится «жить завтра». Целостная оценка себя невозможна без умения качественно жить сегодня. Причем, эта качественность должна достигаться на всех уровнях развития. В ситуации же, когда до ребенка и его родителей даже не доходит информация о существовании различных моделей развития, он либо принимает ту, что ему удобна, либо защищается от того, что он (по понятным или не понятным ему психофизиологическим причинам) не принимает.

Конечно, на разных этапах развития важны учителя, которые являлись бы для ребенка неким эталоном, моделью развития, что, собственно, делает нашу задачу несколько утопической.

Вклад культур мира в процесс саморазвития человека

Развитие человека — это особое искусство, формируемое знаниями и средой, в которой это развитие происходит. Так было во все времена, во всех культурах. Развитие — это преобразование. Если хотите — алхимия . И хотя это слово почему-то иногда воспринимается иносказательно, именно посредством этой науки люди и научились делать напитки, лекарства, драгоценные камни, участвовать в дискуссиях и т.д. Развитие имеет множество уровней и возможностей, и, изучая его формы и приемы, мы должны обращаться к опыту всех культур и цивилизаций.

Развитие человека является основополагающим фактором в эволюционном построении общества, однако без приведения каждого человека к умению и потребности развивать себя человечество не может развиваться как целое. Именно саморазвитие делает человека творческим, то есть дает ему возможность развиваться как личности. Таким образом, какое бы совершенное образование мы ни предлагали, в его основе всегда должна быть модель личного роста, основанная на искусстве саморазвития.

Для того чтобы человек самореализовался, ему не надо прививать понимание, что какая-то культура может быть лучше или хуже других. Мало того, это, возможно, помешает развитию, так как у него возникнут шаблоны и различного рода формы неприятия (например, нежелание читать работы Омара Хайяма или Марка Аврелия). Кроме того, таким образом человеку навязывается некое мнение извне, вместо того чтобы позволить развить свое собственное понимание. Действительно велика та культура, которой не надо доказывать, что она культура. Умение использовать лучшее и наиболее качественное из того, что создало человечество, всегда определяло развитие нации вне зависимости от ее культурной или духовной направленности. Особенностью сегодняшнего момента, связанного с глобализацией и ситуацией, когда национальные интересы оказываются порой выше культурных, является актуальная задача создания здравомыслящего, психически крепкого и физически развитого человека.

Основа нации — духовно и нравственно здоровый человек. А значит, он не должен быть ограничен каким-либо учением (естественно, в определенно заданных пропорциях, чтобы не возникало никаких перегибов). Очень важно определить именно комбинированный подход к развитию всех уровней человека: его интеллекта, психики и физического тела, — а не создавать условия для дисгармоничного развития с отклонением в ту или иную сторону. Общество сильно крепким «средним классом», а не подобными перегибами — с одной стороны, кучкой «слишком умных», а с другой стороны, десятком «недоразвитых». С одной стороны, великий спортсмен, а с другой — десяток искалеченных физическими нагрузками детей, о которых никто не знает, ибо все видят лишь одного здорового.

Здоровый и крепкий «средний класс» может гораздо быстрее и качественнее задать необходимый импульс к любому развитию, чем следование механическому принципу поголовного отбора. Непонимание этого вопроса скоро приведет к тому, что отбирать будет вообще не из кого. Пока школа не прекратит делать из детей «хитрых» людей (приспособленцев, напичканных информацией, а не знаниями, нацеленных получать, а не развивать) и не начнет делать мудрых людей (способных к самоанализу, взвешенным решениям, оперирующих знаниями, а не только информацией), мы не получим никакого духовно-нравственного развития.

Наше общество не в состоянии оценить реальность той ситуации, в которой оно находится. Его легко можно расшатать эмоционально, продолжая при этом делать его не просто обществом потребителей, а обществом низших потребностей. Современное общество уже давно не является цельным, и проблема сегодня в том, что лозунгами, призывами и «страшилками» его уже не объединить, если, конечно, не считать объединением инстинкт самосохранения, который на самом деле вообще парализует все качества, делая из человека животное. Человеческий дух необходимо взращивать, как это делалось во многих культурах и цивилизациях. И мы здесь не должны разделять культуру на чуждую и не чуждую. Мы жители одной Земли. Да, нас разделяют климатические, расовые, культурные особенности, но лишь потому, что на Земле существуют разные ритмы проживания, разная скорость мышления, в конце концов, разные интересы.

Однако какая цивилизация может сказать, что ей не нужен гражданин с сильным духом? Каждая культура — это в первую очередь система, основанная на качестве восприятия человеком самого себя. А здесь уже включается такое понятие, как законы управления, то есть если человек не научится грамотно управлять собой и понимать свое место в жизни, то руководить таким человеком будет невозможно, ибо он будет избегать попыток любого внешнего воздействия, а это уже станет проблемой государственного развития. Тот же вид управления, при котором человек слепо подчиняется кому-то или чему-то, не умея подчиняться себе, является варварским и ни к чему хорошему привести не может. Государство не является сильным, если оно опирается на варваров, бессловесных людей и хитрых приспособленцев. Однако, создавая целенаправленные условия для развития именно этих групп граждан, на иное рассчитывать оно не может. Даже если в нем и проявится небольшой процент умных людей с умными идеями, то они никогда не будут услышаны большинством. А мнимая покорность большинства основана лишь на том, чтобы просто выжить, а не жить.

Чем качественнее мы будем использовать знания других культур, тем устойчивее и крепче будет наша собственная. Ведь на конечном этапе проявления культуры страны ее представляет каждый отдельный человек, а не коллектив художественной самодеятельности, который выступает, скажем, с красивым русским народным танцем, а затем дружно напивается до помутнения сознания (к сожалению, частое явление с фольклорными коллективами, представляющими Россию за границей). Причем затраты времени на питье многократно превышают время представления. (А может, культура и состоит в том, чтобы показать, как мы умеем пить?).

Таким образом, именно в плане интеллектуального развития мы не должны иметь никаких блокирующих установок по принципу «наш — не наш». Следует развивать установку на нахождение правильного и на его развитие. А уже как это правильное будет выглядеть вовне, не важно. Это задача других структур, не образовательных.

Обоснование физического развития

Обосновать данный вид развития, пожалуй, тяжелее всего, так как в обществе принято некое устоявшееся понимание этого вопроса по принципу «быстрее, выше, сильнее».

Хотелось бы высказать крамольную мысль, что физическое развитие в нашем обществе не только не создает духовно сильных людей, но, наоборот, физически их разрушает.

Развитие, которое не опирается на правильное дыхание, ритм работы сердца (обеспечение кровью всего тела), без должной концентрации, приводит к гиперразвитию одного по отношению к другому. И если в профессиональном спорте, куда пробиваются единицы, еще можно достичь некой физической гармонии, где комбинация работы мышц направлена на вырабатывание характерного профессионального усилия (либо в силу своих личностных качеств, либо благодаря грамотности тренера), то миллионы, остающиеся за кадром, — это искалеченные неправильным развитием дети, которых еще ожидают проблемы в будущем. Многие, достигнув зрелого возраста, даже не догадываются, что именно неправильное физическое воспитание создало серьезные проблемы для их здоровья.

Конечно, в рамках данного обоснования сложно провести достаточно объективный анализ. Для этого необходимо знать законы физиологического развития организма, анатомические возможности тела и условия их реализации, аэробное усилие (дыхание), особенности развития энергии (в соответствии с законами китайской медицины). Однако это для многих может показаться недостаточным, и они потребуют экспериментальные подтверждения, на которые надо затратить время, усилие и деньги, а также найти тех независимых экспертов, которые захотят реально разобраться в этом вопросе, а не «продвинуть» свою технологию. Поэтому здесь хотелось бы просто обратить внимание на то, что физическое развитие — это не просто попинать мяч, побегать по лесу и поподнимать гирю. Это искусство, формирующее волю человека, его дисциплину, правильное построение тела и развитие в целом, умение правильно использовать внутренние ресурсы человека, а не сжигать имеющиеся.

Обоснование психического развития

Психическое развитие человека зависит от множества факторов:

  • качества работы физического тела (сжигает ли его работа энергию или усиливает ее);
  • времени, затраченного на умственное развитие (прогрессивно или регрессивно развивается сознание человека);
  • места проживания (экологическая обстановка, сила электромагнитных полей и вредных излучений и т.д.);
  • умения обучаться (догматическое или творческое обучение).

Психическое развитие находится в непосредственной зависимости от интеллектуального и физического развития, и, конечно, в первую очередь оно должно опираться именно на них. В условиях психического развития заложен алгоритм познания человеком самого себя, поэтому учителя и родители, загоняющие ребенка в некие шаблоны духовно-нравственного восприятия без формирования у него реальных инструментов понимания себя и мира, берут на себя слишком большую ответственность.

Вопросы и ответы

Чтоб понять глубже статью, хотелось бы разобраться с определениями, т.е. что именно Вы вкладываете в эти понятия:
— сознание (совпадает ли с общепринятым: «состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях»)
— внутренний блок (что это такое, как он формируется, как устраняется и что необходимо предпринять, чтоб иискать и находить блоки?)
— внутренее усилие (есть разные описания этого процесса, зачастую совершенно не похожие друг на друга.)
— духовное развитие или построение

Во-первых, если мы действительно хотим в чем-то разбираться, нужно уметь идти от вопроса к вопросу. А так получается, что я не на вопросы отвечаю, а должен писать новую статью. К тому же, непонятно, что больше не понятно или попытка вытащить набор подвопросов. Какая бы статья не была, первая задача — это запустить анализ, мышление, а не давать ответы и рекомендации. Так что глубь там, где есть вопрос, а не там, где есть ответ.

Далее, нет общепринятых форм и быть не может. Есть общий язык, но понимание разнится только потому, что оно имеет разную величину развития. Зачем же в моих статьях искать общепринятые определения? Нужно искать идею, зачем, почему и что пишет. Субъективное же переживание — оно физиологично и это важный параметр, который и показателен для пишущего и читающего. Остальные вопросы вообще не вписываются в задачу первичного ответа, поэтому на них нужно отвечать отдельно, а не в контексте запроса.
Учитесь находить для себя ответ на одно, не мешая это с другим.

Многие блоки мы имеем от рождения и их сложно выявить не изменив свою природу. Они внутри кода. Надо начинать с наработанными, которые как бы указывают что делать, деля жизнь человека на «хочу» и «не хочу». Здесь надо уметь прорабатывать то, что не нравится, не хочется, не понимается. Формирование их имеет физически-энергетическую основу, но проявляются они психологически.

Вы писали о том как в школе калечат здоровье на уроках физкультуры не правильными методами и принципами обучения (не дословно но по смыслу). Сам я работаю учителем физической культуры и у меня самого давно начало складываться мнение что клаасический урок физкультуры не выполняет своих задач которые прописаны в программе( содействовать гармоничному развитию учащегося). Пробовал заимствовать упражнения йоги и цигун, но успех есть только если работаешбс небольшим количеством студентов которых это заинтересовала. Основная же масса идет классическим путем разрушения и лени. Могли бы вы предложить какие-нибудь методы и принципы по построению урока физической культуры как цельной системы занятий с целым классом?

Первое и очень важное — чтобы учителя сами стали ставить перед собой вопрос: а что я делаю с детьми? Надо быть честными и заявлять, что физическая культура больше калечит детей, чем приносит пользу. Конечно, если ребенок от природы целен, то и нет особых проблем, но это в лучшем случае 10-15 % класса. Для остальных это неправильное развитие дыхания, простраивание мышечных групп, разрушение сухожилий и т. д. Но самое главное — разрушение мозга за счет усиленного вбрасывания крови в голову. Но что вы можете сделать, когда вы ограничены во времени и к вам приходит ребенок совершенно без готовности что-либо делать, кроме как подсознательно получить эмоцию сжигания энергии?
В такой ситуации рекомендую для начала поработать с музыкой, т. е. подбирать правильную (энергетически) музыку для занятий. Все равно что: рок, рэп, попса, джаз — главное, чтобы был выражен ритм. И делать упражнения в такт, в ритм. Все равно какие, главное, чтобы внимание было на ритм. Второе — это побольше статики на баланс, на одной ноге и т.д. (но не менее 1 минуты, чтобы вырабатывать усилие). В общем задача сложная, но делать все равно что-то надо.

Получается даже самые новаторские идеи не в состоянии ничего изменить поскольку продолжают рассматривать обучение в существующей системе, когда ребенок по сути должен выполнять принятые правила, копировать учителя, учиться как все, стремиться к выше/быстрее/сильнее, заканчивать пятилетку за год, в 13 университет, в 18 – второй, …. Откуда взяться идее саморазвития, если все внимание ребенка направлено во вне, и вроде идеи правильные, и цели понятны, но все равно в результате получается марионетка. Возможно ли качественное массовое обучение (формат школьного обучения) или все же в большей мере это индивидуальный процесс?
https://www.youtube.com/watch?v=BmQ9n_SEBhc

В ситуации, которая сейчас развивается невозможно массовое неграмотное образование, так как этой ситуацией правят необразованные люди.

Значение образования в процессе самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Зоя Степановна

Статья посвящена проблеме самореализации личности в условиях обучения в современных вузах сферы туризма и сервиса. Самореализации личности предшествует ее становление. Становление личности основывается не только на самообразовании индивида, но и на выборе профессии, кото­рые формируют его индивидуальное мировоззрение. Динамичность развития личности зависит не только от психокосмоса индивида, но и от социальной среды, и требований, предъявляемых в ней.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Зоя Степановна

Театрализация как средство формирования коммуникативной толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка

Размышления о проблеме самореализации женщин и мужчин в сфере труда современного российского общества

The article is devoted to the problem of self-identity in terms of training at Higher schools of tourism and service today. Self-realization is preceded its formation. The formation of a personality is based on not only the self-education of the individual, but also on the choice of a profession that shapes the personal outlook. The dynamics of personality development depends not only on thepsychocosmos of the individual, but also on the social environment and requirements given.

Текст научной работы на тему «Значение образования в процессе самореализации личности»

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

I ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Белова Зоя Степановна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философии и социальногуманитарные знания», polyanska.olesya@ya.ru

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

The article is devoted to the problem of self-identity in terms of training at Higher schools of tourism and service today. Self-realization is preceded its formation. The formation of a personality is based on not only the self-education of the individual, but also on the choice of a profession that shapes the personal outlook. The dynamics of personality development depends not only on the psychocosmos of the individual, but also on the social environment and requirements given.

Статья посвящена проблеме самореализации личности в условиях обучения в современных вузах сферы туризма и сервиса. Самореализации личности предшествует ее становление. Становление личности основывается не только на самообразовании индивида, но и на выборе профессии, которые формируют его индивидуальное мировоззрение. Динамичность развития личности зависит не только от психокосмоса индивида, но и от социальной среды, и требований, предъявляемых в ней.

Keywords: self-realization, education, values, professionalism

Ключевые слова: самореализация, образование, ценности, профессионализм

Модернизация всех сфер жизнедеятельности человека ставит перед современным молодым человеком серьезные проблемы в самореализации по избранной профессии. Во-первых, все сферы жизни общества находятся в динамике, что требует от будущих специалистов не только фундаментальных теоретических знаний, но и навыков, умений работать и определенного опыта. Во-вторых, меняются ценности, которые определяют критерии поступков людей. В этом сложном, динамичном мире молодому человеку часто трудно определить, что важнее всего: добиться карьеры, денег, власти или просто найти человеческое счастье? По каким критериям выбирать свою жизненную дорогу? Кто может быть образцом для подражания? Способствует ли высшее образование самореализации личности? Вопросов много, а однозначного ответа нет и не может быть: мы очень разные, у нас разные ценности, потребности, идеалы и мечты, соответственно и разные подходы.

Выбирая профессию, молодые люди выбирают свой жизненный путь, добровольно подчиняя себя правилам и требованиям избранной

профессии. Выбирают себя в этой профессии, ибо только от самого человека зависит, насколько он готов освоить будущую профессию, работать по-новому, сотворить и создавать в избранной сфере новое, ценное и необходимое для общества. Но общество, как известно, принуждает человека подчиняться своим жестким законам, хотя нам принуждения не нравятся. Поэтому законы общества, морально-нравственные принципы жизни социума молодые должны усвоить с детских лет, чтобы их не нарушать, потому что подчинение правилам общежития есть акт свободного выбора. Это связано с чувством свободы, эмоциями радости и достоинства.

Свобода выбора профессии — принять или не принять правила и принципы освоения данной профессии, свобода действия. Это подразумевает добровольное подчинение определенным правилам учебной дисциплины, это серьезное отношение к своим обязанностям, то есть добровольное принятие обязательств, необходимых для подготовки будущей трудовой деятельности.

Свобода выбора есть путь преодоления себя, поиск пути, выход из одной ситуации

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

в другую, что весьма не просто без разрушений имеющихся ценностей и отношений. Порой эта свобода нам кажется иллюзорной, поскольку на любом этапе социализации личности у нас не только свобода выбора, но и масса ответственности. Известный русский философ Н. Бердяев в работе «Философия свободы» отметил, что проблемы свободы личности и проблемы реального мира находятся в одном ряду. Без свободы и реального бытия немыслима никакая личность, тем более современная молодежь. Задачи педагогов и философов — помочь молодым в осознании не только ответственности, но и своей свободы. Сознательное движение к будущей профессии приближает молодого человека к свободе, ибо, познав и ощутив ее в студенческой аудитории, он перенесет это в реальный мир деятельности в сфере сервиса, развиваясь и обогащаясь внутренне.

Учеба в вузе помогает студенту осознать себя свободным, преодолеть страх, потому что страх подавляет многие позитивные проявления личности. Вполне оправданы с этой точки зрения проведение деловых игр, психотренингов, тестирования, ибо они нацелены на преодоление страха перед сложной ситуацией в жизни. Выступления на семинарах, диспутах учат жизни, готовят как интеллектуально, так и психически. На занятиях ошибиться не страшно, но ошибки в жизни могут привести к катастрофе.

Свобода личности и страх несовместимы, поэтому, только преодолев страх как жизненное переживание, молодые люди почувствуют свободу. Только радость жизни, свобода мироощущения и мировосприятия могут привести к полной самореализации личности. Учеба в вузе предполагает творческое развитие личности, а интеллектуальная, научная работа создает условия для освобождения человека от страха, от трудностей повседневной реальности, жизненных проблем и детерминант. Задачи высшего образования состоят в том, чтобы:

• молодой человек стал компетентным специалистом, осведомленным в конкретной области;

• выпускник с ученой степенью бакалавра должен уметь выполнять коммуникативные и исследовательские функции в избранной сфере;

• молодой специалист знал, понимал и относился ответственно к своей работе в сфере гостеприимства;

• был не только внешне привлекательным,

но и внутренне культурным, порядочным,

Осознание правильного выбора профессии придает личности уверенность и силу в учебе и самореализации. Известно, что в самореализации личности важнейшую роль играют три фактора: 1) генетические данные; 2) среда, окружающая человека; 3) его интеллектуальнопсихологические данные, т. е. его внутренний мир. Если природные данные мы принимаем как реальность, то социальная среда рассматривается как внешний фактор, влияющий на развитие и становление личности.

Человек волевой, целеустремленный стремится развивать свой внутренний мир, весьма сложную природу, которая является космобиопсихосоциальной по своему характеру. В конечном счете, именно внутренний мир представляет собой предел возможного в самореализации личности, вытекая из социальных, культурных, экономических, нравственных факторов. Внутренний мир — это сущность человека, его сознание, мировоззрение, целеустремленность, мечты и ощущения, это светящаяся сфера, в которой человек видит мир и себя.

Человеческий «психокосмос» сложен и многомерен, включает в себя право- и левополушарное сознание, память, воображение, реальное видение мира и творческое мышление, сферы сознания и бессознательного, понимание ценностей и психологических установок. В процессе социализации личности особую роль играют морально-нравственные установки, которые с развитием общества меняются, но они должны быть, потому что они создавались обществом раньше законов, написанных юристами. Они нужны обществу для его нормального развития. Многие выдающиеся мыслители России, в том числе В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.Г. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.И. Герцен, утверждали, что молодежь нужно воспитывать разумно и нравственно, что каждый человек имеет право на полноценное образование и свободное развитие.

В процессе самореализации личности исключительное значение имеет высшее образование, которое связано с приобщением молодежи к культуре и научным знаниям. На современном этапе, обучая молодых, профессорско-преподавательский состав вуза должен особое внимание уделять формированию и расширению мировоззрения молодых, развитию интеллек-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Значение образования в процессе самореализации личности

туальных и нравственных сил. Ведь целью обучения и воспитания является формирование активной, творческой личности, подготовка молодых к профессиональному труду. Именно учеба в вузе отлично развивает механизм процесса познания: внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления.

Обучающиеся устают не от активной творческой деятельности, а наоборот, от безделья и однообразия. Поэтому в процессе обучения молодых преподаватель должен приучать их к самостоятельной творческой работе, развивать желание и способность к реалистическому мышлению и формировать мировоззрение и убеждения. По словам К.Д. Ушинского, ведущую роль в самореализации личности в процессе образования играет педагог, который является «. живым звеном между прошлым и будущим, могучим борцом истины и добра, . его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел истории» [1, с. 273].

Сегодня Россия переживает нелегкие дни: эгоизм, безразличие к человеческой жизни встречаешь на каждом шагу и в самых разных областях. Многие, чтобы обогатиться и добраться до власти, готовы попирать все морально-нравственные принципы. В такой ситуации возрастает роль знаний, науки, образования, культуры в целом, которые непосредственно влияют на формирование личности. В условиях кризиса выживают более гибкие личности, готовые измениться, принять новые тенденции развития общества. Отсюда следует, что для образования и воспитания молодежи открываются новые творческие возможности.

Кризис в России усиливает субъективные факторы, хотя объективное воздействие естественно-политических структур сохраняется, но психологически их значение значительно ослаблено. Социальное развитие современной России проходит в условиях кризиса, появление новых порядков и нравственных норм требует осмысления происходящего, реалистического мышления и грамотного анализа. Выводы неутешительны. Человек сам должен выбрать путь, по которому ему идти.

В народе всегда с уважением относились к трудолюбивым, утверждая: «Трудом велик и славен человек». Только труд, создающий материальные и духовные богатства общества, может стать основой чести и уважительного отношения к человеку, завоевания им общественного призвания.

Трудолюбие — абсолютная и самодостаточная нравственная норма. Без трудолюбия самореализация личности невозможна, т. к. не просто исполнение своих прямых обязанностей требуется от человека, а проявление трудовой активности, добросовестного, творческого отношения к делу, старания, усердия. В сфере сервиса и гостеприимства эти качества личности особенно важны. Как социальное свойство личности трудолюбие является положительным отношением человека к труду, которое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку добросовестно трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении положительных результатов.

Трудолюбие, которое в народе всегда старались прививать молодежи, формировалось в обществе на протяжении всей истории человеческого рода. Чтобы получить хороший результат, в любой сфере деятельности нужно трудолюбие: и в науке, и в сфере услуг. Поэтому на современном этапе развития России самореализация личности возможна только при сознательном отношении человека к труду, интересам общества и своим.

Нравственная сторона трудолюбия охватывает все области общественно-полезного труда, потому что включает: во-первых, отношение к труду, в котором выражается отношение человека к коллективу в целом, во-вторых, нормы и принципы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Наряду с общими морально-нравственными проблемами труда имеются специфические, связанные с профессиональными особенностями в различных сферах деятельности человека.

Современный научно-технический прогресс требует большой ответственности и тесного сотрудничества значительного количества специалистов. Характер труда в коллективе порождает потребность в трудовой солидарности всех работающих на данном предприятии. Трудолюбие формирует в людях бережливость, аккуратность, настойчивость, инициативность, сознательность. Именно к человеку труда появляется уважительное отношение окружающих.

Родители, истинно любящие своих детей, должны прививать им трудовые навыки, трудолюбие, уважение к человеку труда и результатам его труда. Ответственное отношение к труду, самодисциплина постепенно формируют жизненную потребность, творческое отношение

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

к труду, без которых ни один человек ни в какой сфере деятельности не состоится. Молодым, желающим овладеть профессиональными навыками, без трудолюбия не обойтись.

Выработанные обществом нравственные требования питают сознание отдельного человека, служат предметом личных убеждений, источником моральных правил. Между общественным и индивидуальным сознанием продолжается постоянное взаимодействие, поэтому принципы нравственности в процессе обучения и профессиональной подготовки молодых воспринимаются ими как социальная нравственная ценность. Таким образом, мировосприятие педагога, его отношение к труду, морально-нравственные принципы и оценки в процессе обучения играют значительную роль, являясь наглядным примером для молодежи. Еще Ян Коменский советовал учителям: «Ты не можешь действовать как учитель, если не станешь поступать как отец» [2].

Действительно, истинный педагог — это не только просветитель, но духовно близкий и родной человек. Современный преподаватель вуза — это человек высокой культуры, для которого характерна многогранность мысли о явлениях мира и действий, внутренне богатый и достаточно свободный. Он должен понимать, что за каждым явлением или событием стоит человек. Как гуманитарно-направленная личность он должен рассматривать любую истину сквозь призму целей и ценностей человека, искать те методы познания мира, которые помогут молодым в единичном видеть целое, в отдельных фактах — закономерное.

В этом отношении опытный педагог как человек культуры должен быть глубоко философичен. Философия, по словам С. И. Гессен, есть научное осознание того, что интуитивно, бессознательно так хорошо известно каждому человеку в процессе культурного творчества. Так как только этот процесс возвышает жизнь человека, то можно сказать, что философия есть самосознание человека, есть познание в человеке его человечности, понимая под последней не биологически-психологическое существование, но совокупность воздвигаемых человеком в его душе творческих заданий [3, с. 122].

Многие преподаватели вузов являются не только прекрасными лекторами, но и организаторами научного творчества молодежи, отличными учеными, которые формируют понимание усложнившихся проблем современ-

ного сервиса и путей их решения. На основе полученных знаний и трудового опыта у них сложится определенная картина мира, что связано с мировоззрением и отношением человека к миру. Духовное богатство и целостность картины мира молодого выпускника вуза не может не отразиться на его трудовой деятельности в целом, на отношении его к природе, обществу, к самому себе. Молодые из вузов уносят с собой не только научные знания, умения, навыки, но и ту культуру, систему методик, которые позволят им раскрыться, полностью самореализоваться, творить разумное, доброе, вечное, открывать гармонию мира и человека.

Современный специалист с высшим образованием должен:

• обладать профессиональными компетенциями;

• строить отношения с людьми и поддерживать внешние связи, культурные стили и ценности;

• работать с информацией для принятия решений на качественном уровне;

• развивать себя, развивать других, развивать производство.

Становление личности — упорный и повседневный труд, только трудясь, преодолевая лень и страх, индивид становится человеком. Упорство в учебе и воля к самосовершенствованию — ценные личностные свойства, необходимые будущим специалистам. «Именно они, т. е. молодые, могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности» [4, с. 63].

В связи с этим остро ощущается проблема организации труда, умения самостоятельной работы с учебниками, первоисточниками, разумного распределения своих сил и времени. Мало прочитать рекомендованные преподавателем учебники, необходимо самостоятельно изучить работы ученых, мыслителей, подготовиться к семинарам и диспутам, выступлениям на симпозиумах и конференциях. Все это обостряет восприятие, приводит к тонкому пониманию явлений мира, улучшает умение сравнивать, находить закономерности в развитии природы, общества, самого человека. Ведь «непосредственным побуждающим мотивом к самообучению будущего специалиста является изменение его отношения к себе и к дея-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Значение образования в процессе самореализации личности

тельности, осознание способности выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя» [4, с. 64]. Поэтому студент вуза гостеприимства должен владеть:

• знаниями понятийного аппарата в области сервиса и услуг;

• знаниями структуры компетенций и ее составных элементов;

• методами сбора информации для построения модели компетенции.

Студенты учатся собирать информацию, кодировать ее, формулировать поведенческие индикаторы и на базе собранной информации строить профили различных должностей предприятий сервиса и гостеприимства.

Чем больше занят современный студент творчеством, самообразованием, общественной работой, тем шире его мировоззрение, прочнее убеждения, он, став специалистом, быстро определит свое место в мире. Как утверждает профессор И. В. Харитонова, механизм формирования положительного имиджа выступает одновременно механизмом социализации и индивидуализации студента. С од-

ной стороны, в соответствии с определенными правилами, продиктованными внешней средой, стремясь к некому идеалу, будущий специалист путем самоограничения и самоконтроля интегрируется в профессиональное сообщество с принятыми в нем стандартами поведения и групповыми ценностями. С другой стороны, студент при формировании собственного имиджа создает свой персональный, индивидуальный образ, используя специальные оригинальные приемы и ресурсы [5, с. 51].

Новый базовый Закон об образовании в России, который вступает в силу 1 сентября 2013 года, также отмечает, что студент вуза должен добросовестно осваивать учебную программу, заботиться об укреплении здоровья, стремиться к морально-нравственному, духовному развитию, стремиться к совершенству.

Таким образом, самореализация личности непосредственно связана с образованием, совершенствованием профессионального мастерства, саморазвитием в избранной сфере, постоянной и упорной работой над собой.

1. УшинскийК.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.,1964. Т. 1.

2. Волков Г.Н. Чувашский последователь великого Коменского // Учительские новости. 1958. 14 августа.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Овчаренко В.А. Самообразование и творческое развитие личности в процессе профессиональной подготовки студента // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1.

5. Христофорова И. В. Сущность и структура имиджа высшего образования // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1.

Высшее образование как важный этап формирования личности, или тестирование под нагрузкой

Для начала простой пример из жизни. Детство и глубокая юность, когда любая мотивация выражается только лишь словом «хочу». Она еще не подкреплена знаниями и возможностями для достижения нужной цели, которые из-за этого кажутся недостижимыми. Взрослая жизнь, когда воплотить почти любую юношескую мечту (в разумных пределах) так же легко, как просто щелкнуть пальцами. Теперь когда «те» цели уже достигнуты, они не кажутся такими недостижимыми, но теперешние цели как раз наоборот, запредельны. Но как только мы покоряем новую вершину, то начинаем теряться в недоумении: «Ну почему я раньше думал что это, если не невозможно, то уж слишком трудно и сложно, чтобы я(!) смог это осилить?»

Интересно? Велкам под «кат».

Нужно ли говорить, что человеческий мозг это сложный механизм, который видимо по дефолту блокирует адекватное восприятие человеческих возможностей, тем самых рефлекторно защищая его от глубоких разочарований. Эта, так называемая защита, которая заложена нам в детстве, призвана временно(!) защищать неокрепшую личность от губительной для нее, и очень болезненной реакции, которая возникает при жизненных промахах и неудачах. Механизм снятия этой оболочки вырабатывался веками, а авторство принадлежит естественным процессам, которые индивидуальны в каждом отдельном обществе. Поэтому, не суть важно, на каком примере мы будем рассматривать развитие и становление личности. Как в развитии звереныша, так и в развитии человека есть ступени, которые принято называть взрослением. По ним мы и пробежимся.

Ступень первая, детство. Родители пытаются как можно дольше удержать нас в иллюзорном идеальном мире, старательно пряча бренные заботы от детского любопытства, ограждаясь одним единственным правильным ответом на все наши почему: «Вырастешь – поймешь!»

По мере взросления мы проходим этап воспитания улицей, у кого-то есть этап детсада, но следующим важным этапом, наверное, стоит выделить школу. В школе нам вбивают кучу ненужных знаний, большая часть которых никогда не пригодится во взрослой жизни. Но все же, школа решает такие задачи, как формирования понятия о сущности мира и отвечает на часть все тех же, детских «Почему?». Она помогает выявить, что нам нравится, а чего мы терпеть не можем, она показывает нам, что в мире есть место несправедливости и то, что зло, далеко не всегда будет наказано. Другими словами она начинает процесс снятия той самой защиты, о которой говорилось вначале. И вот, что стоит заметить, в зависимости от многих факторов, которые помогают или наоборот, мешают снятию этой естественной защиты, мы получаем огромнейший разброс в качестве формирования личности. Это та причина, по которой всегда будет существовать категория индивидов фактически взрослых и развитых не по годам.

Двигаемся дальше. Армия и ли ВУЗ. И одно и второе является идеальным местом для дальнейшего развития личности, вот только первое по многим причинам работает в корне неправильно, и в таком аспекте, как есть сейчас, превращается в серьезное испытание для не сформированных личностей. За неимением исчерпывающих фактов, о всех воинских частях, которые позволили бы детально проанализировать, сравнить и оценить каждую по отдельности мы поговорим о ВУЗах, которые более однотипны и в меньшей мере отличаются, вне зависимости от расположения.

Что дает нам высшее образование?

Сейчас мы подошли к щепетильному вопросу о том, что дает нам высшее образование. Ответьте мне на простой вопрос, а как вы представляли себе высшее образование, будучи еще школьником? Не буду пытаться угадать, но предположу, что в том возрасте вышка представляется как некое особое, важное и сложное знание, которое делает людей намного умнее. А знаете, откуда такие мысли? Все просто, наличие высшего образования, это то, что отличает учителей, инженеров, работников банков, директоров предприятий и депутатов гос думы от нас самих. Ведь мы не можем знать, что часть из них никогда не училась в институте, а еще часть вообще окончила только девять классов средней школы. И потому автоматически приписываем им наличие вышки.

По этой же причине мы жаждем получить диплом и актуальные знания, которые позволят нам самореализоваться, но кто сказал, что знания, получаемые до этого момента, были актуальными?
Но все же, давайте ближе к самому процессу получения высшего образования. Здесь способ подачи информации качественно отличается от преподавания в школе. Есть лекции, которые читают так, как будто это обычная сводка новостей, а вот расследование, факты и подробности предстоит узнать самому. И вот тут открывается главный закон получения высшего образования, который состоит в том, чтобы ты сам смог выбирать, где тебе достаточно знать этот минимум, а что интересует тебя глубже и больше. И это просто отлично, в противном случае все за нас решали бы другие, чего, думаю, не хочется никому.

Естественно сейчас у кого-то возникнет возражение: «Если я выбрал профессию экономиста, то я хочу чтобы меня научили разбираться в экономике». Но только в реальности все немножко по-другому. Есть минимальные и стабильные знания, на которых строится все остальное. И есть категория последних достижений в конкретной области. Все что между них – временное информационной поле, актуальность которого изменяется настолько быстро, что бессмысленно готовить людей, которые будут учить ему. Изучение этой части информации всегда возлагается на тех, кому она действительно нужна.
А теперь об актуальности знаний, которые дает высшее образование. Дело в том, что глубина этих знаний, исключает необходимость их 100%-ной актуальности. Любой программист или верстальщик улыбнется сложности тех лабораторных, которые делают студенты на html, c++, Delphi, MATLAB и так далее. И с другими предметами так же. На самом деле, если перестать себя обманывать и чистосердечно себе признаться, то реальное обучение тому, что позволяет без проблем сдать сессию, занимает не так много времени, как мы себе представляем. И в действительности времени на саморазвитие больше чем достаточно.

Если уж совсем откровенно, то в университете у вас намного больше времени научиться важным и нужным вещам, чем в реальной жизни. Если эту статью читают студенты, то я хотел бы подчеркнуть: если сейчас обучение тому университетскому минимуму отнимает у вас много сил и энергии, если под этой, нагрузкой вы не способны заниматься саморазвитием и самообучением тому, что действительно хотите делать в этой жизни, то скажите, пожалуйста, как вы будете успевать делать это, устроившись на работу? Возможно я кого-то разочарую, но если в условиях университета, вы не находите времени работать над собой, то через несколько лет после окончания однажды вдруг заметите, что безнадежно отстали от жизни.

Все наверное знают, каждый преподаватель любит подчеркивать тот факт, что университет не дает знаний, а он учит их получать. Так вот, это действительно правильное изречение, и оно достойно того чтобы преподаватели говорили его своим студентам гораздо чаще.

На этом, пожалуй, буду заканчивать, так как написание публикации и так заняло больше времени чем я предполагал, но надеюсь, что все же ответил на часть вопросов, которые время от времени тревожат юный студенческий мозг. Всем спасибо за внимание, продолжение не исключено.

Источник https://www.olegcherne.ru/statyi/57-obrazonanie-samoraxvitie/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-obrazovaniya-v-protsesse-samorealizatsii-lichnosti

Источник https://habr.com/ru/post/134400/

Читать статью  Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *