Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя
учебно-методический материал
Цель саморазвития: самосовершенствование профессиональной деятельности воспитателя.
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками; распространение собственного педагогического опыта.
Основные направления нашей деятельности:
1. В информационной области:
- использование интернет и мультимедиа — ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
2. В диагностико-прогматической области:
- совершенствование видов и форм мониторинга и контроля;
- овладение современными методиками мониторинга всестороннего развития дошкольников;
- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам мониторинга.
3. В области содержания образования:
- применение ФГОС ДО в практической деятельности;
- дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
- изучение и распространение передовых педагогических технологий;
- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
- формирование общей культуры личности каждого ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. В области повышения квалификации:
- очное и дистанционное повышение квалификации, курсы-онлайн;
Анализ педагогической деятельности.
- Использую методы и приемы работы, способствующие развитию самостоятельности, способности к сотрудничеству.
- Применяю в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности разнообразные виды игр.
- Правильно моделируем игровое пространство.
- Выбираю подходящий стиль общения с воспитанниками и их родителями, основанный на взаимном уважении.
- Анализирую собственную педагогическую деятельность.
Мои недоработки ( минусы)
- Владение ИКТ на минимальном уровне;
- Недостаточно умений для поиска и размещения методической информации в сети интернет.
Выбор темы по самообразованию
Учитывая результаты самоанализа моей деятельности, определили тему для повышения самообразования.
Тема. Игры в экологическом воспитание детей.
Цель :формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания , научить детей быть милосердными, любить и беречь природу(землю, воду, воздух, флору, фауну), по –хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.
1 . Формирование знаний о природе.
2. Применение новых методов и приемов, направленных на развитие самостоятельности младших дошкольников.
3. Повышение педагогической компетентности родителей.
Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:
- Умение анализировать научно-методическую литературу.
- Развитие сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
- Распространение собственного педагогического опыта.
2018-2019 учебный год
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.
Планирование работы по самообразованию.
• определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.
Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей
Изготовление поделок из природного материала.
Знакомство с животным и растительным миром родного края.
Использование ИКТ Показ презентаций
Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»
Картотека «Труд в природе»
Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д.
Папка-передвижка «Природа- общий дом»
Консультация для педагогов « Доступные виды труда детей на огороде в детском саду »
Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.
Совместное создание в группе огорода на подоконнике
Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.
Изготовление поделок из природного материала.
2019-2020 учебный год
Изучение методической литературы
Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
О.М. Масленникова , А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
«Современные технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева
Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.
Экологический КВН «Знатоки природы» цель: повышение экологической компетенции педагогов
Экологическая игра «Наша планета»
«Экологические акции в ДОУ. Приведи в порядок свою планету»
Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»
Составила картотеку из 15 карточек
Изучение научно – методической литературы: О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала
Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка
Совместная работа по озеленению участка
2020-2021 учебный год
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.
Планирование работы по самообразованию.
• определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.
Изучение научно-методической литературы:
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
Рыжова .Н.А. Наш дом природа..
Папка-передвижка «Ребенок и природа»
Создание экологического уголка родного края.
Подготовка и организация выставки: «Ягоды дары природы» (использование природного и бросового материала)
Выставка: «Ягоды – дары природы»
Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.
Фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»
Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»
Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».
Работа с родителями.
Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.
Картотека дидактических игр для детей
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.
Консультация для родителей
«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»
Индивидуальный план саморазвития
Ф.И.О.: Исрафилова Ирина Петровна
Индивидуальная тема : Игры в экологическом воспитание детей .
Когда начата работа над темой: 1 сентября 2018 года.
Когда предполагается закончить работу над темой: 31 мая 2021 года.
Цель самообразования по теме :формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания , научить детей быть милосердными, любить и беречь природу(землю, воду, воздух, флору, фауну), по –хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.
- 1 . Формирование знаний о природе.
- Применение новых методов и приемов, направленных на развитие самостоятельности младших дошкольников.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- Использовать методы и приемы работы, способствующие развитию самостоятельности, способности к сотрудничеству.
- Применять в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности разнообразные виды игр.
- Правильно моделирую игровое пространство.
- Выбирать подходящий стиль общения с воспитанниками и их родителями, основанный на взаимном уважении.
- Анализировать собственную педагогическую деятельность.
Форма предоставления результатов: Изготовление поделок из природного материала, Изготовление дидактических игр по экологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя.
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития.
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития включает в себя личные сведения о педагоге, основные направления профессиональной деятельности, анализ собственной педагогич.
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития педагога.
laquo;Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с элементами спорта в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя.
Индивидуальный план профессионального и личностного саморазвития воспитателя
В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми педагогическими образовательными технологиями в обучении, развитии и воспитании детей дошкольного возра.
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя
Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога.
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя
laquo;Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр».
Как составить интересный план по саморазвитию для воспитателя
Согласно ФГОС воспитатели должны непрерывно развиваться в сфере педагогики и психологии, чтобы улучшать рабочие навыки и использовать только современные приемы и методы. Но из-за занятости или отсутствия понимания, что нужно делать, многие из нас относятся к самообразованию как к формальной и скучной части работы. В статье обсудим, как все организовать, чтобы воспитатели учились с удовольствием, и как составить интересный план саморазвития, который будет ежедневной волшебной палочкой мотивации.
Выберите подходящую тему
От выбора темы зависит 90% эффективности плана саморазвития воспитателя. Обычно тему назначает старший воспитатель или методист. Но предложенная тема может быть воспитателю не интересна, а значит, по возможности, он всегда должен подключаться к выбору темы или предложить ее заранее.
Секрет идеальной темы в трех критериях:
- Это направление работы вызывает у воспитателя сложности
- В этой теме у воспитателя есть опыт и накопленные результаты предыдущего обучения. Например, чтобы полноценно изучить речевое развитие для детей 3-4 лет, нужно знать о развитии речи малышей 2-3 лет.
- Это одна из задач детского сада на текущий год. В начале каждого года ФГОС рекомендует список тем для изучения. Например, в этом году рекомендуют сделать акцент на применении компьютерных технологий в образовательном процессе и на формировании культуры здоровья детей.
Чтобы определиться с возможной темой, вы можете проанализировать изменения в годовом плане детского сада.
Темы саморазвития будут отличаться для воспитателей разных возрастных групп и для старших воспитателей. Несколько примеров тем из перечня ФГОС:
- Для младшей группы: инновационные методики раннего развития, нестандартные техники рисования, природа — способ воспитания детей.
- Для средней группы: театральная деятельность, воспитание любознательности, обучение выразительному чтению.
- Для старшей группы: обучение элементарному анализу литературных произведений, развитие навыков безопасной жизнедеятельности, развитие связной речи.
- Для старшего воспитателя: способы создания психологического комфорта в группе, важность индивидуального подхода в воспитании и обучении, педагогическая диагностика в детском саде.
Обозначьте актуальность темы, цели, задачи и результаты
Первым делом нужно показать, какие важные навыки получат воспитатели, дети и родители при изучении выбранной темы.
Сделайте акцент, что цель самообразования — это не заполнение отчетов и формальные доклады, а получение профессиональных навыков и улучшение образовательного процесса. Пропишите четкие цели и задачи, которые им соответствуют. А на основе задач пропишите предполагаемые результаты.
Например, целью может быть повышение качества образования через внедрение информационных технологий. Тогда основные задачи для выполнения этой цели — изучить новые информационные системы и внедрить их в работу. А в качестве результатов будет готовая учебная программа для дистанционного обучения.
Пропишите этапы работ на каждый месяц
Воспитатель изучает выбранную тему весь учебный год, поэтому нужно составить таблицу с задачами на каждый месяц. Задачи самообразования делятся на 4 типа:
- Изучение теоретического материала. Воспитатель самостоятельно ищет литературу по теме, участвует в вебинарах, курсах и мастер-классах, читает специальные журналы.
- Работа с детьми. На этом этапе специалист получает опыт, применяя новые знания. Воспитатель проводит диагностику детей, организовывает кружки и занятия, делает развлекательные тематические ярмарки.
- Сотрудничество с семьей. Теперь специалист делится полученным опытом. Воспитатель проводит открытые занятия, тренинги или консультации для родителей.
- Передача опыта коллегам. Воспитатель рассказывает о новых знаниях в докладах на педсоветах, показывает свои навыки на открытых уроках или делает публикации в журналах.
В соответствии с этими задачами удобно разделить таблицу плана самообразования на 4 части, и прописать задачи для каждого месяца.
План саморазвития нужно учесть при составлении циклограммы.
Определите форму представления результатов
В результате самообразования должны получиться конкретные продукты: пособия, конспекты семинаров и тренингов, сценарии открытых занятий и мастер-классов, дидактические материалы и др. Пропишите, какие результаты вы ожидаете на выходе.
Обязательный результат самостоятельного обучения — отчет или папка самообразования. Этот документ должен соответствовать государственным нормам, для этого воспитатель заполняет отчет по определенной структуре:
- Тема, ее актуальность, цели и задачи;
- Список проанализированной литературы;
- Список и результаты выполненных задач за каждый месяц — принципы работы, сценарии игровых мероприятий, фотоотчеты, конспекты;
- Ссылки на результаты самообразования — методические пособия, публикации, которые разработал воспитатель;
- Выводы обучения и самоанализ;
- Планы на следующий год.
В конце учебного года воспитатель презентует данный отчет на педсовете.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Программа саморазвития воспитателя
Цель: Совершенствование профессионального мастерства, развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии.
1. Изучить и систематизировать достижения педагогической науки по теме.
2. Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно–методического обеспечения, интернет — ресурсов по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Знакомиться с докладами передового педагогического опыта.
4. Разработать научно – практические методы внедрения.
5. Внедрить эффективных формы и методы работы с детьми по вопросу нравственно — патриотического воспитания.
6. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
7. Создание предметно – развивающей среды, способствующей
нравственно- патриотическому воспитанию.
8. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике.
Основные направления реализации программы.
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
5. Участие в конкурсах, районных методических объединениях.
6. Транслирование опыта практических результатов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в педагогическом сообществе.
7. Самостоятельный поиск педагогической информации по банкам, в системе Интернет.
8. Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.
Ожидаемые результаты.
1. Оформление собственных методических наработок.
2. Повышение собственной творческой самооценки.
3. Реализация системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
5. Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников.
План индивидуальной самообразовательной работы.
Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»
Актуальность
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного
возраста рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой, С. А. Козловой, Н. В. Виноградовой, Р. С. Буре и других. Весомый вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесли Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, Е.И.Радина, А.П.Усова и др.. Авторы подчёркивают, что начала патриотизма формируются у детей уже дошкольного возраста.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и Гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 17 октября 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по Федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач является объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества.
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к
своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и е будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Старшим дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной
природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к
доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Цель: Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины.
1. Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его месторасположением, достопримечательностями, культурой, традициями.
2. Развивать интерес к народным традициям и промыслам. Развивать творческие способности детей.
3. Создать условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников: пополнить РППС группы дидактическим и иллюстративным материалом, художественной литературой по теме.
4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Этапы реализации Программы:
Организационно – ознакомительный 2016 – 2017 гг:
Изучение методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей
Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала.
Подбор дидактического и игрового материала для игровой и познавательной деятельности.
В течение учебного года
Поиск форм и методов работы с детьми по формированию у детей знаний о родном городе.
В течение учебного года
Составление перспективного плана работы
Разработка программы социального партнерства с семьей по проблеме патриотического воспитания детей
Составление программы взаимодействия с социумом: посещение театров, музеев, библиотек.
Основной этап 2017 – 2018 гг
Диагностика детей по выбранной теме.
Анкетирование родителей по вопросам воспитания патриотических чувств у детей
Реализация проекта «Наш родной город Семенов», подбор новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами по формированию у детей знаний о малой Родине
Проведение родительских собраний, круглых столов
Работа с социумом: посещение музеев, библиотек, кинотеатра,
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды продуктами совместного творчества детей и их родителей
Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах
Обобщение опыта работы «Использование широкого спектра форм и методов в работе со старшими дошкольниками в процессе их ознакомления с архитектурным обликом родного города» на уровне МДОУ
3. Заключительный этап 2018-2019 гг.
Обобщение и систематизация материалов по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников
Распространение педагогического опыта по нравственно — патриотическому воспитанию детей в сетевом педагогическом сообществе и на сайте ДОУ в сети Интернет.
Распространение педагогического опыта по нравственно — патриотическому воспитанию детей на педагогических советах и методических объединениях
Повышение квалификационной категории
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2004. — 156 с.
Антонов Ю.Е, Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину» М., 2003
Гризик Т. Проект. Расскажем детям о войне. // Дошкольное воспитание 2014, №10, С. 10
Гриценко З. Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание 2015 №1. С. 4
Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Управление ДОУ, 2006
Жирякова И.В. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»: Управление ДОУ, 2008
Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»: М., 2004
Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
Зверева О.Л. «Социальное развитие ребенка» — М.: А.П.О. 1994
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Старшая группа М.: Мозаика-Синтез, 2013г.
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М.: Детство-пресс, 2009
Кобзева Т.Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Т.Г. – Волгоград, 2008 // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
Коротовский Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»: Управление ДОУ, 2006
Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»: Управление ДОУ, 2005
Пашкова Г., Страхова Н. Герои в нашей семье – Итоговое занятие для детей старших и подготовительных групп. // Дошкольное воспитание 2014 №4. С. 4
Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М.: Сфера, 2011г.
Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»: Управление ДОУ, 2006
Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/16/individualnaya-programma-professionalnogo-i-lichnostnogo-samorazvitiya
Источник https://www.akbiz.ru/publications/doshkolnoye_obrazovaniye/kak-sostavit-interesnyi-plan-po-samorazvitiyu-dlya-vospitatelya
Источник https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_samorazvitiya_vospitatelya_080843.html