Самовоспитание как средство саморазвития

Самовоспитание — это человеческое достоинство в действии.

В. Сухомлинский

Как мы уже отмечали, самовоспитание является важнейшим средством саморазвития и неразрывно связано с самообразованием. Использование этих средств личностью дает ей возможность успешно продвигаться по своему жизненному пути, достигать результатов как в предметных сферах жизнедеятельности и общения, так и в плане самореализации.

Самовоспитание определяют обычно как сознательную и целенаправленную деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром. Проблема самовоспитания личности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов. Широкую известность приобрели работы А. Я. Арета, И. А. Донцова, А. В. Иващенко, А. Г. Ковалева, А. И. Кочетова, Л. И. Рувинского и других.

Каждый человек в той или иной степени занимается самовоспитанием в течение своей жизни. Если рассмотреть возрастной аспект становления способности к самовоспитанию, то здесь можно выделить ряд закономерно сменяющих друг друга этапов.

В частности, Л. И. Рувинский [1972] выделяет три этана в становлении самовоспитания:

I этап (детство) — этап «самоуправления поступков»: мотив — стремление изменить конкретные формы своего поведения (т.е. его внешние проявления, а не качества личности) под влиянием внешних требований;

  • — II этап (подростковый возраст) — этап ситуативного самовоспитания: мотив — стремление через изменение поступков прийти к изменению качеств личности;
  • — III этап (юность) — этап осознанного самовоспитания: мотив — стремление к самоусовершенствованию («сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении).

В своем учебнике «Психология» (кн. 2) Р. С. Немов 119951 выделяет уже пять этапов, называя их ступенями самовоспитания и начиная отсчет от подросткового возраста.

Первая ступень: физическое и волевое самовоспитание — подростковый возраст. Типичной целью является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача — улучшение волевых качеств, таких как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие подростки начинают заниматься физкультурой и спортом.

Вторая ступень: нравственное самосовершенствование — ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в этот период — духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка в себе порядочности, доброты, щедрости, верности, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др.

Третья ступень: профессиональное самовоспитание — второй период юношеского возраста (17—21 год) и первый период зрелости (от 20 до 40 лет).

Эти периоды жизни можно рассматривать как время профессионального самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Для многих людей цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, закрепляется и становится одной из главных в жизни.

Четвертая ступень: социально-мировоззренческое самовоспитание — период жизни после 40—45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь.

Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной, как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Обратимся к функциям, которые выполняет самовоспитание. На наш взгляд, наиболее полно и последовательно они изложены в работе А. В. Иващенко [2004].

В качестве важнейших из них автор выделяет следующие: гностическо- когнитивную, информационно-креативную, волевую и аффективную.

Гностическо-когнитивная функция актуализирует познавательно- смысловую деятельность личности, расширяя ее возможности в познании окружающего мира и самого себя, позволяя предвидеть обстоятельства своей жизнедеятельности, формировать «Я-концепцию», включающую «Я-идеальное», «Я-реальное», «Я-должное». Все три «Я», как правило, не совпадают, что является для субъекта источником внутренних противоречий, накоплением иотребностно-мотивационной энергии саморазвития личности.

Информационно-креативная функция способствует собиранию, хранению и систематизации информации о содержании, формах и методах самовоспитания, навыках и умениях его осуществления. Задача получения знаний о самовоспитании — главный (доминирующий) мотив в его осуществлении, планировании своих действий, выработке стратегий но достижению успеха в своем самосовершенствовании. Эффективность реализации данной функции проявляется тогда, когда она обеспечивает субъекта базовой информацией, способствуя развитию суждений и творчества в совершенствовании своей личности. Важно, чтобы полученная информация была направлена на жизненно необходимую потребность постоянной работы над собой, творческое саморазвитие личности.

Волевая функция отражает субъективную активность личности, проявляемую по собственной воле, необходимость значительного волевого напряжения в осуществлении самовоспитания. Ее ослабление приводит к ситуативному самовоспитанию и даже к его прекращению. Особую роль играют в процессе самовоспитания мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия способствуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических затруднений и, как правило, реализуются при осуществлении приемов словесной психической саморегуляции. Организующие волевые усилия важны при преодолении технических, тактических и психологических затруднений; они направлены на оптимизацию психического состояния, экономное расходование сил, реализуются при поддержке произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями, при подавлении непроизвольного внимания, идеомоторной подготовке и т.д.

Аффективная функция на уровне эмоций и чувств выполняет в процессе самовоспитания личностно-оценочную роль. Эта роль связана с субъективным переживанием необходимости работы над собой (возникновением потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса), оценкой удовлетворения потребности, степени ее реализации на данном этапе своего самосовершенствования с учетом понимания субъективной окраски происходящего в самом субъекте. При этом эффективность эмоциональной деятельности достигается при условии глубокой значимости для субъекта работы над собой. Аффективная функция способствует решению проблемы соотношения потребностей и возможностей, рефлексии положения личности в социальной среде, ее нужности/иенужности, связанных с перспективными (отсроченными) потребностями и развитием субъективной привлекательности самовоспитания.

Как и всякая деятельность, самовоспитание характеризуется потреб- ностно-мотивационной основой, своими целями, способами и результатами.

Цели и мотивы самовоспитания. Мотивы самовоспитания широки и многообразны и возникают на основе самых различных потребностей. С одной стороны, это могут быть потребности в саморазвитии: самоутверждении, самосовершенствовании, самоактуализации. С другой стороны, потребности, связанные с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением. С третьей — потребности личностно-престижного характера: «Что я, хуже других?», «Я не позволю другим быть впереди меня, я еще покажу, на что способен!». С четвертой — потребности, обусловленные стремлением подчинить других, манипулировать ими.

Наличие лишь потребностей не гарантирует автоматического возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей имеют соответствующие потребности, намерение самосовершенствоваться, но такое самосовершенствование носит стихийный, нецеленаправленный характер, используются случайные обстоятельства и возможности, предоставляемые жизнью, для того чтобы продвинуться в своем развитии хотя бы на шаг вперед. Чтобы действительно возникли мотивы самовоспитания, необходимо выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность, а это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затраты определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — эго волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности. Правда, когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, уровень волевой регуляции снижается, формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуальный личностный смысл. Итак, для возникновения действенных мотивов самовоспитания необходимо, с одной стороны, наличие соответствующих потребностей, с другой — волевых усилий, связанных с преодолением инертности, откладывания дел «на потом» («С понедельника возьмусь!»).

Наличие выраженных мотивов самовоспитания определяет и специфику, своеобразие постановки конкретных целей самовоспитания. Цели, в свою очередь, также могут быть различными. Нередко человек тратит немало времени, чтобы обнаружить свои сильные стороны личности, здесь цель самовоспитания совпадает с целью самопознания. Отличие ее состоит в том, что сам поиск сильных сторон расценивается человеком не столько как самопознание, сколько именно как фактор самовоспитания. В качестве цели нередко выступает самоутверждение или самосовершенствование.

Цели могут различаться и по объекту самовоспитания, например, развивать в себе определенные личностные качества, психические процессы (память, мышление, воображение), способности, умение общаться с людьми, конкретные навыки, необходимые для осуществления той или иной деятельности, и многое другое. Они могут быть поставлены и как производные от стремления властвовать, подчиняться или сотрудничать с другими. Интересно, что самовоспитание может актуализироваться и под влиянием моды, заражения, мысли о том, что нынче все занимаются самосовершенствованием, а чем я хуже.

Этот перечень целей и условий их постановки каждой конкретной личностью можно расширить. Суть, однако, не в этом. Главное, чтобы под влиянием позитивной мотивации человек был готов поставить и ставил реальные цели самовоспитания, прилагал к этому определенные волевые усилия, чтобы ценность постановки целей совпадала с ценностными нормативами этого процесса. При этом должно соблюдаться основное и непреложное условие: постановка целей самовоспитания не должна сопровождаться отрицанием себя, борьбой с собой и своими недостатками. Основой решения задач самовоспитания, а через это — и задач саморазвития, должно быть полное и безусловное самопринятие личности, в противном случае самовоспитание приобретает характер борьбы с собой, а саморазвитие сведется к объявленной или необъявленной войне с собой. Это путь не созидания личности, а ее разрушения. Бороться в себе с чем-либо не стоит, а вот приобретать, обретать, овладевать чем-то новым — достойный путь самовоспитания и достижения позитивного результата.

Читать статью  Культура как важнейшее условие совершенствования личности – тема научной статьи по прочим социальным наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Особого внимания в контексте рассматриваемой проблемы заслуживают способы и средства самовоспитания. Анализ их позволяет ответить на вопрос, актуальный для каждого человека, вставшего на путь самовоспитания: каким же образом я могу решить поставленные перед собой задачи, касающиеся моего саморазвития? В современной литературе способы самовоспитания описаны достаточно подробно. Остановимся лишь на некоторых, наиболее важных из них.

Самостимулирование — это процесс, в результате которого личность самостоятельно определяет для себя мотивы занятия самовоспитанием, взвешивает все положительные и отрицательные стороны достижения результата, преимущества, которые она получит в ходе самовоспитания. Эффективной формой самостимуляции является самоубеждение, когда, используя логические доводы, человек убеждает себя в необходимости самоизменений, вырабатывает в себе необходимую установку. В ряде случаев, когда даже убедив себя в необходимости «начать новую жизнь», тем не менее человек испытывает трудности с реализацией задуманного, ему на помощь приходит самоприказ как эффективное средство преодоления барьеров в виде собственной инертности, лени и т.п. При этом полезно, если в себе обнаруживается лень, не отвергать ее, а отводить ей время, где она может проявиться в полную меру, например, в субботу с 17:00 до 20:00.

Методы самостимулирования органично перерастают на втором этапе в методы самопрогралтироваиия. Чтобы достичь результата в самовоспитании, необходима программа действий: что я сделаю, например, чтобы перестать конфликтовать с другими, или что необходимо предпринять, чтобы развить свое воображение. На основе создания собственной программы (лучше, если она будет зафиксирована в письменном виде) осуществляется акт планирования: что необходимо сделать, в какой последовательности и в течение какого времени, чтобы добиться результатов.

Следующая группа связана с осуществлением программы самовоспитания. Сюда относятся приемы самоинструктирования по поводу конкретной предстоящей деятельности. Например, человек поставил перед собой цель достичь уверенности в публичных выступлениях. Перед выстуилением он может проинструктировать себя, как держаться перед аудиторией. Во-первых, мысленно воспроизвести текст выступления. Во-вторых, убедить себя, что этот текст неплохой и другие с ним не знакомы. В-третьих, проиграть мысленно сам факт выступления. В-четвертых, проделать необходимые упражнения, снимающие тревогу. В-пятых, предвосхитить результаты выступления, если они даже будут неудачны: ничего страшного в этом нет, жизнь продолжается, и один неуспех, хотя и неприятный, но он не «делает погоду». Такая установка уже сама по себе дает уверенность и силу, а если выступление на самом деле получилось, то она закрепляется и позитивно переживается личностью. Сюда же относится и попутное самонаблюдение за процессом саморазвития и осуществления задуманного, самоанализ и самоконтроль, которые в своей совокупности позволяют вносить необходимые коррективы в ход самой деятельности и в программу саморазвития в дальнейшем.

Наконец, большое значение имеет анализ достигнутого, как за день, за неделю, так и за более продолжительный промежуток времени. Одной из эффективных форм констатации достигнутого и определения дальнейших перспектив реализации собственной программы является самоотчет и самооценка того, что было сделано, тех качеств и особенностей поведения, которые были приобретены. Здесь, как мы уже неоднократно отмечали, находят задействование рефлексивные механизмы, связанные с дальнейшим самопрогнозированием развития личности. На основе проведенного самоконтроля осуществляется коррекция как целей, так и способов достижения результатов.

В качестве средства самовоспитания используется самопознание. Мы помним, что самопознание — самостоятельная деятельность, на основе которой разворачивается деятельность по саморазвитию, но это и средство самовоспитания, актуализирующееся в тех случаях, когда личность обнаруживает недостаток знаний о себе. Другим средством является анализ собственной деятельности, позволяющий оценивать достигнутое и ставить новые рубежи саморазвития.

Еще одно средство самовоспитания — анализ особенностей взаимодействия с социальным окружением, при котором фиксируются успехи и неудачи, проясняются требования со стороны других, в результате опять- таки уточняются дальнейшие цели самоутверждения и самоактуализации. Наконец, еще одним средством самовоспитания является самообразование, которому мы посвятили предыдущий параграф. Самообразование позволяет значительно расширить кругозор, понять свое место в окружающем мире, приобрести необходимую эрудицию как основу для дальнейшего строительства собственной личности.

Что касается результатов самовоспитания, то уровень их достижения оценивается каждой личностью индивидуально. Бывают ситуации, когда результат самовоспитания значим, но человек неудовлетворен им и ставит перед собой новые цели. Нередки случаи, когда, наоборот, результат более чем скромен, но индивид рад и этому, гак как не ожидал от себя даже такого минимального продвижения по пути самосовершенствования. Что же касается социального окружения, общества в целом, то требования их объективны и не зависят от переживаний и комплексов каждого его члена и определяются в соотнесении результатов с требованиями: что ты сделал для других, для общества, каков твой индивидуальный вклад в общественное развитие. Такая оценка прямо никем не формулируется, но сознательно или интуитивно она подразумевается каждым, кто встал на путь саморазвития и самовоспитания. Это в конечном итоге и порождает уровень удовлетворенности достигнутыми результатами: в равной степени возможны неудовлетворенность гения и самодовольство посредственной личности.

И последняя проблема, на которой необходимо остановиться, — это проблема психологических механизмов самовоспитания. К сожалению, следует констатировать, что несмотря на популярность самовоспитания, выступающего в качестве предмета исследований психологов и педагогов, работ, где раскрывались бы механизмы самовоспитания, не так много. Тем не менее такие труды имеются. Здесь мы вновь сошлемся на статью А. В. Иващенко, в которой эти механизмы описываются достаточно подробно. Автор выделяет четыре группы механизмов: воспитательный, психолого-педагогический, структурно-содержательный и ценностный.

Воспитательный механизм рассматривается как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, включающее определенную систему организуемых влияний.

Психолого-педагогический механизм самовоспитания включает в себя:

  • -мотивацию, которая проявляется в зависимости от ситуации: в одной конкретной ситуации характеризуется повышенной избирательностью, при ее изменении может прекратить свое продолжение; в другой — обеспечивает активность по совершенствованию своей личности; в третьей — просматривается практически во всех случаях в последовательной, целеустремленной работе над собой;
  • -механизм саморегулирования, включающий определенную субъектом цель, программу исполнительных действий, волевое усилие по преодолению препятствий, условия успеха, связанные со смыслом действия ради развития личностных ценностей, реальный результат;
  • — самоотношеиие личности со своим «Я», приводящее к активизации ее внутренних психологических ресурсов, прежде всего интеллектуальной и эмоциональной самоподдержки, направленной на осознание ценности самовоспитания;
  • — внутриличностный конфликт, включающий компенсаторно-защитные механизмы (отвлечение деятельности субъекта на другие цели, подавление состояния тревоги, страха и др.).

Структурно-содержательный механизм самовоспитания включает:

  • — активное отношение субъекта к самовоспитанию, проявляющееся в специфической деятельности по изменению себя;
  • — внутренний поиск самого себя (своего смысла, осмысления себя) в пространстве смыслов, связанных с формированием соответствующего уровня «Я-концепции» и реальным выделением смысловой доминанты самовоспитания;
  • — готовность к самовоспитательной детальности, включающая моральную, психологическую и содержательную составляющие, отражающие социальный, индивидуально-личностный и опытный аспекты;
  • — чувственное восприятие, отражающее активность субъекта в виде представлений, мыслей, эмоций и чувств, в дифференцированном и одновременно в комплексном их проявлении, что находит выражение в творческой деятельности, кризисных ситуациях, требующих соответствующей мобилизации личности.

Ценностный механизм синтезирует объективно-содержательные, субъективно-личностные характеристики активности субъекта в самовоспитании, связанные с представлением субъекта о себе, выраженные в реальных отношениях к окружающему миру. Он определяет фиксированную в психике личности и социально обусловленную общую направленность на цели и средства самовоспитательной деятельности. Ценности являются содержательной частью активности личности в самовоспитании, которые как бы «заказывают» деятельность для реализации в процессе самосовершенствования.

Итак, мы попытались показать, что самовоспитание является важнейшим средством саморазвития личности. Самообразовываясь и систематически занимаясь самовоспитанием, человек обретает неограниченные возможности для позитивного изменения себя и достижения поставленных жизненных целей.

Самовоспитание и самообразование личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

В статье рассмотрены понятия «самовоспитание», « самообразование », « самообучение ». Определены этапы процесса самовоспитания, функции самовоспитания и самообразования .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазитова Р.И.

О роли самообразования, самовоспитания и самостоятельной работы в процессе формирования субъектности специалиста

Непрерывное развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел средствами самообразования и самовоспитания

Читать статью  Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Текст научной работы на тему «Самовоспитание и самообразование личности»

САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

В статье рассмотрены понятия «самовоспитание», «самообразование», «самообучение». Определены этапы процесса самовоспитания, функции самовоспитания и самообразования.

Ключевые слова: самовоспитание личности, самообразование, этапы самовоспитания, факторы самовоспитания, самообучение.

Самообразование личности тесно связано с самовоспитанием и считается одной из его частей. В чем же состоит данная взаимосвязь? Для большинства обучающихся характерна тенденция к постоянному самосовершенствованию, стремлению развивать одни качества личности и искоренять другие, т.е. обучающиеся занимаются самовоспитанием. Они ставят перед собой определенные цели и прилагают все усилия для их достижения. При решении поставленной задачи используются различные методы и средства, в том числе самостоятельный поиск и обработка знаний. В процессе самообразования у студентов развивается способность самостоятельно организовывать свою деятельность при приобретении новых знаний.

Самообразование студентов является необходимым условием его будущей профессиональной деятельности. Активизация стремления студента к самовоспитанию и самообразованию — неотъемлемая часть подготовки будущих специалистов в вузе.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу [6, с. 340].

Цель самообразования И.Н. Кузнецов определяет как «предвосхищаемый личностью уровень знаний, умений и навыков в определенной области, а также успехи в деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных жизненных планов. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления» [7, с. 357].

В системе высшей профессиональной школы особое внимание уделяется и самовоспитанию.

* Ассистент кафедры Педагогики и психологии.

Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом.

Согласно Н.А. Березовину самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования и совершенствования личности [1, с. 302-304].

Отечественный педагог Ю.К. Бабанский утверждает, что процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности — рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельности — анализ ее конечных результатов, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений и их причин, проектирование новых перспектив и задач [4, с. 88].

Содержание самообразования и самовоспитания раскрывается через их функции:

— компенсаторная — реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, усвоении новой информации;

— адаптирующая — позволяет постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

— развивающая — предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

К принципам самообразования и самовоспитания относят [2]:

1. Принцип развития. Данный принцип раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования.

2. Принцип самодеятельности, который реализуется через следующие установки:

— на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

— на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

— на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

— на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

— на коррекцию запланированных результатов работы над собой.

К факторам, побуждающим личность к самовоспитанию можно отнести: требования, предъявляемые обществом к человеку, моральные образцы, социальные идеалы.

В процессе самовоспитания условно выделяют несколько этапов:

1 этап — осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. На данном этапе применяются следующие методы самопознания: самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль и самооценка. Эти методы позволяют человеку дать объективную характеристику о себе.

2 этап — выработка программы работы над собой на основе поставленных целей, определение конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач.

3 этап — реализация программы самовоспитания.

4 этап — оценка результатов самовоспитания и постановка новых задач самовоспитания.

С процессом самовоспитания личности тесно связано ее самообучение. Самообучение — процесс обучения, организуемый самой личностью; целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение ею знаний в какой-либо области науки, техники, культуры.

Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования. Самообразование — получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности.

Понятия самовоспитание, самообразование, самообучение включают в себя способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.

Формирование потребности и умений самообразования осуществляется в процессе предметного обучения и умственного воспитания обучающихся (умение рационально организовать режим умственной деятельности, правильно планировать свой труд, рациональные приемы работы с литературой, самоконтроль и самооценка).

Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, хобби.

Признаками сформированности культуры самообразования являются: устойчивая потребность в самостоятельном углублении знаний; умение разрабатывать программу самообразования; рефлексивные умения и т.д.

Необходимость при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования усиленного внимания к вопросам самообразования П.И. Пидкасистый связывает с высокой скоростью распространения научно-технической информации и темпами практического воплощения научно-технических достижений, а также с перспективами роста числа безработных и новыми требованиями к трудоустройству в условиях перехода страны к рынку, т.е. с конкурентоспособностью в рыночных условиях, когда от будущего специалиста ожидаются способность и готовность решать научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику (технологию), профессиональная мобильность [5, с. 41].

Гамидуллаев Б.Н. выделяет два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности — системное и автономное. Если системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением и обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях, то об автономном самообразовании говорят, когда человек сам определяет цели самообучения и объем знаний, который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля, самоотчета, т.е. этот процесс приближает личность к самоуправляемости [3, с. 50].

В интересах оптимизации процесса профессионального самосовершенствования конкретного студента необходимо его сравнивать не с другими студентами, а с ним самим, его прежними результатами.

В целях развития у студентов мотивации профессионального самосовершенствования необходимо формирование у студентов культуры учебного труда.

При выборе педагогических условий управления процессом профессионального самосовершенствования студентов в процессе обучения в педагогическом вузе необходимо учитывать следующее. Во-первых, студент способен к эффективному профессиональному росту тогда, когда ему предоставляется возможность для творческого развития. Успешное развитие творческого потенциала предполагает построение хорошо рефлексируемого опыта.

Во-вторых, личностная значимость процесса профессиональной подготовки, прежде всего, должна распространяться на самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, на которую сориентированы основные формы и методы обучения в педагогическом вузе.

Самостоятельность выступает наиболее существенным признаком человека как личности. Она может быть понята как свойство личности, как способность, как показатель активности человека.

При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель должен ознакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников педагогического вуза и довести до их сведения, каким образом каждая отдельно взятая дисциплина способствует выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику.

Таким образом, самообразование и самовоспитание служат необходимым условием совершенствования педагогического мастерства и профессионального становления будущего специалиста. Одной из главных задач образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию и самообразованию.

1. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин. — Мн.: Новое знание, 2004.

2. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя / Международная педагогическая Академия. — М., 1994.

3. Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.

5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Пед. о-во России, 2005.

6. Фатнева Ю.П. Готовность к самообразованию как условие профессионального роста будущего специалиста в вузе // Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Оренбург: РИК ГОУ ОГУ 2005. — С. 339-340.

Читать статью  Блоги про саморазвитие / Хабр

Средства саморазвития: самовоспитание и самообучение

Качества личности, требуемые в профессиональной деятельности и для самореализации в целом, могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самовоспитания и самообучения.

Самовоспитание — сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Согласно данному определению, самовоспитание — это де­ятельность, направленная на выработку человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными; это намеренное изме­нение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совер­шенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования чело­веком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств для вы­полнения своего предназначения.

Таким образом, самовоспитание в качестве важнейшего средства само­развития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь.

Как и всякая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами.

Мотивы самовоспитания широки и многообразны и возникают на основе самых разных потребностей:

— саморазвития (самоутверждения, самосовершенствования);

— достижения (может быть связано с неудовлетворенностью собой, сво­им нынешним положением и стремлением приобрести более высокий статус;

Однако потребность в самовоспитании и мотивы самовоспитания носят вторичный характер. Даже наличие сильных позитивных мотивов саморазвития — самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации — не гарантирует возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей же­лает самосовершенствоваться, но этот процесс часто носит стихийный ха­рактер, используются случайные обстоятельства и возможности, предостав­ляемые жизнью для продвижения в своем развитии.

Необходимым условием является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. По­этому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности целеустремленности и самоотверженности.

Вместе с тем, когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, то формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуально-личностный смысл. Поэтому в процессе самовоспитания наиболее сложными является начальный период.

Наличие выраженных мотивов самовоспитания определяет специфику, т.е. своеобразие постановки конкретных целей самовоспитания. Цели, в свою очередь, могут быть различными. Нередко человек тратит немало времени, чтобы обнаружить свои сильные стороны личности. В данном слу­чае цель самовоспитания совпадает с целью самопознания. В качестве цели нередко выступает самоутверждение или самосовершенствование.

Цели могут различаться по объекту, например, развивать в себе определенные личностные качества; психические процессы (память, мышление, воображение); способности; умение общаться с людьми; конкретные навыки, необходимые для осуществления той или иной деятельности, и многое другое.

Цели могут быть поставлены как производные от стремления властвовать, подчиняться или сотрудничать с другими. Самовоспитание может актуализироваться и под влиянием внешних тенденций, например моды: «Все занимаются самосовершенствованием. ».

Данный перечень целей можно значительно расширить. Однако главное в процессе постановки целей — позитивная мотивация, должно соблюдаться основное условие: постановка целей самовоспитания не должна сопровождаться отрицанием себя, борьбой с собой, со своими недостатками.

Задание 13. Каковы цели самовоспитания?

Решение задач самовоспитания зависит от самопринятия личности, в противном случае самовоспитание приобретает характер борьбы с собой, а саморазвитие сводится к войне с собой.

Самообучение как самостоятельно организуемая субъектом деятель­ность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте, является необходимой составляющей саморазвития. Д. И. Писарев считал, что «. настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами»1.

При обсуждении проблемы сознательной самостоятельной познаватель­ной деятельности человека наряду с термином «самообучение» используется термин «самообразование». Современные словари определяют их практиче­ски одинаково, и в обыденной жизни два этих понятия часто употребляются как синонимы. Однако «обучение» определяется как вид учебной деятельно­сти, процесс: человек проходит обучение, находится в процессе обучения, т. е. учится. Слово «образование» в большей степени означает результат этой деятельности: человек получил образование, в результате стал образо­ван.

Разумеется, речь в этом случае идет не о получении диплома об образовании, а о явлении в трактовке А. Г. Асмолова: «Образование не есть получение суммы знаний, а образование души. »2. Именно в этом смысле образование позволяет значительно расширить знания об окружающем мире, понять свое место в нем как основу для дальнейшего построения собственной личности.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Сущностным признаком и самообразования, и самообучения является неформальный характер: человек обучается без внешней мотивации, самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Главное отличие самообучения — полная свобода в выборе предмета, методов и источников. Самообучение может проявляться в форме индиви­дуальной учебной деятельности, а может быть спонтанным, когда обретение знаний, умений и навыков, социальных установок, формирование ценностей происходит из повседневной жизни и личного опыта, включая ближайшее и широкое окружение, СМИ и др. В соответствии с данным подходом само­обучение в процессе труда, на рабочем месте является видом спонтанного обучения.

Одним из способов самообучения является умение учиться у других. Для этого необходимо создание у себя установки на поиск и освоение ново­го в различных ситуациях, где могут быть интересная информация, полез­ные знания, новый опыт. Примером такой установки является следующее положение одного из древних учений индийской философии: «Каждый человек — гуру (Учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному. Каждое событие в жизни, каким бы радостным или печальным оно не было, учит человека. А потому главное предназначение человека — стать Учеником».

Тенденцией современного мира становится значительный рост числа людей, которых раньше называли самоучками, а сегодня именуют аутоди- дактами (от греч. autos сам и didaktos — учение), или автодидактами. Среди аутодидактов немало широко известных имен выдающихся ученых, деятелей культуры и искусства: Н. А. Бердяев, И. Бродский, Винсент Ван Гог, Айседора Дункан, К. Э. Циолковский, М. Горький, JI. Толстой, М. Фарадей, А. Линкольн, Жан Жак Руссо и др.

Противоположностью аутодидактам являются дилетанты, которые, хотя и получили какие-либо знания путем самообучения, но их знания зачастую ограничены и поверхностны. Аутодидакты же, как правило, стремятся найти профессиональное применение своим знаниям, а также общественное и научное признание.

Слабые стороны самообучения — отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Самообучение требует от субъекта видения жизненного смысла в учении, сознательной постановки целей, способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю.

Однако это компенсируется сильными сторонами: преодолевается ха­рактерная для организации современной школы непродуктивная трата сил; не приобретают остроты проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения.

Если сравнивать обучение традиционное с самообучением, второе всегда будет более эффективным, потому что знания, полученные самостоятельно, опыт, которые основывается на собственных исследованиях, ошибках и открытиях становится частью личности на пути самосовершенствования. Все, чего человек достигает самостоятельно, не только лучше откладывается в памяти, а преобразует саму личность.

Вместе с тем для развития способности к самообучению человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную деятельность учения. Основополагающими явля­ются анализ и оценка результатов. Последняя позволяет не только опреде­лить успешность своих действий, но и определить, на что направить основ­ные усилия в будущем. Следовательно, оценка — не только контроль, но и стимул действия в отличие от отметки в традиционном обучении, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением. Поэто­му умение оценить себя — сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

По словам А. Дистервега, «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как это можно осуществить»1.

Задание 13. Составьте программу самовоспитания, определив цель, задачи, пути и средства достижения, а также спрогнозируйте результаты.

Таким образом, наряду с самовоспитанием, самообучение и самообразование — важнейшие механизмы саморазвития личности.

Источник https://studme.org/154369/psihologiya/samovospitanie_sredstvo_samorazvitiya

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samovospitanie-i-samoobrazovanie-lichnosti

Источник https://cyberpedia.su/16x5f0.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *