САМОПРИНЯТИЕ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

С.М. Рогожникова, Е.П. Киселева, Н.Л. Прохорова, Е.Ю. Григоренкои др.), является понимание его как интегральной характеристики личности, полное и безусловное принятие своих сильных и слабых сторон, способность личности не вступать в антагонистические противоречия с самим собой, как стиля отношения к себе, общую жизненную установку, которая обеспечивает целостность, устойчивость личности и служит одним из диагностических показателей здоровья и зрелости личности, способствует ее внутреннему комфорту, позитивному самоощущению, принятию других.

В. Г. Маралов представляет самопринятие как общую психологическую особенность, характеризующую Я-концепцию человека. Непринятие себя связывается им с низким самоуважением, ситуацией, когда человек считает себя значительно хуже других. Низкое самопринятие может привести к борьбе с собой, смирению и апатии и другим деструктивным последствиям. В.Г Маралов отмечает, что для полноценной жизни человек должен обладать высоким самопринятием даже тех качеств, которые с точки зрения других не являются положительными. Однако это дает положительный эффект только тогда, когда сочетается с тенденцией к позитивному саморазвитию, без которого самопринятие перерастает в снобизм и самодовольство.

С другой стороны, самопринятие рассматривается В.Г. Мараловым как итог самопознания. Самопознание в его модели включает: 1) обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики; 2) ее закрепление в сознании; 3) ее анализ с выявлением структуры познаваемого качества, его взаимосвязи с другими свойствами; 4) оценку качества в сравнении его с идеальным образцом; 5) акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия человек включает свое качество в структуру Я-концепции, относится спокойно к его существованию, пытается найти в нем позитив, может поставить задачу по ограничению его проявления. Но возможны случаи, когда человек не принимает это качество, отторгает его в область бессознательного или пытается «бороться» с ним, изживать его. Такая борьба, как указывает В.Г. Маралов, только ухудшает положение, общее самочувствие, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают в конфликты с другими людьми. Поэтому самопринятие оценивается им как большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт — акт самосовершенствования.

Являясь результатом самопознания, самопринятие определяется как признание в себе отрицательного и положительного, сильного и слабого. С этой точки зрения самопринятие выражает меру близости к себе на основе самотождественности и возникает на базе знаний о себе, детального анализа своих сильных и слабых качеств, их оценки и позитивного эмоционального отношения даже к тем свойствам, которые человек относит к слабым качествам. В случае непринятия себя или принятия частично возникает стремление бороться с собой, перестраивать себя, что далеко не всем удается. Истинное самопринятие не означает борьбу с собой, но оно и не означает, что человек не ставит целей быть другим. Именно истинное самопринятие понимается В.Г. Мараловым как основа для саморазвития и самосовершенствования.

Самопринятие также характеризуется В. Г. Мараловым как механизм саморазвития. Если в актах самопознания самопринятие является одним из заключительных звеньев работы самосознания, то в актах самопост- роения личности, связанных с дальнейшим развитием, оно выступает в качестве начального звена, запускающего всю дальнейшую работу по саморегулированию, определяющего тенденции самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации личности. Поскольку самопринятие — это признание права на существование всех аспектов собственной личности и личности в целом, то чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже те, которые вызывают негативные эмоции), тем в большей мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию.

Читать статью  Личностные тренинги в Вологде

Стратегия саморазвития личности определяется своеобразием сочетания самопринятия и самопрогнозирования, которое выделяется автором как второй из механизмов саморазвития. В.Г. Маралов описывает пять таких стратегий.

Самопринятие и самопрогнозирование личности.

Самонринятие и самопрогнозирование являются более частными, но от этого не менее важными механизмами саморазвития. От их совместного взаимодействия, функционирования во многом будет зависеть вектор и мотивационно- смысловые составляющие саморазвития.

Самопринятие личности.

Проблема самопринятия личности относится к одной из актуальных проблем современной психологии. Ценность и значимость самопринятия отмечается во многих психологических концепциях, особенно в теориях гуманистического толка. Подчеркивается, что только самопринятие личности дает ей ощущение целостности и непротиворечивости, гармоничности и автономности, независимости от социального окружения. Самопринятие является одновременно и актом самопознания и выступает в качестве механизма саморазвития.

Одним из первых, кто обратил внимание на роль самопринятия в личностном становлении человека, был, как это хорошо известно, К. Роджерс [1994]. В то же время следует констатировать, что он рассматривал само- прииятие в обобщенном виде, как принятие себя в целом. Это положение конкретизируется, расшифровывается автором как признание себя и безусловную любовь к себе, отношение к себе как к личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, а также означает веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

Не подвергая сомнению правоту К. Роджерса в определении роли и значимости самопринятия в жизни человека как некоторой монады, отметим в то же время, что чаще всего индивид, принимая себя как личность в целом, остается неудовлетворенным какими-то отдельными чертами и качествами своего характера, своим поведением в той или иной ситуации. Например, индивид не может смириться со своей нерешительностью, ленью, неуверенностью, неумением строить отношения и др. Это ему мешает, от этого он страдает и, как следствие, хотел бы избавиться. В исследованиях К. Юнга данная проблема приобретает характер борьбы между «Эго» и «Тенью», у К. Хорни — это отчуждение человека от его «Самости», у Э. Эриксона — потеря идентичности.

В нашем понимании самопринятие — это признание человеком права на существование всех аспектов собственной личности и личности в целом, какие бы отрицательные эмоциональные переживания они не вызывали. С самопринятием тесно связано и другое понятие — доверие к себе. Доверие к себе является одной из важнейших характеристик самоотпошения личности и выступает в единстве с другими типами отношений человека, в частности, к миру и другим людям. К настоящему времени наиболее развернутое и полное определение доверия к себе дано Т. П. Скрипкипой. Она определяет его как «полноценное овладение собой, своей сущностью, как способность действовать самостоятельно, инициативно, сохраняя адекватную критическую позицию но отношению к самому себе, способность предвосхищать результаты действий до их выполнения, самостоятельно ставить цели и строить стратегию их достижения в соответствии с внутренними личностными смыслами. Это означает умение соотносить возникающие потребности с собственными возможностями и с приемлемым для данного человека способом реализации, соответствующим социокультурным ориентирам данного общества (родовой человеческой сущности) в каждой конкретной ситуации» [Скрипкина, 2000, с. 169—171].

Читать статью  Личность как субъект развития - Психология саморазвития личности

Самопринятие и доверие к себе связаны друг с другом определенным образом. Известно, что человек не может доверять себе или каким-то своим отдельным личностным особенностям и характеристикам, если он не принимает себя. Следовательно, принятие себя и отдельных своих качеств первично. А уже доверие к себе или к каким-то своим качествам есть результат оценки своего опыта взаимодействия с миром или оценки возможностей реализации себя, своих черт и личностных характеристик в реальной практике, т.е. носит вторичный характер. Из всего сказанного вырисовывается некоторый алгоритм взаимодействия человека с миром, обусловленный параметрами его самоотношения. Как мы уже отметили, самопринятие есть признание права на существование всех аспектов собственной личности и личности в целом. Доверие к себе — это оценка своих возможностей и ресурсов, основанная на их знании и чувстве их истинности (не подведут, не обманут — ценность человека для себя), в решении сложных жизненных задач.

Каким же образом и при каких условиях самопринятие и доверие к себе начинают выступать в качестве механизмов саморазвития?

В самом общем плане алгоритм функционирования данного механизма достаточно прост. Это включение непринимаемого в себе в свое внутреннее психологическое пространство и наделение его смыслами. Иными словами, перевод (так же как мы делаем в процессе принятия другого человека) непринимаемого из категории «Чужой» в категорию «Свой». Наделение смыслами — это ответ на вопрос: «Зачем мне это нужно, что оно мне дает, могу ли я обойтись без данного качества, что приобрету в этом случае и что потеряю?». В то же время вариантов функционирования описываемого алгоритма достаточно много.

САМОПРИНЯТИЕ И САМОПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМЫ

Когда мы говорили о механизмах самопознания, то отмечали, что идентификация дает возможность отождествления с чем-либо в себе, а рефлексия — отстранения и наблюдения за собой как бы со стороны. В ситуации же анализа механизмов саморазвития они выделены по принципу отношения к себе в различных временных плоскостях, причем самопрогнозирование является зависимым от степени, уровня и своеобразия самопринятия человеком себя и отдельных своих качеств личности.

Поэтому еще раз повторим то, о чем говорили в разделе 1: самопринятие является одновременно как актом самопознания, так и актом саморазвития. Если в актах самопознания самопринятие является одним из заключительных звеньев работы самосознания, то в актах самопостроения личности, связанных с дальнейшим развитием, оно выступает в качестве начального звена, запускающего всю дальнейшую работу по саморегулированию, определяющего тенденции самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации личности. Рассмотрим последовательно эти механизмы.

Читать статью  Как заняться саморазвитием мужчине

Самопринятие личности

Самопринятие — это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные — все они имеют равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, негативные черты у нас ни вызывали.

В психологии давно известен и доказан факт: чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже те, которые вызывают негативные эмоции), тем в большей мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию.

Однако проблема состоит совсем не в том, что человек не принимает что-либо в себе, а в том, что он просто не умеет этого сделать, не обладая соответствующими способностями, которые, в свою очередь, зависят от сложившихся установок; что многое в себе он просто не умеет обнаружить, так как непринимаемое, по законам психологии, уходит в область бессознательного, в область Тени и не может быть обнаружено. В других ситуациях люди способны открыть в себе какие-либо черты, характеристики, но они не вызывают у них положительных эмоций, в силу чего им объявляется «война», выбирается стратегия борьбы, изживания в себе того, что доставляет хлопоты и вызывает крайнюю неудовлетворенность.

В контексте рассматриваемой проблемы самопринятия как механизма саморазвития особую актуальность приобретают следующие группы вопросов.

Во-первых, важно выяснить: что человек в себе безусловно принимает, признает и к чему положительно относится; что осознает в себе как негативное, порождающее отрицательные переживания (какие-то свойства или качества не принимаются, и начинается борьба по их изживанию); что он в себе не осознает в силу того, что это неприемлемо и было вытеснено в бессознательное, поэтому и не может быть принято.

Во-вторых, особого обсуждения заслуживают случаи, когда у человека формируется отрицательная оценка самого себя как полное неприятие в силу функционирования установки «Я плохой».

Такое неприятие себя либо приводит к самым безрадужным и пессимистичным мыслям, вплоть до мысли о самоубийстве, либо, наоборот, «на всю катушку» эксплуатируется личностью, чтобы выгадать для себя определенные материальные блага и преимущества (т.е.осуществляется элементарный процесс манипулирования другими).

В-третьих, принципиальное значение приобретает вопрос: почему разные люди по-разному принимают или не принимают одни и те же свойства и качества личности? Ответ на него и сложен, и прост одновременно.

Как работает механизм самопринятия на саморазвитие, мы узнаем, охарактеризовав

Источник https://studref.com/650678/psihologiya/samoprinyatie_mesto_sisteme_samorazvitiya_lichnosti

Источник https://studme.org/154314/psihologiya/samoprinyatie_samoprognozirovanie_lichnosti

Источник https://infopedia.su/15xf58.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *