Содержание

Он сделал Александра СУВОРОВА инвалидом и. профессором

. Такого интервью у меня еще не было. На мягкой сухой ладони собеседника я пальцем пишу каждое слово — букву за буквой. Надо стараться выводить письмена однообразно, чтобы человек понял вопрос, поэтому очень редко удается взглянуть ему в лицо. Одинаково чертить буквы не получается, и оттого, а также из-за отсутствия нормального визуального контакта я путаюсь, забываю вопросы, теряюсь и злюсь. Однако вопреки ожиданию мой собеседник понимает меня практически с полуслова, лишь иногда переспрашивает своим громким, низким и каким-то механическим голосом. Я отвечаю утвердительно пожатием кисти или пишу на ладони букву “н”, а ответы записываю на диктофон: мой визави говорит довольно четко и правильно, хотя и без каких-либо интонаций.

Это один из способов общения с внешним миром доктора психологических наук, профессора кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования, почетного международного доктора гуманитарных наук, кавалера золотой медали имени Льва Толстого, рыцаря Детского ордена милосердия Александра Суворова. Второй способ — чтение электронной почты и компьютерных файлов с помощью специального дисплея, преобразующего электрические сигналы в бегущую объемную строку знаков азбуки Брайля. Общаться иначе с ним можно только через переводчика, владеющего специальной дактильной азбукой (в отличие от языка зрячих глухонемых, это “язык прикосновений”).

НЕДУГ ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО

Мы беседуем с Александром Суворовым в его обшарпанной, бедной, совсем не профессорской квартире в многоэтажном доме на северной окраине Москвы. Вместе с профессором здесь живут его младшие сестра и брат. Родные по мере сил помогают ученому, а он содержит их на свою скромную (чуть более семи тысяч рублей) зарплату и немногочисленные гонорары.

— Я ослеп в трехлетнем возрасте, а оглох — в девятилетнем, — говорит Суворов. — Место нормальных зрительно-слуховых ощущений занял внутренний мир. И потому с детства творчество стало смыслом моей жизни. Сначала, конечно, это была игра-фантазирование; затем — первые опыты стихосложения, публицистика и, наконец, наука.

. Он родился 3 июня 1953 в городе Фрунзе (ныне Бишкек), в те годы — столице Киргизской ССР. Рос в простой, совсем не интеллигентской семье: отец, Василий Суворов, был милиционером, вышел на пенсию в звании старшины. Мама, Мария Суворова, имела среднее специальное образование, тридцать шесть лет проработала электротехником на участке Фрунзенского отделения железной дороги.

В трехмесячном возрасте Сашу отдали в ясли, в три года — в детский сад. На четвертом году жизни ребенок вдруг потерял зрение — почти до полной слепоты, сохранилось лишь видение света без возможности разбирать контуры. Поэтому в 1960 году Суворов поступил во фрунзенскую школу слепых. Увлекался музыкой, учился играть на баяне. Но напасти не закончились. В 1962 году девятилетний Саша стал терять слух, который сохранился примерно на том же уровне, что и зрение. До сих пор Александр Васильевич любит музыку. Только чтобы услышать ее, приходится включать звук магнитолы на максимальную громкость и плотно привязывать к ушам мощные динамики. Суворов уверяет, что до сих пор причины его внезапной слепоглухоты врачам неизвестны. Установили ее сами родители Александра. Как выяснилось только в 60-е годы, детдомовцы Василий и Мария Суворовы были довольно близкими родственниками — по данным разных источников, двоюродными или троюродными братом и сестрой. Кровосмешение сказалось не только на здоровье первенца Саши — второй сын Василий родился умственно отсталым. С раннего детства очень слабым было здоровье и младшей сестры профессора — Ольги.

В сентябре 1964 года Александра привезли в Загорск, в детский дом для слепоглухонемых детей. Другого учебного заведения для таких инвалидов в СССР тогда не было, да и сейчас сергиево-посадский интернат один на всю Россию и СНГ. Несмотря на все увещевания и утешения, одиннадцатилетний мальчик очень тяжело переживал разлуку с родным домом:

“Чувство обиды, одиночества сопровождалось ощущением кровавого налета на всех окружающих предметах и людях, и чудилось, что кровью равнодушия пропитаны солнечные восходы и закаты” (из статьи “Об ильенковской религиозной философии”).

БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В феврале 1971 года Суворов вместе с тремя другими воспитанниками детдома был переведен в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Эксперимент, задачей которого было доказать возможность полной социальной адаптации слепоглухих (возможность их обучения в вузах, способность к научной работе), стал возможен благодаря энтузиазму группы ученых: доктора психологических наук Александра Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Ильенкова, а также академика Алексея Леонтьева “со товарищи”.

Это был уникальный психологический эксперимент. Вместе с Суворовым МГУ тогда окончили еще трое слепоглухонемых: Наталья Корнеева, Юрий Лернер и Сергей Сироткин. Государство, Советский Союз, выделило на их обучение в течение пяти лет большие деньги; к каждому из четырех необычных студентов был приставлен переводчик, владеющий дактильной азбукой.

— Нас в течение семи месяцев серьезно готовили к обучению в университете, — вспоминает Суворов. — В сентябре 1971 года я начал учиться на факультете философии МГУ в качестве стажера. Но зимнюю сессию сдавал уже на факультете психологии, так как на философском факультете принимать у меня экзамены отказались. В летнюю сессию 1972 года одновременно сдавал экзамены за первый курс и вступительные, и полноправным студентом факультета психологии стал со второго курса. Причина всех этих сложностей — моя собственная инфантильность: в припадке абсолютной честности я стремился формально окончить среднюю школу, хотя нас готовы были принять (и приняли) в МГУ вне конкурса, без аттестата зрелости, ориентируясь на наш фактический уровень интеллектуального развития. Наше обучение в МГУ было экспериментальным, и многие формальности можно было обойти с разрешения Минвуза.

Из всех питомцев Загорского интерната, отобранных для участия в эксперименте, один Суворов добился признания “здоровых” коллег, сумел вырваться из замкнутого мирка инвалидов, работать не только для них, — хотя, конечно, немалая часть его методик и сочинений посвящена дефектологии. Он объясняет это просто: “Мне крупно повезло в том отношении, что я оглох поздно — в педагогическом смысле. Потеряй я слух одновременно со зрением, мы с вами могли бы и не беседовать сегодня”.

Троих авторов эксперимента, особенно Эвальда Ильенкова, Александр Васильевич до сих пор считает своими духовными родителями. “Их уже нет в живых, но я постоянно беседую с ними. Они стали моей совестью. И я никогда не перестану терзаться чувством вины за то, что, пока они были живы, я недостаточно был с ними человечен”.

В 1977 году Суворов окончил факультет психологии МГУ и стал младшим научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне — Психологический институт Российской академии образования).

Суворов выбрал себе специальность на стыке философии, психологии и педагогики — педагогическую антропологию. Это наука о тайнах человеческой природы: о природе лидерства, тирании, агрессивности, о природе человеческой низости и подвига. В мае 1994 года он защитил кандидатскую диссертацию на тему “Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты”. А через два года стал доктором психологии. Его докторская диссертация называлась “Человечность как фактор саморазвития личности”.

ТВОРЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. В ОПАСНОСТИ

Еще в Загорском интернате для слепоглухонемых Суворов освоил “зрячую” машинопись. Он мог самостоятельно перепечатывать свои брайлевские, то есть написанные рельефно-точечным шрифтом слепых, рукописи “по-зрячему”: “При этом я не позволял себе халтурить и ничего, кроме писем, не писал без брайлевского черновика”.

Между тем в ходе работы над кандидатской диссертацией надо было создавать десятки вариантов одного и того же текста — по Брайлю, потом “по-зрячему”, потом опять по Брайлю. В “зрячем” тексте появлялись обидные опечатки, менявшие смысл на противоположный, и только в обратном “переводе” они становились известны автору. “Можно сказать, что, помогая мне в работе над авторефератом кандидатской диссертации, мама надорвалась. И это ускорило развязку — перед самой моей защитой у нее произошел инсульт. ” (Мама ученого умерла 4 февраля 1997 года.)

Подлинная “творческая революция”, как сам Суворов называет эту перемену, наступила в его деятельности лишь в конце января 1995 года. Тогда в Республиканском центре компьютерных технологий Всероссийского общества слепых он освоил компьютер со специальной приставкой, что сделало возможным защиту докторской диссертации меньше чем через два года после защиты кандидатской. В центре за Суворовым было зарезервировано собственное рабочее место. Там он написал помимо диссертации множество статей, а в августе 1995 года в издательстве университета Российской академии образования вышла в свет его первая книга “Школа взаимной человечности”. Сейчас его книги — а их более двух десятков — переведены на большинство европейских языков. Среди них не только психологические, педагогические и философские исследования, но и стихи. Которые, правда, больше напоминают рифмованные философские трактаты.

— Собственный компьютер появился у меня через год, — рассказывает Александр Васильевич. — В октябре 1996 года в Останкинском телецентре мне подарили специальный компьютер для слепых “Давид-486” (класса “ноутбук”) и компьютерную приставку “Инка” к любому обычному компьютеру. Все эти подарки стоили сумасшедших денег — 24 тысячи дойчмарок. Я получил возможность работать на компьютере дома. Технику в рабочем состоянии поддерживает компьютерный центр Всероссийского общества слепых.

Приставка, подключенная к системному блоку с CD-ROM, открывает Суворову доступ к недоступной ему раньше философской и педагогической литературе, фантастике, историческим исследованиям. Сейчас у Суворова, благодаря американской программе помощи инвалидам, есть бесплатный доступ в Интернет — правда, из-за особенностей брайлевского дисплея он может пользоваться только услугами электронной почты.

По моей просьбе ученый прерывает свой рассказ, чтобы продемонстрировать свою технику в действии. Суворов кладет руки на тактильный дисплей — только так он может “видеть” написанное. Профессор очень быстро читает чье-то письмо, — его пальцы буквально летают вдоль черной строки, где из выступающих и с шумом опадающих пластиковых шипов возникают объемные символы. Набранное на обычной клавиатуре самим Суворовым автоматически конвертируется в файлы вида “только текст”. К системному блоку подключен и самый обычный монитор — для удобства зрячих техников, которым приходится обслуживать компьютер. Когда Суворов работает, экран четко разделен на две части. В верхней — фрагмент обычного интерфейса программы Lexicon. А внизу видна бегущая по абсолютно черному полю строка разноцветных символов, отдаленно похожих на буквы. Это то, что чувствует сейчас на своем дисплее Суворов.

— Однако вся моя техника сейчас буквально дышит на ладан, — говорит Александр Васильевич. — Специалисты уверены, что обычный ремонт уже не поможет. А на капитальный ремонт и замену приставки требуется в сумме примерно 6 тысяч долларов. Я обращаюсь к читателям вашей газеты: помогите! Без компьютера я не смогу работать, а значит — незачем жить.

“ДЕТСКАЯ ВЕШАЛКА”

Так прозвали Суворова сами малыши — за любовь профессора к детям. Взаимную. Работать с ребятами он начал еще в 1981 году. Первой экспериментальной площадкой для суворовских педагогических методик стал родной Загорский интернат. В июле 1987 года Александр Васильевич впервые в жизни побывал в обычном пионерском лагере “Салют” в Лужском районе Ленинградской области. “Ездил с целью проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих ребят. Адаптация моя прошла настолько успешно, что меня пригласили в этот лагерь на следующий год, уже с загорскими ребятами”. С тех пор содержанием его работы стала организация общения детей-инвалидов (первоначально слепоглухих) со здоровыми детьми.

Методику Суворова заметили сразу. Уже в июне 1994 года он стал преподавать в школах актива Детского ордена милосердия (в Свердловской области и Подмосковье). Эти школы по названию книги профессора стали называться “Школами взаимной человечности”. Его спецкурс по совместной педагогике был включен в программу факультета дефектологии МГПУ им. Ленина. А в январе 1995 года комитет “Дети России” наградил Суворова медалью “Орден милосердия” — как одного из победителей всероссийского конкурса “Добрая дюжина”. Сейчас Суворов продолжает практические занятия с подростками.

— С детьми я не только работаю, в основном я с ними дружу, — говорит Александр Васильевич. — Между прочим, я недавно отказался от участия в зарубежной психологической конференции, когда обнаружил, что из-за этого мне придется потерять неделю пребывания в детском оздоровительном лагере. Я рассказал об этом одному мальчику: “Теперь меня не скоро снова за границу позовут”. А он ответил: “Зато я всегда позову тебя на улицу”. И честное слово, это гораздо лучше поездки за границу! А!

— Вы ведь никогда не были женаты? — обращаюсь я к Александру Васильевичу. — Почему?

— Потому что боялся потерять или любимого человека, или самого себя. И еще — я стою на той позиции, что браков лиц с наследственной инвалидностью лучше бы не допускать. Пусть лучше занимаются онанизмом, чем плодить новых и новых инвалидов от рождения.

Если кто-то хочет помочь профессору в покупке новой техники, его координаты в редакции.

«БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»

В 1971 году в НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР начали эксперимент, который должен был подтвердить, что слепоглухие люди могут обучаться в вузах и заниматься научной работой. О судьбе “большого советского эксперимента” рассказала “Солидарности”
его участница — кандидат психологических наук, завлабораторией психологического изучения детей и диагностики НИИ коррекционной педагогики РАО РФ Елена ГОНЧАРОВА.

Читать статью  Глава 8. Научись сублимировать и черпать энергию и (Виктор Мельник 2) /

Основателем экспериментальной лаборатории изучения и обучения слепоглухих детей в Москве стал Иван Соколянский, один из родоначальников системы специального образования на Украине. Свою работу он начал еще в 1923 году, когда основал в городе Умани клинику для слепоглухих детей. Она просуществовала всего 15 лет, и была закрыта по приказу Наркомпроса Украины — слепоглухие тогда были признаны необучаемыми. Судьба самого Соколянского сложилась не просто — в тридцатые годы его дважды сажали за “буржуазный национализм”, в то время он был уже директором харьковского НИИ дефектологии. Перед Великой Отечественной ученого приглашают на работу в Москву, в научно-практический институт специальных школ. После эвакуации он вернулся в столицу и продолжил свою работу уже в НИИ дефектологии. Из его прежних слепоглухих учеников после войны в живых осталось только двое. Четверо умерли в оккупации, остальные погибли в блокадном Ленинграде.

Но лабораторию по изучению и обучению слепоглухих детей удалось организовать не сразу, официально она была признана только в 1950 году. В начале в ней работали только Соколянский и его бывшая ученица, сама — слепоглухая, Ольга Скороходова. Потом сотрудников стало больше, а вот первый ученик появился в ней только в 1955-ом. Жили в небольшом здании рядом с институтом, и дети, и педагоги.

До самой смерти ученого, он и его соратники добивались открытия специальной школы для слепоглухих. Ученый умер в 1960 году, а еще через несколько лет, в 63-ем, последователям Соколянского — Александру Мещерякову, Ольге Скороходовой и другим сотрудникам лаборатории, удалось добиться открытия детского дома для слепоглухих детей в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад). Здесь в последствии и обучались Александр Суворов и его будущие сокурсники по экспериментальной группе слепоглухих студентов МГУ.

НЕОБЫЧНЫЕ СТУДЕНТЫ

В 1971 году на психологическом факультете МГУ появилась необычная четверка студентов. Елена Гончарова рассказывала, что первое время сотрудникам лаборатории приходилось сидеть на лекциях возле каждого слепоглухого студента, передавая слова преподавателя дактильной (пальцевой) азбукой на ладонь своего подопечного. К концу дня у педагога немели руки. Поступали и по-другому. Сотрудники лаборатории, которую после смерти Соколянского возглавил доктор психологических наук Александр Мещеряков, приходили на лекции с магнитофонами, а потом отдавали текст на расшифровку секретарям, незрячим, которые перепечатывали его рельефно-точечным шрифтом Брайля. В таком виде студенты могли прочесть лекцию.

Потом стало еще легче. Для обучения стали применять телетактор, который передавал печатный текст рельефно-точечной азбукой. И наоборот: напечатанная азбукой Брайля речь студентов в виде текста появлялась на экране монитора педагога. Преподаватели получили возможность общаться со студентами самостоятельно и даже проводить семинары и обсуждения. На телетакторе одновременно могли заниматься несколько человек. Через шесть лет эксперимент закончился, и четверо дипломированных слепоглухих психологов покинули стены МГУ. Дальнейшая судьба у каждого сложилась по-своему.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ

История Александра Суворова известна, а вот его однокурсница, Наташа Корнеева по окончании института вышла замуж, стала матерью. Но обо всем по порядку.

Первые признаки болезни дочери родители Наташи заметили в два с половиной года. Девочка стала плохо видеть и слышать. До девяти лет она почти полностью потеряла зрение, училась в школе для слепых. Но через два года об учебе пришлось забыть — Наташа перестала слышать. Годом позже она уже занималась в экспериментальной группе при НИИ дефектологии. Вскоре в Загорске открылся специальный детский дом, и Наташа переехала в Подмосковье. Потом окончила МГУ и вышла замуж за человека с нормальным зрением и слухом. В необычной семье — две дочери без проблем со здоровьем. Но обеим девочкам с детства знакома жестовая речь, иначе мама Наташа просто не смогла бы с ними общаться. Елена Гончарова рассказывала, как в семье Крылатовых (фамилия мужа Наташи) смотрели диафильмы. Младшая дочка крутила ручку диапроектора, старшая по буквам передавала текст с экрана на руку матери, а Наташа озвучивала его. Так мама “читала” детям сказки. Теперь дочери Корнеевой уже взрослые, а недавно Наталья стала бабушкой.

Случай другого однокурсника Суворова, Сережи Сироткина, педагоги считали самым трудным. Снижение зрения и слуха обнаружилось в раннем возрасте, а видеть мальчик перестал уже в пять лет. Остатки слуха имелись, но Сережа до шести лет не говорил. Обучением Сережи руководил сам профессор Соколянский. Ребенка отдали в детский сад для глухих детей, потом была школа, тоже для глухих, и наконец — Загорский детский дом и МГУ. Супругой Сергея стала зрячая и слышащая женщина, Эльвира Шакенова. Несколько лет назад она умерла. Сейчас Сергей заведует сектором слепоглухих в институте реабилитации слепых при Президиуме Всероссийского общества слепых. С помощью слухового аппарата может слышать речь знакомого человека на расстоянии двух-трех метров и даже по телефону, если ему хорошо знаком предмет разговора.

Юра Лернер, самый старший из участников экспериментального обучения, потерял зрение и частично оглох в четыре года — после перенесенного менингита. Потом слух исчез полностью, и мальчик стал обучаться при школе слепых с помощью дактилологии и шрифта Брайля. В Загорский детский дом он попал семнадцатилетним юношей, а еще через восемь лет поступил в МГУ. Юра увлекался скульптурой, и его дипломная работа была посвящена занятиям этим искусством со слепоглухими людьми. После вуза жил с родителями, а потом в доме престарелых в Переделкине, но при материальной поддержке семьи. Несколько месяцев назад Юрия не стало, но на Новодевичьем кладбище стоит памятник профессору Мещерякову, отлитый по бюсту, сделанному руками Юрия Лернера.

СУДЬБА ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент группового обучения в вузе слепоглухих студентов в России больше не проводился. По мнению Елены Гончаровой, причин несколько. Во-первых, конечно, финансовый вопрос. Для каждого студента нужен и помощник, и секретарь, и множество различного оборудования для обучения. Правда, в некоторых вузах, например в МГТУ им. Баумана, есть группы для обучения неслышащих людей. К тому же в современном мире и обычным абитуриентам трудно поступить в вуз, а слепоглухим — тем более. Вторая проблема — сами ребята: каждый выбирает профессию по душе, насильно всех на одном факультете не соберешь, а из-за одного человека начинать такую программу невозможно. Есть и третья причина, пояснение которой можно найти в интернате для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде.

Теперь он разместился в современном здании, где, по словам Елены Гончаровой, есть все условия для развития детей с нарушениями зрения и слуха. Теперь интернат принимает детей, у которых такие нарушения сочетаются с нарушениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной, двигательной сфере. Естественно, такой ребенок не осилит вузовскую программу. Напомню, все ребята — участники эксперимента были слепоглухими не от рождения и в остальном развивались нормально. Именно при такой форме недуга, так называемой поздней слепоглухоте, и возможно успешное обучение в институте. Многие выпускники оканчивают ПТУ, техникумы, получают профессию. Есть и такие, кто заочно обучается в институтах, но их единицы, и, как правило, у них не полная потеря зрения и слуха. Все зависит от семьи, от того, сколько родители смогли вложить сил и средств в ребенка.

Кроме интерната в Сергиевом Посаде, в институте коррекционной педагогики продолжает работать лаборатория, основанная Соколянским. Теперь там изучают и создают средства для обучения не только для слепоглухих детей, но и для детей с другими сложными нарушениями. В Москве есть санаторная школа № 65 для глухих, она принимает глухих и слабослышащих детей с различными дополнительными нарушениями, в том числе и слепоглухих. Да и во многих коррекционных школах и интернатах создают подобные группы.

Специалистов для работы с такими детьми до сих пор не готовят ни в одном отечественном вузе. Работают дефектологи разных специальностей, а особенностям методик обучаются прямо на практике, под руководством опытных специалистов.

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий

Человечность как фактор саморазвития личности

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Файлы из библиотеки

Необходимость гуманизации человеческих отношений, гуманистического переустройства человеческого общества, всегда остро осознавали многие мыслители.

В частности, Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?» к наиболее «радикальным гуманистам», независимо от религиозной или атеистической их ориентации, относит Будду, Христа, Экхарта, Маркса, Альберта Швейцера, многих других, в том числе себя самого.

Человечность как фактор саморазвития личности

Поздравляем Александра Васильевича Суворова с юбилеем!

3 июня исполняется 60 лет Александру Васильевичу Суворову. Александр Васильевич — действительный член Международной академии информатизации при ООН, почётный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете в США, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории Психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодёжи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем инклюзивного образования Московского Городского психолого-педагогического университета, профессор кафедры педагогики Университета Российской академии образования, кавалер медали I степени имени Г.И.Челпанова, кавалер почётной золотой медали имени Льва Толстого, кавалер памятной медали, посвящённой международному году добровольцев, учреждённому Генеральной Ассамблеей ООН, лауреат Всероссийского конкурса «Добрая дюжина», кавалер Почётного юбилейного (80 лет) знака Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций, научный руководитель Регионального Детского ордена милосердия, Рыцарь Свердловского областного Детского ордена милосердия.

От всей души желаем Александру Васильевичу счастья, здоровья и долголетия!

4 июня в 15-00 в ПИ РАО состоится Круглый стол, посвящённый юбиляру, под названием «Человечность как фактор саморазвития личности». Место проведения — Психологический институт РАО, адрес: Москва, ул. Моховая, д.9, стр. 4, малая ауд.

3. Журнал «Клиническая и специальная психология», #2, 2013
Редакция журнала «Клиническая и специальная психология» от себя и всех сотрудников и студентов факультета клинической и специальной психологии МГППУ сердечно поздравляет доктора психологических наук, нашего профессора Александра Васильевича Суворова с шестидесятилетием!

Он появился на свет 3 июня 1953 г. в далеком киргизском городе Фрунзе (Бишкек). После потери зрения учился в местной школе слепых, а затем, после потери слуха, стал воспитанником Детского дома слепоглухих в подмосковном Загорске (Сергиев Посад), где окончил среднюю школу. После годовой подготовки в экспериментальной группе слепоглухих при Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих детей Института дефектологии АПН СССР Александр Васильевич вместе с тремя своими товарищами поступил в 1972 году на факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

После окончания университета он стал научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологический институт РАО), в котором успешно защитил сначала кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию и продолжает сотрудничество по настоящее время. С 2006 года А.В.Суворов — ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью МГППУ. Он преподает авторскую дисциплину «Совместная педагогика», в которой рассказывает о проблемах слепоглухого человека в мире зрячеслыщащих и своем опыте многолетней работы в детских лагерях, где совместно отдыхают обычные дети и дети-инвалиды.

Мы желаем Александру Васильевичу здоровья и успешного продолжения его активной научной, преподавательской и общественной деятельности!

Все подробности о его биографии и публикациях можно узнать, посетив персональный сайт А.В.Суворова по адресу: http://www.a½su½oro½.ru/

4. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Смолин Олег Николаевич

Александру Васильевичу Суворову

Уважаемый Александр Васильевич!

От всей души поздравляю Вас с замечательным юбилеем и покорением очередной жизненной вершины!

Ваша жизнь, творчество, научная и общественная деятельность — пример того, как над ограниченными возможностями здоровья одерживают победу неограниченные возможности духа. Духа, рождённого в муках и радости самосозидания, в общении с близкими и друзьями, среди которых хотелось бы особенно отметить Вашу маму — Марию Тихоновну и духовных родителей — Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда Васильевича Ильенкова.

Ваш великий тёзка сказал: «В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится». Верю, Вам предстоят еще многие годы борьбы за человечность в мире, ну а Ваши друзья и близкие всегда окажут поддержку в этом главном деле Вашей жизни.

Как писал Пастернак, важно

. ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только, до конца.

Вы не стареете душой, и это главное.

Один из моих друзей как-то сказал: «Пока живём, душою не старея, нам наплевать на наши юбилеи!»

Оставайтесь молодым, и пусть радость творчества никогда не покидает Вас!

Пусть всегда пребудут с Вами здоровье, верные друзья и любовь близких!
С неизменным восхищением и глубоким уважением,

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию , член-корреспондент РАО, д.филос.н.

Олег Смолин

5. От Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и Региональной общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия»

Дорогой, Александр Васильевич!

Примите сердечные поздравления с замечательным жизненным юбилеем — 60-летием со дня рождения.

Прожитые Вами годы — это годы мужества, несгибаемой силы воли, любви и преданности Детству.

Участие в программе «Детский орден милосердия», научным руководителем которой Вы являетесь, помогает детям, молодежи, их сверстникам — инвалидам стать добрее, терпимее, не сдаваться перед трудностями, расти нужными и полезными гражданами.

Ваши научные труды — неоценимый вклад в теорию и практику совместной педагогики.

Вы — яркая, талантливая личность, настоящий Человек.

Гордимся сотрудничеством и дружбой с Вами!

Желаем здоровья, благополучия и новых творческих успехов.
Председатель Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО,

доктор педагогических наук, профессор

Президент Региональной общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия»

Г.В. Никанорова

6. Детский орден милосердия, г. Набережные Челны

Дорогой, уважаемый и бесценный Александр Васильевич!

Примите, пожалуйста, наши искренние поздравления в свой юбилей!

Вы своим многолетним трудом показываете нам пример жизненной стойкости, мужества и преодоления. Здорово, что в нашем мире есть такие люди, как Вы. Именно Вы делаете мир лучше, Вы стали кумиром и поддержкой для многих воспитанников Детского ордена милосердия. Тот, кто встретился с Вами хотя бы раз, навсегда запомнит эти минуты.

Мы, коллектив детей, педагогов и родителей Детского ордена милосердия из города Набережные Челны, хорошо помним наши встречи, когда Вы приезжали к нам в лагерь общения и творчества. Ребята, которые были в то время с Вами в лагере, стали взрослыми людьми, состоявшимися в жизни: Наташа Баклушина закончила Казанский государственный университет, теперь пробует свои силы как начинающий писатель, Ренат Мусин — это молодой худдожник, он пишет картины, держа кисточку в зубах, но его полотна знает вся Республика Татарстан, более того, он является лауреатом Международной премии «Филантроп» (в номинации живопись), Дворянкина Оксана, Хайруллина Алсу, Блинова Светлана проводят мастер-классы по живописи, батику, росписи для юных воспитанников ДОМа на республиканских мероприятиях. Все они несут в себе частичку Вашего труда. Мы рады, что Вы есть! Спасибо Вам за трогательное участие в жизни детей. Желаем Вам творческого вдохновения, успехов, здоровья, счастья!

Читать статью  Источники саморазвития общества — Студопедия

Хочется прочитать для Вас строки Э.Асадова:
Когда я слышу о дружбе твердой,

Я представляю не профиль гордый,

Не парус бедствия в вихре шторма.

Я просто вижу одно окошко

В узорах пыли или мороза,

И рыжеватого, щуплого Лешку —

Парнишку-наладчика с «Красной Розы»…

Пускай не дарили ему цветов,

И пусть не писали о нем в газете,

Да он и не ждет благодарных слов,

Он просто на помощь прийти готов,

Если плохо тебе на свете.

Ступеньки, ступеньки, шаги, шаги.

Одна — вторая, одна — вторая.

Ах, если вдруг сказочная рука

Сложила бы все их разом,

То лестница эта наверняка

Вершиной ушла бы за облака,

Почти невидная глазом.
Вы, Александр Васильевич, конечно же, знаете это стихотворение, ступени Вашей жизни: творчества, мужества, и надежды, там, в стремительной вышине, представьте, хоть на немножко, там с трассами спутников наравне — находитесь Вы, дорогой, уважаемый и всеми любимый человек. Будьте счастливы!

Всегда в мыслях и чувствах рядом с Вами — ваш ДОМ из Набережных Челнов!
Косова Галина Михайловна, Куликова Светлана Ивановна, дети, педагоги и родители ДОМ города Набережные Челны

7. Детский орден милосердия МБОУ ДОД «Дом детского творчества», г. Тарко-Сале

Уважаемый Александр Васильевич!

Очень рады поздравить Вас с Юбилеем!

Мы имеем счастье с Вами общаться с 2004 года в «Школе взаимной человечности».

Вы учите ребят смотреть иными глазами на своих сверстников и изменять отношение к себе, учите приемам взаимодействия со сверстниками, специальным приемам общения и помощи. Именно благодаря Вам для ребят с каждым днём всё шире и шире открывается мир, в котором они живут.

Школа взаимной человечности стала для ребят не только местом, где они получили знания, но и научила почувствовать себя сильным человеком. Сейчас ребята умеют дружить, помогают друг другу в решении задач и жизненных проблем, вместе побеждают и делят горечь поражений, радуются успехам друг друга и стараются утешить в беде.

И без вашей помощи для них не открылись бы такие перспективы.

Для многих Вы стали другом и советчиком на долгие годы. Наши выпускники с благодарностью вспоминают Вас. Все они прошли Вашу школу, все смогли поступить в образовательные учреждения и выбрать себе профессию. Ни один из них не бросил учебу. Их не испугали трудности, они сумели продолжить обучение. Многие уже работают.

Они не забывают делать добрые дела.

Хотим выразить Вам искреннюю благодарность за терпение, за понимание, за доброту и за большую любовь, которую вы дарите нашим ребятам на протяжении многих лет.

Пусть же Ваша жизнь будет полна света, пусть Вам будет даровано Богом таких дней как можно больше при крепости духовных и физических сил!

С радостью, немножечко с волнением,

С искренней любовью и теплом

Поздравляем с Вашим Юбилеем —

Этим добрым и счастливым днём!

Пусть сбываются мчты, желания,

Чтобы вновь о чём-нибудь мечтать,

И всегда в приятном ожидании,

Все страницы жизни открывать!

С уважением

Галина Николаевна Канищева, директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале ЯНАО,

Любовь Фёдоровна Харчевникова, руководитель объединения «Детский орден милосердия»

и весь педагогический коллектив ДДТ.

С Юбилеем.

Когда пришли мы в ШВЧ

И Вас впервые повстречали.

В своих мы силах сомневались,

Но Вы нам другом лучшим стали.

Мы помним лица, и сердца,

Всех педагогов и вожатых,

А Ваши руки, Ваши руки,

Не забываются ребятам.

Александр Васильевич, учитель наш,

Мы знанья все возьмём в багаж,

Вам оставляем до конца

Свою любовь, свои сердца.

Вы каждый день и каждый час,

Нелегкой посвятив работе,

Одною думою о нас,

Одной заботою живёте.

Чтоб нами славилась земля,

Чтоб честными росли мы,

Спасибо Вам, Александр Васильевич,

За все хорошее спасибо!

И Ваша основная в том заслуга,

Ведь нам по жизни очень повезло:

Учителем Вы стали нам и другом!

Уже тогда равнялись мы на Вас,

За чуткость бесконечно уважали,

И восхищались вашей музыкой,

Когда вы на губной гармошке нам играли.

Так благодарны мы за то судьбе,

Что трудно даже высказать словами,

И сами мы завидуем себе,

Что нам случилось повстречаться с Вами!

Сегодня мы поздравить Вас хотим,

Вам пожелать здоровья и удачи!

И долгих лет, коротких тёплых зим,

Приятных вечеров и все решённые задачи!

С огромным уважением воспитанники объединения «Детский орден милосердия» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале

8. Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» — региональная благотворительная общественная организация, г. Волгоград

Волгоградская региональная благотворительная общественная организация

Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка»

Объявляет БЛАГОДАРНОСТЬ

Суворову Александру Васильевичу

доктору психологических наук, профессору Московского городского психолого-педагогического университета, ведущему научному сотруднику лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью —

за десятилетнюю плодотворную совместную работу,

активное личное участие и большой творческий вклад в разработку и реализацию благотворительных проектов Клуба ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» регионального, всероссийского и международного уровней по развитию взаимной интеграции между детьми и молодёжью с инвалидностью и их здоровыми сверстниками с целью исключения любой дискриминации, обеспечения равного отношения ко всем людям, создания необходимых условий развития для детей и молодежи, имеющих особые образовательные, социально-психологические и другие потребности.
Президент ВРБОО «Клуб ЮНЕСКО» «Достоинство ребенка»

И.С. Маловичко

Волгоград, 09 января 2013 года

9. «Центр Славянка» ГБОУ ДО, Волгоград.

Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Волгоградской области

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО

АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ СУВОРОВУ

За большой вклад в духовно-нравственное воспитание молодежи. Пусть ваш опыт, духовный потенциал и сердечность станут настоящим жизненным ориентиром для наших воспитанников. Желаем Вам дальнейших успехов, благополучия и новых вершин.

Всегда будем рады встрече с Вами!

Директор ГБОУ ДОД ВО «Центр Славянка» Л. Б. Камышева

9 января 2013 года
Уважаемый Александр Васильевич!

Мы, воспитанники и педагоги ГБОУ ДОД ВО «Центр «Славянка», тепло до сих пор вспоминаем нашу зимнюю волгоградскую встречу и надеемся на продолжение нашей дружбы!

А сегодня от всей души поздравляем Вас с Юбилеем и говорим:
Непросто быть Мужчиной в нашем веке:

Быть лучшим, победителем, стеной,

Надёжным другом, мудрым человеком,

Стратегом между миром и войной,

Быть интересным взрослому, ребёнку,

Всё знать, всё успевать и всё уметь.

От горестей чужих не отходить «в сторонку».

Себя для благостного дела не жалеть.

Спасибо Вам и сердцем, и рукою-

«Славянка» вся поклон сердечный шлёт.

Пусть долго сердцу не видать покою!

Пусть мысли — небеса, душе — полёт!

10. Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

Уважаемый Александр Васильевич!

От имени коллектива преподавателей, работников и обучающихся Института специального образования Уральского государственного педагогического университета сердечно поздравляем Вас с юбилеем!

В связи со знаменательным событием в Вашей жизни выражаем Вам глубокую признательность за многолетний квалифицированный труд на благо отечественной науки, за личный пример человеческого мужества, за те высокие результаты, которых достигли лично Вы и Ваши ученики!

Мы знаем Вас как ответственного и целеустремленного ученого. Вы требовательны к себе, чутки и внимательны к коллегам и ученикам. Именно такие люди, как Вы, являются подлинным центром отечественной науки.

Примите искренние пожелания хорошего настроения, творческой энергии, неиссякаемого жизненного оптимизма!
Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета

Филатова Ирина Александровна к.п.н., доцент

Репина Зоя Александровна к.п.н., профессор

Алексеев Олег Леонидович д.п.н. профессор

Коркунов Владимир Васильевич к.п.н. профессор

11. Благотворительная автономная некоммерческая организация попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера «Ушер-Форум»

Благотворительная автономная некоммерческая организация попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера «Ушер-Форум» искренне поздравляет Суворова Александра Васильевича с юбилеем !

В день славного юбилея примите наши искренние поздравления и самые добрые пожелания!

Ваша работа в самых сложных ситуациях помогла нам выстоять и активно участвовать в формировании нового менталитета глухих и слепоглухих россиян.

Крепкого здоровья, дальнейшей плодотворной деятельности на благо российского образования, специальной педагогики!
Директор БАНО «Ушер-Форум» Сильянов А.А.

12. Кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ, г. Орел

Уважаемый Александр Васильевич!

От всей души поздравляем Вас с Днем рождения!

Желаем здоровья, радости !

С большим удовлетворением вспоминаем Ваши содержательные лекции по педагогике сотрудничества, наши замечательные посиделки-чаепития в студенческом общежитии, наполненные смехом и взаимопониманием, совместные встречи с детьми школ-интернатов, на которых мы становились свидетелями проходящего через Вас потока безусловной любви и уважения к его Величеству Детству. Складывалось такое впечатление, что это нас, зрячих и слышащих, надо пожалеть, мы не ценим и не используем того, что имеем. Становилось стыдно за себя, и мы гордились Вами. Подобные чувства испытывал каждый, кто был в контакте с Вами.

Таким образом, через Вас открывалась возможность личностного роста, вдохновения к преодолению себя.

Спасибо за ту душевную щедрость и то тепло, которое Вы дарили нам в годы нашего сотрудничества.

Преподаватели кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования,

Орловский государственный университет .

13. Клуб «Светлячок», г. Н. Новгород

Дорогой Александр Васильевич!

Примите сердечные поздравления с юбилеем от клуба «Светлячок» из Нижнего Новгорода! Когда собираемся вместе, всегда вас вспоминаем. Как быстро летит время!

В «Орлёнке» мы были еще маленькими, а сейчас Коля Харламов — победитель Всероссийского профессионального конкурса массажистов, Паша Ладейнов, как и мечтал, стал строителем, Галка Левина работает в колледже для детей с ОВЗ социальным педагогом и воспитывает дочку. А в общем, все нашли свое место в жизни, создали семьи. Это здорово, что Вы встретились на нашем жизненном пути. Когда жизнь пытается загнать в угол, вспоминаем Ваши уроки взаимной человечности, Тропу доверия. Желаем Вам здоровья, удачи, и пусть у Вас все получается!

Клуб «Светлячок» г. Н.Новгород

14. Детский Орден Милосердия — Марийское региональное отделение Общественной организации инвалидов

Научному руководителю Общественной организации инвалидов

«Детский Орден Милосердия» Суворову А. В.

Уважаемый Александр Васильевич!

Марийское региональное отделение Общественной организации инвалидов «Детский Орден Милосердия» сердечно поздравляет Вас С 60-летием!

В течение многих лет Вы передаете свои знания, умения и опыт будущему поколению, тем, кто выбрал для себя благородную профессию педагога и готов работать с детьми, требующими особого внимания и заботы.

Мы гордимся, что Ваши идеи помогают нам в реализации социальных проектов, организации культурно-массовых мероприятий, вдохновляют на благотворительные акции, направленные на разностороннее развитие детей.

Не зря марийская земля стала одной из первых в России развивать движение детского милосердия, которое с каждым годом набирает силу, мужает и крепнет. Все это происходит благодаря горящим глазам Ваших друзей, готовых идти вперед, вкладывать частичку своей души в работу, дарить добро и теплоту людям.

Желаем Вам здоровья, мира, оптимизма, благополучия и новых творческих успехов!

Мы всегда рядом!
Директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО

«Марийский государственный университет»

15. Общественное детское объединение «Настоящие друзья Буратино», г. Зеленоградск Калининградской области

Общественное детское объединение «Настоящие друзья Буратино», г. Зеленоградск

Дорогой Александр Васильевич!

Примите самые добрые пожелания здоровья, верных друзей и преданных учеников, умнеющих под Вашим крепким крылом, собирающихся идти с Вами рядом и готовых идти дальше Вас, продолжая Ваше доброе дело.

Это Ваше доброе дело и есть Счастье. Счастье не только Ваше, но и Ваших коллег, друзей и последователей, сотен, тысяч людей, кто знает Вас лично, кто читал Ваши произведения, кто просто знает или просто ощущает, что Вы есть на свете.

Долгих лет жизни Вам,

обнимаем, — Буратино, папаКарло, мама Карло, Мальвина

и другие зеленоградцы.

Всё будет хорошо!

(Геннадий papaKarlo Полищук — президент общественного детского объединения «Настоящие друзья Буратино», г. Зеленоградск

Заслуженный артист Эстонской ССР. Руководитель ансамбля песни и пляски Балтийского военно-морского флота).

16. Карпова Н.Л., Базоева А.Е.. Обзорная статья для журнала «Вопросы психологии»

«Человечность как фактор саморазвития личности» — под таким названием в Психологическом институте РАО 4 июня 2013 г. прошёл Круглый стол в связи с 60-летием ведущего научного сотрудника научно-исследовательской группы психологии общения и реабилитации личности ПИ РАО, доктора психологических наук, профессора МГППУ Александра Васильевича Суворова, обладателя многочисленных регалий и наград: действительный член Международной академии информатизации при ООН; почётный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете (США); кавалер медали I степени имени Г.И.Челпанова; почётной золотой медали имени Льва Толстого; памятной медали, посвящённой международному году добровольцев, учреждённому Генеральной Ассамблеей ООН; шестой кавалер Ордена Буратино; кавалер Медали чести II степени; кавалер Почётного юбилейного (80 лет) знака Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций; лауреат Всероссийского конкурса «Добрая дюжина»; лауреат Международной премии имени Н.А.Островского; рыцарь Свердловского областного Детского ордена милосердия.

Тема этого Круглого стола не случайна — так называлась докторская диссертация юбиляра, которую он защитил в 1996 году, посвятив её своей матери Марии Тихоновне Суворовой.

Открывая заседание после оглашения длинного списка регалий А.В.Суворова, заместитель директора Психологического института С.Б.Малых подчеркнул: «Александр Васильевич — человек с неординарной судьбой. У него много достижений и наград. Сейчас он взял новый рубеж — 60 лет, и верим: в дальнейшем он будет столь же успешным! Руководство института представило Суворова к Золотой медали Российской академии образования».

В приветствии юбиляру академика РАО А.А.Бодалёва было сказано: «Самым главным в процессе определения своего места в жизни было то, что Вы, Александр Васильевич, на оптимальном уровне решили для себя, что для Вас самое важное — это найти своё призвание. И оно представляется для Вас в том, чтобы себе самому всеми доступными способами вбирать в свой внутренний мир являющие себя по-разному основные ценности жизни и культуры и затем непременно делать их достоянием, прежде всего, тех, кто по разным причинам лишён этой возможности».

Также зачитано поздравление от академика МПА В.Э.Чудновского, где были такие слова: «Когда думаю о том, что сделал в своей жизни психолог и педагог Суворов, возникает мысль о том, что он проявил не меньше воли, мужества, мудрости, чем его полный тёзка — знаменитый полководец. Психолог Суворов стал полководцем судеб многих детей, подростков, взрослых».

Среди многочисленных гостей Круглого стола были студенты факультета дефектологии Марийского государственного педагогического университета — молодые волонтёры из Региональной общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия». В этой организации А.В.Суворов является одним из авторов создания уникальной методики работы с детьми-инвалидами, направленной на совместную деятельность и совместное общение их со здоровыми детьми. Они зачитали приветственный адрес, преподнесли подарки и спели песню «Моя Россия» с переводом на жестовом языке.

Председатель Московского отделения РПО Д.Б.Богоявленская в своём выступлении отметила, что знает юбиляра как активного психолога-исследователя и практика более 30 лет. Тема его докторской диссертации лично им выстрадана. Московское психологическое общество сделало А.В.Суворова своим Почётным членом.

Депутат Государственной думы (Совета федерации), первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, инициатор и лидер общероссийского движения «Образование для всех», Вице-президент Всероссийского общества слепых О.Н.Смолин, поздравляя юбиляра, сказал: «В жизни всегда есть место подвигу! И у меня была такая же мама, как у Суворова, которая сделала всё, чтобы человек состоялся в жизни. Воспитание детей — самая долгосрочная перспектива в жизни. Александр Васильевич неоднократно принимал участие в общественном движении и всегда поддерживал нашу позицию, что образование — не сфера обслуживания, а важнейшее государственное дело. Опыт Загорского детского дома — это опыт мирового значения».

Читать статью  Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Директор Уральского центра дополнительного образования, профессор З.А. Галагузова в своём выступлении подчеркнула, что специально прилетела из Екатеринбурга, чтобы лично поздравить юбиляра и передать ему, что на факультете, где он читал студентам лекции по социальной педагогике, его знают и любят. От него многие впервые узнали о Загорской школе и уникальном эксперименте, одним из участников которого был А.В.Суворов.

Сам А.В.Суворов представил доклад на тему «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ НАУКИ», где отметил, что по поводу его «круглого» дня рождения нынешний Сергиево-Посадский детский дом заявляет о своей преемственности с Загорским детским домом для слепоглухонемых. О преемственности с тем детским домом, который кто-то из великих советских психологов 60-х — 70-х годов XX века назвал «синхрофазотроном общественных наук». По аналогии с гордостью тогдашней ядерной физики — синхрофазотроном (ускорителем) в Дубне.

В своё время А.И. Мещеряков, основатель и первый научный руководитель Загорского «синхрофазотрона», подчёркивал, что первейшее и страшнейшее по своей катастрофичности для развития психики социальное следствие слепоглухоты — одиночество. Все наши беды — следствие объективного и субъективного одиночества (это различение предложил А.В.Суворов в книге «Совместная педагогика»). Объективное одиночество, которое А.И.Мещеряков характеризует как абсолютное, не осознаётся и потому не переживается. Слепоглухонемой ребёнок — объект, но не субъект своего одиночества. Именно в качестве объекта абсолютного одиночества слепоглухонемой ребёнок — то самое существо, которое в многочисленной литературе описывается как «полуживотное-полурастение». И остаётся таким, пока — и если — его не начнут обучать.

Субъективное одиночество субъективно потому, что оно осознаётся и переживается. Это несчастье, вызывающее тяжёлые страдания. Но раз есть кому страдать, есть кому и быть счастливым. И если сейчас вы одиноки, то есть у вас нет друзей, — они, друзья, могут у вас появиться. Разумеется, по вашему хотению и старанию. Субъективное одиночество как патология общения — это царство бесчеловечности. Но оно соотносится с царством человечности — нормальных человеческих отношений. Именно эта возможность человечности как шанс избавиться от бесчеловечности субъективного одиночества и есть — предмет совместной педагогики. Ребёнок-инвалид — не только слепоглухой — должен стать субъектом собственной личностной реабилитации. Для этого он, как ни странно, должен. почувствовать себя одиноким. Но — одиноким среди друзей!

В относительной форме объективное одиночество сохраняется, даже на весьма высоком уровне личностного развития, до тех пор и постольку, пока и поскольку субъекта устраивает статус-кво. Пока, иными словами, слепоглухому не мешает его слепоглухота. И пока она ему не мешает, он не является субъектом собственной реабилитации; он — объект реабилитирующих усилий окружающих. Диалектика «человечной бесчеловечности», то есть диалектика превращения бесчеловечности в человечность, подразумевает, что ребёнок-инвалид из объекта реабилитации становится её субъектом. Сначала — вместе с друзьями, среди которых — родители, родственники, педагоги, психологи, реабилитологи. Но главное — другие дети, относительно более здоровые, или с другой инвалидностью. Потом он становится самым главным субъектом — личностной самореабилитации.

Но чтобы сознательно преодолевать инвалидность в течение всей жизни — её надо осознать. А чтобы это осознание прошло по возможности безболезненно — рядом должны быть друзья. И в том, чтобы друзья рядом были — задача Движения Детского Милосердия, задача таких организаций, как Детский Орден Милосердия, базирующихся в своей практике на теории совместной педагогики. Проще говоря, суть совместной педагогики — в личностном преодолении инвалидности через её осознание и поддержку друзей. Остальное, сказал бы Э.В.Ильенков, — подробности, как бы сами по себе ни были они существенны.

В заключение А.В.Суворов сказал: «Журналисты часто задают глупый вопрос: Какая у меня любимая книга? Отвечаю: Я — книгоголик, с семи лет — библиофил. Читаю порой по 24 часа в сутки. И как тут выбрать самую любимую книгу? Одну — из многих тысяч? А вот самую добрую могу назвать уверенно. Это — книга А.И.Мещерякова «Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения», где он приходит к выводу: абсолютно необучаемых детей, которых так-таки ничему не удаётся научить, — не бывает.

Истина — в человечности той науки, которую представляли Иван Афанасьевич Соколянский, Александр Иванович Мещеряков, Эвальд Васильевич Ильенков, Алексей Николаевич Леонтьев и многие другие, вплоть до Спинозы и Платона, кому я всю жизнь кланялся и буду кланяться, пока жив, за то, что состоялся таким, каким состоялся. Я — ученик своих учителей, этим горжусь, и в этом качестве — прошу любить и жаловать!»

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, создатель «Российского открытого университета», преобразованного позже в «Университет Российской академии образования», — Б.М. Бим-Бад в своём выступлении подчеркнул, что из 60 лет 40 он «присутствует» в судьбе юбиляра. То как преподаватель, то как советник в учёбе и творчестве, то как работодатель и издатель, то как помощник в решении житейских проблем. Короче, как старший друг.

Он отметил, что Сашина мама — Мария Тихоновна была удивительной женщиной, которая жалела всех и не умела жалеть себя. Это она стала первым и главным учителем Саши, пробудив в нём также любовь к книге. Практически непрерывное и интенсивное чтение развило его удивительное языковое чутьё. Наряду с ясностью мысли в этом — причина успеха его публицистики. Никто и никогда не достигал столь высоких результатов в условиях глубокой сенсорной депривации, как Александр Суворов.

Старший научный сотрудник ИКП РАО, первый директор организации слепоглухих «Ушер-Форум» И.В. Саломатина сказала: «Мария Тихоновна Суворова на уровне материнской интуиции собирала вокруг сына разных замечательных людей, не только тех, кто интересовался слепоглухотой. Она звонила, приглашала, готовила вкусные пельмени и салаты, пела песни. Невозможно было оставаться равнодушной к судьбе её сына. Она была участницей всех социальных событий. Саша, ты счастлив! Потому что у тебя была такая мама!»

Заведующая кафедрой специальной психологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Т.А.Басилова в своём выступлении призналась, что благодарна судьбе, которая более 40 лет назад привела ее в экспериментальную группу слепоглухих, где Саша Суворов и его товарищи готовились к поступлению в вуз, и где она познакомилась не только с ними, но и с их замечательными учителями, которые вскоре стали и её учителями. «Благодаря общению с Александром Ивановичем Мещеряковым, Раисой Афанасьевной Мареевой, Аллой Яковлевной Акшониной, Галиной Васильевной Васиной, Эвальдом Васильевичем Ильенковым, Феликсом Трофимовичем Михайловым, Людмилой Филипповной Обуховой и многими, многими другими мы научились шире смотреть на мир, отстаивать свою точку зрения и помогать друг другу в любых обстоятельствах».

Главный научный сотрудник ИКП РАО, доктор психологических наук, Е.Л.Гончарова рассказала о годах общения (1971-1977) на факультете психологии МГУ с четвёркой выпускников Загорского детского дома (А.Суворов, Ю.Лернер, С.Сироткин, Н.Корнеева). В числе сотрудников лаборатории обучения и воспитания слепоглухих НИИ Дефектологии АПН СССР, которой руководил А.И.Мещеряков, она и Т.А.Басилова обеспечивали ребят материалами, напечатанными по Брайлю, сопровождали в Университет, переводили на лекциях и разного рода встречах, помогали каждому из студентов в решении разнообразных житейских проблем. Среди этой четвёрки Александр был самым молодым и своевольным. Он порой уходил самостоятельно путешествовать по улицам Москвы, в метро, чем вызывал страх и опасение за его жизнь у старших товарищей. Но время показало, что уже тогда он начал свой эксперимент «слепоглухой в мире зрячеслышащих», который неустанно и успешно продолжает и по сей день, подавая пример жизнестойкости и активного участия в жизни не только людям с ограниченными возможностями здоровья, но и всем зрячеслышащим.

Н.Л.Карпова — ведущий научный сотрудник ПИ РАО, доктор психологических наук, в своём выступлении, говоря, что сотрудничает с А.В.Суворовым уже 20 лет, подчеркнула: «Суворов всегда являл свою высочайшую _РАБОТО_способность и работо_СПОСОБНОСТЬ_ (по Н.С.Лейтесу). За прошедшие годы Александр Васильевич не утратил ни одного из своих замечательных качеств: он также много работает, отличается большой отзывчивостью ко всем добрым начинаниям и чёткой нравственной гражданской позицией, участвуя в комиссиях по образованию при Государственной Думе, встречаясь со студентами и преподавателями многих вузов, социальными работниками и журналистами. С 1995 года активно участвует в работе групп семейной логопсихотерапии, являя собой наглядный пример достоинства, любви к матери и человечности. Участники многих групп поздравили юбиляра из Москвы, Таганрога, Самары и Самарской области, Владивостока.

Профессор МГУ Д.А.Леонтьев, ещё раз обратившись к теме Круглого стола «Человечность как фактор саморазвития личности», в своём выступлении провёл глубокий анализ соотношения феноменов увлечённости и вовлечённости в зарубежной и отечественной философии психологии. Он подчеркнул, что только вовлечённость позволяет человеку устанавливать связь между миром, собой и тем, что есть в нём самом. Только такой способ жизнедеятельности позволяет человеку прожить настоящую жизнь. Юбиляр — тому яркий пример.

Координатор БАНО «Ушер-форум» Е.А.Сильянова выступила с презентацией на тему «Путь к самореализации слепоглухих через клубы общения». Она заметила, что для тех, кто вдруг лишился возможности видеть и пользоваться слухом, кто лишился привычных мелочей, Александр Васильевич показывает очень важный пример: как, оказавшись в таком же положении, не останавливаться в развитии, а максимально полноценно жить. А.В.Суворов — пример того, чего может добиться слепоглухой человек в формировании нового жизненного менталитета.

Главный редактор журнала слепоглухих «Ваш собеседник» Н.Б.Кремнёва призналась, что именно Суворова считает своим спасителем. Когда оглохла и ослепла, было очень трудно и не знала, как общаться. А.В.Суворов тогда осваивал компьютер в библиотеке слепых, и там они стали встречаться. Он помогал осваивать дактильную речь, и очень поддерживал морально, заряжая своим оптимизмом. Это наглядный пример активной человечности. В то время ещё не было «Ушер-Форума», который сейчас активно помогает многим попавшим в беду.

Председатель Координационного Совета профессиональной Гильдии психологов С.В.Штукарёва преподнесла в подарок юбиляру рельефную деревянную картину со словами, что эту картину можно не только ощупывать руками, но вдыхать её ароматные запахи, поскольку она выполнена из разных пород дерева. Являясь куратором программы по логотерапии Института Виктора Франкла (Вена, Австрия), С.В.Штукарёва рассказала о ярком выступлении А.В.Суворова на недавно состоявшейся Международной конференции по книге В.Франкла «Сказать жизни — _ДА_!».

Один из старейших переводчиков жестового языка М.Н.Котова в своём приветствии юбиляру отметила, что первый раз увидела Сашу Суворова по телевизору 35 лет назад. Запомнила и удивилась, когда сказали, что он — единственный из слепоглухих, кто прочитал все четыре тома «Капитала» Маркса. Пользуясь возможностью, выступающая также обратила внимание всех на то, что у нас в стране до сих пор не узаконена категория инвалидов слепоглухих — есть только категории глухих и слепых, что не учитывает специфики двойной сенсорной депривации, а это наглядно даже в работе переводчика.

Работу Круглого стола обеспечивали профессиональные переводчики жестового языка М.Н.Котова и И.А.Беликова, им помогали И.В.Саломатина и Р.Терехов, а включённость юбиляра в происходящее обеспечивал его постоянный сопровождающий и помощник — Олег Гуров. Глухие, слабовидящие и слепоглухие участники выразили им всем огромную благодарность.

. В адрес юбиляра пришло много приветствий и поздравлений из разных городов нашей страны и зарубежья, — приведём лишь некоторые. Профессор Университета Коменского Ладислав Пожар (Братислава) написал, что знакомство с А.В.Суворовым у него состоялось в 1973 г, когда в рамках сотрудничества Университета Коменского и МГУ ему удалось несколько раз побывать в Москве и однажды прочитать лекцию для четырёх слепоглухих студентов, среди которых был и юбиляр. Вопросы этих студентов были для Пожара большой «школой», заставившей осознать, что люди видящие и слышащие часто говорят слишком в общих чертах, полагаясь на невербальную коммуникацию, которая дополняет не очень точные высказывания. Вторая встреча с А.В.Суворовым произошла в 1995 г. в Компьютерном центре, что значительно улучшило коммуникацию. Александр тогда подарил Пожару свою книгу «Школа взаимной человечости», которая на него сильно подействовала и заставила включить её содержание в свои лекции. Третья встреча с Суворовым происходила и продолжается уже заочно, через Интернет, что позволило прочитать несколько его работ, из которых самое большое воздействие оказали взгляды на «культуру» людей с ограниченными возможностями развития и на инклюзию, на сравнение милосердия и гумманизма, а также его стихотворения. Л.Пожар пожелал своему другу Александру Суворову здоровья и поддержки близких людей, а также продолжения удивительной научной работы, которая приносит всем вдохновение и желание продолжать и свою работу.

Зав. кафедрой ЮФУ В.А.Лабунская (Ростов-на-Дону) поделилась своим впечатлением от встречи с А.В.Суворовым: «С нами встретился не просто уникальный учёный или специалист, уникальный человек, в смысле его возможностей в восприятии мира, но человек, который тонко чувствует людей. На мой вопрос, как он строит образ о Другом человеке, партнере по общению, и что входит в этот образ, Суворов пригласил меня подняться на кафедру, сел, предложил сесть мне, взял мои руки, немного помолчал, а потом, прикасаясь к ладоням, выдал весьма близкий к моему представлению о себе мой психологический портрет. В аудитории сидели студенты, которые тоже знают меня, и они были в восторге от тонкости понимания Суворовым психологических особенностей другого человека. Есть фотография, фиксирующая этот момент».

В приветствии профессора РГГУ В.Т.Кудрявцева (Москва) говорится: «Александру Васильевичу Суворову исполнилось 60 лет. Убежден, что он — такой же великий человек нашего времени, каким был его полный тезка для своего. Уникальность Саши Суворова не в том, что он — слепоглухой (зрение потерял в 3 года, слух — в 9 лет) доктор психологических наук, автор многочисленных книг, статей, прекрасных стихов. В том, что Саша — действительно, один из самых выдающихся психологов нынешней России, а наличие зрения и слуха ничуть не умалило бы масштаб его таланта. Пожалуй, единственный психолог, работы которого можно было бы свести в одну большую книгу под названием «Психология духа». Это — его выстраданная, заслуженная монополия. В «Загорском» эксперименте по обучению и воспитанию слепоглухих детей, главным продолжателем которого за порогом интерната можно считать Сашу, образовательная и исследовательская работа слилась, по сути, с воссозданной в нём человеческой историей, а история — с судьбой всех его участников. Единственным «результатом» этого эксперимента, как его замысливали И.А.Соколянский и А.И.Мещеряков, как его осмысливали Э.В.Ильенков и Ф.Т.Михайлов, может быть только Личность, а не сформированная совокупность способностей — даже тех, формирование которых у слепоглухих детей казалось немыслимым. А Личность, по Ильенкову, — это тот, кто сам создаёт «всеобщий результат», затрагивающий всех и каждого. Часто — оспариваемый, но никогда не безразличный. Александр Васильевич Суворов спасает наш мир от безразличия!»

По материалам Круглого стола подготавливается сборник, который будет представлен на сайте ПИ РАО.

Н.Л.Карпова, А.Е. Базоева
Карпова Наталия Львовна — д.псх.н., проф., вед.н.с. ПИ РАО, проф. МГППУ

Источник https://www.solidarnost.org/thems/sudba-cheloveka/sudba-cheloveka_497.html

Источник https://www.defectologiya.pro/biblioteka/chelovechnost_kak_faktor_samorazvitiya_lichnosti/

Источник https://psihdocs.ru/chelovechnoste-kak-faktor-samorazvitiya-lichnosti.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *