Содержание

Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Проблема саморазвития личности относится к числу «вечных» тем, которые никогда не утрачивают свою актуальность. «Процессы саморазвития позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений» [1]. В свою очередь, изучение потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет ответить на вопрос: почему человек становится человеком? почему личность может стать зрелой?

В современном обществе проблема саморазвития личности и его факторов приобретает особую актуальность. Современные социальные условия характеризуются глобальными общественными трансформациями, ускорением темпов экономического и социокультурного развития, что отражается в постоянных изменениях во всех сферах жизнедеятельности людей. Поэтому жизнедеятельность в современном обществе предъявляет повышенные и качественно новые требования к процессу социальной адаптации и развития личности. «Это приводит к тому, что творческий потенциал человека, его готовность продуктивно реагировать на требования и изменения окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития, как самого человека, так и общества. Становится актуальной проблема изучения особенностей конструирования системы взаимодействия индивида с обществом, самим собой; исследования вопросов детерминации поведения, проявления активности в современных условиях приобретают иной характер и вектор исследования – поиск и анализ не только устойчивых паттернов функционирования, но, в большей мере, развития и саморазвития» [7].

В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.

1. Понятие саморазвития личности

Проблемой саморазвития личности интересовались еще античные философы (Гераклит, Сократ) [9]. Однако и до настоящего времени данная проблема не является до конца изученной. В современной психологии и педагогике нет единства взглядов исследователей на понятие саморазвития личности: «Одни по­нимают саморазвитие как самовоспитание, самоорганизацию личности … Другие понимают саморазвитие как саморегуляцию …; как процесс жизненного самоопределения …, или как активность в процессе самоутверждения» [9].

В философии саморазвитие рассматривается как процесс самосозидания, «самостроительства» личности, основанный на познании человеком самого себя [3].

В психологии и педагогике многие исследователи дают следующее определение саморазвития: «саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям» [2; 3; 7; 13].

Однако другие исследователи рассматривают данный процесс осознанной и целенаправленной деятельности по внутреннему обогащению и личностному росту как самовоспитание [10; 12]: «на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем» [12]. По-видимому, самовоспитание как целенаправленную деятельность следует рассматривать как одну из форм саморазвития, а саморазвитие как таковое является более широким понятием.

В определении понятия «саморазвитие», вероятно, следует исходить из определения понятия «развитие». В современной психологии и педагогике развитие определяется как «объективный процесс количественных и качественных изменений психических процессов, свойств, состояний во времени, выражающихся в закономерных преобразованиях» [4].

На развитие человека влияет два рода факторов: внешние и внутренние [8]. «С одной стороны, на развитие человека влияет окружающий мир – образование, воспитание, а с другой, внутреннее целеполагание является источником самодвижения. То есть человек, руководствуясь своими ценностями и целями, овладевает способностью определять путь собственного развития, осуществлять его как свободную личностно значимую деятельность» [13], «одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя» [10]. Таким образом, саморазвитие – это развитие личности человека под влиянием внутренних факторов.

Некоторые авторы отождествляют развитие и саморазвитие личности, т.к. любые внешние факторы могут оказать лишь косвенное, опосредованное воздействие на развитие личности, и развитие всегда осуществляется под влиянием только внутренних факторов. «Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Оп только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам» [8].

В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы, каждая из которых отражает определенный аспект самопостроения личности [4]:

  1. Самоутверждение – дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.
  2. Самосовершенствование – выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу; это сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении.
  3. Самоактуализация – позволяет выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни; это реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов [3]:

  1. Самопознание;
  2. Сознательная саморегуляция;
  3. Самосовершенствование как обогащение своих сущностных сил с тем, чтобы впоследствии иметь возможность самореализоваться на более высоком уровне;
  4. Повышение собственной продуктивности как «состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с взращиванием своих возможностей» (Э. Фромм);
  5. Духовное самоукрепление как способность «обретать необходимое для жизни равновесие духа посредством совершения добрых дел» (Л.Н. Куликова);
  6. Самоопределение как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (В.А. Петровский);
  7. Самоактуализация;
  8. Самореализация.

Наиболее эффективным результатом предыдущих этапов и субъектом последующих этапов саморазвития является зрелая личность, обладающая такими характеристиками, как активность, индивидуальность, креативность, ответственность и самостоятельность [3].

Важнейшей характеристикой зрелой личности является то, что такая личность становится субъектом собственной жизнедеятельности, т.е. жизненный путь зрелой личности является результатом ее собственной целенаправленной активности, а не внешних обстоятельств [3; 4; 7 и др.]. Другими словами, зрелая личность не «плывет по течению», а является строителем собственной судьбы.

2. Факторы саморазвития личности

Прежде, чем перейти к изучению факторов саморазвития, рассмотрим факторы развития личности.

Наиболее значимой группой факторов развития личности считаются социальные факторы, т.е. те факторы, которые связаны с воздействиями на личность со стороны общества и, в частности, окружающих людей. Общество «возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом» [8].

В число социальных факторов, наряду со стихийными воздействиями, входит непосредственно воспитание человека как специально организованный процесс, направленный на социализацию и развитие его личности.

Следующая группа – биологические факторы развития личности. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности» [8]. Даже сама способность человека к личностному развитию изначально является биологически обусловленной, заложена природой.

В процессе развития личности биологические и социальные факторы тесно переплетаются, взаимодействуют и выступают в единстве.

В дальнейшем, начиная с подросткового возраста, в силу вступает еще одна группа факторов, связанных с саморазвитием личности, когда источником развития становится собственная активность личности. «Данная потребность представляет собой результат особого социокультурного взаимодействия индивида как с окружающим миром, так и с самим собой. Это взаимодействие способствует наиболее полному раскрытию тех задатков и способностей личности, которые обеспечивают адекватную общественным потребностям самореализацию и самоутверждение» [7]. Другими словами, источниками саморазвития личности являются социальные и биологические факторы развития личности и их взаимодействие.

Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой [7], наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются:

  1. Особенности общества и ценность саморазвития личности;
  2. Ценностная направленность самого индивида;
  3. Биографический контекст, индивидуальные условия жизнедеятельности индивида в их темпоральной протяженности прошлое-настоящее-будущее.

Обобщая вышесказанное, можно предположить, что факторы саморазвития личности по сути делятся на две группы: внутренние факторы, связанные с психологическими особенностями самой личности, и внешние факторы, связанные с влияниями среды, способствующими либо препятствующими саморазвитию личности. При этом внутренние факторы являются более значимыми: «воспитание играет … роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие» [8].

К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) [4; 11; 13], самоуважение, положительная самооценка, самопринятие [4; 13], способность к надситуативной активности [3], развитые волевые качества [4], интернальность личности [4], способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней [13], опыт активной творческо-преобразующей деятельности [8], разрешения проблемно-конфликтных ситуаций [11], отсутствие избыточной психологической защиты [14] и паттернов непродуктивного поведения [14].

К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.) [2], наличие возможности свободного выбора [13], отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов [11], внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки [2; 11], отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта [14].

Читать статью  Саморазвитие как категория педагогики физической культуры и спорта

Очевидно, что внешние факторы саморазвития имеют значение только в отношении к внутренним особенностям субъекта. Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.

3. Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

Одной из наиболее распространенных и разработанных концепций потребности в саморазвитии является концепция самоактуализации. Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [2], т.е. высшая форма саморазвития.

Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей [14].

В результате он пришел к выводу, что у людей существует потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.): «Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. … Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций» [6].

В связи с тем, что способности и склонности у всех людей разные, потребность в самоактуализации проявляется неодинаково: «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно» [6]. Тем не менее общей чертой всех самоактуализирующихся личностей является то, что все они вовлечены в какое-либо дело. «Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» … ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [5].

Следует отметить, что, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации возникает у любого человека, т.е. при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня каждая личность может быть самоактуализурующейся: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это … человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [14].

В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы [4].

Согласно его мнению, в основе самоутверждения как формы саморазвития «лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму … мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие» [4]. В основе самосовершенствования, в свою очередь, лежит стремление к идеалу, и «в качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал» [4].

Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

По мнению Ю.В. Мокеровой, существует непосредственно потребность человека в саморазвитии. «Объектом потребности саморазвития является желаемое состояние субъекта, его перспектива в будущем. … потребность саморазвития можно определить как такое отношение индивида к самому себе, при котором формируется готовность к преобразованию собственной жизнедеятельности в целом или частично посредством и в условиях поиска максимально возможного будущего состояния. Потребность саморазвития возникает в тот момент, когда индивид осознает не только собственный этап развития, но и определят зону потенциального расширения потребностей, благ и возможностей. Учитывая, что задатки и предрасположенность индивида влияют на выбор деятельности, то можно предполагать, что потребность саморазвития будет преимущественно формироваться в тех сферах деятельности, которые индивид определяет или способен поддерживать как ведущие» [7].

Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития [7]:

  1. Спонтанная модель саморазвития (саморазвитие по типу природосообразности) – саморазвитие, основанное на поиске и реализации собственных талантов, своего предназначения.
  2. Саморазвитие как вызов (саморазвитие по типу самоутверждения) – саморазвитие, основанное на потребности в общественном признании и стремлении к успеху, реализуемое в направлении социально значимых целей.
  3. Саморазвитие по типу самоконструирования – саморазвитие, основанное на рефлексии, способности и готовности индивида к активному созидательному процессу собственной индивидуальной жизненной стратегии и направленное на выделение и управление собственным жизненным путем, деятельностью.

Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко [10]:

  • Познавательная потребность;
  • Потребность в самоутверждении;
  • Потребность в самовыражении, эстетические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, в общении;
  • Потребность в самоопределении;
  • Потребность в самореализации;
  • Потребность в самоактуализации.

По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

Заключение

Проведенный в данной работе теоретический анализ потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Непосредственным источником саморазвития человека выступает потребность в самоактуализации – стремление человека к «непрерывной реализации потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершению своей миссии, или призвания, судьбы, как более полному познанию и приятию своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [2]. Потребность в самоактуализации может возникнуть у каждого человека, но лишь при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня.
  2. Опосредованно источниками саморазвития человека могут выступать и другие потребности человека: потребности в самоутверждении, в общественном признании, в достижении, познавательные потребности, эстетические потребности и мн.др.

Наличие соответствующих потребностей является наиболее значимым, но не единственным фактором саморазвития личности. Для того, чтобы саморазвитие осуществилось, а не осталось на уровне внутреннего побуждения, необходимо присутствие других внутренних факторов, способствующих саморазвитию, и отсутствие внутренних факторов, препятствующих саморазвитию личности.

Внешние факторы так же играют определенную роль в этом процессе, но опосредованно, оказывая влияние на внутренние факторы саморазвития личности.

Факторы саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / БИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТ / ФАКТОРЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / SELF-DEVELOPMENT OF A PERSON / BIO-GENETIC PREREQUISITES / SOCIAL ENVIRONMENT / INNER POSITION / SUBJECT / FACTORS OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Микрюкова Татьяна Юрьевна

Представлены факторы саморазвития личности , рассмотрено их взаимовлияние. Выделен ведущий фактор, обусловливающий развитие личности. Учитывая многозначность понятия «развитие», автор также соотносит выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Микрюкова Татьяна Юрьевна

Структурный анализ своеобразия личности как основа организации индивидуального подхода в обучении детей с глубокими нарушениями зрения

Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (Окончание)

Factors of personal self-development

The work the factors of personal self-development and their interference are presented. The leading factor calling forth development of a personality is determined. Taking into account the polysemy of the notion ‘development’ the author brings these factors into correlation with terms meaning development of a person.

Текст научной работы на тему «Факторы саморазвития личности»

ФАКТОРЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Т.Ю. Микрюкова (Кемерово)

Аннотация. Представлены факторы саморазвития личности, рассмотрено их взаимовлияние. Выделен ведущий фактор, обусловливающий развитие личности. Учитывая многозначность понятия «развитие», автор также соотносит выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Ключевые слова: саморазвитие личности, биогенетические предпосылки, социальная среда, внутренняя позиция, субъект, факторы саморазвития личности.

Проблема саморазвития личности является первостепенной в современной психологии. Анализ литературы показывает, что разные направления и школы предлагают свой взгляд на условия, которые способствуют физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности или ограничивают его, а также что понятие «развитие» не имеет строго определенного содержания и им обозначают близкие по значению слова: «возникновение», «рост», «преобразование», «формирование», «саморазвитие» [7. С. 13].

Задача нашего исследования заключается в том, чтобы выделить факторы, обусловливающие саморазвитие личности, рассмотреть их взаимовлияние, а также выделить главенствующие из них и соотнести выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Исторически первым в объяснении процессов психического развития человека выступил эволюционно-биологический подход. К числу его сторонников принадлежали психологи разных школ — интроспекциониз-ма, бихевиоризма, психоанализа и др. Видными представителями этого подхода были С. Холл, Д. Болдуин, К. Бкшлер, 3. Фрейд и др. Они рассматривали психическое развитие человека как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам процесс. Фундаментом этого подхода является биогенетический закон Э. Геккеля, который гласит, что в «онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития; происходит повторение развития предков от общего корня, к которому данный организм относится» [4. С. 38]. С. Холл, автор теории рекапитуляции, считал, что последовательность и содержание эволюционного и культурного развития, которое прошел человеческий род, заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить одну из стадий своего развития ребенок не может [7. С. 40]. 3. Фрейд также полагал, что фундамент личности закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет, а переживания раннего возраста играют критическую роль в формировании взрослой личности. Он полагал, что последующие изменения места личности в системе социальных отношений представляются как не имеющие никакого значения для изменения типа личности. По Фрейду, основные побуждения возникают из соматических источников и определяют как психическое, так и физическое поведение. То есть, с точки зрения психоанализа, психологический рост осуществляется за счет

Читать статью  Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ранее недоступного бессознательного материала [9. С. 12].

Таким образом, с общебиологической позиции развитие — это прежде всего «созревание», «рост» по уже существующей программе, и личность в данном случае представляется лишенной собственной активности [7. С. 22], продуктом действия фатальных биологических факторов, и ее развитие носит спонтанный характер.

В отечественной психологии признается бесспорным также и тот факт, что биогенетические предпосылки определяют психическое развитие личности. Однако представители научных школ (В.Г. Ананьев и В.Н. Мя-сищев, A.C. Выготский и А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе) рассмазривают их как факторы, которые, по выражению А.Г. Асмолова, «намечают диапазон возможностей развития личности». Б.Г. Ананьев ввел понятие «индивидные свойства», которое, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства», однозначно и определенно ориентирует на изучение именно органических предпосылок личности. Наивысшей интеграцией индивидных свойств, по его мнению, являются темперамент и задатки [2. С. 26]. С.Л. Рубинштейн под темпераментом понимал «динамику психической деятельности (ее абсолютную силу, постоянство во времени, адекватность изменившимся условиям), скорость (абсолютную амплитуду колебаний), темп и ритм» [6. С. 194]. Он подчеркивал, что эти «особенности проявляются не в отдельно взятых психических процессах, а во всей деятельности, в протекании всех психических процессов» [Там же].

В отечественной психологии выделяются такие психологические свойства темперамента, как впечатлительность и импульсивность. Под впечатлительностью понимается «различная у разных людей чувствительность, не только и не столько сенсорная, но аффективная, даже преимущественно аффективная» [Там же]. Импульсивность же — это «та сторона темперамента, шторой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой побуждений в действие» [Там же]. То есть в отечественной психологии отмечается, что оба психологических свойства темперамента дополняют друг друга и влияют на поведение человека, «единство, взаимопроникновение эмоционального и мотивацион-ного» [Там же].

В процессе формирования характера свойства темперамента переходят в черты характера, содержание

Генетическая психология (психология развития)

которого нерарывно связано с направленностью личности.

Таким обршм, в психологии выделяется биогенетический фагор, непосредственно влияющий на развитие личности. Однако его роль в процессе развития личности оджзначно не определена, поскольку проявляется в деятыьности, во взаимоотношениях с окружающими. Л.С. 1ыготский считал, что высшие психические функции ге могут быть поняты без биологического изучения. В.С Мухина также утверждает, что «биологическое в чешвеке прочно соединено с социальным, и разделить их южно лишь теоретически» [4].

Другим фаггором, определяющим личностное развитие, является социальная среда. В зарубежной психологии этой точки ¡рения придерживались В. Штерн, Э. Эрик-сон, П. Жане, И. Мид и др. Так, по В. Штерну, эволюци-онно-биолопреский подход к объяснению психического развития предстает в форме «теории двух факторов и их конвергенции). По его мнению, внутренние особенности составляют первый фактор психического развития, а вторым фактором выступает влияние окружающей среды -природной и общественной [7. С. 44]. Исследования М. Мид показывают, что характер и способности людей в решающей стетени зависят от того, чему они учатся. Она утверждает, что человеческая природа очень «пластична», точно и специфично реагирует на различные социальные условия [Там хе].

В отечественной психологии проблема влияния окружающей среды, прежде всего социальной, на психическое развит1е человека разрабатывалась С.Л. Рубинштейном, Л.С Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эль-кониным и др По мнению Л.С. Выготского, движущей силой психического развития человека является обучение. Он различает процессы развития и обучения. «Развитие есть прсцесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой новой ступен! новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но ге содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» [3]. Обучение есть внутренний, необходимый момент в развитии у ребенка не природных, но историчесьих особенностей человека. Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими, а затем становятся достоянием самого ребенка [5. С. 184]. Ключом к пониманию роли социальных условий в развитии личности является и предложенное Л.С. Выготским понятие «социальная ситуация развития)-. Он рассматривает окружающую среду как движущую силу развития личности, условие осуществления деятельности человека и понимает её как «соотношение двух определяющих характеристик». Одна из них — объективная, т.е. социальная среда непосредственно; другая — субъективная — отношение человека

к этой среде. Это соотношение и составляет внутреннюю логику развития личности. Несколько иначе определяет значение окружающей среды для личностного развития В.П. Зинченко. Он пишет, что среда для организма — не движущая, а «приглашающая» сила, не столько обстановка, сколько вызов для личностного роста. Решающее значение, с его точки зрения, имеют именно внутренние источники развития, а не внешние [3]. Таким образом, в обучении и воспитании ребенок выступает не только объектом, но и субъектом деятельности, и внешние причины развития закономерно сочетаются со спонтанностью в его развитии.

Действительно, лишь биогенетические предпосылки и социальная среда не могут обеспечить полноценное развитие личности. По мнению отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Б.С. Братусь, Л.Ф. Обухова, B.C. Мухина и др.), процесс саморазвития непосредственно зависит от деятельности самого субъекта. Ведущим фактором личностного развития на всех возрастных этапах жизни человека является, по терминологии B.C. Мухиной, внутренняя позиция — «определенное отношение к миру людей, к миру вещей и к себе самому» [4. С. 54].

Человек строит свое мировоззрение на основе индивидуальной способности к становлению личностных смыслов, через содержательную сторону самосознания. Система личностных смыслов определяет варианты его ценностных ориентаций, которые формируют его жизненный опыт. Эти ценностные ориентации он проецирует на свое будущее. Насколько осознанно относится человек к своим потребностям и способностям, мотивам поведения, мыслям и переживаниям, как он определяет значение себя для другого и другого для себя -от этого и зависит внутренняя позиция личности.

В настоящее время в отечественной психологии происходит становление нового подхода в психологии -субъективного, основы которого были заложены С.Л. Рубинштейном. Его представления о человеке как о субъекте позволили ввести такие понятия, как «саморазвитие», «самодетерминация», «самообразование», которые ориентируют человека на поиск внутренних источников развития. Категория «развитие» теперь понимается «как преобразование — саморазвитие и смена основного жизненного вектора; как преображение — кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека» [7. С. 22] и понимается человеком «как цель и ценность, а иногда — и смысл его жизни» [Там же]. Рассматривая развитие как «возникновение все более высокоорганизованных и качественно новых уровней бытия» [1. С. 14], C.J1. Рубинштейн считает субъекта «центром перестройки бытия», и здесь человек выступает в своей сущности как субъект психической активности. Он способен непосредственно оказывать регулятивное воздействие на свою психику и опосредованно воздействовать на окружающий мир.

Сибирский психологический журнал

Человеку внутренне присуще изначально быть субъектом, развиваясь в этом качестве до сознательного деятеля и в этом смысле максимально свободного существа, способного целенаправленно преобразовывать внутренний и внешний мир по своим собственным законам [8. С. 142]. Человек как субъект «способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы» [7]. По мнению В.И. Слободчикова, чтобы стать субъектом, человек должен постоянно превращать свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к миру [Там же].

С позиций субъектного подхода биологические факторы сами по себе не предопределяют хода и результатов общего психического развития, становления человека как личности и индивидуальности. Точно так же «социокультурные» факторы не переходят прямо в со. держание субъектности, в способности субъекта. С точки зрения субъективного подхода субъект всегда предстает как неповторимость и духовная уникальность [7. С. 143].

Итак, мы видим, что биогенетические и социальные факторы личностного развития неразрывно связаны между собой и составляют необходимые предпосылки для становления человеческой субъективности.

1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // С.Л. Рубинштейн. Очерки.

Воспоминания. Материалы: Сб. ст. / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. С. 433.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 294 с.

3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994. 301 с.

4. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 430 с.

5. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Тривола, 1995. 357 с.

6. Ольшанникова А.Е. Значение идей С.Л. Рубинштейна в исследовании проблемы эмоций и темперамента // С.Л. Рубинштейн. Очерки.

Воспоминания. Материалы: Сб. ст. / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. 433 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса. 2000. 416 с.

8. Татенко В.А. Психология в субъективном измерении. Киев, 1996. 315 с.

9. Фейдимен Д. Личность и личностный рост. Российский открытый университет. М., 1994. Вып. 2. 105 с.

FACTORS OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT T.U. Mickrukova (Kemerovo)

Summary. The work the factors of personal self-development and their interference are presented. The leading factor calling forth development of a personality is determined. Taking into account the polysemy of the notion ‘development’ the author brings these factors into correlation with terms meaning development of a person.

Key words: self-development of a person, bio-genetic prerequisites, social environment, inner position, subject, factors of personal self-development.

Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!

Психология саморазвития приобретает все большую популярность за счет эффективных техник становления характера, формирования уверенной в себе личности, открытой для новых знаний и впечатлений, способной легко найти общий язык с другими людьми. Возможен ли процесс постоянного развития и ощущение комфорта на протяжении всего пути?

Основные психические процессы

человеческое познание

Развитие – это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие, согласно психологии, — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека.

Читать статью  Саморазвитие личности - это тренд или необходимость?

С раннего возраста родители направляют детей с помощью обучения и воспитания. Под действием внешних и внутренних факторов формируется личность , появляются интеллектуальные, нравственные, физические качества.

Развитие проходит по-разному. Одни переходят из класса в класс, затем поступают в университет, потому что «так нужно», идут на работу по специальности. Другие пробуют себя в разных сферах, меняют направление деятельности, ищут новизну.

Откуда берется активность? Из взаимодействия человека и внешнего мира. Посредником выступает человеческое познание и его основные психические процессы:

  • ощущение – то, с чего начинается жизнь, воздействие теплого, холодного, твердого и мягкого;
  • восприятие – сопоставление характеристик объектов для составления целостной картины;
  • мышление – это процесс установления связи между объектами или их характеристиками, а также анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, получение новых знаний о мире; – это преобразование знаний об объектах внешнего мира, способах взаимодействия с ними;
  • память – это процесс накопления знаний об окружающей реальности, собственных переживаний, мыслей и умозаключений касательно объектов и процессов;
  • внимание – это избирательное направление сознания на решение проблемы.

Большинство людей наделены одинаковыми органами чувств, но остальные психические процессы – это отражение или переработка информации, полученной на этапе ощущения.

Восприятие избирательно. Зависит от силы раздражителя, интереса, опыта и направленности. Мышление направлено на решение задачи, а задача выходит из проблемы или проблемной ситуации, той, которая заставляет искать нестандартное решение. Воображение – это процесс создания образов, отражающих действительность и ее процессы – опыт. Способность напрямую зависит от опыта. Память – отбор и фиксация значимой информации, что опосредованно эмоцией, интересом, целью. Внимание связано с чувствами, интересами, опытом.

Для чего человеку даны все перечисленные способности? Для выживания. Возможность личности приспособиться к новым обстоятельствам зависит от ее развития. Потребность в адаптации выступает одним из механизмов личностного развития и роста в психологии. Ее срыв – это тот самый кризис саморазвития.

Психология саморазвития

Человек, открытый к саморазвитию, – это ученый, который при столкновении с проблемой собирает факты, формирует гипотезы и действует, чтобы воплотить их в реальность.

Психология саморазвития личности имеет два направления:

  1. Внешнее. Нацелено на выбранную деятельность и ее улучшение. Это постановка целей, разработка плана, мотивация и контроль.
  2. Внутреннее. Развитие внутреннего мира, анализ и самоанализ событий, оценка и совершенствование.

Прогресс в саморазвитии наблюдается тогда, когда человек:

  • ориентируется на общечеловеческие ценности, стремится копить знания, чтобы быть полезным обществу (бесполезно копить знания исключительно для себя);
  • умеет планировать и действовать согласно плану;
  • способен мобилизовать себя, преодолевать трудности;
  • оценивает собственные сильные и слабые стороны, осознает готовность к новой деятельности.

Саморазвитие в психологии — это целенаправленные действия, сосредоточенные на изменении реальности, картины мира и себя с помощью выбора целей, средств их достижения, жизненным принципов.

Что мешает развиваться? Страх ответственности, лень, эгоцентризм, позиция жертвы. Эти качества нужно заменить теми, которые будут способствовать самосовершенствованию:

  1. Осознанность. Это умение переживать текущие эмоции, не углубляясь в переживания прошлого или будущего.
  2. Познание. Это то, что делает человека человеком. Определяется в умении не только ощущать, но и воспринимать, обдумывать, запоминать.
  3. Действие. Выбор деятельности, в которой хотелось бы совершенствовать навыки и умения, ставить цели и задачи.
  4. Жизненные идеалы (идеи). Это высшие цели, поставленные перед собой, как человеком, и перед обществом.
  5. Ответственность. Умение принимать тот факт, что происходящее вокруг – результат собственных поступков или их отсутствия.

Не стоит забывать и о здоровье. Болезни, слабость и усталость мешают саморазвитию, поэтому нужно вести правильный образ жизни, поддерживать работоспособность тела.

Мотивация

В психологии саморазвития мотивация – это топливо для действий, решений. Многие люди тратят время на поиск мотива, причины, довода, «пинка». Однако мотивация есть у каждого, но с ошибочным вектором. Достаточно сменить минус на плюс.

психология саморазвития мотивации

Мотивы могут быть внутренними (успех в работе, потребность в учебе), или внешними (престижное авто, высокий заработок).Но не это является побудительной силой или преградой к действию.Есть люди, ориентированные на успех и на неудачу. «Я так и знал! У меня ничего не получается. Это моя судьба». Чтобы переориентироваться на успех, надо воспринимать неудачу, как вызов:

  • пересмотреть цели, раздробить их на более мелкие;
  • учесть риски, создать варианты плана;
  • найти партнеров;
  • постоянно учиться, расширять арсенал средств для достижения целей.

Конструктивная реакция на неудачи – это источник мотивации.

Результат

Теория Карла Роджерса в психологии определяет саморазвитие, как реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками и волнениями. Считается, что саморазвитие доступно только в духовном плане как высшее звено потребности. Это далеко не так. Саморазвитие происходит на любом этапе, в любой деятельности.

Как добиться результата? Поставить цель. Она должна находиться в плоскости, которая находит отклик во внутреннем мире, и позволяет развиваться внешне, воплощается в действие, в практику, формирует социальную роль человека.

План саморазвития

Адаптация происходит только тогда, когда в этом есть необходимость. Потому саморазвитие, как сознательная активность, возникает в ответ на конкретную практическую проблему. При этом она должна относиться к области, изучение которой человеку интересно.

План в психологии саморазвития для творчества, бизнеса строится так:

  1. Выбрать области для развития – темы, о которых интересно читать, размышлять.
  2. Обозначить мотивы (повышение самооценки, самоуважение; самообучение, рост профессионализма).
  3. Поставить цели. Их может быть несколько (но в пределах возможностей).
  4. Описать свои сильные стороны. Это знания, возможности, качества, которые помогут в достижении цели.
  5. Определить риски и недостатки, то, что может помешать.
  6. Выбрать навыки и знания, которые нужно получить.
  7. Создать план на неделю. Он включает цели, ресурсы для их достижения, возможные риски и время на обучение.

Даже если план самосовершенствования примерный, по ходу действия его можно скорректировать.

Идейность и восприятие

Когда каждый шаг в деятельности посвящен важным для личности идеям, то и восприятие подсознательно будет ориентировано на получение информации в данной области.

Идейность – это подчинение деятельности принципам, которые отвечают нравственным, социальным или эстетическим идеалам, точке зрения. Защита собственного мнения – то, что движет человеком, дает силы. Идейному человека любая деятельность дается проще.

Основные этапы самосовершенствования личности

Саморазвитие у всех проходит по-разному. Но есть и общие этапы.

Потребность в переменах

В какой-то момент человек понимает, что нужно меняться. Он больше не видит логики в действиях окружающих, теряет вкус к жизни и навыки, чувствует неудовлетворенность собой и своим окружением. Важные дела постоянно откладываются на потом, а при их выполнении не получается сосредоточиться и собраться с мыслями.
Если есть хотя бы один из описанных «симптомов», нужно что-то менять.

Представление об идеальном «Я»

Итак, решено: переменам быть. Вместе с этим осознанием приходит понимание, что нужно изменить. Этот этап требует постановки целей. Не обязательно сразу больших.
Для примера можно привести улучшение финансового положения. Это абстрактная цель. Ее следует конкретизировать. Для чего нужны день? Может быть, для приобретения машины? Или для отдыха за границей?

Поиск сильных и слабых сторон

Их нужно искать после того, как определены цели. Не стоит расстраиваться, если есть недостатки. В какой-то мере они также могут поспособствовать саморазвитию. К примеру, критическое мышление поможет оценить ситуацию со всех сторон. А медлительность и вдумчивость защитят от досадных ошибок, возникших из-за спешки.

Составление плана действий

Следующий этап – составление четкого плана. Его нужно разбить на несколько частей. Так будет легче идти к главной цели. Не отступать от нее помогут тренинги, мастер-классы и истории людей, которые смогли добиться успеха.

Активные действия

Начинать нужно как можно быстрее. Не стоит оглядываться на тех, кто не верит в успех задуманного и отговаривает от движения вперед. Лучше ориентироваться на активных и успешных людей.
На этом этапе нужно не только получать знания, нор и применять их на практике.

Советы специалистов: путь к саморазвитию

желание больше работать

Людям, которые занимаются саморазвитием, подчинили жизнь конкретной идее, которую усиленно проводят через практику, некогда скучать, тратить время на сравнение, зависть. Они не глушат собственное сознание. Они заняты и увлечены.

Возможно, высокий уровень стресса немного тормозит их развитие. Но это не проблема. Ситуация изменится, стоит лишь привести жизнь в порядок. Техники саморазвития личности в психологии касаются изменений в физическом, эмоциональном и умственном состоянии.

Достаточно времени на сон

Сокращать количество сна ниже положенных 6-7 часов не стоит, ведь это путь к стрессу из-за повышения уровня кортизола. Нужно оптимизировать режим: ложиться не позднее 23:00. Выработка гормона роста поможет концентрации внимания, памяти.

Любимое утро

Утром отдохнувшая нервная система готова воспринимать информацию. Считается, что это лучшее время для запоминания. Используйте его до того, как накопится стресс. Утром приходят важные решения.

Полюбите полезные ритуалы: вода с лимоном, полезный завтрак. На работу ходите пешком, одновременно прослушивая аудиокниги. Поддерживать здоровье важно для мозга.

Расставляем приоритеты

«Мне некогда» — это желание угодить кому-то, но не себе. Отдайте приоритет тому, что даст задел на будущее – реализации идеи. Продвигайтесь к цели, а не жертвуйте в угоду однодневным выгодам и заботам. Они никуда не денутся.

Позитивные мысли

Покориться событиям, считать уроки? Нет, лучше извлекать из происходящего пользу. Нет смирению, да возможностям. Заменить вопрос «За что?», вопросом «Для чего?». Анализировать, задавать вопросы, ставить цели.
Это пример мышления и поведения человека, стремящегося стать лучше.

Улыбка

Вынужденная улыбка красива только внешне. Заставлять себя улыбаться постоянно не получится. Поэтому нужно слушать себя, замечать не только плохое, но и хорошее. Таких ощущений предостаточно. Это теплый душ после прогулки в холодную пору, чашка любимого чая, неожиданная идея. Замечайте приятности, наблюдайте за природой, за людьми на улице. Улыбнитесь прекрасному.

Проектирование

Нет предела совершенству. Проект по саморазвитию включает шаги необходимые для самореализации. Дополняйте или меняйте их по мере достижения поставленных целей.

Вывод

Невозможно развиваться, ориентируясь только на действие, не получая отклика во внутреннем мире. Это быстро приводит к психологическому выгоранию. На самоконтроле далеко не вытянуть.

Дело, занятие, работа должны дополнять картину внутреннего мира, улучшать самооценку, помогать совершенствоваться. Понимая это, многие видят ошибку в выборе профессии. Но не отчаивайтесь. Развиваться никогда не поздно.

Источник https://psy-diplom.ru/primery-referatov-i-kontrolnyh/potrebnosti-v-osnove-samorazvitiya-lichnosti/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-samorazvitiya-lichnosti

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/psihologiya-samorazvitiya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *