Саморазвитие как условие профессионального становления педагога

В условиях современной образовательной системы, все чаще звучит мнение о том, что основой любого образования выступает самообразование. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей деятельностью образования педагогов. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности педагога, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности воспитателя сегодня недостаточно просто работать в дошкольном учреждении и выполнять свои прямые обязанности. Для педагогической деятельности на современном уровне общественных требований необходимо постоянно обогащать и развивать свой профессиональный потенциал.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний.

Наиболее эффективным и продуктивным методом вовлечения педагогов в процесс повышения собственного профессионализма является аттестация педагогических работников. Аттестация педагогических работников стимулирует рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, способствует развитию творческой инициативы. Аттестация мотивирует и стимулирует педагога на совершенствование своей деятельности и, соответственно, способствует повышению качества образования. Цель аттестации – установление соответствия уровня профессиональной квалификации педагога качеству его педагогической деятельности.

Некоторые считают, что аттестация стимулирует педагога соответствовать требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям лишь как форма внешнего контроля. Однако, вынуждена с ними не согласиться, так как не встречала на своем пути педагогов, которые не уделяют внимание своему самообразованию. «Случайные педагоги» не задерживаются в профессии.

На данном этапе аттестация педагогических работников приобрела наиболее удобный формат в нашем регионе. У аттестуемого педагога и эксперта по аттестации есть замечательная возможность общаться дистанционно благодаря имеющимся ссылкам в приложении, которое заполняет аттестуемый. Эксперт, выезжая на экспертизу, уже имеет представление о педагоге и его работе. Аттестуемому не стоит бояться показать своё мастерство и проявить творчество в момент экспертизы.

Профессиональное становление педагога в процессе аттестации возможно как обращение к внутреннему потенциалу, к его способности осуществлять самостоятельную творческую и поисковую деятельность, к переносу инновационных идей в собственное педагогическое пространство. Профессиональное становление рассматривается как процесс самореализации воспитателя в педагогической деятельности на основе наиболее полного использования своих творческих способностей и саморазвития в ходе квалификационной аттестации.

Анализируя свой опыт, воспитатель как бы снова проходит все этапы его развития, выявляет причины свои ошибок и недочётов в работе, старается их исправить. Таким образом, у педагога формируется своё педагогическое мастерство, развивается самокритичность. Квалификационная аттестация педагогических работников при реализации гуманистического подхода способствует усилению внутренней мотивации воспитателя к профессиональному становлению, стимулирует повышение им уровня своей профессиональной компетентности, активизирует творческий поиск, влияет на формирование субъектной позиции.

Проанализировав разные точки зрения коллег на аттестацию, выслушав их мнения, можно сделать вывод, что процедура аттестации на квалификационную категорию дает стимул к качественной и творческой деятельности педагога, способствует саморазвитию, личностному и профессиональному росту.

Профессиональное становление представляет собой сложный, многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий индивидуально-своеобразную траекторию продвижения воспитателя от первой квалификационной категории к высшей.

В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Постоянное самообразование – вот тот определяющий аспект жизни современного педагога, который поможет не «отстать от локомотива современности».

Список использованных источников

1. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов. Вып. 1 /Сост. Долгоаршинных Н. В. -М. : УЦ «Перспектива», 2012.136с.

2. Анташева Ю. Аттестация педагогических работников : новые правила. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.molnet.ru/mos/ru/n_84/o_20029 . (Дата обращения 13.09.2014 г.).

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Фотоотчет «Конкурс профессионального букета» к 8 марта

Фотоотчет «Конкурс профессионального букета» к 8 марта В нашем саду перед праздником 8 марта впервые прошел конкурс «Профессиональный букет для мамы». Дети вместе с родителями создавали для мам.

Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства»

Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства» Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства». В нашем детском саду прошел конкурс профессионального мастерства. Конкурс — это всегда.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

профессиональное саморазвитие / педагог / непрерывное образование / психолого-педагогическая поддержка / тренинг. / professional self-development / teacher / continuous education / psychology and pedagogical support / training.

Читать статью  Саморазвитие как категория педагогики физической культуры и спорта

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Боброва, О. В. Чурсинова

В данной статье анализируются понятие профессионального саморазвития педагога , его структура, а также факторы, влияющие на данный процесс. Кроме того, авторы рассматривают основные способы и направления профессионального саморазвития педагога , обеспечивающие непрерывность его образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. А. Боброва, О. В. Чурсинова

Диагностика готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников к профессиональному саморазвитию

Формирование опыта педагогической рефлексии у студента как основы непрерывного саморазвития в будущей педагогической профессии

Профессиональное саморазвитие студентов в контексте компетентностно-деятельностного подхода к обучению

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT of the TEACHER AS CONDITION OF ITS CONTINUOUS EDUCATION

In this article the concept of professional self-development of the teacher , his structure, and also the factors influencing this process are analyzed. Besides, authors consider the main ways and the directions of professional self-development of the teacher providing a continuity of his education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО

И.А. Боброва, канд. пед. наук, доцент О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)

Аннотация. В данной статье анализируются понятие профессионального саморазвития педагога, его структура, а также факторы, влияющие на данный процесс. Кроме того, авторы рассматривают основные способы и направления профессионального саморазвития педагога, обеспечивающие непрерывность его образования.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, педагог, непрерывное образование, психолого-педагогическая поддержка, тренинг.

В современном обществе достаточно актуальна проблема непрерывного саморазвития педагога с целью повышения уровня его профессионального мастерства. Поиск новых подходов к решению обозначенной проблемы задает необходимость проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.

Важным условием педагогической профессии является непрерывность образования, осуществляющаяся в течение всей жизни, обеспечивающая целостность и единство системы образования, создание условий для саморазвития и самообразования педагога [1].

Профессиональное саморазвитие педагога можно охарактеризовать как непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности.

На профессиональное саморазвитие педагога оказывает влияние ряд факторов. Так В.Л. Блинова и Ю.Л. Блинова в своем исследовании выделяют 2 группы факторов:

1. Факторы, способствующие процессу саморазвития педагога: эмоциональная устойчивость, навыки конгруэнтного взаи-

модействия, мотивация достижений, ас-сертивность, мотивация саморазвития, открытость новому опыту, наличие социального интеллекта, поведенческая гибкость.

2. Факторы, препятствующие саморазвитию педагога: отсутствие ответственности, ригидность мышления, способности к самопознанию, личностная тревожность и страх новизны, наличие психологических защит, барьеры, создаваемые другими людьми [2].

В структуре профессионального саморазвития педагога можно выделить следующие компоненты:

— Самосознание, включающее отношение педагога к себе как к профессионалу своего дела, осознание себя, своих интересов и переживаний;

— Самооценка, характеризующаяся осознанием личных и профессиональных качеств, их объективной оценкой;

— Самоорганизация, проявляющаяся в оценке, контроле, корректировки педагогом себя как субъекта деятельности; регуляции действий, целесообразности их проявления; постановки целей и выбором соответствующих практических действий для их достижения;

— Самоуправление, включающее рефлексию собственной педагогической деятельности и прогнозирование результатов

Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи, дополняя, и оказывая влияние, друг на друга.

Определим основные способы профессионального саморазвития педагога:

1. Помощь методических объединений отдельным педагогам в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории с учетом стажа, уровня профессионализма, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов, организации мониторинга процесса саморазвития на основе сравнения самодиагностики и экспертных оценок, обобщение результатов саморазвития в продуктах педагогического творчества и др.

2. Реализация психолого-педагогической поддержки, представляющей собой систему социально-психологических и психолого-педагогических способов и методов, способствующих самоопределению педагога в процессе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания.

Основные направления психолого-педагогической поддержки — психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое сопровождение. В рамках психолого-педагогической поддержки применяются такие методы как просвещение, консультирование, диагностика, тренинг, коррекция.

Рассмотрим подробнее данные методы:

— Психологическое просвещение направлено на формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, создании условий для полноценного удовлетворения познавательных интересов в сфере психологии, а также своевременного предупреждения возможных профессиональных деформаций и психологических срывов.

— Психологическое консультирование, сопровождающееся оказанием помощи педагогу в самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, про-

фессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

— Диагностика профессионального саморазвития педагога, осуществляемая для выявления ресурсных возможностей педагога, выявления проблем профессионального саморазвития. С этой целью формируется банк специализированных методик, тестов и анкет (методика «Измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана, тест «Готовность к саморазвитию, методика «Оценка реализации потребности педагога в самореализации», методика «Изучение удовлетворенности педагогами своей профессиональной деятельностью» Н.В. Жу-рина, Е.И. Ильина, тест САТ (самоактуа-лизационный тест) и др.).

— Тренинговая работа, позволяющая в относительно короткий срок смоделировать и включить педагога в специально смоделированные интерактивные ситуации, способствующие апробации имеющегося опыта, его рефлексии, посредством получения обратной связи от других участников, мобилизации личностного потенциала, приобретению и отработке новых элементов опыта, пересмотру взглядов, установок и др.

Так «Тренинг профессионального саморазвития педагога» включает в себя такие методы как: групповые дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые и деловые игры, мини-лекции, упражнения и др.

Тренинг состоит из нескольких блоков:

а) «Профессиональная направленность педагога» («История о белом медведе» и

б) «Самопознание» направлен на осознание педагогом своих индивидуальных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности («Кто я?», «Ищем секрет», «Конверт откровений», «Ода себе»);

в) «Саморазвитие» направлен на осознание педагогом себя в системе педагогического общения и оптимизацию межличностных отношений с субъектами образовательной деятельности («Превращение

проблем в цели», «Перекрестный допрос»).

— Психологическая коррекция, направлена на исправление тех особенностей индивидуально-личностного и профессионального развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели профессионала. Кроме того, психокоррекция применяется в ситуациях преодоления различного рода барьеров, встающих перед педагогами при выполнении профессиональной деятельности.

3. Курсы повышения квалификации,

действенный способ профессионального саморазвития педагога.

4. Создание индивидуальных программ саморазвития: портфолио педагога, план саморазвития педагога, банк педагогического опыта, аттестация учителей, конкурсы профессионального мастерства.

Читать статью  Источники вдохновения человека: список, особенности и примеры.

Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога включает в себя как самообразовательную деятельность, так и осуществляется современной системой образования, предоставляющей все необходимые возможности для непрерывного образования педагога.

представляющие собой эффективный и

1. Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. — 2016. — Т. 2. — №1. -С. 58-65.

2. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2009. — 222 с.

3. Чудина Е.Е. Концепция профессионального саморазвития учителя как условие реализации профессионального стандарта педагога // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Волгоград: Инновационный центр развития образования и науки. — 2015. — С. 93-95.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT of the TEACHER AS CONDITION OF ITS

I.A. Bobrova, candidate of pedagogical sciences, associate professor O.V. Chursinov, candidate of psychology sciences, associate professor

Stavropol regional institute for the development of education, training and retraining of educators

Abstract. In this article the concept of professional self-development of the teacher, his structure, and also the factors influencing this process are analyzed. Besides, authors consider the main ways and the directions of professional self-development of the teacher providing a continuity of his education.

Keywords: professional self-development, teacher, continuous education, psychology and pedagogical support, training.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА – ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В настоящее время необходимость совершенствования педагогической компетентности учителя вытекает из основной задачи российской образовательной политики. Достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства становится архиважной задачей современного педагогического сообщества. Очевидно, что результат качества образования связан с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. [1]

Профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. Саморазвитие помогает осмыслению передового опыта, собственной самостоятельной деятельности и является средством самопознания и самосовершенствования.

Подготовка педагогов к профессиональному саморазвитию осуществляется при создании определенных внешних и внутренних условий. Ведущим внешним условием выступает осуществление процесса подготовки к профессиональному саморазвитию на основе четко разработанной программы, включающей в себя целевой (профессиональное саморазвитие, способствующее созданию индивидуального стиля профессиональной деятельности и являющееся средством самопознания и профессионального самосовершенствования), содержательный (формирование системы профессиональных знаний, лежащих в основе профессионального саморазвития педагогов, и практических умений, необходимых для его осуществления), организационно-деятельностный (формы, методы и средства профессиональной подготовки, направленные на повышение уровня готовности к профессиональному саморазвитию) и диагностический (диагностический комплекс, позволяющий замерять уровень готовности педагогов к профессиональному саморазвитию и отражать повышение данного уровня в результате применения авторской программы) компоненты. Внутренним условием выступает формирование готовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию [3].

Критериями готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию являются: профессиональная направленность личности, способность к осуществлению профессионального саморазвития, развитость рефлексивных умений.

Результатом профессионального становления педагога является его педагогическое мастерство. Считается, что педагогическое мастерство учителя в поствузовский период — это интегративное качество личности, предусматривающее овладение профессиональными знаниями и формирование личностной подготовленности к продуктивному решению педагогических задач.

Существует три педагогических условия, соблюдение которых в большей степени влияет на эффективность процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период:

— участие педагога в профильном обучении, требующее постоянного повышения уровня первичной квалификации, полученной в педагогическом вузе;

— создание и реализация технологического обеспечения профильного обучения учащихся;

— формирование положительной мотивации, направленной на самообразование и самовоспитание [1,2].

Эффективность формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период во многом зависит от умения работать над собой, т. е. от самовоспитания. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности.

Самовоспитание (англ. self-development) означает формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями.

Поскольку развитие личности — процесс непрерывный, не имеющий предела, то и самовоспитание — «дело всей жизни человека». Испытываемая учителем неудовлетворенность результатами своего труда порождает у него потребность в изменении своей профессиональной деятельности, а осознание причин, порождающих педагогические затруднения, приводит учителя к поиску их разрешения, способствуя формированию у педагога положительной мотивации к работе над совершенствованием своего педагогического мастерства. [3]

Структура формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период состоит из трех взаимосвязанных компонентов. Критериями данной готовности можно выделить следующие:

— когнитивный критерий (овладение теоретическими знаниями), что соответствует праксиологическому компоненту;

— деятельностный критерий (формирование умений и навыков), что соответствует праксиологическому компоненту;

— мотивационный критерий (направленность мотивации педагога на совершенствование своего педагогического мастерства), что соответствует аксиологическому компоненту.

Названные критерии рассматриваются как признаки сформированности педагогического мастерства учителя в поствузовский период.

Выделены уровни готовности педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в поствузовский период: [4]

— низкий (адаптивный) уровень;

— средний (репродуктивный) уровень;

— выше среднего (продуктивно-преобразующий) уровень;

— высокий (творческий) уровень.

Критериальные показатели позволяют наиболее полно оценить и наметить пути коррекции процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период, что предполагает внедрение в практику поствузовской подготовки педагога основной группы организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность данного процесса.

В этом направлении, с целью выявления мотивации к самосовершенствованию и уровня саморазвития современных педагогов нами проведено исследование на базе МОУ Китовская средней школы с. Китово, Шуйский район, ивановская область. В данное исследование принимали участие: школьные учителя — 10 человек (из них 3 мужчины и 7 женщин).

Для выявления уровня профессионализма и стремления педагогов к саморазвитию нами были подобраны следующие методики: Методика 1. Анкета «Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов» (вопросы разработаны авторами). Цель: выявить уровень профессиональной компетентности и оценить стремление к саморазвитию учителя. Анкета включает 9 вопросов. 1. Согласны ли вы работать в условиях внедрения инновационных технологий? 2. Способны ли вы сами разработать инновационные методы обучения, воспитания? 3. Положительно ли вы реагируете на перемены в сфере образования, на внедрение новых инновационных образовательных технологий? 4. Есть ли у вас стремление повысить квалификацию, чтобы работать в сфере инновационной среды? 5. Есть ли мотивы работать в творческой среде? 6. Есть ли у вас возможности повысить квалификацию? 7. Как часто проходите курсы повышения квалификации? 8. С охотой ли вы участвуете в творческих мероприятиях, конкурсах по педагогической деятельности (например, «Учитель года» и т.д.)? 9. Делитесь ли Вашим опытом с коллегами? 10. Часто ли Ваши школьники принимают участие в конкурсах, олимпиадах по Вашему предмету?

Читать статью  11.4. Мотивация самосовершенствования. Мотивация и мотивы

Методика 2. Тест «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности (автор — Л.Н. Бережнова)». Назначение теста: известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Очень важно педагогу иметь стремление к саморазвитию, т.к. это одно из самых главных качеств учителя, ведь без стремления к саморазвитию, невозможно, осуществление педагогической деятельности в целом. Тест — включает 18 вопросов, и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности педагога.

В ходе проведения диагностического исследования нами были получены следующие результаты.

При анализе результатов анкетирования (Анкета -1) мы можем выделить следующее: из 10 вопросов на три вопроса согласны ли они работать в условиях инновационных технологий, положительно ли они реагируют на перемены в сфере образования, на внедрение новых инновационных образовательных технологий, есть ли мотивы работать в творческой сфере испытуемые ответили одинаково положительно. 6 вопрос для большинства стал затруднительным. Связано было это с тем, что 6 педагогов было за то, что все хорошо в меру, из-за загруженности на саморазвитие нет возможности, а 4 полностью согласились с тем, что саморазвитие — ключ к педагогическим открытиям и успехам. На вопрос проходите ли вы курсы повышения квалификации по совершенствованию профессиональной деятельности 4 ответили, что 1 раз в год, все остальные 1 раз в 5 лет. Последние же в списке вопросов не вызвали особых затруднений и на вопросы с охотой ли вы участвуете в творческих мероприятиях и конкурсах по педагогической деятельности и принимают ли их ученики по их предметам участие в конкурсах и олимпиадах 6 человек ответили «да» и 4 «нет» и 9 человек «да» и 1 «нет».

Средствами для саморазвития опрошенные учителя выделяют: интернет, участие в педагогических сообществах, участие в методических семинарах, мастер-классах, открытых уроках коллег, конференциях, участие в вебинарах, изучение методической литературы, участие в работе методических объединений, курсы «Фоксфорд», методические разработки и рекомендации различных авторов, инфоурок. Из всех этих средств были выделены наиболее востребованные такие как интернет сайты (Фоксфорд и инфоурок) , методические пособия.

Анализ результатов, полученных по методике 2 (Анкета -2) выявил учителей с разным диапазоном стремления к саморазвитию и профессиональной самооценки. Данные показали, что у двух педагогов возрастом от 45 лет и диапазоном от 40-43 со стажем от 18-22 лет уровень саморазвития «выше среднего», что и показывает на их примере желание учить и обучать детей, у других же диапазон значения от 35-39 наблюдается у 5 педагогов возрастом от 23-49 и стажем от 2-8 лет их уровень саморазвития на уровне «норма», что говорит и о нормальном саморазвитии, но все же, и о слабом желании саморазвиваться, так как согласно их опросу у них есть обязанности в обычной жизни. Это не даёт нам картину того, что преподаватели всё же предпочитают развиваться и развивать свои профессиональные способности полностью отдаваясь саморазвитию. Большинство придерживаются мнения, что важно все в меру и к ним как и большинству с диапазоном от 35-39 и относится диапазон данных от 30-34 ниже среднего к ним относится остальные 3 преподавателя возрастом от 49-57 лет и стажем от 28-35 лет.

Анализ данных по определению самооценки показал, что у 4 учителей диапазоном от 11-9 самооценка занижена это связано с тем, что они недавно были приняты на работу и ещё не смогли освоится. У остальных 6 педагогов — диапазон значения 14-11, что указывает на нормальную самооценку и то, что учителя в этом диапазоне являются компетентными специалистами так как работают уже давно.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: во-первых, у современных педагогов есть желание совершенствования в профессиональной деятельности, но не всегда есть у них возможности к саморазвитию, чаще из-за загруженности на работе; во-вторых, у молодых педагогов наблюдается заниженная самооценка, что ослабляет их стремление к саморазвитию; в-третьих, педагоги не всегда прибегают к эффективным формам самосовершенствования. В нашем исследовании стремление к педагогическому профессионализму не выявлено значение пола.

Таким образом, думается, что для гармоничного развития педагога, формирования их стремления, мотивации к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству необходимо создание специальных условий, среды для их профессионального роста.

На основе анализа результатов проведенного исследования предложены рекомендации педагогам по саморазвитию и профессионального роста.

Во-первых, каждому человеку, в том числе и педагогу необходимо проводить самоанализ своего поведения, своих личных качеств, задумываться о причинах побед и неудач. Во-вторых, выявлять слабые стороны своего характера и постоянно работать над ними. В-третьих, постоянно самосовершенствоваться и никогда не останавливаться на достигнутом в процессе саморазвития.

Список литературы

Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / Багаева И.Д. — Усть-Каменогорск, 2011. — 338 с.

Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.

Маркова О.И. Профессиональное саморазвитие педагога. – К.: Вища школа, 2004. – 96 с.

Соколова О.В., Юревич С.Н. Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ // Магнитогорский государственный университет. — Магнитогорск, 2014 — С. 3.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/samorazvitie-kak-uslovie-profesionalnogo-stanovlenija-pedagoga.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-pedagoga-kak-uslovie-ego-nepreryvnogo-obrazovaniya

Источник https://scienceforum.ru/2018/article/2018006198

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *