Содержание

§ 5. Семейные отношения в России

Среди самых важных традиционных ценностей для русского архетипа главная — семья[28] (58 % опрошенных). На втором месте по ценности здоровье, и только после этого упоминаются такие вещи, как деньги, работа, дом, жилье и прочие атрибуты благополучия. Значит, превыше всего ценится теплота семейных отношений и родственных уз. 52 % россиян состоят в браке, а еще почти 30 % — нет, но собираются вступить в него. Тем не менее количество разводов в России так же велико, как и на Западе, и приближается к 50%37. Хотя все нормальные семьи в Европе чем-то похожи, все-таки каждая национальная семья имеет свои особенности. Русская семья — явление для иностранцев в некоторой степени необычное. Здесь многое может удивлять.

Во-первых, в брак в России вступают гораздо раньше, чем в Европе: к 25 годам девушки обычно замужем, часто за своими сверстниками, и имеют ребенка. Чаще всего они сами занимаются воспитанием своих детей, особенно пока ребенок еще мал (до 3-х лет). В Европе в этом возрасте молодые люди еще заняты только собой и своей жизнью: образованием, развлечениями, карьерой…

Правда, и сейчас в России под напором новых реалий обзаведение детьми тоже откладывается на более поздний возраст. По статистике, среди студентов старших курсов только 15%38 осмеливаются иметь детей. А вот несколько лет тому назад на это отваживалась чуть не половина студентов. Чаще всего они рожают ребенка при условии, что у них есть бабушка, которая присмотрит за ним. Большая же часть студентов откладывает обзаведение потомством на то время, когда будут дом, работа и подходящие условия.

В подавляющем большинстве случаев браки заключаются[29] по любви (37 %), довольно часто женятся только потому, что «пришло время» (38 %), или «все так делают» (17 %). Еще 9 % людей женятся из-за своей неопытности — в результате неожиданной беременности, которую боятся прервать. И только 8 % россиян женятся ради карьеры или денег. Как видим, расчет или холодная трезвость как аргумент «выгодного» брака среди россиян не популярны.

Во-вторых, для европейца понятие «моя семья» обычно включает мужа, жену и их детей. Для русского человека это понятие более широкое. Если вы спросите у своего русского партнера о его семье, то, наверное, он назовет жену, детей, родителей, бабушку и дедушку, брата или сестру (если они живут вместе). Некоторые русские могут назвать даже собаку, кошку или попугая, которых тоже считают членами семьи. Такое широкое понимание может быть объяснено традиционно плохими жилищными условиями, когда в маленькой квартирке вынужденно жили рядом все указанные члены семьи, причем без перспектив отделиться друг от друга.

В-третьих, система совместного проживания пары без официальной регистрации отношений, столь привычная на Западе, постепенно входит в быт, но пока еще не очень популярна (только 10 %). Очень постепенно система таких «гражданских» браков становится привычной в студенческой семье. Студенты как будто боятся повторить печальный опыт рано женившихся и разведенных сверстников, хотят «присмотреться друг к другу».

В-четвертых, у русских особое отношение к детям. К примеру, французы тоже очень чадолюбивы. Но поскольку они уже давно разобрались с «квартирным вопросом», то дети после окончания школы часто селятся отдельно и живут независимо от родителей. Если для Европы ребенок в 15–16 лет — взрослый человек, способный решать свои проблемы самостоятельно, то для русских в этом возрасте он еще «неразумное дитя». Русских приводят в ужас рассказы о том, что в Европе или в Америке дети, достигнув совершеннолетия, уходят из семьи и ведут свою жизнь, не посвящая в нее родителей.

В свою очередь, иностранцы тоже изумляются, наблюдая русские реалии. Так, в книге «Русские» американец Смит пишет: «Русские очень любят своих детей, балуют их, пытаясь защитить от трудностей. Дети продолжают жить с родителями, даже законнив вуз, и часто родители содержат их за счет собственных средств в течение многих лет!» И это правда. В советские времена среди русских в ходу была шутка: «Вот доведу ребенка до пенсии, а дальше пусть о нем государство заботится». Шутка невеселая, отражающая те, пока недалекие, времена, когда молодежь в России не имела ни права, ни возможности легально заработать даже мизерную сумму на свои карманные расходы. Даже заботы о развлечениях молодого человека ложились на плечи его родителей. Это ненормальное положение было обусловлено, конечно, экономическими реалиями той жизни, но дети, как правило, охотно принимали такую заботу о себе, считая ее нормой. Реальная жизнь изменилась, но традиции подобных отношений еще дают о себе знать.

Независимо от социального строя отношение к детям в России, конечно, очень своеобразное. И каждый иностранец, посетивший русский дом, тут же сможет в этом убедиться. Дети будут в центре внимания, их будут целовать, теребить и восхищаться ими или не менее темпераментно ругать и «воспитывать». Дети будут одеты в самое лучшее, их кормят только самым лучшим, витаминным и полезным. Так, нередко мать, зная, что для укрепления здоровья черная икра очень полезна, специально «для ребенка» покупает эту икру на последние деньги, подрывая при этом скромный семейный бюджет, отказывая себе во всем. Иностранцам подобное даже в голову не придет.

Действительно, в Советской России возник и был широко подхвачен лозунг: «Все лучшее — детям!» И этот лозунг не канул в лету вместе с прежней властью, а продолжает торжествовать. Дети — действительно эпицентр семьи, социологические опросы[30] показали, что успехи детей остаются одной из самых приоритетных ценностей в жизни русской семьи. К примеру, 20 % россиян сказали, что для них главная жизненная цель — «обеспечить счастье моих детей», потом «иметь хорошее здоровье» (14 %) или «хорошую семью» (11,6 %).[31]

Чтобы завязать беседу, достаточно просто спросить, как дети учатся, в какой школе, каковы их успехи, чем они увлекаются, как проводят свободное время, на каких языках говорят, в каких кружках занимаются, какую профессию выбрали себе на будущее, куда собираются поступать учиться после школы. Все это бесконечно важные и волнующие темы для каждого русского родителя, и, что важно, при обсуждении их русские гораздо более открыты и свободны, чем многие иностранцы, не привыкшие обсуждать свои семейные дела. Поэтому не удивляйтесь, если русские вас будут расспрашивать о ваших детях. Они это будут делать не из простого любопытства, а просто желая сломать лед отчуждения, выразить таким образом свое расположение и человеческий интерес к вам. Они уверены, что вас эта тема волнует так же, как их самих.

Чувствуя себя «центром вселенной», дети часто капризны, избалованны и ведут себя как маленькие диктаторы. Тем более что очень часто в российской семье есть только единственный ребенок (33 %), два ребенка — явление гораздо более редкое (27 %). Очень небольшое количество русских (12 %) не собираются иметь детей. Большинство же обязательно хочет детей, но в силу разных причин (часто экономического характера) не может позволить себе больше одного ребенка, вполне понимая, что единственный ребенок имеет больше шансов вырасти эгоистом, чем если бы их было несколько.

Есть несколько причин, объясняющих почему сложилась и развивается традиция такого отношения к детям. На протяжении уже многих столетий практически ни одной семье в России не удалось избежать трагических событий, потрясений. Особенно тяжелым для жителей России был истекший XX век: то революция 1917 года, то красный террор, то Гражданская война, то сталинский террор, то еще более кровавая война, то послевоенная разруха, то застой, то перестройка и крушение существовавшей системы жизни, череда экономических и прочих кризисов. В генетической памяти русского сложился стереотип: «Да, моя жизнь была трудна. Так пусть хотя бы мои дети будут счастливее, чем я сам». Поэтому жизнь детей каждый родитель подсознательно хочет сделать более легкой, комфортной, красивой, хотя бы в детстве.

Но потом и дальше — по инерции — он старается уберечь ребенка от проблем реальной жизни. В любом возрасте. Когда ребенок школьник, родители будут постоянно звонить с работы, проверяя, благополучно ли разогрет суп, достаточно ли тепло ребенок оделся для прогулки и сделал ли он уроки, какие отметки получил в школе, расспрашивая о каждой мелочи. И даже если «ребенку» уже за 30, то и тогда он не лишается беспредельной заботы своих родителей, которые стараются принять участие во всех моментах его жизни, переживают все его проблемы, стараются быть ему полезными и оказать посильную помощь. Они страшно обижаются, когда «ребенок» отдаляется от них, не посвящая в свои проблемы. Уже немолодыми родителями такое поведение детей (в общем-то нормальное!) воспринимается тяжело — как черная неблагодарность, черствость и эгоизм.

Такой стиль семейных отношений говорит не только о прочности семейных уз в России. Как и все явления жизни, такая традиция отношений имеет свою отрицательную сторону. Избалованность, эгоизм и черствость детей нередко возвращаются бумерангом в ответ на родительскую чрезмерно пылкую любовь. В российском обществе огромное количество морально незрелых, инфантильных, неуравновешенных и безответственных людей, не способных адаптироваться к трудностям жизни. На это повлияли многие причины, но в том числе и чрезмерная любовь их родителей. С другой стороны, такая участливость преувеличивает роль родительской опеки, «давит» на детей, лишает их самостоятельности, ответственности и воли преодолевать жизненные сложности без посторонней помощи. Страдают обе стороны. Но если вы спросите у русского, готов ли он нести определенные лишения с тем, чтобы подольше сохранить с детьми связи, в том числе и духовные? Или же он предпочтет выпустить детей как можно раньше из родительского гнезда, а потом только получать новогодние поздравительные открытки? Думается, что россиянин чаще всего выберет первое.

Такой образ мыслей сформировался в силу разных причин.

Во-первых, он соответствует традициям социального поведения жизни русских. «Патриархальный» или, строго говоря, традиционный семейный уклад — часть образа жизни русских. Во-вторых, сказалось влияние экономических причин последних десятилетий при советской власти. В условиях всеобщей бедности и хронического жилищного кризиса в одной комнате или тесной квартире были вынуждены жить рядом представители даже не двух, а трех поколений одной семьи. Привычка к скученности и тесноте, спокойное отношение к отсутствию того, что американцы называют privacy, как ни парадоксально это звучит, только укрепляло в России семейные узы. Люди научились воспринимать их не столько как оковы или помеху для личной свободы, сколько наоборот — как «тылы», как гарантию от одиночества (наказания для русских), как теплоту родительского гнезда: «Когда семья в куче — не страшны и тучи!»

Читать статью  12 секретов, на которых держатся отношения в семье

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Семейные отношения

Семейные отношения Сохранившиеся до наших дней отдельные элементы брачной церемонии указывают, что первоначальная форма брака была заимствована, о том же свидетельствует и «Книга песен». Скорее всего, как устойчивая форма (в отличие от отношений, основанных на покупке

3.1.1. Родственные и семейные отношения

3.1.1. Родственные и семейные отношения Проблема изучения семейно-родственных отношений стала центральной для социальной антропологии с момента возникновения этой науки. Не случайно и Малиновский уделял ей особое внимание. Как уже отмечалось, многие представления

Дела семейные

Дела семейные Нет, конечно, примеров педерастии в мифах пруд пруди, и до них мы еще доберемся, но чтобы мирком да за свадебку — такое между мифическими персонажами одного пола случалось крайне редко. Браку, если речь шла о взаимоотношениях двух мужчин (часто

Семейные нравы

Семейные нравы Из предыдущей главки можно сделать вывод, что нравы во многих мифических семьях были еще те. И это, к сожалению, правда. Дрязгам, доходившим до смертоубийств, способствовало отсутствие общей морали. Что такое хорошо и что такое плохо, мифические персонажи

СЕМЕЙНЫЕ СОБЫТИЯ

СЕМЕЙНЫЕ СОБЫТИЯ ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ Появление нового человека на свет – радостное событие. Родные и друзья спешат поздравить счастливых родителей, сделать подарки матери и новорожденному. В качестве подарков малышу могут быть игрушки, детская одежда и др. Подарки

СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ В каждой семье есть любимые истории и любимые персонажи. М.Рабигер в качестве примера берет двух своих бабушек, которые, по его словам, были фигурами примечательными.Бабушка со стороны матери, говорят, находила чужие вещи прежде, чем их теряли владельцы.

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ СМИ и политические деятели много говорят о распаде традиционной семейной структуры и социальных ценностей, с ней связанных. Они рассматривают семью как основной институт общества, где люди получают навыки общения, ответственности, надежности и заботы о

Россияне изменили свое отношение к браку

Жениться в России сегодня никто особо не торопится, рожать, кстати, тоже. В СССР свободные отношения, или сожительство, порицались. «Принести в подоле» считалось позором семьи. Развод мог испортить карьеру. С тех пор многое поменялось.

Татьяна Гурко, доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра (ФНИСЦ) РАН, профессор, о том, как изменились взгляды наших соотечественников на семью и почему брак на всю жизнь перестал быть нормой.

Сначала ребенок, затем — штамп в паспорте

Сначала ребенок, затем — штамп в паспорте. Фото: pixabay.com

— Татьяна Александровна, я еще застала времена, когда принято было вступать в брак в 20–25 лет. Помню, девушкам постарше то и дело приходилось отвечать на сакраментальный вопрос: «Замуж еще не вышла?» Теперь замужество после 35 лет никого не удивляет, это давно в порядке вещей.

— Известно, что у тридцатилетних распространены так называемые пробные браки, когда некоторое время люди живут вместе без регистрации. Если сравнить мои данные социологических опросов студентов из Москвы и Ставрополя (консервативный юг России), проведенных в 2005 и 2007 годах, с результатами, которые были получены в 2018 году, можно сделать вывод, что почти в два раза меньше стало девушек, желающих выйти замуж до 24 лет. Характерно, что позже других вступить в брак собираются студентки технических специальностей, а раньше — юноши, которые выросли в сельской местности.

— Основные демографические показатели говорят о том, что брачные отношения в России сегодня уходят от таких стандартов, как в традиционных обществах, прежде всего в мусульманских странах, где много браков и низкий уровень разводов. Причем наблюдается тренд в сторону Запада, где так называемые сожительства чрезвычайно распространены. И это не очень сочетается с активной пропагандой семейных ценностей. Фраза «они жили счастливо и умерли в один день» звучит архаично.

— Норма «брак на всю жизнь» сохраняется в большей мере в странах, в которых доминирующей религией является ислам, в меньшей мере — среди стран, где доминирует протестантизм, православие и, очевидно, в большей мере среди верующих граждан. В ряде западных стран произошел переход не только от религиозного брака к светскому, но и от юридического брака к фактическому (некоторые юридические последствия) и, кроме того, к сожительствам. Увеличение числа сожительств в большинстве западных стран приводит и к уменьшению уровня разводов.

— Сожительство стало привычным явлением, но наверняка далеко не все россияне с одобрением смотрят на такой союз. Современные бабушки и дедушки родом из СССР. В них еще сохранилась прежняя закваска.

— По результатам ESS (Европейское социальное исследование), не одобряют людей, которые живут вместе, не вступая в брак, примерно 38% жителей России. Интересно, что нас опережает Словакия (39%), недалеко ушла Литва (37%). А в Норвегии противников партнерских отношений лишь 3%, в Финляндии 5%, в Нидерландах 6%, во Франции и Испании по 7%. В России наиболее либеральны в отношении сожительства мужчины. Характерно, что доля не одобряющих сожительство увеличивается с возрастом. Если в возрастной группе 15–54 года не одобряют сожительства 23–31% жителей России, то в возрасте 55–91 года — уже 49–65%. По уровню образования более либеральны бакалавры (24%), а наиболее консервативны имеющие среднее образование (40%). Практически равная доля граждан России (38%) и не граждан (43%) не одобряют сожительства, но среди верующих их больше.

— Какие плюсы брака отмечают респонденты?

— Результаты анализа данных RLMS-HSE («Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ») 2019 года свидетельствуют, что больше мужчин и женщин, состоящих в браке, удовлетворены жизнью и меньше курят в сравнении с сожителями и разведенными. Они оценивают здоровье как очень хорошее и хорошее в сравнении с сожительствующими женщинами и разведенными мужчинами того же возраста.

— Судя по результатам опросов, начиная с 1990-х годов внебрачная рождаемость постоянно растет.

— Да, такая тенденция прослеживается. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м — уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! (Для сравнения: в Швеции, Норвегии и Франции — более 50%.) Смягчились нравы даже в сельской местности. Там детей, рожденных вне брака, больше, чем в городе. Доля детей, зарегистрированных обоими биологическими родителями, не состоящими в браке, составляла 4% от числа родившихся в 1970 г., а в 2018 г., соответственно, почти в три раза выше. Обычно такие партнеры сначала сожительствуют, затем узнают о беременности и продолжают жить без регистрации брака (хрупкие семьи). Становится нормативным сожительствовать и, узнав о беременности, заключать брак. Такую практику можно считать вариацией. Судя по зарубежным данным, так чаще поступают партнеры, не имеющие образования и высокого социального статуса. Брак как экономический институт для них не представляет ценности. Следует отметить, что половина из внебрачных рождений — это родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по совместному заявлению отца и матери. Вполне возможно, что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.

— Да, нередко родители оформляют свои отношения официально, имея уже несколько общих детей. Для большинства это формальность. Было де-факто, стало де-юре. Они на протяжении длительного периода считали себя настоящей семьей, в которой рождались дети, и это никого не удивляло.

— Даже анализ данных переписи 2002 года говорит о том, что более половины (54%) детей рождены в результате внебрачного зачатия, причем 25% — в первые девять месяцев брака, остальные 39% — вне брака. Согласно данным за 2012 г., т.е. через десятилетие, лишь немногим меньшая доля (23%) всех рождений появилась в первые девять месяцев брака. Фактически 50% женщин, вступающих в брак, уже имеют беременность. Достаточно сопоставить даты заключения брака и регистрации ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка. Если раньше дети были результатом брака, то сейчас наоборот — брак нередко становится следствием появления детей. Кроме того, официальный союз мужчины и женщины еще и категория экономическая. Сегодня вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень остро. Поэтому союзы редко заключают в спешке, необдуманно. В современных условиях, по мнению западных коллег, «пары с высокими доходами и высоким уровнем образования имеют наибольшие стимулы для поддержания долгосрочных брачных отношений с целью материальных и нематериальных инвестиций в детей».

— В незапамятные времена к сексу без штампа в паспорте относились с осуждением. Этот негативный настрой сохранился у консервативной части населения. Недавно мне попались на глаза брачные объявления на одном православном сайте. Для большинства воцерковленных мужчин невинность невесты — принципиальное условие.

— Нормативная, консервативная модель брачного поведения и установок предполагает добрачное ухаживание, одобрение брачного выбора родителями будущих супругов, сексуальные отношения только в браке, недопустимость внебрачных сексуальных связей, один брак на всю жизнь (за отдельными исключениями), рождение детей в браке, главенство старших и мужчин. Мнения о том, что секс вне брака допустим всегда, придерживается больше молодых мужей и жен, в пожилом же возрасте сторонников внебрачного секса более чем в два раза меньше. Уровень образования не связан с одобрением внебрачного секса мужьями, но больше жен с высшим образованием допускают секс вне брака в сравнении с женами других образовательных групп. Новых данных о распространенности сексуальных отношений вне брака мужей и жен в России практически нет (прежде такие сведения получали в кожно-венерологических диспансерах).

— Меняется ли традиционное распределение ролей в браке от консервативного, по принципу «муж в доме хозяин», к либеральному, в сторону равноправия?

— С консервативным распределением ролей мужья согласны независимо от возраста, доля же жен-консерваторов уменьшается в младших возрастах. Причем даже среди молодых супругов с высшим образованием почти в два раза больше мужей-консерваторов, нежели жен. Примерно в два раза больше мужей, нежели жен, придерживались патриархатной нормы о главенстве мужа в семье: «Муж должен нести ответственность за семью, быть ее главой, а жена — быть покорной мужу». Среди младшего поколения супругов так считает практически каждый третий мужчина и только 14% жен (2003). Такое расхождение ролевых ожиданий провоцирует потенциальный базовый конфликт.

Особенно наглядны различия в таких сферах, как принятие решений о крупных покупках, сбережениях, куда и сколько денег вложить, а также о проведении свободного времени, выходных, отпуска. Доминировавший в советское время матриархатный тип принятия решений в условиях социалистической экономики, когда оба супруга имели примерно равную зарплату, трансформируется в условиях рыночной экономики. И установленные различия не возрастные или зависящие от стажа брака, а именно поколенческие.

Читать статью  Quot; Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути решения" | Методическая разработка: | Образовательная социальная сеть

— Какую роль играют пол, возраст и образование супругов при принятии решений на семейном совете?

— Различия по полу по-прежнему существенны, когда речь идет о повседневных покупках (9% мужей и 40% жен оказывают сильное влияние), сбережениях, куда и сколько денег вложить, об образовании детей, а также о занятости и часах работы членов семьи. Больше мужей с высшим образованием оказывают сильное влияние на принятие семейных решений в сравнении с мужьями со средним образованием. В два раза больше мужей в сравнении с женами считают, что именно мужчина должен нести ответственность за семью, быть ее главой. На практике лишь часть молодых образованных мужей влияют на принятие решений в разных сферах семейной жизни.

— Влияет ли возраст супругов на взаимоотношения в семье?

— Судя по результатам соцопросов RLMS-HSE 2002 года, испытывают отрицательные переживания «часто или постоянно» из-за поведения супруга/и: «ведут себя сердито и агрессивно по отношению к ним», «усложняют их жизнь», «показывают им, что он/она (ему/ей) неприятны», «заставляют их чувствовать, что они нежеланны», «действуют им на нервы», «критикуют их», «оскорбляют их» преимущественно мужья и жены средней возрастной группы от 36 до 64 лет (около 50% независимо от пола) и около 35% в младшей и старшей возрастных группах супругов.

Психологическую поддержку получают «часто или постоянно» со стороны супруга(и) («поддерживает и успокаивает вас, когда вы в этом нуждаетесь», «показывает, что (она/он) заботится о вас как о человеке», «дает вам полезную информацию или совет, когда вы в них нуждаетесь», «слушает вас, когда вам необходимо поговорить о вещах, имеющих для вас особое значение», «говорит вам вещи, которые укрепляют вашу уверенность в себе», «понимает ваш образ мыслей», «оказывает вам непосредственную помощь, т.е. делает для вас или дает то, что вам необходимо», «дает вам почувствовать, что вы можете положиться на (нее/него)») в среднем 50% мужей и 41% жен. В возрасте 65 плюс психологическую поддержку получают чуть больше супругов, что свидетельствует о значимости семьи в пожилом возрасте для благополучия и мужчин, и женщин.

— О чем говорят ваши результаты опросов о межэтнических браках? Насколько толерантны молодые россияне?

— Прежде всего люди ищут партнера из своей социальной среды или со сходным социальным статусом. Это — национальность (этническая группа), религия, уровень образования, социальный класс или профессиональная группа (рабочие, творческие профессии, менеджеры). Динамика предпочтений студентов в отношении национальности будущего избранника свидетельствует о росте толерантности. В Ставрополе 77% юношей в 2018 г. выразили готовность заключить брак с девушкой другой национальности. В 2007 году их было более чем в два раза меньше. Увеличилась и доля ставропольских девушек, готовых к межэтническому браку, с 41 до 65%. В Москве доля студентов, для которых национальность будущего спутника жизни не играет роли, стабильно высока и среди юношей (84%), и среди девушек (64%).

— Волнуют ли студентов вопросы религиозной идентичности?

— Русские девушки и в Ставрополе, и в Москве открыто выражали неприятие брака с мусульманами, что в интервью обосновывалось ими как нежелание принимать другую веру и культуру бытовых отношений, основанную на патриархате. Вообще девушки в два раза чаще, нежели юноши, отвергают брак с представителем другой религии. Особенно мусульманки (77%) и православные (52%). Не планируют такой брак и многие юноши, практически каждый второй мусульманин и каждый третий православный. Для мусульманок, в частности, препятствием является то, что дети от не мусульманина не могут считаться мусульманами. Однако девушки, обучающиеся техническим специальностям, более толерантны и в отношении национальности, и религии будущего супруга.

Растет доля и международных браков в России, хотя спрос на женихов из дальнего зарубежья упал в сравнении с 1990-ми гг. В интервью студенты, обучающиеся в Москве, в большинстве своем говорили, что готовы к такому браку при условии, что избранники будут говорить по-русски или примут российское гражданство. В какой-то мере подтверждается гипотеза демографов о четвертом демографическом переходе, согласно которой будущее, в том числе в России, принадлежит «новому населению» смешанного происхождения.

— В России, согласно Семейному кодексу, признается брак, заключенный только между мужчиной и женщиной, в органах записи актов гражданского состояния. К однополым союзам в нашей стране отношение в основном негативное. Такие семьи, за очень редким исключением, ведут крайне замкнутый образ жизни. В противном случае они рискуют стать изгоями. В европейских странах отношение более терпимое, мягко говоря.

— В других странах браком может считаться однополый юридический союз либо сожительство с разным набором прав и обязанностей партнеров. В XX веке гражданские партнерства были узаконены во многих западных странах, например, в Соединенном Королевстве, в Австралии, Швеции, Франции, Канаде как этап до легализации однополых браков. Первый гомосексуальный союз был зарегистрирован в Дании в 1989 году. Законодательство меняется в разных странах. Наследственные и имущественные права таких партнеров, возможность искусственного оплодотворения, право носить одну фамилию тоже различаются. Во многих западных странах узаконены только гражданские партнерства без права усыновления: Чехия, Италия, Эстония, Австрия, Израиль и др. В сравнении с жителями стран, принимавших участие в исследовании ESS (Европейское социальное исследование) в 2018 году, жители России наиболее консервативны в отношении прав гомосексуальных меньшинств.

— Что еще не укладывается в картину традиционных ценностей наших соотечественников и вызывает осуждение?

— Сознательная бездетность, сожительство, внебрачные рождения, разводящиеся с детьми младше 12 лет, притом что уровень разводов в России самый высокий в мире. Есть, конечно, этнорегиональные особенности. Например, на Дальнем Востоке, в портовых городах, разводов много. В северокавказских республиках их практически нет, и сожительство там осуждается. Анализ данных репрезентативных исследований, статистики позволяет утверждать, что разводы, сексуальные отношения до брака, добрачные зачатия, установки жен на симметричное распределение ролей, новые практики участия мужей в принятии семейных решений можно считать свидетельствами трансформации института брака.

Счастье у каждого свое, а с любовью все сложно: как меняется российская семья

Как можно описать типичную российскую семью, ради чего вступают в брак, какую семью считают счастливой и есть ли идеальная модель – рассказывает старший научный сотрудник Института социальной политики Высшей школы экономики Юлия Лежнина.

Брак все еще чаще – официальный, а двое детей – это норма

– Типичная российская семья сегодня – это какая?

– В первую очередь стоит сказать, что мы, социологи, рассуждая об обществе, говорим скорее о трендах. И безусловно, любой может найти отклонения и сказать: «Ой, а у меня сосед не так живет, у него и мотивация, и ситуация другая». Но правило на то и правило, чтобы из него были исключения. Поэтому я буду говорить об изменениях, которые заметны.

Характеристик у современной семьи много, какие-то из них описывают ситуацию в большинстве российских семей: брак все еще чаще официальный, дети в семье – тоже норма (более того, такой нормой является двое детей) и т.д. А вот если говорить об отношениях супругов в семье, то они складываются очень по-разному, и нельзя сказать, что есть наиболее распространенная модель этих отношений.

Сегодня мы меньше говорим о семье расширенной. Россияне часто уезжают из городов, где родились и выросли, для учебы или в поисках работы, чтобы обеспечить лучшие условия жизни себе и своим близким. При этом члены расширенной семьи, клана перестают быть чем-то склеенным накрепко, и не только в части физического присутствия в жизни друг друга, но по характеру отношений.

Связи между родственниками ослабевают, уступают тесноте отношений с коллегами и друзьями. В свободное время с родственниками (помимо проживающих совместно) общаются уже далеко не все, а только 79% россиян, и это чаще женщины. Сегодня когда человек говорит о семье, то речь уже идет, в первую очередь, не о родительской, а о своей семье – супруге и детях. Сегодня семья – это те родственники, которые окружают нас ежедневно.

– Роль семьи в жизни людей как-то изменилась?

– Значимость семьи не ослабевает, семья была, есть и будет важна.

И большинство (66% населения) в первую очередь именно с семьей и детьми связывают понятие жизненного успеха, причем по мере уменьшения размера населенного пункта доля таковых нарастает.

В Москве этих людей меньше – 49%, так как в столице большой спектр и других амбиций – профессиональных, политических. Санкт-Петербург в этом вопросе скорее схож с провинциальными городами – 61%. В целом люди вне зависимости от места проживания гордятся своей семьей (85-89%).

А вот то, как семья организована, в каких формах существует, за что люди ценят ее сегодня, может отличаться от того, что было ранее. Безусловно, это самая инертная сфера нашей жизни, но и она не стоит на месте. Семья поддается изменениям последней, но рано или поздно сдается.

– Цифры, которые вы назвали, очень резонируют с представлением, что сегодня семья и брак в кризисе.

– Во-первых, нужно развести понятия кризиса семьи и кризиса института брака – это разные истории. Брак как норма потихонечку размывается, это правда, но остается доминантой. Большинство россиян (58%) состоят в браке, еще у 7% есть постоянные спутники жизни без регистрации отношений, 17% никогда не состояли в браке, 9% разведены и 10% – вдовы и вдовцы. В сельской местности и малых городах количество состоящих в браке выше. А вот в Москве, Петербурге и центрах субъектов высока доля тех, кто не состоит и никогда не состоял в зарегистрированном союзе (18-21%) и разведенных (11-12%).

Совместное проживание сегодня рассматривается как закономерный предварительный этап семейной жизни, появляется своего рода новая брачная траектория: первый брак начинается с совместной жизни и только потом регистрируется, регистрация повторного брака тоже может откладываться. Возраст вступления в брак постепенно повышается. Согласно данным Росстата, в 1980 г. возраст жениха и невесты был менее 25 лет в 62 и 71% случаев соответственно, а в 2013 г. – всего лишь 25 и 39%.

В качестве нормы официальный брак поддерживают как культурные, так и многие средовые условия: вопросы раздела совместного имущества, наследования, обязательств родителей перед детьми после развода и т.д. Как и наоборот, в том числе нормативная среда влияет, например, на отказ от формального заключения брака. Институт брака существует не автономно от отдельных правовых аспектов.

В современной семье сохраняются традиционные роли

– А что еще изменилось за последние годы?

– Меняется, например, ситуация с гендерными ролями в семье: как распределяются роли между мужчиной и женщиной, чего они друг от друга ждут, как вообще уживаются. И здесь, с одной стороны, все меняется уже давно: казалось бы, размывается традиционная роль мужчины-кормильца и женщины-хранительницы очага, усиливается позиция женщины в обществе и ее роль, в том числе в паре.

Читать статью  Семейные отношения — Психология человека

Но что примечательно, в этом вопросе нет однонаправленного линейного продвижения: наблюдаются как усиление позиций женщин, так и определенные откаты этого процесса, особенно в периоды кризисов, усиливается запрос на традиционные роли женщин в благополучных слоях населения.

В начале 2000-х годов и в крупных, и в малых городах практически половина россиян (45%) поддерживала консенсусную модель семьи, когда нет кого-то главного и решения принимаются совместно, а 25% – прагматическую модель, в которой важные решения в семье принимает тот, кто лучше других ориентируется в современной ситуации. Традиционную, патерналистскую модель, в которой ведущая роль в семье принадлежит мужчинам, поддерживала четверть населения (25%). Утилитаристская модель, где глава семьи – тот, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет, в разные годы наименее популярна, около 10%. При этом мужчины во всех регионах чаще ориентированы на патерналистский, а женщины на консенсусный тип семьи.

Сегодня соотношение примерно такое же, и в современной семье сохраняются традиционные гендерные роли (мужчина – кормилец, а женщина – хозяйка и мать). Но в целом равными (35%) стали доли тех, кто придерживается совместного участия в вопросах жизни семьи, и тех, кому ближе модель, где мужчина – глава.

При этом, в отличие от крупных городов и даже Петербурга, где больше половины женщин и мужчин придерживаются консенсусной модели, парадокс наблюдается в Москве: женщины чаще мужчин предпочитают патерналистскую, традиционную модель (38% женщин и 33% мужчин).

– А с чем связан такой откат у женщин к традиционной роли?

– С одной стороны, это отсутствие у большинства женщин привычки брать на себя ответственность за положение семьи, в том числе в кризисные моменты. Сейчас я говорю именно о среде молодежи, которая как раз уже жила в новых реалиях, нежели женщины 90-х.

С другой стороны, на это же работает и то, что женщины обеспечивают решение большого количества проблем в самой семье: жизнь усложняется и обеспечение повседневного бытования семьи – это большая и сложная задача, которая требует порой нетривиальных навыков. И здесь есть в чем себя реализовать и проявить свой творческий потенциал.

Чем вытеснены мечты о любви

– Какие еще типы семей есть сегодня?

– Есть семьи, ядром которых становятся дети. Есть семьи, которые существуют вокруг ведения хозяйства, налаженного быта, семья в этом случае представляет собой «хозяйственную ячейку». Есть система отношений, где люди рассматривают друг друга в первую очередь как сексуальных партнеров. Примерно по 20% россиян считают такие модели семей идеальными.

А есть «семья как зона комфорта», когда дом – это комфортная повседневная среда, где люди – друзья и им друг с другом удобно. Эта модель формируется сейчас как раз преимущественно среди молодежи из мегаполисов. Но это не про «душа в душу» и «друг в друге раствориться». Это комфорт: с этим человеком надежно, спокойно, удобно в повседневном взаимодействии. О ней мечтает около трети населения. Столько же в качестве идеала рассматривает, в первую очередь, хозяйственные функции семьи.

То есть у россиян есть разные предпочтения, и это нормально, что и желаемые модели семьи у них тоже разные. Нет семей, которые хуже или лучше, просто они разные. И под свои предпочтения люди подбирают партнеров и выстраивают жизнь так, как им кажется максимально подходящим. Для кого-то благо – это ребенок, и он становится центром семьи, для кого-то счастье – когда дом полная чаша, а для кого-то – собственная автономность.

Нужно понимать, что счастье у каждого свое. И толерантность к разным формам семейной жизни – это тренд последних десятилетий. Каждая семья может быть счастлива по-своему.

Все модели, которые я назвала – условные «чистые» типы. Это просто точки приоритетных предпочтений, а на практике они несколько смешиваются.

– А раньше таких типов семей не было?

– С либерализацией сознания, появлением свободы самовыражения и просто социальными трансформациями последних 30 лет произошло определенное ослабление рамок. И сейчас мы более толерантны к неодинаковости, нешаблонности, чем это было 30 лет назад. Т.е. хорошо – это не только «влюбился, женился, родил двух детей и до конца своей жизни вместе».

Раньше практики тоже были разными: где-то была любовь до конца дней, где-то была личная история мужчины и женщины, которая перетекала в семью для детей, а где-то выдерживание шаблона при внутренней «несчастливости». При этом внешний облик хорошей семьи был в целом значительно больше унифицирован.

Сейчас нормы не настолько жесткие, есть представления, что люди разные, что живут они по-разному, радует их разное и все они имеют право на их персональное индивидуальное счастье.

– То есть теперь за долгую жизнь семьи отвечает сама семья?

– А это как раз вопрос о том, что для человека есть семья. Это же не только взаимоотношения между мужчиной и женщиной, это еще и ряд сопутствующих задач – рождение и воспитание детей, обеспечение хозяйственной составляющей, где супруг рассматривается в разных ролях – и друг, и хозяин, и отец или мать детей – то есть много чего примешивается к личным отношениям супругов.

И все зависит от ядра, приоритетов, вокруг которого семья держится, оно должно быть актуальным всегда. Если семья крутится вокруг какого-то хозяйства, то это как раз хорошо – всю жизнь вокруг одной совместно наполняемой чаши. Если мы говорим о семьях, которые существуют ради детей, то в них бывает кризис, когда дети вырастают и улетают из гнезда. Если семья держится вокруг комфорта, то когда он пропадает по разным причинам, мужчина и женщина могут решиться на разрыв отношений. Особая история с семьями, где отношения построены только на чувствах. Вопрос продолжительности супружеского союза – это вопрос того, что его участники в нем ценят.

– А здесь есть место любви? Или достаточно уважения и удобства?

– Любовь – это очень сложный показатель для исследования, в том числе для самих респондентов. Есть данные, что в начале 2000-х годов только 5% женщин в возрасте от 17 до 50 лет говорили, что встретить настоящую любовь не входит в их жизненные планы.

Сегодня же встреча с настоящей любовью – лишь 12-й из 14 жизненных приоритетов россиян, среди таких, как например, получить хорошее образование, иметь свою отдельную квартиру, дом, открыть собственное дело, иметь хороших детей; жить в достатке, иметь хорошее здоровье, стать уважаемым и известным человеком и так далее.

Сегодня мечты о любви даже у молодежи вытеснены надеждами на достаток, здоровье и справедливое общественное устройство.

В то же время хорошая семья занимает 4-е место в этих приоритетах и является мечтой для 17% россиян.

Лечить за деньги мы будем детей, а не себя

– А как меняется отношение к детям?

– Согласно данным ФНИСЦ РАН 2014 года, только 55% россиян хотели бы иметь детей. Из них 10% – одного ребенка, 30% – двоих и 15% – больше двух, то есть сегодня для россиян, желающих стать родителями, идеальное число детей – двое. У трети (34%) уже есть один ребенок, еще у трети (34%) – двое и у 7% – более двух.

Основные приоритеты в воспитании детей для россиян – это образование, деловые качества (деловая хватка и профессия, обеспечивающая «кусок хлеба»), сознательность (гражданская позиция, демократические ценности, умственные способности), толерантность (вера в Бога, терпимость), стойкость и умение постоять за себя, честность и доброта, самодисциплина.

У москвичей отмечается несколько более сильная ориентация на воспитание у детей веры в Бога и терпимости, впрочем, как и желание развить деловую хватку и гражданскую позицию.

При этом, вне зависимости от типа семьи, дети продолжают быть точкой инвестиций в семьях. И о чем бы мы ни говорили: образовании, здоровье, отдыхе, инвестиции в детей имеют больший приоритет по сравнению с инвестициями в жизнь родителей. Лечить за деньги мы будем детей, а не себя, и вкладывать в их образование и отдых тоже больше, чем в свое. И нет никаких предпосылок, что будет что-то меняться.

– А если говорить об инвестициях со стороны государства? Какое направление нужно развивать в первую очередь, на ваш взгляд?

– На мой взгляд, однозначно нужно поддерживать систему материнства и детства. При этом нужно понимать, что инвестирование в человеческий капитал доступно далеко не всем и максимальная отдача от инвестиций в человеческий капитал – это инвестиции в дошкольном возрасте. То есть, чем раньше вы инвестируете в ребенка, тем выше будет отдача на условный рубль от таких вложений.

А инвестиции в детей дошкольного возраста у нас вообще выпадают из зоны внимания государства: дошкольная инфраструктура весьма ограничена и выстроена по принципу пригляда и надзора, а не образования и воспитания. Соответственно, эту функцию инвестиций в детей государство не выполняет. И мы понимаем, что благополучные слои населения имеют ресурсы и оплачивают вложения в ребенка, в отличие от тех, у кого ресурсов нет. Это будет только усиливать неравенство россиян из разных социальных слоев.

В этой связи мне кажется более эффективным создание именно доступных институтов, связанных с образованием и воспитанием детей. Детские сады должны предусматривать образование. Утрата яслей – это тоже потеря для нашей социальной политики. И здесь вопрос не только в высвобождении времени и ресурсов женщин, но и вопрос компетенций у родителей, чтобы самим заниматься ребенком. Соответствующие представления и желание есть далеко не у всех.

– Можно предположить, в какую сторону семья будет развиваться дальше?

– Создание счастливой гармоничной семьи для россиян сегодня – это одна из жизненных задач, которую каждый должен для себя решить. Она в меньшей степени связана с мечтаниями или особенными амбициями и скорее является нормой. В ближайшее время ситуация сильно не изменится. Будет лишь происходить поиск оптимальной для каждого конкретного случая модели семьи. Это, по сути, часть поиска собственного счастья.

Наблюдаемые откаты к традиционным представлениям, которые мы отмечаем, – это определенный сигнал о том, что мы не будем уходить от них далеко. При этом разнообразие микромоделей семейных отношений будет развиваться, и именно через их неодинаковость и многообразие мы и будем искать пути развития семьи.

Источник данных: общероссийские репрезентативные исследования Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук 2003-2018 гг.

Источник https://culture.wikireading.ru/38226

Источник https://www.mk.ru/social/2022/04/03/rossiyane-izmenili-svoe-otnoshenie-k-braku.html

Источник https://www.pravmir.ru/schaste-u-kazhdogo-svoe-a-s-lyubovyu-vse-slozhno-kak-menyaetsya-rossiyskaya-semya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *