Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании

«В воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство

меры» А. С. Макаренко

Цель: определить правила применения воспитательных приемов «наказание» и «поощрение»

Вопрос о наказании детей волнует многих родителей. В сложном деле воспитания не всегда всё идёт гладко. Иногда ребёнок ведёт себя так, что на него не действует обычная просьба что-либо выполнить или, наоборот, прекратить неправильные поступки, отказаться от чего-нибудь и т. д. Встречаются в поведении детей грубость, непослушание, ложь, леность (примеры на уч-ся своего коллектива без перехода на личности). Самое тяжёлое, когда эти проявления принимают затяжной характер, укореняются. Недопустимую ошибку делают те родители, которые в таких случаях применяют физические наказания.

Следует подчеркнуть, что грубые, эгоистичные дети чаще всего вырастают именно в тех семьях, где ребят бьют с ранних лет. Бить ребёнка нельзя. Выдающийся педагог А. С. Макаренко с полным основанием говорил, что не видел ни одной семьи, где бы физическое наказание приносило пользу. Некоторые родители считают, что физические наказания помогают добиться послушания, пресечь поступки детей, но это мнение глубоко ошибочно, а результат только кажущийся, кратковременный. Не говоря уже о том, что побои унижают детей. Они наносят большой вред их психике: порождают в них трусость, жестокость, хитрость, упрямство, озлобляют детей, делают их безвольными. Тогда, дети отдаляются от родителей. В их отношениях появляется некая отчуждённость. И уже другие пути воздействия на ребёнка становятся малоэффективными. Хочется повлиять на ребёнка словом, но слово не до него не доходит. Не действует на него и совет отца, матери, если ребёнок не раз получал от них побои. И хотелось бы матери приласкать сына или дочь. Но уже как-то и не получается.

Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой: как поощрить или наказать, не навредив ребенку?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение ребенка укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Скажите. За что мы поощряем ребенка?

-за домашнюю работу

-за хорошие поступки

-за выполнения поручений

-за то, что похвалил воспитатель ….

Скажите. Как можно поощрить?

-разрешением запретного для этого возраста

Может ли здесь прослеживаться неразумная родительская любовь? К чему она может привести? (если за все хорошие поступки поощрять не только добрым словом)

Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные

А какой самый надёжный способ поощрения? (доброе слово, одобрение)

Правила поощрения :

2. За одно дело – один раз.

3. Не повторяйся в выборе поощрений.

4. Чаще улыбайтесь.

5. Дарите подарки и учите их принимать.

6. Не хвалите из жалости.

7. Не хвалите из желания понравиться

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Задача наказания : создать чувство неудовлетворенности собой и нежелания испытать его еще раз.

Предлагается родителям рассказать за что наказываем ребенка и как его можно наказать?

Правила наказания :

1. Наказывая, подумай: Для чего?

2. Наказание не должно повредить здоровью.

3. Если сомневаешься – не спеши наказывать.

4. Одно наказание – за один проступок.

5. Помни о сроке давности.

6. Наказал – забудь о проступке.

7. Наказывая не унижай.

8. Не наказывай лишением любви.

Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок. Один требует более жестких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребенка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.

Читать статью  Дети в семейных конфликтах - Статьи - Интернет-служба экстренной психологической помощи

Чтобы мы не применяли: наказание или поощрение мы всегда должны помнить, что наказываем или награждаем не ребенка, а его поступок.

Упражнение для родителей:

Поделите листок на 2 части и напишите в одной слова, которыми вы поощряете, хвалите ребенка, а в другой — которыми ругаете. Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

«Ты мой цветочек»

Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? Нарисуйте этот цветок (рисуют, вырезают).

А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок)

Посмотрите какой «прекрасный сад» у вас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.

Педагогика категорически отвергает не только физические наказания, но и всякие другие меры, морально унижающие ребёнка. В системе воспитания неприемлемы наказания, основанные на запугивании и страхе.

Недопустимость физических наказаний вовсе не означает, что стоит совсем отказаться от наказаний, особенно, когда они необходимы. Родителям следует помнить, что безнаказанность опасна и вредна. К тому же ребёнок перестаёт контролировать своё поведение, ответственно относиться к своим поступкам. Но всякое наказание должно применяться в разумных пределах, целесообразно. Тогда оно будет наиболее эффективным. Нужно, чтобы ребёнок понимал, за что его наказывают, почувствовал справедливость наказания. Ещё более важно – вызвать желание исправит свой поступок.

В качестве наказания в семьях применяют замечание, сделанное не между прочим, не на ходу, а организованно, наедине или при других членах семьи: родители запрещают так поступать впредь, порицают проступок, предупреждают, чтобы ребёнок так не делал. В более серьёзных случаях нужен строгий разговор родителей с ребёнком, выговор. Иногда целесообразно изменить своё обращение к сыну или к дочери, использовать более холодный тон, говорить сдержанно, только о самом необходимом. Дети часто переживают это как серьёзное наказание, особенно в семьях, где между родителями и детьми существуют нормальные, близкие взаимоотношения.

В некоторых случаях можно лишить ребёнка удовольствия, например, игры на компьютере, просмотра любимого мультфильма, общения с товарищами…

Родителям надо понимать, что нет какого-либо единственного, универсального средства воздействия. В зависимости от возраста ребёнка, его характера, условий жизни, взаимоотношений в семье, по-разному оценивается его проступок и применяется то или иное наказание. Одно дело, разбил ли ребёнок вазу нечаянно, в тесном помещении, и, совсем другое, если он сделал это из озорства, невзирая на многочисленные предупреждения взрослых.

Во всех случаях наказание ребёнка должно сопровождаться совершенно чёткими требованиями, чтобы он мог легче понять, как надо поступать и как поступать нельзя. При этом важна твёрдость и категоричность требований. Если дети не слушаются, значит, они чувствуют нетребовательность своих родителей, свою безнаказанность. Тот, кто хочет хорошо воспитывать своих детей, должен соблюдать основное положение педагогики: как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения к их личности. Вот почему нужна строгость и вместе с тем чуткость к ребёнку. И, чтобы не случилось несправедливости, применяя наказание, родители, прежде, должны точно установить факт виновности своего ребёнка.

Не следует применять наказания слишком часто, по любому поводу, чтобы у ребёнка не притуплялась к ним чувствительность, иначе, наказание потеряет свой педагогический смысл. Но уже если ребёнок наказан, то надо соблюдать определённую последовательность и выдержку. Нередко в семье накажут ребёнка и тут же пожалеют и простят его, даже, как будто чувствуют какую- то вину перед ним. Такая непоследовательность родителей порождает упрямство у ребёнка и совершенно обесценивает наказание как средство воспитательного воздействия. У внимательных, чутких к детям родителей нередко бывает и так: решат они наказать сына или дочку за серьёзный проступок, но, приглядевшись к ним, поймут, что ни наказывать, ни даже сердиться на них не надо, т. к. это принесёт один лишь вред.

Задача родителей заключается не в том, чтобы обязательно наказать ребёнка за проступок, а в том, чтобы найти наиболее действенные пути к исправлению. Надо также помнить, что мерами воздействия на ребёнка являются не только наказания.

Существенным средством воспитания и влияния на ребёнка являются поощрения, одобрения, похвала за успехи, благородные поступки. Поощряя хорошие поступки ребёнка, родители, тем самым, укрепляют веру в свои силы, вызывают желание быть ещё лучше.

Но поощрение тоже надо применять в разумных пределах, т. е. там, где оно заслужено. Нельзя захваливать ребёнка. Это развивает нескромность, зазнайство. Однако, и не замечать положительных проявлений у своих детей нельзя. Неправильно поступают те родители, которые слишком скупы на похвалы и считают чем-то зазорным похвалить ребёнка, когда он сделал то, что вполне заслуживает похвалы.

Читать статью  Муж и жена. Проблемы семьи - Конфликты и проблемы в семье, как вернуть мужа и пережить развод после супружеской измены – психологический форум Вежа

А самое лучшее средство борьбы с проступками детей – это правильная, чёткая организация всей жизни в семье. Очень важен режим дня детей, повседневная требовательность родителей и, вместе с тем, теплота и искренность их отношений к ребёнку, горячее желание помочь ему стать лучше…

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

1. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказание в воспитании детей. -М., 1971,200с.

2. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. – 2006, 240с.

Методы наказания и поощрения детей Данная тема стала очень актуальной в наше время, как для родителя, так и для педагога. Каждому приходилось заниматься воспитанием детей,.

Доклад-презентация «Превентивные меры по обеспечению безопасности в семьях группы риска» 1. В настоящее время актуальным стал вопрос в необходимости поиска механизма для формирования у детей сознательного и ответственного отношения.

Игровой массаж как эффективный метод коррекционного воздействия «…При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг» (Н. А. Бернштейн) Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего.

Конспект НОД по ФЭМП «Меры длины, объема. Геометрические фигуры» Цель. Знакомить детей со способами сравнения предметов по длине. Активизировать словарь (тяжелее, легче). Сформировать представления об.

Конспект занятия «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период» Конспект занятия по теме «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на.

Консультация для родителей «Наказания и поощрения»

Консультация для родителей «Наказания и поощрения» Можно ли наказывать детей? Как ни жалко, но в некоторых ситуациях это единственный выход. Но, чем реже вы это будете делать, тем эффективнее.

Мастер-класс «Музыкальная мозаика в семейном воспитании» «Музыкальная мозаика в семейном воспитании» В Городском психолого-педагогическом Центре Департамента образования города Москвы ТО «Ясенево».

Рисование в семейном воспитании Игры — занятия по рисованию для ребенка третьего года жизни. Ежик Рассмотреть вместе с ребенком иллюстрацию с изображением ежика, обратите.

Тест на выявление меры заботы родителя о ребенке Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция. Перед вами 15 утверждений. Против каждой фразы поставьте.

Золотые правила наказания и поощрения детей Золотые правила наказания и поощрения детей. Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта.

Как вы относитесь к телесным наказаниям в семье?

Как к самоутверждению закомплексованных, обделенных умом и силой, людей. Пусть уж простит меня самоутверждающаяся половина человечества, но человек со стабильной психикой, просто нормальный человек, не может испытывать удовлетворение от того, что причиняет кому то физическую или душевную боль в целях наказания и воспитания. И не надо говорить, как страдают бедные родители, ломая руки, пальцы, разбивая головы и отбивая внутренности и задницу детей. Кайфуют они. От безнаказанности и проявления «силы».

Телесные наказания в 21-м веке вообще и в семье тоже, это полу-дикость, дикость и полная дикость, которые присущи только оголтелым материальным потребителям и моральным и этическим нищим оборванцам кто бы они не были: короли на Ближнем Востоке или последние пьяницы в Европе. Бить человека палками по пяткам, как это делается по приговору суда в мусульманских странах и бить собственных маленьких детей, пусть и провинившихся, отвратительно и животно-подобно, как не крути и не верти, и не оправдывайся, да еще перед Богом. Думаю, что даже в условиях капитализма с этим рано или поздно будет покончено хотя . . Но это мое мнение, ни кому его не навязываю и мой ответ на ваш очень интересный и жизненно важный вопрос. Спасибо вам.

Положительно, но если в меру и за дело (по отношению к детям естественно). Наши родители, родители наших родителей всегда использовали передовой метод воспитания целебными люлями — поэтому мы боялись и уважали и родителей, и взрослых в целом. А сейчас что ? Детишек не порят и что с них выросло? Поколение пепси, которое бьет слабых, стариков, убивает животных и убивает и насилует палкой труп женщины (вопиющий случай в посёлке Псебай). Если бы детей лупили за дело, они бы добрее росли, и взрослых уважали — у них была бы хоть какая-то мораль, какие-то принципы. Это про детей и воспитание.

Касательно рукоприкладства — однозначно против — за это нужно наказывать. Совершенно недопустимо рукоприкладство мужа по отношении к жене и наоборот, детей по отношению к родителям. За это надо серьезно наказывать.

Физические наказания – почему они недопустимы?

Физические наказания – почему они недопустимы?

Все мы знаем, что лучшее воспитание – это использование диалоговых форм в общении с детьми. Тем не менее, многие родители по-прежнему применяют физическую силу по отношению к своим детям.

Стоит отметить: применение любой физической силы по отношению к ребенку – это насилие. Нередко родители считают, что схватить сына за ухо или дочь за волосы – это не так уж и больно, и это правда, но эти действия – физическое насилие, которое сопряжено с эмоциональным. Подобные действия направлены не столько на причинение боли ребенку, сколько на демонстрацию власти над ним.

Читать статью  Проблемы современной семьи: основные причины и способы их решения |

Люди, которых в детстве «били, и ничего!» ничем не выделяются из толпы, и на лбу у них ничего не написано, но такое поведение родителей повлияло на развитие и становление их личности. Мало кто рефлексирует во взрослой жизни и понимает, что его агрессивность или пассивность, неуверенность в себе или недоверие к окружающим – следствие применения родителями физических наказаний. Последствия насилия в семье чаще всего бывают отсроченными – они появляются не сразу, а через много лет, когда малыш вырос.

Последствия физических наказаний

1. Настороженное и недоверчивое отношение как к взрослым людям, так и к сверстникам. Ребенок, которого бьют дома за провинности, в скором времени перестает доверять окружающему миру, ведь болезненные ощущения он получает от самых близких людей.

2. Подавленность, безразличие к окружающему миру. Часто родители подростков восклицают: «Ему же ничего не интересно!», даже не догадываясь, что инертность – следствие того, что в раннем детстве ребенка били по попе за любую провинность.

3. Депрессивные состояния в подростковом возрасте. В целом для тинейджеров характерна хандра вследствие возрастных особенностей, но дети, подвергающиеся насилию в семье, более склонны к депрессивным состояниям, которые в тяжелой форме могут привести и к суицидальным попыткам.

4. Жесткость по отношению к младшим детям и/или животным. Все чаще в СМИ появляются заголовки о жестоких детях, мучающих животных. Такое поведение характерно для жертв насилия, которые не могут выплеснуть свою агрессию на насильника, поэтому ведут себя жестоко по отношению к тем, кто заведомо слабее и не может дать отпор.

5. Раннее увлечение психоактивными веществами, алкоголем, никотином. Детям, которых родители били в детстве, необходимо как-то справляться со своим эмоциональным состоянием, поэтому они нередко прибегают к химической зависимости.

6. Зависимое поведение в целом. Интернет-зависимость, зависимые отношения, игровая зависимость – все это может стать следствием того, что ребенка наказывали физически. Уход в зависимое поведение всегда связан с попыткой как-то изменить реальность. Жертвам насилия зависимость дарит иллюзию того, что насилия нет и не было в их жизни.

7. Уступчивость, угодливость, заискивание перед взрослыми людьми. Дети, которых воспитывают жесткими тоталитарными методами с использованием физического насилия, стараются максимально угодить взрослым, чтобы избежать наказания.

8. Низкая самооценка. Естественно, ребенок, который подвергается физическому насилию дома, менее уверен в себе, не верит в собственные силы.

9. Суицидальное, аутоагрессивное поведение – нанесение себе порезов и других повреждений.

10. Низкие социальные навыки, закрытость, невозможность установления коммуникации.

11. Преобладающие чувства – гнев и вина.

Психические травмы

Жестокое обращение с детьми ведет к психическим травмам. По тяжести и устойчивости последствий оно сопоставимо с травмой заложника, пленника и жертвы изнасилования. Как и любая психическая травма, насилие имеет свои последствия, которые не связаны с формированием устойчивых личностных качеств.

Более того, дети, которых родители воспитывали с применением физической силы, с большей вероятностью в будущем будут иметь проблемы с воспитанием собственных детей. У них чаще возникают проблемы с обучением. Для них характерен низкий социально-экономический статус, проблемы с поиском работы, а также склонность к совершению правонарушений и преступлений.

Если эмоции зашкаливают…

Физические наказания негативно влияют и на детско-родительские отношения. Если всё же в порыве гнева родитель и ударил ребёнка, нужно извиниться и объяснить своё поведение. Самое важное – родитель должен проговорить случившееся: ребёнок не виноват в том, что мама/папа не сдержали своих эмоций, что родители его очень любят и действительно сильно жалеют о том, что произошло.

Если же родитель решит не извиняться перед ребёнком и сделает вид, что всё хорошо, то у малыша закрепится чёткое чувство вины и стыда. Более того, родительская фигура для ребёнка является безусловно авторитетной, а значит, применение физической силы станет для сына или дочки нормой: «раз мама может меня бить, значит, я тоже могу бить тех, кто слабее». Итог — ребёнок начинает применять физическую силу в своём окружении.

Разговор о случившемся должен происходить на языке, понятном для ребёнка, чтобы донести до него свою любовь, ласку. Очень важен тактильный контакт – с малышом и подростком он должен быть разным, но он очень нужен и важен в любом возрасте.

Если родитель понимает, что бить ребенка недопустимо, но чувствует, что не в состоянии сдерживать себя, то лучше всего посетить тренинги по управлению гневом. Они проводятся во многих психологических центрах и направлены на коррекцию поведения человека в эмоционально-напряжённых ситуациях.

Автор: Екатерина Головина

Понимаете ли вы своего ребенка? Много ли у вас с ним общего? Не давите ли вы на ребенка излишним контролем? А может, вы неуверенно чувствуете себя в роли родителя? Взглянуть со стороны на систему воспитания, сложившуюся в вашей семье, поможет наш тест.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-mery-vozdeistvija-poschrenija-i-nakazanija-v-semeinom-vospitani.html

Источник http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3741127-kak-vy-otnosites-k-telesnym-nakazanijam-v-seme.html

Источник https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/fizicheskie-nakazaniya-pochemu-oni-nedopustimy/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *