Развитие представлений о семье и семейных отношениях с древности до наших дней
учебно-методический материал по психологии ( класс) на тему

Понятие семья. Развитие представлений о семье и семейных отношениях с древности до наших дней.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_predstavleniy_o_seme_i_semeynyh_otnosheniya_s_drevnosti_do_nashih_dney.docx 25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Существует множество понятий определяющих такой феномен как семья. Наиболее интересным представляется проследить изменчивость представлений о семье, то, как она развивалась с течением времени.

По мнению А. Г. Харчева, представления о семье менялись с течением истории человечества.

Это предполагает изменение форм взаимоотношений между людьми, которые постепенно подошли к браку, каким мы понимаем его сейчас, определяются эпохой, ее культурой, законами древних народов, политикой современных государств.

Глава 1. Развитие представлений о семье и семейных отношений с древности до наших дней

Семья – важнейший феномен, который сопровождает человека в течение всей его жизни. Она является воплощением ценностей, и одной из важнейших социальных ситуаций развития личности.

В научной литературе существует множество подходов к изучению понятия семья.

Так, по мнению Людвига ван Берталанфи, семья не является простой суммой ее членов, а представляет определенную сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Здесь в качестве характеристики семьи определяется непременное формирование в ней взаимоотношений.

А. И. Захаров определял семью как малую группу, степень сплоченности которой определяется вовлеченностью ее членов в общие дела. Подчеркивая при этом, что семья единственная группа, которая разрастается не за счет приема в нее новых членов группы по увлечениям или интересам, а в результате рождения в ней детей.

С точки зрения А. И. Антонова семья характеризуется присутствием триединства отношений: супружество – родительство – родство. А выпадение одного из этих звеньев ведет к фрагментарности семьи. Сюда относятся: женатые пары без детей, овдовевшие супруги, проживающие с детьми или без взрослых детей.

Роль изменчивости представлений о браке показана в определении А. Г. Харчева. Он определяет брак как исторически меняющуюся форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Отсюда видно, что брак представляется как форма, меняющаяся во времени, соответственно изменялось и отношение общества, власти к феномену брака. Например: в разных обществах устанавливался разный возраст вступления в брак, а также присутствует своя процедура регулирования оформления брака, и условий расторжения брачного союза.

В широком смысле сюда относится политика государств направленная на ограничение или стимуляцию создания семьи, рождения детей. В пример можно привести Китай, численность которого превышает один миллиард человек. Политикой этого государства строго ограничен возраст деторождения, в то время как в других странах вводятся специальные стимулирующие выплаты для родивших нескольких детей.

А. Г. Харчев отмечает, что семья это более сложная форма взаимоотношений, чем брак. Поскольку она подразумевает объединение не только супругов, но и близких родных людей, а также дальних родственников.

На сегодняшний день вступление в брак представляется заурядным явлением, что кажется так было всегда. Тем не менее, история возникновения моногамной семьи насчитывает многие и многие тысячелетия.

Изначально, в первобытном обществе существовал промискуитет. Который предполагал беспорядочные половые отношения, когда самцы поочередно спаривались с разными самками.

Возражая против промискуитета, ученый Вайри в монографии «Женщина» предполагал следующее: «Такая полная общность жен, могла существовать только у народов находящихся на ограниченной территории, живших абсолютными дикарями, какой мужчина захотел бы взять в жены женщину, будучи неуверенным в отцовстве ее ребенка. А так как в древнем обществе женщина не могла своими силами прокормить ребенка, то человеческий род был бы обречен на вымирание».

Это говорит о «невозможности» существования абсолютно беспорядочных отношений.

Фактором притятствующим вымиранию человеческого рода служило появление среди людей парных браков, и соответствующая им высокая избирательность в выборе партнера. Которая реализовывалась через индивидуальные призывные сигналы, запахи и т.п.

С появлением родов человеческие взаимоотношения были упорядочены, однако началом появления брака это назвать нельзя. Поскольку брак предполагает зарегистрированные отношения, которые накладывают на человека определенные права и обязанности. Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака. Он представлял собой слияние двух родов при возникновении между ними половых отношений. Главные права, реализовывавшиеся в таком браке, относились к воспитанию детей. Затем повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин.

Вскоре ведущая роль стала принадлежать женщине. Наступил век матриархата.

Учеными было замечено, что у многих народов наследование прав приходило от матери, а не от отца. Если детей в семье не рождалось, то права переходили к брату матери.

Стоит отметить, что сущность матриархата выражалась в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве. В это время группы женщин и мужчин жили рядом, и вели хозяйство совместно, как одна большая группа. Брака, каким мы привыкли его видеть, еще не существовало, а вместо него были родовые союзы. В которых господствовал «коммунальный брак». В нем каждый мужчина, принадлежавший своей группе считал себя мужем всех женщин жившей рядом группы. Такие отношения первобытных народов назывались гетеризм.

В первобытном человечестве выделялись следующие виды брачно-семейных отношений:

1. Неделимая семья – состояла из группы родственников, здесь женщины и дети не имели одного мужа и отца, а принадлежали всем мужчинам группы.

2. Сегментарная семья – глава семьи имеет отдельных жен, у его братьев – общие жены. А сестры имеют несколько общих мужей.

3. Индивидуальная семья – каждый мужчина имеет одну или несколько жен. Такая семья также называлась моногамной или полигамной. Или же женщина имела несколько мужей – полиандрия.

К причинам, по которым у древних народов существовала полигамия можно отнести:

1. Отсутствие единобожия, т.е. они, верили во многих Богов, которые подразделялись на старших и подчиненных

2. Отсутствовала аскезы

Возникновение полиандрии также имеет свои причины:

1. Полиандрия – пережиток патриархата, когда женщина выбирала себе мужа или нескольких мужей по своему вкусу

2. Возникновению полиандрии способствовала финансовая причина древних народов, в то время было принято платить за невесту большой выкуп, поэтому родителям часто приходилось «выкупать» братьям одну жену на всех

3. Значительное превышение числа мужчин в брачном возрасте над числом женщин

После этого наступает этап моногамного брака, в том виде в каком он существует в настоящее время.

С расширением частной собственности и торговли на первый план стали выдвигаться мужчины. Постепенно роль женщины утрачивается, а бразды правления семьей берет в свои руки мужчина. Основой брака становится соблюдение супружеской верности, а основной задачей женщины – рождение детей, наследников отца.

Патриархат предполагал достаточно жесткий контроль над женщиной, который выражался в окружении жены всевозможными няньками и сиделками, в обязанности которых входило «приглядывать» за женой. Однако патриархат предполагал не власть мужа, а власть отца. Поскольку он связан с наследственным правом.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи была прописана моногамия как вид брака, но мужу при этом разрешалось брать наложниц. А за измену особенно жестко карали женщину.

Подобные законы издавались во всех древних странах, также и в России, где жена напрямую зависела от мужа, а это зависимость была закреплена законодательством.

Постепенно моногамия стала переходить на современный лад, чему во многом способствовала избирательность в выборе супруга, которая впоследствии вылилась в создание семьи. В такой семье большое значение имеет выбор, ценностью признается любовь и супружеская верность.

Отметим, что брак по взаимному согласию был введен после Французской революции 1793 года. Также была установлена система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.

Таким образом, представления о семье прошли долгий и сложный путь развития. Они претерпевали различные изменения, которые определялись эпохой, ее культурой, законами древних народов, политикой современных стран.

Представление о семье и семейных взаимоотношениях длительно развивались параллельно со сменой эпох в историческом времени. Изначально семейные взаимоотношения были представлены промискуитетом, когда присутствовали беспорядочные половые взаимоотношения. С возникновением у людей высокой избирательности такие отношения были прекращены, и половые отношения стали организовываться в группах, однако браком такие союзы назвать было нельзя, поскольку брак предполагает определение прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу, законную регистрацию.

Читать статью  Из Семейного кодекса выплеснули ребенка – Газета Коммерсантъ № 119 (7320) от 06.07.2022

Затем последовал период матриархата, при котором женщине дозволялось иметь одного или несколько мужей. Однако при матриархате выделялась скорее многофункциональность женщины, а не ее главенство в семье.

С расширением частной собственности и торговли главенствующая роль перешла к мужчинам – наступил патриархат. Здесь главенство отдавалось не мужчине самому по себе, а отцу семейства. Задача женщины состояла в воспитании детей, заботе о семье.

При моногамии разрешалось иметь только одного супруга. Как вид брака моногамия впервые была прописана в кодексе вавилонского царя Хаммурапи. Однако мужчине в таком браке дозволялось брать наложниц, а женщины за измену подвергались жестокой каре. Постепенно моногамия стала переходить в ту форму, которая известна нам сейчас.

После Французской революции 1793 года, брак стал заключаться по взаимному желанию, во главе стояли ценности любви и верности.

Таким образом, с течением исторического времени изменялись представления о семье, семейных отношениях. Обусловленные культурой своей эпохи, ее законами.

1. Султанова, Н. П. Духовно – нравственное воспитание дошкольников / Н. П. Султанова, Н. В. Цилько //Дошкольное воспитание.№5, 2000. – С. 7 – 14.

2. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л. Б. Шнейдер // — М.: ЭКСО – Пресс, 2000. – С. 23 – 26.

Особенности семейных отношений в различных национальных культурах

Захарова, Е. А. Особенности семейных отношений в различных национальных культурах / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 558-561. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13317/ (дата обращения: 06.07.2022).

В данной статье рассматриваются особенности семейных отношений в различных национальных культурах, а также описываются процессы воспитания детей в разных национальностях.

Ключевые слова: Семья, дети, отношения, воспитание, брак, традиции

Семья для каждого человека играет роль, как в воспитании, так и в формировании личности. Именно в семье закладываются такие качества в человеке, как любовь, доброта, честность, здоровье, нормы и правила поведения. В любой национальности есть свои традиции и обычаи в создании семьи и в воспитании детей. И поэтому каждый учитель должен как можно больше знать об особенностях семейных отношений в различных национальностях, ведь в школе обучаются разные дети, и для того чтобы привить им любовь, доброту, желание создать семью и родить детей необходимо проводить с ними беседы и рассказывать учащимся о том, как в древние времена жили их предки и какими были семейные отношения.

Для семей Русских было характерно сохранение традиций. Русская семья традиционно состояла из семейных пар, находившихся в прямом и боковом родстве. Многие историки говорят о том, что у разных племен, сложились разные семьи. Так, например, у поляк были моногамные семьи, у других же вятичей, кривичей и др. — полигамные, но основной формой семьи у русских считалась семья малая, которая состояла из двух поколений: детей и родителей.

В древние времена, как утверждают различные источники, существовало немало способов вступления в брак. Одним из самых древних, является похищение женихом невесты без ее согласия.

У славян, существовал обычай похищать невест на игрищах, но только тех, с кем предварительно они сговорились. Также в те времена был и другой способ вступления в брак, как покупка у родственников невесты. У поляк же, самой популярной формой создания семьи стал привод невесты в дом к жениху. При этом мнение и согласие невесты на заключение брака никто не спрашивал, хотя уже в Уставе Ярослава указывался запрет силой выдавать замуж девушек. Брак заключался лишь в том случаи, когда родственники невесты соглашались с женихом или его родственниками. Церемония заключения брака проводилась по специальным обрядам: вечером невесту приводили в дом к жениху, и она раздевала его, и самое главное, снимала с него обувь. На второй день после свадьбы родственники невесты привозили приданое. Личные отношения между супругами зависели во многом от того, как создавалась семья. При похищении, девушка была как бы собственностью мужа, поэтому в семье у жены не было никакого права. При покупке невесты и привозом ее приданым между женихом и родственниками невесты были отношения, при которых власть жениха ослабевала, а также у жены появляются права. В те времена, на всей территории, свободно производился развод, причем, в браке с приданым инициатором могла быть жена. С принятием христианства начинает действовать собрание семейного права, впоследствии названное Номоканон. Венчание в церкви было лишь для высших слоев общества, остальное население, практиковало традиционные обряды заключения брака.

Согласно законам номоканона, перед венчанием следовало пройти обручение — под которым понимается сговор, во время которого родственники невесты и жениха договаривались о заключении брака и о приданом. Закончив обучение, выдавалась специальная сговорная запись; на случай нарушения вступление в брак платили неустойку больших размеров. Священник, производивший обручение, давал также венечную запись, которая была необходима при венчании. Обручение объединяло жениха и невесту почти так же, как брак. Нарушение невесты верности жениху рассматривалось как прелюбодеяния. Возраст, когда можно было вступить в брак — 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Также внимание обращалось на то, что между женихом и невестой не должно быть «великой разницы в летах». Запрещалось вступать в брак с родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Взаимное согласие на заключение брака по церковным правилам всегда было необходимо, хотя на деле невесту о согласии никто и не спрашивал. Венчание производилось только священником, в присутствии не менее двух свидетелей.

Личные отношения между супругами с принятием христианства сильно изменились. Жена уже рассматривалась не как имущество, принадлежащее мужу, а уже как самостоятельное лицо. Церковный брак уже, официально провозглашается таинством, которое совершается на небесах, и направленно на духовное и физическое общение супругов. За убийство жены, муж всего лишь мог подвергаться легкому наказанию, а жену же, убившую мужа своего, живую закапывали в землю. Муж мог совершенно спокойно заложить жену, предоставив под предметом залога. В тот период замужние женщины могли общаться лишь с ближними родственниками. Фундаментом отношений между женой, мужем и детьми являлась власть мужа и отца семейства. Семья в тот период существовала как бы маленьким государством, со своим уставом и собственной властью. Жилищно-имущественные отношения между супругами отмечались признанием за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период женщины имели свое имущество. В период семейных отношений муж также владел и использовал имущество жены, но не мог, без согласия законной супруги им распоряжаться. В случае же кончины жены все ее имущество переходило к ее детям, а если детей не было при жизни, то к ближним родственникам. Отношения между родителями и детьми строились лишь на отцовской власти. Эта власть была достаточно сильной, хоть и прав на жизнь и смерть никогда не имели. Однако в качестве серьезного преступления, убийство детей не рассматривалось. По Приказу 1648 года за убийство детей отец мог всего лишь прибывать один год в тюремном заключении. В то же время за убийство родителей, детей убивали. С помощью наказаний отец принуждал к повиновению своих детей. Пожаловаться дети не могли. За это, Уложение 1648 года, предписывало «бить их кнутом нещадно» [12]. У русских, как и у всех других народов и племен, долгое время преобладала семья, которая объединяла родственников по прямым и боковым линиям. Довольно часто такие семьи объединяли дедов, сыновей, внуков и правнуков. Несколько же супружеских пар вместе владели имуществом и хозяйством. Руководил же этой семьей самый опытный, трудоспособный, зрелый мужчина, который имел власть над всеми другими членами семьи. У такого мужчины была советница — старшая женщина, которая вела хозяйство. Остальные женщины были практически бесправны.

На рубеже XIX–XX вв. многими исследователями было зафиксировано наступление кризиса семьи, который сопровождался многими противоречиями. Авторитарная власть мужчины уже не была такой сильной. Семья утратила основные свои функции. Нормой стала модель нуклеарной семьи, состоящая из супругов и их детей.

Современная модель семьи достаточно вариативна. Она может объединять супругов с детьми, находящихся как в зарегистрированном или незарегистрированном браке; бездетных партнеров, также людей, не вступающих в брак и ведущих общее хозяйство; пару «мать и ребенок», полигамный союз, а также однополый фактический брак.

С одной стороны, во многом сохраняется традиционный (патриархальный) брак, при наличии всех его признаков. С другой стороны же, признается достаточно популярным вариант эгалитарной семьи (семья, в которой оба супруга занимают равноправное положение) [18,200], представляющий отход от традиционного начала в семье в сторону индивидуально-личностного.

Читать статью  Л. Н. Толстой. Тема семьи и дома (Зоя Орлова) /

С древних времен татарский народ строил свою семейную жизнь по законам Корана и Шариата. Религия, в большинстве случаев, стала основой татарской культуры, и татарским традициям. Для народа, вера является всем, И сегодня, именно вероисповедание дает возможность выделяться татарам, на фоне русского населения. Религия поддерживает традиции и нравственные ценности и защищает их от уничтожения в современном обществе.

Татары всегда очень высоко ценили свою семью, а заключение брака считается необходимостью. В древние времена семья была единственной возможной формой введения любого хозяйства, также гарантией хорошей старости. Для татар создание семьи считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком» [21,58]. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу» [21,59], а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». В Древние времена, у татарского народа, было лишь экономическое соображение по выбору супруги: семье была нужна невестка — хозяйственная, и которая могла рожать детей и их воспитывать. Брак по сватовству был основной формой создания семьи. До наших дней сохранились и основные требования к невестке. Девушка должна быть доброй, трудолюбивой, с почтением относиться к родителям мужа. К невесте присматривались долго, обязательно смотрели на ее трудовые навыки. Благодаря этому и судили о трудолюбии потенциальной невестки. Если свекровь, имея невестку, продолжала хлопотать по хозяйству, это унижало ее достоинство. Недопустимым также считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. В то время как свекровь занималась хозяйством, невестка не могла сидеть без дела. Основной заботой свекрови являлось соблюдение традиций и обычаев, а также присмотр за детьми.

Татарская молодежь не могла свободно общаться друг с другом, потому что это было стеснено нормами и правилами шариата. Но, несмотря на это, юноши всегда искали возможность встретиться с девушками, например во время сенокоса или сбора урожая. Парни, которые хотели жениться, обязательно ездили в соседние деревни и села, чтобы найти себе жену. Для этих поездок даже существовал особый термин — высмотреть девушку. В этот день устраивали «аулак» — молодежные игры, или посиделки. Такие мероприятия являлись порой единственной разрешенной формой встреч молодых. Нормы Шариата строго запрещали любые вольности между возлюбленными. Да и воспитание девушек не позволяло бойкого общения с юношами. Ведь многие могли, сочти это за легкомыслие. А об интимной близости и речи быть не могло, ведь даже улыбка могла повлечь за собой серьезные последствия.

Для татар важное значение имела национальная и социальная принадлежность молодых. При вступлении в брак особое внимание обращали на происхождение и родословную. На здоровье также обращали значение. Невеста должна была происходить из хорошей семьи, не быть незаконнорожденной, чтить традиции, исполнять обряды, быть девственницей. Все эти факторы способствовали стремлению сохранить и укрепить будущее поколение.

«Брачный возраст» для девушек был 16–17, иногда 14–15 лет или даже 12–13 лет. Для юношей возрастом для брака считались 16–18 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.

Для татарского народа очень важно соблюдать обычай, порядок старшинства при вступлении в брак среди сестер и братьев. Невеста должна была приходить в дом жениха. Если этого не происходило то позор жениху. В народе говорили так: «Йортка кергенче — утка кер» (дословно: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом») [21, 74].

Для татар, традиционная семья моногамная, и основана на патриархальных принципах. Главной особенностью такой семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально — психологическим функциям. Такая семья рассматривается как завершающий акт в воспитании, который способствует укреплению всего рода в целом, а также семьи.

Также был еще один минус со стороны традиционного брака. Между приверженцами разной веры не мог быть заключен брак, пока один из них не примет веру другого.

Девушка, после вступления в брак полностью переходила на содержания мужа и была во власти его. Никто из родителей не вмешивался в отношения молодых. Женщине не позволялось покидать дом мужа, без его разрешения, и уходить к родителям или родственникам. Инициатором развода мог быть лишь муж. При разводах, мужчина должен обязательно вернуть часть калыма, а женщина могла забрать свои личные вещи. Если мужчина имел интимные отношения с женщиной, то по законам шариата он должен жениться на ней. Но это требование не создает хлопот для мужчин, так как разводы производятся достаточно легко. Однако, узнав об этом, многие девушки могут отказаться от вступления в брак с этим человеком.

У мусульманского общества брак, в котором рождаются дети, является религиозной обязанностью, а безбрачие — прискорбным состоянием. Коран допускает, чтобы верующий мужчина имел одновременно четырех жен. В суре Корана, которая называется «Женщины», сказано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной…» [21,80].

Татары всегда стремились иметь как можно больше детей, в особенности продолжателей рода — мальчиков, чтобы они помогали в хозяйстве и были надежной опорой в старости. В татарских семьях, как и во многих других, преобладала многодетность. Средняя численность многодетной семьи, составляла 8–10 человек. На сегодня, татарская семья также считает, что должны быть дети в семье, но, к сожалению не многие могут их иметь, тогда семья берет чужих из детских домов. Такие семьи были в уважении и почете общества.

Важнейшей функцией современной семьи остается воспитание детей. Недаром татары говорят: «Балалы ей — базар, баласыз ей — мазар» (дословно: «Дом с детьми — базар, дом без детей — кладбище») [21,85].

Ислам предписывает мужчинам заботиться и беречь своих матерей, сестер, дочерей и жен. У татар особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов (Хадис — высказывание пророка и сообщение его сподвижников о его учении и образе жизни) сказано, что «рай находится под ногами матери», а значит, отношение к матери определяет благополучие мужчины.

Семья, у чувашского народа была прочной. Супруги относились друг к другу с преданностью, верностью, уважением. В некоторых преданиях говориться о том, что распущенность женщин или мужчин была позором. Если мужчину обвиняли в распущенности, его привлекали к ответственности перед судом общины и выселяли из деревни. Если жена рекрута, служившего в армии 25 лет, родит сына без мужа, то такого сына не наделяли землей и по достижении двадцати лет отправляли в солдаты же. Родители своим примером, в труде воспитывали своих детей. Разводов почти не было.

Старших чуваши уважали и почитали. При нарушении этого община жестоко наказывала.

У чувашского народа была такая традиция, что после смерти старшего брата, младшему переходила его жена. Искать невесту в своей деревни строго запрещалось, ведь по приданию она могла быть родственницей жениху. Свадьбу играли по традиционным чувашским ритуалам. Допускалась кража невесты.

Стремление многих чувашей женить своих сыновей, в очень раннем возрасте, и выдавать дочерей замуж в годах в значительной мере было обусловлено необходимостью иметь рабочую силу в крестьянском хозяйстве. Предание, записанное в 1912 году, сообщает: «Старики говорят, что в старину женили очень молодых. Перед женитьбой испытывали мальчика таким образом: бросали в него большой шапкой, которая весила, пожалуй, больше десяти фунтов. Если от этого не падал, то его женили. Должно быть, жених был не старше 14–15 лет. Девиц выдавали очень поздно: до 30 и 35 лет жили они девицами [10,25].

В семьях чувашского народа всегда с большим уважением и любовью относились к своим родителям. Все это хорошо видно из народных песней, в которых пели не о любви между женщиной и мужчиной, а о любви к своей семье, родителям и Родине.

Древние чуваши верили, что самое страшное проклятье — это проклятие матери, которое обязательно сбудется. Поэтому чуваши очень чтили своих матерей, и была у них такая пословица: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». [10, 30]

В семьях чуваш было равноправие, и никогда не было обычаев унижающих женщину. Супруги уважали друг другу, и поэтому в чувашских семьях были редки разводы. Старики о муже и жене говорили так: «Женщина — божество в доме, мужчина — царь в доме «Хĕрарăм — кил турри, арçын — кил патши. [10, 33]

Читать статью  Анкета для родителей ДОУ " Взаимоотношения в семье" | Методическая разработка на тему: | Образовательная социальная сеть

Подводя итоги рассмотрения семейных отношений и опыта семей по воспитанию детей в различных национальностях, можно сделать следующие выводы:

— Семейные отношения в разных национальностях достаточно сильно отличны друг от друга, но просматриваются некоторые сходства, которые говорят о том, что люди одинаково трепетно подходят к созданию семьи.

— Отношения между супругами, у разных народов, достаточно теплые, уважительные. Это во многом показывает, что люди заключали брак по любви и согласию. Исключения составляли лишь браки по расчету.

— К вопросу воспитания люди подходили с большой ответственностью и пытались вырастить достойных парней и девушек, которые должны были продолжать род, воспитывать своих детей и не забывать о старых родителях.

В итоге учитель должен научить детей культуре создания семьи, на традициях своей национальности. Объяснить им значения и важность отношений и воспитания в современном обществе.

1. Иванов В. П. и др. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары,1993,С.310.

2. Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2006

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

4. Фахрутдинов Р. Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000.- 255 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, брак, жена, Отношение, воспитание детей, жених, заключение брака, родственник невесты, создание семьи.

Исторические изменения семьи и брака

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И.Я. Ба-хофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию)– отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия –свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия(от греч. «екзо» – вне и «гамос»– брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста(запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальнаясемья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право(право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат)к мужчине (патриархат).По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапиза несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия,но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.

Инфантицидный детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).

Бросающий ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).

Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).

Навязчивый ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).

Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).

Помогающий– родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж. Пиаже, 3. Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

Источник https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/03/20/razvitie-predstavleniy-o-seme-i-semeynyh-otnosheniyah-s

Источник https://moluch.ru/archive/77/13317/

Источник https://studopedia.ru/8_127814_istoricheskie-izmeneniya-semi-i-braka.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *