Мутационная дисфония

Мутационная дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония. Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии, стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии, фонопедических занятий.

Общие сведения

Понятие «мутация», или «ломка голоса» означает его возрастные физиологические изменения. Это состояние типично и для девочек, и для мальчиков-подростков. Возрастные рамки мутационного периода – 13-15 лет. В норме трансформация детского голоса во взрослый занимает от 6 месяцев до 1 года. При нарушении сроков, темпов или искажении динамики возрастных изменений голоса говорят о мутационной дисфонии. Патологическая мутация чаще возникает у мальчиков, это объясняется влиянием мужских половых гормонов на рост и развитие гортани. Частота возникновения мутационных дисфоний составляет 6-24%.

Мутационный период является критическим в развитии голосовой функции. В это время под влиянием гормональной регуляции происходят серьезные морфологические изменения в органах голосообразования. Любые стрессовые для организма воздействия могут привести к срыву физиологически протекающей мутации и формированию стойкого дисфонического расстройства. Нарушения голоса в период пубертата полиэтиологичны, их причинами могут выступать:

Заболевания голосового аппарата. Инфекционно-воспалительные процессы верхних дыхательных путей, возникающие на этапе мутации, являются самими частыми триггерами дисфоний. Наибольшую опасность представляют рецидивирующие ларингиты и ларинготрахеиты.

Перенапряжение голоса. Развитие стойких фонационных нарушений в мутационный период может быть связано с несоблюдением рационального режима: большими голосовыми нагрузками, форсированным пением, игнорированием физиологических возможностей детского голоса. Особенно часто функциональные дисфонии встречаются у детей, занимающихся вокалом.

Нервно-психические нарушения. Астенический синдром, эмоционально-психические потрясения, повышенная тревожность у детей нередко лежат в основе дисфункции голосовых мышц, дискоординации фонации и дыхания. Также к мутационной дисфонии приводит привычка подростков постоянно повышать голос на окружающих, истерично кричать.

Эндокринные расстройства. Неправильное функционирование желез внутренней секреции (гипофиза, гонад, надпочечников) вызывает преждевременное половое созревание. В этом случае у мальчика еще в домутационном возрасте может появиться грубый мужской голос.

Сенсорные нарушения. Сниженный физический слух, неразвитый музыкальный слух, несформированность прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами приводят к тому, что подростки не могут правильно перестроить свой голос, добиться комфортных ощущений при фонации. В таких условиях закрепляется патологический способ голосоведения.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что мутационная дисфония развивается преимущественно у подростков из неполных семей, которые чаще слышат материнскую речь и невольно подстраивают свой голос под женский образец. Однако эта точка зрения достоверно не доказана и опровергается другими наблюдениями.

Мутации голоса у подростков связаны с гормональной перестройкой. Голосовые аппараты маленьких детей одинаковы: отличить по строению гортани и связок мальчика от девочки невозможно. В подростковом же периоде ситуация начинает меняться, что надо учесть при занятиях вокалом для детей.

Мутация голоса у мальчиков

Голосовые ломки у мальчика – естественное явление. Признаки мутации: переход голоса с высокого тембра на низкий и наоборот. Связки подростка утолщаются, голосовая щель расширяется. Возраст появления первых признаков мутационных изменений индивидуален. Зачастую мутации голоса у мальчиков начинаются в 12-14 лет и длятся около двух месяцев. В этот период наблюдается изменение тональности. Во время перестройки организма у ребёнка может возникнуть социальная проблема: к басовитой речи мальчик и его окружение привыкают не сразу.

Мутация голоса у девочек

Редкое неестественное явление. Патологическая мутация голоса девочки зачастую связана с высоким содержанием тестостерона в крови. Процесс может сопровождаться ростом волос на лице, формированием телосложения мужского типа, интенсивным ростом конечностей, замедлением развития вторичных половых признаков. При выявлении тревожных признаков необходимо незамедлительно обратиться к эндокринологу.

Что делать при ломке?

В периоды мутации голоса подростку необходимо соблюдать особую осторожность. Нельзя допускать перегрузку голосовых связок. Перенапряжение способно спровоцировать образование особых узелков в связках, делающих голос хриплым. Стоит избегать простудных заболеваний. Они способны удлинить мутационный период. Подростки часто задают вопрос: «Можно ли ускорить мутацию?» Поскольку голосовые трансформации вызваны физиологической перестройкой организма, ускорить их не удастся. Просто наберитесь терпения.

Читать статью  Программа тренировки для девушек в тренажерном зале: уровень «Продвинутый» - Muscleoriginal

Пение в мутационный период

Обращаться с ломающимся голосом нужно крайне бережно. Форсированный вокал, исполнение песен из репертуара взрослых исполнителей полностью запрещены. Также не допускается подражание взрослым вокалистам. Если фониатр выявил явные изменения, занятия вокалом необходимо отложить. Хоровое пение в этот период недопустимо. При маловыраженной ломке разрешается заниматься под руководством грамотного педагога. В этом случае подросток может петь в незавышенной тесситуре, воспроизводить звуки, фонирующиеся без напряжения. Исполнять короткие фразы. Вибрато должно соответствовать природе детского голоМутации голоса у подростков связаны с гормональной перестройкой. Голосовые аппараты маленьких детей одинаковы: отличить по строению гортани и связок мальчика от девочки невозможно. В подростковом же периоде ситуация начинает меняться, что надо учесть при занятиях вокалом для детей.

Лечение мутационной дисфонии

Направления лечебно-коррекционной работы зависят от причин, вызвавших мутационную дисфонию. При эндокринных нарушениях, прежде всего, требуется медицинское вмешательство. В остальных случаях восстановительная работа ведется в нескольких направлениях: психотерапевтическом, педагогическом. На предварительном этапе подростку назначается «режим молчания» − в течение нескольких дней запрещается разговаривать вслух.

Психокоррекция

Целью рациональной психотерапии является формирование адекватного отношения, принятия нового низкого тембра. Работа проводится в форме разъяснительных бесед, включает прослушивание образцов мужских голосов, аутогенные тренировки. На этом этапе важно добиться осознанного участия подростка в процессе голосопостановки.

Лечебная и дыхательная гимнастика

Параллельно с психокоррекцией назначается лечебная физкультура. Данное направление позволяет гармонизировать нервную систему, выработать правильные кинестезии, снять мышечное напряжение с гортани и органов артикуляции. Дыхательные упражнения помогают нормализовать физиологическое дыхание, рационально использовать воздушную струю в процессе фонации.

Логопедическая коррекция

При мутационной дисфонии проводится курс фонопедических занятий, направленных на выработку правильного стереотипа голосообразования. Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются под контролем фонопеда. Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.

После отработки подготовительных упражнений логопед предлагает подростку воспроизвести несколько образцов «взрослого» голоса. Методом подбора останавливаются на том тоне, при воспроизведении которого отсутствует субъективный дискомфорт. Новое звучание закрепляется в процессе голосовых тренировок. С целью повышения самоконтроля используется БОС-терапия. Длительность полного курса коррекции дисфонии в среднем составляет 1 месяц.

Психопрофилактика стрессов. Часть 1

О методах психологической саморегуляции своего функционального состояния.

В современном мире особенно в мегаполисах в связи с необходимостью работы с большими объемами информации, построением взаимоотношений со множеством людей, отсутствием времени на отдых человек непременно ощущает сильное напряжение и стресс. Существует много способов совладания со стрессом. Сегодня речь пойдет о комплексе мероприятий, направленных на предупреждение развития или ликвидацию (полную или частичную) возникших стрессовых состояний под влиянием негативных воздействий, так называемого дистресса.

На самом деле, в своей обыденной жизни мы часто интуитивно используем выработанные самостоятельно на своем опыте наборы приемов, позволяющих нам справиться с волнением, побыстрее войти в рабочий ритм или максимально расслабиться и отдохнуть.

В основе методов психологической саморегуляции, обсуждаемых в данной статье, лежит состояние релаксации. Результаты исследований показывают, что, находясь в этом состоянии, человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию ресурсов организма.

Итак, существуют разные методы и модификации техник психологической саморегуляции. Основные классы методов:

  • нервно-мышечная релаксация;
  • аутогенная тренировка;
  • идеомоторная тренировка;
  • сенсорная репродукция образов (метод образных представлений).

Задачи, которые решаются использованием методов психологической релаксации:

  1. Оптимизация состояния для того, чтобы обеспечить и поддерживать высокую работоспособность в течение как можно более продолжительного времени.
  2. Устранение накапливающихся эффектов утомления в процессе повседневной работы.
  3. Купирование симптоматики стресса, дезорганизующей деятельность и препятствующей ее выполнению в нормальном режиме.
  4. Снятие чрезмерного эмоционального напряжения.
  5. Коррекция состояния хронического стресса.
  6. Профилактика возникновения синдрома выгорания или купирования таких его проявлений, как эмоциональное истощение и негативная установка по отношению к людям, с которыми человек контактирует, например, в процессе работы.
  7. Коррекция невротических состояний, повышенного уровня тревоги и страхов.
Читать статью  Купить женские шорты Nike (Найк) в интернет-магазине |

1. Техника нервно-мышечной релаксации

— представляет собой курс систематической тренировки по произвольному расслаблению различных групп поперечно-полосатых мышц.

Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела («прорабатываются» в определенной последовательности: мышцы конечностей (ноги, руки), туловище, плечи, шея, голова, лицо). В процессе расслабления человек чувствует ощущения размягчения, распространения волны тепла и приятной тяжести в прорабатываемом участке тела, чувство покоя и отдыха. Что говорит об устранении остаточного обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов прорабатываемой области и усиления обменных и восстановительных процессов.

Важно, что мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую.

Человек, в совершенстве овладевший техникой, способен произвольно вызывать расслабление в тех жизненных ситуациях, когда необходимо быстро снять или уменьшить степень острых переживаний, перенапряжения.

Исследования показывают, что использование техники нервно-мышечной релаксации эффективно при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротических состояниях.

Познакомиться с текстом сеанса нервно-мышечной релаксации можно в книге «Психологические технологии управления состоянием человека» Леоновой А.Б., Кузнецовой А.С.

2. Аутогенная тренировка

В основе использования аутогенной тренировки (аутотренинга) лежит овладение техникой самовнушения. Главный элемент аутогенной тренировки — усвоение и оперирование формулами самовнушения в виде самоприказов, когда формируется связь между словесными формулировками и возникновением определенных состояний.

Для формирования требуемого состояния используются специальные формулировки самоприказов — «формулы цели», задающие нужную ориентацию дальнейшему развитию состояния. Они могут иметь разную направленность: способствовать дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну или же, наоборот, оказывать активирующее воздействие. Важно помнить, что для овладения методом требуется тренировка, чтобы формулировки сработали в требуемой ситуации. Через несколько месяцев регулярных занятий бывает достаточно повторить про себя последовательности слов из тренировки (например, «лоб прохладный (голова ясная)»), чтобы достичь быстрого сбрасывания напряжения и активизации состояния.

И. Г. Шульц впервые ввел и описал метод аутогенной тренировки, а в последующем он был доработан многими отечественными учеными. К перечню классических упражнений AT относятся следующие (по И. Г. Шульцу):

1. Упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: «Моя правая (левая) рука тяжелая», «Обе руки совершенно тяжелые», «Моя правая (левая) нога тяжелая», «Обе ноги совершенно тяжелые».

2. Упражнения для расширения кровеносных сосудов путем внушения ощущений тепла в разных частях тела: «Моя правая (левая) рука теплая», «Обе руки совершенно теплые», «Моя правая (левая) нога совершенно теплая», «Обе ноги совершенно теплые», «Руки и ноги совершенно теплые».

3. Упражнения для регуляции деятельности сердца: «Мое сердце бьется ровно и спокойно».

4. Упражнения для контроля за дыханием: «Я дышу ровно и спокойно», «Мне дышится легко».

5. Упражнения для регуляции деятельности внутренних органов брюшной полости: «Мое солнечное сплетение излучает приятное, внутреннее тепло».

6. Упражнения для головы и снятия умственного напряжения: «Мой лоб приятно прохладен».

Завершение аутогенной тренировки будет зависеть от конкретной задачи, для которой в данный момент она проводилась — например, для успокоения, засыпания или поднятия энергии.

1. Обычное завершение

Я отдохнул и успокоился (или)

Я отдохнул, успокоился и набрался сил.

2. Усыпляющее завершение.

Становится все глубже и глубже.

3. Активирующее завершение.

. и набирается сил.

Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, из моих ног, из всего моего тела.

Все мои мышцы становятся легкими и упругими.

Мое внимание на моем лице.

Мышцы моего тела подвижные и легкие.

Я все бодрее и бодрее.

Моя голова отдохнувшая, ясная.

Мое самочувствие хорошее, бодрое.

Я полон энергии.

Я готов действовать!

3. Идеомоторная тренировка.

Эффект реального и воображаемого движения лег в основу идеомоторной тренировки. Самостоятельное использование данной техники невозможно в силу специфики метода. Основу идеомоторной тренировки составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемое движение было ранее освоено в реальности. Идеомоторная тренировка является следующей логической ступенью после освоения метода нервно-мышечной релаксации, когда двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение.

Читать статью  Что брать с собой в тренажёрный зал девушке и мужчине, необходимые вещи для тренировок в зале - Чемпионат

Женский голос при аутогенной тренировке

Постановка голоса:
«Чаще всего у пациентов мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани.»

Мохотаева Маргарита — фонопед фониатрического отделения Санкт-Петербургского научно-исследовательского институте уха, горла, носа и речи, кандидат педагогических наук.
Фонопед — педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.

фонопед

— Постановка голоса — процесс, который для кого-то может быть простым, для кого-то — сложным, это индивидуально.

У кого-то есть природная постановка голоса, и этому человеку совершенно не нужно долго заниматься, достаточно дать направление, и для него все будет просто. А для кого-то это будет уже достаточно сложным и длительным процессом. Чаще всего, когда уже наработаны вредные голосовые привычки, это долго.

— Да, в том числе и эта. Когда мы говорим, гортань зажата, это означает, что она
находится в верхнем напряженном положении. В таком случае и голос звучит зажато. Конечно, от такой привычки нужно избавляться.

дыхательно голосовые упражнения

— Постановка голоса подразумевает улучшение основных качеств голоса человека, у которого нет патологии гортани. К нам же приходят, как правило, те, кто уже столкнулся с проблемами и у кого с помощью эндоскопической техники мы выявили нарушения в работе голосового аппарата. То есть. задача фонопеда, в таком случае, — сначала исправить недостатки, нормализовать работу гортани и уже только на этой основе можно приступать к развитию основных качеств голоса.

Мы ориентируем своих пациентов где-то на три месяца, но все зависит от патологии. Бывает так, что у пациента серьезная патология, например послеоперационные нарушения голоса или узелки, хронический ларингит. Достаточно длительное время требуется для восстановления голоса.

А бывает, пациенты имеют функциональные расстройства голоса, например снижен тонус голосовых складок. И тогда наши занятия будут не такими продолжительными. Но в среднем мы ориентируем на три месяца занятий. И ежедневно пациенты должны самостоятельно заниматься плюс приходить заниматься амбулаторно со специалистом.

— Голосовой аппарат – это целая группа органов и систем. Это и дыхание, и артикуляция, целая система резонаторов. Работа над голосом предполагает сначала постановку правильного нижне-ребренного (диафрагмального) типа дыхания и работу над артикуляцией. Затем начинается работа над развитием резонаторной системы, усилением резонирования звука, а также работа над мышечно-связочным аппаратом гортани. Только работа над всеми звеньями голосового аппарата может дать максимальный эффект и возможность для максимального раскрытия потенциала вашего голоса.

— Тут можно все проблемы разделить на несколько групп. Это касается произносительной части — например, нарушены орфоэпические нормы, нечеткая дикция.

Это, скорее, не нарушения звукопроизношения, (когда человек неправильно произносит те или иные звуки), а просто нечеткая, невнятная, смазанная артикуляция, где затухают окончания, пропадают части слов. В таком случае только в контексте можно понять, что человек говорит.

Что же касается голоса, то чаще всего, конечно, это напряженная манера подачи голоса, твердая атака звука, когда голос звучит напряженно и резко. Нет мягкости тембра в голосе. И часто эти люди потом испытывают трудности с голосом.

методы исследования голосового аппарата

Маргарита Мохотаева показывает результаты акустического анализа голоса: каких частот недостаточно в голосе, где нарушен баланс, уровень охриплости.

Источник https://mcoip.ru/opyblicovannie_materiali/%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Источник https://mariadolgopolova.ru/publikatsii/stati/psihoprofilaktika-stressov-chast-1.html

Источник https://www.demyanoff.ru/blog/fonoped-postanovka-golosa

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *