Тренировка по женскому баскетболу

Выделены некоторые значимые проблемы организации тренировочного процесса любительских баскетбольных женских команд вузов и возможности их решения. По данным анкетирования тренеров женских команд выявлены степень информированности тренеров об особенностях построения тренировочного процесса женских команд, о роли фазовых изменений функционального состояния и эмоций в связи с овариально-менструальным циклом, о традиционных и нетрадиционных возможностях регуляции функциональных состояний при построении тренировочного процесса и об имеющемся личном опыте. В экспериментальных сериях установлено, что негативные эмоциональные факторы уменьшают эффективность реализации штрафных бросков. Релаксационные мероприятия, включающие физические упражнения и вдыхание запаха эфирных масел, способствуют повышению точности бросков, но связь между ростом процента реализации бросков и изменением ситуационной тревожности по Спилбергеру не установлена. Релаксационные мероприятия, проводимые при повышении тревожности, обусловленной изменениями в ходе предменструальной фазы, предотвращают снижение точности штрафных бросков. Обучение физическим упражнениям, направленным на релаксацию, объединенное с вдыханием запаха эфирных масел, может быть интегрировано в тренировочный процесс, как часть обучения игроков управлению функциональными состояниями в процессе игры.

1. Аксенова Е.П. Модель кондиционных способностей студенток с позиции системного подхода к их формированию средствами баскетбола /Е.П. Аксенова, О.И. Рыбалка // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков, 2006. – № 4. – С.53-59.

2. Хуцинский Т. Спортивная подготовка женщин-баскетболисток в аспекте полового диморфизма: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Санкт-Петербург, 2004. – 53с.

3. Пельменев В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: Учебное пособие / В.К. Пельменев; Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 162 с.

4. Brooker J.-L. Stress and emotions in basketball: impact on free-throw performance / [Электронный ресурс]: URL: https://repository.cardiffmet.ac.uk/bitstream/handle/10369/8025/6774_Jamie-Lee_Brooker_Psychology_101324_500947189.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

5. Lane A.M., Beedie C.J., Devonport T.J., Stanley D.M. Instrumental emotion regulation in sport: relationships between beliefs about emotion and emotion regulation strategies used by athletes // Scand. J. Med. Sci. Sports. 2011 Dec;21(6):e445-51.

6. Щедрина Е.В. Коррекция функционального состояния у студенток вуза, занимающихся баскетболом, с помощью эфирных масел / Е.В. Щедрина, Е.В. Фролов, Н.Н. Сентябрев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1 [электронный ресурс]: URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11889.

7. Корнеева И.И. Взаимосвязь координационных способностей с показателями технической подготовленности баскетболистов массовых разрядов / И.И. Корнеева, И.И. Таран // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2014. – № 23. – С. 170-174.

8. Миорелаксация в повышении эффективности специальной подготовки спортсменов / Ю.П. Денисенко [и др.] // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2015. – № 1. – С. 121-126.

9. Литвинова С.В. Влияние уровня психологических состояний и способности самоуправления на результативность штрафных бросков в баскетболе / С.В. Литвинова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2009. – № 2. – С. 65 – 68.

10. Mascret N., Ibáñez-Gijón J., Bréjard V., Buekers M., Casanova R., Marqueste T., Montagne G., Rao G., Roux Y., Cury F. The Influence of the ‘Trier Social Stress Test’ on Free Throw Performance in Basketball: An Interdisciplinary Study // PLoS One. 2016; 11(6): e0157215.

11. Stone J., Dolgov I., McBeath M.K. Motion and Emotion Distracters: Effects on Basketball Free Throw Shooting Accuracy. (2007) — https://pdfs.semanticscholar.org/325a/62af704a79cd30652b8de344711196637ea5.pdf.

12. Mancini V.O., Rigoli D., Cairney J., Roberts L.D., Piek J.P. The Elaborated Environmental Stress Hypothesis as a Framework for Understanding the Association Between Motor Skills and Internalizing Problems: A Mini-Review // Front Psychol. 2016; 7: 239.

13. Влияние дополнительных внетренировочных средств на общую и специальную работоспособность девушек-студенток, занимающихся баскетболом / Е.В. Фролов [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25860.

Одной из наиболее популярных игр у студенток является баскетбол, есть данные о том, что он популярен более чем у 60 % девушек [1]. Но различные аспекты тренировочного процесса женских баскетбольных команд изучаются реже, чем исследования особенностей подготовки мужских команд [2], еще меньше исследований посвящено женским любительским командам. Подчеркивается, что важнейшей задачей является необходимость не дать женскому баскетболу приобрести несвойственные ему характеристики и, наоборот, определить наиболее соответствующие особенностям женского организма модели построения игры и особенностей структуры, содержания и методики тренировок [2]. К значимым факторам, определяющим особенности подготовки женских команд, следует отнести индивидуальные циклические колебания функционального состояния (ФС) игроков в связи с ОМЦ и, соответственно, изменения психоэмоционального статуса игроков. Особенно важную роль играет психоэмоциональное состояние игроков при выполнении штрафных бросков [3]. Опыт его регуляции в женских профессиональных командах не может быть использован в любительских командах, так как возможности и способности элиты и любителей во многом различаются [4]. Традиционно используемые педагогические средства спортивной тренировки далеко не всегда эффективны при регуляции эмоциональных состояний [5]. Поэтому необходимо оценить возможности регуляции психоэмоциональных состояний с помощью сочетания доступных релаксационных физических упражнений совместно с применением эфирных масел (ЭМ). Это обусловило задачу исследования: для обоснования и разработки интеграции в тренировочный процесс нетрадиционных средств воздействия на эмоциональное состояние игроков женских любительских команд выяснить осведомленность специалистов о различных методах регуляции состояний игроков и определить результаты комплексных воздействий на психоэмоциональное состояние и точность движений в связи с динамикой их ФС.

Материал и методы исследования

Исследование было выполнено на базе лаборатории психофизиологии спорта и кафедры спортивных игр ВГАФК. Для оценки значимости психоэмоциональных компонентов тренировочного процесса (определяемых, в частности ОМЦ), было проведено анкетирование группы тренеров любительских женских вузовских команд по баскетболу с помощью разработанного нами опросника. В экспериментальной части исследования у игроков студенческой баскетбольной команды (n=14) дважды, в однотипных по нагрузкам тренировках, определяли результативность серий штрафных бросков в кольцо (20 бросков): первая серия сразу после разминки, вторая серия в середине тренировки. При выполнении штрафных бросков на девушек действовал дополнительный негативный эмоциогенный фактор в виде «белого шума», подаваемого через головные телефоны с интенсивностью звука, близкой к максимальной. Девушек инструктировали, что интервалы между бросками не должны быть слишком велики, т.е. время выполнения было относительно произвольным. Далее, через неделю повторяли испытания. Общая схема была такой же, как и в первом испытании, но имелось отличие. Оно заключалось в том, что во второй серии игроки предварительно выполняли физические упражнения на расслабление (по схеме Джейкобсон: расслабление после напряжения) и вдыхали запах смеси ЭМ.

Предварительно все студентки были протестированы на аллергенность к ЭМ. Участницы исследования определяли фазы ОМЦ по Кнаусу термометрическим методом, особенности таких измерений были описаны нами ранее [6]. До и после каждого испытания у студенток определяли уровень ситуационной тревожности по Спилбергеру (СТ). От всех участниц исследования было получено информированное согласие на участие в исследовании, они были предупреждены обо всех возможных рисках. Рассчитывали показатели описательной статистики и значимость различий по критерию Манна – Уитни.

Основные результаты исследования

Данная работа выполнялась в рамках исследования с целью обоснования и построения тренировочного процесса студенческой любительской команды, в котором интегрированы педагогические и нетрадиционные средства управления психофункциональным состоянием. Для решения данной проблемы были необходимы предварительные сведения. Во-первых, насколько осведомлены практические тренеры о методах воздействия на психоэмоциональное состояние женских команд и возможности их практического использования. Во-вторых, определение значимости интеграции таких методов в тренировочный процесс. Для получения мнения тренеров был проведен опрос. Его участники (n= 15) имели стаж работы женскими командами от 2 до 7 лет.

Результаты этого опроса были однозначны. Во-первых, 30 % участников опроса отметили, что, по их мнению, различия в организации тренировочного процесса мужских и женских команд отсутствуют. Такое же число опрошенных лиц считает, что работать тренером женской команды не сложнее, чем мужской. Данное обстоятельство согласуется с тем, что 40 % респондентов не учитывает при организации тренировочного процесса студенческих женских команд фазы менструального цикла, несколько меньшее число (20 %) не обращает серьезного внимания на изменения эмоционального состояния игроков и на индивидуальные различия эмоциональной лабильности. Не менее интересным было мнение участников опроса относительно возможности регуляции психоэмоциональных состояний. Все они считают, что с помощью педагогических средств можно эффективно изменять эмоциональное состояние игрока студенческой женской команды, но при этом 20 % опрошенных такой возможностью не пользовались. 90 % респондентов, пользовавшихся педагогическими средствами, получили положительный результат. Примерно таковы же сведения о знакомстве с психологическими средствами воздействия на эмоциональное состояние и об их практическом использовании (90 %). При их использовании 80 % респондентов получили положительный результат. Иной была осведомленность о возможности использования не педагогических средств воздействия на эмоциональное состояние. Сведения о такой возможности имелись только у 40 % опрошенных тренеров, однако 80 % были убеждены в эффективности таких средств. Одно из объяснений таких противоречивых результатов заключается в том, что у лиц, ответившие положительно, имелся положительный опыт использования таких средств в своей тренерской практике.

Результаты проведенного опроса показали, что у специалистов имеется определенная недооценка влияния специфичности изменений ФС женского организма на организацию различных аспектов тренировочного процесса. Кроме этого, выявлена не только недооценка учета эмоциональных состояний, но и, в какой-то степени, игнорирование необходимости коррекции психологической напряженности другими средствами.

Известно, что избыточное эмоциональное напряжение и негативные эмоциональные состояния могут приводить к ухудшению координации двигательной деятельности, что является причиной неоправданного повышения энерготрат [7]. Как результат, при развитии таких состояний снижается эффективность тренировочного процесса. Сведения, полученные с помощью анкетирования, показали, что, возможно, для эффекта оптимизации психоэмоциональных состояний девушек необходимо сочетание педагогических средств воздействия на психоэмоциональное состояние с дополнительными методами.

В связи с данными обстоятельствами была проведена серия исследований, целью которой было изучение возможностей объединения средств физической культуры с обонятельным воздействием на состояние ЦНС. Была предложена схема включения в тренировочный процесс управления ФС. Для этого перед экспериментальными сериями бросков сочетали воздействие эфирных масел и физических упражнений на напряжение и расслабление, направленных на снижение эмоционального напряжения [8].

Читать статью  Упражнения для укрепления мышц тазового дна у женщин (упражнения Кегеля) | Memorial Sloan Kettering Cancer Center

В результате первого испытания (два повтора) у студентов не было выявлено значимых влияний на количество попаданий штрафных бросков. В двух первых сериях, выполненных сразу после разминки, среднее число попаданий из 40 попыток было равно 17,79 ± 0,72 (% попаданий 44,14). Во вторых сериях показатели статистически незначимо выросло до 18,36 ± 0,66 (% попаданий – 45,89), Tэмп = 39 (Tкрит = 25 для P<0,05). Малое изменение точности можно отнести на негативное влияние интенсивного звукового раздражителя («белый шум»).

Во время второго испытания, в первых сериях, число попаданий было практически таким же, как и в первом испытании – 18,0 ± 0,64 (% попаданий 44,81). После упражнений на релаксацию и воздействия ЭМ, во вторых сериях, число попаданий статически значимо выросло до 19,36± 0,77 (% попаданий 48,39, Tэмп = 19 при Tкрит = 25 для P<0,05).

Анализ индивидуальных показателей не дал точного ответа о роли снижения эмоциональной напряженности, т.к. изменение точности бросков не согласовывалось с изменениями значений СТ Спилбергера (рисунок).

Индивидуальные изменения количества попаданий штрафных бросков (Δ ч-ла попаданий)и степени ситуационной тревожности (СТ)

Далее были выделены те студентки, у которых переход от пост- к предменструальной фазе сопровождался повышением психоэмоциональной напряженности. У большинства девушек такие изменения были незначительными, от 28,1±2,1 до 31,1±2,2. Но у 5 игроков СТ по Спилбергеру выросла от 27,5±1,9 до 35,1±2,1 балла. Точность бросков у этих игроков в первой серии (после разминки), в постменструальную фазу была выше, чем в предменструальную (15,81 ± 0,61 и 15,15 ± 0,73, процент попаданий составлял соответственно 39,3 и 37,8). Во второй серии (после релаксационных мероприятий), произошло некоторое снижение психоэмоциональной напряжённости (от 35,1±2,1 до32,8±1,8 балла). Показатели выросли, хотя изменение было статистически незначимо (15,08 ± 0,75 и 15,87 ± 0,89, процент попаданий составлял соответственно 37,7 и 39,7).

Заключение

Изучение методов, направленных на регуляцию психоэмоциональных состояний, необходимо в связи с выявленной неоднозначностью мнений о влиянии положительных и отрицательных эмоций на спортивный результат. 15 % спортсменов убеждено в отрицательном влиянии негативных эмоций, но 85 % спортсменов убеждены в обратном [5]. Наше исследование возможности комплексного управления релаксацией, заключающегося в применении релаксационных физических упражнений и воздействия запаха, подтвердило положительное влияние такого комплекса на точность выполнения штрафных бросков. Дополнительным обоснованием практического использования такой схемы являются литературные сведения о том, что способность к самоуправлению психическими состояниями прямо определяет эффективность штрафных бросков [9].

Но результаты нашего исследования не дают однозначного ответа о роли психоэмоционального напряжения в эффективности реализации штрафных бросков, выполняемых баскетболистками любительской команды. Это согласуется с результатами исследований, подчеркивающих сложность оценки влияния дополнительных стрессирующих факторов на начинающих спортсменов – мужчин при выполнении штрафных бросков. У таких спортсменов влияние индуцированного стресса могло быть как положительным, так и отрицательным [10]. У профессиональных баскетболистов повышение тревожности снижает результативность штрафных бросков, а рост агрессивности – повышает [11]. Весьма возможно, что влияние эмоций на двигательную точность в высокой степени индивидуально и определяется комплексом мало изученных и сложно учитываемых факторов. Скорее всего, точность сложных движений в большей степени обусловлена состоянием сенсомоторной сферы и ее взаимодействием с механизмами координации движений, на что указывают результаты ряда исследований [12]. Ранее нами выявлен положительный эффект сочетанного влияния физических упражнений и запахов на точность штрафных бросков, что подтверждает такое мнение. Это подтверждается данными об обусловленности координационных возможностей с результативностью штрафных бросков и роста эффективность технических приемов баскетболистов при целенаправленном воздействии на координационные возможности [7]. Такие сведения согласуются с результатами наших предыдущих исследований, показавших улучшение координационных возможностей и точность бросков в мишень для игры в «Дартс» у баскетболисток любительской команды при воздействии эфирных масел [13].

Данные о положительном воздействии на точность штрафных бросков при снижении психоэмоциональной напряженности, отмечены лишь у части игроков с максимальными изменениями тревожности в предменструальную фазу. Это показывает, что одной психоэмоциональной релаксацией нельзя объяснить изменения качества точности движений. Для этого необходимо улучшение ФС, что приводит к одновременной оптимизации соотношения напряженности и релаксации в ЦНС и психических процессах и повышению координационных возможностей. Наши данные показывают, что такой эффект может быть получен с помощью сочетания физических релаксационных упражнений и воздействия запаха ЭМ. Такая схема может быть интегрирована в тренировочный процесс любительских баскетбольных команд, что может повысить его эффективность.

1. Предпосылки разработки схем воздействия на состояние игроков женских любительских команд, определенные опросом тренеров, явились основой для разработки схем влияния на функциональное состояние.

2. Релаксация, достигаемая совместным использованием физических упражнений, построенных по схеме «напряжение – расслабление», с вдыханием запаха релаксирующих эфирных масел, положительно влияет на эффективность реализации штрафных бросков.

3. Наибольшая результативность предложенной схемы отмечена у лиц с максимальными изменениями тревожности во время предменструальной фазы.

4. Ведущим в положительном влиянии разработанной схемы релаксации, используемой в тренировочном процессе, является улучшение координационных возможностей.

Тренировка по женскому баскетболу

Баскетбол — игра увлекательная, динамичная, требующая от игроков хорошей физической подготовленности и технико-тактического мастерства. В основе игры на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение мяча и т.п.

Подготовка спортсмена и спортивная тренировка в целом вызывают сложный комплекс биологических и. психологических изменений, которые приводят ко все более высокому уровню тренированности, подготовленности и спортивной формы [22].

Спортивная тренировка как педагогическое явление — это специализированный процесс физического воспитания, непосредственно направленный на достижение высоких спортивных результатов. Иными словами, это есть процесс физического воспитания «через спорт», посредством спорта. Важно при этом иметь в виду, что спорт в педагогическом отношении не самоцель, а средство воспитания, оздоровления, подготовки к жизни. Можно сказать, что спортивная тренировка представляет основную форму (способ осуществления) подготовки спортсмена. Спортивная тренировка охватывает в той или иной мере все разделы подготовки, но не исчерпывает их; к ней относится та основная часть подготовки, которая непосредственно осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями. Наиболее полно в спортивной тренировке представлены физическая подготовка, а также практические разделы спортивно-технической, тактической и морально-волевой подготовки спортсмена [8].

Специфика двигательной деятельности игры в баскетбол способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).

Баскетбол — игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды. Особенности женского организма должны учитываться преподавателями, как при выборе задач, так и при проведении самих занятий.

Содержание занятий для женщин, прежде всего, должны содействовать всесторонней физической подготовке. Частные задачи решаются с учетом особенностей женского организма, с учетом влияния на него применяемых упражнений. Так, например, применяя в занятиях общеразвивающие упражнения, следует особо выделить те из них, которые непосредственно оказывают положительное влияние на специфические функции организма женщины, специально укрепляют мышцы и связочный аппарат тазовой области, мышцы спины, живота, ног. Подбирая упражнения, тренер должен знать, что при получении любых физических нагрузок и особенно упражнений, в которых активно участвуют мышцы туловища (преимущественно брюшного пресса), оказывается влияние на мускулатуру и связочный аппарат внутренних половых органов женщины [1, 5].

При подборе упражнений следует учитывать и большую склонность женщины к мягким, плавным движениям, чем к резким силовым.

Работая с женщинами над изучением или совершенствованием технических приемов, следует помнить, что, как правило, период образования двигательного стереотипа у них несколько больший, чем у мужчин. В практике ведется обучение девушек тем же элементам, что и юношей, отводя для этого несколько больше времени.

Работая с девушками, нельзя увлекаться ранней специализацией, даже если видно, что в группе имеются будущие центровые или разыгрывающие игроки. Нужно уделить особое внимание физической подготовке баскетболисток.

Для достижения высоких спортивных результатов в любом виде спорта немалую роль играет уровень развития физических (двигательных) качеств спортсмена. Эта истина не является новой, однако проблема развития физических качеств спортсмена в каждом конкретном виде спорта и в частности в баскетболе на сегодняшний день остается по-прежнему далеко не решенной [18].

Анализируя специальную литературу по баскетболу до 50-х гг., можно отметить, что на страницах печати лишь упоминалось о том, что спортсмену в тренировочном процессе необходимо применять специальные упражнения, развивающие качества, присущие баскетболисту.

Позднее, в начале 60-х и до конца 70-х годов, в литературе стали обращать внимание на необходимость развития тех качеств, к которым в игре предъявляются особенно повышенные требования, и предлагался соответствующий перечень физических качеств, необходимых баскетболисту.

В 70-х годах в учебниках и пособиях по баскетболу стали появляться определения таких физических качеств, как сила, быстрота и др., но эти определения освещены в ряде учебников и раскрывают качества, присущие любому виду спорта, но не характерные, специфичные для какого-либо конкретного вида спорта, в том числе и для баскетбола [12].

В специальной литературе и до сегодняшнего дня каждый автор или группа авторов предлагают свой комплекс факторов, акцентов, определяющий высокий уровень физической подготовленности баскетболиста [29].

В современной системе спортивной тренировки раздел физической подготовки занимает одно из ведущих мест.

В спортивной тренировке, в плане реализации физической подготовки, необходимо осуществлять три частных задачи. Первая — используя широкий комплекс средств и мероприятий укреплять состояние здоровья и повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям, особенно инфекционным и простудным и «профессиональную» устойчивость организма против травм опорно-двигательного аппарата. Главный критерий оценки здоровья баскетболиста — не должно быть никаких отклонений в функционировании систем организма в целом. Вторая задача физической подготовки связана с формированием телосложения и должна осуществляться по двум направлениям. Одно направление — это использование разнообразных физических упражнений, обеспечивающих формирование общепринятых норм человеческого тела. Второе направление основано на формировании специальных для баскетбола тотальных размеров, пропорций и конституции тела и, прежде всего, топографии силы мышечной системы. Наиболее важной является третья задача физической подготовки, связанная с развитием и совершенствованием физических качеств. Этот раздел физической подготовки вносит основополагающий вклад, в рост спортивно-технического мастерства обеспечивая необходимый уровень функциональных возможностей и работоспособности баскетболиста [24].

Читать статью  Тренировка на верх для девушек: упражнения для зала и домашних условий

Процесс физической подготовки должен определяться: во-первых, закономерностями возрастного развития организма и его биологического возраста и, во-вторых, особенностями многолетнего построения и содержания спортивной тренировки, быть тесно связан со спортивной специализацией.

Чтобы методически правильно осуществлять физическую подготовку баскетболиста, необходимо иметь в виду, что это одна из сторон спортивной тренировки, где более всего проявляется действие биологических факторов. И тренер должен уметь ответить на вопрос: как надо тренировать, чтобы повысить уровень силы, скоростных, скоростно-силовых и других качеств? Отсюда вытекает два ответа. Во-первых, необходимо знать, что следует тренировать. Во-вторых, почему надо тренировать у баскетболистов развитие физических качеств именно так, а не иначе.

Физическая подготовка представляет многокомпонентный длительный процесс, направленный на эффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкости баскетболиста. В связи с этим тренер должен разрабатывать тренировочные программы, которые бы эффективно и при меньших физических и нервных затратах способствовали росту физических качеств и, как следствие, спортивных результатов. Такие разнонаправленные тренировочные программы, связанные с развитием и совершенствованием физических качеств, должны действовать параллельно и последовательно в условиях тренировочного процесса. При этом программы могут вступать в различные виды взаимодействия от «сотрудничества», когда усиливают друг друга (положительный) до «помех», когда тормозит одна программа другую (отрицательный перенос) [13].

Например, при развитии скоростных качеств и выносливости на начальном этапе годичного цикла, оба этих качества могут совершенствоваться последовательно в микроцикле тренировки. Однако, по мере усиления тренировочных воздействий на последующих этапах тренировки, одна более сильно действующая программа может отрицательно влиять на двигательный эффект другой. В данном случае неправильно спланированное использование упражнений на выносливость может существенно подавлять и сдерживать темпы развития скоростных качеств. Следовательно, важным обстоятельством является не только подбор и использование специфических средств для развития или совершенствования физических качеств, но и использование эффективной связи их взаимодействия и рационального распределения в тренировочном занятии, микроцикле, этапе, годовом цикле.

В настоящее время классифицированы следующие физические качества: скоростные, сила, выносливость, гибкость и подвижность в суставах, ловкость. Как известно, развитие и совершенствование физических качеств должно осуществляться в плане общей и специальной физической подготовки. координационный баскетбольный женский тренировочный

Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем, слаженность их проявлений в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка должна связываться не формально с всесторонним развитием вообще, а должна быть направлена на постоянное совершенствование физических качеств, влияющих на рост спортивного мастерства и эффективность учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим под общей физической подготовкой понимают длительный и направленный процесс развития физических качеств положительно влияющих на максимально возможные достижения в баскетболе и повышающей качество учебно-тренировочного процесса.

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие и совершенствование специальных физических качеств строго в соответствии с биомеханическими и морфофункциональными требованиями, предъявляемыми спецификой движений, особенностями соревновательной деятельности, которые непосредственно определяют достижения в баскетболе [12].

Как отмечалось выше, физическая подготовка в баскетболе является одной их важнейших частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие до требуемого уровня физических качеств. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения в спортивной деятельности баскетболиста и эффективности тренировочного процесса. Она ориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств, технико-тактической подготовки. Высокий уровень функциональной подготовленности дает возможность баскетболисту выполнять тренировочную работу большого объема и интенсивности, быстрее восстанавливаться после тренировочных нагрузок, а разнообразие средств улучшает координационные способности и облегчает процесс построения, совершенствования технико-тактического мастерства за счет приобретения новых двигательных навыков. Корригирующее значение общей физической подготовки заключается в исправлении недостатков телосложения, препятствующих овладению рациональной техникой игровых действий.

К основным средствам общей физической подготовки относятся неспециализированные упражнения, среди которых основное место отводится общеразвивающим упражнениям и упражнениям из других видов спорта — кроссовый бег, упражнения с отягощениями, спортивные и подвижные игры, плавание и др. Упражнения из других видов спорта применяются для общего физического развития соответственно специфике [15].

Для развития общей выносливости и улучшения здоровья используются кроссы, плавание, ходьба на лыжах и т.п., для укрепления мышечной системы — упражнения с отягощениями различного веса, для приобретения быстроты — спринтерский бег, а для развития ловкости и координации движений — различные спортивные и подвижные игры и упражнения на гимнастических снарядах. Общеразвивающие подготовительные упражнения с различными предметами (палки, скакалки, гантели и др.) и без них, а также на снарядах и тренажерах предназначены для всестороннего физического развития, в первую очередь для новичков и мало подготовленных баскетболистов. С их помощью повышается подвижность в суставах и улучшается умение спортсмена координировать свои движения. Эти упражнения используются также для исправления дефектов телосложения и физического развития. Все эти упражнения выполняются в самых разнообразных условиях — в лесу, на стадионе, в специализированных залах гимнастики, штанги и пр.

На высших этапах спортивного мастерства, как правило, складывается ситуация, когда уровень развития как специализированных (специальных), так и неспециализированных (общих) качеств у спортсмена достигает очень высоких показателей. Дальнейшее удержание их на достигнутом уровне, а тем более повышение, связано с предельной мобилизацией ресурсов организма. В этой связи, в тренировках высококвалифицированных баскетболистов неспециализированные упражнения должны составлять сравнительно небольшую часть общей тренировочной программы, обеспечивая поддержание их на необходимом уровне. Однако этого нельзя сказать о тренировке баскетболистов низкой квалификации. Для них повышенный объем неспециализированных упражнений служит тем фундаментом, на котором возможно совершенствование технико-тактического мастерства и специальных физических качеств [12].

Специальная физическая подготовка. В спортивных играх умения и навыки представляют собой сложнейшие по координации двигательные действия и выполнение их предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена. Одним из важнейших качеств для баскетболиста является прыгучесть, которая реализуется в скоростно-силовых проявлениях сократительных способностей мышц нижних конечностей. Важное значение имеет специальная выносливость к циклическим и ациклическим движениям, которая сопряжена в первом случае с многократным выполнением разнообразных по интенсивности прыжков при бросках и подборах, выполнении предельно сильных прыжковых движений, а во втором — с разнообразными перемещениями на площадке. Все это осуществляется на фоне высоких психических напряжений. Сенсомоторика баскетболиста — способность к тонким мышечным ощущениям и дифференцировке, являются одним из главных свойств качественных проявлений двигательной деятельности. Проявляется она в целевой точности — точности перемещений по площадке, выбора места при подборе, разбеге и отталкивании при броске и, как итог — при всех взаимодействиях с мячом: передачах, подборе, бросках, перехватах. Такой комплекс двигательных способностей баскетболиста носит специфический характер и тесно связан с различными проявлениями психомоторики — уточняющими реакциями на движущийся объект, объемом внимания и поля зрения, точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью [31].

Если на первых этапах многолетней подготовки, относительно большой процент физической подготовки состоит из общей физической подготовки, то далее, определяющими факторами спортивного мастерства становятся точность выполнения технических действий на фоне возрастающей скорости, в связи, с чем средства специальной физической подготовки становятся определяющими в подготовке баскетболиста.

Современные тенденции игры определяют направленность технической подготовки. Хороших результатов можно достичь только при высоком уровне подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:

1. Владеть известными на данный момент приемами игры и уметь применять их в разных условиях;

2. Уметь сочетать различные приемы в любой последовательности в различных условиях игры;

3. Владеть комплексом наиболее часто используемых приемов, уметь эффективно применять их;

4. Постоянно совершенствовать владение различными приемами, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения [21].

Итак, подготовка спортсмена — многогранный разносторонний процесс. Все его стороны тесно взаимосвязаны. Так, физическая подготовка создает предпосылки и условия для решения задач в области технической и тактической подготовки. В свою очередь, от технической и тактической подготовки существенно зависят и сам процесс, и окончательный эффект физической подготовки. На определенных этапах тренировочного процесса, как будет видно в дальнейшем, эти стороны подготовки в значительной мере совпадают.

Столь же тесная взаимосвязь существует и между другими разделами подготовки. Особо большое значение в этой связи имеет морально-волевая подготовка, поскольку она определяет отношение спортсмена к своей деятельности в целом.

Спортивная тренировка, не исчерпывает всего содержания и всех форм подготовки спортсмена. Она постоянно дополняется другими формами подготовки и органически включена в общую систем [27].

Где взрослому научиться играть в баскетбол: клубы, секции и спортивные школы Москвы

Секции по баскетболу есть и для взрослых людей. Для занятий не нужна специальная подготовка, если здоровье позволяет активные физические нагрузки.

Взрослые занимаются с профессиональным тренером. Обучение проходит как в командах, так и индивидуально. На занятиях вас научат таким техникам, как ведение мяча и отработка бросков из разных частей поля.

Мы собрали для вас лучше спортивные клубы Москвы, где вы можете начать заниматься баскетболом с нуля. Многие спортивные клубы дают возможность участвовать в соревнованиях и первенствах.

RAYDAS Sport Club (ЦАО)

Адрес: м. Римская, Рабочая улица, 12
Сайт: http://raydas.ru/
Телефон: +7 926 790 07 23
Стоимость: не указана

  • Клуб развивает современный бадминтон и женский любительский баскетбол;
  • Проводит тренировки, турниры и спортивные сборы;
  • Организовывает мастер-классы и спортивные фестивали;
  • Участвует в московских и международных турнирах;
  • Поддерживает благотворительные марафоны, все вместе играют в покер и гольф, пробуют управлять яхтой, учат английский, испанский и путешествуют.

Все тренировки и мероприятия созданы с учетом уровня спортивной подготовки участников.

Баскетбольная академия Ibasket (ЮВАО)

Адрес: м. Текстильщики, Волгоградский просп., 46/15
Сайт: http://i-basket.ru
Телефон: +7 926 520-48-28
Стоимость: не указана

Занятия баскетболом для детей и взрослых.

  • Детские команды занимаются в школьных спортзалах, прекрасно оборудованных, удобных и безопасных.
  • Взрослая группа тренируется во Дворце спорта «Москвич», практикуются командные тренировки и индивидуальные занятия.
  • Каждая секция баскетбола для детей разбита по психологически комфортным возрастным подгруппам от 6–7 до 14–17 лет.
  • В работе с взрослыми игроками учитываются все нюансы, от физической и технической готовности к тренировке до внутреннего настроя.
  • Каждое лето для детей работают баскетбольные спортивные лагеря в Подмосковье и Сочи.
  • Взрослые группы участвуют в непрофессиональной баскетбольной лиге НБЛ, где соревнуются команды других баскетбольных школ и академий.
Читать статью  Тренировка для женщин: А-образная фигура — работаем над ногами и бедрами

В тренерский состав входят баскетболисты с многолетним спортивным опытом, мастера спорта, победители чемпионатов Беларуси, Украины, России, Европы, тренеры–педагоги с высшим образованием. Вся деятельность строится на индивидуальном подходе. На занятиях баскетболом для детей квалифицированные тренеры помогают овладеть техникой игры, учат понимать ее суть и разбираться в нюансах этого интереснейшего вида спорта. Преподаватели уверены: радость нужно получать не только от побед, но и от каждой из тренировок.

Баскетбольная академия Илоны Корстин (СВАО)

Адрес: м. Савеловская, Складочная ул., 1, стр. 1
Сайт: https://korstinacademy.ru
Телефон: +7 495 926 26 69
Стоимость: по запросу

Дети, тренирующиеся в академии Илоны Корстин, получают знания от высококвалифицированных специалистов. В академии 3 возрастные группы:

  • «Первый шаг» от 6 до 9 лет
  • «Юниор» от 10 до 13 лет
  • «Драфт» от 14 до 16 лет

Очень важно, что все группы распределяются по возрастам, что сформирует правильную рабочую атмосферу и не заставит вашего ребенка скучать — его будут окружать сверстники. Это важный принцип, которому мы будем следовать с самого первого дня.

В Playground есть полностью оборудованные локации для занятий баскетболом и тренингом:

  • 4 полноразмерные площадки и 4 тренировочные мини-площадки с профессиональным паркетом из канадского клёна, как на лучших аренах NBA.
  • 2 этажа тренинговой зоны с современными тренажерами и самым необходимым инвентарем.
  • 26 тренировочных колец.
  • Электронное табло со статистикой и счетчиками 24 секунды.

Тренировочная программа академии включает в себя 2 массивных блока:

  1. Первый блок — баскетбольные навыки, которые направлены на улучшение уровня игры вашего ребенка. Мы научим его лучше вести мяч, понимать тактику, бросать со всех дистанций, принимать правильные игровые решения, а также завершать атаки — все эти навыки будут развиваться под чутким присмотром нашей команды тренеров.
  2. Второй тренировочный блок — занятия в тренажерном зале, которые мы решили добавить в наш общий план, чтобы ваш ребенок улучшал свои физические показатели: выше прыгал, быстрее бегал, развивал выносливость и проходил профилактику травматизма.

Спортивный комплекс Олимпийской деревни — 80 (ЗАО)

Адрес: м. Юго-Западная, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 2
Сайт: http://sport-olimp80.ru
Телефон: +7 495 437 19 66
Стоимость: не указана

В Спортивном комплексе Олимпийской деревни — 80 ведётся набор в баскетбольную школу детей от 5 до 15 лет и взрослых 16+.

Баскетбол – очень интересная и захватывающая игра, поэтому дети (особенно мальчишки) с удовольствием в нее играют. Кроме прекрасного влияния на физическое развитие ребенка, эта игра помогает воспитать характер, учит работать в команде, быстро принимать решения, искать нестандартные решения. Кроме этого баскетбол дисциплинирует, помогает в социализации ребенка, развивает чувство ответственности, повышает самооценку. Баскетболом как правило дети начинают заниматься в младшем школьном возрасте.

Всем желающим

Баскетбольная школа спорткомплекса «Олимпийской деревни – 80» поставила перед собой главную цель: открыть дорогу в мир баскетбола всем желающим, вне зависимости от уровня подготовки и возраста. При формировании групп мы не проводим специального отбора и открыты для всех желающих. Тренировки проводятся в профессиональных и любительских группах. Академия баскетбола «Олимпийской деревни-80» принимает активное участие в Первенстве города Москвы.

Направленность тренировок:

  • Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты, скорости, выносливости. профилактика травматизма.
  • Технике броска, дриблинга, точной и правильной передачи, эффективного подбора, правильной и эффективной игре в защите и нападении, эффективному игровому мышлению.
  • Разбор ситуативных игровых моментов при игре в защите и нападении, технико-тактических взаимодействий.

Баскетбольная академия МОСКОМСПОРТА (ЮАО)

Адрес: м. Тульская, ш. Загородное дом 2А
Сайт: https://mba.mossport.ru
Телефон: +7 495 952 26 73
Стоимость: не указана

Давно хочешь попробовать себя в молодом и динамично развивающемся баскетболе 3х3? У тебя есть такая возможность! СП СШ «Красная Пахра» объявляет просмотр для юношей и девушек 2004-2005 годов рождения! Ограничений по участию нет! Попробовать себя может любой спортсмен 2004-2005 г.р.! «Красная Пахра» участвует в соревнованиях различного уровня: Чемпионат России, Первенство России, Международные соревнования на территории России, массовые любительские турниры и др.

Государственное бюджетное учреждение «Московская баскетбольная академия» Департамента спорта города Москвы – это объединение восьми структурных подразделений. Учреждение стало называться ГБУ «Московская баскетбольная академия» Москомспорта и изначально имело 4 структурных подразделения: Спортивная школа олимпийского резерва № 56, Спортивная школа олимпийского резерва № 49 «Тринта» имени Ю.Я. Равинского, Спортивная школа олимпийского резерва № 71 «Тимирязевская», Спортивная школа олимпийского резерва «Глория».

Правительством Москвы и департаментом спорта города Москвы созданы все условия для творческой и плодотворной работы, как тренерского состава, так и спортсменов. В учреждении прекрасная материально-техническая база. Многие главные соревнования Москвы и России проходят в спортивных залах структурных подразделений Академии.

Академия имеет свою загородную спортивную базу в 20 км. от Москвы, где проводится большое количество Всероссийских соревнований. Спортивная база удобна для подготовки спортсменов к Первенству России, а также к другим турнирам, куда получают приглашения из разных регионов России. В зимние и летние каникулы спортсмены готовятся на базе к плодотворному продолжению сезона или к предстоящему спортивному сезону.

Команды структурных подразделений участвуют практически во всех баскетбольных соревнованиях города Москвы и России. Воспитанники и учащиеся выступают в различных командах России на чемпионатах Мира и Европы.

Территория мяча (ЮВАО)

Адрес: м. Угрешская, ул. Шарикоподшипниковская, 13 стр. 24
Сайт: https://terball.ru
Телефон: +7 495 055-13-42
Стоимость: от 800р. за занятие

Территория мяча — лучший спортивный центр для того, чтобы поиграть в баскетбол в Москве. Вы можете записаться на индивидуальную или групповую тренировку, а также найти команду или побросать мяч с друзьями. Территория мяча объединяет людей, близких по духу.

Территория для профессиональных спортсменов и для любителей, которые играют, когда-то играли и хотят вспомнить свои былые навыки или желают научиться играть в баскетбол. 4300 м2 качественного спортивного паркета, чтобы собраться с друзьями по команде, встретиться с новыми людьми близкими по интересам и жизненной позиции. Территория мяча — место для встречи новых друзей в драйве спортивного сопротивления баскетбольных баталий.

Баскетбольный клуб «Стремление» (ЮЗАО)

Адрес: м. Калужская, ул. Бутлерова, 17Б, офис 345
Сайт: https://s-basket.ru
Телефон: +7 (495)175-45-50
Стоимость: от 5000р. за месяц

СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА И УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ

Профессиональные тренировки со знатоками своего дела. Огромное количество интересных игровых упражнений и упражнений для улучшения дриблинга и броска, атмосфера нахождения в команде, игры в формате 1х1, 2х2, 3х3, 5х5, на одно кольцо, на два кольца, челноком, без ведения. В общем всё то, о чём Вы мечтали с детства!

Клуб приглашает мужчин и женщин разного возраста и комплекции, студентов и заслуженных ветеранов!

Тренировки проходят 2 раза в неделю.

Преимущества клуба:

  1. Увлекательные тренировки
  2. Индивидуальный подход
  3. Летние и зимние спортивные каникулы
  4. Участие в соревнованиях
  5. Увлекательные тренировки

Playground (СВАО)

Адрес: м. Савёловская, ул. Складочная, д. 1, с. 1
Сайт: https://playground.moscow
Телефон: +7 (495) 149-90-32
Стоимость: не указана

Вы любите баскетбол или только недавно начали им увлекаться? Playground место, в котором баскетбол живёт. Каждый сантиметр площадки пропитан духом этой прекрасной игры. Здесь царит особая атмосфера, которую запоминаешь навсегда.

На территории клуба разместились 2 полноразмерные площадки с паркетом из канадского клена, как на лучших аренах NBA. Bосемь тренировочных колец, Два электронных табло со статистикой и счетчиками 24 секунд. Трибуны для болельщиков. Выйдя на этот прекрасный паркет, вы точно поймете, что чувствуют лучшие игроки мира.

Персональные и групповые тренировки помогут развить прыжок, скорость, выносливость, гибкость и подвижность. Занятия подойдут и новичкам, и профессионалам. Для девушек проводятся отдельные групповые тренировки.

Волейбольно-баскетбольный зал на Грекова (СВАО)

Адрес: м. Медведково, ул. Грекова, 3, корп.1
Сайт: https://findsport.ru
Телефон:
Стоимость: от 1300р. за тренировку

Зал подходит для совместных игр двух команд 4х4, имеется волейбольная сетка и баскетбольные кольца. Волейбольная сетка в зале есть-но не всегда она может быть натянута, так как кроме охранника на территории никого нет.Возможно, придется натягивать сетку своими силами. В зале есть 1 раздевалка,душа НЕТ, высота потолка 6 метров.

Если тренировки в выходные — оплата и список должны быть готовы не позднее пятницы 14.00. В выходные заказы не обрабатываются. Список необходимо печатать и брать с собой перед КАЖДОЙ тренировкой, даже если вы занимаетесь каждую неделю в одно и то же время. Занятия с детскими группами запрещены!

Баскетбольная академия «Хаски» (ЮВАО, ЮЗАО, САО, ЮАО, ВАО)

  • м. Люблино, ул. Краснодонская 40
  • м. Войковская, ул. Зои и Александра Космодемьянских Зк1
  • м. Люблино, ул. Новороссийская 36
  • м. Братиславская, ул. Перерва 41к2
  • м. Ясенево, проезд Карамзина 13к3
  • м. Коломенская, Коломенская набережная 20
  • м. Новогиреево, Зеленый проспект 59
  • м. Сокол, Чапаевский переулок 6 стр. 2

Сайт: http://husbasket.ru
Телефон: +7(916)859-08-51
Стоимость: от 1500р. за тренировку

В клубе есть центры, где тренируются взрослые, ведь заниматься спортом и в частности баскетболом необходимо всю жизнь. Здесь нет феноменальных физических нагрузок. Полноценная тренировка с умеренным уровнем интенсивности. Интересная разминка в сочетании с растяжкой и координацией движений. Полноценный блок изучения технических элементов и, конечно же, игра. Во взрослой группе занимается достаточно много родителей детей, которые водят на тренировки в детскую группу и детей. Вдохновлённые успехами и их стремлением к занятиям, родители тоже загораются и начинают изучать вместе тренерами клуба эту увлекательную игру.

Источник https://science-education.ru/article/view?id=27313

Источник https://studbooks.net/612885/turizm/osobennosti_trenirovochnogo_protsessa_zhenskoy_basketbolnoy_komandy

Источник https://moscowplaces.ru/sport/basketball.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *