Особенности тренировочного процесса в женском волейболе

Современный этап развития женского волейбола характеризуется динамичной игрой с высокими скоростями перемещений, с большим объемом прыжков, требует гибкости, скоростно-силовой подготовленности, хорошей прыгучести и прыжковой выносливости, а также концентрации внимания. Это определяет важность приспособленности растущего женского организма к нагрузкам современного волейбола. ОМЦ обязывает правильно планировать и дозировать тренировочный процесс девушек в зависимости от общего состояния организма и работоспособности.

Оценить 1824 0

Особенности тренировочного процесса в женском волейболе

Чугрина Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования

КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Наш педагогический опыт последних лет связан с тем, что я полностью перешла на работу с женскими волейбольными командами. В этой связи целью моей методической работы стал поиск условий и факторов оптимизации учебно-тренировочного процесса на основе учета гендерных особенностей девочек, занимающихся волейболом.

Накопленный опыт воплотился в педагогических разработках:

— дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол (девочки)», которая является основой учебно-тренировочного процесса для учебных групп девочек детского волейбольного клуба «Исток» КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»;

— 2 статьи об особенностях тренировочного процесса по виду спорта «волейбол» в командах.

На некоторых аспектах опыта я остановлюсь здесь.

Физиологические особенности женского организма

Современный этап развития женского волейбола характеризуется динамичной игрой с высокими скоростями перемещений, с большим объемом прыжков, требует гибкости, скоростно-силовой подготовленности, хорошей прыгучести и прыжковой выносливости, а также концентрации внимания. Это определяет важность приспособленности растущего женского организма к нагрузкам современного волейбола.

Физиологические реакции на физическую нагрузку, а также механизмы, определяющие функциональные возможности организма и их изменение под влиянием спортивной тренировки, у женщин и мужчин принципиально не различаются. Тренировочные принципы также не отличаются от мужских. Однако есть некоторые физиологические и анатомические отличия и отличия восстановления женского организма:

— гибкость у женщин выше на 15-20% за счет большего процента эластичных тканей, а значит диапазон движения больше;

— слабее связки и сухожилия за счет более узких суставов;

— таз пропорционально мощнее, чем у мужчин, а плечевой пояс слабее;

— выше частота сердечных сокращений за счет меньшего размера сердца;

— у женщин больше содержание жира в организме и меньше мышечной ткани;

— сила мышц нижних конечностей на 27% меньше, чем у мужчин, мышц плечевого пояса на 40-70%;

— более возбудимая нервная система и больший срок восстановления работоспособности;

— прилагаемые максимальные усилия в силовой работе меньше, чем у мужчин;

— ОМЦ обязывает правильно планировать и дозировать тренировочный процесс девушек в зависимости от общего состояния организма и работоспособности.

Учет физиологических особенностей

Опорно-связочные ткани женского организма не могут выдерживать больших нагрузок, поэтому в тренировочном процессе следует избегать упражнений с большим весом.

Надо шире использовать тренировочные методы, направленные на развитие силовой выносливости, так как женский организм хорошо переносит такие нагрузки.

При выполнении силовых упражнений в рамках общефизической подготовки по программе «Волейбол (девочки)» особое внимание уделяется всем основным мышечным группам, а тренировка начинается с больших мышечных групп.

Одной из основных задач тренировки является коррекция осанки с включением в тренировочный процесс соответствующих упражнений.

Гиперлордозы в поясничной области, излишний прогиб в грудном отделе при выполнении силовых упражнений исключается полностью.

Спрыгивания и прыжки в глубину исключаются.

При спортивной подготовке первоочередным фактором при дозировании нагрузки является самочувствие спортсменки, а не направленность воздействия на физическое качество.

Учет ОМЦ при планировании нагрузок.

Предотвращение травматизма

Особое внимание в тренировочном процессе уделяется восстановительным мероприятиям, режиму питания, средствам профилактики заболеваемости и травматизма.

Анализируя случаи травматизма в волейболе, исследователи отмечают, что у волейболисток наиболее часто встречаются повреждения:

— крестообразных и боковых связок.

Важным профилактическим фактором травматизма волейболисток является рационализация тренировочных нагрузок соответствующих возможностям организма, его гармоничное развитие, полноценную силовую тренировку мышц. Необходимо выявлять слабые или ослабленные звенья организма, компенсировать их при помощи специальных физических упражнений.

Особенности восстановительных мероприятий

Основными средствами восстановления спортивной работоспособности волейболисток после больших тренировочных и соревновательных нагрузок является педагогические, медико-биологические и психологические.

Педагогические средства включают рациональное планирование и построение учебных занятий и тренировки, специальную разминку, упражнения для отдельных групп мышц или суставов, использование в тренировке средств переключения разнообразных упражнений, преодолевающих монотонность тренировки или занятия, повышающих их эмоциональную насыщенность.

Медико-биологические средства восстановления волейболисток следует обсуждать в родителями, так как они включают: сбалансированное питание, витаминизацию, поддержание необходимого баланса минеральных солей и микроэлементов (включающее продукты повышенной биологической активности, кислородный коктейль, поливитамины и микроэлементы), использование физических факторов (например, массаж), гидропроцедуры (подводный душ-массаж, бани, шотландский душ, ванны) и электропроцедуры (электростимуляция, местная барокамера, баромассаж, электросон, магнитное поле, гальванизация, аэроионизация, электроакупунктура, УВЧ, солюкс), медикаментозные средства не допинговой природы, растительные препараты.

Психологические средства восстановления юных волейболисток представлены совместной работой тренера и психолога, которые осуществляют психорегуляцию, мотивацию для достижения устойчивого оптимального психического состояния.

Учет психологических особенностей

Трудности руководства женскими командами возникают в связи со специфичностью женской психологии, и особенности психологии девочек-подростков. С этим сталкиваются многие тренеры, и особенно это заметно для тренеров, переходящих в женские команды — из мужских. Высокая тревожность, эмоциональность большая, чем у мужчин, приводят к проблемам, которые в мужских командах, как правило, отсутствуют. Например, упрек, брошенный тренером двум-трем спортсменкам, может неожиданно вызвать негативную реакцию у всей команды.

Мужчины более хладнокровны, решительны и смелы в напряженной и опасной ситуации. Женщины в таких ситуациях могут растеряться, забыть выученное. Они идут на риск с такой же решительностью, как и мужчины, но только в том случае, если тот или иной тактический или технический прием отработан до совершенства. Некоторые тренеры отмечают, что в спортивных играх женщины играют лучше в защите, чем в нападении.

Исследователи психологии женских спортивных команд утверждают, что какой бы напряженной ни была игра, спортсменка не может сосредоточить на ней все свое внимание, так как она смотрит на себя со стороны и думает, какое впечатление она производит на зрителей. Мужчины же легче настраиваются на борьбу, они все в деятельности. Девочки больше ориентированы на отношения в команде, с друзьями, на отношения тренера.

При оценке тренера девочками-подростками большое значение придается его коммуникативным качествам — поэтому коммуникабельный педагог пользуется симпатией в командах девочек и девушек. Тренер в женских коллективах подвергается большему критическому рассмотрению, ему чаще «перемывают косточки», чем в мужских командах. И в этом команды девочек способны проявлять гораздо большую солидарность, чем команды мальчиков. Любя «твердую мужскую руку» (даже со стороны женщины-тренера), они в то же время могут жаловаться, что тренер — деспот. Если тренер под их давлением ослабит требования, то в случае неудачного выступления на соревнованиях спортсменки могут бросить тренеру упрек: «Так вы же сами от нас ничего не требуете». Вследствие перечисленных особенностей у многих тренеров-мужчин складывается впечатление, что женские команды неуправляемы.

Между членами женской волейбольной команды могут устанавливаться различные виды взаимоотношений в виде симпатий и антипатии, равнодушия, к отдельным лицам или группам.

Большую роль в особенностях общения в команде играет тип темперамента спортсменок. У личности сангвинического и холерического темперамента в острых соревновательных условиях резко снижается число попыток управлять поведением и действием партнеров. Волейболистки меланхолического темперамента чаще других пытаются в трудных условиях успокоить или поддержать партнеров по команде. Очень примечательно, что флегматики чаше вступают в пререкания с товарищами.

Равенства в положении, которое занимает каждая волейболистка команды в ее иерархической структуре, нет. В результате деятельности формируется самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами. Девочке приходится в условиях адаптации к команде отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свое видение иерархической структуры команды, определить статус каждого ее члена.

Отношения, складывающиеся в спортивных командах девочек, не бывают раз и навсегда устоявшимися. Они постоянно в динамике, непрерывно меняются. Изменения эти происходят или в ответ на какие-то внутренние события, или под воздействием факторов субъективного порядка. И женская команда очень восприимчива к влиянию таких факторов. Во избежание непредсказуемости в развитии данного процесса, педагогу приходится руководить отношениями в команде, направлять их в нужное для команды русло. Тренер должен постоянно следить за динамикой отношений, улавливать повышение конфликтности, психологической напряженности и принимать соответствующие меры.

Интересной представляется попытка Р.Л. Кричевского различать лидерские роли по их вкладу в тот или иной содержательный элемент групповой деятельности. Лидерские качества – это активность, инициативное поведение, которое обусловлено целями и задачами самой волейбольной деятельности. Такая ориентация позволяет опознавать девушек, являющихся инструментальными лидерами. А если активность, инициатива, творчество направлены на формирование благоприятных межличностных отношений, психологического климата женской команды, то это характеризует экспрессивного лидера.

Читать статью  Упражнения для укрепления мышц тазового дна у женщин (упражнения Кегеля) | Memorial Sloan Kettering Cancer Center

Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Экспрессивные лидеры — ближайшие помощники тренера, прежде всего, в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Сравнение структуры и иерархии лидерства в мужских и женских командах показывает, что в мужских командах структура лидерства имеет более определенный и стабильный характер, чем в женских. А вот самый высокий ранг в команде принадлежит обычно лидеру-спортсменке, которая совмещает роли инструментального и экспрессивного лидеров. В мужских командах высший ранг, как правило, никогда не принадлежит лидеру эмоциональному.

Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Особенности женского волейбола

Мои постоянные читатели знают, что волейболом я занимался в молодые годы, был даже в юношеской сборной Хабаровского края, будучи школьником. Как студент стал чемпионом ДСО «Буревестник» в составе сборной Хабаровского медицинского института. Т.е. имею кое-какие понятия и о самой игре, и о тренировочном процессе.

Вдобавок я по профессии врач, т.е. знаю основы психологии, без которой невозможно обойтись в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в спорте. Разбираюсь и в вопросах физиологии. Я весьма неплохо начитан, в том числе и в области спорта, неплохо ориентирован в некоторых видах спорта, в том числе и в волейболе.

В свое время, когда у меня было возможность «живьем» смотреть спортивные поединки, я с удовольствием ходил на матчи мужских волейбольных команд, и очень редко – женских. Мне не нравилась в игре женщин шумность, излишняя эмоциональность, иногда над площадкой стоял сплошной крик. Но вот смотреть по телевидению волейбольные поединки, где в основном слышишь голос комментатора, и все крики проходят шумовым фоном, мне стало нравиться, в том числе и поединки женских команд. Сейчас, когда появился спортивный канал tvstart, на котором очень широко освещаются практически все поединки чемпионата России, в дни туров я провожу у монитора компьютера большую часть дня. Причем в один день я могу посмотреть матчи как мужских, так и женских команд, и это дает повод для сравнений. Вот об особенностях женского волейбола я и хочу порассуждать.

Бытует мнение, мол, женский волейбол непредсказуем по определению. Якобы орёл-решка, хоть тресни на тренировках, женская команда плывет в океане эмоций и не управляема в ответственной игре. То бишь, планомерно выигрывать — из области фантастики. Хотят — играют, не хотят — не выигрывают. Как кошки, дрессировке не поддаются. Кстати, Куклачев якобы отбирал чуть ли не одну из тысячи. На аналогичном принципе отбора особо одаренных «личностей» построена пирамида российской школы волейбола. Однако те же итальянцы идут иным путём, делая игрока высокого уровня из человека с относительно средними данными за счёт обоснованного научного подхода.

Итак, на самом деле в женском волейболе побеждает та команда, игроки которой на конкретный момент времени при прочих сравнимых «параметрах» бесстрашно уверены в своих силах и, как следствие, лучше «держат удар» и меньше делают своих ошибок. Чтобы команда с пол-пинка не «валилась», должен быть «костяк» — не менее трёх игроков, обладающих незаурядными бойцовскими качествами и психологической устойчивостью. Иногда один супер игрок способен «завести» всю команду, но, увы, лишь иногда. В мужском сей аспект тоже играет существенную роль, но в женском выходит на первое место. За счёт общекомандного куража как раз и «выносят» потенциально более сильного противника. Благо при сегодняшней системе подсчёта очков, когда пара ошибочек способна решить исход матча, это вполне реально. В женском волейболе гораздо чаще преобладает «делегирование»: одну игру вытягивают одни игроки, другую – другие. Примитивное объяснение «как попрёт» не раскрывает первопричин феномена и не дает ключа к победам. Поэтому попробуем разобраться.

Следует отчётливо различать уверенность и самоуверенность. Это кардинально разные «вещи». Самоуверенность характеризуется пренебрежительным «пофигизмом» перед игрой и безысходной растерянностью во время игры. Причем можно пройти не одно олимпийское пекло и ни с того ни с сего «словить» мандражик в сравнительно безобидной ситуации. Реальная уверенность (раскрепощенность, концентрация и целеустремлённость в комплексе) основывается не на словообильно-пустопорожнем гоноре, а на вдумчивой тактической, технико-физической и психологической подготовке.

Порой волейболистка и рада бы выложиться «на всю катушку», но состояние «ступора», усугубляемое излишне выбрасываемыми в кровь гормонами, невольно сковывает по рукам и ногам. Чаще ступор выражается в торможении определенных движений, например, разбег, выпрыгивание и вынос руки выполняются отлично, а на последнем этапе рука-кисть тормозится, исчезает резкость, точность, хлёсткость. Кому-то ступор «бьёт» в ноги, кому-то в руки, кому-то в голову. Встречается и полный ступор, вплоть до вербального. Кстати, ощущение «кома в горле» хорошо знакомо даже представителям сильного пола. Однако, что творится с женщинами в данном состоянии, мужчинам понять крайне сложно.

У мужчин-волейболистов обычно в крови «играет» совсем иное соотношение гормонов, в частности, меньшая эмоциональность позволяет избежать спонтанно-хаотичных, сумбурных, «судорожных» действий в критические моменты. Мужчины – от природы охотники – ловчее «ловят» кураж сражения. Люди, обладающие выражено мужским спектром гормонов, чуть что, готовы биться не на жизнь, а на смерть. В женщину природой заложен иной «алгоритм»: сохранить жизнь любой ценой. А супротив природы не попрёшь. Например, волейболист-мужчина никогда не попросит его заменить (если только не откровенная травма), даже если «напорет» немерено, а для волейболистки-женщины, несколько раз подряд напортачившей и почувствовавшей себя как бы не совсем хорошо, ультимативная просьба о замене является закономерностью. Сделать из нормальной женщины хладнокровного гладиатора — возможно ли это?

Вероятно, придётся научиться управлять «фабрикой» гормонов! Так, гормон стресса адреналин, вырабатывается надпочечниками по сигналу нервной системы, заставляя сердце биться чаще, ускоряя дыхание и увеличивая приток крови к мышцам (по замыслу природы, чтобы противостоять нагрянувшей опасности). Однако если адреналина мгновенно вырабатывается слишком много (как у абсолютного большинства женщин), то человек либо логично «отбивается» первым попавшимся способом (или стремится спастись бегством – в частности, отсюда так называемые панические атаки), либо алогично сжаться в комок, как ощетинившийся ёжик (по сути, это и есть вышеупомянутый ступор). Многократно повторяемое противоестественное состояние не проходит даром, негативно сказываясь на психике. При «застойном» гормональном дисбалансе вероятен срыв многих систем организма, например, вегетативной, и даже иммунной (как известно, 85% заболеваний человека вызваны соматическими расстройствами). В частности, внезапно возникающие сердцебиение или аритмия у некоторых волейболисток являются следствием, по сути, укоренившейся фобии.

«Выбитая из колеи», находящаяся в состоянии «тяжёлого» ступора женщина уже ничего с собой сделать не может: чтобы «отойти», необходимо порой несколько часов. Если почти все игры волейболистка проводит в состоянии психологического «торможения» (полу-ступора), то автоматически развивается устойчивый синдром, преодолеть который становится очень сложно. Т.е. порой тренер без всякой задней мысли полагает, что «наигрывает» волейболистку, а на самом деле «убивает» её психику и хоронит как перспективного игрока. Кроме того, женщины крайне обидчиво реагируют, когда кто-то получает больше, а работает меньше, когда незаслуженно лишают премиальных и т.п. Не исключены «сливы» целых игр по причине психологических последствий от обид. Не удивительно, что для женщин крайне важен микроклимат внутри команды, аналитическое внимание со стороны тренерского штаба и мудрое понимание со стороны клубных руководителей.

Упрощенно говоря, женщины повышено возбудимы (а значит, подвержены стрессу и «ступору») в определенные дни каждого месяца, особенно в случае аномального протекания ПМС. Т.е. в данный период крайне уязвимы в психологическом плане. Поэтому тренеры обязаны просчитывать не только прогнозируемые «красные флаги», но и с недельку перед ними. Следовательно, без «длинной скамейки» запасных игроков планомерно выигрывать в женском волейболе крайне сложно. Как известно, в отдельные дни многие спортсменки испытывают довольно сильные боли в области живота, недомогание и т.п. Фактически, не способны «биться» физически, хотя эмоционально уже раскрепощены. Длительная «закалка-тренировка» облегчает последствия экстремальных физических нагрузок и даже привыкание к некоторым болям, но при неверной психологической подготовке (например, в случаях допотопных призывов к «морально-волевым» качествам, «палочных» методов и т.п.) устойчивости-стабильности как команды в целом, так и отдельных игроков не добиться.

Психологическая устойчивость зиждется на умении концентрироваться и способности своевременно блокировать негативные мысли. Тут необходим индивидуальный подход, разговор по душам, спокойный «разбор полётов» по видеозаписям, когда страсти-эмоции чуток улягутся. Тогда как типичные собрания «накачки перед игрой» дают обратный эффект, нагнетая предстартовый мандраж, или (если совсем переборщить) вызывая апатию.
Собственно, так называемый пси-тренинг формирует прежде всего умение оперативно отсекать лишние мысли. Способность быстро сконцентрироваться (вовремя «собраться») и максимально возможно расслабляться в паузах (дабы не перегорать в холостую) — отдельные направления пси-тренинга. Особого подхода требует избавление от зацикливающих мыслей, например, во время «тихого часа» перед предстоящей важной игрой. Многократно прокручиваемые «по кругу» тревожные мысли — первопричина большинства неудачно проведенных игр.

Читать статью  Современные способы увеличения груди – статьи Института Красоты ГАЛАКТИКА

Однако такая работа с женщинами дает дают ощутимый эффект. Женская команда быстро консолидируется и по панибратски прощает виновниц, дружно имитируя постольку поскольку выполнение штрафных санкций. Если же проштрафившаяся чаще одна одинёшенька, то она попадает под двойной «пресс»: как отторжения командой, так и личного стресса. Кажется, что к перманентному стрессу можно привыкнуть, но реально лишь усугубляются проблемы с плачевно запущенной психикой. Причем, даже в атмосфере безмятежной раскованности не исключены внезапные проявления «ступорных» психологических состояний (хотя и менее выраженные). Например, у кого-то упорно не получается быстрый съем восходящего мяча, а тренер шумит-недоумевает, в сердцах дурой обзывает, тогда волейболистка начинает чувствовать себя не своей тарелке, т.е. выражаясь компьютерным языком, «виснуть» и «глючить». Изматывающее повторение подобного приводит так же к гормональным сбоям. Одно тянет за собой другое, проблемы замыкаются в безвыходное кольцо.

Вышеперечисленные аспекты характерны и для других видов спорта, однако если в гандболе, баскетболе и т.д. допущенная игроком ошибка еще не означает неизбежный проигрыш очка, то в волейболе каждый розыгрыш мяча по психологической нагрузке адекватен пробитию буллита, пенальти и т.п. А в концовках страсти накаляются запредельно. Именно поэтому психологические провалы чаще возникают именно в концовках и на тай-брейке. Некоторые игроки даже уровня сборной стабильно успешно действуют в начале-середине партий, но, как по наваждению, сидят «в минусах» в концовках. Разумно помнить, что исключения бывают в любом правиле. Так, волейболистка, поймавшая феерический кураж, способна феноменально отыграть некую запоминающуюся концовку. Например, выдать серию убойных подач. Но где гарантия, что следующая концовка будет хотя бы наполовину столь же успешной?

Велик соблазн задействовать современную «химию», тем паче, когда на допинг не шибко проверяют. Гормональных препаратов нынче, как грязи. Психотропных средств еще больше. Однако, последствия предсказуемы. Хорошо китайцам – у них на «заоблачной» высоте иглоукалывание-рефлексотерапия и всякие там «жень-шени». А что делать нам? Да, теперь существуют психо-вегетативные регуляторы, не вызывающие привыкания, например, рецептурные грандаксин (не мгновенно снижает нервозность при ПМС) и атаракс (неплохое, но не сильное средство для купирования тревоги, внутреннего напряжения и даже для снятия соматических синдромов разного происхождения). Однако это приемлемо, только если требуется единожды устранить крайне запущенные расстройства. Еще существует гипноз, самогипноз и самовнушение. Уже теплее.

Пси-тренинг волейболисток, заключающийся в минимизации аномалий гормональных всплесков, в принципе, возможен, однако это не волшебная палочка и не мега таблетка. Все методологии пси-коррекции требуют времени и доверия. Более того, азы спортивной психологии и в мужском волейболе (российском, прежде всего) еще толком не освоены, а женский исторически развивается по стопам мужского. Посему женский волейбол действительно пока менее прогнозируем, но далеко не стохастичен. Управлять командой значительно сложнее, чем у мужчин, отсюда и распространённость разного рода многочисленных оправданий.
Таким образом, в волейболе специфика женской психологии (корни которой в физиологии) существенно выражена и непосредственно влияет как на результаты игр, так и (в меньшей степени) на динамику тренировочного процесса. Гарантию стабильности побед (помимо должной физической, технической и тактической подготовки) обеспечивают два пути: резервирование посредством равноценных запасных (снижается вероятность «пролётов», но не полностью) и тренинг психологической устойчивости (эффективность зависит от квалификации привлекаемого специалиста). В пляжном волейболе, совершенно очевидно, путь всего лишь один.

Нынче с дивана пока остаётся лишь пересматривать старые видео записи. Когда появится достойный волейбольный «свежачок», сказать трудно.
Итак, заполучив оглушительный нокаут на ОИ-2016 в ; от Сербии (диванный разбор полётов по которому уже был произведён), нашей женской сборной предстояло в следующем сезоне отстаивать титул на ЧЕ-2017. Естественно, предварительно втягивающе размяться на очередном Гран При.

С Юрием Маричевым, тренировавшем сборную на Олимпиаде, федерация распрощалась, подтянув старую гвардию в лице Владимира Кузюткина и младую тренерскую поросль в лице Константина Ушакова. Тем временем, незаметно начался новый олимпийский цикл 2017-2020. Вряд ли кто возгорит желанием пересмотреть ГП-2017 даже в осточертевшей многомесячной самоизоляции, кроме разве что нынешнего тренера сборной Серджио Бузатто. Дабы избавить уважаемых читателей от тяжкого труда видео просмотра не самых радостных игр, приведу дословно мною записанное «на манжетах» еще в 2017-м.

Понятно, ведущим игрокам, особенно у которых накопились травмы, после чумовых сезонов, спаянных ОИ, даётся «передых» на восстановление. При этом в составе главной сборной целесообразно сохранить достаточно опытных игроков, чтобы сражаться не шутейно, получая реальный (когда ответственность по серьёзному «давит») игровой опыт, да и чтобы не превратить тот же ГП в пустую трату времени, сил и государственных денег. Столпами команды на ГП-2017 оказались две Ирины — Королева и Фетисова — выбор по меньшей мере странный, т.к. именно центральные больше всех зависят от качества приёма, а оный еще только начинает нарабатываться. Более того, мотивация именно этих игроков рвать жилы на ГП, выступая в роли спарринг-партнёров для «оббивки» связующих, далеко не очевидна, поскольку место в сборной гарантировано, клубные контракты «на мази».

Если же по уму, то «базисом» сборной на переходном этапе должны были быть: амбициозная и опытная связка (объективно в том сезоне лучшая Марина Бабешина) и заряженная поквитаться диагональ (по факту на тот момент Наталья Малых — третья после Наталии Гончаровой и травмированной Дарьи Малыгиной), обстрелянная либеро (Уланова и т.п.), или хотя бы надёжная «выручалочка» супер-доигровщица (для Ксении Парубец пока еще нужны сверхточные передачи связки класса Бабешиной, или стабильная доводка для связок классом пониже). Кстати, все вышеперечисленные игроки отдыхали во время Рио и даже по окончании клубного сезона находились в отличной форме. Оставалось лишь к базису «опыта-мудрости» добавить надстройку «молодости-задора». Но увы и ах, подбор игроков для обновлённой сборной образца-2017 определялся своеобразно. И анонсированная г-ном Кузюткиным доктрина «15 взаимозаменяемых» применительно к составу для ГП-2017 уж больно хлипко лепится.

Как правило, в начале олимпийского цикла активно привлекают в сборную перспективную молодёжь в расчёте на ближайшие 4 года. Уже сложившиеся бойцы Кутюкова, Фролова и т.д. — очевидно, это «обкатка» оперативных замен для предстоящего ЧЕ, направленная на потенциальное улучшение приёма. Например, подменять на время либо Яну Щербань, либо Татьяну Кошелеву, либо и ту и ту вместе, если соперники позволят. О’кей, принимается. А вот дальше…

Лазарева, Романова, Сперскайте, Третьякова — похоже, по замыслу г-на Ушакова попытка поймать двух зайцев: подтянуть основу для «Динамо» Каснодар, задействуя ресурсы национальной сборной, и просмотреть своих игроков в деле, пользуясь заявленной тогда главным тренером «потешностью» сего ГП, хотя в ином сочетании с другими игроками у этих нетривиальных волейболисток был бы больший шанс продемонстрировать свой потенциал. Однако, вместо того, чтобы внедрять данных игроков по прямому назначению с возможностью приходить в себя на адекватных заменах, половине Владимир Иванович лихо поменял амплуа, остальных либо «упахал», либо «перемариновал». Лазарева (рост 190 см, год рождения 1997 ) обладает многообещающими данными, однако в решающие моменты слишком «аккуратничает» — надеюсь, это пройдёт, иначе не видать удачи. У Романовой (178 см, 1994 гр) неплохие по точности передачи в края, особенно в 4-ю зону, но блок в клочья не рвёт и в остальных компонентах до уровня сборной России не дотягивает, по крайней мере, пока. Не низкая (188 см, 1997 гр) Сперскайте в шкуре либеро была сама не своя, при дефиците доигровщиц разбрасываться молодыми еще только прорезающимися игроками данного амплуа не малочисленный тренерский штаб сборной не красит (было бы объяснимо наиграть на позиции либеро Кутюкову в качестве универсальной замены). Третьякова (176 см, 1984 гр) симпатичная либеро, молодая мама, двигается координированно (хотя реакция не Маловой), в 2009 году привлекалась в сборную Кузюткиным лишь на ГП, показала неплохую эффективность приёма в этом клубном сезоне (Талышева 1991 гр принимала почти не хуже, но гораздо больше). Короче, на «золотой резерв партии» четверка из Динамо Краснодар не похожа, и кого конкретно смогла бы равнозначно подменять в основе главной сборной ближайшие 2 года — так и осталось за кадром.

Екатерина Ефимова — сборница уже не первый сезон, давно пора извлекать из глубокого запаса (пока глаза горят), вполне могла заменить Королеву на весь турнир, отпустив оную в свадебное путешествие, но желание главного тренера «выдавить» результат, когда соперники с нами на «расслабоне», вынудило позабыть о перспективе. Галкина, Евдокимова и подзасидевшаяся (имело смысл «подводить» еще к Рио) Ирина Филиштинская — пожалуй, вот лишь три новобранца «с прицелом» на ОИ-2020, «прикидкой» для ЧМ-2018 и подстраховкой для ЧЕ-2017. Не маловато ли.

Читать статью  Упражнения для девушек в тренажерном зале. Какие они?

Самое прискорбное, Галкиной и Евдокимовой разыграться толком не дали. Зато Филиштинскую «впрягли» так, что у и той от перегруза буквально руки опустились. Ирина в целом справилась, но в плане точности длинных передач временами показывала игру 4-х летней давности (без страховки и замен морально тяжко, и сезон за спиной Старцевой не способствовал стать основной в сборной). Под занавес в решающие моменты по привычке выдала передачи, удобные одноклубнице Васильевой, но сплошь минусовые для Фроловой. В стопудовые плюса следует занести передачи 1-м темпом Фетисовой, шуструю игру в защите, невялый блок и чаще острую подачу. Подменять основную связку главной сборной Филиштинская готова, впрочем, уж года как два, ну а чтобы стать первой, необходимо в клубе играть основной, а не быть на подхвате. Так что в заслуги возвернувшегося главного тренера проверка Ирины суровым боем вписывается лишь отчасти.

Нашу команду на ГП-2017 добил даже не нашумевший экспериментальный подход, а метод тыка. То бишь, путь проб и ошибок, без должного анализа и прогноза, без продуманной стратегии и гибкой тактики. Переброс не столь быстрой и недостаточно высокой Воронковой в диагональ это явный просчёт главного тренера/тренерского штаба (причём предсказуемый), который потянул за собой целую вереницу неустранимых проблем. Теперь Воронкова вряд ли прибавила как доигровщица, убив ГП на борьбу самой с собой. Из-за постоянных «просадок» мучающейся диагонали команду трясло, хотя девчата бились «до упора», как могли. Обилие досадно проигранных концовок в «пятихатках» свидетельствует о несбалансированности команды с одной стороны и, с другой стороны, отсутствии своевременной помощи тренерского штаба, в частности, в виде замен. В каждом туре на третью подряд игру (да даже на вторую половину второй игры) возрастных игроков просто напросто не «хватало» (не успевали восстанавливаться), и это тоже было предсказуемо.

Мы проиграли не только в нападении даже низкорослым командам, мы так и не «расчехлили» толком фирменное свое оружие — блок. Правда, иногда российский блок срабатывал, и даже сериями, но только тогда, когда противники замедляли игру. Стоило им ускориться, у нас всё трещало по швам. Наши блокирующие не дорабатывают ногами и не успевают отслеживать своих нападающих, прыгают там, где стоят, тянутся руками с большим опозданием. Блок ставят каждая сама по себе, зачастую не пристраиваясь друг к другу, отсюда дыры на стыке, и как следствие, рушится взаимодействие блок-защита.

В результате, шут с ним, с 9-м местом (был бы прок!), главное же, игра сборной по сути не изменилась: как напряг — всё в края((( Мы проигрываем, всё больше отставая в скорости. А высотные варианты сами по себе уже не гарантируют успеха — горький опыт ЧМ-2014, КМ-2015 и ОИ-2016 это убедительно доказал.

PS
Что делать? Экстренное привлечение Панковой, которая якобы лучше всех сыграна с Гончаровой, явно не выход (уже проходили в Рио). Катя, увы, на затянувшемся спаде, начавшемся еще на кошмарном ЧМ-2014. И хотя надо когда-то же выходить из пике, основная проблема в ином: ослабляя блок во 2-й зоне, непозволительно занизить его еще и в 4-й, т.е. уже наигранные Кутюкова и Фролова с их «набитым» приёмом останутся не у дел, вся подача полетит сначала в Кошелеву, потом в Щербань. В качестве альтернативы принимать по-японски, отводя либеро более чем 2/3 площадки, но потянет ли наша подмена? В итоге велика вероятность, что на ЧЕ опять скатимся на «парашюты» в края. Перевести Кошелеву в диагональ, варьируя Гончарову на двойной замене и, накрайняк, в доигровке — да, это вариант. Но отважится ли на него нонешний главный тренер/тренерский штаб.

Что в сухом остатке. Когда федерация поняла, что с Кузюткиным ошиблась (его звездный час был аж в 2010 году на чемпионате мира, в Катей Гамовой и Любой Соколовой в составе), старшим тренером назначили Константина Ушакова, который еще недавно сам был игроком, и тренерский стаж имеет минимальный. Когда и он не потянул, назначили конкурс, который выиграл Вадим Панков, до этого всю жизнь тренировавший команду из Одинцово, не хватающей звезд с неба, но поставившей на поток подготовку молодых игроков. Да, на уровне молодежной команды у Панкова получалось побеждать, но взрослый волейбол и быстрее, и сложнее. Кончилось тем, что его на матчи Кубка мира 2019 года заменил итальянский тренер Бузато, много лет бывший тренером-статистиком в мужских командах, которые тренировал Владимир Алекно. Команда выступила относительно удачно, и его решили оставить главным тренером до Олимпиады 2020 в Токио. Олимпиада не состоялось по причине пандемии коронавируса, и слава Богу, потому что на сегодня боевого состава женской сборной России нет. Есть отдельные игроки, но для команды этого мало, они должны сыграться.

А вот те волейболистки первого призыва Кузюткина – Кутюкова, Фролова, Панкова, Филиштинская, — или закончили с волейболом вовсе, или играют в слабых командах. Но зато стала подрастать молодежь, которые не только выиграли чемпионат Европы среди девушек до 17 лет, но и хорошо себя проявляют в чемпионате России. За этот сезон эти рослые (190-92 см) нападающие (Кадочкина, Гатина и ставшая MVP ЧЕ-20 Федоровцева) подрастут, наберутся мастерства, опыта и уверенности, и вполне могут заменить некоторых старожилов сборной. И тогда у нашей сборной, которая пробилась на Олимпиаду, будут какие-то шансы на успех. Тем более что некоторые сильные сборные переживают смену поколений (Бразилия, США, КНР).

Упражнения для волейбола

Волейбол, в отличие от многих других игровых видов спорта, игра не контактная, но при этом очень зрелищная. Зрелищность обеспечивается высоким темпом, скоростью и комбинационной игрой. Однако все это требует от игроков хорошей физической подготовки, отличной координации, растяжки и многого другого. Добиться всех этих навыков позволяют волейбольные упражнения. Систематические тренировки по волейболу позволяют до автоматизма довести действия игроков на площадке.

Подводящие упражнения в волейболе

Подводящие упражнения для волейбола не сильно отличаются от других спортивных игр, здесь тоже важны бег, прыжки, ходьба. Волейболисты с юных лет учатся правильно падать. В современном волейболе часто мячи достаются после падений, причем принимать сейчас можно не только руками, но и любой другой частью тела. Отсюда очень важна растяжка. Что входит в подводящие упражнения?

  • Бег. Он может быть обычным и чередоваться с челночным, спиной назад, ускорениями и с высоким подниманием бедер.
  • Ходьба. Обычная, ускоренная, с приставным шагом.
  • Прыжок. С отталкиванием одной и обеих ног, с разбега, с приседа или полуприседа.
  • Старт. С низкого или высокого положения.

Любой план тренировки по волейболу включает в себя упражнения с мячом, которые позволяют имитировать те или иные ситуации на площадке во время матча. Во время таких тренировок отрабатываются навыки владения своим телом, координации, точности движений. Тренер следит за своими подопечными и направляет их движения в правильное русло. Самыми распространенными ошибками являются плохой выход под передачу мяча, напряженные пальцы рук, несогласованность действий игроков.

Тренировка с мячом в волейболе

В данном случае также существуют различные подготовительные упражнения, которые подразделяются на следующие категории.

  • Подача мяча. Отрабатываются упражнения с правильным положением рук во время подачи, разных ее видов, нижней, верхней, силовой.
  • Прямой удар в нападении. Начинается с прыжков на месте с размахом рук, затем добавляется разбег с имитацией удара по мячу из разных положений.
  • Передача мяча двумя руками снизу. Игроки занимаются с тренером, в парах или поодиночке, используя стенку и выполняя удары по мячу снизу, доводя свои движения до автоматизма.
  • Передача мяча двумя руками сверху. То же самое только с передачей мяча сверху, игрок учится принимать мяч в верхней точке.
  • Прием мяча двумя руками снизу. Тренировка похожа на прием мяча снизу.
  • Блокирование. Игроки выполняют прыжки вверх и вперед, тренируются в парах.

Основные тренировочные упражнения в волейболе помогают как любителям, так и профессионалам, становясь залогом успеха во время матчей.

Источник https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/354665-osobennosti-trenirovochnogo-processa-v-zhensk

Источник https://proza.ru/2020/10/25/501

Источник https://www.sports.ru/volleyball/blogs/3041560.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *