ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ И СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтухин Денис Николаевич

В статье приводятся взгляды ученых и философов на феномен творчества , а также анализируются различные подходы к содержанию понятия « творчество » в различных областях научного знания: педагогике, психологии, философии. На основании существующих дефиниций в статье сформулировано авторское представление о содержании понятия « творчество ». Творческая деятельность рассматривается как платформа для формирования у человека нравственных качеств. Раскрываются сущность, роль и значение творческой деятельности , характеризуются особенности формирования творческого потенциала человека в процессе его жизнедеятельности на различных этапах взросления личности (детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, молодежный возраст). Особое внимание уделяется процессу занятия творчеством курсантами в период их обучения в ведомственном вузе. Описываются различные формы занятия творчеством в образовательной организации: творческие коллективы , самодеятельные организации, общественно полезная деятельность, деятельность Совета обучающихся (студенческий Совет), спортивные, технические и научно-исследовательские коллективы. Приводятся результаты анкетирования, проведенного с курсантами второго курса очной формы обучения. Целью исследования было определение влияния творческой деятельности на развитие личности обучающихся (представления курсантов о том, что такое творчество , какие качества сформировались у них в результате занятия творчеством , отношение курсантов к занятиям творческой деятельностью ). Проведенное исследование показало, что занятие творчеством способствует развитию у курсантов таких человеческих качеств, как пунктуальность, ответственность, исполнительность. Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы при организации воспитательной работы с курсантами ведомственного вуза.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желтухин Денис Николаевич

Психологические особенности саморегуляции курсантов образовательных организаций деонтологического типа

СREATIVITY AS A CONDITION AND METHOD OF PERSONAL DEVELOPMENT

The article presents the views of scientists and philosophers on the phenomenon of creativity, as well as analyzes various approaches to the content of the concept of «creativity» in various fields of scientific knowledge: pedagogy, psychology, philosophy. Based on the existing definitions, the article formulates the author’s idea of the content of the concept of «creativity». Creative activity is considered as a platform for the formation of moral qualities in a person. The author reveals the essence, role and significance of creative activity, characterizes the features of the formation of a person’s creative potential in the process of his life at various stages of personal growth (childhood, primary school age, adolescence, youth). Special attention is paid to the process of creative work by cadets during their studies at a departmental University. Various forms of creative activity in an educational organization are described: creative teams, Amateur organizations, socially useful activities, activities of the student Council (student Council), sports, technical and research teams. The results of a survey conducted with second-year full-time students are presented. The purpose of the study was to determine the influence of creative activity on the development of students ‘personality (cadets’ ideas about what creativity is, cadets ‘ attitude to creative activities and their ideas about what qualities they have formed as a result of creative activities). The research has shown that creative work contributes to the development of cadets ‘ human qualities such as punctuality, responsibility, and diligence. The results obtained are of practical significance and can be used in organizing educational work with students of a departmental University.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ И СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

DOI 10.37523/SUI.2021.42.1.017 УДК 37.01

Желтухин Денис Николаевич

начальник отдела по работе с личным составом, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-olesja2008@mail.ru

Denis N. Zheltukhin

Chief of Department on work with the personnel,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,

ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ И СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье приводятся взгляды ученых и философов на феномен творчества, а также анализируются различные подходы к содержанию понятия ©творчество» в различных областях научного знания: педагогике, психологии, философии. На основании существующих дефиниций в статье сформулировано авторское представление о содержании понятия ©творчество». Творческая деятельность рассматривается как платформа для формирования у человека нравственных качеств.

Раскрываются сущность, роль и значение творческой деятельности, характеризуются особенности формирования творческого потенциала человека в процессе его жизнедеятельности на различных этапах взросления личности (детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, молодежный возраст). Особое внимание уделяется процессу занятия творчеством курсантами в период их обучения в ведомственном вузе. Описываются различные формы занятия творчеством в образовательной организации: творческие коллективы, самодеятельные организации, общественно полезная деятельность, деятельность Совета обучающихся (студенческий Совет), спортивные, технические и научно-исследовательские коллективы.

Приводятся результаты анкетирования, проведенного с курсантами второго курса очной формы обучения. Целью исследования было определение влияния творческой деятельности на развитие личности обучающихся (представления курсантов о том, что такое творчество, какие качества сформировались у них в результате занятия творчеством, отношение курсантов к занятиям творческой деятельностью). Проведенное исследование показало, что занятие творчеством способствует развитию у курсантов таких человеческих качеств, как пунктуальность, ответственность, исполнительность. Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы при организации воспитательной работы с курсантами ведомственного вуза.

Ключевые слова: творческая деятельность, творчество, творческие коллективы, творческая инициатива, креативность, Совет обучающихся или студенческий Совет.

CREATIVITY AS A CONDITION AND METHOD OF PERSONAL DEVELOPMENT

Summary. The article presents the views of scientists and philosophers on the phenomenon of creativity, as well as analyzes various approaches to the content of the concept of ©creativity» in various fields of scientific knowledge: pedagogy, psychology, philosophy. Based on the existing definitions, the article formulates the author’s idea of the content of the concept of ©creativity». Creative activity is considered as a platform for the formation of moral qualities in a person.

The author reveals the essence, role and significance of creative activity, characterizes the features of the formation of a person’s creative potential in the process of his life at various stages ofpersonal growth (childhood, primary school age, adolescence, youth). Special attention is paid to the process of creative work by cadets during their studies at a departmental University. Various forms of creative activity in an educational organization are described: creative teams, Amateur organizations, socially useful activities, activities of the student Council (student Council), sports, technical and research teams.

The results of a survey conducted with second-year full-time students are presented. The purpose of the study was to determine the influence of creative activity on the development of students ‘personality (cadets’ ideas about what creativity is, cadets ‘ attitude to creative activities and their ideas about what qualities they have formed as a result of creative activities). The research has shown that creative work contributes to the development of cadets ‘ human qualities such as punctuality, responsibility, and diligence. The results obtained are of practical significance and can be used in organizing educational work with students of a departmental University.

Keywords: creative activity, creativity, creative teams, creative initiative, creativity, student Council or student Council.

© 2021 Желтухин Д. H.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни стремится к постоянному совершенствованию, проявляет активность в той или иной сфере человеческой деятельности, открывает при этом новые качественные общественные ценности, стремится к преодолению невыполнимых целей, решает задачи в условиях повышенной сложности, получая взамен уникальный результат своего труда — продукт творческого процесса. Представить себе жизнь человека без творчества в наше время практически невозможно.

Роль творчества в жизни человека масштабна и многогранна и далеко еще не полностью исследована.

Современные условия жизни трактуют нам свои правила, определяя креативность и творческое мышление в решении служебных и практических задач одними из главных качеств для успешного построения карьеры в любой сфере человеческой деятельности.

В настоящее время большинство молодых людей испытывают трудности в личностной самореализации. Причиной этому является слабо развитые творческие качества, отсутствие способности самостоятельно принимать серьезные решения и нести ответственность за свои поступки.

Творчество в деятельности человека представляет собой уникальный процесс, результат и развитие которого является мощным двигателем для достижения поставленных целей. Фантазия, идея и логическое завершение задуманного помогают строить индивидуальные подходы в решении задач любой сложности, находить ответы и выходы из самых необычных ситуаций, но самое главное — творческий подход помогает людям быстрее адаптироваться в новом коллективе, найти общий язык и добиться успеха в любой деятельности.

Испокон веков людей волновали вопросы: ©Что такое творчество?», ©Какое влияние оно оказывает на деятельность человека?». Над загадками творческого процесса, необычностью его проявлений и спорностью развития бились мыслители разных эпох.

Читать статью  САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА – ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ - Студенческий научный форум

Сущность творчества ученые и философы определяли по-разному:

— божьим промыслом, — даром, унаследованным человеком от высших небесных сил (Сократ и Аристотель);

— загадочным процессом, в котором способности человека и восприятие им окружающего мира имели огромное значение для получения конечного результата (И. Кант) [1];

— как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании противоречие (Г. Гегель) [2];

— средство, которым человек стремится выразить ценности красоты, истины и добра и постигнуть сущность ©всеединства» (В. Соловьев) [3];

— как свободу личности, где всегда есть положительный опыт для раскрытия и преодоления самого себя (Н. А. Бердяев) [4].

Современными исследователями даются следующие определения творчества:

— высшая форма активности человека (В. А. Сластенин и Л. К. Веретенникова) [5, с. 27];

— способ самореализации человека в культуре (Е. В. Бондаревская) [6, с. 39];

— активность личности (В. Н. Дружинин) [7].

В настоящее время творческая деятельность — предмет пристального изучения ученых в области многих наук. В различных областях научных знаний творчество понимается по-разному.

В педагогической науке под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью [8, с. 406].

Психология под творчеством рассматривает психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [9].

Философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности [10, с. 446].

Деятельность является составляющим компонентом творчества, она служит вектором для приобретения человеком новых знаний, умений, а также развития способностей, дающих толчок к творческому саморазвитию.

Человеческая деятельность, где создается, открывается, или изобретается что-то новое, в какой бы сфере она ни проявлялась: научной, художественной, производственно-технической, -всегда имеет творческий характер.

Немецкие ученые В. Калвейт, Г. Нойнер, Ф. Кликс в своем научном труде ©Резерв успеха -творчество» отметили педагогическое значение творческой деятельности личности, определив ее

как творческий процесс, в результате которого возникает новое творческое достижение, отсутствующее в исходных условиях [11].

Творчество по своей сути — это многогранный, неоднозначный, а иногда и противоречивый процесс.

С нашей точки зрения, творчество представляет собой деятельность человека, направленную на создание благодаря имеющимся способностям (ресурсам) и креативному мышлению чего-то нового. Результатом этого процесса является развитие у человека творческого мышления и качеств личности, в том числе и нравственных, которые обеспечивают возможность осуществления этого процесса и получения результатов творческой деятельности.

Творческая инициатива зарождается в человеке еще в раннем детстве, которая проявляется в игре как в одной из форм созидательной деятельности.

В детском возрасте творческая деятельность создает фундамент для человеческой активности, способствуют развитию процесса общения со сверстниками, снимает ограничения в языковом барьере с людьми разного поколения, позволяя ребенку жить в своем воображаемом мире, придумывая конфликтные ситуации и изобретая творческие пути для выхода из них.

В игре ребенка проявляются наклонности к созданию что-то нового и еще непонятного для него, формируется стереотип общественных отношений, закладываются правила и нормы поведения в обществе, проявляются черты и особенности характера, с которым он будет входить во взрослую жизнь.

По игре ребенка можно определить, какая сфера деятельности ему наиболее интересна и будет вызывать симпатию в более зрелом периоде его жизни. Отсюда можно сделать вывод, что творческая деятельность человека в детском возрасте — это почва, материя и питательная система для воспитания творческой личности. Игры детей, по своей сути, — это зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности, они способствуют поддержанию у ребенка бодрого и хорошего настроения, развитию активности, самостоятельности в осуществлении задуманного, а главное — формированию воображения. Игровая деятельность как часть непрерывного творческого воспитания помогает детям объединяться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

В юности человек через творчество открывает для себя мир, людей, новые возможности для развития себя как индивидуума, находит увлечение, любимое дело (хобби), которое будет сопутствовать его творческим интересам, взглядам и интеллектуальному развитию на всем жизненном пути. Развитие творческих способностей в школьном (подростковом) возрасте является одной из главных задач современного образования и способствует развитию личностных свойств человека в единстве с профессиональными навыками и изобретательской деятельностью.

Основная цель организации творческой деятельности в школьные годы направлена на формирование у обучающихся творческой самостоятельности и креативности взглядов.

Под креативностью понимается способность к творчеству, созданию чего -либо нового [8, с. 207]. В повседневной деятельности это качество выступает в виде умения человеком реали-зовывать поставленные цели, используя стандартные ситуации самым необычным образом, прибегая к творческому решению сложившейся проблемы. Креативное мышление как составляющая часть творческого потенциала берет свое начало в коллективе или группе людей, объединенных общими целями, взглядами и мотивацией в достижении определенного результата.

Творческие коллективы в зависимости от возраста человека имеют различные аспекты направленности и векторы развития. В детском возрасте с творческим коллективом мы сталкиваемся в рамках внеурочной школьной деятельности. Это время способствует выявлению индивидуальных качеств ребенка, самостоятельности и практическому использованию того багажа знаний и творческих навыков, который был заложен в него родителями и педагогами в раннем детстве.

Основной целью организации внеурочной деятельности в школе является создание условий для развития личных интересов учащегося, привитие ему духовно-нравственных ценностей и традиций, формирование творческого потенциала и гражданской ответственности, а также в обязательном порядке развитие творческих способностей школьников.

В качестве форм, используемых в школьной программе для организации внеурочной деятельности, широко применяется работа в тематических и творческих кружках, секциях, участие в культурно-досуговых мероприятиях, общественно полезных работах, познавательных экскурсиях и т. п.

В творческом коллективе человек независимо от возраста чувствует свою значимость и необходимость, тем самым осознает степень ответственности за конечный результат совместной деятельности.

Необходимо заметить, что в детском возрасте творческая инициатива формируется также через побуждение к мыслительной деятельности и познавательный интерес. В школе ребенка обучают уходить от привычных шаблонов. Причинами развития творческой активности у человека в школьном и подростковом возрасте могут служить ряд факторов:

— потребность в самоутверждении и желание выделиться в коллективе одноклассников,

— стремление заслужить благодарность руководителя (педагога);

— увлеченность занятием и мыслительным процессом;

— желание достигать определенной цели, ощущать радость от полученного результата и видеть перспективу в своей деятельности.

Творческая деятельность человека в молодежном и более зрелом возрасте значительно отличается от вышерассмотренных периодов человеческой жизни. По мере взросления человек обретает индивидуальность, самостоятельность, способность высказывать свое я в обществе. Умение грамотно применять накопленные знания и творческие навыки способствуют быстрому процессу его адаптации во взрослой среде. Молодежный возраст — это период жизни, когда человек сам определяет свой путь, выстраивает отдельную жизненную позицию с учетом особенностей его личных качеств и творческих способностей.

Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих самореализацию личности, являются общественные учреждения высшего образования (институт, университет). Студенчество — это одна из ведущих молодежных групп, где начинающий специалист может развивать и применять на практике творческие навыки и способности, сформированные на более ранних этапах его жизни. Молодость считается оптимальным временем для творческой самореализации, так как в данном возрасте быстро проходят сомнения и неуверенность, для достижения целей человек ищет новые возможности, а возникающие трудности не становятся фундаментальными препятствиями к развитию [12].

Студенческая среда — это широкая дорога для внутренней самореализации личности, где возможность свободно распоряжаться личным временем позволяет студенту строить масштабные проекты и планировать будущее без определенных ограничений. Жизнь и служебная деятельность обучающихся вузов ФСИН России, в частности курсантов Самарского юридического института ФСИН России, значительно отличается от студентов гражданских вузов и протекает, как правило, в тесном потоке образовательной, служебной, спортивной и творческой среды, где приоритет воспитания обучающихся направлен на развитие разносторонне одаренной личности.

В настоящее время высшие учебные заведения создают на своей базе различные самодеятельные организации для обучаемых, желающих расти и развиваться в различных областях творческой и иной общественно полезной деятельности.

Одним из таких структурных подразделений, позволяющих создавать активную гражданскую позицию для студентов вузов, а также содействовать развитию их творческого потенциала, самостоятельности, способности к самоорганизации и ответственному отношению к делу, является Совет обучающихся или студенческий Совет. Данный орган управления способствует, прежде всего, расширению прав и полномочий обучаемых, а также реализации общественно значимых молодежных инициатив.

Под управленческим воздействием Совета обучающихся организуются творческие, спортивные, технические и научно-исследовательские коллективы, главной задачей которых является развитие у студенческой молодежи самостоятельности, индивидуального прогресса, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни государства и общества. Индивидуальности в этой части отводится особенная роль, поскольку в отличие от школьного периода студент должен не только участвовать в творческих проектах, но и уметь активно их планировать и организовывать.

Говоря о развитие духовно-нравственных качеств в процессе занятий творческой деятельностью, мы должны осознавать, что любой результат творчества должен нести благие намерения и воспитывать в человеке бескорыстие и доброту по отношению к окружающим. Следует отметить, что нравственность в творческой деятельности является важнейшим элементом воспитательного воздействия.

В Самарском юридическом институте ФСИН России курсанты 1 -го курса проходят первоначальную подготовку на территории загородной учебной базы, в режиме полной самоизоляции от курсантов старших курсов. В этих условиях, на наш взгляд, творчество необходимо рассматривать как одно из доступных средств организации свободного времени. Именно на 1 -м курсе обучения в каждом отдельном взводе создаются творческие коллективы, судьба которых во многом зависит от творческого потенциала его участников. Как показывает опыт работы и практика организации внеурочной деятельности в институте, стремление заниматься творческой деятельностью на 1 -м году обучения имеют, прежде всего, курсанты, ранее принимавшие активное участие в различных формах школьного досуга либо занимавшиеся в профессиональных творческих детских коллективах.

Читать статью  Книга Лифт саморазвития. Как не застрять между этажами - Стив Павлина скачать бесплатно, читать онлайн

Следует отметить, что некоторые творческие коллективы, созданные еще на 1 -м курсе, становятся визитной карточкой учебного заведения, выступает на различных областных и городских мероприятиях, создавая тем самым положительный имидж уголовно-исполнительной системы.

Мы разработали анкету, ответы на вопросы которой позволяют составить представление об отношении курсантов к занятиям творчеством.

В исследовании приняли участие сто десять курсантов 2-го курса очной формы обучения в возрасте от 18 до 22 лет.

Вопросы позволяют сформировать представление:

а) об отношении курсантов к творческой деятельности в институте;

б) пользе от занятий творческой деятельностью;

в) качествах, которые формируются в процессе творческой деятельности.

Представления курсантов о творчестве различаются: большинство респондентов (45,2 %)

охарактеризовали творчество как процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые ценности; 27,4 % опрошенных под творчеством понимают процесс формирования личности, направленный на раскрытие внутреннего потенциала человека; 17,8 % рассматривают творчество как вечный двигатель, который позволяет в культуре и науке достигать новых высот (рис. 1).

В качестве ответа на первый вопрос обучающиеся должны были дать определение понятию «творчество».

1. Творчество в вашем понимании — это

ф процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые духовные ценности Ф процесс создания чего- то нового, ранее не встречавшегося в мире # вечный двигатель, который позволяет в культуре и науке достигать новых высот

Щ процесс формирования личности, направленный на раскрытие внутре.

Рис. 1. Представления курсантов о творчестве

На вопрос ©Считаете ли вы, что творчество способствует развитию разносторонней одаренности, широте интересов и взглядов?» 87,7 % опрошенных дали положительный ответ.

На вопрос ©Как творческая деятельность влияет на вашу служебную деятельность?» 90,4 % опрошенных ответили положительно, 8,2 % — отрицательно, ссылаясь в пояснениях, что творческая деятельность является отвлечением от учебного процесса и 1,4 % курсантов -нейтрально.

На вопрос «Какие качества, на ваш взгляд, сформировались у вас за период обучения в институте в процессе занятием творческой деятельностью ?» были получены следующие ответы (рис. 2).

53,8 % респондентов считают, что занятия творческой деятельностью помогли им более ответственно подходить к решению задач, выполняемых в процессе обучения.

48,1 % опрошенных отметили, что творчество активно повлияло на сплоченность и исполнительность в коллективе.

Необходимо отметить, что большинство участников высказали мнение, что занятия творческой деятельностью в период обучения способствуют развитию самостоятельности/индивидуальности (47,1 %), формированию нравственных качеств (42,3 %).

Оставшиеся респонденты (не более 1 %) отвечали по-разному, в том числе был один ответ, в котором указывалось об отсутствии интереса к занятиям творческой деятельностью.

нравственность ответственность сплоченность

самостоятельность и индивидуальность

Организованность Не занимался

50(48,1 %) 50(48,1 %) 49 (47,1 %)

Рис. 2. Качества, которые, по мнению курсантов, формируются в процессе занятий

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что творческая деятельность не только положительно влияет на развитие как творческих способностей личности, так и личности в целом, но и способствует развитию у курсантов чувства коллективизма и сплоченности.

Следует отметить, что курсанты, активно участвующие в творческой жизни института, демонстрируют также и хорошие результаты в служебной деятельности, что свидетельствует о том, что у них сформировались ответственность и чувство долга.

В связи с этим именно творческая деятельность создает прочный фундамент для человеческой активности, способствует развитию духовных ценностей, формирует в человеке самостоятельность, индивидуальность, развивает интеллектуальные способности, оригинальность и креативное мышление.

Необходимо также заметить, что творческая деятельность является одним из важнейших элементов воспитательной работы. Определяющим результатом осуществления творческой деятельности являются творческая активность и творческие способности, побуждающие личность на целенаправленное и продуктивное развитие.

Через творчество у людей складывается система нравственных ценностей и норм. Развивая в себе творческий потенциал, человек прокладывает себе дорогу в будущее, учится критически мыслить и анализировать ситуацию. Творчество как процесс деятельности формирует в человеке самостоятельность, индивидуальность, ответственность, развивает интеллектуальные способности, оригинальность и креативное мышление. Творческая деятельность способствует воспитанию разносторонней личности, способной принимать оптимальные решения и находить выход из любой непредвиденной ситуации.

Таким образом, современному обществу необходимы творческие люди, способные найти себя в различных видах деятельности, в том числе созидательной и инновационной.

1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

2. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М.: Мысль, 1977. Т. 3. 471 с.

3. Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 73-89.

4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. М.: Академический проект, 2015. 522 с.

5. Сластенин В. А., Веретенникова Л. К. Формирование творческого потенциала школьников: учебное пособие. М.: Магистр, 1999. 95 с.

6. Бондаревская Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: учебное пособие. Ростов н/Д, 2000. 44 с.

7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие. 3-е издание. СПб.: Питер, 2007. 368 с.

8. Профессионально-педагогические понятия: слов. / сост.: Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 2005. 456 с.

9. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 806 с.

10. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М., 1963. 544 с.

11. Калвейт В. Резерв успеха — творчество // Leistungs — reserve Schöpfertum / пер. с нем. В. Калвейт, Ф. Кликс, Г. Нойнер и др.; под ред. Г. Нойнера и др. М.: Педагогика, 1989. 116 с.

12. Ледовская Д. С. Исследование творческой деятельности студентов во внеучебной работе в вузе // Молодой ученый. 2018. № 16 (202). С. 270-272.

1. Il’in E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. Saint Petersburg, 2009, 448 р. [in Russian].

2. Gegel’ G. Filosofiya dukha [Philosophy of the spirit]. Entsiklopediya filosofskikh nauk [Encyclopedia of philosophical Sciences]. Moscow, 1977, t. 3, 471 р. [in Russian].

3. .Solov’ev V. S. Obshchii smysl iskusstva [The General meaning of art]. Filosofiya iskusstva i literaturnaya kritika [Philosophy of art and literary criticism]. Moscow, 1991, рр. 73-89 [in Russian].

4. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva. Opyt opravdaniya [Philosophy of freedom. The meaning of creativity. Experience of justification]. Moscow, 2015, 522 р. [in Russian].

5. Slastenin V. A., Veretennikova L. K. Formirovanie tvorcheskogo potentsiala shkol’nikov: uchebnoe posobie [Formation of creative potential of schoolchildren]. Moscow, 1999, 95 р. [in Russian].

6. Bondarevskaya E. V. 100 ponyatii lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Glossarii [100 concepts of personality-oriented education. Glossary]. Rostov-on-Don, 2000, 44 p. [in Russian].

7. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei [Psychology of General abilities]. Saint-Petersburg, 2008, 368 p. [in Russian].

8. Professional’no-pedagogicheskie ponyatiya: Slov. [Professional and pedagogical concepts]. Ekaterinburg, 2005, 456 p. [in Russian].

9. Noveishii psikhologicheskii slovar’ [the Newest psychological dictionary]. Rostov-on-Don, 2007, 806 p. [in Russian].

10. Filosofskii slovar’ [Philosophical dictionary]. Moscow, 1963, 544 p. [in Russian].

11. Kalveit V. Rezerv uspekha — tvorchestvo [Leistungs — reserve Schopfertum]. Moscow, 1989, 116 p. [in Russian].

12. Ledovskaya D.S. Issledovanie tvorcheskoi deyatel’nosti studentovvo vneuchebnoi rabote v vuze [Research of creative activity of students in extracurricular work at the University].Molodoi uchenyi [Young scientist], 2018, no. 16 (202), pp. 270-272 [in Russian].

Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности
консультация по рисованию на тему

Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Поэтому основной критерий, отличающий творчество от изготовления (или производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, не может получить точно такой же результат (даже в аналогичных условиях или в точно такой же ситуации).

В процессе творчества человек вкладывает в исходный материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности и выражает свое эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Именное это придает результатам творчества высшую ценность в сравнении с продуктами производства. В каждом творческом продукте аккумулируется «Я» человека, поэтому любой результат творчества одухотворяется, наполняется новым смыслом, становится уникальным и «инкрустируется» высшей ценностью.

Итак, творчество – это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

В наши дни творчество понимается как основной способ существования и развития личности. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся, созидающая.

Поэтому творчество можно рассматривать как особую форму процесса развития и саморазвития человека. Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А.Маслоу). Творчество – интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров (р. Мэй).

Читать статью  Психология саморазвития и самосовершенствования личности

Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Художественное творчество рассматривается сегодня в философии, психологии и педагогике как высшая форма деятельности человека, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры. Исследователи постоянно возвращаются к тому положению, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир» (Н.А.Бердяев).

К.Роджерс дал характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения к окружающим», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой.

А. Бергсон отожествлял творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. И далее: «…в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно».

По мысли Н.Н.Поддьякова, творчество носит глубоко личностный характер, оно всегда индивидуально, что обусловлено неповторимостью личности и накопленного ею опыта разнообразной деятельности, поэтому не терпит так называемого «вала».

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей в силу своей эмоциональности. Яркие позитивные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творческой деятельности (рисовании, танце, музицировании, конструировании, сочинительстве и т.д.). Эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает мотивационно – эмоциональную сферу и способствует формированию эвристической структуры личности ребенка (Н.Н.Поддьяков).

Психические процессы дошкольников: память, мышление, восприятие, воображение, чувства – находятся на стадии своего становления, развития, именно поэтому они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. Все это обусловливает как существенные недостатки психических процессов ребенка, так и важные достоинства по сравнению с аналогичными характеристиками психических процессов взрослого человека. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и в художественной деятельности. В своем творчестве дети самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, добывают новые знания, осваивают новые умения и создают принципиально новый продукт (рисунок, коллаж, скульптуру, игрушку, сказку, интересную композицию).

Результаты исследований известных психологов (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Поддьяков) и педагогов (Н.В.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Л.А.Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

  • доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
  • субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
  • легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Необходимым атрибутом творчества выступает открытость как базовое свойство творческой личности, характеризующее ее отношение к миру (Д.Н. Завалишина). В связи с этим выявляется еще одно специфическое свойство творческой личности, которое можно обозначить как выход за пределы заданного (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин).

Открытость и способность к выходу за пределы заданной ситуации зависят от индивидуального жизненного опыта конкретной личности. Индивидуальный жизненный опыт вбирает конкретные переживания различных событий и жизненных ситуаций, а также собственного поведения в этих ситуациях. Чувствования, переживания и различного рода деяния творческого ребенка отличаются большой интенсивностью, что требует особого внимания и такта со стороны взрослых (педагогов и родителей).

В современной психолого – педагогической и методической литературе сформулированы критерии и описаны показатели уровня развития детского художественного творчества:

  • новизна продукта (субъективная);
  • оригинальность;
  • вариативность решений;
  • повышенная эмоциональность, появление «умных эмоций» (по определению А.В.Запорожца);
  • интеллектуальная активность как интегральное свойство творческой личности (Д.Б. Богоявленская).

Специфика продуктивной деятельности обусловливает необходимость вычленения специфических критериев, таких как:

  • нахождение адекватных изобразительно – выразительных средств создания художественного образа;
  • индивидуальный «почерк», своеобразие манеры исполнения (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Е.И.Коротеева);
  • самостоятельность выбора темы, развития сюжета, создания оригинальной цельной композиции;
  • использование изобразительно – выразительных средств художественного языка;
  • способность к интерпретации художественного образа, произведения (Л.А.Парамонова).

Проявление созидательного творчества у детей можно стимулировать, создавая условия психологической защищенности и свободы (К. Роджерс). Это обусловлено противоречивыми особенностями самого творчества.

Во-первых, творческая деятельность парадоксальным образом сочетает в себе две противоположно окрашенные реакции на «новизну» — любопытство и страх. Особенности нервной системы маленького ребенка, специфика бытовых и воспитательных условий способствуют фиксации у подрастающего человека преобладания той или иной эмоции на новизну. Спонтанная творческая активность блокируется, если страх пересиливает любопытство: ребенок выстраивает психологическую защиту от фрустрирующих его проблем и воздействий.

Во-вторых, творческие способности онтогенетически могут являться средством поиска ориентиров и координат, обеспечивающих адаптацию и устойчивость организма к окружающему миру. При этом чувствительный к стрессовым ситуациям ребенок пытается минимизировать время нахождения в тревожащей его или неопределенной ситуации, используя уж найденные ранее способы и приемы структурирования и художественного осмысления. Это ведет к свертыванию этапа творческого поиска решений и снижает творческую эффективность.

В-третьих, процесс творчества может выступать как выбор из множества вариантов своего собственного пути, который противоречит общепринятым нормам в сфере искусства. Это может привести к так называемому когнитивному диссонансу и страху перед диссонансом – к нежеланию брать на себя ответственность за самостоятельное решение.

В наше время педагоги и родители относятся к ребенку – дошкольнику как уникальной личности, которая развивается в разных видах деятельности, активно реализует свой творческий потенциал в комфортной системе взаимодействий с другими людьми и культурой. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение эмпирические жизненные обобщения, выраженные на «языке» искусства (по возрасту). В процессе эстетического воспитания в сознании ребенка выстраивается образно – смысловая картина мира, которая служит специфическим средством его интеграции в человеческую культуру при сохранении индивидуальности.

Как предпосылки, так и развивающиеся формы творчества ребенка и его уникальной «Я – концепции творца» складываются в процессе разных видов художественной деятельности на основе продуктивного воображения и эмпатии, а также в условиях свободного художественного экспериментирования и самостоятельной творческой деятельности.

Что такое творческое саморазвитие

Не все люди могут писать прекрасные стихи или прозу, сочинять красивую музыку или выступать на сцене, успешно вживаясь в чужой образ. Ведь помимо усердия и терпения, тут нужен талант. Однако даже человеку, обделенному талантом, не стоит ставить на себе крест. Он вполне может достичь успеха, если будет развивать свой творческий потенциал.

Что такое творческое саморазвитие

  • Что такое творческое саморазвитие
  • Как развить творческие способности
  • Как стать творческой личностью

Творческое саморазвитие и успех

Творческое саморазвитие пригодится в любом деле, в том числе, весьма далеком от искусства. Надо лишь решительно отогнать мысль: «У меня нет таланта, поэтому ничего не получится».

Так что же такое творческое саморазвитие? Это – раскрытие способностей, которыми в той или иной степени владеет каждый человек. В том числе тех, о которых он может до поры до времени даже не догадываться. Ведь абсолютно неспособных людей практически нет, какой-то творческий потенциал обязательно присутствует.

Широко распространено мнение, что к творческим видам деятельности относится только то, что связано с искусством: живопись, литература, музыка, скульптура, архитектура и т.п. Однако это неверно. К примеру, инженер, работает над расчетами оригинальной конструкции, гейм-дизайнер создает новую компьютерную игру, портной размышляет над новыми фасонами одежды, повар придумывает новые рецепты блюд. Разве все они не вносят в свой рабочий процесс элементы творчества?

В этот список можно включить предпринимателя, архитектора, ландшафтного дизайнера, флориста и т.д. Таких профессий много.

Как правило, успехов добиваются не исполнители, держащиеся в строгих рамках служебных инструкций (пусть даже они выполняют свои обязанности безупречно, на высоком уровне), а те, которые не боятся экспериментировать, вносят в свою работу что-то новое. То есть стараются раскрыть свой творческий потенциал.

Поэтому обязательно надо пытаться творить, придумывать. Рано или поздно, это может привести к успеху.

Почему никогда не поздно заняться творческим саморазвитием

Некоторым людям известна поучительная история Джоан Роулинг, автора серии книг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Скромная женщина, которая после неудачного брака и развода осталась с маленькой дочерью и жила очень стесненно, за считанные годы стала одной из самых известных писательниц и мультимиллионером. Потому что она поверила в себя и решила написать книгу, которая сначала была отвергнута рядом издательств, а потом имела огромный успех.

Конечно, можно спорить о художественной ценности творений Роулинг, но результаты ее творчества очень красноречивы.

Известны многочисленные случаи, когда человек достигал большого успеха, занявшись творчеством в весьма солидном возрасте. Поэтому не следует пренебрегать творческим саморазвитием.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-kak-uslovie-i-sposob-razvitiya-lichnosti

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/12/04/tvorchestvo-kak-universalnyy-sposob-samopoznaniya-i-samorazvitiya

Источник https://www.kakprosto.ru/kak-819710-chto-takoe-tvorcheskoe-samorazvitie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *