Содержание

Саморазвитие личности: сущность и пути реализации в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Лариса Ивановна

В настоящее время идея саморазвития личности является чрезвычайно значимойдля многих концепций о человеке, востребована как предмет научной дискуссии и основапедагогических инноваций. В статье изложены результаты теоретического исследованиясаморазвития личности, определены подходы к сущности данного явления и пути его реализациив образовательной практике.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Лариса Ивановна

Сущность, содержание и основные компоненты феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза

At present the idea of personality self-development is utterly important for many concepts concerning man and it is in great demand as a subject and basis for scientific discussions and the basis of pedagogical innovations. The article deals with the results of theoretical research dealt with personality self-development. The approaches to the essence of this phenomenon and the ways of its realization in the educational practice are given.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие личности: сущность и пути реализации в современном образовательном процессе»

СУЩНОСТЬ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время идея саморазвития личности является чрезвычайно значимой для многих концепций о человеке, востребована как предмет научной дискуссии и основа педагогических инноваций. В статье изложены результаты теоретического исследования саморазвития личности, определены подходы к сущности данного явления и пути его реализации в образовательной практике.

Долгое время процессы саморазвития, самосовершенствования, самопознания в становлении личности считались областью исследования философии и психологии. Так, родоначальник классической философии И. Кант утверждал, что человек может быть охарактеризован как субъект автономного поведения и самосовершенствования. В отечественной науке И. П. Павловым была сформулирована закономерность о человеке как саморегулирующейся системе. В современных научных изданиях представлено различное толкование понятия «саморазвитие»: спонтанный процесс самореализации индивида, социокультурный процесс сознательного самообразования личности, активность субъекта по изменению способностей, восхождение к индивидуальности, поиск своего места в обществе, развитие общечеловеческого в каждом, условие и результат самообразования, процесс приобщения к культуре, активной самореализации в творчестве. Варианты понимания сущности саморазвития личности можно условно объединить в группы, определяющиеся в зависимости от подхода к рассматриваемому понятию.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый подход отождествляет категорию «саморазвитие» с самодвижением и развитием. Выдающийся педагог второй половины XIX — начала XX в. П. Ф. Каптерев предвосхитил такое понимание сущности саморазвития. Он доказывал имманентность и универсальность идеи саморазвития в отношении природных и общественных явлений. В современных энциклопедиях самодвижение характеризуется как внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется ее противоречиями, опосредующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция развития исходит из того, что поскольку источником развития являются внутренние противоречия, свойственные объектам с системным строением, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением).

С этой точки зрения психологи в своей области исследования указывали на существование простейших психических явлений, регулирующих деятельность. В материалах круглого стола журнала «Вопросы психологии» (1993, № 5) А. В. Брушлинский говорил о формировании психики на основе саморазвития ребенка, взаимодействующего с окружающим миром. Учёный опирался на утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что психические процессы «превращаются в сознательно регулируемые действия или операции», которыми личность овладевает и направляет их на решение жизненных задач [1, 512]. То есть признание спонтанного (обусловленного внутренними причинами) характера развития ребенка не снимает задач педагогического руководства этим процессом.

На возможности педагогики в развитии личности при направлении его деятельности указывал С.Л. Рубинштейн. Он определял значение творческой самодеятельности в обнаружении, проявлении и созидании субъекта. Искусство руководства развитием личности, по мнению Г. С. Костюка, заключается в том, чтобы направлять «самодвижение» ребёнка, содействовать его творческой активности. А. Н. Леонтьев добавлял, что педагогически управлять мы можем только деятельностью ребенка при условии опоры на законы развития. В своих трудах психологи разрабатывали принцип детерминизма (внешние причины действуют на внутренние условия) и принцип деятельности (единства сознания и деятельности), что имело большое значение для исследования в педагогической науке влияния на саморазвитие личности внешних условий -среды и обучения.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

В педагогике второй половины ХХ в. отмечалось стремление опереться на активность как деятельностное состояние субъекта (Л. П. Аристова, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина). А. И. Кочетов писал о том, что человеку изначально присуща система активности отражения явлений, что делает его совершенной самообучающейся системой. И сегодня при характеристике новой парадигмы образования В. С. Кукушин определяет развитие как переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач, а саморазвитие называет высшим уровнем развития. Н. В. Бордовская считает саморазвитие показателем личностной зрелости и одновременно источником активного физического и социального долголетия человека.

Представление саморазвития в форме самодвижения определяет его позицию как внутреннего фактора развития личности. Так, один из ведущих педагогов Беларуси Н. К. Степаненков считает, что «развитие, наряду с целенаправленным процессом формирования личности, включает саморазвитие» [2, 59]. Т. А. Стефановская делает акцент на саморазвитии личности, а наследственность, среду, воспитание считает внешними факторами в отношении к личности. Социальная педагогика характеризует факторы, влияющие на личность, подчёркивая зависимость успеха обучения и воспитания от умения педагога пользоваться всеми окружающими ребёнка условиями.

Рассматривая воспитание как определяющий фактор становления личности, И. Ф. Харламов все же подчеркивал, что именно в саморазвитии оно получает «подлинную реализацию и эффективность» [3, 29]. Сущность «спонтанейности», «самодвижения» заключается в том, что внешние педагогические воздействия, преломляясь через внутреннее восприятие развивающейся личности, возбуждают у последней осознание и переживание разрыва между достигнутым и необходимым уровнем в работе над собой. В настоящее время общепринята педагогическая позиция, призывающая опираться в обучении и воспитании именно на внутренние факторы, побуждающие учащихся к саморазвитию: познавательные интересы, индивидуальные мотивы, разнообразные чувства, потребности в профессиональном и личностном самоопределении [4, 86-87]. Белорусские учёные А. И. Жук, О. Л. Жук, И. И. Казимирская, Е. А. Коновальчик подчёркивают, что «именно активность и собственное стремление к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет развитие» [5, 124]. Б. Т. Лихачёв рассматривает саморазвитие как объективную «волю к жизни», предопределённую «инстинктами самосохранения и продолжения рода, собственности, свободы, власти, славы, импульсами нервной, мышечной, сексуальной, творческой потенции» [6, 44]. Для укрепления воли к жизни значимо взаимодействие с высоконравственными явлениями культуры, целеустремлённо организуемое в образовательном процессе.

Как видим, с точки зрения самодвижения и развития, саморазвитие личности в современной педагогике понимается как широкая категория, включающая в себя любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием. Данный подход формирует взгляд на ребёнка как на социально и биологически сложное явление, обладающее собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать. Задачей образования объявляется обеспечение условий, оптимальных для саморазвития личности. Среди таких условий саморазвития можно выделить следующие: квалифицированное определение склонностей учащихся, выбор индивидуального образовательного маршрута (целей, задач, объёма, форм, темпа деятельности), создание поля реального применения способностей.

Значимым в педагогике является подход к саморазвитию личности как к «самообразованию», когда подчёркивается, что человек образует себя сам. Создание своего «я», личности переносится на почву сознательной самодеятельности. При этом в понятие «самообразование» вкладывается широкий смысл: самостроительство, самосозидание и самообучение, самовоспитание. В первом случае внимание заостряется на индивидуальном, «самости». Так, В. И. Слободчиков пишет о «самодостраивании» человека и роли в этом процессе саморазвития, «фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни» [7, 147].

Читать статью  Личностный рост: что такое, с чего начать, для чего необходим

Во втором случае акцент ставится на социально-гуманитарном саморазвитии. Согласно мнению К. А. Абульхановой-Славской, саморазвитие включает в себя «процесс приобщения к культуре (своего общества, своей эпохи), постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми) и, наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, творчестве) [8, 261-262].

Личность путем сознательной деятельности стремится достроить себя до общего, осуществляет самостоятельное познание, повышение своего образования и личное совершенствование.

В связи с названными примерами понимания рассматриваемого феномена обобщающим является приведённое в «Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь» (1999) определение саморазвития личности как слияния и сопряжения личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности. Здесь подчеркивается роль самодеятельности индивида, ориентир на культуру человечества при обогащении способностей, реализации потребностей, выработке личностных качеств.

Как видим, применительно к самообразованию, саморазвитие личности выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и в то же время как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности. Чтобы нивелировать причины отстранения «самодеятельного организма» от образования, ещё столетие назад П. Ф. Каптерев призывал перестать искать его основы вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы её сознания. Педагог выстраивал следующее соотношение между образованием и самообразованием: «главенствующим и господствующим явлением должно быть самообразование, а вспомогательным — образование» [9, 76]. И в современных условиях при постановке в один ряд саморазвития, самообразования и самовоспитания важно взять их за основу при организации учебно-воспитательных заведений.

В настоящее время идея саморазвития личности получает оригинальное воплощение с точки зрения дискретного подхода, который использует отдельные «само-»умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. В психолого-педагогической литературе появилось немало терминов (самореализация, самоактуализация, самодетерминация, самоутверждение, самовыражение, самораскрытие и др.), отражающих отдельные аспекты личностного потенциала, реализуемого в деятельности.

Педагогические и психологические концепции акцентируют внимание на различных движущих силах саморазвития личности. Так, посредством самоосознания, по мнению представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), самость изменяется и обеспечивает бесконечное саморазвитие личности. А. Маслоу выделял потребность в самосовершенствовании, самоактуализацию, когда «Я» «прислушивается к голосу импульса», осуществляет выбор (продвижение или отступление) из имеющихся возможностей и реализует потенции внутреннего роста. На потребность личности в самосовершенствовании опирается В. А. Ситаров при понимании саморазвития как «прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности» [10, 8]. Система саморазвивающего обучения, разработанная руководителем «Школы доминанты самосовершенствования личности» Г. К. Селевко, ориентируется на удовлетворение не только познавательной потребности, востребованной в технологиях развивающего обучения, но и ряда других потребностей в «самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации» [11, 212]. Современный ученый утверждает, что на внутренние механизмы саморазвития можно влиять путем организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы, средства.

На самотворчестве личности делали акцент экзистенциалисты (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. Франкл и др.). Австрийский психолог В. Франкл движущей силой жизни человека считал борьбу за её смысл посредством страдания, переживания ценности и совершения дела. Рассуждения В. Франкла о страдании как средстве нравственного совершенствования, о борьбе за достойную человека цель, о любви как способе понять суть и увидеть потенциальное в личности приводили к выводу — человек самодетерминирован. Педагогика экзистенциализма ставит цель — научить человека творить себя как личность, вооружив опытом существования.

Саморазвитие как «самотворчество», способность человека «к постановке целей самоизменения» и «к поиску средств для достижения этих целей» рассматривают Г. А. Цукерман и Б. М. Мастеров [12, 62]. Современные исследователи сделали вывод, что истинным субъектом саморазвития ребёнок становится в начале подросткового возраста. В задачи педагогики саморазвития, по их мнению, должна быть включена фасилитация процессов постановки целей самоизменения, т. е. помощь подростку в их постановке, поиске информации, новых средств для её решения.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Один из авторов образовательной системы «Школа 2100» А. А. Леонтьев отмечает необходимость понимания воспитания как выращивания у учащегося способности и потребности к творчеству, в первую очередь, к социальному и личностному творчеству — творчеству самого себя. Исследователь отмечает необходимость осознания ребёнком себя как преобразующего предметную и социальную действительность, ответственного начала, формирования смысловой установки на творчество и одновременно выращивания потребности риска, психологической установки на надситуативную активность, способности занять собственную позицию и принять решение.

Исследования надситуативной активности человека, «самодетерминации его бытия в мире» обосновывали позицию учащегося как субъекта педагогического процесса, в котором саморазвитие личности обеспечивается предоставлением возможностей для самореализации на основе выявления индивидуальности. И. С. Якиманская доказывает, что активность тогда является источником развития, когда становится самоактивностью и выступает «в виде самоконтроля, самооценки, саморегуляции». Переход к самоактивности учащихся обеспечивается овладением рациональными приёмами учебной работы, созданием опять же оптимальных условий для саморазвития личности. Запускающим механизм саморазвития фактором Н. Н. Поддьяков считает «цикличную самостимуляцию», когда «потребность в самообновлении ведёт к усилению поисковой активности, разрушению прежних представлений, к возрастанию упорядоченности и устойчивости психических образований на новом уровне» [13, 13]. Анализ, синтез, дифференциацию, интеграцию автор называет фундаментальными единицами, аккумулирующими потенциал развития.

Как дискретный подход к саморазвитию личности можно рассматривать разделение этого процесса на структурные компоненты, например, самопознание, волевая саморегуляция, самовоспитание, духовно-нравственное самоукрепление, самоопределение, самоактуализация, самореализация. Достижению высот творческого саморазвития, по мнению белорусского исследователя А. С. Зубра, способствует самосовершенствование личности, «творение себя» [14, 24]. В этот процесс автор включает такие структурные элементы, как самопознание, самонаблюдение, самоконтроль, самооценка, самообладание, самообновление. По его мнению, необходимо привести личность к самосовершенствованию, чтобы жизнь ее стала процессом саморождения.

С точки зрения дискретного подхода, процесс саморазвития личности представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, в состоянии которых пребывает личность. При этом овладение отдельными «само-»умениями может выступать движущей силой личностного саморазвития.

В идее саморазвития актуализируются многие из имеющихся на данный момент педагогических альтернатив (рисунок 1).

С точки зрения диалектики

Широкая категория, включающая любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием

С точки зрения самообразования

Самостоятельная сознательная деятельность по встраиванию в социокультурный процесс и (или) развитию творческой индивидуальности

С точки зрения дискретного подхода

Совокупность способностей или отдельные «само-»умения личности как структурные элементы или движущие силы саморазвития

самоопределение самоорганизация самопознание саморегуляция и др.

Первый подход — отождествление саморазвития личности с самодвижением и развитием. При опоре на диалектику, на разработки в психологической науке психических процессов и сознательно регулируемых операций, на явления детерминизма, принцип деятельности педагогические исследования включают в саморазвитие личности любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием.

При подходе к саморазвитию личности как самообразованию оно интерпретируется и как самостроительство, самосозидание, и как самообучение, самовоспитание. При этом внимание заостряется на индивидуальном и делается акцент на социально-гуманитарном изменении. Постановка саморазвития и самообразования в один ряд объединяет социокультурный процесс рационального самообразования и природообусловленный процесс разносторонней самореализации индивида. Здесь саморазвитие выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности.

С точки зрения дискретного подхода, используются отдельные умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. Опираясь на психологические концепции, педагогические исследования саморазвития ориентируются на потребности личности в позитивном самовосприятии, самоутверждении, самовыражении, самоактуализации, самообновлении, на предоставление возможностей самореализации, на обучение целеполаганию, поиску смысла и способов деятельности, на формирование способности к творчеству, на структурирование процесса саморазвития. На механизмы саморазвития можно влиять путем организации педагогического процесса, а также повышения роли «само-» процессов в становлении личности.

Осуществлённая классификация научных позиций способствует разрешению противоречия между акцентированием задачи саморазвития личности в современном образовании и теоретическим разнообразием в понимании сущности саморазвития, определяет механизмы его осуществления в практике обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи.

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 720 с.

2. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. — 496 с.

3. Харламов, И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Сов. педагогика. -1990. — № 12. — С. 28-35, 134.

4. Кадол, Ф. В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников : пособие для педагогов / Ф. В. Кадол. — Минск : Універсітэцкае, 1998. — 208 с.

5. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук [и др.] ; под общ. ред. А. И. Жука. — Минск : Аверсэв, 2003. — 349 с.

6. Лихачев, Б. Т. Воля к жизни в становлении личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика. — 1996. — № 4. — С. 44-49.

Читать статью  Саморазвитие | это. Что такое Саморазвитие?

7. Слободчиков, В. И. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ; под общ. ред. В. Г. Щур. — М. : Школьная пресса, 2000. — 416 с.

8. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.

9. Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П. Ф. Каптерев // Педагогика. — 1999. — № 7. — С. 73-84.

10. Ситаров, В. А. Дидактика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : изд. центр «Академия», 2002. — 368 с.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

12. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. — М. : Интерпракс, 1995. — 288 с.

13. Поддьяков, Н. Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка / Н. Н. Поддьяков // Педагогика. — 2000. — № 1. — С. 12-20.

14. Зубра, А. С. Формирование культуры личности : пособие / А. С. Зубра. — Минск : Выш. шк., 2004. — 206 с.

At present the idea of personality self-development is utterly important for many concepts concerning man and it is in great demand as a subject and basis for scientific discussions and the basis of pedagogical innovations. The article deals with the results of theoretical research dealt with personality self-development. The approaches to the essence of this phenomenon and the ways of its realization in the educational practice are given.

Способность личности к саморазвитию как цель образования
статья на тему

В статье рассматриваются основные философско-педагогические пути организации самообразовательной деятельности, описывается проблема самообразования в контектсе педагогической деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
sposobnost_lichnosti_k_samorazvitiyu_kak_tsel_obrazovaniya_shuvalova_yu.i.docx 17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.И. Шувалова, магистр педагогики по направлению «Педагогика», педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга

Способность личности к саморазвитию как цель образования

В педагогической науке серьезное внимание уделяется проблемам факторов, определяющих осуществление саморазвития, взаимодействия условий среды и личностных предпосылок в ходе становления саморазвития, возможностям организации поддерживающей среды, «работающей» на саморазвивающуюся личность. Предметом интереса педагогов-исследователей является саморазвитие в образовательном пространстве. Ими поднимаются вопросы роли саморазвития в обучении и воспитании, соотношения саморазвития с самообразованием, самовоспитанием учащихся.

В настоящее время выпускник любого образовательного учреждения мыслится не как законченный «продукт» системы, а как личность, продолжающая свое становление и способная самостоятельно управлять этим становлением, т.е. осуществлять саморазвитие. Таким образом, в число целей образования включается вспоможение становлению личности как субъекта собственного развития.

М.А. Щукина пишет: «Важно готовить не нужных на данный момент специалистов, а профессионалов, обладающих базовой подготовкой плюс навыками самообразования и саморазвития, которые позволят адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни» [4, c. 42].

Развитие системы непрерывного образования направлено на построение модели как совокупностей основ теоретической и практической подготовки будущих специалистов и самообразования, связанных между собой, обеспечивающих преемственность и активизирующих развитие творческого потенциала.

Возрастание социальной роли образования ведет за собой повышение статуса самообразования. Чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, человек должен постоянно и непрерывно развиваться, совершенствовать свои знания, умения и навыки в ходе самообразования.

Познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности, которое выражается в способности обучаемого самому организовать и осуществлять самообразовательную деятельность для решения новой познавательной проблемы (И.Я. Лернер), а также как потребность и умение овладевать знаниями и способами деятельности, определять цели деятельности и корректировать их.

Рассматривая пути организации самообразовательной деятельности, ученые предлагают учитывать различные варианты:

1). Организацию самостоятельной работы (Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин);

2). Формирование методов и приемов познавательной деятельности (В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин);

3). Осуществление самоконтроля в учебной деятельности (Л.И. Рувинский).

По словам Л.М. Митиной одна из главных целей образования состоит в «развитии у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обуславливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию» [2, c. 32].

Проблема порождения и становления саморазвития – точка встречи исследовательских усилий психологии и педагогики, ведь такая индивидуализированная деятельность должна быть рассчитана на те потребности, которые предъявляет развивающееся общество и быть достаточно гибкой, отвечать на творческие запросы личности.

Е.А. Шуклина утверждает, что «самообразование – это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность» [3, c. 142].

Коджаспирова Г.М. пишет, что «… под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью» [1].

Автор отмечает, что в самообразовании надо различать два понимания этого явления. С одной стороны, вся человеческая жизнь есть источник постоянного саморазвития и самообразования. В таком контексте эти понятия выступают как синонимы. Но, с другой стороны, по ее мнению, под самообразованием следует понимать «специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей».

Выстраивая систему по саморазвитию личности педагога необходимо сделать акцент на саморазвитии, которое выражается в активности личности и ее направленности на совершенствование личных особенностей. Необходимо развивать рефлексию, навыки самодиагностики, саморегуляции, подкреплять самостоятельность в стратегических видах деятельности, включая целеполагание и планирование. Общая гуманистическая направленность педагогической мысли на создание поддерживающей ответственное саморазвитие среды, становится приоритетом развития современного образования.

12 целей личного обучения для развития и личностного роста

1587451557 2458 0001 2462

Самообразование и саморазвитие, бесспорно, является неотъемлемой частью современной жизни. Чем больше вы учитесь, тем шире ваш кругозор и эффективнее личностный рост. Ваше саморазвитие и личная эффективность в результате непрерывного обучения становятся залогом жизненного успеха.

В этой статье мы выделили несколько основных целей обучения для личностного роста и саморазвития, которые непременно помогут вам стать более успешными и эффективными. Итак, начнем по порядку.

Как личное обучение ведет к росту и развитию

Когда вы посвящаете себя самообучению, вы начинаете развиваться и расти в избранной сфере деятельности. Это может быть интеллектуальный, профессиональный, социальный или духовный рост.

Вы можете избрать любую область и последовательно развиваться во всех сферах. После достижения успеха в одной области, вы можете перейти в другую сферу, которая также нуждается в улучшении. Таким образом, можно совершенствоваться на протяжении всей жизни.

Существуют различные способы обучения, которые включают чтение, лекции, семинары, вебинары, онлайн-курсы, персональное обучение и любые другие методы, с помощью которых знания могут передаваться и успешно усваиваться.

Вы также можете учиться, наблюдая за другими людьми: своими друзьями, коллегами, боссом или любым другим человеком, чей образ жизни вам импонирует. Такой способ позволяет перенять у других полезные привычки и способности, которые впоследствии можно успешно интегрировать и прочно закрепить у самих себя.

Примеры целей личного обучения

Мы учимся не только ради самого процесса обучения, но, в первую очередь, для получения и расширения наших знаний, навыков и улучшения определенных жизненных областей.

Ниже мы выделили области, в которых вы можете установить свои личные цели обучения. Для каждого элемента в списке мы наметили примерную цель обучения. Вы можете принять эти цели, корректировать и применить для своего личностного развития и роста.

1. Развитие навыков общения

Номер один в нашем списке. Ваша способность эффективно общаться играет решающую роль в достижении успеха. Это относится как к вербальному, так и невербальному общению с коллегами, клиентами, деловыми партнерами, друзьями и семьей.

Хотя, безусловно, каждый человек не может быть блестящим оратором, великим писателем, руководителем или педагогом, мы все можем в любой момент начать эффективно развивать в себе навыки общения, что пригодится в дальнейшем.

В какой бы отрасли вы ни работали, улучшение ваших коммуникативных навыков будет, безусловно, большим плюсом. Что для этого нужно сделать? С чего начать?

Запишитесь на онлайн-курсы, чтобы детально изучить такие темы, как общение с аудиторией, коммуникационные стратегии для продаж и маркетинга, эффективное корпоративное или виртуальное общение и т.д.

2. Навыки ведения переговоров

Условия заключения контракта, коммерческие сделки, обсуждение зарплаты или цен на товары – навыки ведения переговоров крайне важны в любой сфере взаимоотношений. Они помогут сэкономить время и деньги, а также дадут прекрасную возможность выгодно использовать отношения с людьми в перспективе.

Читать статью  Саморазвитие как межнаучная категория – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Возможно, вы не всегда сможете получить все, что хотите, но навыки ведения переговоров помогут вам в будущем эффективно достигать поставленных целей.

Пройдите онлайн-курс или прочитайте три бестселлера о стратегиях и навыках эффективного ведения переговоров. А затем прокачайте свои коммуникативные навыки на практике, непосредственно в общении с разными людьми.

Что самое главное в бизнесе? Прибыль. Что нужно делать для прибыли? Продавать! Продажи — передний край наступления в любом бизнесе. Можно иметь сколь угодно хорошо выстроенную систему и идеальный продукт, но если нет продаж, то все это бессмыслено. Управляешь продажами — управляешь рынком.

3. Этика и социальная ответственность

Иногда мы точно знаем, чего от нас ждут и хотят другие, но иногда мы не полностью в этом уверены. Довольно часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда толком не понимаем, что от нас требуется и что именно мы должны делать в той и иной жизненной ситуации. Чего хотят от нас другие люди?

Четкое знание того, как нужно действовать, и умение соответствовать ожиданиям других людей может повысить ваш позитивный имидж, вызвать уважение окружающих, получить отличную репутацию и повысить авторитет, как на работе, так и в обществе. Вы сможете, таким образом, занять лидирующую позицию в коллективе или социуме, став более успешным и эффективным. Как развить этот навык?

Продолжайте изучать этику и социальную ответственность, читая материалы по этому предмету. Изучите также этику и ценности конкретной организации и отрасли, с которой имеете дело.

4. Работа в команде и гибкость

Люди делятся на экстравертов и интровертов. Некоторым легко объединиться в команду, в то время как другие стараются держаться отдельно от коллектива, им проще работать в одиночку. Если вы принадлежите ко второй категории, вы должны стать гибкими и научиться работать в команде для достижения общей цели.

Учитесь помогать другим, сотрудничать, эффективно взаимодействовать с коллективом и непринужденно просить помощи у коллег. Кроме того, вы можете вносить предложения по решению общей проблемы.

5. Принятие правильного решения в результате рассуждения

Способность принимать обоснованные решения зависит от того, насколько эффективно вы используете свои навыки рассуждения. К сожалению, такая способность развита далеко не у всех, особенно если речь идет о принятии сложных решений.

Предлагаем следующие полезные советы для принятия правильных решений:

  • Внимательное прослушивание и критический анализ получаемой информации.
  • Изучение полезных советов и рекомендаций.
  • Развитие глубокого понимания, уточнение и принятие различных точек зрения.

Итак, улучшайте способность внимательно слушать и читать информацию, для получения правильного понимания, анализа и оценки различных точек зрения, прежде чем принимать окончательное решение.

6. Критическое мышление и навыки решения проблем

Критическое мышление позволяет использовать знания, факты и данные для эффективного решения проблемы. Используйте развитие этих навыков для достижения успеха и решения любых задач. Способность размышлять над проблемой и предлагать немедленное решение или идеи, которые могут привести к наилучшему решению – важное качество, которое нужно в себе развивать.

Конкурентоспособная деловая среда требует серьезного критического мышления и корректной оценки суждений. При этом способность оперативно и эффективно решать проблемы является большим преимуществом.

Изучите, как грамотно анализировать и систематизировать информацию , а также прогнозировать результаты принятых решений. Решайте головоломки и играйте в логические игры, практикуйтесь в решении различных проблем.

7. Аналитическое мышление

Также является неотъемлемым компонентом навыка решения задач. Визуальное мышление дает возможность быстро решать проблемы, используя методичный пошаговый подход. Аналитическое мышление помогает разбить сложную проблему на более мелкие, управляемые компоненты.

Улучшайте навыки аналитического мышления, играя в развивающие мышление игры, с помощью чтения книг и использования аналитического подхода в решении проблем.

8. Креативное мышление

Размышление о новых идеях и новых способах ведения дел – это и есть творческое мышление. Оно привносит новую, свежую перспективу в современные реалии. В нашу эпоху инноваций креативное мышление необходимо для достижения успеха на работе. Творческие и креативные люди ценятся во всех сферах деятельности и востребованы работодателями.

Маркетинг, как явление, инструмент и важная часть бизнеса знаком каждому. Но мало кто задумывался, что маркетинг нуждается в тонкой подстройке под каждую группу и тип клиентов. Наш курс об этом, а именно — об адаптации маркетинговых механизмов для привлечения корпоративных клиентов.

Совершенствуйте ваши творческие способности, черпая вдохновение из книг, видео, документальных фильмов и других источников. Ежедневно или еженедельно отводите время для «мозгового штурма» и создания чего-то нового и уникального, генерации новых идей и концепций. Креативьте.

9. Улучшение внимания и памяти

Отличная память не позволяет нам забывать важные даты, факты и сроки. Также она помогает нам избежать многих ошибок и проблем. Некоторые ошибки, допущенные по причине плохой памяти или невнимательности, могут иметь серьезные последствия для работы и бизнеса.

Улучшайте память, научившись запоминать факты, даты и сроки. Освойте практику визуализации. Выучите иностранный язык или научитесь играть на музыкальном инструменте. Учитесь наблюдать. Развивайте ваше внимание: старайтесь запоминать и записывать различные события и факты.

10. Организованность и самодисциплина

Организуйте ваш рабочий график и распорядок дня, поставив все действия под контроль. Заранее планируйте свою жизнь и работу. Организованность поможет вам лучше сосредоточиться, выделить приоритетные задачи, повысить производительность, уменьшить стресс, а также вы сможете лучше управлять своим временем.

Некоторые полагают, что организованность имеет отношение к некоторым типам личности, но на самом деле это не так. Любой из вас может выучить и развить эту полезную и важную привычку.

Самодисциплина и организованность – мощный инструмент и способ повышения личной эффективности и продуктивности практически во всех сферах человеческой деятельности. Организованные люди более успешны во всех своих начинаниях, нежели те, у кого этот важный навык отсутствует.

Узнайте больше о том, как быть организованным. Составьте ежедневный список дел. Планируйте свой день и ставьте четкие цели. Контролируйте их достижение.

«7 навыков высокоэффективных людей» — одна из главных книг по личностному росту и саморазвитию. Курс построен по мотивам данной книги и представляет собой саммари — краткое изложение с практически советами.

11. Повышение самооценки и уверенности в себе

Один из способов повышения самооценки и уверенности в себе – это чтение. Книги дают вам ценную информацию, которая упражняет интеллект, расширяет эрудицию, знания и кругозор. Чтение также делает вас более образованным, так как вы получаете в процессе более широкое представление об окружающем мире и его проблемах.

Эрудированность и начитанность делает вас более уверенным в общении с другими людьми и повышает вашу самооценку. Всесторонне развитый и начитанный человек получает широкое признание и уважение в обществе, его мнение становится авторитетным, к нему прислушиваются и советуются с ним. Именно поэтому так важно больше читать.

Самооценку можно повысить, освоив также методику самовнушения. Повторяя ежедневно утром и вечером аффирмации или позитивные утверждения, вы довольно скоро ощутите, как ваша самооценка возрастет.

Читайте книги по саморазвитию. Каждый день давайте себе мысленную установку на достижение уверенности в себе и повышение самооценки, неукоснительно следуйте ей в течение дня, а перед сном анализируйте результаты достигнутого.

12. Выдержка и устойчивость

Выносливость и выдержка помогают преодолевать многие жизненные трудности и проблемы. Наша жизнь не состоит из одних только белых полос: препятствия будут всегда, даже когда вы взойдете на вершину успеха. Поэтому так важно развивать в себе такие качества, как внутренняя устойчивость, выдержка, выносливость и непоколебимость духа.

Такие качества помогут вам сохранять спокойствие и здравомыслие в любых трудных ситуациях и выдержать любой внешний натиск противных обстоятельств.

Читайте биографии выдающихся и успешных людей. Смотрите художественные и документальные фильмы о героических и сильных людях. Упражняйтесь в искусстве самовнушения, развивая в себе волевые и прочие подобные качества. Развивайте силу воли на практике, давая себе те и иные задания или приказы и неукоснительно их выполняя.

Заключение

Учитесь, ставьте цели и последовательно совершенствуйтесь во всех желаемых областях, переходя от одной сферы саморазвития к другой и так далее. Учтите, что у вас может быть ряд навыков и вещей, требующих улучшения, но не стоит при этом хвататься одновременно за все сразу. Совершенствуйтесь постепенно, следуя выбранной стратегии.

Выбрав свои цели обучения, установите временные рамки для каждой из них. Вы также можете создать ежегодный календарь для ваших целей обучения и последовательно упражняться в их достижении, согласно построенному плану.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-lichnosti-suschnost-i-puti-realizatsii-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse

Источник https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2016/10/31/sposobnost-lichnosti-k-samorazvitiyu-kak

Источник https://kogio.ru/blog/celi-lichnogo-obuchenia/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *