Портфолио — это средство самоорганизации и саморазвития личности

Известно, что как и само слово портфолио, так и основная идея собирания работ не есть изобретение 20 века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы провозгласили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на своё место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Идея применения портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80- е годы, а в конце 80-х — начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах приняла лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвящённых портфолио, в обучении за короткий срок резко возросло, достигло в 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически невообразимым. Это состояние в образовательном процессе называется «портфолиоманией». Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх трендов современного образования. Портфолио явилось альтернативным способом оценивания, в центре которого стоит личность ученика, его деятельность, устремления.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

· смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;

· интеграцию количественной и качественной оценок;

· перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

Цель портфолио:

Проследить индивидуальный (личностный) рост учащегося, достигнутый им в процессеосвоения учебного предмета «мировая художественная культура», причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Автор рассматривает портфолио как средство самообразования , самопознания, мотивации достижений студентов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возвышаева И. П.

Самостоятельная работа как одно из педагогических условий формирования коммуникативной компетенции будущих переводчиков в сфере профессиональной коммуникации

Читать статью  Студент как субъект саморазвития - Студенческий научный форум

The author considers a portfolio as means of self-education, self-knowledge, motivation of achievements of students.

Текст научной работы на тему «Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности»

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И

Автор рассматривает портфолио как средство самообразования, самопознания, мотивации достижений студентов.

The author considers a portfolio as means of self-education, self-knowledge, motivation of achievements of students.

Функциональная неграмотность выпускников колледжей, будущих специалистов является серьезным препятствием для их успешной профессиональной адаптации. По мнению многих экспертов, в частности экспертов ЮНЕСКО, функциональная неграмотность относится к числу факторов риска современной цивилизации. Она оборачивается большими потерями для общества. Под функциональной неграмотностью понимают неумение гражданина цивилизованного общества выполнять свои элементарные профессиональные, общественные, жизненные обязанности. Важным условием для успешного освоения профессиональных функций является, в том числе, стремление личности к саморазвитию и самоорганизации.

В этой связи в нашем колледже уделяется большое внимание созданию таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания личности, а также способствовали формированию мотивации достижения.

Портфолио мы рассматриваем как одно из таких средств. Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

Философия учебного портфолио предполагает:

— смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

— основной смысл портфолио: «Показать все, на что ты способен».

Концепция портфолио рассматривается нами как перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.

Наш опыт взаимодействия с потенциальными работодателями показывает, что важным требованием к нашим студентам с их стороны является наличие опыта работы и подтверждение глубокого интереса будущего специалиста к выбранной специальности. При этом сформированное к моменту окончания колледжа портфолио трудоустройства выпускника демонстрирует его готовность к выходу на рынок труда.

В нашем колледже в зависимости от целей, поставленных перед студентом практикуется создание портфолио нескольких типов:

— «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости учащегося и отражающая его успехи в колледже (награды за участие в конкурсах профессионального мастерства, похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, благодарственные письма родителям и т.п.);

— «рефлексивное портфолио», раскрывающее динамику личностного развития учащегося помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все творческие работы учащегося: презентации, образцы оформленных документов, эссе, рисунки, зачетные работы, и т.д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, периода обучения в колледже или одного учебного года);

Читать статью  Заняться собой: с чего начать, если вы хотите жить своей жизнью. Как уделить себе время

— «проблемно-исследовательское», связанное с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой подборку материалов по определенным разделам, например: варианты названий доклада (статьи, реферата); список литературы для изучения; план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; аудио-, видео записи выступления учащегося по данной теме на уроке (конференции, семинаре и т.д.); листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; результаты исследования; выводы;

— «тематическое», создаваемое в процессе изучения какой-либо дисциплины или большой темы. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает название изучаемой темы, а также форму контроля по ней — защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.

К формируемому портфолио предъявляются следующие требования: системность и регуля-тивность самомониторинга, достоверность, объективность, нацеленность автора на самосовершенствование, структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений, аккуратность и эстетичность оформления, целостность, тематическая завершенность представленных материалов, наглядность результатов работы, технологичность.

Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента: сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; содержание портфолио с перечислением его основных разделов; самоанализ и взгляд в будущее. Внешне учебные портфолио могут быть оформлены в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения бумаг и т.п. Здесь полный простор для инициативы преподавателя и учащихся. Единственное требование — удобность в хранении.

После проверки портфолио преподавателем необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Учащиеся выступают перед своей группой, раскрывают содержание своих работ, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки данному портфолио.

После публичной защиты преподаватель должен побеседовать с учащимся по поводу качества портфолио и успешности его защиты. Главное, чтобы анализ работы производился без резких оценочных суждений со стороны преподавателя. Результатом этой беседы может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса учащегося или, напротив, смена темы, а соответственно и познавательного интереса. Преподаватель в данной ситуации предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а учащийся выбирает.

Из всего вышесказанного видно, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных спо-

собностей учащихся, проверки уровня усвоения учебного материала, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Портфолио — это «вещдок» профессионализма.

Ключевые слова: колледж, портфолио, самообразование, мотивация достижений.

Презентация, доклад Портфолио как средство саморазвития личности

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Портфолио как средство саморазвития личности. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Читать статью  30 советов, как ускорить свой личностный рост |

500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Слайд 1

Слайд 2

поэтапное создание у студентов портфолио для развития личности в процессе обучение поэтапное создание у студентов портфолио для развития личности в процессе обучение ориентированная деятельность, направленная на осмысление жизненных, социальных и общечеловеческих ценностей жизни

Слайд 3

Что такое портфолио? Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80х годов в США. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире.

Слайд 4

Портфолио Это индивидуальная папка студента, в которой за определенный период времени фиксируются, накапливаются и оцениваются его индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, трудовой, коммуникативной и т.д.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Функции «портфолио»: Целеполагания — поддерживает учебные цели студента; Содержательная — раскрывает весь спектр выполняемых студентом работ; Диагностическая — фиксирует изменения и рост за определенный период времени; Развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения; Мотивационная — поощряет результаты деятельности струдентов; Рейтинговая — показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.

Слайд 8

Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что стдуент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; Интеграцию количественной и качественной оценок; Перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку студента; Основной смысл портфолио – «дать возможность каждому показать все, на что он способен».

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Эффективная форма оценивания ожидаемых результатов обучения. Эффективная форма оценивания ожидаемых результатов обучения. Назначение портфолио — стимулирование познавательной активности и самостоятельности студента, развитие у него навыков оценочной деятельности.

Слайд 13

— создание ситуации успеха для каждого, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого; — развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию; — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; — приобретение навыков рефлексии

Слайд 14

Источник https://mydocx.ru/3-100662.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-portfolio-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samoorganizatsii-lichnosti

Источник https://myslide.ru/presentation/skachat-portfolio-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnosti

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *