Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств

Профессиональная подготовка преподавателя не заканчивается в стенах образовательного учреждения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике. Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие обучающихся. Но полноценно развивать обучающегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития. На практике процесс профессионального саморазвития педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет соответствующими средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального развития.

Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога. Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процесса профессионального саморазвития. Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности педагога — обязательной составляющей современного образования. Саморазвитие педагога — непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений. Современному образованию необходим педагог, который умеет не только думать, но и способен мыслить, то есть порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Только в результате размышления над смыслом бытия в профессии и может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально-личностного саморазвития, которое представляет собой процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма. Что же такое профессионализм? Профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и в трудных ситуациях деятельности. Любая работа требует развития определённых навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, — это навык самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал К. Д. Ушинский, «учитель живёт до тех пор, пока учится». Давайте разберёмся, что же это такое – самообразование? Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение (в узком смысле, как самонаучение) и самосозидание (в широком, как создание себя, самостроительство). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса. Педагог готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно всё больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей и быстрому моральному износу полученных преподавателем знаний. Быстро растёт кругозор обучающихся, заметно повышается уровень их общего развития. На занятиях всё чаще слышны каверзные вопросы. Недостаток знаний преподаватель начинает ощущать уже в первые годы самостоятельной работы. Выход может быть только один – непрерывная работа над собой. Чтобы стать хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. Саморазвитие педагога – важный процесс становления его профессиональных качеств. Как происходит саморазвитие педагога? Это: анализ собственных знаний, составление плана повышения уровня знаний, контроль изучения материала, выбор практических методик работы с обучающимися, разработка плана внедрения практических методик в свою работу, анализ применения новых методик в работе с обучающимися. Поэтому, саморазвитие и самообразование педагога – важный аспект, который в настоящий момент считается необходимым. Каждый педагог непременно должен заниматься вопросом изучения новых методик и повышения своих профессиональных качеств, как в области педагогики, так и в области возрастной психологии. При этом можно использовать как готовые планы саморазвития, так и создавать свои собственные. Анализ работ К. А. Абульхановой — Славской, В. В. Анисимовой, Н. М. Борытко, Н. К. Сергеева и других по проблеме профессионального саморазвития позволяет выделить специфику профессионального саморазвития педагога, которая состоит прежде всего в том, что педагог — специалист в своей области, взрослый человек со своими взглядами, установками, личностными особенностями, которые вовсе не нужно переделывать, а нужно только скорректировать. При этом сквозной идеей выступает идея формирования направленности личности педагога на профессионально — педагогическое совершенствование, преобразования себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога становится ведущим фактором формирования развивающей среды в образовательном учреждении, фактором развития воспитанника. Результатом педагогической деятельности является успешное развитие воспитанника в направлении, заданном педагогом, и изменения в личности самого педагога. Остановка в саморазвитии приводит к неспособности адаптироваться к изменениям окружающего мира, использовать новые знания и технологии, адекватно решать профессиональные и личностные проблемы, является существенным ограничением деятельности педагога. Лишь свободный, творческий человек может выйти за рамки того, что определено конкретными причинами и установками. Стимулирование творческой активности в профессиональной сфере поднимает индивидуальность педагога на уровень сознательной, свободной, ценностноизбирательной педагогической деятельности. «Только в результате мучений над смыслом бытия в профессии» может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально — личностного саморазвития. Сегодня активно развивается аспект повышения квалификации педагогов. Государство в полной мере осознало, что есть необходимость в правильной подготовке обучающихся к активизации их внутренних талантов и творческих данных. Очевидно, что самое значительное воздействие на подрастающее поколение имеют именно педагоги. Соответственно, в своей деятельности преподаватели непременно должны использовать проработанные методики, а также постепенно внедрять новые методики и анализировать их результаты. Участие педагогов в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в образовательном учреждении позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива техникума, так и для педагогического сообщества в целом. Важную роль в повышении научно – методического уровня педагогической деятельности каждого педагога играет методический совет. В методический совет входят наиболее опытные преподаватели, представляющие различные ступени образования, различные профили преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации педагога. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях, разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, разрабатывает программу методической работы. Таким образом, методический совет – это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально – педагогической культуры каждого педагога. К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в образовательном учреждении относятся: предметные методические объединения, проблемные семинары, школа молодого педагога, индивидуальная работа с преподавателями, проведение открытых уроков, научно – педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно – деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты педагогов и другое. Хочется отметить отдельно роль школы молодого педагога. Начинающие преподаватели объединяются под руководством одного опытного педагога. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение целей, содержания, средств, методов, деятельности по организации и управлению и все дидактические элементы занятия и многое другое. Занятия в школе молодого педагога предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт занятий с использованием различных инновационных технологий обучения. Общение молодых преподавателей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога. Для каждого педагога необходимы курсы повышения квалификации, позволяющие получить те знания, которые сразу же можно использовать на практике, постепенно внедряя их в свою систему образования, общения и воспитания обучающихся. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально – творческие профессиональные поиски. Именно такой подход позволит выбрать систему образования, которая смогла бы обеспечить предоставление обучающемуся всестороннего образования с индивидуальным подходом к личностным творческим аспектам.

Читать статью  Технология саморазвития М. Монтессори | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть

Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности

Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности. Реализуя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.

Памятка по оформлению портфолио профессиональных достижений воспитателя Настоящая памятка составлена на основе «Методических рекомендаций по организации процедуры и формам проведения всестороннего анализа деятельности.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Примерный перечень приложений-подтверждений к портфолио профессиональных достижений воспитателя Аттестация педагогов снова начнется с начала нового учебного года, и чтобы достойно пройти ее, нужно подготовиться заранее! Впереди лето.

Программа саморазвития. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста Принципы моей работы: — Любить ребенка таким, какой он есть! — Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА – ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В настоящее время необходимость совершенствования педагогической компетентности учителя вытекает из основной задачи российской образовательной политики. Достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства становится архиважной задачей современного педагогического сообщества. Очевидно, что результат качества образования связан с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. [1]

Профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. Саморазвитие помогает осмыслению передового опыта, собственной самостоятельной деятельности и является средством самопознания и самосовершенствования.

Подготовка педагогов к профессиональному саморазвитию осуществляется при создании определенных внешних и внутренних условий. Ведущим внешним условием выступает осуществление процесса подготовки к профессиональному саморазвитию на основе четко разработанной программы, включающей в себя целевой (профессиональное саморазвитие, способствующее созданию индивидуального стиля профессиональной деятельности и являющееся средством самопознания и профессионального самосовершенствования), содержательный (формирование системы профессиональных знаний, лежащих в основе профессионального саморазвития педагогов, и практических умений, необходимых для его осуществления), организационно-деятельностный (формы, методы и средства профессиональной подготовки, направленные на повышение уровня готовности к профессиональному саморазвитию) и диагностический (диагностический комплекс, позволяющий замерять уровень готовности педагогов к профессиональному саморазвитию и отражать повышение данного уровня в результате применения авторской программы) компоненты. Внутренним условием выступает формирование готовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию [3].

Критериями готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию являются: профессиональная направленность личности, способность к осуществлению профессионального саморазвития, развитость рефлексивных умений.

Результатом профессионального становления педагога является его педагогическое мастерство. Считается, что педагогическое мастерство учителя в поствузовский период — это интегративное качество личности, предусматривающее овладение профессиональными знаниями и формирование личностной подготовленности к продуктивному решению педагогических задач.

Существует три педагогических условия, соблюдение которых в большей степени влияет на эффективность процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период:

— участие педагога в профильном обучении, требующее постоянного повышения уровня первичной квалификации, полученной в педагогическом вузе;

— создание и реализация технологического обеспечения профильного обучения учащихся;

— формирование положительной мотивации, направленной на самообразование и самовоспитание [1,2].

Эффективность формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период во многом зависит от умения работать над собой, т. е. от самовоспитания. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности.

Самовоспитание (англ. self-development) означает формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями.

Поскольку развитие личности — процесс непрерывный, не имеющий предела, то и самовоспитание — «дело всей жизни человека». Испытываемая учителем неудовлетворенность результатами своего труда порождает у него потребность в изменении своей профессиональной деятельности, а осознание причин, порождающих педагогические затруднения, приводит учителя к поиску их разрешения, способствуя формированию у педагога положительной мотивации к работе над совершенствованием своего педагогического мастерства. [3]

Структура формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период состоит из трех взаимосвязанных компонентов. Критериями данной готовности можно выделить следующие:

— когнитивный критерий (овладение теоретическими знаниями), что соответствует праксиологическому компоненту;

— деятельностный критерий (формирование умений и навыков), что соответствует праксиологическому компоненту;

— мотивационный критерий (направленность мотивации педагога на совершенствование своего педагогического мастерства), что соответствует аксиологическому компоненту.

Названные критерии рассматриваются как признаки сформированности педагогического мастерства учителя в поствузовский период.

Выделены уровни готовности педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в поствузовский период: [4]

— низкий (адаптивный) уровень;

— средний (репродуктивный) уровень;

— выше среднего (продуктивно-преобразующий) уровень;

— высокий (творческий) уровень.

Критериальные показатели позволяют наиболее полно оценить и наметить пути коррекции процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период, что предполагает внедрение в практику поствузовской подготовки педагога основной группы организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность данного процесса.

В этом направлении, с целью выявления мотивации к самосовершенствованию и уровня саморазвития современных педагогов нами проведено исследование на базе МОУ Китовская средней школы с. Китово, Шуйский район, ивановская область. В данное исследование принимали участие: школьные учителя — 10 человек (из них 3 мужчины и 7 женщин).

Для выявления уровня профессионализма и стремления педагогов к саморазвитию нами были подобраны следующие методики: Методика 1. Анкета «Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов» (вопросы разработаны авторами). Цель: выявить уровень профессиональной компетентности и оценить стремление к саморазвитию учителя. Анкета включает 9 вопросов. 1. Согласны ли вы работать в условиях внедрения инновационных технологий? 2. Способны ли вы сами разработать инновационные методы обучения, воспитания? 3. Положительно ли вы реагируете на перемены в сфере образования, на внедрение новых инновационных образовательных технологий? 4. Есть ли у вас стремление повысить квалификацию, чтобы работать в сфере инновационной среды? 5. Есть ли мотивы работать в творческой среде? 6. Есть ли у вас возможности повысить квалификацию? 7. Как часто проходите курсы повышения квалификации? 8. С охотой ли вы участвуете в творческих мероприятиях, конкурсах по педагогической деятельности (например, «Учитель года» и т.д.)? 9. Делитесь ли Вашим опытом с коллегами? 10. Часто ли Ваши школьники принимают участие в конкурсах, олимпиадах по Вашему предмету?

Читать статью  Глава 8. Научись сублимировать и черпать энергию и (Виктор Мельник 2) /

Методика 2. Тест «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности (автор — Л.Н. Бережнова)». Назначение теста: известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Очень важно педагогу иметь стремление к саморазвитию, т.к. это одно из самых главных качеств учителя, ведь без стремления к саморазвитию, невозможно, осуществление педагогической деятельности в целом. Тест — включает 18 вопросов, и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности педагога.

В ходе проведения диагностического исследования нами были получены следующие результаты.

При анализе результатов анкетирования (Анкета -1) мы можем выделить следующее: из 10 вопросов на три вопроса согласны ли они работать в условиях инновационных технологий, положительно ли они реагируют на перемены в сфере образования, на внедрение новых инновационных образовательных технологий, есть ли мотивы работать в творческой сфере испытуемые ответили одинаково положительно. 6 вопрос для большинства стал затруднительным. Связано было это с тем, что 6 педагогов было за то, что все хорошо в меру, из-за загруженности на саморазвитие нет возможности, а 4 полностью согласились с тем, что саморазвитие — ключ к педагогическим открытиям и успехам. На вопрос проходите ли вы курсы повышения квалификации по совершенствованию профессиональной деятельности 4 ответили, что 1 раз в год, все остальные 1 раз в 5 лет. Последние же в списке вопросов не вызвали особых затруднений и на вопросы с охотой ли вы участвуете в творческих мероприятиях и конкурсах по педагогической деятельности и принимают ли их ученики по их предметам участие в конкурсах и олимпиадах 6 человек ответили «да» и 4 «нет» и 9 человек «да» и 1 «нет».

Средствами для саморазвития опрошенные учителя выделяют: интернет, участие в педагогических сообществах, участие в методических семинарах, мастер-классах, открытых уроках коллег, конференциях, участие в вебинарах, изучение методической литературы, участие в работе методических объединений, курсы «Фоксфорд», методические разработки и рекомендации различных авторов, инфоурок. Из всех этих средств были выделены наиболее востребованные такие как интернет сайты (Фоксфорд и инфоурок) , методические пособия.

Анализ результатов, полученных по методике 2 (Анкета -2) выявил учителей с разным диапазоном стремления к саморазвитию и профессиональной самооценки. Данные показали, что у двух педагогов возрастом от 45 лет и диапазоном от 40-43 со стажем от 18-22 лет уровень саморазвития «выше среднего», что и показывает на их примере желание учить и обучать детей, у других же диапазон значения от 35-39 наблюдается у 5 педагогов возрастом от 23-49 и стажем от 2-8 лет их уровень саморазвития на уровне «норма», что говорит и о нормальном саморазвитии, но все же, и о слабом желании саморазвиваться, так как согласно их опросу у них есть обязанности в обычной жизни. Это не даёт нам картину того, что преподаватели всё же предпочитают развиваться и развивать свои профессиональные способности полностью отдаваясь саморазвитию. Большинство придерживаются мнения, что важно все в меру и к ним как и большинству с диапазоном от 35-39 и относится диапазон данных от 30-34 ниже среднего к ним относится остальные 3 преподавателя возрастом от 49-57 лет и стажем от 28-35 лет.

Анализ данных по определению самооценки показал, что у 4 учителей диапазоном от 11-9 самооценка занижена это связано с тем, что они недавно были приняты на работу и ещё не смогли освоится. У остальных 6 педагогов — диапазон значения 14-11, что указывает на нормальную самооценку и то, что учителя в этом диапазоне являются компетентными специалистами так как работают уже давно.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: во-первых, у современных педагогов есть желание совершенствования в профессиональной деятельности, но не всегда есть у них возможности к саморазвитию, чаще из-за загруженности на работе; во-вторых, у молодых педагогов наблюдается заниженная самооценка, что ослабляет их стремление к саморазвитию; в-третьих, педагоги не всегда прибегают к эффективным формам самосовершенствования. В нашем исследовании стремление к педагогическому профессионализму не выявлено значение пола.

Таким образом, думается, что для гармоничного развития педагога, формирования их стремления, мотивации к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству необходимо создание специальных условий, среды для их профессионального роста.

На основе анализа результатов проведенного исследования предложены рекомендации педагогам по саморазвитию и профессионального роста.

Во-первых, каждому человеку, в том числе и педагогу необходимо проводить самоанализ своего поведения, своих личных качеств, задумываться о причинах побед и неудач. Во-вторых, выявлять слабые стороны своего характера и постоянно работать над ними. В-третьих, постоянно самосовершенствоваться и никогда не останавливаться на достигнутом в процессе саморазвития.

Список литературы

Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / Багаева И.Д. — Усть-Каменогорск, 2011. — 338 с.

Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.

Маркова О.И. Профессиональное саморазвитие педагога. – К.: Вища школа, 2004. – 96 с.

Соколова О.В., Юревич С.Н. Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ // Магнитогорский государственный университет. — Магнитогорск, 2014 — С. 3.

Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Читать статью  Студент как субъект саморазвития - Студенческий научный форум

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/rol-samorazvitija-i-samobrazovanija-pedagoga-v-stanovleni-ego-profesionalnyh-kachestv.html

Источник https://scienceforum.ru/2018/article/2018006198

Источник https://salid.ru/journal/uchitel-i-samorazvitie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *