Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся.
статья по теме

С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Одной из отличительных особенностей нового стандарта является поиск форм оценивания учащихся, которые охватывали бы усилия и достижения ученика в различных областях. Об одной из таких форм я и расскажу в своей статье «Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся»

Скачать:

Вложение Размер
potfolio.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио, как средство мотивации личностного развития учащихся.

С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Стандарт выдвигает три группы требований:

-требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

— требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам сформулированы в виде личностных, предметных и метапредметных результатов.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), для которых предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является – Портфолио.

Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности, как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.

Для чего создают портфолио?

Ребенок должен иметь правильную мотивацию, он должен уметь ставить цели и добиваться их . И чтобы он мог раскрыть свой внутренний потенциал, педагоги и родители должны помочь ему. Для этого и требуется портфолио. Оно помогает ребенку структурировать свои работы, успеваемость, достижения. Этот материал в будущем поможет определиться с выбором дополнительных занятий, высшего заведения и профессии.

Наша гимназия работает по ФГОСам второй год.

На методических объединениях нами рассматриваются вопросы, связанные с переходом на новые государственные стандарты. Среди различных тем нами обсуждался вопрос о способах оценки личностных результатов и средствах повышения мотивации личностного развития учащихся.

Было принято решение начать работу по созданию портфолио учащихся.

Принимая такое решение, наш коллектив руководствовался тем, что портфолио ученика

— является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

— реализует одно из основных положений Федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

— позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

— предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Основные задачи ведения портфолио в начальных классах:

1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
3. Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
4. Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
5. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
6. Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
Портфолио в начальной школе прежде всего должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Работу по созданию портфолио мы начали с родительского собрания, на котором рассказали о целях и задачах создания портфолио, об этапах формирования портфолио.

Не все родители уверены, что начинать работу с портфолио надо в начальной школе.

Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

Обратили внимание на возможные разделы портфолио, на принципы его формирования.

Принципы формирования портфолио:

1. Не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио.

2. Сбор материалов самим ребёнком при помощи и поддержке взрослых.

3. Не отказывать в помощи ребенку при формировании портфолио.

4. Использование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.

5. Исключить формальный подход к портфолио — «соревнование за количество». 6.Собираем не только документы «с печатями».

7. Акцент на содержании, а не на форме.

В 1 классе было решено разделить работу на два этапа.
1. Начальный этап . Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.
Потребность в создании такого «дневника» возникает уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в школе.

При совместном обсуждении на уроке возникает идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым договорились жить. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.
В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.

2. Апрель-май. Задача – совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.
Основная задача первоклассников:

  1. Выяснить, на какие группы можно разделить все материалы дневника и как эти группы назвать.
  2. Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.
  3. Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету.

Роль классного руководителя состоит прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию.
После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся документы могут быть уничтожены или отданы учителю.
Необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей.
В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

Единых требований к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса.

1. Раздел «Мой мир»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.

«Мое имя» — информация о том, что означает имя , можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя . Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город » — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы . Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья » — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится. потому что. «. Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

2. Раздел «Моя учеба»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

3. Раздел «Моя общественная работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике. Вариантов много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Читать статью  Как избавиться от лени раз и навсегда: эффективные способы и советы

4. Раздел «Мое творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки , сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе , также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.

5. Раздел «Мои впечатления»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
6. Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
7. Раздел «Отзывы и пожелания»
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например:

Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «День матери». Выучил и великолепно рассказал стихотворение.

Самостоятельно подготовил стенгазету, п привлек к оформлению своих товарищей.

Можно добавить лист отзывов, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. На родительских собраниях договариваемся, что строим работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Важно помнить, что главное в технологии портфолио — помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.

В процессе работы над созданием портфолио нашим коллективом было подмечено, что
заинтересованность ученика к сбору материала и оформлением собственного досье играет очень большую роль. Только добровольность участия является гарантией того, что портфолио ученика начальной школы будет иметь индивидуальность и особую ценность в дальнейшем. Принудительное ведение портфолио придает ему слишком формальный характер, который не дает раскрыть истинный творческий и личностный потенциал ребенка.

Учителя нашей гимназии, ведущие параллель 2-х классов, решили опробовать вариант портфолио на печатной основе (Осетинская О.В. «Я – второклассник» / портфолио учащегося / Изд. 2-е / Волгоград / «Учитель» 2013).

Данное портфолио выполняет следующие функции:

1. Диагностическая функция позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование у него умения учиться; дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.

Это страницы «Мой портрет», «Я познаю мир», «Моя семья», «Я о себе», «Мои достижения», «Мое первое школьное лето»

2. Контролирующая и оценивающая функция.

Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Эти страницы помогают ребенку осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

Это страницы «Я читаю», «Математика», «Я закончил 2-й класс», «Мои достижения»

3. Воспитательная функция.

Заполняя страницы «Лист самооценки», «Про меня», «Наши праздники» ребенок пропускает через себя человеческие ценности, узнает значения слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребенок делится своим социальным опытом.

4. Функция творческого развития.

Это самые интересные страницы, которые позволяют ученику проявить свои творческие способности: «Мои шедеврики», «Времена года», «Стихи, сказки», «Буквы, цифры оживают».

Портфолио включает в себя 5 основных разделов:

  1. Диагностика личности.
  2. Диагностика успехов.
  3. Социальная жизнь
  4. Самооценка личности.
  5. Детское творчество.

Учителю портфолио «рассказывает» о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь.

Полезно портфолио и родителям. С его помощью они видят движение ребенка в овладении знаниями, умениями, навыками, видят его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.

Ученику портфолио помогает осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей.

Оформление портфолио ученика начальных классов важно еще и потому, что ребенок следит за ним. Он будет развивать коммуникабельность, учиться правильно излагать свои мысли, ведь составление и ведение портфолио требует общения с родителями и педагогами.

Важно помнить, что все заитересованные лица (учителя, родители, одноклассники) могут знакомиться с портфолио только с ведома и согласия его автора.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений, т.к. она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова, А. Прутченков). Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

В конце учебного года наш коллектив планирует проведение методического объединения, на котором обсудит итоги работы с портфолио за два года, наметит дальнейшую работу.

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития / Т. А. Диденко, Н. А. Семёнова, А. В. Рязанцева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42705/ (дата обращения: 06.07.2022).

Термин «портфолио» достаточно давно широко применяется в педагогике.

«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ.) — собрание лучших художественных и научных работ, которые дают представление о об услугах той или иной организации (фирмы) или специалиста (самого разного направления бизнес-деятельности». В педагогике понятие «портфолио» нередко заменяется понятием «портфель достижений». существенная разница между этими понятиями невелика.

Где используется портфолио?

‒ фотография (собрание фотографий различных направлений, направленных на показ клиенту всех оттенков деятельности фотографа), а также отображение колорита художественных работ;

‒ дизайн и веб-дизайн. (показ дизайнером всех направлений своей деятельности, качества своих работ).

‒ образование (самые значимые достижения во всех областях образования как для преподавателя и студента, так и для обучающихся).

‒ Самым точным определением педагогического портфолио на наш взгляд является классификация К. Варвуса, который определяет портфолио, как «собрание доказательств, используемых в образовании для мониторинга знаний и способностей обучаемых». Кроме того, это демонстрация достижений во всех областях науки. Портфолио- это не только накопительный пакет достижений, но оценивающий и направленный на рефлексию [4, с.104].

Портфолио пришло на смену оценочной системе достижений.

Существует несколько разновидностей систем накопления достижений [5, с.56]. Выделим общие черты, которые присутствуют во всех системах накопления. Всегда определяется палитра учебных заданий, которую заранее знают обучающиеся. Задания всегда делятся на обязательные и произвольные. Баллы, полученные обучающимися за качественное выполнение заданий, складываются. Достижение определенного уровня изначально выражается в баллах, а затем баллы переводятся в отметки. Данные пункты присутствуют в каждой такой системе.

Подразделяют следующие виды систем накопления.

  1. Простая накопительная.Сразу известно количество баллов, соответствующее той или иной итоговой оценке. Отличие простой накопительной системы от традиционной заключается в переводе баллов в оценку. Данная система более дифференцирована, чем традиционная. Наиболее целесообразно ее применение оценивании зачетных заданий.
  2. Система накопления с весовыми коэффициентами.Все задания в данной системе разнообразны и имеют «различный вес» в оценивании. А поскольку используется «разная стоимость» заданий обычно используется оценивание работ в соответствии с большой разбаловкой.
  3. система накопления с весовыми коэффициентами и рейтингованием. В данной системе предлагается брать полученные учеником баллы (их количество) за основу итогового оценивания. что делает недифференцированными оценки за разные периоды обучения. Добавление сравнительных результатов, который определяется как набранные учеником очки от высшего балла обязательных для выполнения заданий, приводит к тому, что в конце учебного года итоговые отметки за весь период обучения становятся сопоставимыми с ранее полученными отметками.
  4. Система накопления с динамическим рейтингом.Предыдущие системы направлены на подведение итогов обучения только руководствуясь итоговыми отметками или баллами обучающихся. Динамика, определяемая как часть набранных учеником баллов от суммы обязательных для выполнения учебных заданий и позволяет в любой момент видеть предварительные итоги обучения. Введение такого вида рейтинга возможно только при наличии компьютерных технологий. Данная система является дифференцированной, так как включает разноуровневые задания. В этом и заключается суть «динамической системы».

Такая разновидность системы обладает наиболее широкими возможностями среди всех систем. Она наиболее динамична и, следовательно, наиболее часто используется в различных сферах деятельности.

Оценка содержимого «портфеля» осуществляется всеми участника образовательной системы в системе содержания качества и информативности с позиции образовательного учреждения.

Педагог вправе использовать такую форму портфолио своих учеников для подтверждения своей квалификационной категории.

«Портфель достижений» — результативная форма оценивания, решающая целый ряд образовательных задач:

‒ поддержка высокой мотивированности участников образовательной деятельности;

‒ поощрение активности и стремления, расширения возможностей обучения и самосовершенствования;

‒ совершенствование навыков рефлексии и способности учащихся к оцениванию собственной деятельности;

‒ формирование умения самообучения — учиться планированию и организации обучения;

Принципы формирования портфолио:

‒ разноплановость содержания –портфолио должно отображать успехи в учебной, олимпиадной, внеурочной деятельности учащихся, а также в портфолио ведется мониторинг достижений.

‒ Выбор нужного направления — в портфолио размещается информация по разным учебным направлениям.

‒ технологичность — портфолио направлено на развитие навыков самостоятельной деятельности и самореализации собственной деятельности.

Читать статью  Социализация как процесс самореализации 🚩 Разное

‒ актуальность — материалы представлять в виде презентации достижений в учебе различного уровня.

«Портфолио достижений» включает в себя успешные работы, достигнутые в разных областях деятельности, таких как концертное творчество, социализированная деятельность, способность к активному общению, активная физическая деятельность, которыми обучающийся занимается как в школьной среде, так и за ее пределами [3, с.32].

Структура и содержание данного документа. В портфолио достижений ребенка, обучающегося в начальной школе, необходимо включить информацию, направленную на достижение результатов высокого уровня в рамках обучения в начальном звене. Здесь можно увидеть детские работы в различных направлениях —сочинительские, материалы разнообразных наблюдений, достижения, достигнутые во внеурочной деятельности и деятельности в рамках урока.

Достижения детей могут быть представлены как работами в рамках обязательных уроков, так и в ходе активных занятий во внеурочное время.

Необходимо проведение начальной диагностики итоговых работ различных уровней по разным предметам. Далее работы подбираются так, чтобы их содержание показало результативность, качество полученных знаний, постоянное совершенствование получаемых учащимися на уроках УУД. Примерами такого рода работ могут быть:

‒ языковые дисциплины — письменные разновидности работ по предмету на заданную и произвольную тему, монологическое и диалогическое аудирование, «дневники читателя», иллюстрированные детские проекты, материалы, которые можно использовать для самоанализа;

‒ точные дисциплины — графические диктанты, точные исследования, виды решения учебных материалов разной направленности, математические модели, ответы учащихся в записи (демонстрирующих математические навыки по разным темам, доказательств, конкурсных выступлений, а также анализирующие таблицы.

‒ Естественно- научные дисциплины — наблюдения за природными факторами, исследования, осуществляемые в ходе наблюдений, интервью, диалогические аудиозаписи, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

‒ эстетический цикл — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, проекты по музыкальным произведениям, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний.

‒ технология — иллюстрированные изображения продуктов практической деятельности, проекты по изготовлению изделий практического назначения.;

‒ физкультура — режим дня, выработанный и составленный вместе с родителями, комплексы упражнений, направленных на укрепление разных частей тела, разработанные учеником, физические достижения.

Собранные материалы наблюдений (листы оценки, результаты различных наблюдений и т. п.) за процессом успешного и результативного владения принципами ФГОС НОО, которые ведут учителя в первой ступени образования (выступающие также в роли классного руководителя), а также другие преподаватели (выступающие и в роли наставников и классного руководителя), школьный психолог, заместитель директора по воспитательной работы и другие ученики, занимающиеся собранием портфолио.

Мы считаем, что «портфолио» — это незаменимый документ в работе с обучающимися. Портфолио помогает преподавателю выявить одаренных учащихся, вести классификацию «роста» своих учеников, а учащимся такой инструмент оценки своих успехов помогает самосовершенствоваться, самомотивироваться и классифицировать свои результаты.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст]: // Платное образование. — 2008. — № 11. — С. 10–13.
  3. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. [Текст] — М.: Знание, 2001.- 96 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; N 10).
  4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст]: Мотивация поведения и формирования личности/ В. Г. Асеев — М.: Из-во «Мысль», 2003. — 247с.
  5. Воронов, В. В. Накопительные системы как основа модернизации балльной системы оценивания [Электронный ресурс] http://www.emissia.org/offline/2005/983.htm
  6. Глассер, У. Школа без неудачников [Текст]: Школа без неудачников/ У.Глассер // М., 1991. — 445 с..

Основные термины (генерируются автоматически): система накопления, портфолио, работа, балл, задание, классный руководитель, обучающийся, период обучения, система, собственная деятельность.

Роль технологии «портфолио» в формировании готовности к саморазвитию младших школьников

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США еще в середине 1980-х гг. С каждым годом она получает все более широкое распространение, применяясь и в России. Понятие «портфолио» происходит от английского «portfolio» — портфель или папка для документов [9].

А.П. Панфилова и А.В. Долматов, отмечают, что на Западе портфолио является одним из основных образовательных трендов последнего десятилетия. А в России чаще всего портфолио — это простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике еще вначале XX в. и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся как об альтернативном способе оценки говорили многие отечественные педагоги. В последние годы портфолио получило довольно широкое распространение в российской образовательной практике, в частности в общем образовании эта форма оценки достижений учащихся предусмотрена стандартами [19].

В документах Министерства образования Российской Федерации при раскрытии целей и задач предпрофильной подготовки портфолио рассматривается как пакет сертифицированных документов, позволяющих фиксировать индивидуальные достижения учащихся в учебной деятельности. При этом авторы модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Т.Г. Новикова и др.) обращают внимание на то, что в портфолио (портфеле индивидуальных достижений ученика) фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени [20].

Таким образом, в современной системе образования портфолио понимают как:

– сборник материалов, самостоятельно отобранных ребенком для демонстрации своих достижений, прогресса в учебе и увлечениях, индивидуальности, который является основой для дополнительной (альтернативной) системы оценивания достигнутых результатов;

– процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования самого сборника;

– новую систему обратной связи во взаимодействии учителя и ученика, ориентированную на более полное понимание школьником целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки и в итоге на улучшение учебы.

В первом случае портфолио позволяет учитывать достижения учащегося, выделенные им самим, перемещая акцент с ошибок и неудач в сферу его успехов. Это помогает поддерживать у школьника более высокую учебную мотивацию. Достижения отбираются таким образом, чтобы они демонстрировали усилия и индивидуальный прогресс в различных областях: учебе, творчестве, спорте. Таким образом, работа с портфолио поощряет активность и самостоятельность обучающихся, расширяет их возможности в процессе обучения и самообучения. Кроме лучших работ, демонстрирующих итог, максимальное достижение, в портфолио могут быть представлены подборки материалов, свидетельствующие о динамике в достижении определенной учебной или внеучебной цели. Материалы показывают направление и объем работ, выполненных ребенком ради достижения определенных результатов, что позволяет лучше понять его интересы, зону ближайшего развития его возможностей [20].

При этом все отмечают, что цель создания портфолио может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку.

Идея портфолио предполагает выстраивание образовательного процесса, в котором кардинальным образом меняется взаимодействие педагога и обучающихся, появляются новые перспективы, методы, формы, способы достижения целей обучения и вырабатываются иные критерии оценки. Важно, что эти цели и критерии определяются в договорном режиме. Педагогическая идея портфолио предполагает:

– смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

– доминирование самооценки над внешней оценкой. Основные задачи технологии «портфолио» предусматривают:

– дополнительные возможности поддержания высокой учебной мотивации;

– формирование умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность;

– активность и самостоятельность, расширение возможностей обучения и самообучения;

– развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки;

– содействие персонализации обучения — разработка системы количественных и качественных индивидуальных достижений;

– создание предпосылок к успешной социализации выпускников [14]. В.И. Слободчиков выделяет следующие функции портфолио:

– диагностическую — фиксирует изменения за определенный период времени, свидетельствует о приобретенных умениях, навыках и компетенциях;

– целеполагательную — поддерживает учебные цели;

– мотивационную — поощряет достижения и результаты;

– содержательную — раскрывает весь спектр выполненных работ;

– развивающую — обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития;

– рейтинговую — служит базой для сравнительных оценок [25].

В зависимости от того, с какой целью создаётся портфолио и в чем состоят особенности его содержания исследователи определяют следующие виды портфолио:

1) в зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

– портфолио — собственность (собирается для себя);

– портфолио — отчёт (собирается для учителя);

2) по содержанию можно выделить следующие виды портфолио:

– портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы ученика;

– рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений;

– проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

– тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу ученика в рамках той или иной темы [20].

«Портфолио» позволяет организовывать деятельность младших школьников в таких направлениях социальной и образовательной самостоятельности, как:

1) целеполагание и построение учебных планов во временной перспективе (цель конкретна, лично значима, совпадает с потребностями и принципами обучающегося, достижима и востребована социальной ситуацией);

2) планирование и организация учебной и внеучебной деятельности с определением основных этапов достижения поставленной цели;

3) определение способов самоконтроля, показателей своей успешности на этапе движения к цели;

4) направление усилий на достижение поставленной цели;

5) создание письменных и подготовка устных описаний своей деятельности, по анализу своего продвижения, в том числе в виде отчетов и наблюдений;

6) проявление инициативы в учебной и внеучебной деятельности;

7) умение работать по намеченному графику;

8) жизненное и личностное самоопределение;

9) действия нравственно-этического оценивания;

10) выделение нравственных аспектов поведения и соотнесение поступков с принятыми этическими принципами;

11) ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

12) определение актуальности и практической значимости своей познавательной деятельности;

13) формулировка учебных и жизненных вопросов;

14) создание выводов и умозаключений;

15) оценка рисков и ограничение собственных решений;

16) интерес к чужому мнению и высказывание своего;

17) понимание возможности существования различных путей достижения целей;

18) планирование общих способов работы;

Читать статью  Проблема саморазвития личности педагога – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

19) поиск и определение проблем своей деятельности, оценка альтернативных способов действий, принятие решений и их реализация;

20) объяснение содержания и смыслов совершаемых действий, планирования, контроля и оценки учебной и иной деятельности [21].

Эти направления совпадают с требованиями стандарта к личностным и метапрадметным результатам на этапе начального общего образования.

Портфолио, включающее набор материалов, структурированных определённым образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика зависит от вида портфолио, в качестве такого, в соответствии с темой исследования, выступает рефлексивное.

Внутри этих разделов выделяются рубрики, помогающие систематизировать материалы и формировать структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. В обязательные рубрики входит принципиально важный для данного портфолио материал. Свободно выделяемые рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объём портфолио [20].

Число обязательных рубрик оговаривается отдельно: оно должно быть необходимым и достаточным для отражения особенностей портфолио.

Структура портфолио может меняться по мере того, как школьники осваивают способы организации портфолио. Структура портфолио определяется его целью.

По содержанию, как правило, портфолио представляет собой папку- накопитель, в которую помещаются различные материалы — и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определённых работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчёты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио- и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты и т. д. [20].

Каждый материал или группа материалов, помещённых в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чём свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать, какие ошибки допущены и что с ними делать). Комментарии не должны быть большими по объёму, часто достаточно одного- двух предложений.

Материалы могут быть перемещены учеником в пределах портфолио или изъяты из него. (Например, ученик в какой-то момент работы над портфолио рассматривает какие-либо собственные результаты как достижения, но впоследствии расценивает те же результаты как рабочий момент. Тогда материал будет перемещён из раздела «Достижения» в «Рабочие материалы»). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы ученика.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает ученика на демонстрацию процесса [22].

Работа с портфолио всегда ведётся так, что ученик не просто проектирует свой портфолио, а определяет конкретное место (часть раздела, рубрики или специальный файл портфолио), в котором размещается результат его само- оценки. При работе с портфолио ученик организует самоконтроль; осознаёт, как происходит процесс учения, освоения определённой деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные стратегии, насколько соответствуют его индивидуальности; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение.

Структура портфолио ученика начальной школы может состоять из следующих разделов:

1. Раздел «Мои увлечения» или «Я люблю» содержит описания занятий в спортивной секции, музыкальной школе или в других учебных заведениях дополнительного образования.

2. Раздел «По ступенькам знаний» состоит из удачно написанных контрольных работ, интересных проектов, отзывов о прочитанных книгах, таблиц оценивания и творческих работ.

3. Раздел «Я и школа» включает в себя отчет об участии в мероприятиях, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Желательно включить в этот раздел фотографии и краткие сообщения на тему.

4. В раздел «Творчество» ученик помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если им выполнена объемная работа (поделка), то нужно поместить ее фотографию [14].

Учащиеся при оформлении папки нуждаются в помощи родителей, но по мере взросления надо свести ее к минимуму. Задача учителя — помочь каждому ученику осознать свои возможности, развить и реализовать их.

В ходе работы с портфолио школьники учатся замечать собственные успехи, следовательно, саморазвиваются; учащиеся, которым трудно учиться, могут продемонстрировать свои успехи в других видах деятельности, а значит, повысится их самооценка; родители узнают, в какой сфере их ребенок наиболее успешен; учитель может грамотно определить зону ближайшего развития каждого ученика, создать ситуацию успеха, оказать педагогическую помощь конкретным учащимся. После представления родителям и ученикам информации о ведении портфолио наступает этап совместной практической деятельности детей и родителей по его созданию. Затем ученики представляют портфолио в классном коллективе, оформляют буклеты, делают презентации, размещают свои работы в Интернете. Завершается создание портфолио самоанализом и рефлексией учащихся.

C помощью портфолио педагоги стремятся конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, «отражая динамику развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает ученику проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося» [6].

По мнению Г. Ю. Моисеевой, в начальной школе такая форма оценивания учеников, как портфолио, должна носить, прежде всего, обучающий характер, быть инструментом, с помощью которого формируется контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников [14].

Впервые возникает потребность в создании так называемого портфеля достижений уже впервые дни 1 класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

В ходе учебного года в портфель набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Основная задача в первый школьный год — научить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

Нами рассматривается понятие технологии портфолио. Это связано тем, что в настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.

Именно технологический подход позволяет рассматривать «портфолио» как педагогическую технологию. Слово «технология» произошло от греческих слов techne — искусство, мастерство и logos — учение. В результате чего термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве и мастерстве [9].

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология. Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [33].

В. В. Юдин говорит о том, что «технология — последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений». Он же дает другое определение: «Педагогическая технология — совокупность методов, приемов обучения, гарантированно приводящих к заданному результату» [33].

Важным в определении «технология» является ее понимание, как строгую последовательность действий от цели к результату. В нашей работе данная строгая последовательность действий соотносится с последовательность фаз саморазвития младших школьников.

Особую актуальность в технологии «портфолио», по мнению И. В. Шалыгиной приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога.

Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога как современного человека XXI века. На наш взгляд, наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции:

– информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

– самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

– самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность) [14].

Д. Мейер рассматривает технологию «портфолио» как целенаправленный продукт и коллекцию работ учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология «портфолио» способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности [22].

По нашему мнению, портфолио ученика является одним из средств формирования готовности младшего школьника к саморазвитию, так как любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.

Особое внимание технологии портфолио уделяется в начальной школе. Это связано тем, что ведущим типом деятельности является учебная деятельность, которая предполагает сформированность таких ее компонентов как самоконтроль и самооценка.

Таким образом, под портфолио в отечественном образовательном процессе понимается система обратной связи во взаимодействии учителя и ученика, ориентированная на более полное понимание школьником целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки и в итоге на улучшение учебы.

Технология портфолио рассматривается как последовательность действий от цели к результату в соответствии с фазами саморазвития младших школьников.

Функции портфолио определяются его задачами и представляются как диагностическая, целеполагательная, мотивационная, содержательная, развивающая и рейтинговая.

По содержанию основным видом портфолио в формировании готовности является рефлексивное.

Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/09/portfolio-kak-sredstvo-motivatsii-lichnostnogo

Источник https://moluch.ru/archive/151/42705/

Источник https://studbooks.net/2585274/pedagogika/rol_tehnologii_portfolio_formirovanii_gotovnosti_samorazvitiyu_mladshih_shkolnikov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *