Проблемы с родителями, друзьями, учебой

Мне 14 лет, живу в Москве. Родители у меня строгие, часто ругаются на меня что я лентяй, не учусь, что я буду дворником и тому подобное. Учусь я в классе с очень сильной математикой и физикой. Мне на самом деле очень тяжело учиться, мне сложно дается математика. Я перешел в мат.-класс (другой школы) потому что меня заставили родители. Было это в 7 классе. (Сейчас учусь в 8). Конечно может это и хорошо, что я получу хорошее образование, но это слишком сложно для меня. 7 класс окончил кое-как — три тройки, четыре пятерки, остальное 4. Как я уже сказал, учиться мне очень тяжело, но я действительно стараюсь. Уроки приходится делать до 11 ночи, я не высыпаюсь. Но пока мои усилия не приносят успех. А родители ругают меня за каждую 3, и 2 тем более. Бывает что папа бьет меня, но не часто. Я много раз пытался им все объяснить, но они как-будто не понимают. Говорят, что это мои проблемы и я должен их решать. Так идет уже 2 год, и сейчас я вообще не общаюсь с родителями. В школе мне тоже нормально жить не удается — меня часто подкалывают и издеваются надо мной, говорят, что я слабак, прячут мои вещи и т.д. Я добродушный человек, не могу им отомстить, просто не хочу. У меня был один друг, но недавно и он примкнул к злой компании, так что сейчас школа для меня ничем не лучше дома. У меня конечно есть друзья из моей прошлой школы, но я всегда делаю уроки, поэтому нет времени видеться с ними. Бывает пару свободных дней в месяц (!), но и тут родители выдают очередную глупость. В такие редкие дни можно гулять только час-два (ну или в гостях часок). На вопрос почему так мало, ведь и так гуляю редко? — говорят, что нечего с этими «лоботрясами» время тратить лучше уроки подтяни! (ну тут я вообще молчу). Дальше: девушки у меня нету (конечно многие говорят, что рано, но мне кажется нормально) в отличие от всех моих знакомых сверстников. В ОБЩЕМ вот моя проблема: постоянно учусь, ооочень редко бывает свободное время, родители только угнетают меня, в классе нет друзей, нет девушки, даже не с кем поговорить. Я не знаю что вообще есть радостного в моей жизни. Всегда как-то грустно. Ну, бывает музыку послушаю, проходит. Не знаю как изменить мою жизнь, наладить отношения с окружающими. Помогите решить хотя-бы некоторые проблемы.

Проблемы с учебой и в семье

Огулджемал Аннабай гызы

Студентка гуманитарного факультета
Шадринский государственный педагогический университет

Статья опубликована в сборнике: The childhood, adolescence and youth in a context of scientific knowledge: materi-als of the IX international scientific conference on April 25–26, 2019. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2019.
На сегодняшнем этапе развития начальная школа переживает глубокие изменения. С одной стороны, это положительные преобразования. Так, реализация национальных проектов предполагает процесс вложений в образование, вводятся новые стандарты обучения, проводится анализ участия российских школьников в международных исследованиях. В то же время, есть и негативные последствия, тормозящие повышение качества образования, а также способствующие усугублению прошлых противоречий.

Проблемы обучения и воспитания в современной школе и в семье

Некоторые из такого рода проблем относятся к экономическим: низкий уровень заработной платы педагогов, высокая стоимость учебников для учащихся и т.д. Другие проблемы обусловлены сложностью приспособления педагогов к новым стандартам и требованиям. Также медики обеспокоены уменьшением процента здоровых детей, как начальной ступени обучения, так и старшего звена. Отмечается, что в разного рода секциях занимаются, в основном, учащиеся начальных и средних классов, а вот старшее звено практически не посещает секции.

Предпримем попытку разделить проблемы современной начальной ступени образования на внешние и внутренние.

  • изменения в социально-политической сфере;
  • экономический и экологический кризисы, в результате которых прослеживается снижение процента здоровых детей;
  • демографические проблемы;
  • кризисные явления в семье;
  • развитие средств массовой информации и коммуникаций, которые являются важнейшими факторами социализации ребенка как личности.

Так, сегодня, на основании данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата), на семь браков приходится пять разводов, что способствует росту неполных семей [5]. Как правило, ребенок остается с матерью. И здесь нужно отметить, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя адекватно в той или иной окружающей его среде, необходимо воспитание обоих родителей. Но даже и в полных современных семьях, зачастую, воспитание детей полностью ложится на плечи матерей, в результате чего усугубляется социальная и духовная деформация в детской и подростковой среде.

Общества без школьного образования также берут на себя ответственность за обучение в семье. В ходе обучения мать и отец могут обучать своего ребёнка в течение нескольких дней.

А во многих семьях и вовсе детьми не занимается ни отец, ни мать. Это происходит в силу их чрезвычайной занятости или же попросту нежелания этим заниматься. Вследствие этого «воспитателями» становятся социальные сети, игры и средства массовой информации. Семейная педагогика – это система принципов воспитания и обучения детей в семье. Официальная статистика такова, что среднестатистический российский родитель уделяет своему ребенку около 15 минут в день. Большая часть родителей беседует с ребенком, опять же, только по поводу домашних заданий.

Философы характеризуют возникновение и развитие рационализованного, техногенного человека с расчетом вместо морали, с программами вместо долга, с успехом вместо счастья и др. И имя такому человеку – гомутер (гомо+компьютер) [3]. Современный ребенок не такой, каким был ребенок, к примеру, 20 лет назад. Он другой. Зачастую у него нет дворовых товарищей и всей этой дворово-залихватской жизни с приключениями, драками и прочим. Нет школьной организации с романтической атрибутикой, нет единичной веры в сою страну, в светлое будущее.

Необходимо отметить смещение ценностей подростков в сторону материально-прагматического подхода, следствием которого является трансформация таких нравственных качеств, как честность, справедливость, долг, порядочность, совесть, бескорыстие, уважение к старшим.

  • переориентация на потребление;
  • отрыв от культурных традиций;
  • рост уровня тревожности, страхов, который обусловлен стремлением родителей ограничить ребенка от активности и самостоятельности;
  • повышение уровня агрессивности (не без участия военизированных компьютерных игр);
  • экранная зависимость, усиление потребности в готовых развлечениях;
  • повышение недоверия к взрослым.

Специалисты обеспокоены данным обстоятельством и настоятельно советуют следовать следующим рекомендациям по времени проведения ребенка за компьютером: до 10 минут в день – учащимся вторых классов, до 15 минут в день – учащимся третьих-четвертых классов. Причем, после пребывания за компьютером необходимо выполнять специальные управления, чтобы снять напряжение с глаз.

Ещё одна проблема современных учащихся – гиподинамия, возникающая вследствие малоподвижного образа жизни. В школьный период двигательная активность ребенка снижается на 50%. Основное время занимает школа и учебные задания. От усидчивости зависит качество усвоения школьником программы.

Все факторы, которые описаны выше, непосредственно влияют на духовное и физическое развитие ребенка.

Далее рассмотрим проблемы внутренние начального образования, которые связаны с современным состоянием организации процесса обучения. Так, до сих пор существует противоречие между практико-ориентированной и академически-ориентированной моделью обучению.

К традиционному предметно-центристскому подходу к процессу образования существует множество претензий среди педагогов, поскольку он нацелен на накопление ЗУНов, коэффициент полезного действия которых очень низок, т.к. оно основано на механическом запоминании больших объемов информации и алгоритмов решения задач. Также в таком образовательном процессе большая роль отводится знаниям информационного плана, а освоение жизненного опыт в расчет не берется.

Читать статью  Семейные отношения. Особенности семейных отношений.

Если говорить о минусах имеющей место модели содержания образования, нужно обратить внимание на предпринимаемые попытки улучшения ситуации в начальной образовании. Так, прослеживается тенденция к реализации преемственности образования на границах «дошкольное образовательное учреждение и начальная школа». Некоторые программы начального образования (например, «Школа 2100») стремятся сохранить единую организацию перечисленных этапов в рамках целостной системы. Для это разработаны комплексные программы, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста, по подготовке их к обучению на первой ступени начального образования.

Существование проблем объективного характера обусловлено тем, что разработчики учебно-методических комплексов ныне в полной мере учитывают современные тенденции. Сюда можно включить следующие проблемные вопросы:
— подача знаний в готовом виде;
— ориентированность на воспроизведение материала в форме единственно верного ответа;
— недостаточный учет большого количества организационных форм для использования теоретических знаний учащихся;
— методики и технологии обучения зачастую не соответствуют возрасту учащихся;
— субъективное оценивание.

Принципы воспитания и обучения учитывают индивидуальные и индивидуальные особенности. Однако в каждой группе детей существуют некоторые индивидуальные различия — как по возрасту, так и в каждом классе, которые часто проявляются в характеристиках развития психических процессов, различиях в уровне развития способностей, а также в направлении интересов и потребностей.

Начиная с 2011 года отечественная образовательная система перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В последние годы удалось добиться крупных достижений в области педагогики и, прежде всего, изучения новых технологий дошкольного и начального образования. Качественные экспертные компьютерные программы помогают управлять процессом обучения и, следовательно, с течением времени достигают меньшего количества энергии и более высоких результатов. Новый стандарт вводит деятельностный подход к системе обучения, где важнее всего – личностное развитие ученика. До введения данного стандарта система образования опиралась на классический подход к представлению учебных итогов в виде системы ЗУНов (знаний, умений и навыков). В новом стандарте перечисляются реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Вводится понятие универсального учебного действия (УУД), куда входят обще учебные знания, общие методы деятельности, над предметные действия и другое. Внедрение УУД соответствует новым социальным потребностям, которые показывают переход нашего государства к информационному обществу. Для сферы образования сформулирована миссия, суть которой заключается в общекультурном, личностном и познавательном развитии учащихся, что гарантирует формирование такой важнейшей компетенции, как умение учиться. Современные учащиеся-учителя и успешные учебные занятия должны пытаться преодолеть и развивать эти пробелы, чтобы сформировать четкое идеологическое самоопределение для эффективной передачи знаний.

Итак, на сегодняшний день российское образование пребывает в довольно сложной и противоречивой обстановке, но проводится работа по преодолению имеющих место противоречий и несоответствий.

Библиографический список

1. Имамичи, Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы: пролог [Текст] / Т. Имамичи; предисл. А. Л. Доброхотовой // Вопросы философии. – 1995. – № 3. – С. 73-82.

2. Комарова, Т. С. Дети младшего возраста и информационные технологии / Т. С. Комарова, И. И. Комарова // Педагогика. – 2011. – N 8. – С. 59-68. – Библиогр.: с. 67-68.

3. Радченко, А. Ф. Семья и родительство как основа государственной стабильности / А. Ф. Радченко // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 3-10. – Библиогр.: с. 10.

4. Cапа, А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС / А. В. Сапа // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 2. – С. 24-30.

Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности

Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.

Психологический синдром хронической неуспешности

Как правило, в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые не проявляют повышенного интереса к тому, насколько успешно ребенок справляется с теми или иными заданиями. Отношение к нему, оценка его как «хорошего» или «плохого» определяется совсем другими критериями — тем, хорошо ли он себя ведет, слушается ли родителей и воспитательницу и т. п.

В период подготовки к обучению в школе или немного позже, в начале школьного обучения, отношение взрослых к успехам и неудачам ребенка изменяется. «Хорошим» оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.

Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте. Тот же эффект возможен и при завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, начинающих учить его читать и писать в три года и недовольных его недостаточно быстрыми успехами.

Реакция социального окружения, специфичная для хронической неуспешности, — это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога.

В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Таковы основные особенности психологического профиля при этом синдроме.

Естественные следствия высокого уровня тревоги — это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, «как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку», отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.

Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как она все равно не помогает найти и исправить ошибку. Стремление сделать работу как можно лучше (перфекционизм) в итоге лишь ухудшает дело. Низкая результативность (неизбежное следствие постоянного состояния тревоги) — это центральная особенность деятельности при хронической неуспешности.

Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.

Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это — достаточно высокая степень социализированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых. Конечно, и у такого ребенка может повышаться уровень тревоги, но по другим причинам.

Читать статью  Азбука супружества

О наличии у ребенка установки на исполнительность часто говорят сами родители, рассказывая, как долго он сидит за уроками (хотя при этом может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий). В психологическом обследовании проявляется подчеркнутая направленность ребенка на точное выполнение требований проверяющего, а также стремление к уходу от непривычных и неоднозначно определенных заданий, которые оцениваются ребенком как особо трудные.

Ане Б. 9 лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет «двоечницей», но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.

Психологическое обследование показало, что у Ани невысокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена работоспособность. Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий — это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, чего требует школьная программа.

Главная психологическая особенность Ани — очень высокий уровень тревожности, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.

Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.

Нередко причиной первых неудач становится нарушение обучаемости (задержка психического развития), несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка. В дальнейшем на этой основе складывается хроническая неуспешность, и, даже если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются повышенным уровнем тревоги. При особо глубокой задержке психического развития и тем более при умственной отсталости синдром хронической неуспешности не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность, и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.

В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали «вундеркиндом», воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и вследствие этого к реальной неуспеваемости.

Возможен вариант, когда повышенный уровень тревоги первоначально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносятся позже и на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный синдром хронической неуспешности, и даже при нормализации семейных отношений тревожность не исчезает: теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.

Независимо от исходной причины развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями).

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия (что мы видели на примере Ани). Это повышает астенизацию и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.

Для психолога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии хронической неуспешности, служит «тревожная» дезорганизация деятельности (то есть нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышенным уровнем тревоги). «Тревожную» дезорганизацию следует отличать от исходной несформированности организации действий. Одним из характерных показателей того, что дезорганизация вызвана именно повышением тревоги, является ухудшение результатов при повышении мотивации. На «тревожный» распад деятельности (в отличие от исходно низкого уровня ее организации) указывают многочисленные симптомы тревоги, как наблюдаемые в поведении, так и проявляющиеся в тестах.

Если тревога высока, но выраженные нарушения организации деятельности отсутствуют, то можно говорить лишь об угрозе возникновения хронической неуспешности, о том, что ребенок находится в зоне повышенного риска, а не о сложившемся психологическом синдроме. Хроническая неуспешность — невротизирующий психологический синдром. В ходе его развития к первичной психологической симптоматике очень часто присоединяется невротическая: тики, навязчивые движения и мысли, энурез, нарушения сна и т. п. Иногда (но, разумеется, отнюдь не всегда) появление невротической симптоматики парадоксальным образом способствует преодолению исходного синдрома. Родители, озабоченные болезнью ребенка, перестают уделять столь большое внимание, как раньше, его школьным неудачам. Это изменение реакции социального окружения размыкает порочный круг, поддерживавший хроническую неуспешность. Из категории «неуспевающих» ребенок попадает в категорию «больных».

Другим нередким следствием длительно развивающейся хронической неуспешности является падение учебной мотивации, появление негативного отношения к школе и учению. В этом случае первоначальная высокая социализированность ребенка к концу младшего школьного возраста может смениться асоциальной установкой.

У многих детей постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы и знаменуют собой формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Этот синдром подробно описан ниже.

Почему ребенок плохо учится? Тотальный регресс

В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье, живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок». В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более модную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?). Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их проявления. По их словам, он «всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что никакой компании — ни «дурной», ни хорошей — у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.

Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.

Тотальный регресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в прошлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.

Читать статью  Папина любовь: как любить дочку. Идеальный отец для дочери. Отношения дочери с отцом

Тотальный регресс — невротизирующий и психопатизирующий психологический синдром, причем с еще более выраженным невротизирующим эффектом, чем у хронической неуспешности. Нередко он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Уход в болезнь, который при хронической неуспешности иногда приводит к редукции исходного психологического синдрома, не выполняет подобной функции при тотальном регрессе. Напротив, он может вести к углублению состояния, дополнительно снижая активность подростка. Этот синдром чреват также серьезными нарушениями в формировании личности.

Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка

Главное, что должны сделать взрослые при таком «диагнозе «, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, — это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха — школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности — резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности — тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.

Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани: имеет ли смысл оставлять ребенка с хронической неуспешностью на второй год или переводить во вспомогательную школу? Ответ на этот вопрос, безусловно, отрицателен. Способности девочки вполне достаточны для того, чтобы усвоить учебный материал. Надо только сделать занятия более живыми и интересными и перестать непрерывно ее ругать, вызывая у нее примерно то состояние, которое возникает у кролика при виде удава. Тогда она, безусловно, сумеет выбраться на уровень «троечницы», что уже вполне неплохо. Оставление же на второй год лишь еще понизит ее уверенность в себе (хотя понижать ее почти некуда), еще углубит хроническую неуспешность.

Тем более не следует отдавать Аню в школу для умственно отсталых (или для детей с задержкой развития). Эти школы предназначены не для детей с резко повышенной тревожностью, а для тех, у кого понижен уровень умственного развития.

У некоторых детей к хронической неуспешности приводит именно нарушение обучаемости. В этом случае специальная школа будет полезна и, возможно, перевода в такую школу окажется достаточно для преодоления возникших трудностей. Но у Ани причина трудностей другая, а значит, и меры должны приниматься другие.

Рекомендации родителям при тотальном регрессе у ребенка

При этом психологическом синдроме мало что можно сделать «домашними средствами». Чрезвычайно желательно направить ребенка на психотерапию. Чаще всего при этом синдроме отношения в семье в целом нарушены настолько серьезно, что бывает нужна семейная психотерапия. Если у ребенка сильно выражена депрессивная симптоматика, то необходима консультация у врача-психиатра.

В любом случае нужно постараться убедить родителей относиться к подростку как можно более терпимо и доброжелательно, понимая, что его состояние не является нормальным с психологической (а возможно, и медицинской) точки зрения.

Источник https://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/100850/

Источник https://si-sv.com/publ/problemy_obuchenija_i_vospitanija/10-1-0-667

Источник https://www.7ya.ru/article/Problemy-v-uchebe-Sindrom-hronicheskoj-neuspeshnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *