Проблема реализации прав женщин в области брачно-семейных отношений и материнства в современном обществе

Силина, К. С. Проблема реализации прав женщин в области брачно-семейных отношений и материнства в современном обществе / К. С. Силина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79966/ (дата обращения: 06.07.2022).

В статье автор поднимает наиболее актуальные проблемы реализации прав женщин в области брачно-семейных отношений и материнства в современном социальном государстве, в частности, уделяя внимание вопросу о том, как пандемия сказалась на правах женщин, затрагивая в том числе проблему насилия.

Ключевые слова: семья, период пандемии, суррогатное материнство, права женщин, домашнее насилие.

В настоящее время появились новые роли мужчин и женщин в семье, увеличивается количество бракоразводных процессов, неполных семей, детей, рожденных вне брака. В связи с экономическими и политическими событиями в обществе, семьи приспосабливаются для возможности воспитания и социализации детей.

Женщина в российской семье в любом правовом и социальном статусе не равна с мужчиной. Это характеризуется тем, что прежде всего женщина зависима экономически от мужчины. Зависимость также может быть определена религиозными и культурными правилами и устоями. Также в зависимости от места проживания в городе или сельском поселении. Неравенство мужчины и женщины задается и ведением домашнего хозяйства, и профессиональной занятостью [1; 5].

В Семейном кодексе имеется несколько норм которые все же нарушение гендерную симметрию. Так, ст. 17 СК РФ регламентирует ограничение права мужа на развод в период беременности или в течение одного года после рождения ребенка. При этом женщина в этот период правом не ограничена, оставляю за собой право на бракоразводный процесс. Анализируя эту норму, можно сделать вывод, что законодатель заботиться о женском здоровье и моральном состоянии в такой уязвимый для матери период зависимости от обстоятельств. В Постановлении Пленума Верховного суда от 05.11.1998 № 15 также указывается, что это правило распространяется в случае, если ребенок родился мертвым или умер до достижения возраста одного года. В случае если женщина не дает согласия на развод в указанный период, то суд должен либо отказать в принятии искового заявления, либо прекратить производство по делу [2].

Другим примером нормативного гендерного неравенства является ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семьи, имеющих детей» [3] в соответствии с которым женщина, имеющая гражданство РФ, родившая или усыновившая второго и последующих детей, имеет право на выплату материнского капитала. Отец имеет право на получение материнского капитала только в случае усыновления ребенка в качестве единственного родителя. Мать может получить материнский капитал только если не лишена родительских прав. Известны случаи отказа отцам-одиночкам выплаты денежного пособия по причине того, что мать не была гражданкой РФ или же уходила из семьи и все обязанности по воспитанию осуществлял отец [4; 56].

Можно сделать вывод, что незначительные аспекты гендерного неравенства в семейном законодательстве связаны с физиологическими различиями между полами и возможными наступлениями социальных последствий.

Противоположной проблемой материнства является уменьшение ценности этого института, следствием чего является нежелание заводить детей по осознанным мотивам, то есть без каких-либо физиологических проблем. Это происходит по причине негативного родительского опыта, ослабления ценности брака на уровне политики государства, принятие обществом однополых браков, а также внебрачных форм взаимоотношений, например, сожительство [5; 35].

Еще одним актуальным вопрос в институте материнства на сегодняшний день является суррогатное материнства, правовое регулирование и проблемы, возникающие с реализацией репродуктивной технологии.

В Российской Федерации применение вспомогательных репродуктивных технологий до 1 января 2021 года было регламентировано Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а порядок использования приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению», где в п. 77 давалось понятие суррогатного материнства [6]. Однако, в настоящее время данный акт утратил силу в связи с тем, что оценивается, как обязательное требование при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В связи с этим в договорах на оказание суррогатного материнства используются термины «медицинский репродуктивный туризм», «родители-заказчики», «собственники ребенка», «качественный продукт», а суррогатная мать «гестационный курьер» [7].

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» указано, что суды должны идти по пути модели, основанной на признании родителями рожденного суррогатной матерью ребенка генетических родителей [8].

Так, подводя итог положению суррогатного материнства можно сделать вывод, что государство дает возможность реализовываться материнству в случае, если состояние здоровье женщины не позволяет это сделать самостоятельно. Однако, в настоящее время институт суррогатного материнства нуждается в совершенствовании законодательно, вследствие чего суррогатное материнство не имеет прочных государственно-правовых гарантий.

Одной из главных проблем женщин в брачно-семейной сфере является проблема насилия в семье, которая сказывается на функционировании всего российского общества и государства. В период пандемии особо обострилась ситуация с домашним насилием, поскольку длительная изоляция провоцирует агрессора семьи. Основной причиной конфликта является межличностный конфликт, который доводит до агрессивности. По исследованию общедоступных источников жертвами насилия становятся в 75 % случаях женщины. В случае супружеского насилия доля женщин достигает 91 %.

Из-за того, что многие государственные институты и убежища для женщин закрывались на карантин, то не куда было скрыться. Благодаря частным и общественным организация по борьбе с женским насилием их селили в гостиницы, квартиры и отели. Однако, эти убежища могли быть в десятках часов езды от местонахождения женщины, что также затрудняло осуществление в период пандемии. В том числе портал «Госуслуги» создал страницу о домашнем насилии, где имелся план безопасности [9].

Еще одним следствием пандемии стало то, что молодые девушки и подростки вынужденно вступают в брак в раннем возрасте, становятся жертвами торговли людьми, не получают образования из-за перехода на дистанционное обучения и отсутствия надлежащего контроля, а также лишены доступа к услугам полового просвещения, связанным с репродуктивным здоровьем [10].

Так, Всемирная организация здравоохранения в апреле 2020 года дала свой комментарий по поводу проблемы женского насилия в период пандемии: это является вопиющим нарушением прав человека. Насилие влечет негативные последствия для здоровья женщин и детей. Это может приводить к телесным повреждениям, серьезным расстройствам физического, психологического, сексуального и репродуктивного здоровья населения. Любые проявления насилия в отношении женщин влияют на ее благополучие в течение всей дальнейшей жизни, поэтому то, что происходит в период пандемии нельзя игнорировать [11].

Безусловно можно сделать вывод, что пандемия привела к росту насилия в отношении женщин и ухудшению без того существующего гендерного неравенства. Но несмотря на это в настоящее время права женщин в области брака и материнства в социальном государстве защищаются законом, предпринимаются предпосылки к полному искоренению возможных нарушений прав женщин.

  1. Беспалов, Ю. Ф. Российская семья и российская женщина: социально-правовой аспект // Семейное и жилищное право. — 2019. — № 6. — С. 1–10. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 15 (в ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 1.
  3. Федеральный закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семьи, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1ч.). Ст. 19.
  4. Климашевская О. В. Проблема гендерной асимметрии в семейном законодательстве Российской Федерации // Власть. 2021. № 1. С. 53–58.
  5. Субочева А. Р., Каргина Н. В. Проблемы современного ценностного отношения к материнству в России // Научные труда Московского гуманитарного университета. 2019. № 1. С. 33–39.
  6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.2012 № 107н (ред. от 01.02.2018) «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (утратил силу) // Российская газета. 2013. Спецвыпуск № 78/1.
  7. Савина О. В. Влияние репродуктивного туризма на законодательство, регулирующее суррогатное материнство // Lexrussica. 2018. № 2. С. 140–147.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 16 (ред. от 26.12.2017) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» // Российская газета. 2017. № 16.
  9. Женщины в России во время пандемии: итоги и потери года. — Текст: электронный // DW: [сайт]. — URL: https://www.dw.com/ru/zhenshhiny-v-rossii-vo-vremja-pandemii-itogi-i-poteri-goda/a-55688228 (дата обращения: 01.04.2021)
  10. ЮНЭЙДС призывает остановить «скрытую пандемию» насилия в отношении женщин и девочек. — Текст: электронный // ЮНЭЙДС: [сайт]. — URL:https://www.unaids.org/ru/resources/presscentre/pressreleaseandstatementarchive/2020/november/20201125_end-violence-against-women (дата обращения: 01.04.2021).
  11. Вопрос: Почему необходимо пристальное внимание к проблеме насилия в отношении женщин во время пандемии (ответ Всемирной организации здравоохранения, апрель 2020 г.) // Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения: 01.04.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): суррогатное материнство, период пандемии, женщина, домашнее насилие, материнский капитал, Российская Федерация, Верховный Суд, женское насилие, отношение женщин, Постановление Пленума.

«Развод стал нормальным этапом жизни» Россияне изменили свое отношение к женщинам, браку и детям. Какой стала российская семья?

По данным Министерства труда России, из-за пандемии выросло число официально безработных людей. Большинство потерявших рабочее место — взрослые женщины со средним образованием и профессиональным стажем не менее года. Это напрямую связано с дискриминацией: помимо основной работы, россиянки вынужденно заняты на так называемой второй смене, в узком смысле — домашними обязанностями. Что означает этот термин на самом деле, какими россиянки хотят видеть себя и как страна проходит путь, который Запад прошел десятки лет назад, — об этом журналистка Светлана Коваленко по просьбе «Ленты.ру» поговорила с доктором социологических наук, профессором департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Жанной Черновой.

Читать статью  Что делать, если в семейной жизни нет секса? Советы психолога-сексолога

«Лента.ру»: Как вообще появился термин «вторая смена»?

Чернова: В академический язык гендерных исследований понятие «вторая смена» была введена американской исследовательницей, социологом Арли Хохшильд, которая написала в конце 80-х годов одноименную книгу. Она рассматривала пары, где оба партнера работали на оплачиваемой работе, а также выполняли работу по дому, и наблюдала за тем, как по-разному у них распределялись обязанности.

Термин призван показать, что при изучении бюджета времени мы видим, что работающие женщины тратят на домашние дела фактически столько же времени, сколько на оплачиваемую работу.

Когда термин появился в России?

В Советском Союзе от женщины ожидали совмещения двух социальных ролей. Она должна была быть работающей — это связано в том числе с трудовым законодательством СССР, потому что кроме материнства и отпуска по уходу за ребенком не существовало легитимных возможностей не работать. Все были обязаны работать, существовала статья за тунеядство. Государство рассматривало женщин как важный ресурс рабочей силы. Если посмотреть на советскую статистику, то с достаточно раннего периода женщины составляли практически 50 процентов общего числа рабочей силы.

И в то же время — особенно это усилилось в сталинский период — от женщин ожидали, что их гражданским и социальным долгом будет материнство. Закон о запрете абортов 1936 года показал достаточно однозначное отношение к их репродуктивным правам.

Советские социологи позднесоветского периода, 70-80-х годов, фиксировали данные репрезентативных социологических опросов о том, что существуют, как они называли это, не используя термины «вторая смена» или «гендерное неравенство», неравенство в быту между полами. Здесь можно сослаться на исследование социологов Гордона и Клопова, которое называется «Человек после работы». Они проводили количественный опрос и использовали метод бюджета времени, то есть просили фиксировать, сколько человек тратит на домашнюю работу, на досуг и прочее. И на основе этого исследования сформулировали тезис о неравенстве в быту.

В художественной литературе самый яркий образ, который запечатлел это неравенство, — известная повесть Натальи Баранской «Неделя как неделя», где главная героиня, с одной стороны, работающая женщина, с другой стороны — мать троих детей, которая пытается примирить свои профессиональные и материнские обязанности.

Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости

Поэтому проблема как бы существовала, но если мы говорим о научных понятиях и терминах, которые использовали для ее определения, то, наверное, в российский академический язык понятие второй смены вошло в середине 90-х годов. Здесь надо назвать имена социологов Елены Здравомысловой и Анны Темкиной, которые сформулировали название гендерного контракта «работающая мать».

Но если еще в Советском Союзе исследовали эту тему, откуда тогда растут ноги у мифа, что в СССР было гендерное равенство?

Они фиксировали и пытались дать какие-то рецепты, потому что советская социология была связана с попыткой сделать из этой науки некую социальную инженерию. Социология должна была поставить диагноз, понять причину и дать совет.

Проблема фиксировалась, но никогда не интерпретировалась как показатель гендерного неравенства. Допустим, Гордон и Клопов говорили, что сложившаяся ситуация в обществе связана с не очень развитой механизацией быта. Условно, надо выпускать больше стиральных машин, пылесосов — и тогда жизнь женщин облегчится. Также они говорили, что необходимо повышать качество общественного питания и доступность качественных полуфабрикатов — и положение женщин улучшится. Они не рассматривали, что эта двойная, а если мы говорим о советских женщинах — то даже тройная нагрузка. Если мы вспомним, что советское общество — общество дефицита, то чтобы приготовить еду, необходимо было еще и отстоять в очередях, чтобы купить продукты. Это тоже занимало достаточно много времени. Но социологи никогда не ставили под сомнение само устройство советского гендерного порядка, считая его эгалитарным (преследовавшим идею наделения всех равными правами — «Лента.ру»).

По поводу мифа. Отчасти это миф, отчасти — нет. Если мы посмотрим на законодательство и институциональные способы поддержки позиции женщин на рынке труда в сфере оплачиваемой занятости (вопрос о последствиях — это другой сюжет и, возможно, спорный), то все-таки можно говорить, что советский гендерный проект был эгалитарным. Если мы будем сравнивать опыт советских женщин с опытом западноевропейских и североамериканских, то увидим большую разницу.

Массовый выход женщин на рынок труда в Америке и Европе случился в конце 60-х годов XX века, а советские женщины, в общем-то, работали всегда, имели доступ к образованию и участвовали в общественной жизни страны.

Другое дело, что модели и практики организации домашней работы, семьи и родительства, традиционные модели с четким разделением на то, что есть домашняя работа, которая выполняется женщинами, и домашняя работа, которая выполняется мужчинами, например, ремонт и вынос мусора, оказались очень устойчивыми. Они, несмотря на конструкцию гендерного равенства и эгалитаризма, пусть даже формально декларируемого (сейчас не говорим про скрытую дискриминацию труда и гендерный профиль занятости), были построены по традиционной модели разделения труда.

Фото: Валерий Бушухин / ТАСС

Это более сложная картина: наложение и сосуществование, с одной стороны, эгалитарной гендерной идеологии, а с другой стороны — укорененное и в идеологии, и на уровне обыденного сознания, и на уровне практик традиционное разделение домашних ролей.

Перенесемся в наше время. Мы понимаем под второй сменой уборку и уход за детьми. Существует ли под этим термином что-то еще?

Существуют модернизированные формы, и они распространены не на всех. Несмотря на дискуссии социологов о том, есть ли у нас средний класс, мы видим, что на протяжении 2000-х годов сформировался определенный классово-маркированный стиль жизни. Возникла городская семья среднего класса, которая часто выстроена по буржуазному образу семьи, которая предполагает использование труда наемного профессионала — домработница, няня, сиделка. Кроме того, семья среднего класса очень активно включена в то, что я называю индустрией детства, — развивающие занятия, кружки, секции, организация отдыха.

Женщины из этих семей, представительницы городского образованного среднего класса, могут быть лишены необходимости самостоятельно убирать в квартире или постоянно находиться с ребенком, но отсутствие непосредственной включенности в эти действия не говорит о том, что они этим не занимаются. Теперь вторая смена может выражаться в процессе менеджирования приватной сферы. Вам нужно провести собеседования с пятью кандидатами на должность няни, вам нужно четко сформулировать критерии, которым няня должна отвечать, вам нужно мониторить ее работу, оценивать, разрешать конфликты, организовывать логистику, если мы говорим о нескольких детях.

А как видоизменяется вторая смена на протяжении жизни женщины?

В последнее время мы можем наблюдать, что происходит модернизация быта в большей степени, чем это было в СССР, хотя речь опять скорее о среднем классе. Поэтому сейчас зоной, где в большей степени представлено гендерное неравенство и шире вклад женщины, считается все, что связано с заботой.

И на протяжении жизни женщины это связано, во-первых, с возрастом ребенка. Сначала идет период активного материнства, когда ребенок маленький и требует достаточно большой вовлеченности в уход за ним. В какой-то момент ребенок идет в детский сад, потому что родители, в первую очередь мамы, считают, что детский сад дает ребенку важные навыки социализации и коммуникации со сверстниками. Кроме того, женщина получает возможность вернуться на рынок труда.

Нагрузка на женщин ослабевает, но они могут через какое-то время войти в сэндвич-поколение, когда пожилые родители вступают в возраст нуждающихся в заботе. Но здесь, если говорить о России, сложная картина с идеалами заботы, потому что если детский сад является конвенциональной моделью заботы, и женщину никто не будет осуждать за то, что она отдаст туда своего ребенка, то с заботой о пожилых все иначе.

Фото: Кирилл Калинников / РИА Новости

И на уровне культурного идеала, и на уровне разделяемых конвенций есть представление, что эта забота о пожилых приватизирована. Она должна осуществляться родственниками и дома. Рыночные институты, которые осуществляют заботу, как правило, очень дороги, не все семьи могут себе это позволить, хотя сейчас возникают частные дома престарелых. О государственных никто не говорит, потому что они плохого качества. Плюс традиции ухода за пожилыми не были так сильно модифицированы в советское время, как практики заботы о детях.

У меня есть еще одно предположение. Если мы посмотрим на изменения средней продолжительности жизни, то нынешнее сэндвич-поколение в российском обществе — первое поколение, которое мы можем отнести к сэндвичам. Наверное, это первое поколение, которое реально столкнулось с проблемами и дилеммами, с которыми традиционно связывают сэндвич-поколение — двойная забота: и о детях, и о старших родственниках. До этого продолжительность жизни была не такой большой. И если мы посмотрим на какие-то укорененные в советской традиции практики проживания, то многие семьи жили многопоколенными семьями в одной квартире — так проблема заботы и решалась.

Почему иногда случается, что женщины заботятся о престарелых родственниках мужа даже после развода с ним?

На уровне гендерной и семейной идеологии в нашем обществе забота маркируется как женская активность. Соответственно, этот контракт разделения между мужчинами и женщинами не очень сильно пересматривается.

Традиционные лекала сложились потому, что у мужчин было больше экономической власти, а женщина больше находилась дома? Или у этого есть и иные корни?

Разделение на мужскую и женскую работу, на приватную и публичную, произошло в индустриальный период, когда мужчины вышли на заводы и фабрики, а женщины остались дома. Но, опять же, вернемся к тому, о чем я говорила в начале: в России немного по-другому. У нас есть наследие советского гендерного порядка, где на протяжении 70 лет женщины очень активно участвовали в оплачиваемой занятости.

Читать статью  Сочинение-рассуждение на тему Какими должны быть взаимоотношения в семье? — по плану, кратко

Почему тогда так получилось?

Во-первых, не было институциональных поддержек. Долгое время язык юридических документов, которые регламентируют брачно-семейную сферу, оперировал только такими понятиями, как материнство и детство. Отцовство как категория появилось в семейном кодексе только в 1995 году. Это семейный кодекс, по которому мы живем сейчас. До этого государство не рассматривало мужчин как отцов, не рассматривало их как работников с семейными обязанностями, видя только их профессиональную роль.

Фото: Александр Казаков / «Коммерсантъ»

Несмотря на то что сейчас язык немножко изменился, и вроде как больше присутствует гендерное равенство (в том же кодексе есть право на использование отпуска по уходу за ребенком не только у матерей, но и у отцов), поскольку нет институциональных поддержек для введения этого отцовского отпуска, если мы посмотрим, сколько мужчин пользуется этим правом — их количество просто ничтожно.

Социологи и гендерные исследователи, занимающиеся темой родительства, в качестве такого примера, где все много лучше, называют Швецию. Но Швеция — пример того, как в результате позитивного институционального принуждения была изменена модель и практики отцовства. Когда в Швеции начали вводить отцовский отпуск, там тоже не сказать что сто процентов мужчин им пользовались. Ушло много лет на то, чтобы настроить этот отпуск, чтобы он стал действующим и эффективным инструментом семейной политики. Сейчас родительский отпуск в Швеции поделен на три части: есть квота для отцов, для матерей и смешанная квота. В том случае, если отец или мать не пользуются своей квотой, семья теряет эти дни, их нельзя передать.

Кроме того, уровень оплаты отпуска практически достигает ста процентов заработной платы мужчины — семья не теряет в доходах. Третья его особенность заключается в том, особенно в сравнении с российским родительским отпуском, что его можно брать частями. Не обязательно как у нас — весь. Или если вы выходите в России через год, то оставшееся время вы не можете взять через год или через два. Если вы вышли на работу, вы теряете возможность использовать неиспользованные дни. В Швеции можно брать его частями: десять дней, один месяц, три месяца — как угодно, до того момента, пока ребенку не исполнится восемь лет. Поскольку это более гибкий механизм, у семей и мужчин, в частности, больше возможностей для его использования. Исследования показывают, что отпуск берется сразу после рождения, потому что отцы начинают вместе с матерями адаптироваться к новой ситуации, потом всплеск использования происходит через год, когда мать выходит на работу, ну, а потом детский сад и школа. Если мы посмотрим на статистику, практически 90 процентов мужчин пользуются этим правом. Вот про такие институциональные поддержки я говорю.

Отцовство не рассматривалось в качестве легитимно значимой социальной роли мужчин. Такая сложная конструкция привела к тому, что традиционное неравное разделение домашней работы и заботы о детях существовало в приватном поле, отдельно, под декларируем гендерным равенством в публичном поле.

После введения понятия отцовства в 1995 году государство предпринимало какие-нибудь меры для развития этого института?

Не было такой, скажем так, пропаганды гендерного равенства в сфере отцовства. Родительство всегда было, с одной стороны, детоцентристским — интересы ребенка ставились в центр интересов семьи, ожидалось, что родители будут жертвовать своим качеством жизни, чтобы ребенок был счастлив. С другой стороны, это сфера ответственности и заботы матерей.

Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»

И вторым сюжетом, который, как бы парадоксально это ни звучало, можно рассматривать как пример дискриминации мужчин в советском и российском обществе, — количество детей, которые после развода остаются жить с отцом. Приоритет материнской заботы не обсуждался, как некая презумпция, и является сильной культурной доминантой. Нужно сказать, что женщины тоже не готовы не то чтобы к равному участию мужчин, они рассматривают это как сферу своих компетенций и осуществление каких-то властных, в широком смысле, возможностей.

Буквально недавно я писала отчет для ВЦИОМ по их данным, и вот данные одного из последних опросов: «Если бы ввели отпуск для отцов, хотели бы вы им воспользоваться или чтобы ваш партнер/супруг им воспользовался?». Получается, что число мужчин, которые хотели бы воспользоваться этим отпуском, выше, чем число женщин, которые хотели бы, чтобы отпуском воспользовался их партнер. Здесь какая-то более сложная история. Очень часто власть женщины в семье подкрепляется материнским статусом, возможностью принимать решения относительно ребенка. История с разводом еще раз показывает, что сфера родительства очень сильно гендерно-ассиметрична.

Может быть так, что женщины сами ограждают своих партнеров от домашних дел, потому что боятся, что мужчины станут менее мужественными?

Вполне возможно, что они могут разделять и солидаризироваться с традиционными представлениями о женственности и мужественности, которые выстроены вокруг двух простых комплементарных ролей, когда мужчина выполняет роль добытчика, а женщина — роль домохозяйки. Рассматривая это как сферу своей компетенции, зоны ответственности, они, условно, не хотят конкуренции в этой сфере. Это определенный гендерный договор, соответственно, женщина вообще не выходит в сферу оплачиваемой занятости или не ставит перед собой какие-то большие карьерные цели, не оспаривает роль добытчика, не соревнуются за успешность выполнения этой роли. Но при этом ей бы хотелось, чтобы за ней было вот это лидирующее, главенствующее место в семье.

При этом многие женщины сейчас выступают за отказ от второй смены и равное партнерство. Влияют ли эти изменения на институт брака?

Если смотреть, как изменяется брак и репродуктивное поведение, то где-то с задержкой на 20 лет Россия вступила в то, что демографы называют вторым демографическим переходом. Он отчетливо сформировался в западных странах в конце 60-х — начале 70-х годов. Для демографов основными критериями этого перехода являются несколько показателей. Во-первых, увеличение возраста вступления в брак как у мужчин, так и у женщин. Это связано с увеличением времени на получение образования, выход на рынок труда становится сложнее. Молодые люди хотят получить образование, создать определенный задел в профессиональном и экономическом плане, и только потом принимать решение о заключении брака. Во-вторых, с этим коррелирует увеличение возраста матери при рождении первого ребенка. Это приводит к тому, что количество детей в семьях сокращается. Инструментальная потребность в детях, когда чем больше, тем лучше, потому что это рабочая сила, перестает быть актуальной, дети рассматриваются как ценность. Сейчас — даже как сверхценность.

Родительство становится одним из важных жизненных проектов. Проект затратный во всех смыслах, потому что увеличиваются стандарты воспитания и хорошего детства. Ребенок должен быть не просто сыт и одет, его необходимо развивать, обучать и все прочее. Такое родительство требует больше временных и эмоциональных ресурсов, поэтому количество детей сокращается.

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

В-третьих, показателем второго демографического перехода является уменьшение показателей официальной брачности и увеличение числа разводов. В связи с этим увеличивается число партнерств — того, что у нас называют гражданским браком. В обществе достаточно либеральное отношение к таким союзам, это рассматривается как подготовительный, тестовый этап к оформлению брака, и родители молодых людей благосклонны к такой форме организации жизни, считая, что пусть лучше сейчас они поживут, посмотрят, а потом уже заключат брак. Возможно, в нашем случае это связано с издержками разводов, разделением недвижимости и так далее.

В западноевропейских странах рост числа разводов был связан с либерализацией разводного законодательства. У нас оно всегда было на протяжении позднего советского времени достаточно либеральным, и развод начинает рассматриваться как нормальный этап жизненного сценария. Жизнь на нем не заканчивается.

Я стою на такой позиции, что алармистские настроения на уровне государственной семейной политики и алармизм, который транслируют консервативные организации и силы — о том, что институт семьи в кризисе, умирает и пропадает, — необоснованны. Семья просто адаптируется. Немножко с опозданием, но брачное и репродуктивное поведение россиян стало примерно таким же, как в странах, которые уже пережили второй демографический переход.

Существуют ли какие-то концепции решения проблемы второй смены?

Взгляды людей, занимающихся семейной и гендерной политикой, можно разделить на два типа.

Есть люди, которых на академическом языке можно назвать институционалистами. Они говорят, что государство имеет большое значение и политика имеет большое значение. То есть если мы изменим, как в случае с Швецией, такую меру, как отпуск по уходу за ребенком, или сделаем благодаря каким-то политическим программам рабочее место, дружественное семье, например, гибкий рабочий график, то мы получим изменение практик. Если это будут работающие механизмы, то спустя какое-то время мы увидим, что количество мужчин, пользующихся этими благами, увеличится, проблема баланса семьи и работы будет стоять не так остро.

Другие исследователи считают, что культура имеет значение. Необходимо смотреть на те устойчивые гендерные модели семьи, которые уже сложились, и смотреть на запрос людей — каким они видят ролевой образец. На практике было бы хорошо совмещать оба пункта.

Но что интересно: есть крупные западные исследования, которые базируются на репрезентативных опросах с большим количеством респондентов, и они показывают, что 60 процентов женщин при ответе на вопрос «Что бы вы выбрали: быть только женой и матерью, быть преимущественно ориентированной на карьеру или иметь возможность совмещать?» устойчиво, во всех странах, говорят, что они хотели бы совмещать. Потому что это действительно важные сферы жизни не только для женщин, но и для мужчин. И по 20 процентов респондентов остается по краям.

Это говорит о том, что есть запрос на институциональные поддержки на уровне государства или на уровне работодателя, которые позволили бы примирить эти конкурирующие сферы жизни.

Читать статью  Эссе «Проблемы современной семьи». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.

Если говорить о российских опросах, то нашим респондентам дают дихотомию: «Что бы вы выбрали: материнство или карьеру?» — и получается, что по этим вопросам большинство женщин выбирает все-таки материнство, около 70 процентов. Это интересно, потому что непонятно, что это за проекция — видение буржуазной модели семьи с мужчиной-кормильцем и женщиной-домохозяйкой в качестве идеального образца? Не могу ответить на этот вопрос.

При этом, если мы посмотрим данные репрезентативных опросов, когда задается вопрос «Как бы вы хотели, чтобы была организована забота о детях?», большинство отвечает, что мужчина и женщина должны участвовать в воспитании и уходе на равных. Когда задают следующий вопрос: «А как в вашей семье?» — мы получаем совершенно другие цифры. Существует представление о комплементарных ценностях — на уровне декларации, на уровне ценности, которую респонденты заявляют в качестве желаемой, очень часто видно, чего действительно не хватает в реальной жизни. И здесь это показатель того, что в России есть очень большой запрос на гендерное равенство в сфере семьи.

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

Все фильмы, которые мы смотрели в детстве — от «Белоснежки» до «Титаника» — дали нам представление о том, как должна выглядеть «настоящая любовь».

Женщины ищут своего «Прекрасного Принца», поскольку патриархальная культура подталкивает их к этому и прославляет идею брака и создания семьи.

При этом любой женатый человек может сказать, что в реальности брак иногда бывает совсем не легким. На самом деле, для многих людей он может быть несчастным, если они не знают, как справиться со своими разногласиями.

Причем чаще всего они повторяются от пары к паре. Итак, давай рассмотрим 13 наиболее распространенных проблем, с которыми сталкивается большинство женатых людей.

1 Разделение труда

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

Исследования показывают, что даже когда оба супруга работают вне дома, женщина, как правило, является тем партнером, который имеет больше домашней работы и обязанностей. Очевидно, это создает для нее большой стресс.

Но то, что еще более напряженно, чем эти ежедневные обязанности, так это так называемая «психологическая ответственность» или самый настоящий менеджмент. Другими словами, женщины должны помнить такие вещи, как «у Пети визит к врачу во вторник» или «мы должны пойти на утренник Ксюши в субботу в 12:00».

Хотя иногда в такой позиции оказывается и мужчина, в любом случае отсутствие баланса с разделением труда может вызвать много проблем. О том, как научиться справедливо разделять домашние обязанности с подругой так, чтобы перестать ссориться по этому поводу — прочти в отдельном материале.

2 Финансы

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

Некоторые люди — транжиры. Другие — скряги. Итак, если ты соединишь транжиру и скрягу в браке, то можешь не сомневаться, что у них часто будут возникать конфликты на почве финансов.

Может быть, инвестирование денег важно для одного партнера, но другого это совершенно не волнует — в отличие от обязательного ежегодного отпуска за границей. Споры о том, как должны тратиться деньги, — одна из самых распространенных проблем в браке.

3 Разные стили общения

Представим, что один из супругов вырос в семье, где все кричали друг на друга, когда злились, в то время как другой воспитывался в семье, которая обращала свой гнев внутрь, и недовольство было принято выражать молчаливым бойкотом.

Оба варианта проблематичные и неправильные сами по себе, при совмещении способны вызвать взрывной эффект. Наличие различных стилей общения, когда дело доходит до конфликта, может быть огромным препятствием для счастливого и здорового брака. В таких случаях лучше всего попробовать обратиться к психотерапевту, вместе или по отдельности.

4 Дети и разногласия в вопросе их воспитании

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

Давай посмотрим правде в глаза: воспитывать детей совсем не просто. Плачущие по ночам младенцы, истерики в магазинах и бунтующие подростки — это иногда не очень весело, независимо от того, как сильно родители любят своих детей.

И это может вызвать большой стресс для супругов. Даже различные стили воспитания, например, то, как наказать ребенка, могут вызвать раскол в супружеской паре.

5 Ревность и измены

У некоторых людей существуют проблемы с самооценкой, из-за чего у них могут возникать вполне объяснимые сомнения и страхи. У других, к сожалению, не выработано доверительное и уважительное отношение к партнеру, из-за чего появляются недомолвки, обман и измены.

Таким образом, независимо от того, действительно ли кто-то это делает, в отношениях может существовать ревность. Причем неверность не ограничивается только сексом. Эмоциональная измена в наши дни стала особенно актуальна с активным развитием соцсетей и приложений для знакомств.

6 Личностные различия

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

Если один человек интроверт, а другой экстраверт, то может возникнуть постоянное напряжение относительно того, как часто им нужно общаться. Экстраверт может ощущать себя нелюбимым из-за того, что интроверт никогда не хочет идти с ним на вечеринку.

А интроверт, в свою очередь, может чувствовать себя отвергнутым, потому что экстраверт всегда хочет общаться с другими людьми, кроме своего супруга. И это только один аспект личностных различий, который может вызвать проблемы в браке. Правда, зачастую речь не о личных качествах, а о созависимых отношениях и отсутствии личных границ каждого из партнеров.

7 Неравенство возможностей и дисбаланс власти

Власть может принимать самые разные формы — от финансовой до родительской. Если один из супругов зарабатывает больше, чем другой (или, возможно, один из них домосед), это создает дисбаланс, когда речь заходит о том, кто приносит деньги.

И этот дисбаланс — общая проблема брака. У кого больше полномочий на принятие решений? Во многих случаях данный вопрос решается несправедливо. Таким образом, это определенно вызывает проблемы, потому что один из супругов может начать чувствовать себя бессильным с течением времени.

8 Секс

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

У каждого человека свои сексуальные предпочтения и потребности — как по частоте, так и по типу. Некоторые люди любят заниматься любовью так часто, как только могут, в то время как другие могут спокойно прожить без этого всю оставшуюся жизнь.

А другим нужно реализовывать свои необычные фантазии, чтобы быть удовлетворенными. Независимо от того, чего ты хочешь, у большинства пар есть проблемы с их сексуальной совместимостью.

9 Абьюз и злоупотребление спиртным

Сексуальное, физическое насилие — это то, о чем думает большинство людей, когда слышит слово «насилие». Но психическое и эмоциональное насилие также очень вредно для людей и пары в целом, поскольку может оказывать на личность человека разрушающее действие.

Когда один или оба человека не уважают друг друга, пуская в ход руки или используя ужасные унижающие человеческое достоинство слова, это может разрушить брак в мгновение ока. Так же, как и злоупотребление спиртными напитками.

10 Скука

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

Отношения всегда захватывают, когда они новые. Многие чувствуют, что они на седьмом небе, потому что сильно влюблены. Но затем, с течением времени, новизна и увлечение исчезают. Когда это происходит, многие пары впадают в период застоя, и их отношения, кажется, становятся скучными.

Чтобы вновь разжечь огонь, над этим нужно поработать, и как это сделать — узнай из отдельного материала.

11 Ценности и убеждения

Как говорится, «птица и рыба могут любить друг друга, но где они будут жить?» Другими словами, когда два человека смотрят на мир совершенно по-разному, им трудно понять друг друга. А это может привести к проблемам в браке.

Например, если православный женат на мусульманке, они, вероятно, не разделяют много верований и мировоззрений. Даже если один из них либерал, а другой — консерватор, это также может вызвать серьезное напряжение в браке.

12 Попытки изменить друг друга

13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

Никто из нас не совершенен. В каждом человеке на свете всегда найдется что-то такое, что будет раздражать других. Но когда люди этого не понимают, они пытаются изменить друг друга. Они думают: «Я не могу смириться с тем, что Катя не хочет ходить в спортзал и заниматься со мной, но когда мы поженимся, я заставлю ее передумать».

Это никогда не срабатывает!

Ты не имеешь права давить на людей и пытаться их менять без их одобрения и согласия. Оба должны принимать друг друга такими, какие вы есть. Можно предлагать человеку что-то новое, но точно не пытаться навязывать против его воли. В противном случае, вы будете делать друг друга несчастными со всеми придирками, которые появляются в попытке изменить человека, — и, кроме того, это просто невозможно.

13 Нереалистичные ожидания

У всех нас есть представление о том, как мы хотим, чтобы действовали другие люди. Например, может быть, ты думаешь, что когда кто-то женат, он должен заниматься сексом каждый день.

Но давай посмотрим правде в глаза: большинство пар устало от работы, детей и домашних дел. Так что этого не происходит. Может быть, ты думаешь, что жена должна готовить изысканные блюда все время, как это делала твоя мама. Но что, если она не хочет или не любит готовить?

Возлагая нереалистичные ожидания на свою супругу, ты будешь постоянно разочарован, оказывая своим плохим настроением давление на нее. Поэтому, прежде чем принимать решение о женитьбе, важно спросить себя: «Действительно ли я люблю эту женщину такой, какая она есть?»

О других вопросах, которыми стоит задаться, прежде чем сделать девушке предложение, узнай из отдельного материала.

Источник https://moluch.ru/archive/357/79966/

Источник https://lenta.ru/articles/2020/10/12/family/

Источник https://playboyrussia.com/emzhe/13-samyh-chastyh-problem-v-brake-s-kotorymi-stalkivaetsya-bolshinstvo-par-147711/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *