Власть в семье
Власть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чем основана такая возможность.Власть может базироваться на различных методах:
-демократических и авторитарных,
-честных и нечестных,
-насилии и мести,
-обмане, провокациях,
-вымогательстве,
-стимулировании,
-обещаниях,
и многом другом.
Отношения во власти носят субъект-объектный или субъект-субъектный характер, где есть активная (властная) и пассивная (принимающая, исполнительная) стороны, это отношения господства и подчинения, побуждения к действию и его совершение по желанию властного субъекта.
Власть неразделимо связана с ответственностью. Эти понятия не должны, но все же иногда существуют друг без друга. При тирании или диктатуре власть главного лица в семейной иерархии почти ничем не ограничена, он ни перед кем не отвечает. Но в рационально устроенной семье такого быть не должно.
Уточним понятия.
Ответственность в семье — это добровольное выполнение взятых на себя обязательств в соответствии со своей семейной ролью и договоренностями. Интенсивность власти в гармоничных отношениях должна быть соизмерима с интенсивностью ответственности.
Максимальной власти должна соответствовать максимальная ответственность, т.е. глава семьи несет на себе бремя максимальных обязательств. Объем власти и объем ответственности на каждом уровне семейной иерархии (высшем, среднем и низшем) также должны быть равны. Средний уровень в нашем славянском ментальном пространстве чаще отведен женщине, а низший — детям.
Критерий лидерства делит семьи на три группы:
— патернальную (доминирование мужчины),
— матернальную (доминирование женщины),
— эгалитарную (равенство ролей).
Самой демократической считается эгалитарная семья, где муж и жена на равных участвуют в принятии семейных решений, однако это не отменяет разделения сфер влияния. Дети могут тоже принимать участие в выработке семейных решений.
Глава семьи, термин, который в современном мире становится все менее популярен, — это один из членов семьи, выполняющий роль ее лидера. Однако в некоторых странах глава семьи до сих пор наделен особыми, в том числе, юридическими правами, и несет за нее полную ответственность.
Глава семьи определяет семейную политику, руководит домашним хозяйством, влияет на отношения в семье, несет ответственность за семью в целом и каждого ее члена в отдельности. Иногда это «главный кормилец», «добытчик», но бывает и самый старший по возрасту, социальному положению или образованию. «Глава семьи» – не должность и не звание, он определяется общим признанием главенствующей роли одного из членов семьи.
Глава семьи выполняет следующие функции:
• обеспечение безопасности семьи;
• координация действий ее членов для достижения семейных целей;
• определение жизненных перспектив;
• развитие семьи;
• внушение веры в будущее.
Роль мужчины в семье (как и роль женщины) в современном мире меняется, и этот процесс затрагивает все больше семей. Понятие семьи с традиционным укладом, когда мужчина – это глава семьи, теряет главенствующие позиции и уступает место партнерским отношениям.
Главенство современного мужчины в семье определяется основными (значимыми) факторами:
1. Финансовые вложения в бюджет семьи.
2. Главенствующее право принятия решений.
Максимальные изменения претерпевает первый фактор, разница между финансовым доходом женщин и мужчин стирается, а вместе с этим заметно меняются взаимоотношения в семье.
Что касается фактора принятия решений, то здесь изменения не так очевидны, и в основном за мужчиной остается доминирующая позиция.
Роль главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом, т.е. за поведение и настроение ее членов, за прошлое, настоящее и будущее семьи, ответственность перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и перед обществом. Поэтому для семьи важно учитывать, насколько адекватна оценка Главой своей личной ответственности за семью в целом, и принимаемые им/ей решения.
Но, не смотря на все это, точка зрения, что мужчина – это глава и кормилец в семье остается самой популярной и устойчивой. И это логично, учитывая наш исторически сложившийся менталитет, и лишь сравнительно недавнее навязывание нам западноевропейских норм морали.
Власть денег в семье
Контроль и управление финансами в семьях складываются по-разному. Многие исследователи сходятся в том, что власть ресурсов является основным типом власти в семье.
Одной из наиболее известных типологий систем управления семейными финансами стала классификация социолога Жана Пала в книге «Деньги и брак».
Классификация основывалась на выделении сфер ответственности в с учетом пола. Согласно ей существуют следующие типы управления семейными финансами:
1. Система женского полного управления,
при которой жена берет на себя полное управление финансами домохозяйства, муж передает всю свою зарплату жене за вычетом карманных расходов и на этом его участие в решении финансовых вопросов заканчивается.
2. Система мужского полного управления,
когда муж полностью распределяет финансы семьи, обеспечивает жену и детей всем необходимым, жена в этом случае может вообще не иметь денег на личные нужды.
3. Система фиксированного бюджета на ведение домашнего хозяйства
предполагает разделение ответственности за бюджет семьи. Муж передает жене фиксированную сумму на расходы, а остаток средств остается под его контролем.
4. Система независимого управления
складывается тогда, когда оба супруга имеют независимые источники доходов, и никто из них не имеет права на все деньги семьи.
5. Система общего пула,
в которой оба супруга в равной мере имеют право на доступ общим финансам семьи и распоряжение ими.
Социолог Т.А. Гурко, еще в конце 80-х, сравнивая характеристики удовлетворенных и неудовлетворенных своей жизнью семей в нашей стране, пришла к следующим выводам:
1) в большинстве случаев роль организатора семейной жизни принадлежит женщине;
2) наибольший процент удовлетворенных браком мужчин и женщин в тех семьях, где решения принимаются совместно;
3) особенно много неудовлетворенных браком среди жен, выполняющих роль главы семьи, что связано с излишней ответственностью.
В том же исследовании была выявлена связь между удовлетворенностью браком и соотношением доходов супругов: если зарплата мужа превышала зарплату жены более чем на половину, процент неудовлетворенных браком оказывался наименьшим; если зарплата жены превышала зарплату мужа, то только 17% женщин были удовлетворены браком и не было ни одного удовлетворенного мужчины!
Рыночные перемены не привели к распаду традиционных представлений о мужских и женских ролях или к преобладанию партнерских отношений. Была унаследована советская модель двойного кормильца, в которой мужчины выступали ответственными за обеспечение, а женщины дополняли усилия партнера по содержанию семьи. Женщины продолжают контролировать домашнюю сферу. Но теперь в их обязанности входит еще и ответственность за сохранение и повышение прежнего уровня жизни семьи. Традиционные патриархальные взгляды подталкивают женщин к использованию мужчин в качестве источника доходов для реализации семейных планов. Для сохранения своих главенствующих позиций в семье мужчины нуждаются в достойном заработке.
Ограниченные финансовые возможности для выполнения роли кормильца приводят к потере мужского авторитета и лидерства в семье и одновременно к росту женской активности в сфере производства. Однако женское доминирование в организации и обеспечении семьи ведет к снижению мужской ответственности и отчуждению его от семейных забот. Будучи чувствительными к собственному достоинству, мужчины пытаются сохранить статус кормильца и реже добровольно включаются в сферу домашнего труда.
Делаем выводы:
1. Семья как субъект финансового поведения не может быть сведена к одному человеку. То, каким образом распределена власть в семье и ресурсы, влияет на принятие решений.
2. Гендерные роли в браке составляют основу управления семейными финансами. Если мужчина воспринимается кормильцем семьи, то независимо от уровня дохода и статуса женщины ее власть и доступ к финансам будут ограничены.
3. Господствующая в семье идеология формируется из:
— особенностей воспитания партнеров,
— этнической принадлежности,
— общего культурного уровня,
— влияет на финансовые взаимоотношения партнеров.
Выход женщины на рынок труда, изменения в мировоззрении, появление новых форм денег, с одной стороны, меняют модели управления деньгами в семье, а с другой — воспроизводят в новых формах неравенство мужа и жены в доступе к семейным финансам.
На мой взгляд, оптимальной является договорная, а не ультимативная модель распределения финансов, где каждый член семьи согласен с отведенной ему ролью, а также коллегиально прописанный месячный и годовой бюджет с возможностью накоплений.
Виды семейной власти
Социолог Константина Сафилиос Ротшильд утверждала, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По ее мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье.
Она также выделяет восемь типов семейной власти, положив в основу различные источники.
1. Легитимная власть – (или власть традиций) передается одному из супругов в соответствии с культурными и социальными нормами.
2. Власть господина – основана на силе или угрозе применения силы.
3. Власть ресурсов – ими могут быть деньги, и/или высокое социальное положение одного из супругов. Эти ресурсы должны быть желательны для другого супруга.
4. Экспертная власть – основана на компетенции, специальных знаниях и умениях одного из супругов.
5. Власть влияния – следствие способности успешно манипулировать действиями партнера.
6. Эмоциональная власть – основана на эмоциональных качелях, создаваемых партнером, когда он либо награждает любовью, вниманием, близостью, либо лишает всего этого в наказание.
7. Власть управления конфликтом – при которой один супруг контролирует другого, управляя уже существующей напряженностью в отношениях, доводя ее или нет до конфликта.
8. Моральная власть – один из супругов требует власти, апеллируя к религиозным, моральным и этическим нормам, но его авторитет может вызывать сомнение у другого.
В теории управления представлена несколько иная классификация, которую я взяла на себя смелость адаптировать к семейной власти:
1. Власть, основанная на принуждении.
«Знакомиться нужно с веселыми, накрашенными девушками, потому что грустные и ненакрашенные — уже замужем!» (Игорь, 6 лет)
В ее основе — страх физического воздействия, зависимость, страх потери благ и выхода из зоны комфорта. За каждую ошибку следует обязательное наказание, от критики, до физического насилия. Такая власть в своих крайних проявлениях использует в своем арсенале различные виды домашнего насилия: психологического, экономического, сексуального, социальную изоляцию, угрозу физической расправы, шантаж и т.д., что само по себе убивает отношения, и/или ведет к разрушению личности партнера.
2. Власть, основанная на вознаграждении.
«Как страшно, милая, мне жить в преддверьи нового Айфона!»
Оказывает влияние через положительное подкрепление желаемых действий партнера с целью добиться от него необходимого поведения. Обычно такому методу воздействия не сопротивляются, потому что партнер в обмен на выполнение своих обязательств ждет получения награды в той или иной форме. Главное — понять, что для партнера будет являться ценным вознаграждением, чтобы система поощрений работала.
Вознаграждением могут выступать как материальные ценности, так и проявленные эмоции (восхищение, благодарность, похвала и т.д.)
Здесь как нельзя кстати будет порекомендовать книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку». Если вкратце, в ней рассказывается о пользе позитивного подкрепления, и способах уменьшить проявления нежелательного поведения партнера.
3. Должностная власть или власть традиций.
— Я у тебя как Золушка — вечно только мою, готовлю, стираю и убираю!
— Дорогая! Я же обещал: выйдешь за меня — будешь жить как в сказке!
Партнер верит, что главенствующий супруг имеет право отдавать приказания, а долг первого — подчиняться им. Он или она исполняют указания главы семьи только потому, что тот стоит на более высокой ступеньке традиционной иерархии. Все, как в армии — глава семьи — главнокомандующий — ему подчиняются безропотно как старшему по званию.
Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Супруг реагирует не на человека, а на само звание главы семьи. И так как в большинстве стран глава семьи — это мужчина, то девушка, воспитанная в традиционном ключе (и без особой склонности к рефлексии) будет чтить мужа безропотно, по факту усвоенных традиций. У традиционной власти есть и ряд недостатков, главным из которых является отсутствие гибкости в принятии решений, и злоупотребления властью при недостатке ответственности.
4. Власть авторитета или эталонная власть.
«С недавних пор я полон оптимизма — узнал, что не чудак я — это все харизма!»
Это — власть примера или харизматическое влияние, где ведомый партнер хочет быть похожим на своего лидера, подражать ему. Личность семейного харизмата настолько привлекательна для партнера, что он хочет быть достойным своего авторитета.
Эталонная власть построена на силе личных качеств или способностей лидера. Этому типу власти соответствует харизматическое влияние. Оно проявляется при отождествлении партнера с лидером или влечении к нему, а также от потребности в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние — целиком личное.
Приведу в пример некоторые характеристики харизматических личностей;
1) Высокая энергичность.
2) Обаятельная внешность.
3) Независимость характера.
4) Высокие ораторские способности.
5) Адекватная и устойчивая самооценка.
6) Достойная и уверенная манера держаться.
Таким образом, харизматический лидер использует власть личного примера. Справедливости ради, одного только обаяния бывает недостаточно, поэтому необходимы и другие виды власти, например, сочетать харизму с экспертной властью.
5. Экспертная власть.
«Властью, данной мне интернетом, объявляю себя экспертом во всех областях, и назначаю себя генералом диванных войск!»
Она проявлятся там, где партнер верит в знания, опыт, профессионализм семейного лидера, и может обратиться к нему за советом и помощью.
Власти эксперта соответствует влияние через разумную веру. В этом случае партнер представляет, что лидер обладает особым экспертным знанием в нескольких областях, или является экспертом семейной лодки в целом. Он также принимает на веру ценность знаний своего семейного эксперта. В этом случае власть считается разумной потому, что решение партнера подчиниться является сознательным и логичным.
Этого типа власти обычно добиваются благодаря своим видимым достижениям. Чем они больше, тем большей власти у семейного лидера.
Ограниченность экспертной власти заключается в том, что она менее устойчива, нежели слепая вера, и ее формирование требует длительного времени.
Я бы с удовольствием объединила эти две классификации в одну, взяв за основу вторую, и добавив в нее власть ресурсов и манипуляций.
От себя добавила бы еще такой пункт, как власть секса, который выступает в семье как хороший психотерапевт и реаниматолог, а также способ договариваться или подспудным влиянием настаивать на своем, качественно менять отношения, не говоря уже о том, что, к сожалению, секс часто используют в семье как манипуляцию, и предмет торга.
В реальной семье, как правило, представлены сочетания этих видов семейной власти. Отношения в семье динамичны, и по мере их изменения меняется баланс власти, реализуемый в принятии решений.
Семейное решение может быть отнесено к одному из следующих типов:
1) автономные решения – с другими членами семьи не советуются;
2) решения с преобладанием роли мужа;
3) решения с преобладанием роли жены;
4) решения, принимаемые супругами совместно;
5) решения, принимаемые всеми членами семьи.
Управление семьей как реализация властных отношений тесно связано с планированием. Принимаемые решения подчинены целям, необходимости и желаниям их достижения.
Объектами семейного планирования выступают практически все стороны семейной жизни. Каждой семье соответствуют ее собственные цели, которые представляют собой иерархическую систему.
Планирование включает в себя, кроме выбора целей, решений и разработки плана действий, собственно процесс реализации, а также контроль за их выполнением. Для семейного управления важны психологические характеристики членов семьи – чувство ответственности, единство целей.
Рефлексушка.Власть начинается с правильного выбора.
Есть женщины покорные. Они — настоящая находка для любого мужчины. С ними обычно не бывает передела власти. Но их на всех не хватает.
Если женщины с чертовщинкой и норовцом. Они периодически взбрыкивают, иногда — за дело, а иногда — просто разминаются, но в целом, найдя своего мужчину, канат власти особенно не дергают.
И есть властные женщины. К таким, еще попробуй, подойди. Власть перекрывается только еще более сильной властью. Такой женщине нужен мужчина, сильнее ее характером, интеллектом, способностями, чтобы он мог вести в танце их отношений. В противном случае, она отберет власть, так как не сможет признать авторитет мужчины, и потащит ее воз сама. Однако мир многообразен, и я допускаю, что есть жещины, вполне счастливые с мягкими и уступчивыми мужчинами.
Если женщина, в начале отношений с мужчиной, покоряется ему, даже не замечая этого, и большую часть времени использует подстройку снизу (искреннюю, а не манипулятивную): слушает, проявляет уважение, не спорит, соглашается, просит, а не требует, не повышает голос, не использует «деловой» тон — она признает авторитет мужчины. Дальнейшая задача двоих — сохранить этот баланс.
Если женщина хочет видеть рядом мужчину — ей придется оставаться в границах своей женственности, и почаще спихивать с себя власть, и отмахиваться от нее всеми средствами, и нагружать ею мужчину.
Если женщина — унисекс — она получит мужчину-унисекс. Долго такой баланс не продержится, и кто-то возьмет на себя более активную роль. Не факт, что это будет мужчина.
Сильные женщины как магнит притягивают слабых мужчин.
Хорошо, когда это устраивает обе стороны, но если нет — силу нужно перенаправлять в сферы, с отношениями не связанные, и куда-то спрятать дьявольский хвост.
В семейной жизни можно применять известный всем принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, и судебную.
Законодателем выступает стратег, он же глава семьи, он же — аналитик, футуролог, человек, способный достигать долгосрочных целей.
Исполнителем — тактик, мастер Йода текущих задач, дисциплинированный и преданный общему делу педант, обеспечивающий ежедневное комфортное путешествие к великим семейным целям.
Судьей — мастер улаживания споров, медиатор семейной гармонии, независимый и справедливый арбитр в семейных спорах. Психологи, думаю, догадались, кому достанется эта роль.
Дальнейшее разделение власти по сферам:
1 сфера рождаемости (лучше — коллегиально),
2 экономическая сфера,
3 управление домашним хозяйством,
4 сфера воспитания,
5 сфера досуга.
Власть в семье: модели, сценарии и просто счастье
В семье не может царить анархия. Кто-то должен брать ответственность, быть главным, а кто-то – подчиняться, или необходимо равноправие? Любые сценарии возможны, когда любовь и власть идут об руку, а стремление к лидерству не перерастает в страсть любоначалия.
«Стиль общения в семье – демократический», – прочитала я в школьной характеристике своей дочери. И задумалась. До этого я как‑то не очень акцентировала внимание на форме власти, которая сложилась в нашей семье, а теперь, благодаря сторонней оценке, мне стало интересно.
Семья – это всегда маленькая часть большого целого: ячейка общества, малая Церковь. Поэтому происходящие в ней процессы не могут избежать сравнений с обществом и его политическими системами. И всё же, мне кажется, это совсем не одно и то же; возможно, потому что роль семьи не ограничивается лишь общественной нагрузкой. Есть какой-то иной, высший, смысл.
Про взаимные выгоды
Неугомонные американцы ещё в шестидесятых годах двадцатого века провели исследование о разновидностях семейной власти.
Р. Блад и Д. Вульф опросили 730 городских и 178 сельских семей и по итогам опроса разделили семьи на четыре категории, заметив, что разные типы семей оказываются склонны к разным типам семейной власти: проще говоря, в каждой отдельно взятой семье устанавливается тот тип власти, при котором ей легче функционировать.
Например, семья, объединяющая людей с очень разными ценностями и интересами, получила название «автономной семьи». Стиль управления в ней предполагает постоянный поиск компромиссов, решение могут приниматься только совместно, иначе они просто не будут отвечать соблюдению прав всех членов семьи.
Совсем иная история – это семьи с ведущей ролью одного из супругов. Здесь, в общем, неважно, кому принадлежит эта ведущая роль – мужу или жене, на механизме принятия решений это обычно не сказывается.
Есть забавная тенденция: если ведущая роль в семье принадлежит женщине, то объём возложенных на мужчину обязанностей возрастает, потому что к традиционным обязанностям прибавляются дополнительные.
Ну, и последний тип семьи, выявленный данным исследованием, – это синкретическая семья, и, соответственно, синкретическая форма власти в ней. То есть ситуация, когда семья действует как некая коллективная личность, принимающая и признающая самостоятельность каждого своего члена.
Собственно, все эти семейные типы устройства и распределения ролей имеют право на существование: чем бы семья ни тешилась, лишь бы была счастлива.
Но это исследование носило больше экономический характер и приводило не к оценке форм семейного правления, а к выводам о том, что власть в семье распределяется пропорционально выгодам и прочим ресурсам.
То есть чем человек больше зарабатывает, имеет больше собственности, навыков или красоты, тем больше у него власти в семье.
По сути, это всё та же борьба за первенство по принципу «кто сильнее, тот и главный», только эквивалентом мускулов здесь выступает финансовое и общественное положение, уверенность в себе, полезность и незаменимость.
Влияние религиозных или этических факторов в исследовании не рассматривалось.
Как не рассматривались и ситуации, когда в распределении власти в семье участвуют дети. А ведь за 60 лет многое изменилось в этом вопросе, и о сегодняшнем обществе всё чаще говорят как о детоцентрированном.
Поэтому и для современной семьи в её личном «политическом» устройстве дети и их права играют далеко не последнюю роль. Да и сама роль семьи в современном обществе подлежит переосмыслению.
Кто в доме хозяин?
Сегодня только ленивый не говорит о существующем кризисе семьи. В условиях нарастающего научно-технического прогресса этот кризис имеет рациональное объяснение.
Мир стремительно меняется, и многие установки, которые веками оставались незыблемыми, сейчас кажутся бесполезными.
Традиционная модель семьи предполагает не просто чёткое распределение ролей, но и невозможность выйти за их рамки. Для современного человека это уже не актуально: физическая сила теперь не нужна, женщины и мужчины уравнены в правах и обязанностях, заработки тоже не зависят от пола.
Мужчина и женщина всё меньше зависят друг от друга: семья – это уже не социальный договор, необходимый для соответствия общественным ожиданиям или для выживания.
Тем не менее, «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ), потребность в семье остаётся базовой потребностью большинства людей.
И то, как распределяется власть в семьях сегодня, – во многом ответ на вопрос о поиске новых смыслов. Власть – это чаще «про права и обязанности», а сегодняшнее ожидание большинства вступающих в брак – это «про любовь и принятие».
Взять, к примеру, скандал в английской королевской семье, связанный с отказом от королевских привилегий принца Гарри и его супруги.
Эта история хорошо показывает, как устроены семьи, которые психологи называют «ранговыми», то есть семьи с чётко выстроенной неизменной иерархией и мировоззрением. Это очень стабильная система, но никакое инакомыслие в ней не приживается: если ты не с семьёй, ты против семьи.
Собственно, у такой формы построения семейной власти есть все шансы стать редчайшей, потому что данной стабильной конструкции достаточно трудно приходится в изменчивом мире. Власть требует осмысления, так и семейные уклады требуют рефлексии.
Поэтому общество стало гораздо больше обдумывать различные семейные сценарии и перестало смущаться говорить о нездоровых вариантах семейного взаимодействия.
Взять хотя бы острую общественную дискуссию о семьях с абьюзивными отношениями (в буквальном переводе «уничтожающими отношениями») или трудные переговоры о принятии или не принятии закона о домашнем насилии.
Тут важен не ход дискуссии, а тот факт, что она есть и показывает не только остроту проблемы, но и потребность общества в семье как пространстве абсолютной безопасности, которое очень созвучно христианскому пониманию, когда «семья – это осколок рая на земле».
А вот форма правления, при которой семья чувствует себя стабильной, может иметь разные варианты: семья с авторитарным стилем правления, где есть безусловный лидер, который имеет главное слово в принятии решений; или партнёрская семья, в которой каждый имеет равное право голоса.
Партнёрскую семью можно, пожалуй, назвать идеалом общественных ожиданий, ведь в ней не происходит никакой борьбы за власть, а всё построено на взаимном уважении и принятии.
Правда, условия жёсткого кризиса партнёрской семье пережить несколько сложнее, потому что экстремальная ситуация требует чёткой дисциплины и авторитарного стиля управления.
Впрочем, в этих же условиях становится очевидна разница между семьёй, где есть лидер, имеющий авторитет за реальные заслуги и заботу, и семьёй с нездоровой диктатурой, то есть с подчинением тирану-манипулятору, не обладающему никакими выдающимися способностями и не заботящемуся в действительности о благополучии остальных членов семьи.
В общем, выяснения, «кто в доме хозяин», становятся всё менее актуальны. Действительно, делёж власти – сомнительное занятие, которым супруги нередко пытаются компенсировать отсутствие близости и интереса друг к другу.
Конкуренция как экономическое явление чаще всего рассматривается в качестве эквивалента развития, но в семье конкуренция за право лидерства приводит к обратному эффекту: мелкие дрязги отвлекают от реальных дел и совместных интересов.
Всё-таки неслучайно Экзюпери говорил о том, что любовь – это когда смотрят не друг на друга, а в одну сторону.
Свобода и границы
Если с иерархией между супругами всё более или менее понятно, то многое меняется, когда в семье появляются дети. Это происходит благодаря удивительной детской способности привносить непредсказуемость в любую систему.
Для взрослых состоявшихся людей дети – серьёзное испытание, потому что родительская власть безгранична. Обладая такой властью, не мудрено наделать ошибок.
Хорошо, когда ребёнок послушный. Послушный ребёнок – это ребёнок спокойный, не замученный противоречиями, ведь он живёт в согласии с родителями.
Послушный ребёнок не попадёт в опасные ситуации, ведь он следует родительским советам о том, как уберечься от неприятностей.
Послушный ребёнок очень экономит родительские нервы и прочие ресурсы семьи, что делает её крепче и стабильнее. В общем, послушные дети – это, казалось бы, хорошо. Жаль только, что неправда. В самой природе ребёнка заложена необходимость проверять границы, испытывая на прочность собственный лоб и родительские нервы.
В семье, построенной на принципах равноправия, предполагается, что дети с младенчества имеют право на своё мнение, которое должно учитываться наравне с мнением взрослых.
Это довольно трудный путь, потому что он предполагает постоянный диалог вместо монолога, убеждения вместо наказаний, требует значительно больше времени и усилий. Тем не менее, он вполне оправдан в долгосрочной перспективе.
Дети, привыкшие к уважению к своей персоне, легко привыкают уважать других людей, раньше становятся самостоятельными, способными взвешенно принимать решения и довольно быстро становятся реальной поддержкой родителям.
Это прекрасный сценарий воспитания, у которого есть только одно «но»: бывают дети, с которыми он не срабатывает. Может быть, если бы мне об этом сказали лет двадцать назад, я бы не поверила. Потому что поняла это лишь тогда, когда в нашей семье появились приёмные дети, травмированные прошлой жизнью.
В теории казалось, что когда ребёнок, к которому когда-то относились плохо, попадает в условия, где к нему относятся хорошо, он немедленно радуется таким жизненным переменам и неустанно благодарит за это Бога и своих новых родителей, которые подарили ему это хорошее отношение. Кстати, собаки, подобранные с улицы, именно так себя и ведут.
Но дети – гораздо более сложно организованные существа. Состояние сытости, покоя и хорошего отношения автоматически не делает их счастливыми и благодарными. Скорее, наоборот.
Попав в хорошие условия, ребёнок с трудным прошлым становится невыносим. Доброта вызывает в нём недоверие и агрессию, свобода – ощущение опасности и вседозволенности.
Потому что свобода и любовь – это дары, которыми надо уметь пользоваться. Иначе говоря, до них надо дорасти.
Психологи пишут, что слабое место семьи, построенной на партнёрстве, – это как раз менее эффективное сопротивление кризисным ситуациям и плохой контроль за деструктивными членами семьи.
Действительно, когда в семье всё строится на свободе и доверии, трудно менять привычки и привыкать к контролю и жёсткой дисциплине, даже если это временная мера. Но травма лечится дисциплиной и последовательностью в поведении взрослых.
Только сочетание этих факторов позволяет битому жизнью ребёнку почувствовать себя в безопасности и начать воспринимать любовь и доверие. Сначала «по маленькой ложечке» – как лекарство, и только потом как основную пищу.
Это один из примеров, когда в кризисной ситуации семья должна успеть мобилизоваться, а это возможно, когда в ней есть такая степень взаимного уважения и понимания, которая позволяет спокойно и быстро выстроить чёткую иерархию. Пусть даже на время, которое нужно, чтобы преодолеть трудный период.
И срабатывает это только в том случае, когда лидерство родителей строится не на мнимом авторитете, а на реальных заслугах, и правильные модели поведения даются не в скучных нотациях, а на реальных повседневных примерах.
Дети не слушают слова – дети впитывают атмосферу. Родительская власть в семье – это некоторый аналог Божией власти над человеком, а пример Евангелия показывает нам, что власть эта – не контроль и диктатура, а любовь и милосердие.
Татьяна Фалина
Журнал Нижегородской семинарии «Дамаскин»
Илл. – картины грузинского художника Ладо Тевторадзе
Проблемы распределения власти в семье
Наиболее конфликтогенными все-таки остаются семейно-брачные отношения. В этом мы еще раз убедились, анализируя итоги опроса жителей Могилевщины. На вопрос о том, какой пол должен доминировать в семейной жизни, получены самые противоречивые, антагонистически направленные друг против друга ответы. Приведем их вкратце. На возможность распределения функции главы дома безотносительно к половой принадлежности, исходя из личных достоинств человека, указали 12,7% женщин и 14,6% мужчин. В нынешних условиях, это, пожалуй, единственно правильный ответ. Семейную гинекократию, при которой верховная власть в семье должна принадлежать женщине, предпочли 13,5% мужчин и женщин. Здесь их мнения совпали. А вот семейный патриархат женщины и мужчины поддерживают с разной степенью энтузиазма: среди женщин лишь одна из десяти (10%), а среди мужчин — почти каждый четвертый (23,8%). Если сопоставить доли сторонников семейного матриархата и патриархата среди мужчин и женщин, то сразу бросается в глаза тот факт, что мужчины часто отстаивают свое право на главенство, а женщины, хоть и ненамного, но все же чаще предъявляют свои права на руководящую роль. Возникшие «ножницы притязаний» никак не предвещают мира и согласие в семьях людей, столь однозначно и непримиримо отстаивающих свое право на лидерство в семье.
За равенство полов в семейной жизни высказались большинство опрошенных (60,4% женщин и 45,4% мужчин). Еще раз подчеркнем, что термин «равенство», употребляемый часто как идеологическое понятие, содержательно бессмыслен. Фактическое содержание равенства в межличностных отношениях вообще и в супружеских отношениях в частности, может заключаться или в равенстве безвластия, когда ни одна из сторон не может или не желает брать на себя ответственность руководства, или в равенстве соперничающих по любому поводу и ни в чем не уступающих друг другу сторон, или в лучшем случае, с так называемым ситуационным неравенством, при котором стороны меняются позициями в иерархии власти в зависимости от конкретной ситуации, а также в негласно закрепленных за ними сферах влияния.
Весьма показательно сопоставление распределения ответов на предыдущий вопрос («Кто должен главенствовать в семейной сфере?) с ответами респондентов на вопрос о том, кто должен обеспечивать семью материально. Оказалось, что и мужчины и женщины практически единогласны во мнении, что семью должен обеспечивать полностью или преимущественно муж (75,1%). На плечи женщины функцию добытчика возложили лишь 2% участников опроса обоего пола. За то, чтобы это бремя несли поровну мужчина и женщина, выступила треть (33,2%) опрошенных обоего пола. Напомним, что по 13% мужчин и женщин передали бы все бразды правления на семейном судне женщине. Похоже, они полагают, что музыку может заказывать один, а оплачивать её должен другой.
Что касается реального вклада мужчин в дело обеспечения материальных условий семьи, то он существенным образом отличается от идеальных намерений сильного пола и ожиданий — прекрасного пола. Напомним, что три четверти женщин уверены, что обеспечивать семью материально (полностью или в большей мере) должен мужчина. Между прочим, сами мужчины, что очень важно, полностью солидарны с женщинами по поводу своей роли главного добытчика.
Однако в реальной жизни сильный пол, как оказалось, далеко не всегда в полной мере оправдывает как свои собственные благие намерения, так и женские ожидания. Лишь половина (51,9%) мужчин смогла сказать, что они полностью или в большей мере обеспечивают материальные потребности своих семей. С ними согласилась только одна из трех (36,2%) женщин.
Еще совсем исторически недавно — какие-то 50-100 лет назад весь груз материального обеспечения семьи лежал на плечах мужчины-кормильца. Сегодня такое о себе смогли сказать только 15,7% представителей сильного пола. Но и этот весьма куцый процент полноценных добытчиков женщины уменьшили более чем в 5 раз, оставив право так называться лишь за 2,7% своих мужчин. Подчеркнем этот социологический факт: только три женщины из каждой сотни могут сегодня сказать, что их мужчины взяли на себя полное обеспечение материальных потребностей семьи! Заметим, однако, что наша экономическая система все меньше и меньше предполагает такие заработки, чтобы мужчина один, не нарушая закон, смог бы прокормить и сносно обеспечить всем остальным, удовлетворяющим современным жизненным стандартам, свою даже самую небольшую семью. Так что винить одних только мужчин в том, что они не в состоянии сегодня полностью обеспечить материальные потребности своих семей, в большинстве случаев все-таки не стоит. Сегодня на Западе, в странах с относительно высокой стоимостью рабочей силы, таких как, например, Германия, скандинавские страны, США, Канада далеко не все мужчины в одиночку, без помощи супруг могут справиться с материальным обеспечением своих семей, особенно если учесть все возрастные жизненные стандарты.
Поэтому волей-неволей, но и женщинам приходится брать на себя часть ответственности за материальное благополучие семьи. Вопрос только в том, какую часть материальных забот вынуждена взять на себя женщина, у которой и без того множество так называемых «женских» обязанностей? Каждая пятая (20%) из опрошенных женщин несет одна всею ношу материального обеспечения семьи. Еще почти столько же (17,3%) представительниц слабого пола полагают, что несут большую часть материальной ноши. Каждая четвертая (26,9%) женщина делит, по ее мнению, ее пополам с мужчиной. Почти треть (30%) участниц опроса оставили себе меньшую часть заслуг по материальному обеспечению семьи.
Роль женщины в полном или в значительном материальном обеспечении их семей признал один из десяти мужчин (11,9%).
До сих пор мы говорим о предпочитаемом распределении руководящих функций в семейной жизни, так сказать, о притязаниях мужчин и женщин на верховную власть в семье. Теперь пора узнать, как же распределяются роли в реальных супружеских отношениях.
В реальной жизни «головой», единолично принимающей важнейшие решения в семье, считают себя 38,5% женщин и половина (48,1%) мужчин. Роль «шеи», ненавязчиво ориентирующей другого супруга в нужном направлении, подходит для трети (34,1%) мужчин и почти 60% процентам женщин. «Руками», претворяющими в практику большинство решений, считает себя каждая четвертая (26,9%) женщина и каждый третий (34,1%) мужчина.[17]
Интересно, что в удачных и неудачных семьях количественные параметры каждого из трех только что обозначенных функциональных элементов довольно сильно различаются. В группе замужних женщин эта зависимость между качеством брака и ролью в семье проявляется особенно чётко. Это можно наблюдать на рис. 3.
Три четверти (75%) замужних женщин, недовольных своим браком, определили свою «головную» роль в семье, практически единолично принимая все важнейшие решения. Их более счастливые коллеги видят себя монопольно решающими все вопросы лишь в 15-18 случаях из 100. Зато женщины, счастливые в семейной жизни, дают заметную фору неудачницам в ориентационной функции («шея»).
Наличие болезненных проблем во властной системе современной семьи проявляется и в том, что представители прекрасного и сильного полов слишком уж по-разному оценивают вклад друг друга в решение семейных проблем. На вопрос: «В какой степени мужчина решает важнейшие вопросы в вашей семье?» сами мужчины отвечают: «Всегда» в 23,8% случаев, а женщины — в три раза реже, — лишь 7,7%; «часто решаю важнейшие вопросы» — отвечает каждый четвертый (24,9%) мужчина, а женщины согласны с этим лишь в 14,6% случаях из 100; «в половине случаев» — настаивают 43,2% мужчин, но с этим согласны лишь треть (36,2%) женщин. Зато женщины в два раза чаще, чем мужчины, отмечали варианты ответа: «мужчина редко решает важнейшие вопросы», — соответственно, 14,2% и 7,0%. Самомнение мужчин относительно их роли в семье явно не совпадает с оценкой их реального влияния в глазах женщин.
Зато мужчины «отыгрались» при ответе на вопрос: «В какой степени женщина решает важнейшие вопросы в вашей семье?». Самомнение женщин практически в тех же пропорциях отвергалось мужчинами. Судите сами на основании результатов опроса: 37,7% женщин уверены, что именно они всегда решают важнейшие вопросы семейной жизни, с этим согласился лишь один из десяти (10,8%) опрошенных мужчин. Каждая пятая (19,2%) женщина настаивает на том, что она часто берет на себя ответственность за важнейшие решения, среди мужчин этот вариант отметили 15,7%. Компромиссный вариант ответа: «в половине случаев женщина решает важнейшие вопросы в семье» предпочла каждая третья (32,3%) женщина и почти половина (46,5%) мужчин. Слабому полу редко приходится брать на себя груз ответственности по мнению 5,8% женщин и 17,8% мужчин. В сопоставлении этих цифр явственно проглядывает ведущаяся в полуразрушенных семейных «крепостях» война полов за власть и доминирующее влияние. Совершенно очевидно, что чем сильнее стороны будут настаивать на своих властных полномочиях, тем быстрее будут разрушаться их «крепости».
Особый интерес в качестве «группы риска» семейного благополучия представляют участники опроса, неудовлетворенные своей ролью в семейной жизни. Для полноты картины представим всю информацию по вопросу о степени удовлетворенности участников опроса их ролью в семье. Итак, полностью удовлетворены в своих властных притязаниях 29,6% женщин и 36,2% мужчин. Удовлетворены «в целом», не считая мелочей, по 43,3% респондентов обоего пола. И вот, наконец, пошли искомые участники опроса из «группы риска». Абсолютно недовольны своей ролью под семейным кровом 2.2% мужчин и 7,7% женщин (последних, заметим, в 3,5 раза больше, чем представителей сильного пола). «Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены» еще 14,6% мужчин и 18,5% женщин. В итоге, «группу риска», чьи ожидания в сфере семейных прав и обязанностей остаются неудовлетворенными, составляет, по меньшей мере, четверть (26,2%) женщин и 16,8% мужчин.
Корреляционная связь уровнем удовлетворенности супругов своей ролью в семье и качеством брака очевидна, что и подтвердилось итогами опроса. Среди участников опроса, в целом довольных своим браком, лишь один из десяти (9,3%) хотел бы полностью или частично изменить свою роль в семье. А вот среди тех, кто считает свой брак неудачным, неудовлетворен ролью в семье практически каждый второй (51,4%).
Неудовлетворенность в сфере семейных прав и обязанностей незримыми нитями связана также и с самыми интимными сторонами жизни супругов. Сексуальная неудовлетворенность связана с удвоенной «ролевой» неудовлетворенностью. Что здесь причина, а что — следствие, пока не совсем ясно, но зависимость между этими двумя факторами настолько сильная, что не заметить ее было бы трудно. Среди участников опроса, неудовлетворенных своей сексуальной жизнью, недовольны также и ролью в семье 35,9% респондентов, в то время как среди в целом счастливых любовников «ролевая» неудовлетворенность проявилась лишь у 16,1% опрошенных.
Несомненно, самой главной из причин субъективного ряда следует назвать игнорирование супругами мнения друг друга. Причем главный упрек в этом все же придется адресовать мужчинам. Повод для этого дают результаты опроса. К мнению мужей прислушивается всегда каждая третья жена (об этом сообщили 33% мужчин). К сожалению, сказать, что мнение жены всегда воспринимает муж, смогли лишь 15,4% женщин.
Супруги из более-менее благоприятных браков учитывают мнение друг друга в 2 раза чаще, нежели члены болезненных супружеских союзов (соответственно, в 10,5% и 5,6% случаев). Но оказалось, что больше всего способствует более внимательному и уважительному отношению к мнению супруга. хороший секс. Благоприятная интимная жизнь сочетается с почти трехкратным повышением внимания к точке зрения супруга. Что тут первично, а что — вторично, оставим пока в стороне. Зафиксируем лишь сам факт такой, весьма сильной, корреляции, подтвердив его конкретными результатами опроса.
Среди участников опроса, не могущих похвалиться хорошим сексом, лишь один из десяти (10%) уверен, что к его мнению всегда прислушивается его супруг или супруга. А вот среди тех респондентов, которые не испытывают серьезных проблем в интимной жизни, могут всегда рассчитывать на внимательное отношение к их мнению 28,8% опрошенных. Как говорится, кого люблю, того и уважаю. Или, может быть, верно обратное: кого уважаю — того и люблю?
Источник https://proza.ru/2018/04/09/1917
Источник https://azbyka.ru/deti/vlast-v-seme-modeli-scenarii-i-prosto-schaste
Источник https://studopedia.ru/10_230662_problemi-raspredeleniya-vlasti-v-seme.html