«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
консультация

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу — тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочие подобные аргументы.

Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% — из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.

Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.

Причина выбора именно этих методов кроется:

— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;

— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;

— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.

Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида . Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.

Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье .

• Так, в ст. 19.1. записано, что государство – участники настоящей Конвенции «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке ».

• Старайтесь, чтобы ребенок не был подвергнут «унижающим достоинство видам обращения или наказания» , как это требуется в ст. 37 международной Конвенции.

• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым , к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.

• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка , а только унижает его.

• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.

• Не воспитывайте ребенка только строгостью ; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

  • Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком .

В нашем учреждении работает педагоги и психологи, которые готовы дать квалифицированную консультацию и совет для каждого конкретного случая нежелательного поведения ребёнка.

Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.

Создавайте в семье атмосферу любви , понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях , где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются , он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи .

Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опору.

Из Семейного кодекса выплеснули ребенка

Депутаты и сенаторы хотят дать родителям больше прав за счет детей

Семейный кодекс хотят дополнить принципом «презумпции добросовестности родителей» — такое предложение содержится в обширном пакете «семейных» поправок, которые подготовили консервативные сенаторы и депутаты при одобрении РПЦ. Авторы указывают, что это позволит прекратить практику необоснованного «отбирания детей» органами опеки. Критики считают, что поправки снижают уровень защиты детей, а проблемы с «отбиранием» просто перекладывают на столь же равнодушные суды.

Читать статью  Как предотвратить кризис семейных отношений. исправить отношения мужа и жены в браке, разлад семейных отношений

Фото: Мария Потокина, Коммерсантъ

Фото: Мария Потокина, Коммерсантъ

Поправки к Семейному кодексу и нескольким федеральным законам были внесены в Госдуму в понедельник и презентованы во вторник. Член комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина рассказала, что сенаторы, депутаты ГД, Генпрокуратура, РПЦ, НКО и ученые в сфере семейного права «договаривались о поправках весь прошлый год» и поддержали их «единодушно».

По словам сенатора, документ опирается на три ключевых принципа. Первый — презумпция невиновности для родителей. В законодательстве будет указано, что любые «действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей)», если иное не установлено судом. Комментируя презумпцию добросовестности, сенатор Екатерина Алтабаева пояснила, что материальное неблагополучие семьи или даже употребление родителями наркотиков «еще не означают осуществление противоправных действий в отношении ребенка».

Второй принцип направлен на борьбу с так называемым отбиранием детей, которое все последние десятилетия критиковалось консервативными политическими силами. Так, РПЦ неоднократно заявляла про «необходимость эффективной защиты граждан на законодательном уровне от необоснованного или незаконного вмешательства в семейную жизнь, в том числе и под предлогом защиты прав детей». Напомним, что Семейный кодекс позволяет органу опеки и попечительства немедленно забрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе для его жизни или здоровья. По словам госпожи Мизулиной, органы опеки из семей в РФ ежегодно изымают около 2,5 тыс. детей, еще около 3 тыс. забирает полиция. Впрочем, у Минпросвещения другие данные: в 2019 году органы опеки и попечительства изъяли 1959 детей, в 2020 году — 1772, в 2021 году — 1862. Сенатор Мизулина пояснила, в чем тут главная проблема: изымаемых детей часто готовы принять другие родственники, но действующее законодательство требует от них официального оформления опеки. Новая версия закона предполагает: если родители не могут исполнять свои обязанности, то ребенка будут передавать по «преимущественному праву на устройство в семью».

Третий принцип поправок — закрепление «семейной терминологии» в российском законодательстве. Так, авторы предполагают закрепить в Семейном кодексе новое понятие семьи — «основанная на браке, родстве, свойстве общность людей, связанных общими семейными традициями, ценностями и обязанностями перед друг другом». Также российское законодательство должно подразумевать «укрепление авторитета родителей в семье и обществе», «самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей жизни» и «недопустимость разрушения или создания угрозы разрушения семьи вопреки воле ее членов», причем даже «в случае защиты прав и законных интересов отдельных членов семьи, которые в силу беспомощного состояния или возраста не могут защитить себя самостоятельно».

Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор (Лукьянов) заявил, что комиссия «всецело поддерживает просемейный проект поправок». Однако руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) в беседе с “Ъ” отметила необходимость доработки проекта: «В нем имеются спорные и требующие дополнительного обсуждения положения, позволяющие, например, родителям передать третьим лицам родительские права в отношении ребенка на основании нотариально удостоверенного согласия родителей».

В отличие от предыдущей попытки тех же авторов, этот законопроект «отличается более высоким уровнем юридической техники», а также «не характеризуется острой идеологической направленностью», отмечает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай.

Тем не менее эксперт считает, что «некоторые из предлагаемых изменений значительно снижают уровень гарантий прав ребенка». Госпожа Тягай допускает, что авторы идеи о «презумпции родительской добросовестности» не имеют представления о загруженности российских судов и неверно оценивают «их способность эффективно разрешать подобные срочные вопросы». В реальности «презумпция добросовестности» может привести к длительному ожиданию судебного решения, и все это время ребенок будет «фактически изолированным с родителями, создающими непосредственную угрозу нарушения его прав». Поправка «не несет практической пользы, а лишь усугубляет ситуацию, создавая препятствия для оперативного вмешательства компетентных органов при наличии реальной угрозы жизни и здоровью ребенка», говорит эксперт.

Она отмечает, что случаи необоснованного изъятия детей связаны в основном с высокой загруженностью органов опеки, которым «трудно быстро и объективно оценить ситуацию в семье». «Но как изменится ситуация, если эти функции (решения об изъятии детей.— “Ъ” ) переложить на не менее загруженные и не более подготовленные к такому суды, авторы поправок не объясняют»,— констатирует госпожа Тягай.

Как Владимир Путин провел совещание с детьми

Также эксперт обращает внимание на то, что авторы поправок почему-то хотят исключить из Семейного кодекса положения о том, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей», что «родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию» и что «способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Кроме того, они предлагают удалить из Семейного кодекса норму о том, что ребенок имеет право на общение со своими родителями в случае их проживания в разных государствах. «Неясна цель исключения этого положения, особенно с учетом все возрастающих случаев релокации граждан»,— говорит госпожа Тягай. Также авторы хотят исключить международные объединения и организации из перечня субъектов, обеспечивающих защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По мнению эксперта, это также «не отвечает реалиям процесса глобализации» и нарушает права и законные интересы ребенка.

Есть в поправках и чисто законодательные пробелы: например, предлагаемое определение близких родственников идентично уже действующему и закрепленному в Семейном кодексе, как и определение родительских прав. А формулировки некоторых определений, по ее словам, «противоречат действующему законодательству», например в определении семьи не сказано, что эти люди имеют общее хозяйство и проживают на одной территории, как говорится в ФЗ «О прожиточном минимуме». «Таким образом, говорить о необходимости и практической полезности предлагаемых изменений не представляется возможным»,— констатировала в беседе с “Ъ” госпожа Тягай. Впрочем, сенатор Маргарита Павлова (входит в комитет Совета федерации по обороне и безопасности) заявила вчера, что поправки «станут надежным щитом для всех родителей» и «помогут убрать ловушки, расставленные в 1990-е геополитическими противниками России для разрушения института семьи в РФ».

Почему мам и пап ограничивают в родительских правах?

Причины, по которым может быть принято решение об отобрании детей у родителя, не зависят от него. Ограничение родительских прав возможно из-за трудных жизненных обстоятельств или тяжелой хронической болезни, мешающей исполнять обязанности родителя

Читать статью  Почему дети конфликтуют с самыми родными людьми - матерями. Главные причины

Почему мам и пап ограничивают в родительских правах?

«Отец четверых детей воспитывал их один на протяжении 7 лет после того, как мама их оставила. Все было хорошо, пока он не заболел: орган опеки и попечительства забрал у него детей и передал на воспитание маме. Но она до этого момента детьми не интересовалась. К тому же сейчас она состоит в браке с человеком, который ранее был привлечен к уголовной ответственности. Правомерны ли действия органа опеки?» – такое письмо поступило в редакцию «АГ».

В этой статье мы рассмотрим причины ограничения родителей в правах и порядок определения места жительства ребенка в таких случаях.

Почему родителей могут ограничить в правах?

Ограничение в правах родителя возможно лишь в том случае, если оставление с ним детей подвергает их опасности. Причины и обстоятельства, приводящие к этому, не зависят от родителя: трудные жизненные обстоятельства, расстройство психики, тяжелая хроническая болезнь, мешающая исполнять обязанности родителя, и т.п.

Иск на ограничение прав родителя рассматривает суд, который будет принимать решение, руководствуясь положениями ст. 73 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ): «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав».

Кому ребенка передадут на воспитание?

В решении суда об ограничении или о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, опекуну (попечителю), если он уже назначен, или органу опеки и попечительства.

В целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, суд должен известить этого родителя о времени и месте рассмотрения дела об ограничении или о лишении родительских прав и разъяснить ему, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.

При невозможности передать ребенка другому родителю либо в случае ограничения или лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства. При этом суд не решает вопрос о том, как должна быть определена судьба ребенка (помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции органа опеки и попечительства. Передача судом ребенка на воспитание родственникам и другим лицам допускается только в случае, когда они назначены его опекунами или попечителями (п. 5 ст. 71, п. 4 ст. 74, ст. 121 СК РФ) 1 .

Как выявляется отсутствие родительского попечения над ребенком?

Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком, выявляются в ходе тщательного обследования условий его жизни 2 . Такое обследование проводится перед судебным заседанием, а также ранее, сразу после поступления в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устных и письменных обращений юридических и физических лиц, содержащих сведения о детях.

Обследование осуществляется с целью принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав или ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных или медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводит в течение 3 дней с момента получения сведений о детях специалист органа опеки и попечительства либо образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (далее – организация), которой передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей и их семей.

Что именно проверяют при обследовании условий жизни ребенка?

  • Состояние здоровья и степень удовлетворения основных потребностей.

Уровень физического развития и его соответствие возрасту ребенка; наличие у него заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании и лекарственном обеспечении; удовлетворение базовых потребностей ребенка в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня и режим сна ребенка и др.

Наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность его поведения в различной обстановке и др.

Наименования образовательных организаций, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которые посещает ребенок; форма и успешность освоения им образовательных программ; организация его свободного времени и отдыха; наличие развивающей и обучающей среды.

Состав семьи и его изменение в настоящем и прошлом; особенности отношений между членами семьи, их влияние на ребенка и степень его привязанности к ним; распределение обязанностей в семье; наличие и место жительства близких родственников ребенка; степень участия родителей, других совместно проживающих лиц и родственников в воспитании и содержании ребенка.

Наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места для сна, игр, занятий; наличие личных вещей ребенка (игрушек, книг) и др. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам, медикаментам, электроприборам, газу и т.п.).

Источники дохода родителей и других членов семьи; среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об удовлетворении его основных потребностей.

В ходе обследования используются такие способы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком и их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и др. При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

Читать статью  Низкая зарплата или низкая самооценка? 5 денежных проблем, которые можно решить у психолога — Нож

Что будет после проверки условий жизни ребенка?

По результатам проверки составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. В нем должна быть дана оценка выявленных в ходе обследования обстоятельств, а также изложены выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка или препятствующих его нормальному воспитанию и развитию; выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком; рекомендации о форме защиты его прав и законных интересов.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней после проверки, подписывается проводившим обследование специалистом и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации, если ее сотрудник провел проверку. Акт обследования, проведенного специалистом организации, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в орган опеки и попечительства в течение одного дня, следующего за днем его утверждения, а второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта РФ или органа местного самоуправления либо руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений об их месте жительства или месте пребывания.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение одного дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

Как суд принимает решение о дальнейшей судьбе ребенка?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей или иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком.

Независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Он обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение, подлежащее оценке в совокупности с другими доказательствами (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ, ст. 78 СК РФ). Причем такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства актов обследования.

Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), суд должен исходить из его интересов и учесть мнение ребенка, если ему исполнилось 10 лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания условий для его воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения его требований), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Суд учитывает все обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства его дальнейшей судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ).

Должно ли учитываться мнение ребенка?

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Согласно ст. 12 Конвенции ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, должно быть предоставлено право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим его. Причем взглядам ребенка нужно уделять должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Как указано в ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, если ему уже исполнилось 10 лет.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».

2 Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/17/narusheniya-prav-rebyonka-v-seme-i-ih-posledstviya

Источник https://www.kommersant.ru/doc/5447435

Источник https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/pochemu-mam-i-pap-ogranichivayut-v-roditelskikh-pravakh/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *