Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Цель: Формирование осознания возможностей семейного воспитания ребёнка с нарушениями речи.

— углубление и расширение представлений о роли семейного воспитания детей с отклонениями в развитии и речевой патологией;

— ознакомление с особенностями взаимодействия специальной психолого – педагогической службы для родителей данного контингента детей;

— формирование навыков организации специальной речевой среды в условиях семейного воспитания ребёнка с учётом структуры его речевого дефекта и индивидуальных психологических особенностей.

— Речь и ее структура

— Развитие речи в онтогенезе

— Основные виды речевых нарушений

— Семья как фактор, влияющий на развитие личности ребенка с нарушением речи.

Речь и ее структура

Одним из основных отличий человека от животных, является наличие особого психического процесса, который называется речью Речь — это процесс общения между людьми с помощью языка.

Главным механизмом речевой деятельности является процесс осмысления. Таким образом, речь напрямую связана с интеллектом. Чем выше интеллект, тем лучше развита речь человека.

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе состоит из 2-х крупных этапов:

1. Доречевой этап — включает в себя 3-и стадии: лепет, гуление. Основными задачами этого этапа является тренировка артикуляционного аппарата и развитие фонематического слуха у детей.

2. Речевой этап. На речевом этапе сначала появляются псевдослова, и, соответственно, сами слова. Наиболее интенсивно речь развивается в раннем возрасте (с 1 до 3 лет). Первоначально формируется пассивный словарный запас (ребенок понимает речь, но сам не говорит). Далее (с 2 до 3 лет) формируется активный словарный запас.

Период с 2 до 5 лет считается синзитивным, то есть наиболее восприимчивым к развитию речи.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание родного языка ребенку необходимо для изучения окружающего мира.

Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная, неправильная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Однако, в последние годы специалистами отмечается ухудшение всех речевых показателей детей дошкольного возраста, что вызывает обеспокоенность и подтверждается большим количеством исследований в этом направлении.

Экономические трудности, снижение внимания родителей к детям, общения между родителями и детьми, ослабление государственной политики в области образования привели к катастрофическому снижению речевого развития детей дошкольного возраста. За последнее десятилетие неадекватное реформирование системы образования значительно увеличило интенсивность воздействия на детей «школьно-обучающих» факторов, что привело к тому, что детям знания дают на занятиях, забывая о том, что ведущая деятельность дошкольного возраста — игровая.

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более сознательно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Необходимо развивать все стороны речи :

Понимание речи;

Звуковая сторона речи;

Лексический строй речи (словарный запас);

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех лет – таков его индивидуальный темп развития. Современные психологи выделяют два самых распространенных типа нормально развивающихся детей.

«Говоруны» отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно, если можно все потрогать, знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать». Любая перемена требует от них времени для адаптации. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали.

Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательно реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.

Однако если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз.

Семья как фактор, влияющий на развитие личности ребенка с нарушением речи.

В настоящее время к числу актуальных проблем относится увеличение количества семей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями. В тоже время в практике деятельности учителя-логопеда им уделяется недостаточное внимание работе с семьей, что связано с недостаточностью знаний об особенностях семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, а также с нежеланием семей участвовать в коррекционном процессе.

Семья является одним из активных факторов, влияющим на формирование и развитие личности человека. Она является важнейшим социальным институтом, ячейкой общества.

Рассматривая семью, имеющую ребенка с недостатками в развитии, в частности с тяжелой речевой патологией, основной груз забот по уходу за ребенком лежит преимущественно на матери. Чаще всего мамы делятся условно на две группы. Матери первой группы отличаются подвижностью, активностью. Известие о болезни или отклонениях в развитии ребенка у них вызывают выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. У некоторых матерей этому предшествует психогенный ступор, сменявшийся через определенный отрезок времени плачем, отчаянием, тоскливым настроением и т. д. Вину за случившееся часто берут на себя. У женщин появляются нарушения сна, слезливость, тревожность, усиливается раздражительность. Наряду с депрессией отмечаются астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебание артериального давления. С годами женщины становятся более замкнутыми, теряют интерес к окружающему, суживается круг прежних привязанностей. Они становятся как будто спокойнее, но и безразличнее.

Таким образом, такие мамы нуждаются в поддержке всей семьи в целом, а так же грамотного руководства со стороны специалистов.

Выделяют три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:

• Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на этой основе.

• Динамичность – способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико-артикуляционные связи. У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.

В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает». Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект — это проявление индивидуальности. Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание). В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, который, возможно, реализует их неосуществленные мечтания. Однако близкие такого ребенка не имеют оснований надеяться на многое. Создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречие еще более усугубляется в случае единственно возможного ребенка в семье, когда его физический дефект может оцениваться родителями как крах всех упований.

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремится криком привлечь ее внимание, наконец ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово «неси» — и мать тут же берет его на руки. Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом. Как только ребенок произнес нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу.

Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка. С шести месяцев ребенка следует учить соотнесению предмета с обозначающим его словом, т. е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной к нему речи.

Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навыки правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Речевые недостатки закрепляются и с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации к школе! Ребенок должен слышать правильную, отчетливую речь, на основе которой формируется его собственная. Взрослые должны говорить правильно, четко, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Надо учить ребенка смотреть прямо в глаза говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию.

Цели и задачи сотрудничества специалистов и родителей заключаются в:

формировании общих подходов к воспитанию;

изучении личности ребенка;

привлечении родителей к участию в воспитательном и учебном процессе;

осуществлении диагностики семьи;

выявлении типа семейного воспитания и установок родителей по отношению к детям;

оказании консультативной помощи;

пропаганде логопедических и дефектологических знаний;

оказании помощи семье в коррекции речевых нарушений ребенка.

осуществлении информационно-просветительской и организационной работы.

Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы в детских садах и школах;

2) сообщения на стендах в детских садах, школах и поликлиниках;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) психологическая помощь родителям, тяжело переживающим ситуацию аномального развития ребенка, и т. д.

Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.

Читать статью  Проблемная кожа - причины недостатков и советы по уходу

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

В последнее время усилилось внимание к изучению семьи, в частности межличностных отношений в ней, со стороны педагогики, психологии, социологии, а также логопедии.

Необходимо отметить, что в настоящее время в России наблюдается тенденция увеличения количества семей, воспитывающих ребенка с речевым дефектом. Успешность его преодоления зависит от особенностей межличностных отношений в семье. Логопеду целесообразно вести диагностическую работу с родителями с целью подробного изучения особенностей отношений в семье. На основании полученной информации необходимым условием успешной коррекционной работы с ребенком по преодолению речевого дефекта является разработка программы помощи семье, воспитывающей такого ребенка.

Целью диагностической работы с родителями является определение типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям, собственной семье, а также установление особенностей межличностных отношений в семье и особенностей их влияния на преодоление имеющегося у ребенка речевого дефекта.

Одним из направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения речи, является работа логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьей является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребенка.

Целесообразно логопеду систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с детьми. Эффективными методами сотрудничества с семьей являются: организации родительских собраний, консультаций, проведение бесед, оформление стендов, папок, индивидуальных тетрадей с домашним заданием и т. п.

Рассмотрим некоторые формы организации совместной деятельности логопеда с родителями.

На родительском собрании важно познакомить родителей со структурой и работой учреждения, программой воспитания и обучения, задачами и содержанием работы в течение всего года, а также с правилом и распорядком дня. Эффективно на собрании предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании, т. к. часто бывает, что отношение родителей к речевому дефекту ребенка неоднозначно. Поэтому, особое значение приобретают беседы с родителями, (они могут быть как индивидуальные, так и коллективные) где достаточно четко и ясно логопед объясняет трудности, которые могут возникнуть у ребенка в процессе дальнейшего обучения.

Наиболее продуктивными являются построения бесед по типичным вопросам, интересующих родителей: «Психо – физиологические особенности речевого развития детей», «Основные направления коррекции речевых нарушений», «Организация логопедической работы в группе для детей с нарушениями речи», «Развитие психических процессов у детей с нарушениями речи» и т. п.

В отдельных случаях немаловажно включать в работу с родителями консультативную помощь, наиболее актуальными темами которой являются: «Единство требований детского сада и семьи», «Основные методы воспитания детей», «Чего нельзя допускать в семье?» и т. п. Эффективны четкие и содержательные консультации.

Целесообразно логопеду проводить индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика и т. п.).

На последующих родительских собраниях целесообразно подвести итоги за первое полугодие, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребенка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание. Необходимо проинформировать родителей о решении МПК по поводу дальнейшего обучения детей в массовой или речевой школе.

Высокими потенциальными возможностями в организации совместной деятельности логопеда с родителями являются и наглядные агитации, представленные в виде стендов. Данный вид работы направлен на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду, ходе коррекционно-воспитательной работы, дальнейших путях развития его личности и речи, способствует поддержанию контакта с семьей. Методические материалы и разработки, помещенные на стенде, становятся действенными, если касаются вопросов развития общей и мелкой моторики, артикуляционных укладов, слухового внимания и памяти у детей. Продуктивно использовать советы, рекомендации, комплексы занятий по развитию и коррекции речи у ребенка. Целесообразно включать в информационный уголок для родителей современные психотерапевтические и речевые приемы, такие как игротерапии, психогимнастики, сказкотерапии, где, например, главный герой (веселый язычок) учится выполнять различные артикуляционные упражнения. На стенд необходимо помещать список литературы для родителей, рекомендуемой логопедом и воспитателем. Продуктивно организовывать выставки книг, которые должны быть дома. Систематически следует помещать небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь с детьми. Уместно данные приемы оформлять по принципу доступности и понятности для родителей. Подобные наглядные методы способствуют повышению компетентности и активности родителей в педагогическом процессе.

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов совместной деятельности предыдущих годов обучения. Показательна в этом отношении библиотека игр и упражнений, разработанная самими родителями на заданную логопедом тему.

Особыми потенциальными возможностями в коррекционной работе обладает совместное художественное творчество родителей с детьми. Эффективно использовать на занятии пособие, сделанное в семье (например, по развитию связной речи или формированию звукопроизношения).

Таким образом, родители и близкие родственники ребенка с нарушениями речи, являются его первыми и главными воспитателями. Именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, человеческих отношениях, приобретает различные умения и навыки.

Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Условия обучения и воспитания детей с нарушениями.

Презентация «Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей нарушениями речи» Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. На сегодняшний.

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том.

Родительское собрание в средней группе «Семейное воспитание» Родительское собрание «Семейное воспитание». Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на.

Семейное воспитание — залог успешной адаптации воспитанников детского дома Семейное воспитание залог успешной социальной адаптации воспитанника детского дома Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского.

Воспитание и обучение детей с нарушениями поведения Статья. Воспитание и обучение детей с нарушениями поведения. Нарушение поведение ребёнка называют также аномальным, асоциальным, девиантным,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи «Речь на кончиках пальцев» Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие.

Упражнения на развитие грамматического строя речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход игры: педагог бросая мяч детям, называя.

Упражнения на развитие связной речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Что ты любишь?» Цель: умения составлять предложения по картинкам. Ход игры: У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Степень овладения речевыми навыками – это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.

Нарушение развития речи не может не сказаться в дальнейшем на общем развитии ребенка. Речь человека относится к высшим психическим функциям – ее обеспечивает головной мозг. Любые расстройства в его деятельности могут повлечь за собой проблемы в осваивании речевых навыков.

Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. При этом отклонения могут быть как незначительными, которым родители часто и не придают значения, так и серьезными (общее недоразвитие речи). Воспитание детей с нарушением речи должно проходить с учетом рекомендаций специалистов, что поможет в несложных случаях полностью восстановить нарушенные функции или максимально адаптировать ребенка к дальнейшей жизни в ситуации, когда нарушения носят серьезный характер.

Необходимо заниматься воспитанием у детей правильного произношения. Это связано с тем, что даже незначительные нарушения самостоятельно не проходят и требуют обязательного логопедического вмешательства.

В зависимости от того, чем нарушения речи вызваны, занятия с логопедом могут быть различной продолжительности. Это во многом зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов и от социальной среды.

Как правило, в большинстве дошкольных учебных заведений занимаются воспитанием правильного произношения у детей. Однако для того, чтобы подобная проблема не возникла перед школой, родители должны заранее проконсультироваться с логопедом и при необходимости проводить занятия дома.

Анализ взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и общества, начиная с древнейших времен и до сегодняшних дней, позволяет увидеть проблемы в этой области и выстроить пути их преодоления в настоящем и будущем. Проблемы семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни.

Родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, могут оценивать своего ребенка хуже, чем родители, воспитывающие детей без отклонений в развитии.

Нарушения в здоровье ребенка оказывают влияние на внутрисемейные взаимоотношения и формируют особый внутрисемейный климат. Взаимоотношения в этих семьях проявляются в эмоциональной нестабильности, конфликтности, закрытости. Рождение нездорового ребенка пагубно сказывается на отношениях между супругами: партнерские отношения значительно ухудшаются в сравнении с тем, какими они были до рождения ребенка. Для родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, характерна сниженная самооценка, а также худшее восприятие своего партнера.

Ряд исследователей считает, что при наличии в семье ребенка с проблемами всегда имеет место«иск аженный брак», такая семья является мультипроблемной, в ней существует специфическая опасность, которая «может ослабить ее внутреннюю сплоченность» [2]. В таких семьях отмечается изменение структуры и взаимоотношений между ее членами.

В.В. Ткачева указывает на необходимость изучения семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, и разработку системы мероприятий по оказанию им психолого-педагогической помощи. Так, например, в работах В. В. Ткачевой выделяются психологический, соматический, социальный уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и дается их подробная характеристика [4].

Выделяют специфические функции семьи с детьми с нарушениями речи:

Реабилитационно-восстановительная функция, которую относят к числу основных. В этом случае воспитание детей с онр направлено на реабилитацию ребенка. Родители должны руководствоваться рекомендациями специалистов и, в зависимости от нарушений, оптимизировать физическое и психическое состояние ребенка. Особенно важно не упускать ни малейшей возможности для восстановления его соматического состояния;

Функция эмоционального принятия. Суть семьи состоит в принятии ребенка таким, какой он есть всеми членами семьи. Необходимо, чтобы ребенок полностью включался в семейную жизнь. Воспитание детей с нарушением речи заключается в проявлении любви и уважения к каждому члену семьи, благодаря чему у ребенка формируется личностная зрелость, эмоциональная стабильность и настойчивость в решении любых жизненных проблем;

Коррекционно-образовательная функция. Любовь родителей формирует у ребенка с речевыми нарушениями мотивацию к обучению. Для этого необходимо с учетом рекомендаций специалистов создать необходимые условия – так называемую коррекционно-образовательную среду, способствующую развитию у ребенка интереса к познанию окружающего мира. Так же следует понимать, что на фоне отклонений в речевом развитии воспитание детей нельзя ограничивать исключительно образовательными учреждениями, даже специализированными. Активное участие родителей в воспитании позволяет решить не только проблемы ребенка, но и способствует разрешению внутренних психологических трудностей родителей;

Приспособительно-адаптирующая функция. Роль родителей в воспитании детей с нарушением речи состоит в участии в процессе адаптации как ребенка к окружающей среде, так и окружающей среды к потребностям ребенка. Если жизнь в семье наполнена любовью и уважением, это позволит ребенку научиться проявлять самостоятельность в решении многих жизненных проблем;

Социализирующая функция. Из-за существующих отклонений в развитии, процесс психологического взросления обычно протекает более медленно и с трудностями. Поэтому воспитание детей с онр должно быть направлено на социализацию ребенка. Успех этого во многом зависит от того, насколько родители смогут привить ребенку интерес к окружающим взрослым людям и сверстникам и стремление к познанию окружающего мира;

Профессионально-трудовая функция. Воспитание детей с речевыми нарушениями должно быть направлено на формирование трудовых навыков. Начинать необходимо в раннем детстве с элементарных требований – уборки игрушек, вещей и санитарно-гигиеническому уходу за собой. Именно эти навыки постепенно прививают у ребенка любовь к труду и потребность участвовать в общественно-полезной деятельности. Конечно, овладение той или иной профессией в дальнейшем будет зависеть от степени выраженности болезни, однако в задачу родителей должно входить не ограничение, а максимальная поддержка и одобрение всей семьи.

Основные проблемы семьи с ребенком с нарушением речи

Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, необходимых для правильно воспитания ребенка с речевыми отклонениями;

Личностные особенности родителей, которые выражаются в неприятии ребенка и его проблем;

Невозможность родителей преодолеть стереотипы общества, навязывающие определенную модель отношения к больным детям, что приводит к замыканию родителей на собственных проблемах;

Сложности внутри семьи, которые связаны с непониманием родителями роли отца и матери, несовместимость нравственных позиций родителей, неорганизованный быт, состояние собственного здоровья, материальные проблемы и загруженность на работе.

Это приводит к тому, что ребенка практически не замечают, а он остается один на один со своими проблемами и оказывается абсолютно неготовыми к взрослой жизни.

Таким образом, воспитание детей с нарушением речи требует проявления большей любви и понимания, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Родители должны постараться рассмотреть у ребенка таланты, увидеть его индивидуальность и самобытность. Как правило, дети с речевыми отклонениями достаточно часто обладают способностью к творчеству. Это может быть рисование, лепка, танцы или моделирование. Необходимо помочь ребенку рассмотреть свой талант и развить его, что поможет ему в дальнейшем увеличить собственную самооценку.

Список литературы

1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: М.: Просвещение, 2008.

2. Матейчик, З. Родители и дети / З. Матейчик. – М.: Просвещение, 2012. – 318 с.

3. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 96 с.

4. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – Москва : Психология, 2015. – 320 с

Читать статью  Власть в семье: модели, сценарии и просто счастье - Азбука воспитания

«Семейное воспитание детей с нарушениями речи»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Всем известно, что именно родители формируют такие качества у оребёнка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность. В консультации подробно описываются составные компоненты содержания семейного воспитания. К ним относятся физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 47.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микрорайон, дом 326

E-mail: petushоk@guostrj.ru , тел/факс (38259) 5-44-60

Тема: « Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Подготовила: Митракович Любовь Васильевна, учитель-логопед МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской области

г. Стрежевой, 2018 г.

Процесс целенаправленного воспитания личности, ее информатизация и социализация, акты коррекции в ее развитии и саморазвитии осуществляются в педагогических системах. Категория «педагогическая система» и ее модификации («воспитательная система», «образовательно-воспитательная система», «система образования») – одна из основных в понятийном аппарате педагогики.

Особо актуально рассмотрение такой особой системы как педагогической. В разнообразной педагогической литературе очень много пишут о том, что родитель – профессия педагогическая, поскольку именно родители, в первую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненном пути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность, основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному в окружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя ее творческим трудом.

В целях изучения семьи как особой педагогической системы выделяют такую разновидность педагогики как семейная педагогика.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей

Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются следующие направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое.

Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Этому способствуют не только гигиенические условия среды (одежда, кроватка или манеж, режим бодрствования), но и специальные физические занятия. При ограничении движений, снижении двигательной активности развитие ребенка замедляется и нарушается. Упражнения, входящие в систему физического воспитания ребенка, обеспечивают закономерные изменения в высшей нервной деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах. Ребенок, воспитывающийся в оптимальных условиях внешней среды с гармоническим развитием функциональных систем, приобретает способность быстрой адаптации к изменяющимся условиям среды, в том числе и к ее неблагоприятным факторам. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом,- все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно,- своими поступками, высказываниями и т. д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Таким образом, в семье имеются объективные естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения. Эстетическое воспитание в семье определяется как развитие у ребенка способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание у него стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как его приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Задачи эстетического воспитания в семье непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту

Трудовое воспитание . В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Для родителей семейное воспитание — это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Семья играет огромную роль в развитии ребенка с речевыми нарушениями. Можно приводить множество примеров того, как самоотверженная и последовательная деятельность родителей по воспитанию, обучению и коррекции недостатков в развитии ребенка приводила к прекрасным результатам. Однако именно родители, их отношения, методы воспитания могут стать причиной формирования у ребенка нарушений в развитии. Возрастная незрелость личности и ее отдельных компонентов и свойств, неустойчивость структуры личности у ребенка определяют относительную легкость возникновения различных более или менее стойких отклонений и нарушений под действием неблагоприятных социально-психологических факторов.

Культурно-исторический подход к исследованию семьи как системы межличностных отношений и места ребёнка внутри неё

Исследованиями семьи как системы межличностных взаимодействий, её структуры и функций занимается наука семейная психология. Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные отношения способствуют ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, а также приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества. Психологически помочь семье — значит способствовать тому, чтобы внутрисемейные взаимоотношения были отрегулированы в позитивную сторону, а это значит, чтобы семья помогала каждому её члену эффективно развиваться. Негативному в семье необходимо противопоставить позитивное в ней, как в содержательном, так и в ценностно-культурном контекстах. Изучение психологических особенностей дисфункциональной и здоровой семьи – ключевой вопрос психологии внутрисемейных отношений. В дисфункциональной семье наблюдается неадаптивное поведение одного или нескольких членов семьи, не обеспечиваются необходимые условия для их личностного роста. В дисфункциональных семьях наблюдаются такие явления, как алкоголизм, наркомания, насилие, детские кражи и т.д. Здоровая семья характеризуется гибкой структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами. Здоровая семья – это место открытого проявления близости, любви, так же, как и ссор, и даже ненависти. Все свободны принимать участие в интенсивных межличностных взаимоотношениях на основе любых человеческих чувств.

Семья с социально-психологической точки зрения – малая группа, которая основывается на браке, кровном родстве и осуществляет совместную деятельность. Здесь исследуются циклы развития семьи, её ролевая и властная структура, стабильность и устойчивость отношений в семье, особенности выбора брачного партнёра, установки на брак и семью, конфликты, взаимоотношения семьи с более широким социальным контекстом. Дети, выучивая определённый стиль поведения в семье, затем используют его в своих взаимоотношениях с людьми во взрослой жизни, в том числе с партнёрами по браку.

Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль. Это нельзя не учитывать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития. В этой связи изучение проблем семьи такого ребенка становится одним из важных направлений в деятельности специалистов. Акцент коррекционного воздействия переносится на семью ребенка с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают семью данной категории в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно решать его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Правильное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей больных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшей проблеме.

Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребёнка. В такой ситуации чаще всего формируются неправильные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических расстройств.

Конструктивная и динамическая помощь таким семьям является необходимой на всех этапах жизни ребенка. Специалистам необходимо создать благоприятные условия для реабилитации всей семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.

Решение этой проблемы предусматривает:

  • психологическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери;
  • составление программы реабилитационных мероприятий семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспектах;
  • проведение реабилитационных мероприятий, в соответствии с программой, конкретно для каждой семьи;
  • организацию групп взаимоподдержки;
  • патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий.

На начальных этапах, которые являются часто наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т.е. специалисты, реально помогающие ребенку. Каждый специалист, работающий с ребенком обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями.

Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь.

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Хорошо если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов, что способствует успешной реализации лечебно-коррекционной работы с ребенком. Но, надо помнить, что дети, с которыми приходится иметь дело педагогу-дефектологу, являются детьми своих родителей. Иначе говоря, оба родителя могут быть также примитивны, малоразвиты, нервны и психопатичны, как и их дети. Некоторые из родителей своим болезненным эмоционально-волевым поведением, нередко при этом вопреки собственным желаниям и стремлениям, очень тормозят коррекцию ребенка!

Поэтому я считаю одной из первостепенных задач устранять непонимание родителями задач специальных учреждений, вести среди родителей большую просветительскую работу, всячески способствовать налаживанию внутрисемейных отношений.

Можно выделить несколько наиболее важных моментов работе с родителями, которые успешно реализуются в работе нашего ДОУ:

1.Установление первых контактов между семьей и учреждением. еще до первого дня прибытия ребенка (приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятий;

2.Предоставление родителям письменной информации об учреждении (встреча для согласования договора о зачислении в детский сад).

3.Дальнейшие контакты и связь между родителями и персоналом (ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей);

4. Неформальные беседы о детях или запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

5.Ознакомление родителей (по требованию последних) с письменными материалами об их детях;

6.Предложение принять участие в мероприятиях группы;

7.Обращение к наглядной информации;

8.Участие родителей в ежедневных занятиях детей:

9.Приглашение помогать в повседневных занятиях группы;

10.Оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.

11.Родители продолжают дома работу по программе группы и выполняют вместе с ребенком домашнее задание.

12.Родители участвуют в решениях по поводу их детей;

13. Помощь родителям:

  • оказание помощи родителям в воспитании, в вопросах развития (обучения), в вопросах ухода за ребенком или чуткому к нему отношению;
  • накопление информации и практических советов;
  • помощь в решении проблем (не обязательно связанных с ролью родителей), в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Каждый из названных выше видов участия родителей может встречаться в любом, на мой взгляд, дошкольном учреждении.

Методы семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Метод воспитания — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье.

Следовательно, методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации. Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств — слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий.

Читать статью  Рушится семья из-за тёщи - 2 совета психологов, консультации

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет ни повода, ни возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. В. А. Сухомлинский говорил о том, что педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека. Следует отметить, что основные задачи родителей в коррекционно- педагогическом процессе будут зависеть от возраста ребенка. Так, в возрасте 0-3 года родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплого общения, тактильных стимулов, зрительных и слуховых стимулов, в игровой форме производится стимуляция двигательной активности, речевой активности, развития пространственной ориентировки и схемы тела. Мать ведет дневник наблюдений, организует охранительный режим для ребенка. В возрасте 3-4 лет у ребенка развивают внимание, память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, формируют навыки общения и расширяют круг общения, формируют навыки самообслуживания и гигиены, организуют ролевые и сюжетно-ролевые игры, привлекают детей к труду, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают детское дошкольное учреждение и участвуют в организации совместной работы с его специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка и ведут дневник наблюдения. Родители ребенка в возрасте 5-6 лет совместно со специалистами готовят ребенка к школе, организуют его режим дня. Ребенок участвует в распределении и обсуждении обязанностей. Родители формируют у ребенка трудовые навыки и приучают его к самостоятельности. Родители совместно со специалистами выявляют и развивают интересы и творческие способности ребенка, продолжают расширять представления ребенка об окружающем мире, ведут дневник наблюдения. Таким образом, основными задачами родителей являются:

− создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

− обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

− постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

− овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

− овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

− участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

− родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители должны продолжать с ним работать.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться.

Преодоление речевых нарушений в условиях семьи

Особое внимание родители должны уделять развитию речи детей. Реализация задачи развития речи ребенка в семье должна идти в следующих направлениях:

  1. Оказание необходимой посильной помощи своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и воспитателей группы.
  2. Проведение специальных игровых упражнений, способствующих устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.
  3. Применение специальных игровых упражнений для стимулирования фонематического слуха (различение звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать взрослого, выполнять действия согласно словесной инструкции: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?», «Найди игрушку» (по словесным указаниям взрослого) «Игра в рифмы» (подбор слов, близких по звучанию: лягушка — петрушка — ватрушка — старушка).
  4. Чтение художественной литературы вместе с детьми.
  5. Обращение внимания детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; показывание действия в практическом плане: например, пластмассовая лодочка плавает, а металлический ключ тонет.
  6. Обращать внимание детей на верное употребление предлогов в повседневной речи.
  7. Стремиться к тому, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
  8. После просмотра фильмов, прослушивания сказок помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося персонажа.
  9. Обучение ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.
  10. Показ ребенку примера ведения диалога за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. п.

Для того чтобы установить эффективный контакт с ребенком на довербальном этапе развития, родителям нужно обращать особое внимание на следующие моменты:

1. Не дожидаясь сигнала от ребенка (плач, гуление), постараться удовлетворить его потребности.

2. Следить за взглядом ребенка и называть словом предмет его интереса.

3. Имитировать звуки и действия ребенка.

4. Изменять слова в разговоре, а затем ждать ответа.

5. Использовать бессловесные указания, мимику, голос.

6. Быть адекватно требовательным к ребенку.

Взрослому необходимо соблюдать требования к речи:

1. Правильно произносить все звуки родного языка.

2. Добиваться ясной, четкой и отчетливой речи, т.е. вырабатывать хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона и грубых выражений. Значительный вклад в развитие речи ребенка с нарушениями речи вносит художественная литература, а точнее, совместное чтение с родителем и рассматривание картинок. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что, кроме развивающего значения собственно чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является лучшим средством сближения с детьми. Детскую литературу можно представить в виде нескольких групп. Первую групп детской литературы составляют сочинения для самых маленьких — это пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор — колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка — призван был защитить малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились нараспев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого — похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. При этом происходил приятный для ребенка физический контакт с близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие. В этой функции такие игры могут использоваться на протяжении всего периода дошкольного детства как в условиях детского сада, где нагрузка на нервную систему детей особенно велика, так и в семье. Вторая группа — произведения, способствующие интеллектуальному развитию ребенка: в зависимости от его возраста на первый план выдвигаются совершенно разные задачи. В соответствии с ними в фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки — такие, как «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и т. п. Многократно слушая их, ребенок привыкает к тому, что герои появляются всегда в строго определенном порядке. С каждым следующим героем происходит одно и то же типовое событие, и он занимает свое место в ряду. Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения впоследствии абстрактной идеи порядка вообще — в частности, представления о числовой последовательности, числовом ряде. В других сказках — например в сказке «Три медведя» — дети сталкиваются с понятиями о соответствии размеров. Через сказки дети получают и первые представления о логике — сначала, естественно, о житейской логике соответствия поведения объективным закономерностям природы. Таковы сказки про лубяную и ледяную избушку и ее английский аналог — сказка «Три поросенка», для более старших детей – «Вершки и корешки» и западный аналог «Еж и заяц». Сказки для детей старшего дошкольного возраста формируют у ребят представление о необходимости учения. Эту задачу, например, решает сказка «Буратино» в авторском варианте Алексея Николаевича Толстого (ее западный прототип — сказка «Пиноккио» Карло Коллоди). Во всех этих сказках, кроме того, утверждается ценность интеллекта, его практическая польза. Ребенок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться, глупого обязательно обманывают и никому его не жалко, потому что он сам виноват в том, что с ним произошло. Третья группа сказок знакомит детей со сценариями поло-ролевого поведения. Они адресованы ребятам более старшего возраста. Все волшебные сказки содержат нравственный аспект, они дают детям эталонные представления о добре и зле. В русских сказках — это смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, уважение к природе, растениям и животным, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях — для девушек; незлопамятность и неспособность к мести — для юношей. Особая задача при знакомстве детей с литературой — воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. Безусловно, эту задачу решают и все перечисленные выше произведения. Но особый слой отечественной литературы образует авторская поэзия. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестовому и потешному фольклору. Былины также являются поэтическими текстами — и лучше детям иметь дело именно с ними, а не с прозаическими примитивными сюжетными пересказами.

Для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей, родителям необходимо:

1. Осуществлять к ребенку индивидуальный подход.

2. Выполнять требования логопеда и воспитателя.

3. Регулярно посещать логопедические занятия и выполнять домашние задания.

4. Соблюдать правильный распорядок дня.

5. Создавать условия для спокойного ночного отдыха.

6. Выполнять упражнения на пополнение лексического запаса речи, развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания.

7. Читать и разучивать стихи, народные сказки, басни, использовать сюжетно-ролевые игры.

8. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность с логопедом, психоневрологом, психологом и другими специалистами.

Методы работы с семьей

Метод убеждения . Помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Метод наблюдения . Помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, за его досуговой деятельностью.

Метод бесед . Один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы сотрудничества с родителями: Индивидуальные. Групповые. Беседы. Анкетирование. Тестирование. Консультирование. Индивидуальные практикумы. Телефон доверия. Почтовый ящик. Консультации. Семинары – практикумы. Групповые собрания. Конференции.Тренинги. Собрания. Родительский клуб. Родительский всеобуч.

В результате совместной работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Родители интересуются работой ДОУ. У них повышается компетентность в психолого- педагогических и правовых вопросах. Увеличивается количество обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам. Возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ. В целом наблюдается удовлетворённость родителей работой педагогов и ДОУ.

1. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд, стереотип. — М.: Академия, 2000.

2. Куцаева Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника / Л. В. Куцаева, С. И. Мерзлякова, В. Н. Зимонина. — М.: Владос, 2002.

3. Рыжова Н. В. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями / Н. В. Рыжова / Электронное пособие / http://cito-web.yspu.org

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996

5. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1995

6. Ермакович В.Д. «Организация работы с родителями». Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 1, Школьная Пресса, 2003.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/lekcija-semeinoe-vospitanie-detei-s-narushenijami-rechi.html

Источник https://izron.ru/articles/voprosy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-svezhiy-vzglyad-i-novye-resheniya-sbornik-nauchnykh-tru/sektsiya-11-semeynaya-pedagogika-i-domashnee-vospitanie-v-sisteme-obrazovaniya/sovremennye-problemy-semi-i-rebenka-s-narusheniem-rechi/

Источник https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/01/07/semeynoe-vospitanie-detey-s-narusheniyami-rechi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *