Современная молодежь о браке и семье

Семья – одна из важнейших жизненных ценностей человека. На протяжении многих веков роль семьи и брака занимали ведущее место в жизни каждого индивида и всего общества. Являясь носителем духовных и культурных ценностей, она служила источником нравственных идеалов и образцов поведения. Нельзя не согласиться с тем, что и в современном мире семья является основой общества. Именно семья с самого раннего возраста закладывает фундаментальные качества человека, формирует основные ценности, идеалы, моральные нормы, закладывает первые уроки нравственности, обеспечивая тем самым полноценное формирование личности. Семья, как социальный институт, обеспечивает стабильное развитие общества, оказывает регулирующее воздействие на многие процессы и явления общественной жизни и выполняет ряд других немаловажных функций, способствующих эффективному и полноценному развитию нашего общества.

В последнее время можно заметить, что отношение к браку и семье в молодежной среде стало более упрощенным и легкомысленным. Вступая в брак, молодые люди всерьез не задумываются над принятым решением, так как не имеют достаточно четких представлений о семейной жизни. Можно проследить такую тенденцию, что большинство из них не стремятся к созданию семьи и официальной регистрации своих отношений. Как следствие одной из самых распространенных форм отношений на сегодняшний день является гражданский брак (сожительство), который не ставит своей целью рождение и воспитание детей, а значит и не выполняет основной функции семьи как полноценного социального института. По мнению многих исследователей, популярность гражданского брака в молодежной среде приводит к ряду проблем, обуславливающих кризис института семьи и порождающих демографическую нестабильность нашего общества.

Несмотря на положительное отношение к близким внебрачным отношениям, проведенный Долбик-Воробеем опрос в ее работе «Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости» показал, что все-таки главными для молодежи являются официально зарегистрированные союзы – 61% студентов состоят в юридически оформленном браке, а 39% — в гражданском.

По результатам многочисленных исследований можно наглядно продемонстрировать усредненный портрет современного молодого человека. В настоящее время ситуация складывается следующим образом: главными мотивами оформления официальных отношений становится любовь, а также взаимопонимание и общие интересы, немаловажной составляющей остается наличие постоянного полового партнера. Несмотря на популярность в современном мире гражданского брака, все же большинство молодежи предпочитают официально регистрировать свои отношения. А приверженности молодежи к гражданским бракам можно обосновать не только их безответственностью, легкомысленным поведением и утратой семейных ценностей, но и возможностью, в связи с увеличением в последнее время числа разводов, избежать дальнейших трудностей.

Гражданский брак в этом случае выступает в неком роде пробной версией брака. А в основе решения молодых людей заложен здравый смысл и рассудительность. Но негативным остается тот факт, что на первом месте по жизненным целям молодого поколения становится работа, карьера и образование. Молодежь отдает предпочтение материальной выгоде и нацелена в первую очередь на материальный успех. К тому же в последние десятилетия четко стала прослеживаться тенденция увеличения брачного возраста и откладывание создания семьи на более поздний период жизни.

Фондом Общественного мнения в 2014 году было проведено исследование «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности». На вопрос о жизненных целях, имеющих первостепенное значение для молодежи,

  • половина ответили «работа», «совершенствование в профессии», «карьера»;
  • 19 % – «получение образования», «востребованность профессии»;
  • 13 % – «деньги, богатство» и только 6% готовы к созданию семьи.

Главная цель семьи, как социального института, заключается прежде всего в передаче базовых общественных норм морали от поколения к поколению, обеспечивая тем самым элементарные навыки общения и успешный процесс социализации человека. В настоящее время для многих семья перестает быть главной жизненной ценностью, снижаются мотивы, побуждающие людей вступать в брак. В данном случае можно говорить о кризисе семьи.

Понятие «кризис семьи» используется в значении понимания общей ситуации, сложившейся в сфере семейно-брачных отношений, в более узком смысле кризис семьи означает ряд проблем, возникающих в семейно-брачных отношениях. Кризис института семьи стал наиболее ощутимым и очевидным к концу 70-х годов XX века. В первую очередь он проявляется через такие явления, как увеличение числа неполных семей; появление нетрадиционных, однополых браков, свободных союзов, приведших к ослаблению прочности браков; очень большое количество разводов; низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводство населения.

Также кризис института семьи обусловлен такими серьезными проблемами, встречающимися в молодых семьях, как материальная несостоятельность, жилищные проблемы, проблемы трудоустройства и медицинского обеспечения, психологические проблемы, заключающиеся в адаптации молодых супругов друг к другу и новым условиям. Все эти показатели, коснувшиеся российского общества, негативно влияют на рождаемость и приводят к демографическому кризису.

Остроух видит главную причину кризиса семьи в экономической независимости женщины, которую позволили ей приобрести условия современного общества. Успешно реализовав себя в профессиональной сфере женщина зачастую перестает нуждаться в мужчине. Работа и карьера становятся главными ориентирами жизни, поэтому рождение детей откладывается на более поздний срок, не редкостью становится внебрачные дети.

Одной из весомых причин кризиса института семьи является увеличение числа разводов. Развод как официальное расторжение брака можно рассматривать и в качестве результата эволюции семейно-брачных отношений и как проявление кризиса института семьи. Интенсивное нарастание числа разводов можно было наблюдать еще в советское время, когда распадался каждый третий брак. Упрощение процедуры развода привело к увеличению разводимости почти в два раза. Уже в 1999-2002 годах число разводов возросло на 60%. Если в 1970 г. число разводов составляло 30 %, то в 2015 г. количество разводов достигало 53 % от числа заключенных браков.

Читать статью  Океан Ельзи - 911 (ты и я - счастлива семья. моя машина) | Текст песни

Сегодня к разводам стали относится намного проще и воспринимают данное явление как норму общественной жизни. В результате у исследователей сложились две разные точки зрения: одни ассоциируют развод как негативное явление, приводящее к кризису семейно-брачных отношений и отрицательно влияющим на многие общественные процессы, другие считают, что развод – это важный элемент современной семейной жизни, отражающий индивидуальную свободу и равноправие полов. Однако можно с точной определенностью сказать, что большой процент распада семей негативно сказывается на многие общественные процессы, тормозит экономику страны, способствует развитию демографического кризиса.

Таким образом, молодежь является неким определяющим фактором, от которого зависит развитие и полноценное функционирование всего общества. Ведь основа человеческого бытия – семья. Как следствие необходимостью становится формирование у молодежи серьезного отношения к созданию семьи, правильного представления о браке, воспитание бережного отношения к семейным ценностям.

ВЦИОМ выяснил отношение россиян к браку и семье

ВЦИОМ выяснил отношение россиян к браку и семье

Более 70 процентов россиян считают, что в современном мире предпочтительнее вступить в брак и жить в семье. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ.

Подобного мнения придерживается 71 процент россиян. При этом десять процентов граждан убеждены, что можно жить в семье, но не регистрировать брак официально, а 11 процентов респондентов верят в то, что лучше жить одному и не вступать в брак. Только два процента россиян считают, что нужно вступать в фиктивный брак, но жить в одиночестве.

Большая часть участников опроса придерживаются мнения, что мужчина должен жениться в 28 лет. При этом, по их мнению, женщине следует выходить замуж в 24 года.

О праздновании 8 июля в России Дня семьи, любви и верности знал 81 процент респондентов. Однако только 65 процентов россиян считают, что данный праздник следует на официальном уровне отмечать в стране, пишет РИА Новости.

Ранее Григорий Кирьяшин, работающий полицейским в столичном метрополитене, сделал предположение Алесе Косик, которая работает инспектором службы в том же отделе полиции, в День семьи, любви и верности. В ГУ МВД России по столице отметили, что праздник и романтическая история полицейских напоминают россиянам о семейных ценностях, поддержке и заботе близких.

Россияне изменили свое отношение к браку

Жениться в России сегодня никто особо не торопится, рожать, кстати, тоже. В СССР свободные отношения, или сожительство, порицались. «Принести в подоле» считалось позором семьи. Развод мог испортить карьеру. С тех пор многое поменялось.

Татьяна Гурко, доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра (ФНИСЦ) РАН, профессор, о том, как изменились взгляды наших соотечественников на семью и почему брак на всю жизнь перестал быть нормой.

Сначала ребенок, затем — штамп в паспорте

Сначала ребенок, затем — штамп в паспорте. Фото: pixabay.com

— Татьяна Александровна, я еще застала времена, когда принято было вступать в брак в 20–25 лет. Помню, девушкам постарше то и дело приходилось отвечать на сакраментальный вопрос: «Замуж еще не вышла?» Теперь замужество после 35 лет никого не удивляет, это давно в порядке вещей.

— Известно, что у тридцатилетних распространены так называемые пробные браки, когда некоторое время люди живут вместе без регистрации. Если сравнить мои данные социологических опросов студентов из Москвы и Ставрополя (консервативный юг России), проведенных в 2005 и 2007 годах, с результатами, которые были получены в 2018 году, можно сделать вывод, что почти в два раза меньше стало девушек, желающих выйти замуж до 24 лет. Характерно, что позже других вступить в брак собираются студентки технических специальностей, а раньше — юноши, которые выросли в сельской местности.

— Основные демографические показатели говорят о том, что брачные отношения в России сегодня уходят от таких стандартов, как в традиционных обществах, прежде всего в мусульманских странах, где много браков и низкий уровень разводов. Причем наблюдается тренд в сторону Запада, где так называемые сожительства чрезвычайно распространены. И это не очень сочетается с активной пропагандой семейных ценностей. Фраза «они жили счастливо и умерли в один день» звучит архаично.

— Норма «брак на всю жизнь» сохраняется в большей мере в странах, в которых доминирующей религией является ислам, в меньшей мере — среди стран, где доминирует протестантизм, православие и, очевидно, в большей мере среди верующих граждан. В ряде западных стран произошел переход не только от религиозного брака к светскому, но и от юридического брака к фактическому (некоторые юридические последствия) и, кроме того, к сожительствам. Увеличение числа сожительств в большинстве западных стран приводит и к уменьшению уровня разводов.

— Сожительство стало привычным явлением, но наверняка далеко не все россияне с одобрением смотрят на такой союз. Современные бабушки и дедушки родом из СССР. В них еще сохранилась прежняя закваска.

— По результатам ESS (Европейское социальное исследование), не одобряют людей, которые живут вместе, не вступая в брак, примерно 38% жителей России. Интересно, что нас опережает Словакия (39%), недалеко ушла Литва (37%). А в Норвегии противников партнерских отношений лишь 3%, в Финляндии 5%, в Нидерландах 6%, во Франции и Испании по 7%. В России наиболее либеральны в отношении сожительства мужчины. Характерно, что доля не одобряющих сожительство увеличивается с возрастом. Если в возрастной группе 15–54 года не одобряют сожительства 23–31% жителей России, то в возрасте 55–91 года — уже 49–65%. По уровню образования более либеральны бакалавры (24%), а наиболее консервативны имеющие среднее образование (40%). Практически равная доля граждан России (38%) и не граждан (43%) не одобряют сожительства, но среди верующих их больше.

— Какие плюсы брака отмечают респонденты?

— Результаты анализа данных RLMS-HSE («Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ») 2019 года свидетельствуют, что больше мужчин и женщин, состоящих в браке, удовлетворены жизнью и меньше курят в сравнении с сожителями и разведенными. Они оценивают здоровье как очень хорошее и хорошее в сравнении с сожительствующими женщинами и разведенными мужчинами того же возраста.

Читать статью  33 правила семейного счастья | Психолог Зберовский Андрей, семейный психолог Москва

— Судя по результатам опросов, начиная с 1990-х годов внебрачная рождаемость постоянно растет.

— Да, такая тенденция прослеживается. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м — уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! (Для сравнения: в Швеции, Норвегии и Франции — более 50%.) Смягчились нравы даже в сельской местности. Там детей, рожденных вне брака, больше, чем в городе. Доля детей, зарегистрированных обоими биологическими родителями, не состоящими в браке, составляла 4% от числа родившихся в 1970 г., а в 2018 г., соответственно, почти в три раза выше. Обычно такие партнеры сначала сожительствуют, затем узнают о беременности и продолжают жить без регистрации брака (хрупкие семьи). Становится нормативным сожительствовать и, узнав о беременности, заключать брак. Такую практику можно считать вариацией. Судя по зарубежным данным, так чаще поступают партнеры, не имеющие образования и высокого социального статуса. Брак как экономический институт для них не представляет ценности. Следует отметить, что половина из внебрачных рождений — это родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по совместному заявлению отца и матери. Вполне возможно, что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.

— Да, нередко родители оформляют свои отношения официально, имея уже несколько общих детей. Для большинства это формальность. Было де-факто, стало де-юре. Они на протяжении длительного периода считали себя настоящей семьей, в которой рождались дети, и это никого не удивляло.

— Даже анализ данных переписи 2002 года говорит о том, что более половины (54%) детей рождены в результате внебрачного зачатия, причем 25% — в первые девять месяцев брака, остальные 39% — вне брака. Согласно данным за 2012 г., т.е. через десятилетие, лишь немногим меньшая доля (23%) всех рождений появилась в первые девять месяцев брака. Фактически 50% женщин, вступающих в брак, уже имеют беременность. Достаточно сопоставить даты заключения брака и регистрации ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка. Если раньше дети были результатом брака, то сейчас наоборот — брак нередко становится следствием появления детей. Кроме того, официальный союз мужчины и женщины еще и категория экономическая. Сегодня вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень остро. Поэтому союзы редко заключают в спешке, необдуманно. В современных условиях, по мнению западных коллег, «пары с высокими доходами и высоким уровнем образования имеют наибольшие стимулы для поддержания долгосрочных брачных отношений с целью материальных и нематериальных инвестиций в детей».

— В незапамятные времена к сексу без штампа в паспорте относились с осуждением. Этот негативный настрой сохранился у консервативной части населения. Недавно мне попались на глаза брачные объявления на одном православном сайте. Для большинства воцерковленных мужчин невинность невесты — принципиальное условие.

— Нормативная, консервативная модель брачного поведения и установок предполагает добрачное ухаживание, одобрение брачного выбора родителями будущих супругов, сексуальные отношения только в браке, недопустимость внебрачных сексуальных связей, один брак на всю жизнь (за отдельными исключениями), рождение детей в браке, главенство старших и мужчин. Мнения о том, что секс вне брака допустим всегда, придерживается больше молодых мужей и жен, в пожилом же возрасте сторонников внебрачного секса более чем в два раза меньше. Уровень образования не связан с одобрением внебрачного секса мужьями, но больше жен с высшим образованием допускают секс вне брака в сравнении с женами других образовательных групп. Новых данных о распространенности сексуальных отношений вне брака мужей и жен в России практически нет (прежде такие сведения получали в кожно-венерологических диспансерах).

— Меняется ли традиционное распределение ролей в браке от консервативного, по принципу «муж в доме хозяин», к либеральному, в сторону равноправия?

— С консервативным распределением ролей мужья согласны независимо от возраста, доля же жен-консерваторов уменьшается в младших возрастах. Причем даже среди молодых супругов с высшим образованием почти в два раза больше мужей-консерваторов, нежели жен. Примерно в два раза больше мужей, нежели жен, придерживались патриархатной нормы о главенстве мужа в семье: «Муж должен нести ответственность за семью, быть ее главой, а жена — быть покорной мужу». Среди младшего поколения супругов так считает практически каждый третий мужчина и только 14% жен (2003). Такое расхождение ролевых ожиданий провоцирует потенциальный базовый конфликт.

Особенно наглядны различия в таких сферах, как принятие решений о крупных покупках, сбережениях, куда и сколько денег вложить, а также о проведении свободного времени, выходных, отпуска. Доминировавший в советское время матриархатный тип принятия решений в условиях социалистической экономики, когда оба супруга имели примерно равную зарплату, трансформируется в условиях рыночной экономики. И установленные различия не возрастные или зависящие от стажа брака, а именно поколенческие.

— Какую роль играют пол, возраст и образование супругов при принятии решений на семейном совете?

— Различия по полу по-прежнему существенны, когда речь идет о повседневных покупках (9% мужей и 40% жен оказывают сильное влияние), сбережениях, куда и сколько денег вложить, об образовании детей, а также о занятости и часах работы членов семьи. Больше мужей с высшим образованием оказывают сильное влияние на принятие семейных решений в сравнении с мужьями со средним образованием. В два раза больше мужей в сравнении с женами считают, что именно мужчина должен нести ответственность за семью, быть ее главой. На практике лишь часть молодых образованных мужей влияют на принятие решений в разных сферах семейной жизни.

Читать статью  Кризис первого года семейной жизни: симптомы кризисного периода 1 года брака, причины, как долго продолжается, советы по преодолению

— Влияет ли возраст супругов на взаимоотношения в семье?

— Судя по результатам соцопросов RLMS-HSE 2002 года, испытывают отрицательные переживания «часто или постоянно» из-за поведения супруга/и: «ведут себя сердито и агрессивно по отношению к ним», «усложняют их жизнь», «показывают им, что он/она (ему/ей) неприятны», «заставляют их чувствовать, что они нежеланны», «действуют им на нервы», «критикуют их», «оскорбляют их» преимущественно мужья и жены средней возрастной группы от 36 до 64 лет (около 50% независимо от пола) и около 35% в младшей и старшей возрастных группах супругов.

Психологическую поддержку получают «часто или постоянно» со стороны супруга(и) («поддерживает и успокаивает вас, когда вы в этом нуждаетесь», «показывает, что (она/он) заботится о вас как о человеке», «дает вам полезную информацию или совет, когда вы в них нуждаетесь», «слушает вас, когда вам необходимо поговорить о вещах, имеющих для вас особое значение», «говорит вам вещи, которые укрепляют вашу уверенность в себе», «понимает ваш образ мыслей», «оказывает вам непосредственную помощь, т.е. делает для вас или дает то, что вам необходимо», «дает вам почувствовать, что вы можете положиться на (нее/него)») в среднем 50% мужей и 41% жен. В возрасте 65 плюс психологическую поддержку получают чуть больше супругов, что свидетельствует о значимости семьи в пожилом возрасте для благополучия и мужчин, и женщин.

— О чем говорят ваши результаты опросов о межэтнических браках? Насколько толерантны молодые россияне?

— Прежде всего люди ищут партнера из своей социальной среды или со сходным социальным статусом. Это — национальность (этническая группа), религия, уровень образования, социальный класс или профессиональная группа (рабочие, творческие профессии, менеджеры). Динамика предпочтений студентов в отношении национальности будущего избранника свидетельствует о росте толерантности. В Ставрополе 77% юношей в 2018 г. выразили готовность заключить брак с девушкой другой национальности. В 2007 году их было более чем в два раза меньше. Увеличилась и доля ставропольских девушек, готовых к межэтническому браку, с 41 до 65%. В Москве доля студентов, для которых национальность будущего спутника жизни не играет роли, стабильно высока и среди юношей (84%), и среди девушек (64%).

— Волнуют ли студентов вопросы религиозной идентичности?

— Русские девушки и в Ставрополе, и в Москве открыто выражали неприятие брака с мусульманами, что в интервью обосновывалось ими как нежелание принимать другую веру и культуру бытовых отношений, основанную на патриархате. Вообще девушки в два раза чаще, нежели юноши, отвергают брак с представителем другой религии. Особенно мусульманки (77%) и православные (52%). Не планируют такой брак и многие юноши, практически каждый второй мусульманин и каждый третий православный. Для мусульманок, в частности, препятствием является то, что дети от не мусульманина не могут считаться мусульманами. Однако девушки, обучающиеся техническим специальностям, более толерантны и в отношении национальности, и религии будущего супруга.

Растет доля и международных браков в России, хотя спрос на женихов из дальнего зарубежья упал в сравнении с 1990-ми гг. В интервью студенты, обучающиеся в Москве, в большинстве своем говорили, что готовы к такому браку при условии, что избранники будут говорить по-русски или примут российское гражданство. В какой-то мере подтверждается гипотеза демографов о четвертом демографическом переходе, согласно которой будущее, в том числе в России, принадлежит «новому населению» смешанного происхождения.

— В России, согласно Семейному кодексу, признается брак, заключенный только между мужчиной и женщиной, в органах записи актов гражданского состояния. К однополым союзам в нашей стране отношение в основном негативное. Такие семьи, за очень редким исключением, ведут крайне замкнутый образ жизни. В противном случае они рискуют стать изгоями. В европейских странах отношение более терпимое, мягко говоря.

— В других странах браком может считаться однополый юридический союз либо сожительство с разным набором прав и обязанностей партнеров. В XX веке гражданские партнерства были узаконены во многих западных странах, например, в Соединенном Королевстве, в Австралии, Швеции, Франции, Канаде как этап до легализации однополых браков. Первый гомосексуальный союз был зарегистрирован в Дании в 1989 году. Законодательство меняется в разных странах. Наследственные и имущественные права таких партнеров, возможность искусственного оплодотворения, право носить одну фамилию тоже различаются. Во многих западных странах узаконены только гражданские партнерства без права усыновления: Чехия, Италия, Эстония, Австрия, Израиль и др. В сравнении с жителями стран, принимавших участие в исследовании ESS (Европейское социальное исследование) в 2018 году, жители России наиболее консервативны в отношении прав гомосексуальных меньшинств.

— Что еще не укладывается в картину традиционных ценностей наших соотечественников и вызывает осуждение?

— Сознательная бездетность, сожительство, внебрачные рождения, разводящиеся с детьми младше 12 лет, притом что уровень разводов в России самый высокий в мире. Есть, конечно, этнорегиональные особенности. Например, на Дальнем Востоке, в портовых городах, разводов много. В северокавказских республиках их практически нет, и сожительство там осуждается. Анализ данных репрезентативных исследований, статистики позволяет утверждать, что разводы, сексуальные отношения до брака, добрачные зачатия, установки жен на симметричное распределение ролей, новые практики участия мужей в принятии семейных решений можно считать свидетельствами трансформации института брака.

Источник https://idaten.ru/sociology/molodej-o-brake-i-seme

Источник https://vm.ru/news/897284-vciom-vyyasnil-otnoshenie-rossiyan-k-braku-i-seme

Источник https://www.mk.ru/social/2022/04/03/rossiyane-izmenili-svoe-otnoshenie-k-braku.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *