Общение ребенка в семье
статья на тему

Данная статья описывает правила общения с детьми, о формах общения.

Скачать:

Вложение Размер
sorokina.docx 74.99 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время многие родители не умеют общаться со своими детьми. Характер этих трудностей разный: неумения принимать своего ребенка таким, какой он есть, понимать его переживания и потребности, организовывать совместную деятельность с ребенком (читать, играть, сочинять, экспериментировать, творить, наблюдать), поддерживать своего ребенка в успехах и неудачах, помогать ему, когда он этого просит, делиться своими чувствами, не решать свои «взрослые» проблемы в присутствии детей, показывать пример обращения со взрослыми и сверстниками, поддерживать и хвалить ребенка не только за конкретный результат деятельности («Красиво нарисовал — молодец»), а использовать в повседневном общении приветливые фразы, показывающие вашу любовь и принятие («Мне хорошо с тобой, мне нравится с тобой разговаривать, играть. » «Ты мой хороший, как хорошо, что ты у нас есть, я бы без тебя не смогла придумать. »).

Взрослые часто забывают о необходимости телесного контакта с ребенком. Важно помнить, что именно взрослый открывает перед ребенком мир социальных отношений в процессе совместной деятельности. Социальное поведение ребенка развивается последовательно: сначала — отношения «ребенок — родители», затем «ребенок — другие».

Ранние отношения определяют поздние, поэтому родителям важно знать правила общения с детьми.

Дети учатся тому, что видят в своей жизни.

Дорис Лоу Ноулт

Если ребенок окружен критицизмом — /

Он учится обвинять.

Если ребенок видит враждебность —

Он учится драться.

Если над ребенком насмехаются —

Он учится быть робким.

Если ребенка постоянно стыдят — Он учится быть виноватым.

Если ребенка поддерживают — Он учится уверенности.

Если ребенок окружен терпимостью — Он учится быть терпеливым.

Если ребенка хвалят — Он учится справедливости.

Если ребенок чувствует себя в безопасности — Он учится верить.

Если ребенка одобряют — Он учится нравиться самому себе.

Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно Он учится находить любовь в этом мире.

ШКАЛА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

Вам надо лишь плюсами отметить те формы общения, которые Вы использовали сегодня, воспитывая своего ребенка. Затем подсчитать общее количество плюсов в каждой графе и сделать приблизительный вывод, какие эмоции превалировали сегодня у малыша в течение дня. Чем был наполнен день: радостью или печалью?

Методы воспитания, вызывающие у ребенка: Положительные эмоции Отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку):

ЛЮБИТЕ И ПОНИМАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!

Исследования выдающегося психолога М.И. Лисиной показывают, что характер общения со взрослым и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства.

О развитии у ребенка старшего дошкольного возраста можно судить по тому, насколько ребенок владеет ситуативно-личностными формами общения со взрослыми.

В первые семь лет жизни ребенка, выделяют 4 формы общения со взрослым (М.И. Лисина): ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Смена тих форм общения связана в основном, с изменением содержания коммуникативной потребности детей в их контактах со взрослым. Сформированность внеситуативно-личностной формы общения обеспечивает коммуникативную готовность ребенка к школе. Рассмотрим эти формы общения ребенка со взрослым.

  1. Ситуативно-личностная. Первое полугодие жизни ребенка. В ходе общения ребенок и взрослый обменивается положительными эмоциями. Самое главное — удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Это общение непосредственно, оно личностное, ситуативно, так как приурочено к сиюминутным событиям взаимодействия. Эта форма общения имеет самое краткое время существования от двух до шести месяцев жизни ребенка, но очень важную роль в развитии малыша. В контактах со взрослыми и благодаря им, ребенок начинает интересоваться окружающими предметами. В эмоциональных контактах возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями и способность сопереживать ему.
  2. Ситуативно-деловая форма общения. Ситуативность взаимодействий сохраняется: ребенок обращается к взрослому по поводу сиюминутных потребностей. Но общение включается в практическую деятельность. Ребенка интересуют действия с предметами. Взрослый выступает как помощник,

организатор совместной деятельности. Время возникновения данной формы общения от 6 месяцев до трех лет.

  1. Внеситуативно-познавательная форма общения (с трех до пяти лет — эти рамки весьма условны). Эта форма — опосредованная и включена в совместную со взрослым познавательную деятельность. Возраст с трех до пяти — возраст «почемучек»; ребенок пытается понять происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, но возможность понять это самостоятельно, у ребенка очень ограничена. Единственным реальным путем к их пониманию становится для него общение с окружающими взрослыми. М.И. Лисина назвала это «теоретическим сотрудничеством». Для этой формы общения характерно стремление ребенка к уважению и удовлетворению потребности в познании.

Взрослым важно знать, что ребенку необходимо отвечать на все интересующие его вопросы, даже если они кажутся вам нелепыми.

Ребенок вступает в умственное сотрудничество со взрослым. Родители должны уважительно относиться к интересующим ребенка проблемам, показывая заинтересованность, поддержку — это придаст уверенность, разовьет интерес, пытливость ума и любознательность сформирует активную жизненную позицию ребенка. На данном этапе развития внеситуативнопознавательная форма общения находится в прямой зависимости от тех знаний (ознакомление с окружающим миром), которыми владеет ребенок через сотрудничество со взрослыми.

  1. Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым (5-7 лет). Эта форма связана с системой овладения отношений людей, т.е. ребенка интересует не просто открытие в окружающей действительности, а освоение правил поведения в мире людей, умение контролировать свое поведение. Взрослый в глаза ребенка — образец того, как себя вести в обществе. Особенностью общения на этом этапе становится стремление к взаимоотношению и сопереживанию со взрослыми. Старшие дошкольники в беседах со взрослыми проверяют правильность своих поступков, настойчиво пытаются выяснить, как же надо поступить правильно.

Внеситуативно-личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности, что обеспечивает коммуникативную готовность к школе.

Вниманию родителей предлагаем систему игр, упражнений, занятий, которые:

  1. позволяют повысить уровень коммуникативной деятельности вашего ребенка;
  2. обеспечивает создание благоприятных условий для совместной деятельности «ребенок — родитель»;
  3. позитивное принятие своего ребенка, изучение его индивидуальных особенностей;
  4. развитие навыков конструктивного сотрудничества.

Для успешной реализации данной системы игр, упражнений, экспериментов, занятий, предлагаем продиагностировать уровень сформированности общения вашего ребенка со взрослым (методика М.И. Лисиной). Предлагается 3 типа взаимодействия со взрослым. Ребенку предложить:

поиграть с кубиками;

чтение и обсуждение книги познавательного характера (о животных);

беседа на личные темы.

Эти ситуации — модели делового, познавательного и личностного общения ребенка со взрослым.

Взрослый (родитель) во всех ситуациях должен выражать доброжелательность, заинтересованность, готовность общаться с ребенком. Фиксируется предпочтительный выбор ребенка, уровень комфортности, характер инициативных речевых высказываний, длительность общения (см. табл.).

Для определения ведущей формы общения ребенка со взрослым

Порядок выбора ситуации:

Беседа на личные темы

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

Характер активности по отношению к объекту внимания:

Уровень комфортности во время эксперимента:

Анализ речевых высказываний детей:

Несоциальные (животные, игрушки,бытовые вещи, предметы и т. д.)

Социальные (Я, другие дети, экспериментатор, родители и т. д.)

Просьбы о помощи

Высказывания о принадлежности

Продолжительность деятельности j

Минимальная — до 3 минут

Средняя — до 5 минут

Максимальная—до 10 минут

Взрослый может продиагностировать ребенка индивидуально и малой группой (3-4 человека). Для наиболее полной картины сформированности форм

Читать статью  10 методик для диагностики супружеских отношений. Психология счастливой жизни

общения ребенка со взрослым, важно чтобы диагностику провели в 2 этапа. На первом этапе родитель, играя со своим ребенком, предлагает ситуации общения (см. выше). На втором этапе данные ситуации предлагает ребенку знакомый взрослый, но не родитель, это может быть родственник, родитель друга и т.д. вся система занятий, игр, упражнений нацелена на:

  1. решение общеобразовательных задач:
  • расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира;
  • развитие мышления и речи;
  • формирование познавательной активности;
  1. формирование деятельности общения:
  • преодоление ситуативности в общении;
  • формирование интереса к общению со взрослым и сверстниками;
  • формирование устойчивости и разнообразных мотивов и средств общения со взрослыми;
  • развитие навыков сотрудничества в игровой деятельности.

Занятия, направленные на ознакомление детей с явлениями физического мира способствуют развитию познавательной активности, взрослый создает условия для возникновения у детей пытливости ума, любознательности, желания проникнуть в глубь события, возможность задать вопросы взрослому. Позиция взрослого по отношению к ребенку — равный партнер по совместной деятельности. Важно позитивно отреагировать на вопросы ребенка и подчеркнуть его оригинальность, сообразительность.

При проведении занятий взрослый должен знать динамику их усложнении, стараться постепенно переводить ребенка от конкретных тем к обобщающим. Например, на занятиях познавательного цикла вначале познакомить ребенка с конкретным овощем (луком, картошкой), а затем обобщение «Кто из нас, овощей, всех полезней и вкусней?».

При ознакомлении с явлениями социального мира, взрослому важно познакомить ребенка с понятием «дружба». Для этого мы рекомендуем

произведения Л.Толстого «Отец и сыновья», «Два товарища»; М.Фоминой «Подруги»; В.Осеевой «До первого дождя», в которых взрослый побуждает ребенка анализировать конкретные ситуации, проигрывать их по ролям или с помощью кукольных персонажей, это позволит ребенку соотнести себя с героем и прожив ту или иную ситуацию «получить» образец внеситуативных контактов.

Постепенно взрослый переводит беседу о дружбе с конкретной книги к общей теме о дружбе и друзьях, касающихся жизни ребенка и его окружающих людей.

Важно переводить ребенка от занятия с наглядным материалом к занятиям без наглядных опор (действия в уме), что способствует развитию наглядно-образного мышления, оперирование абстрактными понятиями.

Например, на занятиях «Письмо доброго сказочника», «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» взрослый создает проблемные ситуации, сам дает оценку поступкам, выслушивает мнение ребенка, постепенно подводит ребенка к оценке социальных явлений и сопереживаний. Такая последовательность занятий позволяет дать детям образцы внеситуативных контактов, активно включать ребенка в деятельность общения.

Для активизации деловых контактов рекомендуем использовать совместные игры со взрослым, сверстниками в микро группах по 3-4 человека, продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация). Это создает условия для возникновения у детей потребности в сотрудничестве, умение договариваться, обращаться к взрослому и партнеру по общению за помощью, задача взрослого — поощрять разнообразные деловые контакты, закрепление навыков позитивного обращения ребенка ко взрослому или сверстнику. Опыты с воздухом, тепловыми явлениями, магнитом, знакомство с овощами, лекарственными растениями, чтение и обсуждение книг познавательного содержания (Д. Горлов. И. Акимушкин «По следам», Г. Снегирев «Звери наших лесов», Е. Чарушин «Моя первая зоология», Г. Скребицкий «Звери наряжаются

в шубы» и др.). рассматривание иллюстраций картин, беседы на познавательные темы, активизируют познавательные контакты.

Задача взрослого — вызывать у детей интерес к обсуждаемым вопросам, желание общаться на познавательные темы, делиться со взрослым и сверстниками интересными фактами, впечатлениями об увиденном, давать образцы познавательных контактов.

Использование опытов предполагает высокую активность ребенка и самостоятельность в способах познания. Это имеет огромное значение для умственного развития ребенка, так как усвоение готовых знаний сочетается с относительно самостоятельным их приобретением. Задача взрослого — помочь ребенку проявить самостоятельность в проведении опытов, что позволит ребенку поверить в свои силы. Это очень важно тревожным, неуверенным детям. В ходе проведения занятий родитель должен обращать внимание на нравственную сторону поступков (героев книг), давать оценку поступкам, побуждать ребенка высказывать свою точку зрения («А как бы ты поступил в этой ситуации?»).

Взрослый опирается на достигнутый ребенком уровень в развитии коммуникативной деятельности, учитывая уровень актуального развития (т.е. тот уровень решения задач, проблемных ситуаций, которые ребенок решает легко без помощи взрослого), давая ребенку новые образы содержательных внеситуативных контактов, тем самым способствуя формированию новых, более высоких форм общения. В совместной деятельности с ребенком необходимо опираться на устойчивый интерес ребенка к игре, поощряя стремление к сотрудничеству, интерес к результату игры, желание довести работу до конца.

Используя данную систему игр, упражнений, опытов, занятий вы расширяете рамки ситуативно-делового общения, подготовите переход от ситуативного к внеситуативному общению, разовьете навыки сотрудничества вашего ребенка, научите задавать вопросы, обращаться за помощью, давать оценку поступкам, выслушивать других детей и взрослых, выражать свои

мысли, принимать решение, находить выход из проблемных ситуаций, контролировать свои эмоции.

Игры и упражнения можно использовать на прогулке с ребенком при организации досуга, семейных мероприятий. Обсуждение прочитанных произведений можно превратить в игру-драматизацию, пригласив на просмотр друзей семьи; создание семейных выставок с работами по темам произведений. Все это будет способствовать развитию взаимопонимания в семье, принятие родителями своего ребенка, умение понимать его потребности, интересы, развитие коммуникативной культуры семьи.

Проблемы детей — отражение проблем семьи

Зачастую многие родители недоумевают по поводу того, откуда у их сына или дочери появляются проблемы. Например, ребенок слишком беспокоен, капризен, агрессивен, плохо учится, пропускает занятия, конфликтует с учителями и с домашними, излишне тревожен, застенчив, его одолевают всевозможные страхи и так далее. Все это — различные симптомы детских проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям. Лишь незначительная часть этих симптомов может быть в чистом виде трудностями самого ребенка. Большинство же из них — это проблемы семьи, в которой этот ребенок живет.

Приведу два примера из собственной практики.

За консультацией к психологу обращается мать с сыном-подростком 13 лет. Мальчик регулярно исчезает из дома, не приходит по несколько дней. Он пропадает в компьютерных клубах, его невозможно оторвать от игр. Мать жалуется, что она извелась с ним, у нее уже нет сил. При этом она говорит о своем сыне с такой ненавистью, словно он ее злейший враг, испортивший всю ее жизнь. Начинаем разбираться, что к чему. Постепенно выясняем, что в семье нет отца, что мальчик был нежеланным ребенком, что у него есть младшая сестра, на которую направлено все внимание матери и бабушки, а сын в семье чувствует себя изгоем. Я думаю, что дальнейшие комментарии не требуются.

Отец приходит на консультацию с сыном-подростком. Заявляется проблема плохой успеваемости сына в школе, его нежелания учиться. По ходу беседы выясняется, что отец постоянно ругается с матерью, т.к. ревнует ее. Казалось бы, какое это имеет отношение к учебе сына. Оказывается, что прямое. Поскольку он боится развода родителей, то часть конфликтной энергии в семье неосознанно оттягивает на себя. Для этого ему и «пришлось стать» плохим учеником. В результате родители часть своей агрессии, адресованной друг другу, направляют на сына, который таким вот образом, неосознанно «спасает» семью от развала. Вот и получается, что отец и мать занимаются его «воспитанием» вместо того, чтобы решить проблему в собственных отношениях.

И первый, и второй случаи иллюстрируют известное в психологии понятие идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему, носителем симптома является только один из них.

Очень часто, в силу своей незащищенности, идентифицированными пациентами оказываются дети. В качестве симптомов при этом может выступать все что угодно: школьная неуспеваемость, плохая дисциплина, различные заболевания ребенка (например, энурез), всевозможные страхи и фобии и т.д. Например, родители заняты своими проблемами, им не до ребенка и последний, чтобы не чувствовать себя заброшенным, начинает (конечно же, неосознанно) получать плохие отметки в школе. Учителя вызывают родителей, дитя получает взбучку. В итоге внимание и забота, которых ему так не хватало, получены. Пусть хоть и в такой форме, но это лучше, чем ничего. Путь к решению проблемы найден — для того, чтобы родители его не забывали, ребенку необходимо плохо учиться.

Когда в семье появляется идентифицированный пациент, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за помощью в связи с ним, формулируя свой запрос в таком духе: «Что нам делать с этим ребенком?» или: «Сделайте с ним что-нибудь!». Парадокс заключается в том, что помочь таким детям невозможно, не изменив существующей системы взаимоотношений в семье, которая и привела к проблеме. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то ничего не выйдет.

В середине 60-х годов прошлого столетия проводились исследования в семьях, в которых были больные шизофренией, с целью выяснить, как семейные отношения взаимосвязаны с болезнью одного из членов семьи. Было обнаружено, что изменение состояния больного в ходе лечения приводило к изменению состояния всей семьи. Как вы думаете, в какую сторону? Улучшение больного приводило к ухудшению взаимоотношений в семье! Получаются какие-то жуткие вещи: выходит, что семья неосознанно была заинтересована в тяжелой болезни одного из своих членов. Понятно при этом также, что лечение больного не могло бы дать устойчивых результатов без изменения всей системы взаимоотношений в семье.

Конечно же, шизофрения — это крайний пример, но он иллюстрирует общий принцип, общую закономерность, которая действует и в отношении не столь тяжелых проблем.

К сожалению, оба описанных выше случая с мальчиками-подростками оказались, как иногда говорят врачи, некурабельными, т.е. слишком запущенными. Родители пришли с запросом: сделайте что-нибудь с нашим ребенком. Они оказались неготовыми увидеть то, как они сами создают проблемы у своих детей. Что ждет их детей в будущем? Думать об этом, увы, слишком грустно.

Читать статью  Семейная жизнь: как себя вести, если у жены с мужем разные предпочтения в еде

От подобных вещей не застрахованы и семьи верующих людей, особенно тех, где вера лишь декларируется для себя и для окружающих, идя вразрез с реальными поступками. Я знал одну прихожанку, которая все свое свободное время посвящала очень благородному делу — служению в сестричестве, организованном при храме. Она посещала в больнице детей, лишенных родителей, и ухаживала за ними. При этом женщина постоянно жаловалась на проблемы с мужем и собственными детьми: их низкую успеваемость, плохое поведение в школе и т.д. Но ведь, помогая другим детям, она в реальности оставила свою семью. Точнее, что называется, ушла от решения проблем в собственной семье, с головой посвятив себя сестричеству.

Верующие люди вряд ли пойдут к психологу, а скорее обратятся за помощью к батюшке. Но суть их проблемы остается та же: «Что мне делать с моим ребенком?». И здесь мало обычных советов относительно необходимости молиться за своих детей, потому что молитва за кого-то предполагает искреннюю и горячую любовь к этому человеку. В данном же случае речь идет как раз о недостатке таковой любви, ее дефиците.

Важно, пообщавшись с этими людьми, показать им, как они своими действиями и своим отношением создают проблемы у своих детей, чтобы через понимание и осознание этого они смогли стать на путь изменения.

Приведу еще один случай из практики.

Мама привела дочь на консультацию. Девочка училась в 8-м классе. Проблема — курение. Причем проблему заявила мама. Вряд ли дочь пришла бы на консультацию, если бы мать не настояла на этом. В один из моментов я спросил девочку о том, что для нее изменится, если она бросит курить. Она ответила, что отношения с мамой станут лучше. Это обозначало, что ее курение — симптом, который регулирует ее отношения с мамой. По меньшей мере, с помощью этого симптома она точно привлекала внимание матери к себе. Дальше наша работа была построена в основном вокруг темы взаимоотношений с мамой.

Результаты были таковы: девочка отметила, что ее отношения с мамой улучшились, при этом она как бы попутно перестала курить. То есть курение в данном случае было лишь симптомом, отражающим проблемы в отношениях матери с дочерью.

Если в семье ребенка недостаточно хорошо слышат и понимают, то он начинает обращаться к родителям на языке симптомов, — т.е. создает им проблемы, которые они уже не в состоянии игнорировать. Дитя как бы говорит родителям: «Я нуждаюсь в вашем внимании и заботе!», или «Папа и мама, пожалуйста, не ссорьтесь, я хочу, чтобы вы оставались вместе, ведь я люблю вас обоих!» и так далее.

Поэтому, дорогие родители, если вас вдруг начали беспокоить какие-либо проблемы ваших детей, первым делом поставьте себя на их место. Буквально посмотрите на семейную ситуацию глазами своего ребенка; от его имени опишите, как вы воспринимаете эту ситуацию: что вас волнует, в чем вы нуждаетесь, чего ждете от родителей, что хотите сказать им. То есть сделайте своего рода перевод с одного языка на другой: выразите от лица ребенка то, что он говорит на языке симптома простыми словами, адресованными вам. Часто этого простого шага бывает достаточно, чтобы произошли важные изменения в отношениях.

Общение ребенка в семье

Покидая материнскую утробу, новорожденный человек становится частью сложнейшей системы разнообразно взаимодействующих миров, и, прежде всего, – мира семьи. Ему предстоит провести огромную внутреннюю работу, чтобы получить и упорядочить представление о семье – о родителях, бабушках, дедушках, братьях и сестрах и других родственниках.

На всех возрастных этапах становления и развития личности семья является ведущим фактором воспитания и взрослых и детей. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание – не односторонний процесс, оно заключается в сотрудничестве, где оба участника чувствуют себя наделенными дарами.

Семья – это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает обратную связь, придающие ему чувство общности с членами семьи и собственной значимости.

М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних;

Читать статью  Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие |

Исследования показали, что есть определенные нарушения семейного воспитания, которые провоцируют агрессивное поведение ребенка.

Вот основные из них:

1. Воспитательные средства, к которым прибегают родители (физические наказания, игнорирование, угрозы)

2. Равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам.

3. Противоречивые эмоциональные состояния у родителей

4. Противоречивые модели воспитания (у папы –«нельзя», а у мамы – «можно»).

5. Частые негативные эмоциональные состояния у родителей.

6. Полное отсутствие запретов и ограничений.

Дети в таких семьях имеют высокий уровень тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отвергнутыми, и тогда их агрессивное поведение – это способ психологического выживания. Разумные запреты и ограничения делают жизнь детей более осознанной, организованной, безопасной и комфортной.

Только взаимоотношение и доверие между родителями и детьми дают возможность избегать конфликтного поведения детей.

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию. Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно чувствуют ли они в семье, что их любят

На основе своего жизненного опыта ребенок может выделить по крайней мере четыре обобщенных установки по отношению к родителям и к себе:

— Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

— Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

— Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

— Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое.

По первой установке – это дети с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе с родителями испытывают радость. Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности:

-Общий положительный эмоциональный фон взаимодействия

-Признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор

Признавая права ребенка, родители в тоже время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы

При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок постоянно постигает, находит жизненные истины, которые можно записать понятным для взрослого языком:

1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.

2. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы.

3. Я могу ошибиться и учиться на своих ошибках.

4. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.

5. Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это мы не поняли друг друга. Мы сможем это поправить, если захотим.

6. Мои родители часто хотят того, чего я не хочу. Если я с ними, то должен учитывать, что они хотят.

Эти базисные пункты могут выделять дети в возрасте 6-7 лет.

По второй установке — такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка. Он рано начинает понимать, как любят его родители, и поведение его переходит все нормы. Он не считается с окружающими, действует наперекор требованиям. Часто окружающие и сами родители видят в этом невоспитанность ребенка, начинают объяснять ребенку, почему так нельзя себя вести, но ребенок не чувствует, почему ему надо поступать иначе, что существуют интересы других людей, что они не менее ценны, чем он. Раз возникнув, позиция я – все, вы ничто – укореняется, так кА ребенок начинает настойчиво защищать всое привилегированное положение.

Подобные проблемы могут глубоко повлиять на жизненный путь человека. Ребенок должен как можно раньше остаться один на один со своими противоречиями, и он сам сможет осмыслить свое отношение.

У него существуют такие жизненные принципы:

А) Родители существуют ради меня.

Б) Окружающие, даже. Если не говорят этого, восхищаются мной.

В) Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые.

Г) Если другие люди думают не так, как я, они поступают так назло мне.

По третьей установке – эта позиция часто встречается среди «проблемных» детей. Самочувствие ребенка в среде близких ему людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Семьи, в которых может ощущать свою нелюбовь, внешне очень разнообразны. Не всегда дети появляются на свет тогда, когда ждут их и не все дети рождаются, когда они, вообще, нужны. Не редко родители, строя свои жизненные планы представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок. Недовольство ребенком таким, каков он есть, вызывает у них ощущение, что не ценен. Не любим.

Иногда родителей раздражают, какие-то природные особенности.

По четвертой установке — когда ребенок полностью теряет веру в то, что кто- либо может его любить, что он сам чего- то стоит, он впадает в необычное состояние. Такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, чтобы заслужить внимание других. Он всем своим поведением говорит: «Оставьте меня в покое». Прежде всего, нужно понимать, что даже очень отличающиеся друг от друга люди ценны и полезны для общества. Отличие ребенка от нас взрослых вовсе не означает, что он плох.

Проект «Моя семья» (старшая группа) Проект «Моя семья» Совместный проект детей и родителей группы №5 «Сказка» ГБОУ СОШ №49 и воспитателя группы Лопатиной И. В. с 17 сентября.

Тематическая неделя: «Моя семья»

Тематическая неделя: «Моя семья» В нашей группе прошла тематическая неделя «Моя семья».Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, папах, братьях, сестренках, бабушках.

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/02/06/obshchenie-rebenka-v-seme

Источник https://vospit.ru/main/otnoshenia_mezdu_roditeliami/problemy_detey_otrajenie_problem_semi.htm

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/obschenie-rebenka-v-seme.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *