Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития

Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка, курение матери во время беременности, алкоголизм и наркомания родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и дошкольном учреждении.

Специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвящённых изучению психологических особенностей детей с задержкой психического развития :

– памяти (Н. Г. Поддубная; Н. Г. Лутонян; В. Л. Подобед);

–речи (В. И. Лубовский; Е. С. Слепович; Р. Д. Триггер; Н. Ю. Борякова);

–мышления (Т,В. Егорова; А. А. Домишкевич; И. А. Коробейников; Т. А. Стрекалова);

– игровой деятельности (Л. В. Кузнецова; Е. С. Слепович);

– учебной деятельности (Г. И. Жаренкова; С. Г. Шевченко);

–личности (Е. Е. Дмитриева; Е. Н. Васильева; Г. Н. Ефремова).

Накоплен определённый опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада, рассмотренный, например, У. В. Ульенковой.

В самом общем виде сущность ЗПР в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет дошкольнику полноценно осуществить напряжё нную учебную деятельность: он быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребёнок не в состоянии самостоятельно, без коррекционно-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум программы ДОУ и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности воспитанника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, тревожен, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Все это характеризует синдром СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, свойственный всем детям с задержкой психического развития. У детей с задержкой психического развития реализация задач по воспитанию нормального поведения осложнена, так как у них расстройства в аффективной сфере наблюдаются значительно чаще, чем у нормальных детей. Нередко причиной является выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы. Длительные наблюдения за воспитанниками с задержкой психического развития (Т. А. Власова, М. С. Певзнер) позволяют выделить несколько групп детей в зависимости от их психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Детей этой группы можно разделить на две подгруппы. Одни из них – наиболее активные, исполнительные, ответственно относящиеся к своим обязанностям, проявляющие некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовать весь детский коллектив. Другие – менее активны, но они от общественных поручений не отказываются. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Круг их общения мал.

Дети второй группы обычно вялы, инертны, заторможены, не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Среди этих детей встречаются эмоционально обделённые, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания педагога, товарищей. Не хотят принимать участие в общественных делах, но от выполнения задания, как правило, не отказываются. Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе.

Третью группу составляют легко возбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость. Для психически неустойчивых детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Основные мотивы поведенческих реакций у этих детей – получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного настроения, как правило, неустойчивого.

Дети с задержкой психического развития особенно зависимы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное поведение, а никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения. Прогноз развития указанной аномалии целиком и полностью зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени массирования воспитательных воздействий, от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок.

Некоторые авторы, например, А. И. Захаров, Г. А. Ковалев и др. выделяют четыре параметра родительского воспитания детей с ЗПР :

Родительский контроль – контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей с ЗПР, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования – побуждающие к развитию у детей с ЗПР, зрелости: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Воспитательное воздействие в ходе общения с детьми – родители с высоким баллом по этому показателю, чтобы добиться послушания, стремятся использовать убеждение, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать её с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают чётко и однозначно своих требований и недовольства или раздражения, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани.

Эмоциональная поддержка – родители выражают сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоции направлены на содействие физическому и духовному росту детей с ЗПР, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В литературных источниках широко представлены стили семейного воспитания детей с акцентуациями характера и психопатиями (А. Е. Личко, а также рассмотрен тип родительского отношения к детям с задержкой психического развития (Э. Г. Эйдемиллер)[32]. К таким стилям можно отнести следующие:

гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция, наблюдается при формальном контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключённости в жизнь ребёнка. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и приятии, эмоциональное отвержение ребёнка, не включение его в семейную общность;

доминирующая гиперпротекция: обострённое внимание и забота о ребёнке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у детей с психостенической, сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных детей такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации;

— потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний ребёнка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга;

— эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребёнка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребёнком, постоянным ощущением родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно живой и активный для своего возраста».

— повышенная моральная ответственность: несоответствующее возрасту и реальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребёнка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. И в условиях такого воспитания ребёнку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребёнка».

Анализ оценки ребёнка с ЗПР родителем показал, что от раннего дошкольного возраста к младшему школьному уменьшается число родителей, относящихся без оценочно к своему ребёнку. В то же время возрастает количество родителей, отрицательно и нейтрально оценивающих ребёнка с ЗПР, и снижается число родителей, считающих своего ребёнка лучше остальных, т. е. с возрастом оценка качеств и способностей ребёнка всё более дифференцируется и ожесточается. Оценка себя как очень успешного родителя к младшему школьному возрасту ребё нка тоже изменяется: возрастает количество родителей, отрицательно оценивающих свои родительские качества и уменьшается число тех, кто считает себя в целом неплохими родителями.

Авторы почти всех литературных источников утверждают, что дисгармония во внутри семейных отношениях тесно связана с дисгармонией в детско-родительских отношениях.

Таким образом, причинами неправильного воспитания детей с задержкой психического развития весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить положительное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей детей с задержкой психического развития. Во втором случае нередко основную роль в воспитательном процессе детей с задержкой психического развития играют личностные особенности родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка.

Читать статью  Психология отношений матери и дочери.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Людмила Малинчан.

Консультация для родителей «Развитие позитивных детско-родительских отношений» Консультация «Развитие позитивных детско-родительских отношений». Выполнила: воспитатель Печерина Н. В. Детский сад «Березка» Детско-родительские.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.

Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками»

Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с родителями и представляю вашему вниманию отчет о реализации проекта детско-родительских.

Проект детско-родительских отношений «Лето в «Сказке»

Проект детско-родительских отношений «Лето в «Сказке» Проект Детско-родительских отношений «Лето в «СКАЗКЕ» Девиз проекта: «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!»

Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!» Составитель: Самсоненко Е. И. Место проведения: МБДОУ №49 «Золотой петушок» г. Симферополя в подготовительной группе № 04 «Звездочка». Цель:.

Влияние детско-родительских отношений на личность ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка.

Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) / ФАКТОРЫ РИСКА / ТИП ВОСПИТАНИЯ / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / MENTAL RETARDATION (MENTAL RETARDATION) / RISK FACTORS / THE TYPE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркина А.Ю., Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н.

Проведенное исследование посвящено изучению детско-родительских отношений в семьях детей с задержкой психического развития (ЗПР). Представлены результаты анализа взаимоотношений между членами семьи и ребенком с ЗПР. Выявлен тип воспитания в семьях; определены основные факторы, влияющие на тип детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими задержку психического развития.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркина А.Ю., Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Оценка нейродинамических процессов и психоэмоциональных функций у детей с задержкой психического развития

Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

PARENT-CHILD RELATIONSHIP THE FAMILIES OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The study is devoted to the study of parent-child relationships in families of children with mental retardation (CRA). The results of the analysis of the relationship between the family and the child with mental retardation. Identified type of education in families. The main factors influencing the type of parent-child relationships in families with children who have mental retardation.

Текст научной работы на тему «Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития»

Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015 19

УДК 618.3-06 ББК 57.1

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

А.Ю. МАРКИНА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

О.Ю. ГЕРАСИМОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Л.Н. СЕМЧЕНКО, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Проведенное исследование посвящено изучению детско-родительских отношений в семьях детей с задержкой психического развития (ЗПР). Представлены результаты анализа взаимоотношений между членами семьи и ребенком с ЗПР. Выявлен тип воспитания в семьях; определены основные факторы, влияющие на тип детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими задержку психического развития.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, задержка психического развития (ЗПР), факторы риска, тип воспитания.

Актуальность. Возрастающее количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из тревожных тенденций в современном обществе [2, 3, 4, 6, 9].

Согласно данным исследований О.Н. Усановой [12], ресурс развития детей с проблемами в развитии в значительной мере определяется особенностями той среды, в которой они находятся, в значительной степени — семьи. Появление в семье ребенка с проблемами в развитии вносит дезорганизацию в ее функционирование и нарушает весь уклад жизни семьи. Аффективная напряженность родителей, возникающая при рождении ребенка с ЗПР, влияет не только на супружеские отношения, но и на формирование представлений о семье, на тактику поведения относительно каждого члена семьи.

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и

формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные

воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической

практики. Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи — создание условий для воспитания здоровой личности.

В работах многих авторов показана роль семьи в формировании ряда личностных проявлений детей и подростков с задержкой психического развития, особенностей их представлений о своей будущей семье, влияние родительской семьи на функционирование семей выпускников специальных школ. Известно, что ситуация развития ребенка в неполной семье является менее благоприятной как в социокультурном, так и впсихологическом отношениях. Искаженная полоролевая структура семьи негативным образом отражается на полоролевом развитии

20 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015

детей. Тем не менее, в России показатель роста доли неполных семей, в последнее время, увеличился с 15,1% до 18,6%, т.е. в каждой пятой семье нет традиционной системы отношений: мать — отец, отец — дети, дети -бабушки и дедушки [1, 10, 11, 13].

Целью исследования является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях детей с задержкой психического развития.

Объект исследования — феномен внутрисемейных отношений в семьях детей с ЗПР.

Предмет исследования — особенности детско-родительских отношений в семьях детей с ЗПР.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) №448 восьмого типа г. Челябинска.

В исследовании принимали участие родители старших дошкольников в возрасте 6-7 лет, задержка психического развития у которых (в соответствие с анамнестическими и электрофизиологическими данными)

нарушениями, сформированными в результате родовых травм, инфекционных заболеваний и интоксикаций, перенесенных внутриутробно и после рождения [5]. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности [7]. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов и свойств личности.

Для анкетирования был подготовлен раздаточный материал в виде анкет, опросников [8], бланков для выкопировки из учетно-отчетной документации МДОУ № 448.

Работая с документацией, мы изучили запросы родителей при обращении к психологу в МДОУ № 448, причины конфликтов и основные психологические проблемы, возникающие в данных семьях.

Результаты и обсуждение. Анализ данных нашего исследования показал, что в семьях детей с ЗПР часто возникают конфликты — в 53,4% случаев. Основными причинами этого, как отметили респонденты, являются материальные затруднения.

Почти все семьи отнесены нами к категории с доходом на уровне или ниже прожиточного

минимума. Более половины (55,6%) матерей ответили, что «едва сводят концы с концами». 76,7% женщин отмечают, что не смогли полностью реализовать себя в производственной сфере и общественной жизни, так как наличие больного ребенка требует значительных моральных и материальных затрат.

Кроме материальных трудностей в данных семьях часто возникают конфликты, связанные с вопросами воспитания таких детей.

Проблемы, связанные с воспитанием детей с ЗПР являются в 34,0% случаев причинами обращения за психологической помощью. Вопросы, с которыми обращались родители к психологу, касались упрямства детей, негативизма, капризов, непослушания.

Анализ показал, что значительная часть данных жалоб является необоснованной и свидетельствует о психологической

некомпетентности родителей, отсутствии знаний о нейродинамических функциях детей с задержкой психического развития,

особенностях их эмоциональной сферы.

Частично претензии можно связать с неблагоприятными личностными

особенностями самих родителей и выбранными ими моделями воспитания.

Такие родители часто характеризуются излишней требовательностью,

завышенным уровнем притязаний в отношении близких эмоциональных связей со своими детьми, выдвигают большое количество моральных предписаний и требований к ребенку.

Данные нашего исследования показывают, что только в каждой седьмой семье (15,4%) воспитанием занимаются оба родителя.

Адекватный уровень требовательности к своему ребенку, по данным нашего исследования, отмечен у 39,3% матерей и 42,0% отцов. Вместе с тем, каждая третья (31,5%) мать и каждый пятый (22,0%) отец предъявляют к ребенку завышенные требования, тем самым, завышая и свои собственные ожидания от ребенка. Повышенная требовательность сказывается неблагоприятно на эмоциональном состоянии, как ребенка, повышая у него уровень тревожности и невротизации, так и самих родителей, когда их требования не приводят к желаемым результатам.

Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015 21

Не менее вреден и заниженный уровень требовательности к своему ребенку, отмеченный нами у каждого третьего (32,8%) отца и у каждой четвертой (24,6%) матери, воспитывающих ребенка с ЗПР. В данном случае родители ограждают ребенка от всяческих забот, не предъявляя к нему элементарных требований и запретов и, закрепляя, тем самым, у ребенка пассивное отношение к жизни, воспитывая в нем личностную и социальную несостоятельность. Таким образом, желая, может быть, избавить ребенка от трудностей, опекая его, родители, тем самым, ставят его в трудное положение и в будущем.

Читать статью  Статистика разводов в России. Как часто разводятся в 2022 году?

И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

Психологический климат в семье 65,0% опрошенных оценили как напряженный. В 29,0% случаев между ребенком и родителями существует эмоциональная дистанция, то есть, не сформированы близкие, доверительные отношения. В этом случае ребенок оказывается чужим и непонятным для собственных

родителей, замыкается в своих переживаниях и чувствах, растет эмоционально зажатым и нерешительным. При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые

признания, понимания. Не находя этого, он проявляет агрессию.

Обнаружена существенная разница в

восприятии ребенка с ЗПР матерью и отцом. Неадекватное отношение отца к больному ребенку проявилось в наличии общей напряженности и чрезмерной настороженности во взаимоотношениях с ребенком. В семье, имеющей больного ребенка, отец в большей степени ориентирован на достижение

материального благополучия, на свою роль как основного содержателя семьи, на что указали 70,0% отцов детей с задержкой психического развития. Поэтому отец не принимает столь активного участия в воспитании и социализации ребенка, он несколько отчужден от семьи, вынуждая тем самым мать принимать на себя ответственность за семью в целом и за воспитание ребенка. Отвергание личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка характерны для 25,0% отцов, что дает возможность предположить, что в каждой четвертой семье, имеющей ребенка с ЗПР,

существует реальная угроза распада по причине неприятия ребенка отцом. Если даже семья не распадется, то ребенок при существующем положении дел будет находиться в атмосфере игнорирования, неприязни, отчуждения со стороны отца. Особенно неблагоприятным образом это скажется на становлении девочки, так как у нее может сформироваться образец патологического отношения мужчины к женщине. Наоборот, мать воспринимает ребенка с ЗПР как равноправного члена семьи и старается более спокойно реагировать на его состояние. Именно матери такого ребенка принадлежит определяющая роль в процессе социализации и социальной реабилитации. Вместе с тем, как оказалось, отношения между ребенком с ограниченными возможностями и его матерью отличаются повышенной суровостью и строгостью со стороны матери. В этих семьях ярко выражен принудительный характер мер, применяемых по отношению к ребенку. Вероятно, подобные качества могли сформироваться у матерей под воздействием постоянной необходимости и систематичности лечения больного ребенка, что способствует формированию настойчивости,

последовательности и пунктуальности. С другой стороны, — излишняя строгость матери к больному ребенку — это, вероятно, ее скрытое неосознанное неприятие болезни ребенка, его физических и психических особенностей. И в том, и другом случаях, излишняя строгость не может быть оправдана и должна стать объектом коррекционного воздействия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей; характер их взаимоотношений с ребенком; состав семьи, психолого-педагогическая компетентность родителей при наличии ребенка с ЗПР; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; несоответствие требований родителей возможностям ребенка.

2. Рост в Российской Федерации количества детей с проблемами в развитии обусловливает потребность в профилактике психических отклонений. В этой ситуации значительно увеличивается роль и значимость психолога, поскольку в медико-социальной и психологической помощи нуждается не только сам ребенок, но и все члены его семьи.

22 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015

3. Одним из важнейших направлений психологической помощи семье, имеющей ребенка с задержкой психического развития, является консультативная работа. Работа

психолога в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок в воспитании ребенка с ЗПР и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.

1. Альраххаль Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, 1992. — 18 с.

2. Бойко Ю.П., Киров Н. Е. Стратегия развития психотерапевтической и медико-психологической помощи в Москве // Здоровье нации — основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 100-101.

3. Герасимова О. Ю. Особенности психофизиологических функций у детей дошкольного возраста с различным уровнем психического развития: дис. канд. биол. наук — Челябинск, 2006. — 132 с.

4. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями // Педагогика. — 2003. — №1. — С. 21-30.

5. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей — М., 1982. — 125 с.

6. Магомед-Эминов М. Ш. Теоретические аспекты психологической помощи // Здоровье нации — основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 104-105.

7. Макаренко Н.В., Лизогуб В.С., Борейко Т.И. и др. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы // Физиология человека. — 2001. — № 6. — С. 52-58.

8. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. — 1998. — №3. — с.51-53.

9. Садовничий В. А. Здоровье нации — основа процветания России // Здоровье нации — основа процветания России: конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 16-17.

10. Самойленко Е.В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование полоролевого поведения мальчиков-подростков из неполной семьи / Сибирский педагогический журнал. 2012. — № 7. — С. 175-178.

11. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с

12. Усанова О.Н., Никишина В.Б. Межведомственный и межпрофессиональный подход к помощи детям с проблемами в развитии // Здоровье нации — основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 107108.

13. Шестакова, А.С. Анализ состава семьи студентов из гуманитарных ВУЗов города Челябинска / А. С. Шестакова, А.А. Пургина, О.В. Пешиков // В сборнике: Достижения и проблемы современной медицины Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. — 2014. — с. 208-210

PARENT-CHILD RELATIONSHIP THE FAMILIES OF CHILDREN WITH MENTAL

A.Y. MARKINA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: markina_alenka@mail.ru

O.Y. GERASIMOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail:oksana-585@mail.ru

L.N. SEMCHENKO, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail:luba_sem96@mail.ru

The study is devoted to the study of parent-child relationships in families of children with mental retardation (CRA). The results of the analysis of the relationship between the family and the child with mental retardation. Identified type of education in families. The main factors influencing the type of parent-child relationships in families with children who have mental retardation.

Keywords: parent-child relationship, mental retardation (mental retardation), risk factors, the type of education.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Семья ребенка, где имеется ребенок с ЗПР как конкретная категория, подлежащая комплексной социальной защите, исследована крайне недостаточно. В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической помощи семьям детей с задержкой развития.

Между тем связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации детей и подростков с ЗПР.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является во сто крат более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Для того чтобы выявить особенности взаимоотношений в семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта, необходимо рассмотреть современные представления о стилях и типах семейного воспитания вообще, и в семьях детей с ЗПР в частности.

Стили и типы родительского воспитания.

В современной литературе можно встретить различные классификации стилей и типов родительского воспитания. Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят на три основных: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный cтиль характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, основывается на запретах. Чувства и эмоции партнера по общению в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция.

Либеральный стиль проявляется в семье как отстраненность и отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь».

Демократический стиль — это сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок поведения в зависимости от ситуации или состояния партнера, с учетом его индивидуальных особенностей. При таком подходе взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение.

Возможна и иная градация отношений родителей и ребенка. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает определенные системы восприятия ребенка, воздействия на него и способы общения с ним. Классификацию нарушенных типов семейного воспитания можно представить следующим образом:

1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребенку. Родители сковывают инициативу ребенка чрезмерной заботой и предупредительностью. В результате он не может действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвергается опасности в той же степени, что и брошенный ребенок. Встав взрослым, человек оказывается неспособным к самостоятельным действиям, отличается повышенной требовательностью к заботе других о себе, неразвитостью эмоционально-волевой сферы, пониженной критичностью по отношению к себе.

2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспитания, в которых сочетаются родительская любовь и ограничительство, будут такие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, мнимая агрессивность, отсутствие дружелюбия. В подростковом возрасте такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает аффективные реакции.

Читать статью  Отношения между матерью и сыном: тесная психологическая связь | Фактор Роста

3. Эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судьбе ребенка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта. Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается. Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной недоразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей.

4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку и недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Родители любят не самого ребенка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль приводит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

5. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где находится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, неспособны своевременно и эффективно помочь ему.

6. Непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости к либерализму и, наоборот, от внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.

7. Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, ипохондрически настроенным.

Следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей создают опасность закрепления последствия неправильного воспитания. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка. Это определяет необходимость и высокую эффективность ранней диагностики, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания.

Поскольку воспитание характеризуется, прежде всего, определенными сторонами отношений родителей к детям, то можно выделить наиболее существенные из них в виде трех групп факторов.

К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны, или аспекты, отношений родителей:

1. Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер. Например, гиперопека матери основана на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей; или бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей исходят из мнительности, чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.

2. Другая особенность родительского отношения — это неосознанная проекция личностных проблем родителей на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознают этого должным и, главное, своевременным образом. Можно сказать и так: родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют того, в чем сами не являются примером. Чем выше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер, оказывающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем выше степень невротических нарушений у родителей, тем чаще они впоследствии испытывают чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих действий и негативной оценки ребенка.

3.Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером; или родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений.

4.Не могут родители стабилизировать и кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхом и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих в начале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранены адекватным психологическим воздействием.

5.Проявляется и трудность в установлении ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.

6. В воспитании недостает душевной щедрости; широты взглядов, доброты, не отягощенной эгоцентризмом, конъюнктурными соображениями, рационализмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.

Факторами второго порядка, или основными параметрами, неправильного воспитания являются:

1.Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может, и так далее.

2.Непринятие детей — это непринятие индивидуальности ребенка, его своеобразия, особенностей характера. Непринятие проявляется неприданием значимости таким факторам психического развития, как любовь, признание и чувство собственного достоинства; постоянным чувством внутренней неудовлетворенности, недовольством и раздражением в отношениях с детьми, преобладанием отрицательных оценок в восприятии их характера, недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением к их возможностям и потребностям, чрезмерными разрешениями типа попустительства или строгим, нередко формальным отношением.

3.Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.

4.Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается:

  • недостаточным учетом ситуации момента;
  • несвоевременным откликом;
  • фиксацией проблем, застреванием на них;
  • трафаретностью, заданностью, запрограммированностью; отсутствием альтернатив в решениях;
  • предвзятостью суждений;
  • навязыванием мнений.

Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями, так и невротическими состояниями родителей.

Из характерологических проявлений обращают на себя внимание недостаточный уровень развития воображения, излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера, властность характера и авторитарность.

Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутриличностной напряженности и эгоцентризма.

5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток — недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.

6. Непоследовательность в обращении с детьми — существенный фактор невротизации, создающей эффект «сшибки» нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей.

Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.

7. Несогласованность отношений между родителями, обусловленная наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.

Факторы третьего порядка:

1. Аффективность — избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими выходяшими из-под контроля эмоциями.

2. Тревожность в отношениях с детьми выражается:

  • беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу;
  • стремлением чрезмерно опекать ребенка;
  • не отпускать его от себя;
  • «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям;
  • непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением все делать для ребенка заранее;
  • сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.

3. Доминантность в отношениях с детьми означает:

  • безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения; категоричность суждения, приказной, повелевающий тон;
  • стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя;
  • навязывание мнений и готовых решений;
  • стремление к строгой дисциплине и ограничение самостоятельности;
  • использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания;
  • постоянный контроль над действиями ребенка, особенно над его попытками делать все по-своему.

Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны огульно обвинять детей в непослушании, упрямстве и негативизме.

4. Гиперсоциальность — особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Ей присущи элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренность и непосредственность в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной, заданной программе, не учитывая своеобразие его личности, возрастных потребностей и интересов.

5. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается:

  • настороженностью и подозрительностью в отношении перемен;
  • недоверчивостью к собственному мнению ребенка;
  • неверием в его самостоятельность;
  • чрезмерной регламентацией образа жизни;
  • перепроверкой действий ребенка;
  • многочисленными предостережениями и угрозами.

6. Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбу детей, их потребности, настроения и аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства, непринятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротическим состоянием, конфликтными отношениями и т. д. Часто у родителей проявляется отзывчивость «наоборот», когда они обнаруживают чрезмерно быстрые и аффективно-заостренные отрицательные реакции на малейшие отклонения в поведении детей и оказываются эмоционально глухими в отношении выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую трудность, чем делать замечания, ругать, тревожиться и предостерегать.

Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью, завышенные требования с родительской беспомощностью. Противоречивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-detsko-roditelskih-otnoshenii-v-semjah-imeyuschih-detei-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitija.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-v-semyah-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

Источник https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/03/10/vzaimootnosheniya-v-semyah-vospityvayushchih-detey

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *