Содержание

Тренировка женской команды по футболу

На современном этапе развития наблюдается кардинальные изменения исторически сложившихся социальных ролей мужчины и женщины, трансформация образов фемининности и маскулинности, формирование гендерной культуры людей. Женщины активно вовлекаются в такие виды спорта, которые изначально были маскулинными (спортивные единоборства, тяжёлая атлетика, футбол и др.) Несоответствие полу гендерных ролей, избираемых женщинами в спорте, порождает конфликтные ситуации, выходящие за пределы профессиональных интересов. В связи с этим возрастает актуальность научных исследований с учётом социо-половой принадлежности человека, который должен находить своё выражение в любом виде деятельности.

Нами было проведено исследование, целью которого явилось изучение влияния гендерных характеристик личности юных футболисток на стилевые характеристики деятельности. В нем приняло участие 32 участницы женской команды по мини-футболу ДЮСШ «Рекорд» (г. Иркутск), средний возраст которых составил 13,5 года. Психодиагностическая батарея включала такие тесты как: Опросник Самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), Опросник ССП-98 (И.В. Моросанова), Опросник структуры темперамента (В.М. Русалов), Методика BSRI (С. Бем).

Большинство испытуемых (84,5 %) было отнесено в группу личностей так называемого андрогинного типа, распределение остальных составило – маскулинный тип личности 9,5 %, фемининный – 6 %. Другими словами, большинство юных футболисток репрезентируют себя носителями как традиционно женских (подчиняемость, мягкость, сотрудничество), так и традиционно мужских черт (лидерство, настойчивость, активность, доминирование).

Корреляционный анализ обнаружил статистически достоверные связи между уровнем планирования своей деятельности и эргичности, социальной эргичности и эмоциональности. То есть, способность к построению планов поведения у андрогинных спортсменок зависит от уровня активности и энергичности, от способности управлять собственными эмоциями.

В результате факторного анализа по методу главных компонент (varimax-вращение) было выделено три основных фактора, с достаточно высоким процентом кумулятивной дисперсии.

В первый фактор (рабочее название «Сила «Я» как фактор успеха», 20 % объясненной дисперсии) вошли следующие показатели: интегральная самооценка, самоуверенность, самоуважение, ожидание положительного отношения со стороны других, самопринятие, самоинтерес, а также фактор моделирования собственной деятельности. И действительно, чем выше глобальное самопринятие, уверенность в себе, тем выше способность спортсменок выстраивать различные модели поведения и гибко в них ориентироваться.

Вторым по значимости выступил фактор (рабочее название «Спонтанность», 12 % объясненной дисперсии), в который включены низкие показатели саморуководства, оценки собственных результатов и самопонимания, высокие показатели эргичности, эмоциональности и программирования. Иначе говоря, высокая энергичность и эмоциональность юной футболистки определяют импульсивный и спонтанный тип поведения, который препятствует формированию умения вовремя и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Содержание третьего фактора (рабочее название «Социальная активность компенсаторного типа», 9,6 % объясненной дисперсии) составили следующие компоненты: высокие показатели социальной эргичности, социальной пластичности, социального темпа и низкий показатель аутосимпатии. То есть высокая социальная активность, скорость вступления в разнообразные межличностные отношения связаны с низким показателем самооценки. Это характеризует явление конформизма спортсменок, занимающимся командным игровым видом спорта.

Бросается в глаза тот факт, стилевые характеристики деятельности юных футболисток преимущественно осознающих себя личностями андрогинного типа, имеют очевидное сходство с такими же характеристиками у спортсменов мужского пола (сила «Я», спонтанность, конформизм), что свидетельствует о необходимости системы общепсихологической подготовки и профилактики конфликтов в футбольной команде.

Современный спорт характеризуется высокой конфликтностью, и умение с достоинством выйти из создавшейся ситуации или вообще не допустить проявления такого, является важной характеристикой спортсмена, которая наряду с другими поддаётся тренировке. Для этих целей существует психологическая подготовка спортсмена.

Проблема психологической подготовки в спорте актуальна как никогда прежде, разработано множество методик, новых тестов, но проблемы до сих пор не решаются. Дело в том, что те методы, которые используют большинство профессиональных спортсменов и их тренеры, заимствуются из психотерапии. Эти методы направлены не на развитие психологических качеств у спортсменов, а на подавление и сдерживание психологических расстройств, помех. Это, в какой-то степени, помогает спортсмену справиться с трудностями, подстерегающими его на соревнованиях, но полностью не подготавливают спортсмена к ним.

Система подготовки спортсменов включает в себя такие стороны как: техническая, тактическая, физическая, психологическая и другие. Одной из немаловажных, фундаментальных является психологическая подготовка – система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Читать статью  Как устроен женский футбол в России, О футбольной инфраструктуре, подготовке спортсменок и их здоровье, Женская футбольная Лига. Официальный сайт

Содержание психологической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психологической подготовке спортсмена вообще, но очень много – баскетболиста, лыжника, стрелка, футболиста. Таким образом, психологической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Бывает, когда спортсмен, плохо выступив на соревнованиях, не находя никаких ошибок во всех сторонах подготовки, начинает вместе со своим тренерским штабом винить в проигрыше психологическую подготовку. Зачастую о ней вспоминают только в этот момент, потом забывают. Такое отношение показывает непрофессионализм, как тренерского штаба, так и самого спортсмена. Для того чтобы такая негативная практика не плодилась, психологами были разработаны и адаптированы большое количество разнообразных методик, тестов, тренингов, аутотренингов, использование которых в процессе психологической подготовки спортсмена, приносит хорошие плоды во всех видах спорта.

Достаточно широко используются все вышеперечисленные приёмы не только для развития психических качеств, но и такого направления как командообразование. Конкретно этим направлением занимается спортивная психология, разрабатываются социально-психологические тренинги (СПТ), в состав которых входят упражнения, способствующие командообразованию.

Тренинг, является, по нашему мнению, комплексным и достаточно эффективным методом психологического воздействия. Во-первых, он позволяет воздействовать как на всю команду, так и на каждого члена в отдельности. Во-вторых, является источником ситуаций, помогающим усвоить членам команды новый социальный опыт, который ранее был неизвестен. В-третьих, в большей степени помогает сплотить команду, сделать её более неуязвимой.

В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и в России. И.В. Вачков предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития» [1].

Название «психологический» подразумевает, что проводить и составлять тренинг должен специалист с психологическим образованием. Дело в том, что неподготовленный ведущий тренинга не понимает тех процессов, которые команде, не понимает этапов, которые должна пройти команда, чтобы стать более сплочённой. Непонимание таких моментов может повлечь за собой неизгладимые ошибки как в отношениях между участниками, так и в судьбе каждого в отдельности.

Психологическая подготовка спортсменов важна в любом возрасте, будь то опытный игрок или новичок, недавно влившийся в команду. Чем младше члены команды, которые проходят этапы психологической подготовки, тем легче будет им в дальнейшем усваиваться та информация о себе и коллегах для лучшего функционирования команды.

Спортивная команда нацелена на спортивный результат, взаимное понимание и поддержку. В современном мире работа в команде является столько же востребованным качеством человека, как коммуникабельность, надёжность, ответственность. Отношения в обществе строятся на конкуренции, она прослеживается во всех сторонах его жизни (экономическая, политическая и т.д.). Мы наблюдали, во время проведения тренингов у юных футболисток сильной конкуренции за внимание тренера, за «лучшее» выполнение задания, за похвалу тренингиста, и из-за собственных мотивов (неприязнь кого-либо). Но и, наряду с конкуренцией, в отдельных видах деятельности, основной характеристикой выполнения заданий выступила сплочённость. Спортсменки 8-10-летнего возраста разграничивают между собой обязанности, проявляют взаимопомощь, даже аутсайдеру группы, выделяются лидеры, которые пытаются руководить, возникающие конфликты разрешаются в большинстве случаев самостоятельно и самое главное – кооперация для достижения цели. Это все говорит о сплоченности, и так называемом «чувстве своих». Все вышесказанное имеет место и во взрослой футбольной команде: та же конкуренция, те же конфликты, та же собранность и сплочённость, направленность на решение проблемы.

Тренинги командообразования в спорте имеют огромную привлекательность для тренеров, заинтересованных в успешном выступлении своей команды на соревнованиях, и в общей подготовленности её членов. Спортивные психологи разрабатывают программы тренингов, которые проводятся не одноразово, а каскадом, через определённый промежуток времени, так как эффект от тренингов начинает проявляться только после нескольких проведений и процесс формирования команды имеет этапный характер. Тренинги составляются в зависимости от целей, которые преследует команда и тренер в частности, будь то командообразование, или повышение эффективности каких-либо функциональных звеньев, или же повышение соревновательной надёжности. Набор упражнений, составляющих основу тренинга, подбираются с условием возрастных, половых особенностей членов команды, а также уровня их подготовленности.

Ведущий тренинга активно участвует в проведении упражнений и игр. Следует обратить внимание на то, что доброжелательное выражение лица, как и форма одежды, способствует поддержанию положительного эмоционального фона на протяжении всего тренинга, что необходимо для продуктивного взаимодействия членов команды. Каждый профессиональный ведущий тренинга отдаёт себе отчёт в том, что в любой группе он «царь и бог», и поэтому любое его неверное движение, фраза, выражение лица может отделить его от группы и привести к провалу. Так же следует остерегаться шуток, которые могут быть восприняты с двух сторон, такие шутки могут привести к провалу всего тренинга, и системы подготовки в целом.

Использование социально-психологических тренингов в системе психологической подготовки юных футболисток, по нашему мнению, помогут создать базу для формирования психологических качеств высокого уровня, помогут сплотить команду, покажут, что важен каждый член и мнение каждого, повысит соревновательную надёжность, уверенность, укрепит настрой.

Тренировка женской команды по футболу

Корреспондент молодежной редакции «Петербургского дневника» побывала на тренировке женской команды по американскому футболу и прочувствовала на себе, сложно ли ловить мяч в тяжелой экипировке, а также узнала у девушек-спортсменок, почему они занимаются этим видом спорта

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Команда «Валькирии» – первая в России женская команда по американскому футболу. Основал ее игрок мужской команды «Грифоны». В 2019 году «Валькирии» стали серебряными призерами Высшей лиги чемпионата Финляндии. Но, несмотря на победы команды, ее никто не спонсирует. Женского американского футбола в России официально не существует. Именно из-за этого девушкам приходится самим покупать форму, оплачивать аренду зала и ездить на соревнования в Финляндию. Это ближайшая страна, в которой развит этот вид спорта и можно найти достойных соперников. В Хельсинки играют сильные девушки из сборной Финляндии, лучшей команды в Европе.

Читать статью  Купить женскую одежду Nike (Найк) в интернет-магазине |

Участницы команды «Валькирии» занимаются американским футболом для своего удовольствия, деньги им за это не платят. Но спортсменки все равно много тренируются, чтобы держать себя в форме. Помимо тренировок на поле участницы ходят в спортивный зал, занимаются легкой атлетикой, развивают скорость реакции и аналитическое мышление. Например, администратор и участница команды Мария Лебедева тренируется 5 раз в неделю.

По словам Александры Мансуровой – девушки, которая в «Валькириях» играла с самого основания, а сейчас тренирует спортсменок, в команду берут абсолютно всех. Потому что на каждой позиции нужны игроки разной комплекции, роста. Принимают даже тех, кто не имеет подготовки. Но часто приходят и девушки, которые уже занимались другими видами спорта. Так в американский футбол пришла Дарья Перченко, захотев попробовать что-то новое. Она играет в команде «Валькирии» в защите на позиции дибэка.

«Я пришла в американский футбол в 2013 году в Хабаровске, увидела объявление о наборе у знакомой в соцсетях. С раннего детства занималась спортом, и хотелось попробовать что-то новое в жизни. В американском футболе смогла раскрыть свой спортивный потенциал, который не удавалось найти в других видах спорта», – рассказывает она.

Она говорит, что каждую неделю надевает футболку SeattleSeahawks, готовит газировку, чипсы, открывает ссылку на онлайн-трансляцию матча, в телефоне – чат с фанатами. «Там мы ругаемся или радуемся успехам нашей любимой команды», – говорит она.

На тренировках девушки носят специальную форму: шлем с маской и каркас для защиты грудной клетки, бедер и плеч от ударов. В среднем цена такого комплекта 15 тысяч рублей. Защита очень важна, потому что американский футбол – контактный вид спорта. Но бегать и играть в такой форме не очень просто. Шлем намного тяжелее велосипедного и даже мотоциклетного. Надевая его на голову, сложно поворачивать шею, кажется, что голова перевешивает. Объемный пластиковый каркас тоже сковывает движения. Поэтому нужно несколько часов или даже дней, чтобы привыкнуть к тяжелой экипировке. Но времени на это у меня не было, и участница команды почти сразу стала учить меня принимать мяч. Из-за непривычной вытянутой формы поймать мяч было нелегко, а убегать с ним в тяжеленном шлеме тем более.

Как бы сложно это ни было, девушки все равно любят спорт, которым занимаются.
«Это очень интересный вид, он про победу над собой, над соперником, – говорит тренер команды Александра Мансурова. – Где-то он про жесткость, агрессию, выносливость. И мы не думаем, женский это вид спорта или нет. Все зависит от того, что человеку интересно. Если ты техничен, то игра не такая страшная, как кажется сначала. Американский футбол – как шахматы. Тренеры составляют комбинации, тактики. Так же и игроки постоянно анализируют ситуацию. Это крутой вид спорта, потому что надо постоянно думать».

Кстати, несмотря на традицию, тачдауны «Валькирии» никак не празднуют. По словам участницы команды Дарьи Перченко, в России это не принято, тем более можно получить предупреждение от судьи. Но приободрить девушек стараются тренеры. «Похлопывания по плечу и «пятюня» от тренера – это потрясающе», – говорит Дарья.

Сейчас «Валькирии» готовятся к летним играм, потому что наступило межсезонье, и в ближайшее время соревнований не будет. А осенью петербургская команда планирует играть с московской женской командой по американскому футболу.

«Предрассудки живут только когда мы позволяем им жить»: основатель женской футбольной школы о девочках в футболе

«Предрассудки живут только когда мы позволяем им жить»: основатель женской футбольной школы о девочках в футболе - слайд

Девочки в футболе — все еще редкость, хотя в последнее время ситуация в мире стала меняться. Владимир Долгий-Рапопорт, основатель женской футбольной школы и футбольного клуба GirlPower, рассказал нам, как развивается женский футбол в России и с какими трудностями сталкиваются девушки, которые хотят заниматься этим спортом.

Почему девочки все-таки играют в футбол отдельно от мальчиков? Будет ли когда-нибудь такое, что все будут просто играть вместе, на ваш взгляд?

Идеально, если девочки будут тренироваться вместе с мальчиками лет до 12 (а может и до 16). На наш взгляд, это правильно со всех точек зрения и для мальчиков, и для девочек. Кстати, нападающий дортмундской Боруссии Эрлинг Холланд, который сегодня потрясает футбольный мир, до 16 лет тренировался и играл в смешанной команде, где были и мальчики, и девочки. Девочка из этой команды потом выиграла женский чемпионат Швеции.

Команды девочек сейчас нужны для более простого и быстрого входа девочек в футбол.

Потому что сейчас, если девочка приходит играть в смешанную команду, то она там оказывается одна на десять-пятнадцать мальчишек, а это требует особой смелости от девочки (особенно, если она до этого никогда не играла в футбол). В команде девочек начать гораздо проще. А потом можно постепенно смешивать команды.

Чем отличается тренировка девочек от тренировки мальчиков? Для девочек нужны какие-то специальные мячи? Есть ли какие-то штуки, которые у девочек получаются прикольнее — может быть, какие-то хитрые передачи, комбинации, отдельные позиции на поле, или ещё что-то?

С технической точки зрения — ничем. То же поле, тот же инвентарь. С психологической — отличия огромные, если мы говорим про девочек, которые только начали тренироваться. Дело в том, что у девочек в жизни за футбольным полем почти нет активностей с групповым взаимодействием, в которых им надо много бегать, толкаться, отслеживать движения других участниц игры и так далее.

Читать статью  Женские спортивные Леггинсы купить в Минске, каталог с ценами.

Поэтому первое время девочек нужно плавно учить этому. Вначале они очень быстро устают, они не всегда готовы идти в отбор мяча, допускать физический контакт.

Но постепенно (обычно через два-четыре месяца) все приходит и тренировки становятся близкими к мальчиковым. При этом все равно отличия остаются — дело в том, что у мальчиков в жизни много футбола и вне тренировок, как в школе и во дворе, так и в телевизоре/интернете/общении с друзьями. А у девочек его почти нет за пределами тренировок. Соответственно, задача тренера еще и развить у девочки интерес, чтобы она хотела и не боялась играть с пацанами во дворе.

Что можно посоветовать по поводу тренировок во время месячных?

Известно, что связки обладают рецепторами к гормонам, но непонятно — меняется ли структура связки в течение менструального цикла и существует ли более опасное или безопасное время для игры в футбол. Есть данные, что риск ниже за неделю до и после менструаций. Но трудно представить, как можно подстроить тренировочный процесс, ведь не играть в футбол две недели в месяц не получится.

Поэтому просто важно тренироваться аккуратно и прислушиваться к своему состоянию.

Это, если мы говорим про любительский спорт. Если о профессиональном, то там все советы должен давать врач.

Девочки, которые приходят в эту школу, они сами смотрят женский футбол? Какая у них мотивация? Их кумиры — футболисты мужчины или женщины?

На самом деле девочки и девушки почти не смотрят футбол. В обществе не принято, чтобы папа, включая матч (или идя в бар или на стадион), брал бы с собой дочку. Сына — да, дочку — нет. У девочки интерес к футболу в большинстве случаев проявляется чисто игровой. Она просто хочет играть.

Как любовь к бегу — мало кто знает профессиональных марафонцев, но все любят бегать.

Поэтому девочки часто не знают не только футбольные клубы, но и футболистов. Чистая любовь к игре, незамутненная ни желанием быть на кого-то похожим, ни желанием стать богатой и знаменитой футболисткой. В этом есть много минусов, но это клево.

Какое вообще сейчас положение у женского футбола в России? Если кто-то из девочек хочет им заниматься профессионально, куда им надо податься? Есть ли кто-то, кроме Надежды Карповой, кто выступает профессионально за границей?

За последний год все стало значительно лучше. Всерьез. Появилась Суперлига — высший дивизион соревнований. Несколько больших клубов создали женские команды (команды уже были у «ЦСКА» и «Локомотива», в прошлом году появились команды «Зенита» и «Краснодара», в этом будут у «Ростова» и «Рубина»). В России заиграло много новых футболисток. Бренды-спонсоры приходят в женский футбол.

Все это пока маленький шаг для человечества, но уже огромный для России.

За границей играют несколько футболисток, но по фамилиям я их не назову. Если девочка хочет стать футболисткой, то ей нужно пойти в любую футбольную школу, куда берут девочек. Таких не очень много, но они есть. Частную или государственную — не важно, важно, чтобы был классный тренер, с которым комфортно и интересно тренироваться и классная команда.

Расскажите, пожалуйста, про открытие вашей школы — сталкивались ли вы с какой-то дискриминацией, препятствиями? Или, наоборот, все помогали?

Мы сталкивались, когда один из футбольных манежей в Петербурге отказался нам сдавать поле. Владелец сказал, что мы совсем офигели и скоро начнем черепашек тренировать.

Однажды в Москве организаторы одного из турниров отказывались пускать к себе девичью команду, потому что «нечего девушкам там делать».

Таких случаев много. Организаторы турнира потом передумали, после того, как мы опубликовали эту историю в фейсбуке (оказались беспринципными слабаками), владельцы манежа — просто не получили наших денег. Но это все скорее бодрит нас и показывает, что наш проект важен не только с футбольной точки зрения, но и с человеческой.

Приходят ли мальчики на игры девочек?

Важно понимать, что детский и любительский футбол не интересен никому, кроме тренеров, игроков и их родственников. Так что нет, не приходят ни мальчики смотреть на игру девочек, ни девочки на игру мальчиков.

Можно ли девочке стать судьей, если карьера именно игрока не заладилась? Что для этого нужно? Есть ли успешные примеры?

Да, конечно, в мире таких примеров много. Самая прекрасная футбольная судья в России — Анастасия Пустовойтова, недавняя гостья шоу Екатерины Гордеевой. Она судила и женский ЧМ, и Лигу чемпионов. А в Европе женщины-судьи уже успешно судят мужские соревнования в английской Премьер-лиге, Лиге чемпионов и других крупных турнирах. Пока на уровне боковых и помощников главного, но это вопрос времени.

А еще можно стать тренером. Тут тоже есть примеры, их пока не так много, но это просто потому что женщин стали пускать туда совсем недавно. Я думаю, еще пять-десять-пятнадцать лет и женщины будут судить и тренировать мужские команды наравне с мужчинами.

Что бы вы могли сказать девочкам, которые любят футбол и хотят в него играть, но боятся предрассудков в обществе?

Сходите посмотреть, попробуйте! Предрассудки живут только когда мы позволяем им жить.

Источник https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32169

Источник https://spbdnevnik.ru/news/2020-12-08/eto-krutoy-vid-sporta-potomu-chto-nado-postoyanno-dumat-kak-treniruetsya-zhenskaya-komanda-po-amerikanskomu-futbolu

Источник https://chips-journal.ru/reviews/predrassudki-zivut-tol-ko-kogda-my-pozvolaem-im-zit-osnovatel-zenskoj-futbol-noj-skoly-o-devockah-v-futbole

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *