Заново перечитывая «Домострой»

Сло­во «домо­строй» дав­но уже ста­ло сино­ни­мом сред­не­ве­ко­во­го мра­ко­бе­сия, осо­бен­но по части семей­ных отно­ше­ний. Если вы жела­е­те по-насто­я­ще­му узнать семей­ные и быто­вые тра­ди­ции наших пред­ков, не опи­ра­ясь на чьи-то про­па­ган­дист­ские кли­ше, а иссле­дуя пер­во­ис­точ­ни­ки, мы пред­ла­га­ем посмот­реть инте­рес­ную ста­тью об этой забы­той кни­ге М.И. Стрель­цо­вой, про­фес­со­ра НГПУ.

Исто­ри­че­ские тек­сты явля­ют­ся под­лин­ны­ми хра­ни­те­ля­ми куль­ту­ры наро­да. Осо­бое место сре­ди куль­тур­но-исто­ри­че­ских памят­ни­ков зани­ма­ет лите­ра­ту­ра нази­да­тель­но­го харак­те­ра, кото­рая хра­нит для совре­мен­но­го чита­те­ля память о духов­ных скре­пах, кото­ры­ми иско­ни дер­жа­лась Русь, ‒ это тот фун­да­мент, на кото­ром теперь дер­жим­ся и мы. Выда­ю­щим­ся куль­тур­но-исто­ри­че­ским памят­ни­ком сред­не­ве­ко­вой Руси XV–XVI вв. явля­ет­ся «Домо­строй». Откро­ем эту кни­гу и пере­чи­та­ем ее зано­во, дабы сно­ва почув­ство­вать под нога­ми твер­дую поч­ву в нашем таком неустой­чи­вом мире.

Пер­вая редак­ция «Домо­строя» была состав­ле­на в Нов­го­ро­де в кон­це XV – нача­ле XVI в. Окон­ча­тель­но текст памят­ни­ка офор­мил­ся к сере­дине XVI в. Боль­шое вли­я­ние на этот про­цесс ока­зал пере­вод на ста­ро­сла­вян­ский язык в 1479 г. тек­ста «Васи­лия царя гре­че­ско­го гла­виз­ны нака­за­тель­ны к сыну его царю Льву», а так­же пере­во­ды запад­но­ев­ро­пей­ских «домо­стро­ев», вос­хо­дя­щих к древ­ней­шим тек­стам тако­го типа. Оче­ред­ной этап в раз­ви­тии жан­ра «домо­строя» во вто­рой поло­вине XVII в. зна­ме­но­ва­ли сти­хо­твор­ные пере­ло­же­ния памят­ни­ка. И даже в сере­дине XIX в. В.И. Даль сооб­щал в сво­ем сло­ва­ре о быто­ва­нии фольк­лор­но­го жан­ра «нака­за, настав­ле­ния»: руко­пи­си под назва­ни­ем домо­строя ходят в народе.

Все эти фак­ты сви­де­тель­ству­ют о попу­ляр­но­сти в наро­де лите­ра­ту­ры нази­да­тель­но­го харак­те­ра с настав­ле­ни­я­ми нрав­ствен­но­го, рели­ги­оз­но­го и хозяй­ствен­но­го содер­жа­ния. Такие настав­ле­ния в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни оста­ва­лись в рус­ской куль­ту­ре пра­ви­ла­ми бытия: «как жить по сове­сти и уме­реть достойно».

Из 63‑х глав «Домо­строя» око­ло 30 посвя­ще­ны непо­сред­ствен­но уста­нов­ле­ни­ям духов­но-нрав­ствен­но­го содер­жа­ния. Регла­мен­та­ция быта в «Домо­строе» опи­ра­ет­ся на авто­ри­тет хри­сти­ан­ской мора­ли в отто­чен­ных опре­де­ле­ни­ях отцов церк­ви «како жити хри­сти­а­ном», извест­ных пер­во­на­чаль­но из пере­вод­ных слов и поуче­ний Св. Иоан­на Зла­то­уста, а затем и ори­ги­наль­ных рус­ских поуче­ний, собран­ных поз­же в заме­ча­тель­ные сбор­ни­ки нрав­ствен­но­го содер­жа­ния, преж­де все­го «Изма­рагд», «Зла­то­струй» и «Пче­ла». Мно­гие раз­де­лы «Изма­раг­да» вошли впо­след­ствии в текст «Домо­строя». Послед­ний испы­тал так­же вли­я­ние мно­гих сред­не­ве­ко­вых «оби­ход­ни­ков», кото­рые опре­де­ля­ли «чин» и поря­док мона­стыр­ско­го слу­же­ния, ведь поря­док в доме во мно­гом сбли­жал­ся с мона­стыр­ской служ­бой, пони­ма­е­мой авто­ром «Домо­строя» как иде­ал для «домо­вла­ды­ки».

Все повест­во­ва­ние в «Домо­строе» под­чи­не­но, таким обра­зом, нази­да­тель­ным целям. Каж­дое поло­же­ние в нем под­твер­жда­ет­ся ссыл­ка­ми на Свя­щен­ное Писа­ние, на поуче­ния свя­тых отцов Церк­ви. Под оце­ни­ва­ю­щим углом зре­ния истин Писа­ния в «Домо­строе» рас­смат­ри­ва­ют­ся все про­яв­ле­ния жиз­ни чело­ве­ка в обществе.

Семья как малая Церковь

Тра­ди­ции визан­тий­ско­го аске­тиз­ма, «духов­но­го дела­ния» в рус­ском обще­стве ХV в. подви­га­ли чело­ве­ка к нрав­ствен­но­му совер­шен­ство­ва­нию, направ­ляя его к душев­ной чисто­те, к стя­жа­нию духов­ных цен­но­стей. Для рус­ско­го чело­ве­ка того вре­ме­ни посе­ще­ние цер­ков­но­го бого­слу­же­ния явля­лось насто­я­щим празд­ни­ком. Но это был празд­ник духов­ный ‒ тор­же­ствен­ный и воз­вы­шен­ный. В хра­ме чело­век отре­шал­ся от мир­ской суе­ты. Само бого­слу­же­ние и хра­мо­вая сре­да были ори­ен­ти­ро­ва­ны на то, что­бы дать чело­ве­ку нрав­ствен­ное и духов­ное совер­шен­ство­ва­ние. Одна­ко собор­ное моле­ние, по мне­нию авто­ра «Домо­строя», не отме­ня­ло инди­ви­ду­аль­ной молит­вы и необ­хо­ди­мо­сти чело­ве­ку гото­вить­ся к хра­мо­вой молит­ве. Так, в 12‑м уста­нов­ле­нии «Домо­строя», кото­рое назы­ва­ет­ся «Како мужу з женою и з домочяд­ци в дому сво­ем моли­ти­ся Богу», чита­ем: «…Повся дни… отпе­ти вечер­ня, паве­чер­ни­ца и полу­нощ­ни­ца с мол­чя­ни­ем и вни­ма­ни­ем, и с кротъ­ко­сто­я­ни­ем, и с молит­вою… и со вни­ма­ни­ем слу­ша­ти, и свя­тым каже­ни­ем» (Домо­строй, 12, 40). Все, зна­ме­ну­ю­щее собой сфе­ру духа, ука­зы­ва­ю­щее и направ­ля­ю­щее к ней чело­ве­ка, име­ло в гла­зах авто­ра «Домо­строя» абсо­лют­ную цен­ность и твер­дую опо­ру в жизни.

Оче­вид­но, что «Домо­строй» ‒ это не про­сто сове­ты по домо­вод­ству, не про­стая «эко­но­мия». Кни­га про­ник­ну­та нрав­ствен­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми отно­ше­ний меж­ду людь­ми, кото­рые состав­ля­ют насе­ле­ние Дома ‒ одно­вре­мен­но и госу­дар­ства, и горо­да, и семьи. Быто­вые подроб­но­сти жиз­ни погру­же­ны в освя­щен­ные тра­ди­ци­ей уста­нов­ле­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. В сво­ем лич­ном «госу­дар­стве» домо­хо­зя­ин, как носи­тель «духов­но­го чина», обя­зан устро­ить его оби­та­те­лей нрав­ствен­но и обес­пе­чить эко­но­ми­че­ски: «Аще муж сам не учит на доб­ро, ино суд от Бога при­мет, аще сам тво­рит доб­ро и жену и домочят­цев учит ‒ милость от Бога при­мет», ‒ тако­ва ответ­ствен­ность за дом, вве­рен­ный чело­ве­ку Богом. Автор «Домо­строя», обра­ща­ясь к чита­те­лям, напо­ми­на­ет им об ответ­ствен­но­сти перед Богом не толь­ко за свою жизнь, но и за жизнь сво­их близ­ких: «…тако ж и ты, не о себе еди­ном пещи­ся, но и о жене, и о детех сво­их, и о про­чих и о послед­них домочят­цех, вси бо есми свя­за­ни еди­ною верою к Богу» (Домо­строй, 31, 26). «Домо­строй» учит тому, как соглас­но с зако­на­ми духов­ной жиз­ни стро­ить свою мир­скую жизнь: «чисто­та хра­ни­ти, и вся­ко­го зла не тво­ри­ти». Уже в самих назва­ни­ях поуче­ний отра­же­ны те доб­ро­де­те­ли, к кото­рым направ­ля­ет автор чита­те­ля: «О пра­вед­ном житии», «Како посе­ща­ти в мона­сты­рех, и в боль­ни­цах, и в тем­ни­цах и вся­ко­го скорб­на», «Како чти­ти детем отцов сво­их духовных…».

Читать статью  Образ жизни и стабильность брачно-семейных отношений — NovaInfo 55

Гла­ва семьи ‒ «госу­дарь» дома. Он отве­ча­ет перед Богом и за «духов­ное стро­е­ние», и за «домов­нее стро­е­ние». Отсю­да та стро­гость по отно­ше­нию к жене, детям и слу­гам, кото­рая так не нра­вит­ся неко­то­рым совре­мен­ным чита­те­лям «Домо­строя». Одна­ко эта стро­гость нуж­на отцу семей­ства для того, что­бы «спа­сать стра­хом» сво­их домо­чад­цев, да и само­му ему нуж­но преж­де все­го боять­ся Божье­го суда, ибо толь­ко «тако­вый чело­век Богу уго­ден и людем честен». В такой пер­спек­ти­ве любая быто­вая подроб­ность при­об­ре­та­ет осо­бое зна­че­ние, поэто­му все повсе­днев­ные обя­зан­но­сти жены и домо­чад­цев в «Домо­строе» стро­го регла­мен­ти­ро­ва­ны. Основ­ным же мери­лом при­ни­ма­е­мых реше­ний и дей­ствий хозя­и­на явля­ет­ся «съвесть».

Оправдание памятника

В демо­кра­ти­че­ской пуб­ли­ци­сти­ке XIX в. образ «домо­строя» стал исполь­зо­вать­ся с нега­тив­ным оттен­ком, как что-то уста­рев­шее, кос­ное. При этом пишу­щая бра­тия, вовле­чен­ная в обще­ствен­но-поли­ти­че­скую борь­бу с цариз­мом, мень­ше все­го забо­ти­лась о том, соот­вет­ству­ет ли созда­ва­е­мый ими образ само­му тек­сту памят­ни­ка, тем более, что его содер­жа­ние уже изряд­но забы­лось к кон­цу XIX в. Посте­пен­но в обще­ствен­ном созна­нии сфор­ми­ро­ва­лось соби­ра­тель­ное поня­тие «домо­стро­ев­щи­на», кото­рое актив­но экс­плу­а­ти­ро­ва­лось в совет­ской обще­ствен­но-поли­ти­че­ской лите­ра­ту­ре и кото­рое, к сожа­ле­нию, широ­ко исполь­зу­ет­ся сей­час ‒ в совре­мен­ной либе­раль­ной пуб­ли­ци­сти­ке, где оно обрас­та­ет новы­ми кон­тек­ста­ми. В пол­ном отры­ве от тек­ста исто­ри­че­ско­го памят­ни­ка нача­ла суще­ство­вать его «тень». Что гово­рить о пуб­ли­ци­сти­ке, если даже в тол­ко­вых сло­ва­рях рус­ско­го язы­ка дают­ся такие зна­че­ния сло­ва «домо­строй»: кос­ный, отста­лый, суро­вый, уста­ре­лый, кон­сер­ва­тив­ный, пат­ри­ар­халь­ный. Увы, тако­ва совре­мен­ная оцен­ка нрав­ствен­ных иде­а­лов наше­го народа!

А ведь «Домо­строй» отра­жа­ет высо­кую куль­ту­ру наро­да не толь­ко в отно­ше­нии «домо­стро­и­тель­ства», но и, что осо­бен­но важ­но, в отно­ше­нии вос­пи­та­ния детей ‒ ту куль­ту­ру, кото­рая опи­ра­ет­ся на опыт свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции. Образ «плёт­ки в руках отца», создан­ный рус­ской демо­кра­ти­че­ской мыс­лью, не согла­су­ет­ся ни с тек­стом «Домо­строя», ни с дан­ны­ми по исто­рии и этно­гра­фии рус­ской семьи, кото­рые сви­де­тель­ству­ют о том, что глав­ным в вос­пи­та­нии было духов­но-нрав­ствен­ное обра­зо­ва­ние лич­но­сти ребенка.

Ответ­ствен­ность перед Богом за сво­их детей, за их нрав­ствен­ный облик лежа­ло, по мне­нию авто­ра «Домо­строя», на роди­те­лях: «и име­ти попе­че­ние отцу и мате­ри о чядех сво­их; снаб­де­ти и вос­пи­та­ти в доб­ре нака­за­нии: и учи­ти их стра­ху Божию, и веже­ству, и вся­ко­му бла­го­чи­нию». В сво­ей осно­ве «нака­за­ния» о том, как вос­пи­ты­вать детей и забо­тить­ся о роди­те­лях в ста­ро­сти, зву­чат акту­аль­но и в наши дни.

«Домо­строй» с пол­ным пра­вом мож­но назвать эко­но­ми­кой нрав­ствен­но­сти. На мно­гие годы нрав­ствен­ные поуче­ния «Домо­строя» ста­ли скре­па­ми семьи, фун­да­мен­том дома для рус­ско­го чело­ве­ка. Заме­ча­тель­ный памят­ник рус­ской лите­ра­ту­ры XV-XVI вв., «Домо­строй» явля­ет­ся преж­де все­го сви­де­тель­ством того, что глу­бин­ные духов­но-нрав­ствен­ные цен­но­сти нашей куль­ту­ры не меня­ют­ся со вре­ме­нем, пото­му что в их осно­ве лежит еван­гель­ская про­по­ведь. В XXI в. «Домо­строй» необ­хо­ди­мо про­чи­тать зано­во и уви­деть в нем не «кос­ный быт», а Домо­строй без «домо­стро­ев­щи­ны».

Читать статью  Что ожидают мужчины от брака и как создать крепкие отношения

Легендарные христианские книги: «Домострой»

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».

Когда и кем была написан знаменитый «Домострой»? Действительно ли эта книга «проповедовала» тиранию в семейных отношениях? Если нет, то о чем она?

Автор-составитель

Время написания

Содержание

Автор-составитель:

Священник Сильвестр, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, один из сподвижников молодого царя Ивана Грозного, государственный деятель и церковный писатель.

d-pavel_pleshanov_001

Время написания:

Содержание:

В книге изложены основы уклада православной семейной и хозяйственной жизни. «Домострой» — это своего рода учебник по домоводству, этикету, семейной этике, воспитанию детей, домашней и общественной православной жизни.

Один из разворотов современного издания -

Один из разворотов современного издания — «Если муж сам не учит добру»

Слово «домострой» появилось в русском языке как калька с греческого «экономика». Ойкос — дом, номос — закон, отсюда экономика — домоводство или домостроительство.

Первый «Домострой» был составлен в Новгороде в конце XV века. Сборники наставлений для домохозяина были известны и до знаменитого сильвестровского «Домостроя». Но именно его редакция получила широкое распространение в России с середины XVI века и использовалась как практическое руководство семейной жизни в течение почти 200 лет.

Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена — благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. <. >За жену хорошую мужу хвала и честь.

«Послание и наказание от отца к сыну» — 64-я глава «Домостроя», которую Силь­вестр написал сам, как наставление своему единственному сыну Ан­фи­му. Она написана нежным, мягким языком. Именно с нее лучше все­го начать знакомство с «До­мостроем».

d-bqp6ur_lxc4

«Послание и наказание от отца к сыну». Лист из рукописи XVI в.

Вера, закон и любовь — три основания, на которых стоит настоящий Дом. Закон обеспечивает порядок, Любовь обогащает порядок милосердием, без которого он переродился бы в деспотизм. Вера придает смысл всему зданию.

Благословляю я, грешник и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке…

Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту. Он призывает сына вспомнить, сколько сирот брали они к себе в услужение и всем им потом помог­ли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж — и всем собрала приданое.

lihachev

Академик Д. С. Лихачев писал: «В “Домострое” перед читателем развертывается грандиозная картина семейного быта и идеального поведения хозяев и слуг . Идеал “Домостроя” — это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, и вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной строгости — запасливости и нищелюбия».

«Домострой» стремился к смягчению нравов своего времени, экономически и богословски обосновывая умеренность в наказаниях. Он запрещает бить по глазам и ушам, «под сердце кулаком», деревянными и железными предметами, чтобы битье не приводило к порче здоровья. При этом битье может быть применено только в качестве крайней меры, за очевидную вину и лишь тогда, когда другие способы воспитательного воздействия исчерпаны.

Семья по Домострою: средневековый пережиток или идеальный рецепт совместной жизни?

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Семья по Домострою

Восприятие семьи и отношение к браку на Руси существенно отличалось от современных представлений. Постоянно растущее число разводов и повторных браков в наши дни заставляет многих говорить о том, что институт семьи давно изжил себя. В связи с этим интересно обратиться к опыту наших предков, собранному в середине XVI в. в единый свод правил семейной жизни – «Домострой» . Многие постулаты по сегодняшним меркам кажутся жестокими и варварскими, но среди этих правил были вполне разумные советы, нацеленные на формирование уважительного отношения к семье.

К. Маковский. Сцена из боярского быта XVII в.

Главенствующую роль в семье играл мужчина

С домостроевскими порядками обычно ассоциируются тиранство, угнетение женщин, домашнее беззаконие, однако это не совсем так. Строгая дисциплина и субординация действительно предполагались. В период Средневековья на Руси основной становится традиционная христианская модель брака: патриархальная моногамная семья, которая была микромоделью общества. Отношения в ней выстраивались по образу отношений в государстве. Поэтому главенствующую роль играл «государь», то есть муж. Человек без семьи считался неполноценным членом общества.

Домострой

Автором «Домостроя» считают священника Сильвестра, хотя он был скорее не автором, а редактором, собравшим воедино издавна существовавшие нормы и правила. Постулаты «Домостроя» касаются не только семейного уклада, но и быта вообще, это сборник практических рекомендаций: как правильно вести хозяйство, как принимать гостей, как ухаживать за скотом, как готовить еду, как выстраивать взаимоотношения и т. д. Тут есть рецепты на все случаи жизни.

Семья по Домострою – наивысшая ценность

Жизнь человека в эпоху Средневековья была строго регламентированной, постулатам «Домостроя» безоговорочно верили и придерживались их. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Семья была ценностью, которую надлежало оберегать в течение всей жизни. Расторжение брака было редким явлением.

Н. Пимоненко. Сваты

Женщина в доме должна быть «чиста и послушна». Ее основные обязанности – воспитывать детей и следить за порядком в доме. Детей растили в строгости, за провинности были предусмотрены наказания: «Казни сына в юности, и он будет покоить тебя на старость. Не уставай бить его: хоть и жезлом бьешь, не умрет, а будет здоровее, бьешь его по телу, а душу избавляешь от смерти». Для современного человека это нонсенс, но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Основной задачей женщины было воспитание детей

Детей воспитывали кнутом и пряником

Бить в особых случаях разрешалось и жену: «Если жена не слушает слов и не имеет страху, то постегать плетью, только не перед людьми, а наедине». Но нельзя было бить по голове и под сердце – искалеченная жена не сможет больше рожать детей и заниматься хозяйством. Нельзя бить за любую провинность, а после наказания жену следует пожалеть и приласкать. Наказание может быть и «наказом», наставлением. Однако наказания – не то, чем цементируется семейная жизнь. Основной посыл – каждый должен заниматься своим делом и стараться выполнять свои обязанности.

Основной задачей женщины было воспитание детей

Советы касались не только семейной жизни, но и сосуществования в обществе: рекомендовалось помогать людям «во всякой нужде», «кому хуже, чем тебе» – бедным, голодным, больным, заключенным и т. д. При этом добрыми поступками не стоит бахвалиться. Нужно терпеть обиды и прощать, так как добро угодно Богу. Основа общения – традиционные христианские ценности: не красть, не лгать, не гневаться, не завидовать, не обижать, не блудить и т. д.

Доброта и послушание – главные женские добродетели

Главенствующую роль в семье играл мужчина

Конечно, многие постулаты «Домостроя» устарели, а традиционные роли в семье давно перераспределились. Насилие в семье ничем оправдать нельзя. Но само отношение к дому как к оплоту, к крепости, к незыблемой ценности – не только заслуживает внимания, но и ожидает возрождения в современном мире.

Источник https://azbyka.ru/semya/zanovo-perechityvaja-domostroj/

Источник https://foma.ru/domostroy.html

Источник https://kulturologia.ru/blogs/270116/28195/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *