Содержание
Заново перечитывая «Домострой»
Слово «домострой» давно уже стало синонимом средневекового мракобесия, особенно по части семейных отношений. Если вы желаете по-настоящему узнать семейные и бытовые традиции наших предков, не опираясь на чьи-то пропагандистские клише, а исследуя первоисточники, мы предлагаем посмотреть интересную статью об этой забытой книге М.И. Стрельцовой, профессора НГПУ.
Исторические тексты являются подлинными хранителями культуры народа. Особое место среди культурно-исторических памятников занимает литература назидательного характера, которая хранит для современного читателя память о духовных скрепах, которыми искони держалась Русь, ‒ это тот фундамент, на котором теперь держимся и мы. Выдающимся культурно-историческим памятником средневековой Руси XV–XVI вв. является «Домострой». Откроем эту книгу и перечитаем ее заново, дабы снова почувствовать под ногами твердую почву в нашем таком неустойчивом мире.
Первая редакция «Домостроя» была составлена в Новгороде в конце XV – начале XVI в. Окончательно текст памятника оформился к середине XVI в. Большое влияние на этот процесс оказал перевод на старославянский язык в 1479 г. текста «Василия царя греческого главизны наказательны к сыну его царю Льву», а также переводы западноевропейских «домостроев», восходящих к древнейшим текстам такого типа. Очередной этап в развитии жанра «домостроя» во второй половине XVII в. знаменовали стихотворные переложения памятника. И даже в середине XIX в. В.И. Даль сообщал в своем словаре о бытовании фольклорного жанра «наказа, наставления»: рукописи под названием домостроя ходят в народе.
Все эти факты свидетельствуют о популярности в народе литературы назидательного характера с наставлениями нравственного, религиозного и хозяйственного содержания. Такие наставления в течение длительного времени оставались в русской культуре правилами бытия: «как жить по совести и умереть достойно».
Из 63‑х глав «Домостроя» около 30 посвящены непосредственно установлениям духовно-нравственного содержания. Регламентация быта в «Домострое» опирается на авторитет христианской морали в отточенных определениях отцов церкви «како жити христианом», известных первоначально из переводных слов и поучений Св. Иоанна Златоуста, а затем и оригинальных русских поучений, собранных позже в замечательные сборники нравственного содержания, прежде всего «Измарагд», «Златоструй» и «Пчела». Многие разделы «Измарагда» вошли впоследствии в текст «Домостроя». Последний испытал также влияние многих средневековых «обиходников», которые определяли «чин» и порядок монастырского служения, ведь порядок в доме во многом сближался с монастырской службой, понимаемой автором «Домостроя» как идеал для «домовладыки».
Все повествование в «Домострое» подчинено, таким образом, назидательным целям. Каждое положение в нем подтверждается ссылками на Священное Писание, на поучения святых отцов Церкви. Под оценивающим углом зрения истин Писания в «Домострое» рассматриваются все проявления жизни человека в обществе.
Семья как малая Церковь
Традиции византийского аскетизма, «духовного делания» в русском обществе ХV в. подвигали человека к нравственному совершенствованию, направляя его к душевной чистоте, к стяжанию духовных ценностей. Для русского человека того времени посещение церковного богослужения являлось настоящим праздником. Но это был праздник духовный ‒ торжественный и возвышенный. В храме человек отрешался от мирской суеты. Само богослужение и храмовая среда были ориентированы на то, чтобы дать человеку нравственное и духовное совершенствование. Однако соборное моление, по мнению автора «Домостроя», не отменяло индивидуальной молитвы и необходимости человеку готовиться к храмовой молитве. Так, в 12‑м установлении «Домостроя», которое называется «Како мужу з женою и з домочядци в дому своем молитися Богу», читаем: «…Повся дни… отпети вечерня, павечерница и полунощница с молчянием и вниманием, и с кротъкостоянием, и с молитвою… и со вниманием слушати, и святым кажением» (Домострой, 12, 40). Все, знаменующее собой сферу духа, указывающее и направляющее к ней человека, имело в глазах автора «Домостроя» абсолютную ценность и твердую опору в жизни.
Очевидно, что «Домострой» ‒ это не просто советы по домоводству, не простая «экономия». Книга проникнута нравственными характеристиками отношений между людьми, которые составляют население Дома ‒ одновременно и государства, и города, и семьи. Бытовые подробности жизни погружены в освященные традицией установления Православной Церкви. В своем личном «государстве» домохозяин, как носитель «духовного чина», обязан устроить его обитателей нравственно и обеспечить экономически: «Аще муж сам не учит на добро, ино суд от Бога примет, аще сам творит добро и жену и домочятцев учит ‒ милость от Бога примет», ‒ такова ответственность за дом, вверенный человеку Богом. Автор «Домостроя», обращаясь к читателям, напоминает им об ответственности перед Богом не только за свою жизнь, но и за жизнь своих близких: «…тако ж и ты, не о себе едином пещися, но и о жене, и о детех своих, и о прочих и о последних домочятцех, вси бо есми связани единою верою к Богу» (Домострой, 31, 26). «Домострой» учит тому, как согласно с законами духовной жизни строить свою мирскую жизнь: «чистота хранити, и всякого зла не творити». Уже в самих названиях поучений отражены те добродетели, к которым направляет автор читателя: «О праведном житии», «Како посещати в монастырех, и в больницах, и в темницах и всякого скорбна», «Како чтити детем отцов своих духовных…».
Глава семьи ‒ «государь» дома. Он отвечает перед Богом и за «духовное строение», и за «домовнее строение». Отсюда та строгость по отношению к жене, детям и слугам, которая так не нравится некоторым современным читателям «Домостроя». Однако эта строгость нужна отцу семейства для того, чтобы «спасать страхом» своих домочадцев, да и самому ему нужно прежде всего бояться Божьего суда, ибо только «таковый человек Богу угоден и людем честен». В такой перспективе любая бытовая подробность приобретает особое значение, поэтому все повседневные обязанности жены и домочадцев в «Домострое» строго регламентированы. Основным же мерилом принимаемых решений и действий хозяина является «съвесть».
Оправдание памятника
В демократической публицистике XIX в. образ «домостроя» стал использоваться с негативным оттенком, как что-то устаревшее, косное. При этом пишущая братия, вовлеченная в общественно-политическую борьбу с царизмом, меньше всего заботилась о том, соответствует ли создаваемый ими образ самому тексту памятника, тем более, что его содержание уже изрядно забылось к концу XIX в. Постепенно в общественном сознании сформировалось собирательное понятие «домостроевщина», которое активно эксплуатировалось в советской общественно-политической литературе и которое, к сожалению, широко используется сейчас ‒ в современной либеральной публицистике, где оно обрастает новыми контекстами. В полном отрыве от текста исторического памятника начала существовать его «тень». Что говорить о публицистике, если даже в толковых словарях русского языка даются такие значения слова «домострой»: косный, отсталый, суровый, устарелый, консервативный, патриархальный. Увы, такова современная оценка нравственных идеалов нашего народа!
А ведь «Домострой» отражает высокую культуру народа не только в отношении «домостроительства», но и, что особенно важно, в отношении воспитания детей ‒ ту культуру, которая опирается на опыт святоотеческой традиции. Образ «плётки в руках отца», созданный русской демократической мыслью, не согласуется ни с текстом «Домостроя», ни с данными по истории и этнографии русской семьи, которые свидетельствуют о том, что главным в воспитании было духовно-нравственное образование личности ребенка.
Ответственность перед Богом за своих детей, за их нравственный облик лежало, по мнению автора «Домостроя», на родителях: «и имети попечение отцу и матери о чядех своих; снабдети и воспитати в добре наказании: и учити их страху Божию, и вежеству, и всякому благочинию». В своей основе «наказания» о том, как воспитывать детей и заботиться о родителях в старости, звучат актуально и в наши дни.
«Домострой» с полным правом можно назвать экономикой нравственности. На многие годы нравственные поучения «Домостроя» стали скрепами семьи, фундаментом дома для русского человека. Замечательный памятник русской литературы XV-XVI вв., «Домострой» является прежде всего свидетельством того, что глубинные духовно-нравственные ценности нашей культуры не меняются со временем, потому что в их основе лежит евангельская проповедь. В XXI в. «Домострой» необходимо прочитать заново и увидеть в нем не «косный быт», а Домострой без «домостроевщины».
Легендарные христианские книги: «Домострой»
Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».
Когда и кем была написан знаменитый «Домострой»? Действительно ли эта книга «проповедовала» тиранию в семейных отношениях? Если нет, то о чем она?
Автор-составитель
Время написания
Содержание
Автор-составитель:
Священник Сильвестр, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, один из сподвижников молодого царя Ивана Грозного, государственный деятель и церковный писатель.
Время написания:
Содержание:
В книге изложены основы уклада православной семейной и хозяйственной жизни. «Домострой» — это своего рода учебник по домоводству, этикету, семейной этике, воспитанию детей, домашней и общественной православной жизни.
Один из разворотов современного издания — «Если муж сам не учит добру»
Слово «домострой» появилось в русском языке как калька с греческого «экономика». Ойкос — дом, номос — закон, отсюда экономика — домоводство или домостроительство.
Первый «Домострой» был составлен в Новгороде в конце XV века. Сборники наставлений для домохозяина были известны и до знаменитого сильвестровского «Домостроя». Но именно его редакция получила широкое распространение в России с середины XVI века и использовалась как практическое руководство семейной жизни в течение почти 200 лет.
Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена — благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. <. >За жену хорошую мужу хвала и честь.
«Послание и наказание от отца к сыну» — 64-я глава «Домостроя», которую Сильвестр написал сам, как наставление своему единственному сыну Анфиму. Она написана нежным, мягким языком. Именно с нее лучше всего начать знакомство с «Домостроем».
«Послание и наказание от отца к сыну». Лист из рукописи XVI в.
Вера, закон и любовь — три основания, на которых стоит настоящий Дом. Закон обеспечивает порядок, Любовь обогащает порядок милосердием, без которого он переродился бы в деспотизм. Вера придает смысл всему зданию.
Благословляю я, грешник и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке…
Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту. Он призывает сына вспомнить, сколько сирот брали они к себе в услужение и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж — и всем собрала приданое.
Академик Д. С. Лихачев писал: «В “Домострое” перед читателем развертывается грандиозная картина семейного быта и идеального поведения хозяев и слуг . Идеал “Домостроя” — это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, и вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной строгости — запасливости и нищелюбия».
«Домострой» стремился к смягчению нравов своего времени, экономически и богословски обосновывая умеренность в наказаниях. Он запрещает бить по глазам и ушам, «под сердце кулаком», деревянными и железными предметами, чтобы битье не приводило к порче здоровья. При этом битье может быть применено только в качестве крайней меры, за очевидную вину и лишь тогда, когда другие способы воспитательного воздействия исчерпаны.
Семья по Домострою: средневековый пережиток или идеальный рецепт совместной жизни?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Восприятие семьи и отношение к браку на Руси существенно отличалось от современных представлений. Постоянно растущее число разводов и повторных браков в наши дни заставляет многих говорить о том, что институт семьи давно изжил себя. В связи с этим интересно обратиться к опыту наших предков, собранному в середине XVI в. в единый свод правил семейной жизни – «Домострой» . Многие постулаты по сегодняшним меркам кажутся жестокими и варварскими, но среди этих правил были вполне разумные советы, нацеленные на формирование уважительного отношения к семье.
С домостроевскими порядками обычно ассоциируются тиранство, угнетение женщин, домашнее беззаконие, однако это не совсем так. Строгая дисциплина и субординация действительно предполагались. В период Средневековья на Руси основной становится традиционная христианская модель брака: патриархальная моногамная семья, которая была микромоделью общества. Отношения в ней выстраивались по образу отношений в государстве. Поэтому главенствующую роль играл «государь», то есть муж. Человек без семьи считался неполноценным членом общества.
Автором «Домостроя» считают священника Сильвестра, хотя он был скорее не автором, а редактором, собравшим воедино издавна существовавшие нормы и правила. Постулаты «Домостроя» касаются не только семейного уклада, но и быта вообще, это сборник практических рекомендаций: как правильно вести хозяйство, как принимать гостей, как ухаживать за скотом, как готовить еду, как выстраивать взаимоотношения и т. д. Тут есть рецепты на все случаи жизни.
Жизнь человека в эпоху Средневековья была строго регламентированной, постулатам «Домостроя» безоговорочно верили и придерживались их. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Семья была ценностью, которую надлежало оберегать в течение всей жизни. Расторжение брака было редким явлением.
Женщина в доме должна быть «чиста и послушна». Ее основные обязанности – воспитывать детей и следить за порядком в доме. Детей растили в строгости, за провинности были предусмотрены наказания: «Казни сына в юности, и он будет покоить тебя на старость. Не уставай бить его: хоть и жезлом бьешь, не умрет, а будет здоровее, бьешь его по телу, а душу избавляешь от смерти». Для современного человека это нонсенс, но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.
Бить в особых случаях разрешалось и жену: «Если жена не слушает слов и не имеет страху, то постегать плетью, только не перед людьми, а наедине». Но нельзя было бить по голове и под сердце – искалеченная жена не сможет больше рожать детей и заниматься хозяйством. Нельзя бить за любую провинность, а после наказания жену следует пожалеть и приласкать. Наказание может быть и «наказом», наставлением. Однако наказания – не то, чем цементируется семейная жизнь. Основной посыл – каждый должен заниматься своим делом и стараться выполнять свои обязанности.
Советы касались не только семейной жизни, но и сосуществования в обществе: рекомендовалось помогать людям «во всякой нужде», «кому хуже, чем тебе» – бедным, голодным, больным, заключенным и т. д. При этом добрыми поступками не стоит бахвалиться. Нужно терпеть обиды и прощать, так как добро угодно Богу. Основа общения – традиционные христианские ценности: не красть, не лгать, не гневаться, не завидовать, не обижать, не блудить и т. д.
Конечно, многие постулаты «Домостроя» устарели, а традиционные роли в семье давно перераспределились. Насилие в семье ничем оправдать нельзя. Но само отношение к дому как к оплоту, к крепости, к незыблемой ценности – не только заслуживает внимания, но и ожидает возрождения в современном мире.
Источник https://azbyka.ru/semya/zanovo-perechityvaja-domostroj/
Источник https://foma.ru/domostroy.html
Источник https://kulturologia.ru/blogs/270116/28195/