Семья и брак. Семья как социальный институт.

Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

«Семья — ячейка общества», — произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи, то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения. На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья – это малая социальная группа, а еще – это социальный институт. Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, — это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи.

Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.

Структура семьи.

Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья – муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) – нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда – плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же – если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) – может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).

При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм.

По количеству партнеров бывают:

  • моногамные семьи (два партнера – наиболее распространенная форма семейных отношений с древних времен);
  • полигамные семьи:
    1. полигиния (многоженство – один мужчина, три и более женщины, как в шариате);
    2. полиандрия (редкое явление – одна женщина и трое и более мужчин; например – у народов Гавайев и Тибета);
    3. шведская семья (три партнера разного пола – мужчина и две женщины или наоборот) – интересен тот факт, что этот вид семьи ассоциируется со Швецией только у носителей русского языка, а шведское общество – консервативно, и подобный тип отношений там встречается крайне редко.

По половому составу партнеров:

  • разнополая семья;
  • однополая семья.

Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике – не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения – предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

Преследование или угнетение сторонников однополых отношений – нарушение Декларации по правам человека. Однако однополые отношения – это одно, а однополый брак – другое. А возможность однополыми партнерами усыновить и воспитывать ребенка – вообще третье. Если первое – это нормально, но должно иметь какую-то цензуру (то есть геи не должны выставлять на показ свой тип отношений, потому как таким образом они могут психологически травмировать окружающих, а это тоже нарушение социальных норм). Второе – это не нормально, хотя и не критично. Правильнее всего (не могу утверждать наверняка) – это было бы признавать однополые браки на уровне общества, но не на уровне государства и права; и опять же – подвергать цензуре. Все описанное по поводу первого и второго пунктов совпадает с официальной политикой Российской Федерации и некоторых других стран. Говоря о цензуре, я подразумеваю, что «если гей хочет идти на парад, — он должен быть ветераном».

Читать статью  Не хочу жить с мужем: что делать? Советы психолога, как разумнее поступить.

По поводу третьего (усыновления) – это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным, и моральным, и религиозным нормам. Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

Вернемся к семье и браку.

Функции семьи и брака.

Функции семьи — это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

  1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.
  2. Хозяйственно-экономическая функция – вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.
  3. Регенеративная функция – наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).
  4. Образовательно-воспитательная – функция социализации детей.
  5. Первоначальный социальный контроль – функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.
  6. Рекреативная функция – развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.
  7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).
  8. Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья – это и есть общество в миниатюре.
  9. Психотерапевтическая функция – удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.

В заключение можно сказать, что семья – это самый древний социальный институт, и история семьи – это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

Понятие, особенности и состав семейных правоотношений

Под семейными правоотношениями понимаются урегулированные нормами семейного права общественные отношения, участники которых связаны имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, и являются носителями иных субъективных прав и обязанностей, которые возникают и изменяются на основании юридических фактов (родства, брака, усыновления и пр.)

Особенности семейных правоотношений можно выделить из определения:

  • они основаны на имущественной обособленности и юридическом равенстве участников;
  • они представляют собой личные неимущественные отношения и имущественные (отношения собственности);
  • их формирование базируется на основании свободного волеизъявления субъектов.

Отдельно отметим ещё две особенности семейных правоотношений:

  • в предмете семейного права личным неимущественным отношениям отводится более значимая роль, нежели имущественным отношениям, поскольку, прежде всего, они базируются на нормах морали. Личные правоотношения в семейном праве обладают особым, первичным характером, ведь в основе отношений между субъектами семьи лежит процесс создания, формирования и существования семьи.
  • в предмете правового регулирования семейных правоотношений имеется особый субъектный состав – супруги, родители, дети, усыновители и попечители, приемные семьи, патроны, усыновленные дети. То есть, прежде всего, семейные правоотношения возникают между физическими лицами, которые изъявили желание на создание и принятие участия в семейных правоотношениях.

Виды и состав семейных правоотношений

Существует несколько оснований классификации семейных правоотношений:

По своему содержанию

  • имущественные
  • личные неимущественные

По субъектному составу

  • простые (два участника, например, брак)
  • сложные (три и более, например, дети и родители)

По степени индивидуализации

  • абсолютные, где только одна сторона индивидуализирована
  • относительные, где поименно определены все участники правоотношения.

Семейные правоотношения состоят из трёх элементов:

Субъектами семейных правоотношений являются исключительно физические лица, а также публичные образования и государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления. При этом семейные правоотношения урегулированы во многом именно нормами семейного законодательства, которые содержатся в СК РФ.

Читать статью  Семейные отношения. Особенности семейных отношений.

Семья в теории семейного права определяется как круг лиц, который связан имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями. Вытекают такие права и обязанностями из брака, родства, усыновления, различных форм передачи ребенка на воспитание.

Объекты семейных правоотношений представляют собой две ветви, регулирующие личные неимущественные (действия) и имущественные отношения (имущество).
Наиболее распространенным объектом являются действия людей, как их сознательная деятельность. В зависимости от объективного проявления их можно разделить на две подгруппы:

  1. Положительные (пример – выбор супругом рода занятий, фамилии между супругами, предоставление средств на больных членов семьи, содержание детей и пр.)
  2. В форме воздержания (пример – лица, которым каким-то образом стало известно об усыновлении обязаны сохранить тайну усыновления, родители не имеют права причинять действия наносящие вред психическому или физическому здоровью своих детей)

Имущество также является объектом семейных правоотношений. Его можно условно разделить на три категории, предусмотренные в гражданском и семейном праве:

  • Как вещь или совокупность вещей
  • Как совокупность имущественных прав определенного лица
  • Как совокупность имущественных прав и обязанностей конкретного лица

Содержание семейных правоотношений содержит в себе субъективные права и обязанности их участников.

Субъективные права в семейных отношениях – это законно регулируемая мера возможного поведения управомоченного лица, при которой он имеет возможность требовать соответствующего поведения от других лиц.

Субъективные обязанности в семейном праве – это законно обусловленная мера должного поведения обязанного лица, а также заключается в совершении определенных действий или в необходимости воздержания от их совершения.

Таким образом, субъекты семейных правоотношений имеют субъективные права и могут требовать исполнения обязанностей от других участников. Например, супруги в отношениях имеют права свободно пользоваться и распоряжаться по обоюдному согласию общим имуществом. Также, они могут требовать от каждого воздержания от нарушения указанных правомочий.

Семейные и общественные отношения

Основной формой семьи у русских была так называемая ма­лая семья, которая состояла из мужа, жены и их детей добрач­ного возраста. Численность ее была обычно 5-6 человек. Не­мало было и «больших» семей, численностью 15-20 человек и более, объединявших три, иногда четыре поколения родствен­ников. Во главе ее стояла родительская пара (отцовская семья) или несколько женатых братьев (братская). В эту семью вхо­дили родственники по прямой и боковой линиям, в ряде случаев и посторонние лица («приемыши»). Существовала и еще одна форма семьи, в которой при родительской паре оставался один из женатых сыновей, обычно младший, он был обязан содержать родителей в старости, за что получал в наследство оставшееся после выделения старших братьев родительское имущество, в том числе жилые и хозяйственные постройки.

Для семейно-брачных отношений русских была характерна патернитетность: статус мужчин был выше статуса женщин. Главой семьи считался и обычно являлся на самом деле муж, власть его, особенно в большой семье, часто имела деспотиче­ский характер. Брак был вирилокальным — жена переходила в семью мужа, в большой семье ее положение на первых порах было особенно тяжелым. Существовал институт так называе­мого примачества, когда муж приходил в семью жены, обычно не имея возможности обзавестись собственным хозяйством. Со­циальный статус его в этой семье был низок, и долгое время он мог быть на положении батрака.

Линейность родства была двухсторонней, т. е. оно наследо­валось по линии отца и матери, но линия отца была более важ­ной, что нашло отражение в обычае при уважительном обраще­нии прибавлять к имени отчество—по имени отца. Характер взаимоотношений между родственниками, их права и обязанно­сти по отношению друг к другу фиксировались в особой знако­вой форме—терминах родства. Лица, состоящие в браке друг с другом, назывались мужем и женой, в торжественных случаях супругами. Их дети называли родителей: мамкой, матушкой— мать; тятей, батюшкой — отца, для родителей они были сыном и дочерью. Неродные родители назывались отчим и мачеха, а неродные дети—падчерица и пасынок. Дети одних родителей были друг другу родными братьями и сестрами, дети родных братьев и сестер—двоюродными братьями и сестрами. Роди­тели родителей назывались дедом и бабкой, а дети своих де­тей—внуком и внучкой.

Читать статью  Чего хотят женщины в отношениях с мужчинами » Наша Психология

Родных братьев и сестер родителей называли дядями и те­тями, а детей родных братьев и сестер—племянниками и пле­мянницами. Родители мужа и жёны друг для друга были сва­тами, родители жены для мужа—тестем и тещей, а он для них был зятем. Родители мужа для жены являлись свекром и све­кровью, она же для свекрови была невесткой, а для свекра— снохой. Но обращаться к родителям супруга надо было также, как и к собственным: матушка и батюшка. Словом «невестка» сестры называли жену брата. Женатые на родных сестрах счи­тались свояками. Сестра жены называлась свояченицей, брат жены—шурином, муж сестры был зятем. Брат мужа назывался деверем, сестра мужа—золовкой.

Большую роль в жизни русского крестьянства играла об­щинная организация—«мир», или «опчество», охватывала она обычно одну, реже, несколько деревень. Входившие в общину домохозяйства были связаны совместным землепользованием, отправлением повинностей, государственных, а в крепостной деревне и помещичьих, поддержанием хозяйственно-бытового распорядка жизни, оказанием взаимопомощи в срочных сель­скохозяйственных работах, при строительстве дома и т.п., со­вместным участием в обрядовой жизни, например, при построй­ке обыденного (созданного по обету за один день) храма. Для нормального функционирования общины создавались органы ее самоуправления. При крепостном праве границы функций об­щины определялись помещиком, поэтому в одних случаях— она была довольно самостоятельной в своих действиях, в дру­гих — фактически ликвидировалась, и управление всеми делами находилось в руках вотчинной администрации.

Все общинные вопросы решались на сходах, собираемых как по обыденным, так и по экстренным случаям. В сходах прини­мали участие взрослые мужчины, если их в семье не было, то возглавлявшая ее женщина, в некоторых случаях только гла­вы домохозяйств. Одна из самых важных функций общины— распоряжение угодьями, которые ей принадлежали. Домохо­зяйства наделялись пахотной землей — по числу мужских душ или едоков, периодически, в промежутке от нескольких до 15-20 лет, производились переделы общинной земли, делились также сенокосы, участки леса. На сходах определялось время нача­ла Тех или иных работ—пахоты, выпаса скота, уборки урожая, сбора ягод, грибов, орехов. Общиной решались такие вопросы, как наем пастуха, опекунство сирот, организация пожарной ко­манды и т. п. Община раскладывала повинности — рекрутскую, дорожную, подводную, уплату различных податей.

На общинных сходах разбирались и в соответствии с норма­ми обычного права наказывались виновные за преступления, ко­торые они совершили, ибо «опчество», опасаясь вымогательств, старалось не обращаться к государственным судам, и само на­казывало за воровство, поджог, избиение и т.д., а также за проступки, которые с точки зрения официального законодатель­ства наказанию не подлежали—работа в праздник, поедание скоромного в пост, неуважительное отношение к старшим и др. Государственная администрация стремилась сосредоточить су­дебные функции в своих руках, примечательно, однако, что, по судебной реформе 1864г., волостным судам разрешалось руко­водствоваться нормами обычного сельского права. Для веде­ния текущих дел на сходах выбирались должностные лица— староста, «таможенные»—сборщики податей, десятские и сот­ские— от соответствующего количества дворов, писарь и др.С начала XX в. в результате столыпинской реформы начина­ется разрушение общинной организации русского крестьянства, оно завершается в конце 20-х годов, когда органы общинного управления вошли в противоречие с новыми структурами вла­сти— системой Советов.

Источник https://www.calc.ru/Semia-I-Brak-Semia-Kak-Sotsialniy-Institut.html

Источник https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/semejnoe-pravo/semejnye-pravootnoshenija/

Источник https://studopedia.ru/10_122646_semeynie-i-obshchestvennie-otnosheniya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *