Содержание

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: «Семья и семейные отношения»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей как в семье, так и вне ее, общей ориентации в нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

На уроках по этой теме школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современной семьи, ее функциях и особенностях, о ее различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции внутрисемейных отношений, способах взаимодействия личностей, типичных социальных ролях человека в современной семье.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_teme_semya_i_semeynye_otnosheniya.docx 34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Семья и семейные отношения»

Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семью; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.

Предметные : обучающиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова понятия семья,поколение ; научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада; существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные : формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование : проектор, презентация, учебник, пакет с рабочим материалом, Конституция РФ.

Тип уроков : открытия нового знания.

1. Организационный момент : Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.

Время — вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?

КРУГ РАДОСТИ . Сегодня мы начнем наш урок необычным способом! Чтобы настроиться на работу, и начать урок с хорошим настроением!

(Упражнение) «Групповое приветствие»:

Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.

— А теперь присаживаемся на свои места, начнем урок.

2. Мотивационно целевой этап.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.

— В чем смысл этой притчи?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока? (Ответы учеников)

— Что такое семья?

— Чем все семьи похожи?

— Что отличает одну семью от другой?

Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

  1. Зачем люди создают семьи.
  2. Если семья не выполняет своих обязанностей.
  3. Какие бывают семьи.

Проблемные вопросы. Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?

III. Работа по теме уроков

— Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.

— Что их объединяет? (Ответы учеников.)

Ключевым словом нашего урока является слово семья . Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.

1. Зачем люди создают семьи

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

— Как вы понимаете это высказывание?

— Согласны ли вы с ним?

Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

(Проверка выполнения задания.)

— На чем, в первую очередь, строится семья. ( Любовь. )

Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.

— Какие пословицы о семье вы знаете?

  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Любовь да совет — так и горя нет.
  • Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Добрая семья прибавит разума-ума.
  • В своей семье не велик расчет.
  • Вся семья вместе — так и душа па месте.
  • В родной семье и каша гуще.
  • За общим семейным столом еда вкуснее.

— Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

  • Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак
  • Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей
  • В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.)
  • Основа такой семьи : желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках
Читать статью  Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

(Проверка выполнения задания.)

— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

  • Рождение детей
  • Воспитание нового поколения
  • Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь
  • Физическая, экономическая, психологическая защита
  • Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

— Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.

— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

  • Государство
  • Строит детские сады
  • Материально обеспечивает школы
  • Заботится о благополучии семей
  • Выплачивает материнский капитал
  • Осуществляет помощь многодетным семьям
  • Помогает семьям приобрести жилье

Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.

А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.

— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

(Ученики выполняют задание.)

— Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

Давайте подведем итог изученного материала: Зачем же люди создают семьи? И что семья дает человеку? (ответы)

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня! На прошлом уроке мы начали изучать тему. (напомните какую?). Сегодня мы продолжаем изучение темы «Семья и семейные отношения».

Вспомним намеченный на первом уроке план. Какие вопросы мы должны изучить сегодня и чего достигнуть, чему научиться на уроке? (ответы)

Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал.

— Как образуются семьи? В чем заключается основа такой семьи?

— Основные назначения семьи. Назовите их?

— Каким образом государство заботится о благополучии семьи?

2. Если семья не выполняет своих обязанностей

— Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.

(Проверка выполнения задания.)

В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.

— Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.

— Работая с текстом учебника на с. 28 и дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.

Закон признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет.

Ребенок имеет право:

  • на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами;
  • на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд);
  • на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов;
  • на выступление в ходе судебного разбирательства (с десяти лет учет мнения ребенка обязателен);
  • на участие в решении вопроса о своей фамилии (с десяти лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка);
  • с шести лет совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.);
  • с четырнадцати лет на большую свободу действий (появляется личное имущество, которым он может свободно распоряжаться).

(Проверка выполнения задания.)

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

— Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают семьи? Как охарактеризовать благополучную и неблагополучную семью? Какие основные права имеет ребенок?

3. Какие бывают семьи

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре ( хлопаем в ладоши )

Кто живёт у нас в квартире? ( шагаем на месте )

Раз, два, три, четыре, пять ( прыжки на месте )

Всех могу пересчитать ( шагаем на месте )

Папа, мама, брат, сестра ( хлопаем в ладоши )

Кошка Мурка, два котёнка ( наклоны туловища вправо, влево )

Мой сверчок, щегол и я — ( повороты туловища вправо, влево )

Вот и вся моя семья. ( хлопаем в ладоши )

В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности.

— Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 31 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России.

(Ученики выполняют задание.)

— Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?

— Чем скреплялась многопоколенная семья?

— Кто являлся главой семьи?

— Какие качества цементировали эту семью?

— Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?

— Кто такая большуха ?

Читать статью  Что ожидают мужчины от брака и как создать крепкие отношения

— Справедливо ли такое название?

— Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В. Белов.

— Как вы думаете, за какой семейный труд отвечал хозяин — мужчина, глава дома и крестьянской семьи?

— А что входило в обязанности хозяйки?

— Как распределяются обязанности в современной семье?

— Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на с. 30 учебника, и вопросы к ней.

Итак, какие семьи бывают? Охарактеризуйте их?

IV. Закрепление изученного материала

Игра «Угадаем — не угадаем?»

Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом — будем искать на них ответы. Разгадать загадки будет легко, ведь они все на тему семьи.

Загадка 1. Русская пословица гласит: «Жить для себя — тлеть, для семьи — … (пропущен глагол), а для народа — светить». Назовите пропущенный глагол. ( Гореть. )

Загадка 2. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? ( О матрешке. )

Загадка 3. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? ( Улей, борть. )

Загадка 4. Как называется семья львов? ( Прайд. )

Загадка 5. Самые «семейные» грибы — это… ( Опята. )

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

  • На уроке я работал (а)… ( активно / пассивно ).
  • Своей работой на уроке я… ( доволен (довольна) / недоволен (недовольна) ).
  • Урок мне показался… ( коротким / длинным ).
  • За урок я ( не устал(а) /устал(а) ).
  • Мое настроение… ( стало лучше / стало хуже ).
  • Материал урока мне был… ( полезен / бесполезен, интересен / скучен ).

Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

— Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

— Ребята, как вы думаете, какое домашнее задание вы получите?

Параграф 3, подготовить проект по теме «Моя семья»

Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: «Рынок труда. Беработица»

«Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы» (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл.

план конспект урока по обществознанию 9 класс тема «Правоохранительные органы»

урок изучения нового материала, с элементами исследовательской рабоы учащихся, с использованием ИКТ.

Конспект урока по обществознанию 11 класс тема: «Предприниматель и бизнес»

Ознакомить со структурой производства, показать принципиальное различие между предприятием и фирмой как хозяйственными субъектами; показать сущность предпринимательства как особой формы экономической .

Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема: «Семейный бюджет»

Конспект урока по обществознанию 6 классТема: «Семейный бюджет».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл.

Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс Тема урока: «Человек славен добрыми делами»

Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс.

Обществознание. 5 класс. 7 урок: Семья и семейные отношения

Данный материал по обществознанию для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл.

Урок «Семья и семейные отношения»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.

Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.

— Что за цветок у меня в руке?

Сейчас вы будете отрывать лепесточек и читать слово. Остальные запоминают все слова.

СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом

Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

— Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности.

— А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране с 8 июля.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, зачем создаются семьи, что будет, если семья не выполняет своих обязанностей, и какие бывают семьи.

Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья?

Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.

А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?

Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.

Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.

Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

— Ну что ты так долго? Посмотрел?

— Ну и как там у них?

— У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?

Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.

Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.

А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки к пенсии матери.

Читать статью  Профессиональное обучение вокалу в школе SOLO

Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?

А теперь давайте отгадаем загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

А одним словом папу и маму мы как называем? Родители

А для чего нужны родители?

Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?

Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.

Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?

Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.

Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.

Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)

Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.

А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.

Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?

А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?

Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными.

А теперь давайте поиграем в игру, называется она продолжи предложение. Не забываем поднимать руку при ответе.

Семья – это группа людей,…. Связанная кровным родством и брачными узами.

Семьи, в которых двое и более детей имеют право на …. Дополнительное пособие – материнский капитал.

Суд может лишить родительских прав за… невыполнение своих обязанностей.

Семьи, в которых живут родители, дети, бабушки и дедушки – называются…. Трехпоколенными

Двухпоколенная семья – это семья, в которой… проживают дети.

У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. (Приложение 2) Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.

Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен? Трехпоколенная.

Вова, мама Таня – неполная

Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.

Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.

Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.
  2. Государство никак не заботится о семье.
  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.
  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.
  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.
  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.

Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.

Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).

И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. (Приложение 3)

Семейные отношения

Семейные отношения требуют понимания нескольких терминов. Обществознание предлагает начинать с изучения типов семей. Счастливые семьи могут быть, если отношения между членами наполнены истинными чувствами.

Функции и задачи семьи

У семьи особая задача. Она объединяет людей для выполнения функций. Основная – развитие человечества. Задачи постоянно меняются, как и общество, которое состоит из маленьких ячеек – семей. Часть задач являются одновременно и характеристикой объединения людей в одну ячейку общества:

  • продолжение человеческого рода (репродуктивная);
  • воспитание потомства (социальная);
  • ведение хозяйства сообща;
  • эмоциональная связь: любовь, тепло, ласка, желание заботиться.

Члены семьи защищают друг друга. Мужчины – физически и финансово, женщины – морально и психологически. Дети – эмоционально и физически.

О семьях заботить и государство. Какие формы заботы можно выделить:

  • финансовые – компенсации, сертификаты за рождение детей, пособия;
  • экономически – строительство жилья, учреждений.
  • психологические – поддержка интересов семей на различных уровнях власти.

Не все семьи выполняют поставленные перед ними задачи. Часть ведет асоциальный образ жизни. Результаты таких отношений – брошенные дети, дома для престарелых, социальные приюты.

Портрет семейных отношений

Ученые делят семьи на две группы. В основе классификации тип отношений или их отсутствие. Существует 2 группы:

которые читают вместе с этой

  • неблагополучные;
  • благополучные.

Для неблагополучных характерны такие отношения: зависть, лень, злобность, жестокость. Для благополучных – любовь и нежность, взаимопомощь и поддержка, внимание и забота.

Другая классификация предполагает деление семей по количеству поколений, связанных отношениями:

  • Неполные. Отношения связывают мать и ребенка (нет полного восприятия семьи).
  • 2-поколенная. Отношения связывают родителей и детей.
  • 3-поколенная. Деды, родители, дети.
  • 4 – поколенная. Связи идут от прабабушек (прадедушек).

Чем больше поколений, тем сложнее семейные связи. Отношения развиваются по определенным законам. Но сказать о насыщенности чувств и тесноте семейных уз нельзя только от количества поколений.

Семейные отношения – это не количество человек в семье. Чувства воспитанности и культуры взаимопонимания – основа отношений.

Предназначения семей

Семья – исторический факт. Семейные отношения появились еще в древние времена. В основе семьи лежит любовь. Но это было не всегда.

Часть эпох не позволяли создавать семьи на любви. Это могла быть воля барыни (начальства), материальная выгода. История учит, что самыми крепкими были семьи, основанные на взаимном чувстве нежности.

Любовь – эмоциональная привязанность между людьми. Ученые пытаются высчитать, сколько длится любовь. Но у каждого человека свои периоды. Дать правильный ответ невозможно. Факторы связи зависят от индивидуальной психики человека, силе привязанности.

Семья и семейные отношения – сложные многогранные понятия.

Что мы узнали?

Из темы по обществознанию (5 класс) мы узнали, что в любой семье начинают формироваться семейные отношения. От них зависит крепость семьи, длительность чувств. Связи между членами различны, имеют различную историю возникновения. Отношения помогают выполнить предназначение и задачи, которые поставило человечество перед его ячейкой. Без чувств отношения невозможны.

Источник https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2017/09/25/konspekt-uroka-po-obshchestvoznaniyu-5-klass-tema-uroka

Источник https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/11/03/urok-semya-i-semeynye-otnosheniya

Источник https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/semeynye-otnosheniya-semya-5-klass.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *